Научная статья на тему 'Образ добра в инструментальных сочинениях Петериса Васкса'

Образ добра в инструментальных сочинениях Петериса Васкса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Петерис Васкс / добро / canto perpetuo / неоромантизм / «новая сакральность» / «новая простота» / латышская музыка. / Peteris Vasks / good / canto perpetuo / neoromantism / sacra nova / «new simplicity» / Latvian music.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Егорова Тамара Михайловна

Настоящая статья посвящена трактовке добра в творчестве Петериса Васкса — одного из лидеров современной латышской композиторской школы. Жизнь и творчество Васкс воспринимает как служение Богу, возведенное до уровня миссионерской деятельности. Музыка становится для композитора фактором преобразования реального мира, а, значит — преумножения в нем добра. Практически все сочинения Васкса с этих позиций обращены к поиску абсолютной красоты, совершенной гармонии. Материалом исследования послужило инструментальное творчество композитора, в частности оркестровые сочинения «Cantabile», «Lauda», «Viatore», духовой квинтет «Музыка улетающим птицам», фортепианное трио «Episodi e canto perpetuo» и др. Результатами исследования стало выявление авторских принципов создания образа добра. Его воплощение в музыке Васкса связано с особой идеей canto perpetuo — «бесконечного пения». Возникнув в сочинениях второй половины 1970-х гг. как особый тип интонационно-ритмической организации, связанный с латышской народной песней, в дальнейшем canto perpetuo трансформировалось в способ технологического воплощения образа добра в художественном пространстве, его музыкальную проекцию. В различные периоды творчества «бесконечное пение» приобретало различные «наклонения». На смену неоромантическому canto perpetuo 1970-х — начала 1990-х гг. под влиянием sacra nova и «новой простоты» пришла его «духовная» версия, восходящая к религиозным песнопениям. На фоне эволюции образа добра сочинения Васкса сохраняют важное качество: как и прежде, они остаются посланиями, посредством которых автор неустанно напоминает слушателю о вечных ценностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Image of Good in Instrumental Music of Peteris Vasks

This article is dedicated to the interpretation of the image of good in works of Peteris Vasks’s, who is one of the leaders of contemporary Latvian composition school. Vasks understands life and art as a missionary work, as a service to God. The composer believes that music can influence listeners and consequently reorganize reality multiplying the good. Almost all Vasks’s pieces are dedicated to the search of complete harmony and absolute beauty. The research materials are instrumental works Vasks: orchestral works «Cantabile», «Lauda», «Viatore», chamber pieces «Music for Fleeting Birds», «Episodi e canto perpetuo» etc. The research results demonstrate how Vasks creates the image of good in his music. Its embodiment is connected with canto perpetuo — the author’s unique idea of «endless singing». Initially it was an element of composition process, a specific type of intonation and rhythm organization that evolved out of Latvian folk song. Later canto perpetuo transformed into a principle of technological realization of the image of good, its musical projection. In different times canto perpetuo had various versions. Instead of neoromantic canto perpetuo of 1970–1990s its spiritual version, connected with religious songs, developed under the influence of sacra nova and «new simplicity». Despite the evolution of the image of good all Vasks’s works remain messages by means of which composer tirelessly reminds listeners about timeless values.

Текст научной работы на тему «Образ добра в инструментальных сочинениях Петериса Васкса»

DOI: 10.24412/2618-9461-2024-1-58-63

Егорова Тамара Михайловна, соискатель кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки

Egorova Tamara Mikhaylovna, PhD applicant of the Music History Department of Nizhny Novgorod State Glinka Conservatoire

E-mail: egorova.tamara-nn@yandex.ru

ОБРАЗ ДОБРА В ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ ПЕТЕРИСА ВАСКСА

