Научная статья на тему 'Воспитание социальной активности школьников в условиях актуализации историко-героических традиций города-героя'

Воспитание социальной активности школьников в условиях актуализации историко-героических традиций города-героя Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
233
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ГОРОД-ГЕРОЙ / ИСТОРИКО-ГЕРОИЧЕСКИЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ГОРОДА-ГЕРОЯ / SOCIAL ACTIVITY / UPBRINGING OF SCHOOLCHILDREN / DEVELOPMENT OF PATRIOTISM AND CIVIC RESPONSIBILITY / CITY-HERO / HISTORICAL-HEROIC AND SPIRITUAL-MORAL TRADITIONS OF THE CITY-HERO

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акимова Татьяна Николаевна

В статье сделана попытка раскрыть значимость формирования социальной активности школьников, рассмотрены виды и показатели её сформированности, охарактеризован потенциал города-героя в воспитании социальной и гражданской ответственности обучающихся на примере города-героя Ленинграда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Акимова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPBRINGING OF SCHOOLCHILDREN’S SOCIAL ACTIVITY CONCERNING HISTORICAL AND HEROIC TRADITIONS OF THE HERO CITY

The article attempts to reveal the significance of schoolchildren’s social activity developing, discusses the types and indicators of its formation, describes the potential of the hero city in raising schoolchildren’s social and civic responsibility using the example of the hero city of Leningrad.

Текст научной работы на тему «Воспитание социальной активности школьников в условиях актуализации историко-героических традиций города-героя»

Воспитание, социализация и развитие личности

Т.Н. Акимова

(Санкт-Петербург)

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ АКТУАЛИЗАЦИИ ИСТОРИКО-ГЕРОИЧЕСКИХ

ТРАДИЦИЙ ГОРОДА-ГЕРОЯ

UPBRINGING OF SCHOOLCHILDREN'S SOCIAL ACTIVITY CONCERNING HISTORICAL AND HEROIC TRADITIONS

OF THE HERO CITY

В статье сделана попытка раскрыть значимость формирования социальной активности школьников, рассмотрены виды и показатели её сформированности, охарактеризован потенциал города-героя в воспитании социальной и гражданской ответственности обучающихся на примере города-героя Ленинграда.

Ключевые слова: социальная активность, воспитание школьников, развитие патриотизма и гражданской ответственности, город-герой, историко-героические и духовно-нравственные традиции города-героя.

The article attempts to reveal the significance of schoolchildren's social activity developing, discusses the types and indicators of its formation, describes the potential of the hero city in raising schoolchildren's social and civic responsibility using the example of the hero city of Leningrad.

Key words: social activity, upbringing of schoolchildren, development of patriotism and civic responsibility, city-hero, historical-heroic and spiritual-moral traditions of the city-hero.

Сегодня в государстве возрастает роль человеческого фактора во всех сферах общественного устройства. Это связывается с возрастающей ролью демократизации государственного строя и гуманизацией отношений как внутри страны, так и с внешним миром. Однако воспитание ответственного за будущее Отечества гражданина осложняется различными воздействиями на духовные ценности российского народа, разрушением воспитательной системы, направленной на деятельностное развитие патриотизма и социальной активности школьников. В педагогической среде, на образовательных форумах все чаще поднимается вопрос о значительном снижении культурного уровня юных граждан России, отрицании в детской и молодежной

среде позитивных и патриотических идеалов, объединяющих разные поколения. Возникла необходимость выработки эффективной государственной молодежной политики, направленной на создание условий для успешной социализации подрастающего поколения, обеспечения исторической преемственности в общественном развитии.

В последнее десятилетие государство усилило внимание к данной проблеме, разработав нормативно-правовую основу для усиления воспитательного процесса в образовательных организациях: Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия Детства»,

Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы"», «Национальная Стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», ведущим принципом которой стало «Партнерство во имя детей», и др.

Особая актуальность развития социальной активности школьников связана с новым социальным заказом общества на воспитание личности: коммуникативной, мобильной, открытой, социально активной, которая должна уметь проявить себя в различных областях общественной и политической жизни [1].

