Научная статья на тему 'Выбор идеала и предпочтения современной учащейся молодежью'

Выбор идеала и предпочтения современной учащейся молодежью Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
376
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОЙ / HERO / ГЕРОИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КУМИР / IDOL / МЕТОДИКА "РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА ВКОНТАКТЕ" / METHOD "THE RESOURCES OF THE 'VKONTAKTE' INTERNET PORTAL" / HEROISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Теряева О. А.

В статье рассматривается процесс выбора идеалов и предпочтений учащейся молодежью. В данной работе автор предлагает основу для аксиологической интерпретации образов героев в условиях развития медиакультуры современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines how nowadays students choose their ideals and preferences. The author proposes a framework for axiological interpretation of the hero images of in modern Russias conditions of media culture development

Текст научной работы на тему «Выбор идеала и предпочтения современной учащейся молодежью»

ВЫБОР ИДЕАЛА И ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ

О. А. Теряева

Аннотация. В статье рассматривается процесс выбора идеалов и предпочтений учащейся молодежью. В данной работе автор предлагает основу для аксиологической интерпретации образов героев в условиях развития медиакультуры современной России.

Ключевые слова: герой, героическое поведение, кумир, методика «Ресурсы Интернет-портала ВКонтакте».

Summary. The article examines how nowadays students choose their ideals and preferences. The author proposes a framework for axiological interpretation of the hero images of in modern Russia's conditions of media culture development.

Keywords: hero, heroism, idol, method "The Resources of the 'Vkontakte' Internet Portal".

166

Противоречивость современной социокультурной ситуации связана с психологически обусловленным стремлением молодых людей осуществлять процесс самовоспитания на основе образцов для подражания и присутствием негативных тенденций в системе медиапространства, связанных с процессом усвоения асоциальных или антисоциальных ценностных установок и поведенческих сценариев. Поскольку поклонение кумирам, подражание идеалам - закономерный этап в развитии личности и неотъемлемая часть молодежной культуры, следует отметить, что одни люди могут в большей степени поклоняться телесной стороне идеала, тем самым эфемерно превращая идеал в кумир, идол, фетиш, предмет восхищения и поклонения, а другие - относиться к идеалу преимущественно ду-

ховно. Персонифицированные образы социальных героев задают модель поведения в большинстве жизненных ситуациях и вносят осмысление в субъективный аспект сравнения (добро и зло, герой и антигерой).

Мы разделяем мнение Плахова [1, с. 46], который считает, что героическое органично включено в процесс личностной социализации и определяет развитие личности. Организация воспитательного процесса невозможна, если педагог не изучил идеалы, ценностные предпочтения учащегося, не определил, образы каких героев занимают доминирующее положение в индивидуальном сознании молодого человека. Поскольку эффективная организация воспитательного процесса начинается с выработки правильной стратегии и тактики воспитания,

ф

то возникает необходимость построения логической структуры для изучения идеалов и предпочтений учащихся. Полагаем, что для диагностики процесса выбора идеалов и предпочтений современной учащейся молодежью целесообразно использовать модель, основанную на одном из понятий логики - аксиологической или оценочной модальности [2, с. 9], определяя персонифицированные идеалы-образы с точки зрения нравственного выбора. Ценностно-смысловой подход к классификации идеалов-образов позволяет спроецировать оценочные статусы в следующие группы: «хорошо», «позитивно ценно» - образ героя и героическое поведение; «(оценочно) безразлично» - образ кумира, псевдогероя; «плохо», «негативно ценно» - образ антигероя и безнравственная деятельность.

1. Выбор героя и героического поведения связан с нравственным ориентиром, позитивными примерами жизни и подвигов настоящих героев. Героизм принадлежит к сфере нравственной, и, как считают исследователи [1; 3; 4], является наиболее полным воплощением совершенного поведения личности, способной осуществлять нравственный выбор.

2. Выбор кумира (предмета для поклонения) или псевдогероя (ложного, мнимого героя) [5], претендующего занять место позитивно-ценностного ориентира, но, живущего по нормам асоциальной, деструктивной морали, объективно не соответствует нравственным критериям.

3. Выбор антигероя, намеренно демонстрирующего культ жестокости, насилие, сексуальную распущенность, безнравственное гедонистическое по-

ведение, отрицание социальных запретов, культивирование драйв-мышления представляет опасность для нравственного здоровья человека.