Настоящая статья посвящена трактовке добра в творчестве Петериса Васкса — одного из лидеров современной латышской композиторской школы. Жизнь и творчество Васкс воспринимает как служение Богу, возведенное до уровня миссионерской деятельности. Музыка становится для композитора фактором преобразования реального мира, а, значит — преумножения в нем добра. Практически все сочинения Васкса с этих позиций обращены к поиску абсолютной красоты, совершенной гармонии. Материалом исследования послужило инструментальное творчество композитора, в частности оркестровые сочинения «Cantabile», «Lauda», «Viatore», духовой квинтет «Музыка улетающим птицам», фортепианное трио «Episodi e canto perpetuo» и др. Результатами исследования стало выявление авторских принципов создания образа добра. Его воплощение в музыке Васкса связано с особой идеей canto perpetuo — «бесконечного пения». Возникнув в сочинениях второй половины 1970-х гг. как особый тип интонационно-ритмической организации, связанный с латышской народной песней, в дальнейшем canto perpetuo трансформировалось в способ технологического воплощения образа добра в художественном пространстве, его музыкальную проекцию. В различные периоды творчества «бесконечное пение» приобретало различные «наклонения». На смену неоромантическому canto perpetuo 1970-х — начала 1990-х гг. под влиянием sacra nova и «новой простоты» пришла его «духовная» версия, восходящая к религиозным песнопениям. На фоне эволюции образа добра сочинения Васкса сохраняют важное качество: как и прежде, они остаются посланиями, посредством которых автор неустанно напоминает слушателю о вечных ценностях.

Ключевые слова: Петерис Васкс, добро, canto perpetuo, неоромантизм, «новая сакральность», «новая простота», латышская музыка.

THE IMAGE OF GOOD IN INSTRUMENTAL MUSIC OF PETERIS VASKS

This article is dedicated to the interpretation of the image of good in works of Peteris Vasks's, who is one of the leaders of contemporary Latvian composition school. Vasks understands life and art as a missionary work, as a service to God. The composer believes that music can influence listeners and consequently reorganize reality multiplying the good. Almost all Vasks's pieces are dedicated to the search of complete harmony and absolute beauty. The research materials are instrumental works Vasks: orchestral works «Cantabile», «Lauda», «Viatore», chamber pieces «Music for Fleeting Birds», «Episodi e canto perpetuo» etc. The research results demonstrate how Vasks creates the image of good in his music. Its embodiment is connected with canto perpetuo — the author's unique idea of «endless singing». Initially it was an element of composition process, a specific type of intonation and rhythm organization that evolved out of Latvian folk song. Later canto perpetuo transformed into a principle of technological realization of the image of good, its musical projection. In different times canto perpetuo had various versions. Instead of neoromantic canto perpetuo of 1970-1990s its spiritual version, connected with religious songs, developed under the influence of sacra nova and «new simplicity». Despite the evolution of the image of good all Vasks's works remain messages by means of which composer tirelessly reminds listeners about timeless values.

Key words: Peteris Vasks, good, canto perpetuo, neoromantism, sacra nova, «new simplicity», Latvian music.

Латышский композитор Петерис Васкс1 относится тельной степени можно считать сакральным. Музыка к числу авторов, чье творчество эстетически в значи- и художественная деятельность воспринимаются им

1 Петерис Васкс (р. 1946) родился в городе Айзпуте (Курземе, Западная Латвия) в семье баптистского пресвитера А. Васкса. После окончания в 1964 г. Рижской средней специальной музыкальной школе им. Э. Дарзиньша по классу контрабаса продолжил обучение в Государственной консерватории Литовской ССР (класс В. Серейко). С 1973 по 1978 гг. проходил обучение в Государственной консерватории Латвийской ССР (класс композиции В. Уткина). С 1978 по 1989 гг. работал преподавателем в музыкальных школах Салацгривы, Звейниекциемса, Елгавы, с 1989 г. — в Рижском музыкальном колледже им. Э. Дарзиньша. С 1991 г. Васкс на постоянной основе сотрудничает с музыкальным издательством Schott Musik (Германия). Васкс — обладатель многочисленных государственных и международных премий и наград, с 1994 г. является почетным членом Латвийской академии наук, с 2001 г. — Шведской королевской музыкальной академии. В 2011 г. был основан Фонд Петериса Васкса, деятельность которого направлена на поддержку молодых композиторов и исполнителей Латвии.

