Научная статья на тему 'ОБРАЗ БУДУЩЕГО МУЗЕЯ ЯНТАРЯ КАК ВАЖНОГО ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОБРАЗ БУДУЩЕГО МУЗЕЯ ЯНТАРЯ КАК ВАЖНОГО ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы права
Область наук
Ключевые слова
музейные инновации / нематериальные активы / культурное пространство музея / атлас идентификатор российского янтаря / научная школа Савкевича С.С. / франшиза технологий янтаря / инновационная модель экономики анклавного региона / трансфер пакетов технологий в области культуры / инновации янтаря / межотраслевая кооперация / мировая биржа янтаря / гастрономический туризм / янтарная комната 21век.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров С. В., Трифонова С. Д.

В статье, авторы проекта предлагают комплексный проект развития госбюджетного учреждения культуры «музея янтаря» в калининградской области. Музей янтаря для анклавной калининградской области может стать активной, значимой площадкой для социально-экономического развития региона. Для решения этой цели предлагается решить восемь основных задач: 1. Создать культурно-историческое пространство «Янтаря», на основе материальных и нематериальных активов музея янтаря, инновационных разработок научной школы Савкевича С.С., и предлагаемых ресурсов активных участников новой деловой среды региона. 2. Превратить знания о янтаре, артефакты истории, инновационные технологии в товары предложения франчайзинга для различных отраслей экономики. 3. Организовать постоянно-действующее выставочное пространство государственно-частного партнерства, обладающими притягательными площадками, результатом которого является конкурсперфоманс с достойным призовым фондом. 4.Создать атлас-банк эталонов балтийского янтаря, как составной части государственного стратегического ресурса и регулятора янтарной экономики страны. 5.Обеспечить проект развития экспозиций «янтарной мануфактуры» и комплекса «Врангель» в Калининграде. Внедрить концепцию современной янтарной комнаты 21 века по технологиям технологического кластера ассоциации ЦНТИ янтаря. 6. Сформировать в музее янтаря мемориальный кабинет-музей основоположника науки о янтаре Святослава Сергеевича Савкевича. 7. Обеспечить трансфер янтарных технологий школы Савкевича для гидов, реализаторов франшиз (янтарной еды, янтарного спа, янтарного оздоровления, алхимии янтаря и программ профориентации студентов и школьников) 8. Внедрить инновации, историю и культуру традиций гастрономического туризма «янтарной пищи Богов». Запуск сетевой франшизы «янтарной кухни». Все эти задачи планируется выполнить, опираясь на многолетний опыт реализации авторами масштабных проектов с участием партнеров научной школы Савкевича С.С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ БУДУЩЕГО МУЗЕЯ ЯНТАРЯ КАК ВАЖНОГО ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И МИРЕ

HIM ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ ММ III ММ Mil INI ММ Mil III Mil INI ММ ММ III ММ ММ ММ ММ ММ III ММ INI ММ Mil INI III INI ММ Mil INI III INI ММ Mil INI ММ III ММ IIIM

Группа научных специальностей: ПЕТРОВ Сергей Викторович,

Искусствоведение и культурология Соискатель,

Шифр научной специальности: учредитель ассоциации ЦНТИ янтаря,

5.10.2 e-mail: [email protected]

УДК 069.68 ТРИФОНОВА Серафима Дмитриевна,

кандидат экономических наук, доцент, учредитель ассоциации ЦНТИ янтаря, e-mail: [email protected]

ОБРАЗ БУДУЩЕГО МУЗЕЯ ЯНТАРЯ КАК ВАЖНОГО ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

АННОТАЦИЯ. В статье, авторы проекта предлагают комплексный проект развития госбюджетного учреждения культуры «музея янтаря» в калининградской области. Музей янтаря для анклавной калининградской области может стать активной, значимой площадкой для социально-экономического развития региона. Для решения этой цели предлагается решить восемь основных задач: 1. Создать культурно-историческое пространство «Янтаря», на основе материальных и нематериальных активов музея янтаря, инновационных разработок научной школы Савкевича С.С., и предлагаемых ресурсов активных участников новой деловой среды региона. 2. Превратить знания

