ПЕРСОНАЛИИ
PERSONALITIES
THE IMAGE OF CHUSOVAYA
IN THE WORKS OF ALEXEY BURLAKOV
Marina S. Kosenkova
Ural State University of Architecture and Art Yekaterinburg, Russian Federation
Abstract: The article is devoted to a series of works related to the image of the Chusovaya River by Alexey Ivanovich Burlakov - a bright representative of landscape painting in the Ural region. When considering the key works of the cycle in the context of the historical development of the Ural landscape we trace the artisft continuity in the motif's pictorial interpretation and the link the genre's traditions. The artistic and figurative analysis of landscapes lets us reveal the painter's tendency to poetize nature of his native land and the multiplicity of emotional figurative solutions, which prove the uniqueness of this cycle of works.
Keywords: painting; Ural landscape; Alexey Burlakov; artists of Sverdlovsk-Yekaterinburg; Chusovaya River.
Citation: Kosenkova, M.S. (2023). THE IMAGE OF CHUSOVAYA IN THE WORKS OF ALEXEY BURLAKOV. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, №2 (15), pp. 128-135.
M.C. Косенкова
Уральский государственный архитектурно-художественный университет Екатеринбург, Российская Федерация
ОБРАЗ ЧУСОВОЙ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСЕЯ БУРЛАКОВА1
А.И. Бурлаков. Стынущее зеркало реки. 1986. Картон, масло. 86x105
Собственность семьи художника
A.I. Burlakov. The cooling mirror of the river. 1986. Oil on cardboard. 86x105
Property of the artist's family
Статья посвящена циклу работ, связанных с образом реки Чусовой, Алексея Ивановича Бурлакова - яркого представителя пейзажной живописи уральского региона. При рассмотрении ключевых произведений цикла в контексте исторического развития уральского пейзажа прослеживается преемственность художника в живописном осмыслении мотива и взаимосвязь с традициями жанра. Художественно-образный анализ полотен позволил выявить тенденцию к поэтизации живописцем природы родного края и множественность эмоциональных образных решений, доказывающих уникальность этого цикла работ.
Ключевые слова: живопись; уральский пейзаж; Алексей Бурлаков; художники Свердловска-Екатеринбурга; река Чусовая.
Чусовая - красивейшая река Среднего Урала, прокладывающая себе путь с юго-востока на северо-запад через Уральский хребет. Петляя между гор, она несет свои воды под гигантскими каменными выходами в виде отвесных стен и мощных столбов, мимо уральских суровых непроходимых лесов и некогда богатых селений. Попытки художественного осмысления Чусовой в живописи предпринимаются уральскими художниками начиная с XIX века. Изображение реки становится для жителей региона не только творческим самовыражением, но и способом идентификации, переживания кровной связи со своей землей.
Свою принадлежность Уралу отстаивали на рубеже Х1Х-ХХ веков А.К. Денисов-Уральский, В.Г. Казанцев, П.П. Верещагин, отражая характерные мотивы камней-бойцов по берегам реки. Лирическим характером пронизаны пейзажи родной природой в творчестве Л. Туржанского, И. Слюсарева, Н. Сазонова и других свердловских художников первых десятилетий советской власти.
«В конце 1950-х годов у молодых художников становится заметным желание отойти от устоявшихся принципов решения уральского пейзажа», - отмечает Б.В. Павловский [5, с. 79]. В 1960-х годах преобладающий метод работы
над пейзажем - этюдирование с натуры - сменяется серьезным осмыслением композиционно-образного решения сюжета. Продиктованные временем новые задачи требовали ухода от интимного, личного восприятия природы к эпическому образу окружающей «суровой» уральской природы. Они не могли быть решены в натурном этюде, без целенаправленной работы по отбору художественных средств и усложнению композиционного решения. Художники постепенно начинают достигать картинности построения в своих произведениях и выразительности образов, способствуя в региональном искусстве формированию так называемого «сурового стиля», яркими представителями которого на Урале становятся А. Бурак, Е. Гудин, А. Охлу-пин, Б. Витомский.
После некоторой свободы, появившейся в период хрущевской десталинизации, в 19701980-х годах ужесточается цензурный контроль в сфере культуры. Бессознательный уход живописцев Свердловска от идеологического гнета обеспечивает к 1980-м годам ведущую позицию пейзажному жанру. Художники активно обращаются к природным мотивам Урала. И если индустриальный пейзаж, актуальный в творчестве шестидесятников, еще был интересен мастерам старого поколения, то
А.И. Бурлаков. К ночи. 1977. ДВП, масло 121x170
Собственность семьи художника
АЛ. Burlakov. For the night. 1977. Oil on fiherboard. 121x170 Property
of the artist's family
A.M. Бурлаков. Небо в воде. 1979. Картон, масло. 86x105
Собственность семьи художника
A.I. Burlakov. Sky on the water. 1979. Oil on cardboard. 86x105 Property
of the artist's family
молодые живописцы с увлечением обратились к образу природы как таковой, раскрывая ее красоту и многоликость.