Богатое творческое наследие латышского автора представлено многочисленными оркестровыми, хоровыми и камерными произведениями. Васкс — автор трех симфоний (1991, 1998-1999, 2004-2005), 10 концертов и сочинений для солирующих инструментов с оркестром (с 1989 по 2021 гг.), для струнного оркестра (среди которых «Cantabile» (1979), «Musica dolorosa» (1983), «Viatore» (2001), «Epifania» (2010), «Musica serena» (2016) и др.), шести струнных квартетов (1977, 1984, 1995, 1999, 2004, 2019), двух духовых квинтетов (1977, 1982), множества работ для инструментов соло, дуэтов, трио, около 40 хоровых сочинений для различных составов.

сквозь призму религиозного (протестантского) учения, отчего, в известном смысле, трансформируются сущностно.

По мнению Васкса, музыка, одухотворяемая божественной природой, способна оказывать существенное влияние на человека. В свою очередь, композитор, наделенный даром созидания, сопричастен проявлению музыки в человеческом мире. Автор относится к своей творческой деятельности как к служению Богу. Его задача — преумножать добро в мире: «Я часто говорил, что делаю то же, что и мой отец. Он был пастором, я композитор, но мы разделяем желание передавать духовные ценности и жить в соответствии с ними. <...> Я считаю, что настоящая миссия музыки — отражать духовные и вечные ценности, далекие от обыденной рутины, свойственной светскому обществу» [10].

Любое сочинение П. Васкса — не просто авторское высказывание, но особого рода послание, которое всегда посвящено Богу и адресовано человеку. В каждом произведении музыкант стремится, по его словам, «чистыми и страстными звуками выразить красоту созданного Всевышним мира, силу любви, возможность существования гармонии» [9]2.

Религиозное мировоззрение композитора оказало непосредственное влияние на его творческий метод и, как следствие, на художественный процесс. Отношение к музыкальной деятельности как к проповеднической и миссионерской подтверждается анализом семантического ряда его сочинений. В основе авторского подхода лежит система образов, которая связана с христианской дихотомией добра и зла, особым образом воплощенной музыкально.

Предметом настоящей статьи является образ добра — одна из констант творчества Петериса Васкса. Музыкальное воплощение добра основывается на оригинальной авторской трактовке интонационных моделей, практически воплощаемых в логике «бесконечного пения». В дальнейшем принципы построения canto perpetuo — воплощенного образа добра — пролонгируются композитором на многие уровни художественного текста. Цель исследования состоит в описании и выявлении принципов отображения добра в музыке Васкса на примере инструментальных сочинений. Для ее достижения необходимо выполнить следующие задачи: определить композиторское понимание добра; выявить олицетворяющие его музыкальные явления; исследовать canto perpetuo как авторский способ во-

площения добра.

Для Васкса добро имеет божественную природу, поскольку Всевышний — первоисточник всякого блага — является выражением милосердия и любви. В стремлении запечатлеть в музыке образ абсолютного света Васкс опирается на исторический опыт фиксации внемузыкальных смыслов посредством определенных средств выразительности и композиционных приемов. «Музыка добра» Васкса имеет вокальную природу; она диатонична, опирается на полифонический склад фактуры со свободным развитием голосов, исполняется в медленных и умеренных темпах3.

Приведенные характеристики носят, однако, общий характер и лишь очерчивают внешние границы воплощения добра в музыкальном пространстве. Данный комплекс средств является универсальным, что позволяет с его помощью передать «светлую ауру», однако не всегда бывает достаточным для конкретизации семантики авторского высказывания.

Имеющее божественное происхождение добро в то же время сохраняет «отблеск земного происхождения», выражая «превосходную степень земных ценностей, <...> "высшую" радость, "высшее" счастье» [5, с. 161]. Человек не способен познать абсолютное благо, ему доступны лишь данные в ощущениях конкретные формы проявления добра. Для Васкса таковыми являются образы природы, народная культура, религия.