Задача нашего исследования процесса выбора идеалов и предпочтений у молодежи в возрасте от 16 до 21 года включает следующие этапы: определить пути, по которым молодые люди получают информацию о персонифицированных идеалах; выявить собирательные образы героев, кумиров, антигероев; и поскольку тема обсуждения нравственных ориентиров используется педагогами и классными руководителями в урочной и внеурочной деятельности, выработать логичную шкалу объективной оценки образов современных социальных героев. Для изучения проблемы «Выбор идеала и предпочтения современной учащейся молодежью» нами использовались как традиционные эмпирические методы исследования (анкетирования), так и нетрадиционная методика «Ресурсы Интернет-портала ВКонтакте» (А. Г Козлова).

Процесс развития сети Интернет интересует нас в связи изменениями социокультурной ситуации в сфере моло- I6' дежного досуга. Современное молодое поколение (называемое Поколение Y) -первое поколение, рожденное в эру цифровых технологий, легко осваивает медиапространство, делая его неотъемлемой частью своей жизни. В опытно-экспериментальной работе мы использовали сеть ВКонтакте как базу данных. Отбор проводился в группах, имеющих названия образовательных учреждений. Выборку нашего исследования составили учащаяся молодежь в возрасте от 16 до 21 года, указавшие в анкете деятельность: «учусь», год рождения 19901995. Объем выборки составил 150 человек: 40 % женского, 60 % - мужского

2 / 2011

Преподаватель XXI

пола. При отборе материалов из групп отбрасывались странички, в которых большая часть сведений закрыта, с неадекватным аватаром; с фальшивым или неадекватным никнеймом; с уродливыми высказы-

100% 90% 80% 70% 60%

21 18 15 12 9 6 3

Любимые фильмы

Любимая музы ка

Любимые телеш о у

Любимые кн и ги

Диаграмма 1. Заполнение разделов личных страниц ВКонтакте учащейся молодежью

168

ваниям в отношении своего образования, статуса, религиозных взглядов, откровенно ложными сведениями [6, с. 136].

Анализ личных страничек ВКонтакте в графах «Любимые фильмы», «Любимая музыка», «Любимые шоу», «Любимые книги» выявил следующие характерные особенности. Наиболее заполненными разделами Интернет-страниц молодых людей фиксируем графы «Любимые фильмы» - 99 % исследованных страничек, средний показатель указанных фильмов 20,8; «Любимая музыка» - 98 % исследованных страничек, средний показатель 16 названий исполнителей, музыкальных групп, музыкальных направлений; «Любимые телешоу» 95 % - 6,7 названий шоу, сериалов. Раздел «Любимые книги» не заполнен в 12 % анализируемых страничек, 19 % указали «не читаю», 10 % - указали «азбука», средний показатель названных в разделе книг - 3,6 (диаграмма 1).

Около 40 % исследуемых страниц представителей молодого Интернет-сообщества декларировали свое пренебрежительное отношение к чтению книг. Еще недавно интерес к художественной литературе преобладал над интересом к другим видам искусства, сегодня он уступает просмотру телепередач, кино, музыке. Самыми популярными и востребованными среди

представителей современной учащейся молодежи на данный момент являются такие средства медиакультуры, как кино, музыка, телевидение, что, безусловно, влияет на процесс выбора идеала и предпочтения. Социальные, нравственные качества молодых людей формируются посредством всего того, что они слышат и видят, сознают и переживают. Стихийное и часто негативное воздействия СМИ является сегодня одним из основных факторов социализации молодого поколения и превышает влияние традиционной контактной педагогики [7, с. 109110]. Однако, на наш взгляд, такая ситуация во многом определяется отсутствием педагогической интерпретации деятельности средств массовой информации. Задача декларирования героя и разоблачения поведения антигероя всегда стоит перед педагогом как в урочной деятельности, так и во внеурочной работе, и требуется объективная база для анализа образов современных героев, кумиров, антигероев, с помощью которой возможно было бы успешно противостоять нарастанию негативного влияния СМИ.

Для исследования процесса подражания, который является способом усвоения новых форм поведения, проявляющихся в копировании и воспроизведении наиболее предпочита-

ф

1 производства

предприн имат ели

родственни

исторические деятели

религиозные деятели

представители светской жизни

литературные герои

герои войны

писатели, поэты

звезды шоу бизнеса

космонавты

спортсмены

музыканты, певцы

Диаграмма 2. Ответы на вопрос «Назовите несколько наиболее привлекательных для Вас образов». (Карточка, любое число ответов)

емых образцов демонстрируемого поведения, мы использовали перекрестное изучение: после обследования страничек ВКонтакте учащейся молодежи, для выявления образов предпочитаемых героев применялся метод анкетирования. Предпочтение - это то, что привлекает преимущественное внимание, вызывает одобрение, уважение к одному из нескольких вариантов. Испытуемым, студентам средних специальных учебных заведений (всего 316 чел.), был предложен вопрос «Назовите несколько наиболее привлекательных для Вас образов» (карточка, любое количество ответов) (диаграмма 2.)