Условность и лаконичность цветового и пластического решения сменяется поисками в области образности. Авторы привносят свои впечатления от природы в полотна. Расширяется круг художественных средств. Но живописцы не отказываются от ранее достигнутого, и такая форма, как картина, остается главенствующей в пейзаже до конца столетия, поэтому, даже работая на пленэре, художники стремятся усложнить композицию, найти обобщенный характер ландшафта, добиться законченности работы, при этом сохранить эмоциональную наполненность своих произведений. Увеличение задач породило многообразность в пейзажной живописи и экспрессивность в трактовке.
Несмотря на развивающиеся в советском изобразительном искусстве в 1980-х годах формальные поиски, отвлеченные рефлексии, которые раньше считались губительными для живо-
писцев [2, с. 23], уральская пейзажная живопись сохраняет верность прежним традициям. Идя в разрез с общесоюзными тенденциями, искусство тем самым, по мнению И.Я. Мурзиной, все больше приобретает законченные черты провинциальности [3, с. 379]. Но необходимо отметить, что высокая творческая потенция ведущих живописцев Свердловска не дала многим из них отойти от правдивой передачи мироустройства в сторону создания эффектных деклараций собственной свободы.
Выбранный путь позволил «провинциальным» уральским художникам создать значительные полотна, посвященные природе родного края, по своему художественно-образному содержанию вставшие в один ряд с лучшими произведениями русской пейзажной живописи. К таким работам относятся пейзажи Е. Мосина, А. Бурлакова, В. Трясцина, Н. Костиной, Н. Чес-нокова, Г. Мосина, Н. Засыпкина, И. Бурлакова, разнящиеся стилистическими подходами. Творчество каждого художника, основанное на
классических традициях пейзажного жанра и особенностях уральской культуры, отличается яркостью и неповторимостью стилистического решения, связанного с авторским выбором изобразительного языка.
На период идеологического гнета выпало становление свердловского живописца Алексея Ивановича Бурлакова (1940-1999). Его творчество, связанное в основном с изображением первозданной уральской природы, характеризуется своей неповторимой манерой работы, индивидуальностью почерка, разнообразием композиционных решений. Пейзаж как органичную часть своей жизни Алексей осознавал еще с детства, которое прошло на окраине небольшого промышленного города Серова на севере Свердловской области. Заложенная в ранние годы любовь к природе оказала основополагающее влияние на выбор жанра.
В поисках интересных изобразительных мотивов живописец много путешествовал по стране, но неизменно возвращался к пейзажам Урала, с которым связал свою жизнь, судьбу и творчество, пронеся безмерную любовь к Родине, прежде всего через реализацию одухотворенного образа милого сердцу края. Мотивы природы малой родины, представленные в произведениях Алексея Бурлакова, выделяются особой поэтичностью. В самих названиях работ, выражающих основную идею, прослеживается поэтизация художником природы - например, «Уставший от зноя день» (1977) или «Заколдованная тишина» (1980).
В 1970-1990-е годы среди свердловских художников было модно иметь творческую дачу в окрестностях реки Чусовой. Алексей Бурлаков тоже приобрел дом-мастерскую в небольшой деревне Курья в нескольких километрах от берегового камня Винокуренный. С 1977 по 1986 год Чусовая становится главной темой творчества художника [1, с. 6]. Все свободное время живописец проводил в тишине и уединении, работая над изображениями реки, известной по произведениям кисти П.П. Верещагина и А.К. Денисова-Уральского. Так, с Винокуренного камня Алексей написал несколько десятков натурных пейзажей. По эпичности образного строя многие из них ничуть не уступают произведениям его именитых предшественников.
В пейзаже «К ночи» (1977) перед зрителем предстает обширное пространство с характерным рельефом для Среднего Урала. Принцип
композиционного построения работы близок пейзажу «Река Тискос» (1909) А.К. Денисова-Уральского. Одинаковую роль в обоих произведениях играют камни, занимающие значительную часть полотна. Они подчеркивают конкретность первого плана, по сопоставлению с ним воздушнее становятся дали, лучше ощущается пространство [4, с. 41]. Но в отличие от пейзажа, выполненного в начале XX века, работа А. Бурлакова эмоционально насыщена настолько, что драматизм ее впечатляет зрителя. В арсенале автора уже присутствует опыт и импрессионистов, и русской живописи начала XX века,
поэтому произведение приобретает особую экспрессию как за счет цветового звучания, так и благодаря структуре красочного мазка.