В обращении Президента к Федеральному собранию и россиянам прозвучал призыв развивать социальную активность детей и молодежи, создавать детские общественные объединения, направленные на воспитание у них гражданственности, так как им предстоит в ближайшем будущем управлять страной и, возможно, защищать её.

Это способствовало укреплению тенденции специализации в решении воспитательных задач институтов социализации детей и молодежи России. Ушла в прошлое пионерская организация с ее традициями, на смену ей приходят новые организации, объединения.

Работу по внедрению идей формирования нового этапа социальной активности подрастающего поколения в массы осуществляет Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), который является правопреемником пионерской организации с 1991 года. Его девиз - «За Родину, Добро и Справедливость» [2].

Однако данная деятельность сталкивается с психолого-педагогической проблемой мотивации школьников к участию в детском общественном объединении. Недостаточно научных исследований, позволяющих осуществить комплексный, системный

анализ данной проблемы, влияющей на процесс становления и развития социальной активности подрастающего поколения в современных условиях.

В философском словаре дана трактовка понятия: «Активность (от франц. activité сила действия) - действенность, деятельное поведение». Толковый словарь русского языка В. Даля даёт общеупотребительное определение «активного» как «деятельного, энергичного, развивающего». «Активный - это деятельный, действующий, жизненный, живой, не косный» [4].

В педагогике активность раскрывается как важнейшая черта личности, состоящая в способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и проявляющаяся в интенсивной деятельности в труде, учении, творчестве и т.п.

Л.И. Божович говорит о том, что «...социальная активность определяется как степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом и отражает превращение личности из объекта в субъект общественных отношений.» [3].

Таким образом, социальная активность личности представляет собой межпредметное понятие, которое в одинаковой степени используется в философии, социологии, психологии, педагогике и других науках.

Остановимся на психолого-педагогических аспектах данного феномена.

Психологический подход к понятию социальной активности определяет его как личностное качество, базирующееся на потребностях, мотивах и интересах личности, характеризуется как внутренняя готовность к деятельности в социуме (K.A. Абуль-ханова-Славская, И.Д. Бех, В.З. Коган, Е.П. По-ликанова, A.A. Смирнова, И.В. Цевелева и др.). По мнению В.З. Когана, социальная активность представляет сознательную и целенаправленную деятельность личности и её целостное социально-психологическое качество, которые диалектически взаимообусловлены, отражают воздействие субъ-

екта на процессы и явления окружающего социума. Способом существования социального субъекта и реальным проявлением его социальной активности выступает деятельность [6].

В исследованиях А.В. Иванова социальная активность рассматривается как способность человека производить общественно значимые преобразования в окружающей социокультурной среде с помощью присвоения богатств духовной и материальной культуры. Данное качество проявляется в творчестве, общении, волевых актах, показателем проявления выступает активная жизненная позиция человека (его идейная принципиальность, последовательность в отстаивании своих взглядов, единство слова и дела) [6].

По мере развития социальной активности личности природная способность перерастает в мировоззрение, социальную систему потребностей, установок, интересов, в конкретное взаимодействие человека с окружающей средой. Это определяет личностную позицию, жизненный статус, определяемый уровнем сознательности, целеустремлённости и социальной активности личности, то есть мерой включения в социальную, экономическую и духовную деятельность общества. Социальная активность является проявлением самоутверждения личности. Она может быть активной (постоянное стремление изменить окружающую действительность) и пассивной (следование установившимся традициям и нормам) [10].

В педагогике значительный интерес к понятию «социальная активность» возник достаточно давно, ещё в 70-е годы XX века, когда проблема формирования активной жизненной позиции советского гражданина рассматривалась прежде всего в контексте общественно-политической жизни, в жизненной позиции человека быть максимально полезным обществу.

Современен взгляд на социальную активность школьника как активизацию его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно полезную деятель-

ность, участие его в социальных проектах и конкурсах различного уровня, направленных на развитие индивидуальных творческих способностей. Важнейшим критерием социальной активности личности является мотивированность на саморазвитие, принятие позиции окружающих [5].

