Научная статья на тему 'Типология героев в драматургии Степана лобозёрова'

Типология героев в драматургии Степана лобозёрова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
312
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОБОЗЁРОВ С.Л / ТИП / ЦЕННОСТИ / ОБЫЧНЫЙ ГЕРОЙ / ЗАПУТАВШИЙСЯ ГЕРОЙ / АНТИГЕРОЙ / ГЕРОЙ-РЕЗОНЁР / ГЕРОЙ-ИНТЕЛЛИГЕНТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вторушина Н. И.

В данной статье делается попытка составить типологию героев российского драматурга С.Л. Лобозёрова на основе ценностных ориентаций персонажей в соотношении с авторской аксиологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология героев в драматургии Степана лобозёрова»

речь идёт не об интеллектуальных и логических способностях человека, а о его духовной силе, способности противостоять соблазнам.

Жанр трагикомедии в творчестве С.Л. Лобозёрова окончательно оформился в пьесе «В ста шагах от праздника» (2007 г.). Перед автором и читателем предстаёт герой-интеллигент - не хороший и не плохой, склонный заблуждаться и возвращаться на путь истинный, готовый «переступить», но в последний момент останавливающийся из-за невозможности отказаться от своих нравственных ценностей. В жанре трагикомедии С.Л. Лобозёров по-прежнему высоко ставит традиционные ценности: дом, семья, дети, доброе соседство, праздник, песня и т.д. Одновременно на первый план выходят духовные ценности более высокого порядка: смысл человеческого существования, вера в лучшее, прощение, взаимопомощь, единение, гармония.

Таким образом, эволюция жанров драматургии С.Л. Лобозёрова представляет собой сложное поэтапное движение автора от комедии к трагикомедии. От оптимистического, можно даже сказать, идиллического мирови-дения С.Л. Лобозёров переходит к пониманию сложных процессов, которые происходят в обществе, видит слабые и сильные стороны современного человека, убеждается в необходимости возродить традиционные ценности и восстановить разрушенную связь между поколениями. Смешивая серьёзное и смешное, высокое и низкое, трагическое и комическое, С.Л. Лобозёров передаёт мироощущение эпохи, а также выражает своё авторское мирови-дение: несмотря на все невзгоды и испытания, в жизни человека есть место доброте и надежде на лучшее.

Список литературы:

1. Лобозёров С.Л. Пьесы / С.Л. Лобозёров. - Улан-Удэ, 2007. - 336 с.

2. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс] / В.С. Сте-пин. - М.: Мысль, 2000-2003. - Режим доступа: http://www.iph.ras.ru.

3. Соловьев В.С. Смысл любви: Избр. произведения / В.С. Соловьев. -М.: Современник, 1991. - 524 с.

ТИПОЛОГИЯ ГЕРОЕВ В ДРАМАТУРГИИ СТЕПАНА ЛОБОЗЁРОВА

© Вторушина Н.И.*

Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ

В данной статье делается попытка составить типологию героев российского драматурга С.Л. Лобозёрова на основе ценностных ориента-ций персонажей в соотношении с авторской аксиологией.

* Аспирант кафедры Русской литературы. Научный руководитель: Башкеева В.В., профессор, доктор филологических наук.

Ключевые слова: Лобозёров С.Л., тип, ценности, обычный герой, запутавшийся герой, антигерой, герой-резонёр, герой-интеллигент.

В теории литературы уже классифицированы литературные персонажи на основании ценностных ориентаций. Первый шаг в этом направлении был сделан М.М. Бахтиным в работе «Автор и герой в эстетической деятельности». При помощи ценностного критерия М.М. Бахтин разграничивает понятия «тип» и «характер». Идея получила развитие в «Теории литературы»

B.Е. Хализева, в специальном параграфе «Персонаж и его ценностная ориентация». По Хализеву, ценностные ориентации героев образуют следующие «сверхтипы»: авантюрно-героический, житийно-идиллический, антигерой. Последний сверхтип потому и антигерой, что лишён ценностной позиции в жизни, либо ориентирован на ложные ценности [Хализев: 196-206].

В литературоведении, литературной критике и театральной критике устоялось мнение о том, что все без исключения герои С.Л. Лобозёрова представляют собой тип простого, нерефлексирующего сельского жителя, тяготеющего, по Хализеву, к житийно-идиллическому типу. Однако эта характеристика в полной мере применима только к некоторым персонажам пьес

C.Л. Лобозёрова, по дате создания относящимся в основном к 80-м годам. В поздних пьесах лобозёровский герой усложняется, появляются новые типы героев, их образы наполняются новым аксиологическим содержанием.

