Научная статья на тему 'Образ героя и социальная безопасность'

Образ героя и социальная безопасность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
178
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ГЕРОЯ / БЕЗОПАСНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР / КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / THE IMAGE OF HERO / SAFETY SOCIAL CHOICE / CRITERIA OF SOCIAL RISK / EDUCATIONAL ACTIVITY OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Теряева Оксана Александровна, Шабров Павел Николаевич

Образ социального героя ориентир успешного социального воспитания. Ценностная шкала анализа современных героев. Основания для безопасного выбора. Роль школы и СМИ. Аксиологическая дезориентация. Разногласия в «должном» и «принятом». Целенаправленная учебная и внеурочная деятельность по анализу образов социальных героев. Формы и методы работы воспитания позитивно-ценностного отношения к образу героя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ героя и социальная безопасность»

ОБРАЗ ГЕРОЯ

и социальная безопасность

Оксана Александровна Теряева, Павел Николаевич Шабров,

преподаватели Петрозаводского лесотехнического техникума

Отечественное педагогическое сообщество напряжённо ищет, как решить проблему успешной социализации учащихся общеобразовательной школы, особенно выпускников.

• образ героя • безопасный социальный выбор • критерии социального риска

• воспитательная деятельность педагогов

м

ы согласны с мнением Б.З. Вульфова, который писал: «Нельзя адаптироваться к катастрофизму, необходимо его преодолевать и следует учить ему противостоять».

Общеобразовательная школа пытается противостоять этому явлению путём социального воспитания (гражданского, экономического, социокультурного, патриотического, духовно-нравственного), а также профилизации образования в старших классах и профориентации. Тем не менее, эффективность его недостаточна, и поисками причин этой недостаточности заняты многие педагоги-исследователи. Так, М.А. Ковальчук1 предлагает сосредоточить внимание на так называемой социальной самозащите личности — формировании готовности личности к активной защите своих интересов в юридическом, физическом,

1 Ковальчук М.А. Подготовленность к социальной самозащите как условие социального становления человека [Электронный ресурс]. URL: http://yspu/edu. su/news/22013.html

материальном, физиологическом и психологическом аспектах. Т.Н. Сапожни-кова2 рассматривает явление «жизненное самоопределение личности» как «процесс, состояние и результат», делая акцент на необходимости комплексного полинаучного анализа этого явления. Мы усматриваем основную причину в том, что имеющиеся направления социального воспитания школьников в значительной мере разобщены и обособлены друг от друга, в то время как требуется согласованная работа на общий результат — успешную социализацию выпускников общеобразовательной школы. Мы полагаем необходимым объединить потенциалы социального воспитания, профориентации и преподаваемых в общеобразовательной школе дисциплин на единой, унифицированной теоретико-методологической базе в виде одной из новых отечественных теорий социальной безопасности, которая рассматривает проблемы социализации

2 Сапожникова Т.Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: автореф. дисс. ... докт. пед. наук. Кострома, 2010.

школьников в научном плане. В качестве этой базы мы предлагаем избрать теорию комплексной социальной безопасности существования российского общества М.С. Але-шенкова3, интерпретировав её с точки зрения школьной педагогики как идею формирования готовности выпускников общеобразовательной школы к «безопасному социальному выбору», под которым мы понимаем выбор школьником безопасного направления своего жизненного пути. Этот выбор школьника формируется под влиянием господствующих в социуме ценностных установок — аксиологических приоритетов. Они создают условия для того, чтобы выбрать вектор развития морально устойчивой личности и гражданина, планирующего свою жизнь и профессиональную карьеру. Субъективными носителями этих приоритетов могут считаться образы социальных героев. Формирование позитивно-ценностного отношения к образу героя — важный аспект развития нравственных ценностей личности, закладывающий основы безопасного социального выбора.

Для научной оценки этого образа необходимо руководствоваться объективной аксиологической шкалой, свободной от тенденциозных оценок СМИ, по бинарному принципу (да / нет; соответствует / не соответствует; противоречит / не противоречит, герой / антигерой). В качестве такой шкалы мы предлагаем использовать совокупность критериев социальных рисков, по М.С. Алешенкову:

• правовое поле безопасности человека и общества;

• социально-экономические показатели жизни человека;

• эколого-медицинские показатели жизни человека;

• качественные показатели организации общества;

3 Алешенков М.С. Комплексные угрозы российскому обществу XXI века: онтологические и методологические основы прогнозирования: дис.... докт. филос. наук. Ростов-на-Дону, ГНУ Северо-Кавказский центр высшей школы, 2004.

• качество инженерных технологий защиты объектов и систем;

• информационная безопасность человека и общества;

• социокультурная безопасность человека и общества.