Социальная активность школьника развивается в рамках формирования его общей жизненной позиции и по мере развития личности занимает все более значимое, ведущее место в ее структуре. Она характеризует личность с точки зрения способа и характера взаимоотношений человека с определенной действительностью. Выражением социальной активности школьника является его отношение к обществу, деятельности, людям, самому себе. Она проявляется и формируется в конкретных делах, проявлении своего отношения к людям, обществу, нахождению способов практической реализации себя во взаимодействии с окружающим миром. Через деятельность школьник познает мир, себя, формирует свое самосознание, духовно-нравственные и социально-общественные установки, реализует свое я. В соответствии с тем, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересы индивида, в каких формах и насколько социально ценно и личностно значимо он реализует себя, можно говорить об успешности личности и социальной активности.

С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.А. Ильина, К.Н. Радина, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина в своих научных трудах определяли показатели, по которым можно судить о сформированности активной жизненной позиции школьников. Вот некоторые из них:

• положительное отношение к делам и начинаниям, готовность к выполнению;

• наличие опыта общественной и волонтерской деятельности, выполнение конкретных поручений;

• определённый уровень организаторских умений;

• переживание ответственности за свою работу;

• благоприятное положение подростка в межличностном общении и др.

Данные показатели легли в основу классификации социальной активности школьника:

• общественно активная позиция, полностью сформированная к моменту окончания школы;

• противоречивая позиция, проявление несогласия школьника в её основных показателях, то есть школьник с удовольствием принимает участие только в мероприятиях, которые ему выгодны или интересны;

• пассивно-доброжелательная позиция присуща подросткам, у которых присутствует позитивное отношение к социально значимой деятельности при ограниченном участии в ней;

• негативная позиция характерна для подростков, у которых явно прослеживается тенденция отрицательного отношения к социально значимой деятельности, чаще всего из-за негативного опыта участия в ней.

Е.Е. Окулова и Е.В. Неулоева, изучая проблемы формирования активной жизненной позиции и социальной активности, выявили, что для их развития необходимо работать над:

• целенаправленным становлением системы ценностей;

• формированием адекватной самооценки, положительного отношения к окружающему миру и обществу;

• формированием внутреннего побуждения к деятельности, основанного на удовлетворении потребности индивида в самоутверждении;

• созданием условий для проявления социальной активности, позволяющих школьникам проявлять инициативу, творчество, осознавать личную ответственность [10].

Развить у школьника социальную активность, не включая его в воспитательную работу, не представляется возможным. Для формирования законопослушного, духовно-нравственного гражданина возможно, воспитывая такие качества, как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность. Однако необходимо помнить, что

будущий гражданин будет жить и действовать в конкретной стране и обществе, и в разнообразных проявлениях своей жизнедеятельности он должен оставаться патриотом. Следовательно, процесс развития социальной активности является не обособленной категорией воспитательного процесса, а его неотъемлемой частью и основой.

В педагогике все качества социальной активности личности можно условно разделить на группы по форме их проявления и затрагиваемому личностному аспекту: духовно-нравственные (патриотизм, гуманность, милосердие, толерантность в отношении к социальному и национальному окружению), морально-волевые (долг, ответственность, сознательность, достоинство, социальный оптимизм) и когнитивно-ценностные, предполагающие знания в различных областях общественной жизни -- экономической, экологической, политической, правовой, историко-культурной. Эффективное развитие социальной активности школьников возможно при сочетании когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов деятельности [5].

Формируя гражданскую позицию, а вместе с ней и социальную активность, следует рассматривать три компонента:

- познавательный,

- мотивационно-ориентировочный,

- поведенческий.

Познавательный компонент социальной активности предполагает формирование базовых духовно-нравственных и ценностных ориентаций, которые отражают сознательное отношение школьника к социально значимой деятельности.

Поведенческий компонент определяет реальное поведение школьника, его умение принимать и соблюдать основные социально-нравственные установки и обязанности. Чаще всего данный компонент проявляется при выборе форм и средств для самоутверждения личности, которые могут быть социально полезными, социально ценными, социально приемлемыми, антисоциальными и асоциальными. При правильно сформированном поведенческом компоненте социальная активность личности прояв-

ляется в способности обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его мировоззрению, личностным установкам и убеждениям. Поэтому в формировании мировоззрения школьника, развитии социальной активности созидающей направленности большую роль играет окружающая его среда [9].