Многоаспектное религиозное «благо» в сочинениях композитора уточняется и получает воплощение в более конкретных музыкальных феноменах: звуковые картины родной природы, латышский фольклор, духовные песнопения. Являясь символами добра для самого Васкса, они должны стать таковыми и для слушателя. Посредством определенного «инструмента» автору необходимо создать ясно читаемый слушателем музыкальный образ добра. Попытаемся проследить логику формирования подобного «инструмента».

В 1985 г. Петерис Васкс написал Фортепианное трио «Episodi e canto perpetuo»4. По задумке автора, после шести эпизодов («Crescendo — Misterioso — Unisoni — Burlesca I — Monologhi — Burlesca II») с драматичной кульминацией в Burlesca II следует новая, светлая музыка части «Canto perpetuo» (прим. 1): «Тяжелый путь через зло, сомнение и страдание к любви, воплощенной в музыке» [7, с. 310].

Название части — «Бесконечное пение» — ярко отражает как содержательный аспект эпизода, так и

2 Здесь и далее перевод выполнен автором статьи.

3 Антонимичные характеристики — инструментальное начало, хроматика, преобладание вертикали, быстрые темпы — принадлежат противостоящей добру сфере зла, также присутствующей у Васкса, поскольку «музыка может поддерживать мечту, но действительность не дает возможности говорить только о светлом идеале» [4, с. 22]. Нередко из реального мира в сочинения композитора проникают и негативные образы. Как правило, они предстают в облике слепой, разрушающей все стихии. Композитор говорит: «Что же касается агрессивного или негативного, то это я передаю как угрозу, которая где-то притаилась» [7, с. 316]. Показывая зло, Васкс, однако, никогда не дает ему утвердиться, одержать верх.

4 Фортепианное трио имеет посвящение О. Мессиану, чье творчество сыграло важную роль в становлении стиля П. Васкса. Сочинение латышского композитора имеет общие черты с Квартетом «Quatuor pour la fin du temps» (1940) французского мастера. Сходства обнаруживаются, в частности, в гармонической и метроритмической организации музыкальной ткани, методах работы с тембром.

Пример 1. «Episodi е canto perpetuo» [1985], ц. 47

VII

CANTO PERPETUO

Dolcissimo ma molto espressivo

основные композиционные принципы. Из одного звука е второй октавы разворачивается ни на миг не прерывающаяся кантилена скрипки. Диатоничное звучание лишено драматизма предыдущих частей. Опора на cis-moll придает музыке слегка меланхолический характер.

Струнное «пение» пронизывает все три раздела «Canto perpetuo». Контраст средней части композитор создает за счет обновления музыкального материала более эмоционального, экспрессивного звучания. Автор передает функцию солиста виолончели, за счет чего создается тембральный и тесситурный контраст с крайними разделами.

Фортепианное трио не является первым сочинением, в котором П. Васкс обращается к подобной ритмоинто-национной логике. Однако в данном опусе представлена не только музыкальная реализация «бесконечного пения», но и впервые фиксируется его семантическое значение. Для Васкса canto perpetuo выступает как «позитивный идеал — вечное пение» [7, с. 310], является выразителем непреходящих ценностей: любви, совершенной красоты, гармонии. Таким образом, автор выявляет связь между категорией добра и логикой интонирования canto perpetuo, которую он закрепляет, уточняет и подтверждает потом в каждом новом опусе.

Допустимо сказать, что «бесконечное пение» является ключевым для творчества латышского композитора образом, его idée fixe. Изначально проявившееся как технологический элемент, canto perpetuo постепенно трансформируется в базовую для авторского метода Васкса систему интонирования.

Эволюция творчества композитора оказала влияние

как на образ добра, так и его «материальный носитель» — canto perpetuo. Для наглядности ниже мы приведем и прокомментируем схему, в которой отражены основные модификации «бесконечного пения», а также его интонационные истоки (схема 1).