В работе «Небо в воде» (1979) чувствуется увлечение художника творчеством П. Конча-ловского и И. Машкова. Живописец изумительно передает состояние теплого летнего денька (подобное присутствует на пейзаже И. Машкова «Женевское озеро. Елион»), любуясь водным зеркалом с застывшими в нем облаками. Пейзаж уральского мастера выделяется своим цветовым решением. Для передачи образного строя этого произведения автор намеренно ушел от распространенного в изображениях летней уральской природы зелено-охристого колорита.
А.И. Бурлаков. Золотая осень. Чусовая. 1981. Картон, масло. 86x105
Собс твенность семьи художника
A.I. Burlakov. The golden autumn. Chusovaya. 1981. Oil on cardboard. 86x105
Property
of the artist s family
Среди работ живописца, где главным действующим лицом является река, а если быть точнее, то отражение неба в ней, можно выделить «Июльский полдень» (1978) и «Вечер на Чу-совой» (1980).
Изображая в пейзажах одни и те же мотивы, каждый художник выражает свое понимание характера ландшафта, свое мироощущение. Полотна Алексея Бурлакова, посвященные Чусовой, будут примером пейзажных картин с эмоционально выраженным отношением к воспроизводимой жизни природы. Так, зритель может наблюдать то красочную феерию осе-
А.И. Бурлаков. Уводы. 1995. Картон, масло. 104x85
Собственность семьи художника
АЛ. Burlakov. Near the water. 1995. Oil on cardboard. 104x85
Property
of the artists family
ни в «Осенней музыке» (1979), то закованную в снега пленницу-реку в «Стынущем зеркале реки» (1986), то пылающий костер заката, отражающийся в воде в «Вечере на Чусовой» (1980), то напряжение всех сил природы в «Грозовой увертюре» (1982).
В каждом из перечисленных пейзажей с разным состоянием природы, выполненных практически с одного и того же места, художником предлагается свое композиционное решение. Так, в работе «Золотая осень. Чусовая» (1981) живописец отдает предпочтение скалам, отвесно уходящим в реку, играя вертикальными ритмами на первом плане. В центре полотна «Стынущее зеркало реки» (1986) чернь ледяной
воды, обрамленной заснеженными берегами, вновь делает Чусовую главной героиней пейзажа. Уральский мастер ритмичным движением белых пятен усиливает круговое движение в композиции.
Поиски колористического решения в создании образа приводят к появлению тонких лирических картин, таких как «Винокуренный камень» (1979) или «У воды» (1995). На первом плане полотна «У воды» распустила косы молодая березка, представляющая юность как метафизический прообраз весны. Цветовое решение полотна автор выстраивает на созвучии зеленоватых и лиловых оттенков, свойственных нестеровскому колориту. Но интимность композиции и экспрессивная манера автора создает отличный от работ М. Нестерова образно-художественный строй произведения.
В арсенале Алексея Бурлакова есть работы и с декоративным обобщением формы, например «Гроза надвигается» (1980), но они не переходят ту грань, за которой начинается отчуждение от натуры в пользу формальных поисков. Во второй половине XX века декоративность и повышенная яркость цветового решения в пейзаже получили развитие в живописи владимирских художников. В отличие от них уральский мастер усугубляет драматизм ситуации в своих произведениях, используя не только цветовой, но и тональный контраст, а благодаря разнообразному рельефу уральского ландшафта значительно усложняет композицию полотна. А. Бурлаков использует в некоторых своих пейзажах характерный для владимирской живописи прием выполнения работы «по свету», когда практически отсутствуют собственные тени и становится выразительным локальный цвет предмета. Но при этом он не стремится выявить силуэты каждого пятна и составлял цвет из множества оттенков.
Творчество уральского живописца, сохраняя возвышенное отношение шестидесятников к природе, сосредоточилось исключительно на личностных переживаниях автора от общения с ней. Натурный метод работы художника, который лежит в основе уральской пейзажной живописи, привел к множеству композиционных и колористических решений, обусловленных, прежде всего, содержанием произведений. На полотнах появляются различные по глубине и охвату пространства изображения уральского ландшафта со всевозможными состояниями природы. Автор не уклонялся и от формальных
поисков, но в рамках связи с предметом изображения и своего понимания прекрасного.
Несмотря на самобытность и неповторимость, живопись Алексея Ивановича Бурлакова не обособленное явление. Она развивалось в рамках тенденций советского искусства. Большое значение на формирование выдающегося художника оказало творчество мастеров мирового и отечественного искусства. Живописец не остался в стороне от интереса к специфике развития пейзажного жанра в регионе, органичной уральской ментальности. Его живописные произведения впитали не только атмосферу эпохи, но и несут в себе заряд силы эмоций и восторга, ощущение духовного родства с уральской землей. Эту непосредственную связь искусства с окружающей средой подробно обосновал И. Тэн, говоря о влиянии состояния умов и нравов на общество и на художников, и, следовательно, на художественное произведение [6, с. 31].