По нашему мнению, герои пьес С.Л. Лобозёрова поддаются определённой аксиологической классификации, которая шире определения «простой герой». Мы возьмём на себя смелость составить типологическую классификацию героев пьес С.Л. Лобозёрова на основе авторских духовных ценностей и эмоционально-ценностных ориентаций героев (термин А.Т. Касаткиной, которая подразумевала под ним способ отношения героя к миру, его реакцию на мир [Касаткина: 7]).

Прежде всего, среди героев С.Л. Лобозёрова можно выделить «обычного героя» и «иного героя». Данная классификация, как и любая другая, во многом условна, но она позволяет глубже проникнуть в ценностный мир художественных произведений С.Л. Лобозёрова и взглянуть на творчество драматурга под другим углом.

Яркими представителями типа «обычного» героя являются персонажи преимущественно ранних пьес драматурга: «Маленький спектакль на лоне природы» (1982 г.) и «По соседству мы живём» (1985 г.). Однако и в более поздних пьесах автора можно встретить «обычного героя» в окружении «иных героев». Так, к «обычным героям» можно отнести Фёдора Кузмича из «Коммерсантов» (1990 г.), Бабку и Деда из трагикомедии «В ста шагах от праздника» (2007 г.). От пьесы к пьесе сохраняют верность себе «обычные герои» Катерина и Тимофей - персонажи «Семейного портрета с посторонним» (1994 г.) и «Семейного портрета с дензнаками» (1998 г.). Подобная привязанность к «обычному герою» можно объяснить личной приверженностью

С.Л. Лобозёрова к традиционному укладу жизни, его симпатией к рядовым, «обычным» людям, населяющим и деревни, и города.

На пути изображения «обычного героя» С. Лобозёров не одинок. Как отмечает Громова, в 80-е годы на смену «положительному» герою, традиционному для советской литературы, и герою-романтику, максималисту, борцу с несправедливостью 50-60-х годов пришли «не герои», а «серединные люди», «маргиналы», «средненравственные», «герои обочины» [Громова: 7]. «Обычный герой» С.Л. Лобозёрова, с одной стороны, вписывается в литературную тенденцию 80-х годов своей повседневностью и «негероичностью», но, с другой стороны, резко отличается от всех этих «средненравственных» людей и, тем более, «маргиналов». Отличие заключается, прежде всего, в том, что «обычный герой» С.Л. Лобозёрова - это всегда герой положительный.

«Обычный герой» С.Л. Лобозёрова - это нормальный человек со своими достоинствами и недостатками, который по большому счету придерживается традиционных онтологических ценностей: дом, семья и дети, традиционный уклад жизни (особенно старшее поколение). При этом героиня -женщина и сильнее, и мудрее, чем герой-мужчина, она является главой семьи и добытчиком (Агриппина в «Маленьком спектакле на лоне природы», Катерина в «Семейном портрете с посторонним»). Через образы героев возможен выход на уровень авторской аксиологии - С.Л. Лобозёров разделяет ценности своих «обычных» героев, но в то же время ценностная сфера автора шире и богаче, чем ценностные «наборы» его симпатичных, но всё же не склонных к рефлексии и самоанализу героев. Сохранение родовых корней и родовой памяти, традиционное распределение ролей в семье, понимание и взаимопонимание, сострадание и бескорыстная помощь - всё это, безусловно, относится к важным онотологическим и гносеологическим ценностям С.Л. Лобозёрова.

В 90-е годы на смену, а точнее, в дополнение к «обычному герою» С.Л. Лобозёрова приходят «иные» герои, рождённые стремительно меняющийся реальностью: пьяницы и дебоширы, неудачливые коммерсанты, деловые женщины, не сумевшие приспособиться к новым условиям жизни интеллигенты. Как и «обычный герой», «иной» герой может ориентироваться на традиционные онтологические ценности (семья, дети, дом), но при этом может обладать более сложным по сравнению с «обычным героем» внутренним миром или даже являться проводником авторского мнения. С другой стороны, «иной герой» в силу разных причин может не пройти испытание отношениями с другими людьми, деньгами и т.п., отпасть от традиционных нравственных ценностей, отказаться от семьи, дома, рода.