Схема 1. Реализация образа добра в музыке П. Васкса

Добро

Canto perpetuo

Национально-романтическое

Наднационально-духовное

Фольклор

Природа

Религиозная музыка

Изначально canto perpetuo Васкса имело национально-романтический характер. После авангардных поисков консерваторского периода5 композитор к 1970-м гг. пришел к неоромантизму6. Данная тенденция закрепилась как основной эстетический и стилевой ориентир, что выразилось в лирико-психологической направленности творчества Васкса, повышенной экспрессии звучания, а также значимой роли народной музыки.

Важным истоком формирования canto perpetuo стал национальный фольклор. Интонационность «бесконечной кантилены» связана с латышской народной песней. На фольклорную природу материала указывает песенность, пластичность мелодической линии, небольшой диапазон тематического ядра (как правило, в объеме кварты или квинты), диатоника и модальность, небыстрый темп. Важно отметить, что в большинстве сочинений Васкс не использует подлинные народные мелодии, а прибегает к аллюзиям.

Подобным образом организовано, например, ядро главной темы «Cantabile»7 для струнного оркестра (1979) — «элегической песни без слов» [7, с. 311] (прим. 2). Васкс отмечал, что, создавая данное произведение, он стремился «выразить за восемь минут, насколько прекрасен и гармоничен мир» [8, с. 247].

Семантическое наполнение романтической версии canto perpetuo связано с идеей «латышскости», которая имела ключевое значение для творчества 1970-х — начала 1990-х гг. Музыка композитора в данный период была не в последнюю очередь способом выражения политических взглядов автора, который «чувствовал

5 Значимое влияние на становление стиля композитора оказало творчество О. Мессиана, Дж. Крама, представителей польской школы (В. Лютославского, К. Пендерецкого, Х. Гурецкого), а также Д. Шостаковича, А. Шнитке, А. Пярта.

6 После двух десятилетий эстетических и стилевых исканий неоромантическая тенденция стала ведущей в музыке Латвии последней трети прошлого столетия. Принимая во внимание единое советское культурное пространство, в то же время, необходимо отметить специфику латышского неоромантизма. Данная тенденция эстетически связана с латышским национальным романтизмом второй половины XIX — начала XX вв., в частности, унаследовала его национально-освободительный и политический пафос.

7 Подробно данное сочинение рассматривается в отдельной статье [1].

60

Пример 2. «Cantabile» (1979), начало

Andante cantando

Р

себя в духовной оппозиции» [6, с. 20]. Важными выразителями общей категории добра для Васкса были понятия свободы, независимости, национальной самоидентификации.

Пример подобного рода — «Lauda» для симфонического оркестра (1986). Сочинение является хвалебной песней гимнического характера, посвященной латышскому народу. Создание опуса приурочено к празднованию 150-летия со дня рождения собирателя национального фольклора Кришьяниса Барона (прим. 3). Здесь canto perpetuo Васкса раскрывается как выразитель народной культуры, поскольку «способность петь, всегда присутствующая где-то в глубинах сознания — необходимость, которую надо сохранять как кредо» [7, с. 314]. Драматургия «Lauda» выстроена на чередовании контрастных музыкальных материалов, связанных с народной музыкой Латвии, вокальной и танцевальной. Главная тема (canto perpetuo) предстает как обобщенное воплощение хоровой народной традиции, протяжной лирической песни. Другие темы, в свою очередь, являются аллюзиями на плясовые и хороводные народные песни, танцевальную музыку.

Пример 3. «Lauda» (1986), ц. 3

а

р

В понимании Васкса, вся его музыка связана с родной природой, которая «является главным стимулом к творчеству, <...> источником вдохновения. <...> Ведь природа — это совершенство» [4, с. 21], одно из проявлений божественной красоты. «Услышанное птичье пение, <...> закат солнца. <...> Они всегда где-то внутри меня, а позже из них рождается какая-то музыкальная мысль, музыкальная идея» [4, с. 21]. Природа незримо присутствует в бесконечной кантилене canto perpetuo, в пасторальных наигрышах и танцевальных темах — в целом в образе добра — и связана с происхождением из народной музыки. Вместе с тем, «природное» в творчестве Васкса может проявляться и самостоятельно, по-новому раскрывая и дополняя canto perpetuo.