В завершение хочется отметить значение художественно-образного осмысления уральского мотива, ставшего своеобразным брендом региона, в творчестве Алексея Ивановича Бурлакова. Живописное наследие художников последних десятилетий социалистической действительности подводит черту под принципами искусства, основанных не только на идеологической диктатуре, но и на следовании многовековым традициям отечественной живописи. С началом XXI века в художественном мире начинают заявлять о себе западные тенденции эпатирования. Художественный образ заменяется упрощенной фиксацией действительности салонного характера. В ситуации повсеместного пленэра в последние десятилетия река Чусовая становится местом паломничества «художников-этюдистов», стремящихся найти для срисовывания красивый, пользующийся популярностью у заказчиков «видок», теряя связующую нить с прежними исканиями. Подобное потребительское отношение к природе, свойственное современному обществу, конечно, никак не может быть соотнесено с таким чувством, как любовь к родному краю, со стремлением к духовному освоению мира.
Алексей Бурлаков является тем художником, которому удалось создать свой яркий эмоционально выразительный образ реки Чусовой в каждом отдельном живописном произведении. Он наполнил пейзажи безудержным темпераментом и любовью к малой родине, опираясь на традицию осмысления в живописи Урала этого
мотива, воплощающего в себе своеобразие и уникальность родного края.
Примечания
1. Статья М.С. Косенковой продолжает цикл материалов о мастерах пейзажной живописи Урала, которые были опубликованы в журнале «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока» (№ 2,9,11).
Литература
1. Алексей Бурлаков. Симфония цвета / вступ. ст. И. Солоп. - Омск, 2003. - С. 1-15.
2. Дубова, О.Б. Авангардизм и эпигонство // Художник. - 1989. - № 12. - С. 19-27.
3. Мурзина, И.Я. Очерки истории культуры Урала: монография / И.Я. Мурзина, А.Э. Мурзин. - Екатеринбург, 2008. - 412 е.: ил.
4. Павловский, Б.В. А.К. Денисов-Уральский. -Свердловск : Свердл. кн. изд-во, 1953. - 85 с.
5. Павловский, Б.В. Художники Свердловска. - Ленинград : Художник РСФСР, 1960. - 107 с.: ил.
6. Тэн, И. Философия искусства / подгот. к изд., общ. ред. и послесл. A.M. Микиши; вступ. ст. П.С. Гуревича. - Москва : Республика, 1996. - 351 е.: ил.
А. И. Бурлаков. Гроза надвигается. 1980. Картон, масло. 86x105
Собственность семьи художника
A.I. Burlakov. Thunderstorm is coming. 1980. Oil on cardboard. 86x105
Properly
of the artists family
References
1. Aleksej Burlakov. Simfoniya cveta [Alexey Burlakov. A symphony of light]. Introduction by I. Solop. Omsk, 2003, pp. 1-15.
2. Dubova, O.B. Avangardizm i epigonstvo [Avant-garde and epigonism]. Hudozhnik, 1989, no. 12, pp. 19-27.
3. Murzina, I.Ya. Ocherki istorii kultury Urala: monografiya [Notes on the Ural culture history: a monograph], I.Ya. Murzina, A.E. Murzin. Yekaterinburg, 2008, 412 p.
4. Pavlovsky, B.V. A.K. Denisov-Uraiskij [A.K. Denisov-Uralsky]. Sverdlovsk, Sverdlovskoje knizhnoje izdatelstvo, 1953,85 p.
5. Pavlovsky, B.V. Hudozhniki Sverdlovska [Sverdlovsk Artists], Leningrad, Hudozhnik RSFSR, 1960, 107 p.
6. Ten, I. Filosofiya iskusstva [Philosophy of art]. Ed. and afterword by A.M. Mikishi; introduction by P.S. Gurevich. Moscow, Respublika, 1996, 351 p.
Об авторе
Косенкова Марина Сергеевна - доцент кафедры монументально-декоративного искусства Уральского государственного архитектурно-художественного университета, член ВТОО «Союз художников России», аспирант Уральского государственного архитектурно-художественного университета (50.06.01 Искусствоведение, научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент кафедры рисунка Алиева Ольга Олеговна)
E-mail: [email protected]
Kosenkova Marina Sergeevna
Associate Professor at the Department of Monumental and Decorative Art of the Ural State University of Architecture and Art, member of the All-Russian creative public organization "Union of Artists of Russia", postgraduate student of the Ural State University of Architecture and Art
А.И. Бурлаков. Июльский полдень. 1978.
Картон, масло. 86x105
Собственность семьи художника
A.I. Burlakov. At noon in July. 1978. Oil on cardboard. 86x105
Properly
of the arlisis family