0 янтаре, артефакты истории, инновационные технологии в товары- предложения франчайзинга для различных отраслей экономики. 3. Организовать постоянно-действующее выставочное пространство государственно-частного партнерства, обладающими притягательными площадками, результатом которого является конкурс- перфоманс с достойным призовым фондом. 4.Создать атлас-банк эталонов балтийского янтаря, как составной части государственного стратегического ресурса и регулятора янтарной экономики страны. 5.Обеспечить проект развития экспозиций «янтарной мануфактуры» и комплекса «Врангель» в Калининграде. Внедрить концепцию современной янтарной комнаты 21 века по технологиям технологического кластера ассоциации ЦНТИ янтаря. 6. Сформировать в музее янтаря мемориальный кабинет-музей основоположника науки о янтаре Святослава Сергеевича Савкевича. 7. Обеспечить трансфер янтарных технологий школы Савкеви-ча для гидов, реализаторов франшиз (янтарной еды, янтарного спа, янтарного оздоровления, алхимии янтаря и программ профориентации студентов и школьников)

8. Внедрить инновации, историю и культуру традиций гастрономического туризма «янтарной пищи Богов». Запуск сетевой франшизы «янтарной кухни». Все эти задачи планируется выполнить, опираясь на многолетний опыт реализации авторами масштабных проектов с участием партнеров научной школы Савкевича С.С.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музейные инновации, нематериальные активы, культурное пространство музея, атлас идентификатор российского янтаря, научная школа Савкевича С.С., франшиза технологий янтаря, инновационная модель экономики анклавного региона, трансфер пакетов технологий в области культуры, инновации янтаря, межотраслевая кооперация, мировая биржа янтаря, гастрономический туризм, янтарная комната 21века.

PETROV Sergei Viktorovich,

the applicant, founder of the Association of the Central Research Institute of Amber

TRIFONOVA Serafima Dmitrievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, founder of the Association of the Central Research Institute of Amber

1 MM MM MM Ml MM MM MM MM Ml MM MM MM MM Ml MM MM MM Ml MM MM MM MM Ml MM MM MM Ml MM MM MM MM Ml MM MM MM Ml MM MM MM MM Ml MM MM MM MM Ml MM MM MM Ml MM MM MM MM Ml MM MM

IMAGE OF THE FUTURE AMBER MUSEUM AS AN IMPORTANT FACTOR IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE KALININGRAD REGION

ANNOTATION. In the article, the authors of the project propose a comprehensive project for the development of the state-funded cultural institution "amber Museum" in the Kaliningrad region. The Amber Museum for the enclave Kaliningrad region can become an active, significant platform for the socio-economic development of the region. To achieve this goal, it is proposed to solve eight main tasks: 1. To create a cultural and historical space of "Yantar", based on the tangible and intangible assets of the amber Museum, innovative developments of the Savkevich S.S. scientific school, and the proposed resources of active participants in the new business environment of the region 2. To turn knowledge about amber, historical artifacts, innovative technologies into goods- franchising offers for various sectors of the economy. 3. To organize a permanent exhibition space of a public-private partnership with attractive venues, the result of which is a performance competition with a decent prize fund. 4. To create an atlas-a bank of standards of Baltic amber, as an integral part of the state strategic resource and regulator of the amber economy of the country. 5. To provide a project for the development of the expositions of the Amber Manufactory and the Wrangel complex in Kaliningrad. To introduce the concept of a modern amber room of the 21st century according to the technologies of the technological cluster of the Association of Amber Central Research Institute. 6. To form a memorial cabinet in the amber Museum-the museum of the founder of the science of amber Svyatoslav Sergeevich Savkevich. 7. To provide transfer of amber technologies of the Savkevich school for guides, franchisees (amber food, amber spa, amber wellness, amber alchemy and vocational guidance programs for students and schoolchildren). 8. To introduce innovations, history and culture of the traditions of gastronomic tourism of the "amber food of the Gods". Launch of the Amber Kitchen network franchise. All these tasks are planned to be completed, based on the authors' long-term experience in implementing large-scale projects with the participation of partners of the Savkevich S. scientific school.