Можно выделить несколько подтипов «иного» героя, которые встречаются в пьесах С.Л. Лобозёрова 1990-х и 2000-х годов: «От субботы к воскресенью» (1988 г.), «Коммерсанты» (1990 г.), «Семейный портрет с посторонним» (1994 г.), «Семейный портрет с дензнаками» (1998 г.), «Его алмазы

и изумруды» (1995 г.), «В ста шагах от праздника» (2007 г.). Это герой-резонёр, герой-интеллигент, запутавшийся герой и антигерой. Ценностные ориентации «иного» героя могут быть прямо противоположны традиционным ценностям «обычного» героя (запутавшийся герой, антигерой), либо приближены к авторским ценностям (герой-резонёр), либо колебаться между духовными ценностями и ценностями новой эпохи (герой-интеллигент).

Запутавшийся герой С.Л. Лобозёрова - это, по сути, «обычный» герой, который в силу различных жизненных обстоятельств стал пьяницей, дебоширом, бездомным, душевно очерствел или просто в силу своего небольшого жизненного опыта не смог правильную дорогу в жизни. Таковы Григорий и Фёдор из пьесы «От субботы к воскресенью», Васёк и Николай из «Коммерсантов».

Антигерой еще более далек от традиционной системы ценностей, чем запутавшийся герой. Поступки запутавшегося героя - следствие его заблуждений; поступки антигероя целенаправленны и связаны с его ложными ценностями, в основном материальными. Так, «антигероя» Михаила («Семейный портрет с дензнаками») давно обуревают идеи быстрого обогащения. Он мечтает выиграть в телевизионном шоу миллион, строит оранжерею, собирается выкопать в огороде «море» и разводить то ли бобров, то ли ондатр. Михаил кланяется сумке с деньгами, как золотому тельцу, первый отрекается от бога, родины, дома и семьи.

Герой-резонёр, как и положено по законам литературы, выражает авторскую позицию по отношению к происходящему, транслирует авторские ценности. При этом можно наблюдать усложнение образа героя-резонёра от чудаковатой, но наделённая народной мудростью Бабки («Семейный портрет с дензнаками») до Отца и Матери («Его алмазы и изумруды») - основателей и хранителей рода. В итоге героем-резонёром становится Семён («В ста шагах от праздника») - неудачливый и непроницательный, но отзывчивый и готовый начать новую жизнь. Причем, обновление предполагает переезд в деревенский дом, то есть возвращение на «лоно природы» и к традиционным ценностям «обычных героев».

Для героя-интеллигента характерна неприспособленность к рыночным условиям постперестроечного мира, способность ставить духовные ценности выше материальных, рефлексия, острые переживания, которые могут заставить его всерьёз задумываться о совершении поступков, идущих вразрез с нравственными ценностями. Таковы Василий из пьесы «Его алмазы и изумруды», Виктор и Ирина из трагикомедии «В ста шагах от праздника», которые задумали совершить обмен жильём и обмануть друг друга. Как следствие, один пытается замаскировать очевидные недостатки квартиры, другая выдаёт недостроенный дом на отшибе за прекрасный особняк. Но, несмотря на обстоятельства и испытываемые при этом чувства, таких неприглядных поступков герой-интеллигент никогда не совершает. Дело в духовной осно-

ве, в высших ценностях, в том числе и христианских, которые помогают герою-интеллигенту выстоять.

Таким образом, от типа простого и нерефлексирующего «обычного» героя, представленного в ранних пьесах, С.Л. Лобозёров приходит к типу героя-интеллигента с богатым внутренним миром, терзаемого сомнениями, пытающегося осмыслить фундаментальные вопросы бытия, но при этом опирающегося на ценности традиционного уклада жизни. Цикличность типологии героев С.Л. Лобозёрова объясняется авторскими убеждениями и ценностями: проведя героя через испытание непониманием, деньгами, любовью, драматург возвращает его к вечным ценностям прощения, согласия с собой и с окружающим миром, взаимопомощи, веры в лучшее, а также к традиционным ценностям семьи, детей, дома.

Список литературы:

1. Громова М.И. Русская драматургия конца ХХ - начала XXI века: учеб. пособие / М.И. Громова. - 3-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 368 с.

2. Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций / Т.А. Касаткина; Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. - М.: Наследие, 1996. - 333 с.

3. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 2002. - 437 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.