УДК 82+791 ББК 83+85.37
А.К. Лагунов
Образ барона Унгерна в литературе и кинематографе
В статье рассматривается влияние литературы и кинематографа на конструирование образа барона Р.Ф. Унгерн-Штернберга. Автор обращает внимание на сходства и отличия репрезентации образа барона в тех или иных произведениях и кинолентах XX - начала XXI в. Акцентируется вопрос влияния советской историографии на складывание образа барона Унгерна в кинематографе и литературе. В рамках исследования выявляются общие черты образа, нашедшие отражение в различных произведениях.
Ключевые слова: барон Унгерн, конструирование образа, кинематограф, литература
В настоящее время сложно переоценить влияние искусства на общественное восприятие тех или иных исторических сюжетов. Французский исследователь М. Ферро анализировал книгоиздание и кино как инструменты, с помощью которых господствующие структуры в лице государства, церкви и т. д. придают легитимность своей власти, а репрезентация прошлого становится более единообразной [Ферро 1992, с. 9]. Изучалось влияние художественной литературы и кинематографа на формирование образа прошлого в основной массе «потребителя продукта историка» [Репина 2011, с. 22] и в рамках публичной истории.
История барона Р.Ф. Унгерн-Штернберга (1885-1921), командира Азиатской конной дивизии, одного из видных деятелей антибольшевистского сопротивления на Дальнем Востоке, более всего известного благодаря Монгольской кампании, в ходе которой была взята столица Монголии Урга (нынешний Улан-Батор), не была популярна в советской историографии. На это влияли как сравнительная малодоступность архивного материала по истории Белого движения
© Лагунов А.К., 2023
в советский период, так и в целом меньшая популярность персонажа на фоне внимания к другим участникам Гражданской войны в России, например адмиралу А.В. Колчаку, генералам Н.Н. Юденичу, П.Н. Врангелю, А.И. Деникину и другим. В последние годы биография барона Унгерна значительно популяризируется [Соколов 2022, с. 8], немаловажное влияние на этот процесс оказывает культура. Несмотря на то что биографии Унгерна были посвящены лишь отдельные художественные произведения, ретранслируемые в них образы сыграли определяющую роль в конструировании его образа в общественном сознании. Целью настоящего исследования является анализ художественных произведений литературы и кинематографа с точки зрения их влияния на конструирование образа барона Ун-герна. Источниковую базу исследования формируют художественные фильмы «Его зовут Сухэ-Батор» (1942, реж. А.Г. Зархи, И.Е. Хей-фниц), «Исход» (1967, реж. А.А. Бобровский, Ж. Бунтар), «Кочующий фронт» (1971, реж. Б.Ц. Халзанов), анимационный фильм «Корто Мальтез: Погоня за золотым поездом» (2002, реж. П. Морелли), а также роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота».
В сравнении с деятельностью других ключевых фигур Белого движения так называемая унгерновщина привлекала к себе меньше внимания в СССР. Однако в Монголии этот сюжет был одним из самых ключевых в демонстрации борьбы трудового народа против «белогвардейщины». Особенную актуальность сюжет приобрел в годы Великой отечественной войны. В 1942 г. вышел в прокат советско-монгольский фильм Александра Зархи и Иосифа Хейфница «Его зовут Сухэ-Батор», снятый Ташкентской студией «Ленфильма» и монгольской киностудией «Монголкино». Сюжет фильма повествует о жизни и деятельности вождя «Монгольской народной революции» Дамдина Сухэ-Батора. В этом кинопроизведении барон Унгерн, сыгранный актером Николаем Черкасовым, предстает в качестве антагониста Сухэ-Батору. Образ барона представляет собой в полной мере несколько ограниченного человека, фанатичного и жестокого. Его взгляды в фильме раскрываются мало, но некий религиозный дуализм проскальзывает, например, в сцене, когда Унгерн говорит фразу «Да поможет тебе Христос и Будда!»1. На первый план выходит и военная тематика: Унгерн в фильме нередко апеллирует к эпохе Чингисхана, говоря о том, что кони предков монголов топтали луга Европы2. Стоит отметить, что, вероятнее всего, создатели фильма опирались на брошюру Ем. Ярославского о бароне Унгерне, кото-
1 Его зовут Сухэ-Батор / реж. А.Г. Зархи, И.Е. Хейфниц, СССР, Ленфильм; Монголия, Монголкино 1942 г. 59:02. URL: https://www.youtube.com/watch?v= inJ-mKEIJT8 (дата обращения 03.06.2023).