KEY WORDS: museum innovations, intangible assets, cultural space of the museum, atlas identifier of Russian amber, Savkevich S.S. scientific school, amber technology franchise, innovative model of the economy of the enclave region, transfer of technology packages in the field of culture, amber innovations, intersectoral cooperation, world amber exchange, gastronomic tourism, amber room of the 21st century.

Анализ ситуации: В мире, на начало 21 века, по всему миру насчитывалось более 2000 музеев янтаря разного уровня, от частных экспозиций до крупных комплексов. В первую десятку входят музеи европы, в т.ч. легендарный музей янтаря в Калининграде. Впервые, в СССР о необходимости создания централизованного янтарного музея на научной основе, утверждал основоположник янтарной науки, геолог, ученый, председатель международного минералогического общества Савкевич С.С.

Большинство экспозиций музеев янтаря, связано с естественной человеческой тяги к магическому блеску янтарю, прежде всего как к украшению, и во многом, диапазон демонстрации возможностей зависит от уровня развития общества и системы ценностей и потребления. Сами по себе янтарные музеи возникать не могут, поэтому исторически, самые значимые возникали при горно-добывающих компаниях, государственно янтарных мануфактурах, динамично-развивающихся отраслях экономики. Самой главной задачей большинства музеев на протяжении всех времен была цель «улучшения репутации и значи-

мости янтаря». С развитием в 21 веке туринду-стрии, одной из главных функций современных музеев стало взаимодействие с передовыми культурными площадками, мировыми выставками, креативными личностями, учеными, новыми передовыми отраслями и конечно, с инновационными отраслями. При этом, современный музей перестает быть архаичным «дотошным собранием старины», бесконечным набором доказательств и цифр истории и переходит в сферу многомерного восприятия мира, интереса и доказательства проявлений мира, чувств, а главное сопричастность, доступность.

При создании первого калининградского музея янтаря, в далеких 70-х, главной задачей, перед которыми ставили первопроходцы разных отраслей (биологи, геологи, художники, камнерезы, геммологи, поэты, палеобиологи, ученые, историки и т.д.) было создание собственного образа «советского янтаря». Главным «энергетическим толчком» стали великие достижения советского космоса. Маштабный, всеобщий «креатив космоса» позволил творить невозможное и верить в полную эйфорию возможностей нового

ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ I III IIII III 11II III 11 III IIII III IIII III 11 III IIII III 11IIII111 III 1111II111IIII111II11111II111IIII111IIII111II111IIII111IIII11 III 111IIII11 III I

советского времени. Поэтому первопроходцы музея не боялись творить с нуля, и воплощать невозможное, даже в бывших военных крепостях, не предназначенных для музейного дела. По воспоминаниям Савкевича С.С., формирование научного фонда, коллекции, экспонаты, библиография о янтаре, осуществлялись передовыми специалистами в различных областях (Рожков В.Н., М.И.Попова, А.Е.Цыганкова, Хозацкий Г.С., Савкевич С.С. Васильев В.Г, Жарков М.П., Жерехин В.В. Сукачева И.Д., Блинов Б.Н. Пен-кина Е.И. и др.)

Как хранитель и официальный наследник коллекций и фондов «научной школы Савкевича»

(1970-2024), как ученый, от лица некоммерческой экспертной организации - ассоциации «Центр научно-технологических исследований янтаря и природных ресурсов», предлагаю следующие пути развития «калининградского музея янтаря»:

Процесс создания нового музейного пространства янтаря:

Задача № 1. Создание культурно-исторического пространства «янтаря», на основе материальных и нематериальных активов музея янтаря, инновационных разработок научной школы Сав-кевича С.С., и предлагаемых активных участников деловой среды региона.

Таблица 1. Создание культурно-исторического пространства «янтаря»

Что нужно сделать. Содержание Результаты. Количественные и качественные показатели

* создать особое отношение к янтарю, как к стратегическому ресурсу России. * внедрить имеющийся опыт рационального использования, переработки янтаря и региональных ресурсов. * выстроить правовое регулирование отношений между всеми участниками культурного пространства. В 2023г интерес к янтарю выразили 241 тыс. из 2 млн. посетителей музея янтаря в год. * По результатам проекта должны достичь мин. 12 % потребительской корзины потребителей, т.е в 2 раза больше.

