Научная статья на тему 'Образ будущего в зеркале мнений государственных служащих и студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление»: сравнительный анализ'

Образ будущего в зеркале мнений государственных служащих и студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление»: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
126
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные служащие / студенты направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» / восприятие будущего / civil servants / students of the specialty "State and municipal management" / the perception of the future

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вяткина Галина Олеговна

на материалах эмпирического социологического исследования, проведенного в Брянской области, автор рассматривает, как государственные гражданские служащие и студенты направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» воспринимают взаимосвязь и взаимозависимость прошлого, настоящего и будущего в контексте профессии данной профессии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Вяткина Галина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

in the article the author considers on the materials of empirical sociological research conducted in the Bryansk region how state civil servants and students of the specialty "State and municipal management" perceive the interrelation and interdependence of past, present and future in the context of this profession.

Текст научной работы на тему «Образ будущего в зеркале мнений государственных служащих и студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление»: сравнительный анализ»

Социологические науки

ОБРАЗ БУДУЩЕГО В ЗЕРКАЛЕ МНЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Вяткина Галина Олеговна, студентка 3 курса направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Брянский филиал РАНХиГС, г. Брянск Научный руководитель: Абакаров Дмитрий Казбекович, кандидат социологических наук, Брянский филиал РАНХиГС, г. Брянск

Аннотация: на материалах эмпирического социологического исследования, проведенного в Брянской области, автор рассматривает, как государственные гражданские служащие и студенты направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» воспринимают взаимосвязь и взаимозависимость прошлого, настоящего и будущего в контексте профессии данной профессии.

Ключевые слова: государственные служащие, студенты направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», восприятие будущего.

Summary: in the article the author considers on the materials of empirical sociological research conducted in the Bryansk region how state civil servants and students of the specialty "State and municipal management" perceive the interrelation and interdependence of past, present and future in the context of this profession.

Keywords: civil servants, students of the specialty "State and municipal management", the perception of the future.

В последнее время в управленческой науке активно дискутируется возможность практических приложений новых концептуальных подходов в государственном и муниципальном управлении. К таким теоретическим подходам относится и концепция управления будущим.

В процессе нарастающих перемен, где непрерывно появляются инновации, человек не имеет возможности эффективно адаптироваться к ним, поскольку существует предел нового, который человек или социальная группа могут освоить, [2, с.31.].

Налицо проблема отставания темпов развития адаптационных способностей индивидов от темпов инновационных преобразований среды. Если применительно к частному лицу, это пока неизбежность, не могут и не должны вести себя таким образом государственные служащие. Они -агенты государственной власти, от их решений, анализа и прогнозов зависит будущее больших социальных систем, [1, с.61.].

Соответственно, в данной проблемно-поисковой работе на основе эмпирического исследования верифицированы отдельные теоретические компоненты концепции управления будущим, в частности, установлено,

как чувствуют и воспринимают будущее нынешние государственные служащие и студенты направления подготовки «Государственное и муниципальное управление».

Мною был проведен анкетный опрос государственных служащих в шести органах государственной власти: 1) управлении лесами Брянской области; 2) департаменте сельского хозяйства; 3) управлении государственного регулирования тарифов; 4) инспекции гостехнадзора; 5) управлении Роспотребнадзора; 6) УФМС по Брянской области (К = 135), и студентов очной формы обучения направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» Брянского филиала РАНХиГС (К = 122). Анкетирование анонимное, носило раздаточный характер, проводилось в период с 5 по 17 сентября 2016 года. Рассмотрим некоторые вопросы, которые были представлены в анкетировании.

В первую очередь меня интересовал вопрос о месте прогностической деятельности, анализе альтернатив будущего развития, построении соответствующих сценариев в профессиональной деятельности

Считаете ли Вы важным в профессии чиновника уметь анализировать альтернативы будущего развития подведомственной отрасли и прогнозировать возможные последствия? ГГС Студенты

иное (что именно) 1,5 1,7

это никому не нужное занятие 3,0 0,0

не могу согласиться, что это самое важное: в профессии чиновника есть куда более значимые дела 23,7 1,6

это, одна из важнейших функций, хотя не все удается предвидеть 54,8 67,2

да, я думаю, что это самое важное дело 17,0 29,5

Очевидно расхождение предпочтений респондентов. Практически все студенты расценивают это умение как важное или, по крайней мере, одно из важнейших. Ответы чиновников более прозаичны, это, на мой взгляд, связано с реалиями служебной жизни, в которой стратегическое видение - удел немногих руководителей. 3% госслужащих назвали прогнозирование никому не нужным занятием. По всей видимости, чиновники куда менее охотно используют умение анализировать и прогнозировать будущее.