2 Там же. 56:54.
рую тот опубликовал еще в 1922 г. В ее тексте автор, обвинитель Ун-герна на суде, высказывал тезисы, что основной мотив деятельности барона заключался в «восстановлении империи Чингисхана» путем «объединения всех веток монгольского народа под единое управление Маньчжурского хана» [Ярославский 1922, с. 4]. Исследователи оспаривают данный тезис, полагая, что идея «Великой Монголии» была лишь первым этапом в построении Срединной Империи, в состав которой должны были войти все азиатские народы [Юзефович 2015, с. 102]. Однако в фильме «Его зовут Сухэ-Батор» транслируется именно трактовка Ем. Ярославского, из чего можно сделать вывод о ее значительном влиянии на конструирование образа Унгерна.
В фильме «Исход» 1967 г., снятом «Монголкино» совместно с «Мосфильмом», на личности Унгерна делается более сильный акцент, хотя кое-где оценки повторяются с «Его зовут Сухэ-Батор» (сцена принятия Унгерном буддизма). Но тем не менее фильм акцентирует внимание на взглядах Унгерна. Например, в одной из сцен он говорит, что «нет больше белого цвета, остался только желтый»3. Также в одной из сцен Унгерн произносит фразу, согласно которой «слуги желтой веры», народы Востока, должны объединиться под лозунгом «Азия для азиатов»4. Влияние брошюры Ярославского можно проследить и здесь: повторяется мысль, что барон был убежден, что спасти «разлагающуюся Европу» могут только монголы ввиду того что те «не испорчены революцией и культурой» [Ярославский 1922, с. 4].
Схожие трактовки можно наблюдать и в фильме Б.Ц. Халзано-ва «Кочующий фронт», снятом Свердловской киностудией в 1971 г. Фигура барона Унгерна появляется в связи с биографией одного из ключевых персонажей фильма, корнета Алексея Шмакова (Юрий Соломин) - он стал начальником контрразведки барона. В диалоге Шмакова с Верой Турчаниновой, женой убитого красными партизанами чиновника из аппарата власти адмирала А.В. Колчака, зрителю сообщается, что Унгерн «приказал вешать всех подряд»5. В разговоре с своим давним соратником есаулом Самбурским Шмаков представляет барона как «преемника Колчака», который «во главе всех белых сил, и на него сделана ставка»6, а для привлечения азиатов го-
3 Исход / реж. А.А. Бобровский, Ж. Бунтар. СССР, Мосфильм; Монголия, Монголкино, 1967 г. 19:03. URL: https://www.youtube.com/watch?v=NPaNs 2OTkso (дата обращения 03.06.2023).
4 Там же. 34:06.
5 Кочующий фронт / реж. Б.Ц. Халзанов, СССР, Свердловская киностудия, 1971 г. 52:57. URL: https://www.youtube.com/watch?v=4zUMMb6gDjA (дата обращения 03.06.2023).
6 Кочующий фронт / реж. Б.Ц. Халзанов, СССР, Свердловская киностудия, 1971 г. 54:09. URL: https://www.youtube.com/watch?v=4zUMMb6gDjA (дата обращения 03.06.2023).