Задача № 2. Превращение знаний о янтаре, в товары-предложения франчайзинга в различ-артефактов истории, инновационных технологий ных отраслях экономики.

Таблица 2. Превращение знаний о янтаре

Что нужно сделать, содержание Результаты. Количественные и качественные показатели

Сформировать имеющие технологии и разработки в пакеты предложений (франшизы), в т.ч. нематериальной сферы для различных уровней в каждой секции. В каждой секции отраслей есть свои уровни пакетов технологий: 1. базовые технологии. (традиционные, ручные, доступные). 2. Современные технологии (индустриальные, постиндустриальные) . 3. «Алхимические технологии». 4. Технологии будущего (которые рождаются и изменяются постоянно, но все связаны с янтарем. 5. Технологии «экстремального состояния ноосферы» - это технологии, необходимы при современном быстротечном изменении жизни на всей земле (анти- covid-19. Планетарные катастрофы и т.д.). На сегодняшний день в матрице предлагаемых технологий сосредоточены секции, условно разделенные на применение янтаря и его ресурсов для: *Ресурсные, добыча, горно-добывающий комплекс., геология и т.п. * Производство ювелирных и художественных изделий, реставрация и т.п. * Гражданское, промышленное строительство, новые материалы и т.п. * Производство товаров широкого потребления. * Агроиндустрия. пищевая отрасль. Био-производств. Животноводство. Сельское хозяйство и т.п. * Индустрия здоровья. Био-медицина. Спорт-здоровье. Здоровье долголетия. СПА. СКК. * Туристическая индустрия. Музейная. Культура. (5%) . Результатом должны стать пятикратное увеличение возможных сфер и областей применения янтаря. (сейчас 5% от возможных, должно стать до 25% возможного ресурса).

N111 ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III мм мм мм мм ми

Универсальным фондом и банком предлагаемого нами развития является матрица стратегического развития, состоящая из многочисленных и многоуровневых видоизменяющихся технологических пакетов (знаний, продуктов, технологий), которые можно тиражировать для различных «возникающих и исчезающих» современных индустрий и отраслей.

Таблица 3. Описание процессов программы и их результаты

Что нужно сделать, содержание Результаты. Количественные и качественные показатели

* Анализ существующих ресурсов культурно-исторического наследия региона. * Создание проектных групп, синергия энергии творчества и возможностей. * Разработка проекта финансирования бизнес-модели деятельности проектных групп для «ВДНХ в Калининграде». Результатом должна стать круглогодичная выставочная деятельность, на которой представлены ресурсы, достижения всей страны вокруг «матрицы янтаря», своеобразный прототип «ВДНХ России» в г. Калининграде. Объём выставок должен увеличиться с 22 шт. до 200 шт. (за счет многообразия матрицы отраслей и регионов страны).

Таблица 4. Задача создания атлас-банка эталонов балтийского янтаря, как составной части государственного стратегического ресурса и регулятора янтарной экономики страны

Что нужно сделать, содержание Результаты. Количественные и качественные показатели

* Сформировать на базе научного отдела из янтарных экспертов региона и страны рабочую группу для наполнения проекта по созданию российского атласа янтаря. Мировой рынок янтаря в ювелирном направлении возглавляет Польша и составляет более 500млн дол. (РФ в сто раз меньше) Для удержания лидирующих положений, европейским сообществом принимается ряд мер, в т.ч. введения собственных стандартов и эталонов, позволяющих регулировать мировые поставки российских сукцинитов в частности в Америку и Китай. Для этой цели, были собраны все имеющиеся эталоны янтарных образований со всего мира и на грант в 1.5млн. евро в 2015 г. был создан атлас спектров смол, резе-нов и имитаций янтаря [2, с. 200]. Основываясь, на методы ИФК-спектрометрии, предложенные российским основоположником науки о янтаре Савкеви-чем С.С. (патент СССР SU 156 7927А1) и признанные международным сообществом, мы предлагаем использовать переданные мне, как ученику, в 2013г. в соответствии с частью 4 ГК РФ, исключительные права на использование архива научных трудов, разработок и коллекций академика Савке-вича С.С. для написания атласа российских смол и янтарных продуктов российского производства. 2 этап. Создание научной лаборатории идентификации и оценки янтаря при ГБУК. * значительное усиление статуса научного отдела музея янтаря с дальнейшим расширением функций идентификации, участия в ГЗ сертификации для различных структур (РОСТЕХ, ГТК, ТПП, ГОСТАНДАРТА и т.д) * количество описанных эталонов, коллекций в цифровом варианте увеличится с 22383 шт. (ГЗ) на 10 новых групп секций разделов, на 18 коллекций из фондов Савкевича С.С., общим количеством экспонатов до 40383шт. * Результатом должен стать российский атлас с приложениями эталонов, подобный на фото, привязанный к электронной системе идентификации. * Созданная в перспективе «Экспертная лаборатория музея янтаря» могла бы и должна стать «регулятором, независимым экспертом, оценщиком в оформлении вывозных документов на предметы ценностей культуры и музейных янтарных экспонатов. Вышеуказанная деятельность может стать отдельным доходным видом деятельности, за счет которой могут финансироваться ряд собственных проектов развития.

ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ IIIIIIIIIII11IIIII11IIIIIIIIIIIIIIIII11IIIIIIIIII11IIII111III1111II111IIII111II11111II111IIII111IIII111II111IIII111IIII11III111IIII11IIII

Задача № 3. Организация постоянно-действующего выставочного пространства, партнерства, обладающими притягательными площадками, результатом которого является кон-курс-перфоманс с достойным призовым фондов.)

Среди многообразия ресурсов страны, янтарь, является уникальным мировым достоянием, способным стать значимым для бюджета не только Калининградской обл., но и страны. Благодаря академическим исследованиям в СССР, ученым Савкевичем С.С. была заложена система идентификации и особого положения балтийского янтаря российского происхождения (сукцинита) среди многообразных янтареподоб-ных смол природного происхождения. Благодаря уникальным свойствам сукцинит имеет потенциал стратегического ресурса по запуску множества инновационных производств в сфере обороны, космической техники, электротехники, инновационной медицины, пищевой, аграрной и косметической промышленности [4, с. 60].

Сегодняшняя доля в ювелирном направлении занимает лишь 5% от ресурсных возможностей. Узловой причиной является отраслевая принадлежность к горно-добываемому ком-

Тема янтарной комнаты тесным образом связана с нашей областью. Мы предлагаем принципиально новое наполнение музея «янтарной комнаты», который не просто рассказывал о ее поисках, реконструкции, но и предлагал принципиально новые инновации современного применения янтарных кабинетов в оздоровлении и воздействии на человека. Научная школа Савкевича С.С. (ассоциация цнти янтаря) непосредственно

плексу Калининградского янтарного комбината и отсутствия современной, отвечающей требованиям НТР системы стандартизации, способной адаптировать потоки сырья для потребностей других отраслей. Поэтому, в качестве приоритетных направлений ПЕРЕЧНЯ ПОРУЧЕНИЙ Президента РФ Путина В.В., по развитию янтарной отрасли в РФ и утвержденной Стратегии развития янтарной отрасли РФ до 2025 г. определены» меры по сертификации и стандартизации янтаря и товаров из него». Согласно утвержденной программы экспертов ассоциации ЦНТИ янтаря до 2025 г., предусмотрен проект по «дальнейшему формированию информационной базы знаний о янтаре, идентификации, с целью аккредитации существующих эталонов из коллекции Савкевича С.С., в мировую практику и стимулирования оптимизации работы янтарного рынка в интересах РФ [4, с. 28].

связаны с этими темами по роду своей научной практической деятельности и участию в реставрации янтарной комнаты в ЦСМ г. Пушкина 19972003 г. Ленинградский ученый Савкевич С.С. возглавлял научный совет комиссии по реставрации янтарного кабинета, поэтому у нас в фондах сосредоточились рабочие материалы, экспонаты, технологии, документация, позволяющие на достойном уровне представить отдельный музей

Таблица 5. Развитие экспозиций янтарной мануфактуры и комплекса «Врангель». Концепция современной янтарной комнаты 21 века по технологиям технологического кластера ассоциации ЦНТИ янтаря

Что нужно сделать, содержание Результаты. Количественные и качественные показатели