Среда города-героя Ленинграда обладает огромным историческим, культурным и духовным воспитательным потенциалом воздействия на личность подростка через знакомство с его героическими традициями.

Героические традиции города-героя - это результат многовековой трудовой и боевой деятельности жителей и военнослужащих города, самоотверженная борьба с врагами, разгромленными на подступах к городу и его улицах, проявление настоящей любви к своему Отечеству и родному городу, активное созидательное участие в его строительстве и обустройстве, бережное сохранение исторических памятников, архитектурных ценностей, трудовых традиций и памяти о защитниках города.

В исследовании М.Ю. Корниловой выявлены основные виды традиций городов-героев: историко-героические, духовно-нравственные, героико-трудовые как де-ятельностное участие жителей в бережном сохранении историко-культурного и герои-ко-трудового наследия города-героя [8].

Под духовно-нравственными традициями города-героя понимается комплекс элементов культурного и социального наследия, передающихся от поколения к поколению, сохраняющихся и приумножающихся в различных социальных группах города в течение длительного времени. В качестве ценностных традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, определенные общественные установления, обряды, обычаи и т. д. Сложившиеся в течение длительной, многовековой истории традиции действуют во всех областях общественной жизни города и применяются в культурно-воспитательной деятельности подрастающих поколений и молодежи.

К историко-героическим традициям можно отнести любовь и беззаветную пре-

данность народа Родине, родному городу и их постоянную готовность к защите малой родины как частицы Отечества, соблюдение гражданского долга; знание истории и культуры, устава города, уважительное отношение к символике города: гербу, флагу, гимну; любовь к родному городу и бережное сохранение исторических и культурных памятников; уважение к ветеранам и людям старшего поколения.

Данное направление может реализоваться через мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, уроки Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, поздравление ветеранов войны и труда, выпуск стенгазет о судьбе своих предков, родственников-участников войн. Школьники знакомятся с семейными реликвиями, хранящими память о Великой Отечественно войне, участвуют в выставках, викторинах, конкурсах, просмотрах исторических видеофильмов. Проводятся конкурсы военно-патриотической песни. 8 и 9 Мая в День Великой Победы ребята несут почетный караул у памятников и обелисков воинам-землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны и др. [2].

Отдельно выделим, что у каждого города-героя своя особенная история боевых и трудовых подвигов.

Город-герой Ленинград, ныне Санкт-Петербург, являясь колыбелью революции 1917 года, имел особый статус в Советском Союзе. Поэтому фашистское командование планировало его полное уничтожение и истребление населения. После кровопролитных боев Ленинград был блокирован с суши. С этого момента началась 900-дневная блокада города, продолжавшаяся до января 1944 г. Ужасный голод и холод, непрерывные атаки врага, в результате которых погибли почти 650 000 жителей города, не сломили ленинградцев. Более 500 тысяч жителей ежедневно совершали трудовой подвиг, строили оборонительные сооружения и выпускали оружие.

Трагическим событиям 1941-44 гг. в городе на Неве посвящено множество памятников и монументов. 9 Мая 1975 г. в честь

30-летия Победы в Великой Отечественной войне был открыт Мемориал героям - защитникам Ленинграда. Скорбным памятником, посвященным ленинградцам - жертвам войны, является Пискаревское кладбище, торжественное открытие которого состоялось 9 Мая 1960 года

Звание «Город-герой» Ленинграду было присвоено 1 мая 1945 года. 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награжден орденом Ленина и медалью Золотая Звезда. А 8 мая 1985 года в ознаменование 40-летия Победы на самой оживленной площади Ленинграда - Площади Восстания - установлен обелиск «Городу-Герою Ленинграду». В нижней части обелиска помещены овальные горельефы, на которых изображены основные моменты героической обороны Ленинграда - «Блокада», «Тыл - фронту», «Атака», «Победа». Это второй по величине гранитный монолит в Санкт-Петербурге после Александровской колонны на Дворцовой площади.