Приняв эту классификацию за основу для оценки образа социального героя (антигероя), мы сможем объективно проанализировать тот или иной героический (антигероический) образ с точки зрения его истинности или ложности. При этом считаем задачи декларирования школьникам героев и разоблачения перед ними антигероев одинаково важными, поскольку образ героя не противоречит требованиям соблюдать положительную динамику показателей этой классификации, а образ антигероя неминуемо войдёт в противоречие с ними, причём все эти показатели должны быть рассмотрены в комплексе. Именно в этом ключе, по нашему мнению, необходимо обсуждать образы социальных героев и антигероев в школе. Эта тема прямо или косвенно задействована педагогами и классными руководителями, будь то изучение отечественной литературы, истории (особенно, новейшей), гражданское воспитание либо внеурочная работа.

Опора на теорию М.С. Алешенкова позволяет создать компактную и логичную шкалу научной оценки образов социальных героев, если мы соотнесём эти образы с определёнными видами безопасности по отношению к здоровью человека (физическому, психическому и нравственному):

1. Безопасность по отношению к физическому здоровью: характеризует образы социальных героев с точки зрения физической безопасности. В неё входят следующие подвиды:

• степень эколого-медицинской безопасности — характеризует безопасность образа социального героя по отношению

к экологическим и медицинским показателям среды обитания человека;

.ЖОЛА И ВОСПИТАНИЕ

• степень социально-экономической безопасности — характеризует безопасность содержания образа социального героя по отношению к правовому полю безопасности человека и общества, по отношению к социально-экономическим показателям жизни человека, а также по отношению к качественным показателям организации общества, в том числе по вопросам военной и антитеррористической безопасности.

2. Безопасность по отношению к психическому здоровью связана с использованием информационных мощностей и формированием адекватного отношения образа социального героя к их применению.

3. Безопасность по отношению к нравственному здоровью характеризует степень социокультурной безопасности содержания образа социального героя, отношение его к сохранению национальных культурных традиций, моральных общечеловеческих ценностей, положений этики.

Образы социальных героев — своеобразная точка отчёта, фиксирующая позитивное отношение школьника к субъективно понимаемым им общечеловеческим ценностям. Персонифицированные образы социальных героев задают модель поведения в большинстве жизненных ситуаций и вносят в осмысление субъективный аспект сравнения (добро и зло, герой и антигерой). Героическое поведение принадлежит к сфере нравственной и, как считают исследо-ватели4, является наиболее полным воплощением совершенного поведения личности, способной осуществлять безопасный социальный выбор, проявляющийся прежде всего в поступке. Содержание поступка определяет нравственность и моральность поведения, различие добра и зла. Не всякое действие человека становится поступком, но только то, которое является его сознательным выбором. Давать нравственную оценку, нести ответственность за дурной (или хороший) поступок человек может сообразно своему знанию о его объективной нравственной ценности. Установление образа антигероя как вероятной предпосылки осуществления молодёжью небезопасного со-

4 Плахов В.Д. Герои и героизм. Опыт современного осмысления вековой проблемы: Монография. СПб.: КАРО, 2008; Сапронов П.А. Феномен героизма. СПб., 2005.

циального выбора приводит к неблагоприятным последствиям, которые сказываются на нравственном, физическом, психологическом здоровье школьника, приводят к освоению деструктивного, рискованного поведения. Ценностная шкала анализа образов современных героев и антигероев даёт возможность анализировать идеалы-образы по отношению к видам здоровья (рис. 1).

Идеал-образ по отношению к здоровью

Герой соответствует Антигерой не соответствует

физическое здоровье

стойкость безрассудство, драйв

психическое здоровье

смелость инфантилизм, жестокость

нравственное здоровье

мужество, честь отрицание социальных запретов

Рис. 1. Аксиологическая шкала анализа образов современных героев и антигероев

Приняв эту основу для оценки образа социального героя (антигероя), мы получим возможность объективного анализа героического (либо антигероического) образа на истинность или ложность, считая задачи декларирования школьникам героев и разоблачения перед ними антигероев с научной точки зрения одинаково важными. С помощью алгоритма (рис. 2) образ социального героя проверяется на соответствие критериям социальной безопасности через отношение к видам здоровья человека.

К сожалению, современные средства массовой информации пропагандируют образ антигероя как образец для подражания, демонстрируют всю совокупность поведения личностного и социального риска, что приводит к неблагоприятным последствиям, которые сказываются на нравственном, физическом, психологическом здоровье молодого человека. Как отмечает И.А. Зимняя,

Рис. 2. Алгоритм проверки образа социального героя на соответствие критериям социальной безопасности через отношение к видам здоровья человека

современная молодежь ориентирована на «АСС-авторитеты» (агрессия, сила, секс)5. Такая ситуация во многом определяется отсутствием педагогической интерпретации деятельности средств массовой информации. Необходим процесс, направленный на формирование позитивных ценностей, ответственности, трудолюбия, четкого представления о добре и зле.