* Внести в проект «янтарной мануфактуры» возможность установки масштабной «янтарной комнаты 21 века» в виде фрагментального купола над двором площадью 127 кв.м. (колодец) будущей янтарной мануфактуры с естественной солнечной подсветкой. * Предлагаем использовать запатентованные технологии формования янтаря для реализации проектов уникальных притягательных объектов «ЯК -21 века». * кооперация с поисковиками, архивами, участниками поиска янтарной комнаты, с реставраторами, с целью создания захватывающей шоу программы «поиска янтарной комнаты» башни Врангель. * Калининградская область может получить новый «притягательный бренд» посещения, соизмеримый с Меккой для туристов. Ради посещения «волшебного янтарного зала «могут поехать» в Калининград! * Значительное расширение сегмента категорий и количество до 90% потока посетителей области. * «музейного янтарное пространство» может увеличиться в разы! * использование янтарного зала в новых формах индустрии рекламы, моды, сьемок фильмов, медитаций, приемов делегаций и т.д.

N111 ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III мм мм мм мм ми

«поиска и воссоздания янтарной комнаты». Для изготовления современных янтарных панелей, благодаря имеющимся технологиям, не потребуются сотни тонн дорогого сырья янтарного комбината (на воссоздание янтарной комнаты цар-ско-сельской мастерской ушло более 20 тонн исходного высококлассного сырья на сумму более 2.8 млн. долл. и потребовалось 20 лет на ее восстановление). Наш проект современного «янтарного зала « уже был частично реализован институтом янтаря в 1999г. в янтарном храме кре-стовоздвиженского собора и в бранденбургских воротах г. Калининграда. Некоторые современные панели демонстрировались на «шоу выставке на острове» в 2022 году, их можно сегодня у видеть в музее янтаря в Куликово [2, с. 280]. Копий янтарной комнаты царско-сельской

мастерской, уже в мире множество, и повторять еще одну копию в Калининграде нет смысла (в музеях европы их уже три готовых). Мы предлагаем совсем иные решения использования современных технологий янтарных интерьеров 21 века. В комнате нового поколения можно не просто смотреть на янтарь, а получать мощнейшее воздействие на психику человека, такие панели «видят незрячие люди и дети» на расстоянии рук и получают «лечебный эффект при различных психических заболеваниях». Именно так должен работать янтарь. Технологии и примеры реализованных нами проектов позволяют выполнить этот проект в обозримом будущем [1, 3].

Таблица 6. Формирование в музее янтаря мемориального кабинет-музея основоположника науки о янтаре Святослава Сергеевича Савкевича

Что нужно сделать, содержание Результаты. Количественные и качественные показатели

* создать мемориальный кабинет основоположника науки о янтаре Савкевича С.С. * формирование наследия советской научной школы. * международное признание музея янтаря, как хранителя «знаний о янтаре» на будущем международном пространстве янтаря.

Концепция развития музея. Мемориальный кабинет-музей выдающегося ученого Святослава Сергеевича Савкевича - дань уважения к памяти крупнейшего в нашей стране исследователя балтийского янтаря. Мировая янтарная общественность широко освещает в международной прессе достижения научной деятельности и заслуг советского ученого и работает по его системе! [2, с. 280]

Музейную экспозицию кабинета составят более 6000 предметов из личного архива ученого, которые могут получить статус «музейных экспонатов» кабинета за счет ГЧП партнерства с технологическим кластером цнти янтаря. Каждый музейный экспонат - это источник информации.

Научно-организованная совокупность музейных предметов будет служить для раскрытия определенных новых тем, например: - «Научное наследие академика С.С. Савкевича»; - «Органическая минералогия»; - «Использование балтийского янтаря (сукцинитов) в инновационных продуктах»;

- «Инновационные технологии янтарной отрасли»;

- «Оздоравливающая янтарная косметика» и т.д. Имея в своей основе музейные экспонаты, кабинет будет включать и вспомогательные наглядные пособия - письменные тексты, стенды с фотографиями, отражающими все этапы жизни и деятельности С.С. Савкевича, библиотека книг, альбомов и журналов [5].