В 1965-1968 годах создан комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград, известный как «Зелёный пояс Славы». Общая протяжённость «Зелёного пояса Славы» составляет свыше 200 км и включает в себя зелёные насаждения, внутри которых находятся 26 монументов. Дополнительно девять памятников установлены на Ораниенбаумском плацдарме и семь памятников на Дороге жизни. На бывшей линии фронта расположено свыше 80 памятников, обелисков, стел и других сооружений, объединённых в мемориальные комплексы. Символическим центром «Зелёного пояса Славы» является монумент «Героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы.

Одним из самых ярких памятников этого комплекса является «Разорванное кольцо» - мемориал на западном берегу Ладожского озера. Эта скульптура в виде двух согнутых полукругом железных арок была открыта в 1966 году. Она символизирует кольцо, в которое был взят город врагом, а разрыв между арками - «Дорогу жизни» по Ладожском озеру.

Другим мемориалом «Зеленого пояса Славы», воздвигнутым в память о тех трагических годах, является «Цветок жизни» во Всеволожском районе Ленинградской области. Скульптура, изображающая цветок, была открыта в 1968 году и посвящена погибшим детям блокадного города. На каждом лепестке изображено лицо улыбающегося мальчика и слова: «Пусть всегда будет солнце».

Деятельное участие в бережном сохранении историко-культурного и герои-ко-трудового наследия города-героя - гражданский долг каждого его жителя. Активное участие школьников в деятельности на благо родного города, гордость за его боевые и трудовые свершения, полученные высокие государственные награды и звание «Город-герой», стремление быть достойными продолжателями славы и достижений старших поколений; празднование Дня города и величественных исторических, боевых и трудовых событий в жизни города; бережное сохранение Вечного огня, братских могил и захоронений, их постоянное благоустройство и приведение в порядок; проведение Дней памяти начала обороны и освобождения города, поминовения павших героев, защитников города - все эти мероприятия способствуют воспитанию социальной активности подрастающего поколения и в отношении нашего государства.

Таким образом, воспитание школьников на боевых и трудовых традициях города-героя, на его истории и культуре является важнейшим фактором формирования их социальной активности. Актуализация культурно-исторического потенциала города-героя наиболее результативно способствует развитию патриотизма и ответственности за будущее нашей Родины, становлению гражданской и мировоззренческой позиции подрастающего поколения.

Литература

1. Акимова Т.Н. Социальное проектирование обучающихся во внеурочной и внешкольной деятельности // Человек и образование. - 2017. - № 1 (50). - С. 108-111.

2. Акимова Т.Н. Историко-педагогический аспект развития детских общественных объединений в России (досоветский период) // Проблемы современного педагогического образования: сб. научн. трудов. - Ялта, 2019. - № 62 (II). - С. 7-9.

3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. -М.: Международная педагогическая академия, 2007. - 212 с.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.3: П: словарь. - М.: Русский язык, 1980 - 555 с.

5. Демидова С.А., Сорокина И.Р. Развитие социальной активности подростков в школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 194196. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6751/ (дата обращения: 16.12.2018).

6. Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2013. - 329 с.

7. Коган В.З. Понятие «активность личности» как категория социальной психологии // Некоторые проблемы личности. - М.: Мысль, 1971. - С. 69-82.

8. Корнилова М.Ю. Культурно-исторический потенциал города-героя Севастополь как основа патриотического воспитания курсантов-моряков // Перспективы интеграции науки и практики: материалы III МНПК. - Ставрополь: Логос, 2016. - С. 90-97.

9. Марон А.Е., Резинкина Л.В. Социокультурные и образовательные смыслы использования средового подхода в системе муниципального образования: Материалы XI МНПК «Педагогический поиск: проблемы и пути решения». - СПб.: ЛОИРО. - 2015. - С. 50-56.

10. Окулова Е.Е. Формирование активной жизненной позиции подростков в процессе социально-значимой деятельности // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по материалам XLIX Международной научно-практической конференции. 2017 год. № 1(49). URL: https://sibac.info/archive/guman/1(49).pdf (дата обращения: 25.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.