Одним из обособленных проявлений природы является образ птиц, который всегда имел для композитора особое значение. Символ надежды, гармонии, жизни, красоты, он появлялся как в «радостных» (например, «Lauda»), так и в драматических опусах (Симфония № 1 «Balsis» («Голоса») для струнного оркестра и др.). Автор говорит, что «отсутствие птиц настораживает, это своего рода предостережение. Значит, что-то в природе нарушилось, утеряно необходимое равновесие» [7, с. 308].

Согласно официальному каталогу, один из ранних «орнитологических» опусов Васкса — Первый духовой квинтет «Muzika aizlidojusajiem putniem» («Музыка улетающим птицам», 1977). Сочинение относится к консерваторскому периоду — времени активного поиска эстетических предпочтений и собственного музыкального языка. Однако найденные в данном сочинении приемы реализации образа птиц останутся для композитора в качестве опорных и в более поздних оркестровых («Véstljums» («Послание», 1983), «Lauda», Симфонии № 1 и № 3, Концерт для гобоя (2017-2018) и т. д.) и камерных (II часть Квартета № 2 «Vasaras dziedájumi» («Летние песнопения», 1984), «Cantus ad pacem» (1984) и др.) сочинениях.

Квинтет имеет трехчастную структуру. В крайних разделах — картинах природы — происходит чередование различного музыкального материала, воспроизводящего характер птичьего интонирования — опосредованного воплощения canto perpetuo (прим. 4).

Пример 4. «Музыка улетающим птицам» (1977), начало

Misterioso са 25" 10

Квинтет отличается изысканной звукописью. Музыкальная ткань сочинения изобилует живописными эффектами — имитации и переклички голосов, сонорика и остинато, расширенные техники исполнения (фрул-лато, key click), которые создают красочную картину живой природы.

Светлая музыка крайних разделов противопоставляется хроматизированному звучанию середины, отображающей «искусственный» мир человека. В репризе композитор вновь возвращается к голосам птиц, однако их громкие, устрашающие крики-«кличи» — интонации кварты и квинты, выражают «страх перед угрозой нещадной эксплуатации природы, ее уничтожением» [7, с. 308].

В конце 1980-х — 1990-е гг. в творчестве Петери-са Васкса произошли важные изменения, связанные с влиянием sacra nova и «новой простоты». Композитор, вынужденный в советское время скрывать духовную

природу своей музыки, получил возможность открыто заявить о ней.

С 1990-х гг. «земная» сторона добра постепенно становится менее заметной, уступая место «духовной». Как и прежде, Васкс поет об идеалах. Однако суть авторских высказываний теперь не выражение гражданской позиции, а связанное с экуменистической идеей послание миру о всеобщей любви.

Как следствие, модифицируется и canto perpetuo. «Бесконечное пение» вместо национально-ориентированного, экспрессивного романтического звучания приобретает характер наднационально-духовный. Народное звучание canto perpetuo сглаживается, интонационность становится более нейтральной, обобщенной. Истоком обновления выступают религиозные песнопения. Духовные сочинения латышского композитора лишены романтической экспрессии: их эмоциональность имеет возвышенный, далекий от человеческих страстей характер. Приведем в пример сочинение «Viatore» («Странник») для одиннадцати струнных инструментов (2013)8 (прим. 5).

Пример 5. «Viatore» (2013), ц. 2, главная тема

рр

Сейчас сфера сакральной музыки занимает в творчестве композитора ведущее положение и представлена большим количеством сочинений. В первую очередь, сюда относятся все хоровые работы Васкса с 1990-х гг., а также его инструментальные опусы: «Credo» (2009) для симфонического оркестра, струнные опусы «Vien-tulais engelis» («Одинокий ангел», 1999/2006)9, «Viatore» («Странник», 2001), «Epifania» (2010), Третий струнный квартет (1995), «Da pacem Domine» для органа (1992) и др.