III11IIIII11IIIIIIIIII11III1111II111IIII111II1111III11IIIIIIIIII11IIIII11IIIIIIIIIIIIIIIII11IIIIIIIIII11IIII111II11111II111IIII111II1111 мм

Таблица 7. Трансфер готовых янтарных технологий школы Савкевича для гидов, реализаторов разработанных фрашиз ((янтарной еды, янтарного спа, янтарного оздоровления, алхимии янтаря и профориентации студентов и школьников)

Что нужно сделать, содержание Результаты. Количественные и качественные показатели

* создать, без расширения штата музея команду «продвиженцев», состоящих из гидов, владельцев ресторанов, музееев, оздоровительных центров, гостевых домов, фермеров, банщиков, фести-вальщиков, образовательных учреждений области. *организовать трансфер уникальных янтарных знаний применения в различных областях, в т.ч. оздоровительного, санаторно-курортного, образовательного, событийного, морского туризма. * создать и утвердить собственные образовательные программы для региональной системы образования. (обязательный предмет янтароведения в разделе природоведения, как это организовано в Литве). Для студентов отдельный предмет дополнительного образования открыть дополнительный код в разделе класса геммологи. * расширение синергии участников янтарного музейного пространства для получения добавленной стоимости всех участников от единого преимущества использования бренда: «как, где, для кого и каким способом использовать ресурсы янтаря» По оценкам МИНТУРИЗМА, в процесс синергии может быть включено более 14 тыс. человек с системы гостевого и экскурсионного туризма. * увеличение охвата программой образовательного сегмента (не менее 100000 чел. детей и школьников) и дополнительно 40 тыс. студентов и вольных слушателей, в т.ч. иностранных. * особая категория коммерческие программы обучения для иностранцев. Коммерческий сегмент «обучения и продажа франшиз янтарных технологий» -может стать основополагающим в российско-китайских отношениях между регионами.

Расширение музейного пространства деятельности музея янтаря и новые функции

Музей янтаря сегодня занимает площадь 1380 кв. м, экспозиция и временные выставки занимают всего не полные 1000 кв. м, и для обеспечения планового госзаказа посещений от минкульта даже этих площадей просто недостаточно! Для обеспечения развития мощностей и охвата нарастающих туристических потоков недостаточно будет даже новых площадей башни Врангель (1800 кв. м) и бывшей янтарной мануфактуры (1820 кв. м). Например, для демонстрации только макетов «янтарной комнаты» из ЦСМ, потребуются площади не менее 150 кв. м высотой не менее 9 метров! Поэтому остается путь развития через расширение деятельности музея за пределы собственных помещений, путем присутствия и взаимодействия с различными площадками Калининграда и области. Это возможно только при расширении деятельности на принципах «голубого океана». (Не конкурировать и давить соседей, а работать вместе с ними, коопе-

рироваться на своих конкурентных преимуществах). Через формирование собственных франшиз и защите интеллектуальной собственности, можно обеспечить реализацию у партнеров ряда совместных проектов, например показываем разработанные и апробированные пакеты предложений [6, с 669]:

* «организовать достойную «ремесленную туристическую ярмарку» до 2500 чел. в день на пространстве потенциальных партнеров,

* создать передвижной музей янтаря на барке «Крузенштерн»,

* обеспечить связь с будущим туристическим комплексом «Крон-принц» вдоль прилегающего литовского вала, путем предоставления в франчайзинг разработанных брендов «современных оздоровительных янтарных залов» и пр.,

* обеспечение франшизами авторских программ экскурсий сотрудников нового отдела музея и подготовленными гидами по специальным программам для работы на площадках масштабных объектов.

ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III мм мм мм мм мим

Таблица 8. Инновации, история и культура, традиции гастрономического туризма «янтарной пищи Богов». Сетевая Франшиза «янтарной кухни»

Что нужно сделать, содержание Результаты. Количественные и качественные показатели

*открыть с «янтарную кухню» в соседнем рыбном ресторане в росгартенских воротах, таким образом обеспечить целостность деятельности как единого туристического пространства. *в области появится первый элитный янтарный ресторан (из семи запланированных). Новый бренд «янтарной рыбы» позволяет проводить масштабные проекты, как мы это сделали, накормив 25 тыс. чел. в день в Паланге на фестивале «янтарная корюшка».