тов пойти на все, даже принять буддизм. В данной характеристике, можно также наблюдать влияние брошюры Е. Ярославского, характеризовавшего Унгерна как «одного из соратников Колчака» [Ярославский 1922, с. 1]. В той же сцене Шмаков упоминает, что Унгерн «мечтает о восстановлении русской, единой монархии»7. Эта деталь уже не совпадает с текстом Ярославского, но является интересной деталью. Если, по Ярославскому, Унгерн использовал идею восстановления монархии в лице Михаила II, великого князя Михаила Александровича, занимаясь «мистификаторством» [Ярославский 1922, с. 11], то в фильме, напротив, восстановление русской монархии представляется главной целью барона. Сторонники такой трактовки есть и в постсоветской историографии: отдельные исследователи, не соглашаясь с тезисом о первоочередности для барона идеи Срединной империи, обозначают «освобождение России от большевизма» как основную идею Унгерна [Жуков 2013, с. 315].
В фильме «Кочующий фронт» барон, сыгранный актером Афанасием Кочетковым, впервые предстает в привычной для советского зрителя сцене принятия буддизма. Однако более подробно зритель начинает узнавать барона в сцене разговора с князем Хатаном-Бато-ром Максаржавом. Предметом обсуждения являются планы Унгерна относительно похода в Россию, а также обеспокоенность деятельностью Д. Сухэ-Батора. Барон обозначает Сухэ-Батора как «врага престола», а значит и врага самого барона8. В сцене беседы с есаулом Самбурским, уже после взятия войсками Сухэ-Батора и Красной армии Урги, Унгерн констатирует, что «подслушивают» и «нельзя ни на кого положиться», и что теперь следует идти к бухарскому эмиру в Афганистан к англичанам «не все ли равно теперь, куда?»9. Унгерн печально обозначает, что японцы бросили его, как офицеры и генералы Дивизии, солдаты убили генерала Резухина и ушли, «даже Бог-до-хан, которого я посадил на престол - отказался от меня»10 и только на есаула Самбурского может он теперь положиться11. Когда есаул предает барона, последний его упрекает в «отсутствии офицерской чести» и вопрошает «Вы же присягали Дому Романовых!»12. В целом образ Унгерна в фильме «Кочующий фронт» самый неоднозначный и противоречивый в советском кинематографе. Персонаж не произносит пафосных монологов про Чингисхана, а мыслит как стратег, думает прежде всего о походе на Россию и разгроме войск Сухэ-
7 Там же. 54:45.
8 Там же. 61:55.
9 Там же. 78:36.
10 Там же. 79:38.
11 Там же. 79:03.
12 Там же. 85:07.
Батора, примкнувших к последнему войск Красной армии под командованием П.Е. Щетинкина. Исходя из монархических убеждений, барон обращает внимание на неприкосновенность престола, в то время как его «азиатские» идеи отступают на второй план. Влияние брошюры Ем. Ярославского, безусловно, заметно и в данном фильме, но некоторые трактовки уже отличаются.
Как можно констатировать, анализируя советские культурные произведения на тематику деятельности барона Унгерна, именно брошюра Ярославского лежит в основе всей советской трактовки событий тех лет и образа Унгерна в частности, что послужило фундаментом для конструирования полумифического образа уже после распада СССР.
Перестройка и первые постсоветские годы стали периодом переосмысления устоявшихся советских взглядов, утверждения новых для советского общества идей и трактовок. В частности, особое влияние приобрели идеи постмодернизма, одним из ключевых художественных произведений которого в постсоветской литературе является роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота», в котором фигурирует персонаж барона Унгерна.
Несмотря на то что в презентуемом Пелевиным образе барона Унгерна много исторических неточностей, вплоть до места расстрела, выбор данной фигуры неслучаен. Унгерн в произведении является одним из стражей Вальхаллы и командиром Особого Полка Тибетских Казаков, от которого Петр Пустота и узнает про «нигде» [Пелевин 2018, с. 295]. Исследователи констатируют, что барон Ун-герн выступает в роли проводника в потусторонний мир [Степанян 2020, с. 72]. Да и в целом его роль состоит в трансляции идей автора романа. Выбор Унгерна в качестве проводника в мир мертвых, вероятно, обусловливался уже сложившимся ореолом мистицизма, который популяризировал Л.А. Юзефович в «Самодержце пустыни» в 1993 г. Юзефович тогда характеризовал Унгерна как «явление другого масштаба», аналога которому не было в Белом движении, и уникальной личностью, который решил реализовать идеи, о которых до и после него только спорили в академических кругах или же в научных трудах [Юзефович 1993, с. 5]. Вероятно, подобные описания и могли привлечь Пелевина для интеграции Унгерна в свой роман.