Педагоги отмечают, что в современной молодежной среде лидерство в формировании мировоззрения, жизненных ценностей, образцов для подражания принадлежит СМИ, а не школе6. Мощно развитый ин-

5 Зимняя И.А. Психолого-педагогическая характеристика стратегиального подхода и общей стратегии воспитания // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. И.А Зимней. М., 2005. С. 465-474.

6 Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Народное образование.

2006. № 9. С. 21-26.

ститут СМИ, пропагандируя образ антигероя как образец для подражания, демонстрирует все социальные риски: культ жестокости, насилия, сексуальной распущенности, безнравственного гедонистического поведения, отрицание социальных запретов, отказ от нравственных установок, культивирование драйв-мышления. Позитивные примеры жизни и подвигов настоящих героев, преданных стране, предпринимающих в трудных условиях невероятные усилия, чтобы вопреки всему остаться людьми, табуиру-ются или осмеиваются. Аксиологическая дезориентация, отсутствие позитивных примеров и образцов поведения, разногласия в «должном» и «принятом» порождаются в том числе нескоординиро-ванностью школьного воспитания и стихийной социализации, где активно присутствуют современные СМИ, кино, Интернет. Подобные тенденции провоцируют неопределенность в ситуациях жизненного выбора.

Анализ сюжетов и поведения персонажей популярных у молодежной аудитории сериалов и реалити-шоу на основе ценностной шкалы дает возможность объективно трактовать наличие или отсутствие смысловых и жизненных ориентиров. Например, мир, вывернутый наизнанку, показан в молодежном сериале «Клуб»: строить свою жизнь не нужно, получать образование не требуется, достаточно прийти в клуб, чтобы сделать карьеру и найти любовь, деньги решают все. Сюжет, где персонаж находит в себе силы осуществлять нравственный социальный выбор, помогает людям, не использует в достижении цели подлость, коварство, обман, двуличие, — редкость в современном медиамире. Социальные, нравственные качества молодых людей формируются посредством всего того, что они слышат и видят, сознают и переживают. Диагностика выбора идеалов и предпочтений современных молодых людей свидетельствует, что более половины опрошенных школьников называют героями и кумирами лиц с девиантным

ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ

поведением7. Наркоманы, извращенцы, бездельники вдохновляют молодых людей, занимают их мысли, становятся эталоном поведения. Динамика ценностных ориентаций свидетельствует об одной из характерных особенностей современного общества — антиге-роичности. Важный аспект для развития нравственных ценностей личности — формирование позитивно-ценностного отношения к образу героя, особенно в современных социокультурных условиях всеобщего распространения массовой культуры. Юноши и девушки испытывают необходимость в непосредственных человеческих контактах после просмотра заинтересовавшего их фильма, телепередачи, другой медиаинформации. Самоанализ же продукции средств массовой информации лишён системности, а это значит, что большая часть информации усваивается школьниками поверхностно. На наш взгляд, направленная учебная и внеурочная деятельность по анализу образов социальных героев даёт возможность школьникам не только осознавать своё отношение к образам в этических понятиях (добро, зло, герой, антигерой), но и эмоционально реализовать такой важный механизм общения, как обратная связь. В целях выработки системы нравственных норм и закрепления принципов оценки позитивно-ценностных отношений на занятиях используются адекватные формы и методы работы со школьниками, включающие обсуждение фильмов, использование ин-

7 Молодое поколение России: нравственные ориентиры и запреты / Книга 1. // Материалы отчета по проекту: Динамика смыслообразующих факторов воспитанности учащейся молодёжи в современном российском обществе за 2008 год. Под ред. Козловой А.Г., Роботовой А.С. Спб.: НП «Стратегия будущего», 2008.

терактивных методик, выполнение творческих заданий, формирующих позитивные потребности, ценности, мировоззрение.

Решить проблему выбора позитивно-ценностного образа героя удастся, если в рамках урочной и внеурочной деятельности организовать совместные просмотры и обсуждения художественных и документальных фильмов, создать клубы героического кино, проводить кинолектории. Формирование нравственных убеждений учащихся строится и на взаимодействии чтения и просмотра экранных произведений, в процессе интерактивных тренингов, классных часов, основная идея которых в том, чтобы дать объективный аксиологический анализ того или иного героического (антигероического) образа на истинность или ложность. В качестве модели мы предлагаем избрать разработанную в рамках идеи формирования готовности школьников к «безопасному социальному выбору» ценностную шкалу. Воспитывая позитивно-ценностное отношение к образу героя, педагог имеет некоторые возможности сузить стихийные воздействия СМИ на школьников, уменьшить в учебной и внеурочной деятельности риск столкновения человека с негативным влиянием медиа, а также скорректировать последствия произошедших столкновений таким образом, выработать устойчивую модель безопасного социального выбора школьниками своего жизненного пути. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.