Среди множества прелестей жизни, особое место занимает культура потребления пищи. Гастрономический туризм занимает третье место по уровню потребностей и более 22% по оставленным деньгам в регионе, как приезжих, так и местных жителей. Себаристы и геданисты всех мастей соревнуются в посещении экзотических мест, и тут фантазии местных предложений заканчиваются сомнительными надуманными копиями рецептов соседей из Литвы, или Польши. При этом у нас в области, есть абсолютно свой исторический, неповторимый бренд «янтарной кухни Богов». Кто хоть раз попробовал, вернется к этой кухне еще много раз». Мы не предлагаем

стать сотрудникам музея сушефами, но проводниками сокрытых янтарных знаний - можно и нужно!

Заключение: Реализация предложенной нами модель «будущего музея янтаря», может быть реализована только при взаимодействии «тройной спирали развития власти, науки, образования и бизнеса. Ее эффективность зависит от уровня и скорости внедрения предлагаемых нами инновационных технологий и умением выстраивать «синергетические взаимодействия» между всеми участниками и партнерами предлагаемого кластерного проекта.

Список литературы:

[1] «Инновационный янтарный кластер - прогрессивная форма организации бизнеса». Коллективная монография (научный ред. Пирогов Н.Л.). - М.: Национальный институт бизнеса, 2018-160 с.

[2] Infrared spektra atlas of fossil resins, saubfossil resins and selected imitattios of amber /PAS Museum of the Earth in Warsaw/Barbara Kosmowska-Ceranowicz/(ISBN978-83-908778-5-3 /2015r/ -280.

[3] «Российский Балтийский янтарь и его особое положение в мировой системе классификаций минералов // Российский балтийский янтарь. Сборник статей. Петров С.В. - Вильнюс: Издательство «Standartu spaustuve», 2010. С. 6-54.

[4] Научно-техническое развитие России и мира: сборник статей III Международной научно-практической конференции. - Саратов: НОП «Цифровая наука». - 2023. - с. 26-27.

[5] «Инновации: теория и практика» проф. Пирогов Н.Л. Научный вестник оборонно-промышленного комплекса РФ, выпуск 4. 2017г., стр. 49-60.

[6] Актуальные вопросы научных исследований: сборник статей XVII Международной научно-практической конференции. - Саратов: НОП «Цифровая наука». - 2023. - с. 667-669.

Spisok literatury:

[1] «Innovacionnyj jantarnyj klaster - progressivnaja forma organizacii biznesa». Kollektivnaja mono-grafija (nauchnyj red. Pirogov N.L.). - M.: Nacional'nyj institut biznesa, 2018-160 s.

[2] Infrared spektra atlas of fossil resins, saubfossil resins and selected imitattios of amber /PAS Museum of the Earth in Warsaw/Barbara Kosmowska-Ceranowicz/(ISBN978-83-908778-5-3 /2015r/ -280.

[3] «Rossijskij Baltijskij jantar' i ego osoboe polozhenie v mirovoj sisteme klassifikacij mineralov// Rossi-jskij baltijskij jantar'. Sbornik statej. Petrov S.V - Vil'njus: Izdatel'stvo «Standartu spaustuve», 2010. S. 6-54.

[4] Nauchno-tehnicheskoe razvitie Rossii i mira: sbornik statej III Mezhdunarodnoj nauchno-praktich-eskoj konferencii. - Saratov: NOP «Cifrovaja nauka». - 2023. - s. 26-27.

[5] «Innovacii: teorija i praktika» prof. Pirogov N.L. Nauchnyj vestnik oboronno-promyshlennogo kompl-eksa RF, vypusk 4. 2017g., str. 49-60.

[6] Aktual'nye voprosy nauchnyh issledovanij: sbornik statej XVII Mezhdunarodnoj nauchno-praktich-eskoj konferencii. - Saratov: NOP «Cifrovaja nauka». - 2023. - s. 667-669.

MM MM Ml MM MM MM MM Ml MM MM MM MM Ml MM MM MM MM Ml MM MM MM Ml MM MM MM MM Ml MM MM MM Ml МММ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.