Большинство молодых людей указали в анкете певцов, музыкантов (83 %), актеров, киногероев (77 %, 57 % соответственно), тем самым эмоционально идентифицируя себя с тем

или иным «медийным» персонажем. Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что существует корреляция между агентами стихийной социализации, ярко выраженными в кино, музыке, телевидении, и выбором персонифицированных идеалов. Сравнение данных позволяет определить тенденцию: в анализируемых анкетах студенты указывали имена медиа-персон, деятельность которых обусловливается, по определению Е. Е. Прониной [8, с. 159-164], драйв-мышлением и чаще связана с гедонистическим отношением к жизни.

Следовательно, можно говорить о том, что имеет место стереотип предпочитаемого образа антигероя и кумира, явное «сужение» смысла идеала, как определителя жизненного пути, замена его сиюминутными воплощениями. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что образ героя и героическое поведение, связанные с ценностными ориентирами, нравственными установками, не отмечаются молодые людьми как наиболее предпочитаемое поведение.

Можно предположить, что пути решения проблемы выбора позитивно-ценностного образа героя удастся выработать, если реализовывать в рамках урочной и внеурочной деятельности серии совместных просмотров и обсуждений художественных

169

2 / 2011

Преподаватель XXI

передов

ученые

оактеры

ф

170

и документальных фильмов, клубы героического кино, кинолектории, формирующих нравственное убеждения учащихся и выстроенные на взаимодействие чтения и просмотра экранных произведений; интерактивные тренинги, классные часы, основная идея которых заключалась бы в объективном аксиологическом анализа того или иного героического (псевдогероического, антигероического) образа на истинность или ложность. В качестве ценностной шкалы мы предлагаем избрать разработанную в рамках идеи формирования готовности учащейся молодежи к «безопасному социальному выбору» [9, с. 14-15] модель аксиологической модальной характеристики, позволяющую логично и компактно интерпретировать образы персонифицированных идеалов с точки зрения ценностно-смыслового подхода. Мы полагаем, что благодаря применению рационального анализа поведения образов современных героев в практике образовательных учреждений появится возможность формировать развивающуюся личность на основе принятия образа настоящего героя, фиксировать его отличие от «псевдогероев» СМИ, телевидения, Интернета и др. Реализуя процесс формирования позитивно-ценностного отношения к образу героя, педагог имеет некоторые возможности сузить стихийные воздействия СМИ на учащуюся молодежь, уменьшить в процессе учебной и внеурочной деятельности риск столкновение человека с негативным влияния медиа, а также скорректировать последствия произошедших столкновений. Таким образом, разработка основы для ак-

сиологической интерпретации образов социальных героев современной России позволит решить задачу формирования у личности ясной концепции целей и смысла использования медиасредств.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Плахов В. Д. Герои и героизм. Опыт современного осмысления вековой проблемы: Монография. СПб.: КАРО, 2008. -240 с.

2. Ивин А.А., Никифоров А. Л. Словарь по логике. - М., 1997. -384 с.

3. Сапронов П. А. Феномен героизма. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2005. -512 с.

4. Теряева О. А. Особенности становления личности в период юности // Образование и здоровье в педагогике ненасилия / Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы. Материалы XXIX Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 8 апреля 2010 г.) / Под ред. А. Г. Козловой, В. Г. Маралова, Р. Ш. Маликова. - СПб.: ООО «Нестор-История», 2010. -С. 233-236.

5. Ожегов С., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992. - 955 с.

6. Молодое поколение России: нравственные ориентиры и запреты. Книга 1 // Материалы отчета по проекту: Динамика смыслообразующих факторов воспитанности учащейся молодежи в современном российском обществе за 2008 год / Под ред. А. Г. Козловой, А. С. Роботовой. -СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. -264 с.

7. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социальное воспитание средствами массовой информации и коммуникации // Школьные технологии. -2002. - № 3. -С. 109-110.

8. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. - М., 2003. - 320 с.

9. Шабров П. Н. Формирование готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Вологда, 2011. - 22 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.