Скорее всего, опрошенных нечасто волнуют проблемы отдалённого будущего, которые их не касаются прямым образом. Это иллюстрируют ответы на следующий вопрос, который задавался исключительно ГГС, как людям, уже погруженным в управленческую реальность.

Задумывались ли Вы о том, как будет выглядеть система государственного управления в России в отдалённом будущем, скажем, лет через 50?_

%

иное (что именно) 0,0

никогда не думала(а) на эту тему, мне хватает и повседневных забот 23,7

я редко, можно сказать, практически никогда не задумываюсь о подобных вещах 26,7

меня иногда посещают такие мысли 43,7

да, я часто размышляю об этом 5,9

Ответы на оба вопроса корреспондируют между собой. Размышляя об отдалённом будущем, чиновники ведут себя рационалистично. В данный момент их заботит в большей степени собственное служебное положение. Менее 6% чиновников часто задумывается о том, как будет выглядеть система государственного управления в России в отдаленной перспективе.

Зато когда дело касается непосредственно своих должностных обязанностей и их возможного изменения, оказалось, над этим задумывается большинство ГГС._

Приходилось ли Вам размышлять о том, какие новшества в Ваших служебных обязанностях могут ожидать Вас в ближайшее время? %

иное (что именно) 0,7

никогда не думала(а) на эту тему, мне хватает и повседневных забот 7,4

я редко, можно сказать, практически никогда не задумываюсь о подобных вещах 9,6

меня иногда посещают такие мысли 46,7

да, я часто размышляю об этом 35,6

И это логично, ведь речь идёт не об отдалённом будущем, а ближайшем, в котором чиновником могут поджидать неприятные карьерные сюрпризы.

Представляется важным выяснить мотивационные установки студентов, которые раскрываются в ответах на вопрос о сущности должностных обязанностей чиновника:

Задумывались ли Вы о том, чем конкретно Вам придется заниматься, если Вы поступите на государственную или муниципальную службу?

иное (что именно) 0,9

никогда не думала(а) на эту тему, мне хватает и повседневных забот 1,6

я редко, можно сказать, практически никогда не задумываюсь о подобных вещах 7,4

меня иногда посещают такие мысли 47,5

да, я часто размышляю об этом 42,6

Около 40% опрошенных студентов часто размышляет о своих будущих служебных обязанностях. Однако почти половина редко задумывается об этом. Это значит, что большинство студентов имеют размытые представления о том, чем им предстоит заниматься в будущем. Снова получается, что респонденты более всего задумываются либо о настоящем, либо о ближайшем будущем, что не даёт гарантий достойного исполнения своих будущих служебных обязанностей в постоянно меняющейся действительности.

Таким образом, эмпирически подтверждено предположение о том, что чиновники в отличие от студентов менее охотно используют умение анализировать и прогнозировать будущее, которое содержит в себе аттракторы, объективирующие конкретные управленческие решения. В ходе исследования установлено, что большинство студентов имеют размытые представления о конкретных должностных обязанностях государственного служащего. Определено, что в кадровом корпусе государственных служащих Брянской области имеется кадровое ядро, обладающее повышенной настроенностью на будущее, и определенным прогнозно-аналитическим потенциалом, но он используется

неэффективно. Отметим, что данное кадровое ядро может послужить основой для формирования кадрового резерва инновационного типа, что особенно актуально в условиях реформирования организационно-штатной структуры органов государственной власти в Брянской области и планируемого обновления кадрового состава.

Список использованных источников:

1. Романов, В.Л. Социально-инновационный вызов государственному управлению. М., 2006. 90 с.

2. Тоффлер, Э. Шок будущего. М., 2001. Цит. по: Карпичев, В.С. Основания инновационного прорыва в государственном управлении. М. Издательство «Проспект». 2008. 199 с.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ПРОГРАММНЫЕ КОМПЛЕКСЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА

Нуркиева К.Р.,

студентка 3 курса факультета управления и психологии,

Кубанский государственный университет, г. Краснодар.

Научный руководитель: Скрипниченко Л. С.,

к.соц.н., доцент кафедры управления персоналом и организационной

психологии

Кубанский государственный университет, г. Краснодар.

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы в работе менеджера по персоналу, актуальность использования программных продуктов в работе менеджера по персоналу в сфере обучения персонала, обозначена необходимость оптимизации и автоматизации работы кадровой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.