К началу XXI в. фигура барона Унгерна становится известной и на Западе. В 2002 г. выходит французская экранизация итальянского комикса «Корто Мальтез: Погоня за золотым поездом». Сюжет повествует об охоте главного героя Корто Мальтеза за золотом адмирала Колчака. Барон Унгерн фигурирует только в одной сцене, в которой он предлагает главному герою сотрудничество. Однако сконструированный образ интересен: он - мистик, желающий построить Азиатскую империю. Унгерн хочет начать религиозную войну, це-
лью которой он считает «заставить подняться желтое солнце против красной звезды»13.
Подводя итоги, можно утверждать значимость влияния кинематографа и литературы на процесс конструирования образа барона Унгерна в общественном восприятии. Художественный образ барона Унгерна повлиял на его последующее формирование в общественном сознании. И если в советское время нарратив носил несколько локальный характер, то уже после 1991 г. этот образ приобрел популярность и за рубежом. Интересно, что даже при попытке интегрировать образ барона Унгерна в эклектичную постмодернистскую систему основные черты, заложенные еще архитекторами образа барона Унгерна в начале 1920-х гг. (одним из них являлся Ем. Ярославский), сохранились. На основании рассмотренных произведений литературы и кинематографа образ Унгерна, сложившийся в литературе и кино, выглядит следующим образом: барон - жестокий мистик монархических взглядов, мыслящий нестандартными для обычного человека категориями, фанатично одержимый идеей построить либо монгольскую, либо великую азиатскую империю. Этот образ в конечном итоге закрепился в общественном восприятии и именно исходя из него большинство пытается анализировать деятельность Унгерна в принципе, адаптируя образ под свои собственные идеологические конструкты.
Литература
Жуков 2013 - Жуков А.В. Барон Унгерн. Даурский крестоносец или буддист с мечом. М.: Вече, 2013. 414 с.
Пелевин 2018 - Пелевин В.О. Чапаев и Пустота. М.: Изд-во «Э», 2018. 416 с.
Репина 2011 - Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М.: Кругъ, 2011. 560 с.
Соколов 2022 - Соколов Б.В. Барон Унгерн и Гражданская война на Востоке. М.: Вече, 2022. 448 с.
Степанян 2020 - Степанян А.С. Понятие «Внутренняя Монголия» и образ барона Унгерна фон Штернберга в романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота» // Методические инновации в практике преподавания русского языка и литературы в условиях поликультурной среды. Казань: Казанский гос. мед. ун-т, 2020. С. 67-74.
13 Корто Мальтез: Погоня за золотым поездом (Corto Maltese, la cour secrète des arcanes) / реж. П. Морелли, Франция Canal+, Ellipse Programme, France 2 Cinéma, Италия Rai Fiction, 2002. 68:47. URL: https://www.youtube. com/watch?v=65DDlX-IIwg (дата обращения 03.06.2023).
Ферро 1992 - Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах
мира. М.: Высшая школа, 1992. 351 с. Юзефович 1993 - Юзефович Л.А. Самодержец пустыни. Феномен судьбы барона Р.Ф. Унгерн-Штернберга. М.: Эллис Лак, 1993. 272 с. Юзефович 2015 - Юзефович Л.А. Барон Унгерн: Самодержец пустыни. Р.Ф. Унгерн-Штернберг и мир, в котором он жил. М.: Молодая гвардия, 2015. 456 с.
Ярославский 1922 - Ярославский Е.М. Барон Роман Унгерн фон Штернберг. СПб., 1922. 16 с.