В настоящий момент две версии canto perpetuo — ро-

мантическая и «духовная» — сосуществуют в творчестве Васкса. В то же время заметен процесс все большей сакрализации его музыки. Данная тенденция выражается не только в количественном преобладании духовных сочинений, но и в качественной трансформации музыкального высказывания. Произведения XXI в. отличаются большей простотой и понятностью: «Я чувствую, что мои будущие произведения будут более спокойными, медленными, более аскетичными. <...> Я избавлюсь от всего лишнего. Я сохраню только чистоту звуков» [9]. Так, например, в новых работах — даже романтического характера — Васкс сводит обращение к привычным ему алеаторической технике и сонорике (сонористике) к минимуму.

Образ добра остается основным в творчестве Васкса и теперь. Но сегодня композитор стремится говорить простым, понятным всем языком о вещах, которые имеют непреходящую ценность.

Подводя итоги, отметим еще раз, что для творчества Васкса понятие добра имеет особое значение. В музыке данного композитора оно получает музыкальную проекцию особого рода — canto perpetuo. Изначально появившееся как тип интонирования, впоследствии «бесконечное пение» превратилось в систему базовых принципов воплощения образа добра.

Вслед за коррекцией эстетических ориентиров в разные периоды творчества canto perpetuo приобретало определенные «наклонения». В 1970-х — начале 1990-х гг. образ добра отличается подчеркнуто национальным звучанием, опорой на фольклор, а также дополняется «природными» мотивами (подражание птицам). В 1990-х гг. начался процесс раскрытия сакральной природы творчества Васкса. Звучание canto perpetuo стало более возвышенным, напоминая по характеру религиозные песнопения.

Добро практически полностью заполняет музыкальный мир латышского композитора. Васкс убежден в силе искусства, его возможности изменить окружающую действительность к лучшему: «Жизнь надо прославлять, а в музыке должен быть свет» [7, с. 316].

Литература

1. Егорова Т. О драматургической роли контролируемой алеаторики в ранних сочинениях Петериса Васкса (на примере «Cantabile» и «Musica dolorosa») // Музыкальное искусство: проблемы теории, истории и педагогики. Вып. 1. Петрозаводск: Версо, 2020. С. 95-103.

2. Егорова Т. Специфика трактовки жанра в инструментальном творчестве Петериса Васкса // Гармонизация межнациональных отношений в условиях глобального общества.

М.: Издательство «Перо», 2022. С. 331-334.

3. Егорова Т. «Viatore» и «Epifania» Петериса Васкса в контексте musica sacra nova // Музыкальное искусство: проблемы теории, истории и педагогики. Вып. 2. Петрозаводск: VVPrint, 2021. С. 121-135.

4. Лебедева Н. Петерис Васкс. Смотреть на мир добрыми глазами // Советская музыка. 1989. № 12. C. 21-24.

5. Митрохин Л. Н. Баптизм. 2-е изд. М.: Политиздат, 1974.

8 «Viatore» для струнного оркестра было создано Васксом в 2001 г. В 2002 г. появилось переложение для органа соло, а в 2013 г. — для ансамбля струнных инструментов. Данное сочинение интересно не только обновленным звучанием canto perpetuo. В философско-эстетическом и музыкальном пространстве «Viatore» разворачивается диалог с Арво Пяртом, чье творчество всегда привлекало Васкса. Сочинение построено на сопоставлении двух образов — «странника» и «вечности». В музыкальной характеристике последнего угадываются черты tintinnabuli, с помощью которого автор подчеркивает объективный, внеличностный характер образа [3].

9 Подробно сочинение рассматривается в отдельной статье [2].

ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ консерватории. Музыкальное искусство ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ 2024 № 1 (23)

263 с.

6. Незвецкая С. Страницы из Латвии // Музыкальная академия. 1996. № 3-4. C. 20-28.

7. Хараджанян Р. Петерис Васкс: песнопения, послания и птицы // Музыка из бывшего СССР. Вып. 2. М.: Композитор, 1996. C. 304-319.

8. Reilly R. R. Surprised by Beauty. A Listener's Guide to the Recovery of Modern Music. Washington, D. C.: Morley Books, 2002.

352 p.

9. Verner A. Zeugnis für die Schönheit der Welt. URL: http:// alexander-werner.org/klassische-musik/peteris-vasks-im-inter-view.html (дата обращения: 20.10.2023).

10. Vrins О. Rencontre avec un infatigable «Viatore». URL: https://www.crescendo-magazine.be/rencontre-avec-un-infati-gable-viatore/ (дата обращения: 20.10.2023).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Egorova T. O dramaturgicheskoy roli kontroliruemoy aleatori-ki v rannikh sochineniyakh Peterisa Vasksa (na primere «Cantabile» i «Musica dolorosa») [Reflection on the dramatical role of limited aleatory in the early works by Peteris Vasks (by the example of «Cantabile» and «Musica dolorosa»)] // Muzykalnoe iskusstvo: problemy teorii, istorii i pedagogiki [Art of music: theoretical, historical and pedagogical issues]. Vyp. 1. Petrozavodsk: Verso,

2020. P. 95-103.

2. Egorova T. Spetsifika traktovki zhanra v instrumentalnom tvorchestve Peterisa Vasksa [Specifics of interpretation of the genre in the instrumental oeuvre of Peteris Vasks] // Garmonizatsiya mezhnatsionalnykh otnosheniy v usloviyakh globalnogo obsh-chestva [Garmonization of international relations in conditions of global society]. M.: Pero, 2022. P. 331-334.

3. Egorova T. «Viatore» i «Epifania» Peterisa Vasksa v kontek-ste musica sacra nova [«Viatore» and «Epifania» by Peteris Vasks in the context of musica sacra nova] // Muzykalnoe iskusstvo: problemy teorii, istorii i pedagogiki [Art of music: theoretical, historical and pedagogical issues]. Vyp. 2. Petrozavodsk, VVPrint,

2021. P. 121-135.

4. Lebedeva N. Peteris Vasks. Smotret na mir dobrymi glazami [Peteris Vasks. Looking kindly at the world] // Sovetskaya muzyca [Soviet music]. 1989. № 12. P. 21-24.

5. Mitrokhin L. Baptizm [Baptists]. 2nd ed. M.: Politizdat, 1974. 263 p.

6. Nezvetskaya S. Stranitsy iz Latvii [Pages from Latvia] // Muzykalnaya akademiya [Music Academy]. 1996. № 3-4. P. 20-28.

7. Kharadzhanyan R. Peteris Vasks: pesnopeniya, poslaniya i ptitsy [Peteris Vasks: Songs, Messages and Birds] // Musyka iz byvshego SSSR [Music from the Former USSR]. Vyp. 2. M.: Composer, 1996. P. 304-319.

8. Reilly R. R. Surprised by Beauty. A Listener's Guide to the Recovery of Modern Music. Washington, D. C.: Morley Books, 2002. 352 p.

9. Verner A. Zeugnis für die Schönheit der Welt. URL: http:// alexander-werner.org/klassische-musik/peteris-vasks-im-inter-view.html (Accessed date: 20.10.2023).

10. Vrins О. Rencontre avec un infatigable «Viatore». URL: https://www.crescendo-magazine.be/rencontre-avec-un-infati-gable-viatore/ (Accessed date: 20.10.2023).

Информация об авторе

Тамара Михайловна Егорова E-mail: egorova.tamara-nn@yandex.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки» 603000, Нижний Новгород, улица Пискунова, дом 40

Information about the author

Tamara Mikhaylovna Egorova E-mail: egorova.tamara-nn@yandex.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Nizhny Novgorod State Glinka Conservatoire» 603000, Nizhniy Novgorod, 40 Piskunova Av.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.