Научная статья на тему 'Образ барона Унгерна в литературе и кинематографе'

Образ барона Унгерна в литературе и кинематографе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
барон Унгерн / конструирование образа / кинематограф / литература / baron Ungern / image construction / cinematography / literature

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лагунов Алексей Кириллович

В статье рассматривается влияние литературы и кинематографа на конструирование образа барона Р.Ф. Унгерн-Штернберга. Автор обращает внимание на сходства и отличия репрезентации образа барона в тех или иных произведениях и кинолентах XX – начала XXI в. Акцентируется вопрос влияния советской историографии на складывание образа барона Унгерна в кинематографе и литературе. В рамках исследования выявляются общие черты образа, нашедшие отражение в различных произведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of Baron Ungern in literature and cinema

The article examines the influence of literature and cinema on the construction of the image of Baron R.F. Ungern-Sternberg. The author draws attention to the similarities and differences in the representation of the image of the baron in various works and films of the 20th – beginning of the 21st century. The question of the influence of Soviet historiography on the formation of the image of Baron Ungern in cinema and literature is emphasized. Within the framework of the study, the common features of the image of Ungern are revealed, which are reflected in various works. The influence of cinematography, literature and historiography on the creation of the final idea of Baron Ungern in society is noted.

Текст научной работы на тему «Образ барона Унгерна в литературе и кинематографе»

УДК 82+791 ББК 83+85.37

А.К. Лагунов

Образ барона Унгерна в литературе и кинематографе

В статье рассматривается влияние литературы и кинематографа на конструирование образа барона Р.Ф. Унгерн-Штернберга. Автор обращает внимание на сходства и отличия репрезентации образа барона в тех или иных произведениях и кинолентах XX - начала XXI в. Акцентируется вопрос влияния советской историографии на складывание образа барона Унгерна в кинематографе и литературе. В рамках исследования выявляются общие черты образа, нашедшие отражение в различных произведениях.

Ключевые слова: барон Унгерн, конструирование образа, кинематограф, литература

В настоящее время сложно переоценить влияние искусства на общественное восприятие тех или иных исторических сюжетов. Французский исследователь М. Ферро анализировал книгоиздание и кино как инструменты, с помощью которых господствующие структуры в лице государства, церкви и т. д. придают легитимность своей власти, а репрезентация прошлого становится более единообразной [Ферро 1992, с. 9]. Изучалось влияние художественной литературы и кинематографа на формирование образа прошлого в основной массе «потребителя продукта историка» [Репина 2011, с. 22] и в рамках публичной истории.

История барона Р.Ф. Унгерн-Штернберга (1885-1921), командира Азиатской конной дивизии, одного из видных деятелей антибольшевистского сопротивления на Дальнем Востоке, более всего известного благодаря Монгольской кампании, в ходе которой была взята столица Монголии Урга (нынешний Улан-Батор), не была популярна в советской историографии. На это влияли как сравнительная малодоступность архивного материала по истории Белого движения

© Лагунов А.К., 2023

в советский период, так и в целом меньшая популярность персонажа на фоне внимания к другим участникам Гражданской войны в России, например адмиралу А.В. Колчаку, генералам Н.Н. Юденичу, П.Н. Врангелю, А.И. Деникину и другим. В последние годы биография барона Унгерна значительно популяризируется [Соколов 2022, с. 8], немаловажное влияние на этот процесс оказывает культура. Несмотря на то что биографии Унгерна были посвящены лишь отдельные художественные произведения, ретранслируемые в них образы сыграли определяющую роль в конструировании его образа в общественном сознании. Целью настоящего исследования является анализ художественных произведений литературы и кинематографа с точки зрения их влияния на конструирование образа барона Ун-герна. Источниковую базу исследования формируют художественные фильмы «Его зовут Сухэ-Батор» (1942, реж. А.Г. Зархи, И.Е. Хей-фниц), «Исход» (1967, реж. А.А. Бобровский, Ж. Бунтар), «Кочующий фронт» (1971, реж. Б.Ц. Халзанов), анимационный фильм «Корто Мальтез: Погоня за золотым поездом» (2002, реж. П. Морелли), а также роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота».

В сравнении с деятельностью других ключевых фигур Белого движения так называемая унгерновщина привлекала к себе меньше внимания в СССР. Однако в Монголии этот сюжет был одним из самых ключевых в демонстрации борьбы трудового народа против «белогвардейщины». Особенную актуальность сюжет приобрел в годы Великой отечественной войны. В 1942 г. вышел в прокат советско-монгольский фильм Александра Зархи и Иосифа Хейфница «Его зовут Сухэ-Батор», снятый Ташкентской студией «Ленфильма» и монгольской киностудией «Монголкино». Сюжет фильма повествует о жизни и деятельности вождя «Монгольской народной революции» Дамдина Сухэ-Батора. В этом кинопроизведении барон Унгерн, сыгранный актером Николаем Черкасовым, предстает в качестве антагониста Сухэ-Батору. Образ барона представляет собой в полной мере несколько ограниченного человека, фанатичного и жестокого. Его взгляды в фильме раскрываются мало, но некий религиозный дуализм проскальзывает, например, в сцене, когда Унгерн говорит фразу «Да поможет тебе Христос и Будда!»1. На первый план выходит и военная тематика: Унгерн в фильме нередко апеллирует к эпохе Чингисхана, говоря о том, что кони предков монголов топтали луга Европы2. Стоит отметить, что, вероятнее всего, создатели фильма опирались на брошюру Ем. Ярославского о бароне Унгерне, кото-

1 Его зовут Сухэ-Батор / реж. А.Г. Зархи, И.Е. Хейфниц, СССР, Ленфильм; Монголия, Монголкино 1942 г. 59:02. URL: https://www.youtube.com/watch?v= inJ-mKEIJT8 (дата обращения 03.06.2023).

2 Там же. 56:54.

рую тот опубликовал еще в 1922 г. В ее тексте автор, обвинитель Ун-герна на суде, высказывал тезисы, что основной мотив деятельности барона заключался в «восстановлении империи Чингисхана» путем «объединения всех веток монгольского народа под единое управление Маньчжурского хана» [Ярославский 1922, с. 4]. Исследователи оспаривают данный тезис, полагая, что идея «Великой Монголии» была лишь первым этапом в построении Срединной Империи, в состав которой должны были войти все азиатские народы [Юзефович 2015, с. 102]. Однако в фильме «Его зовут Сухэ-Батор» транслируется именно трактовка Ем. Ярославского, из чего можно сделать вывод о ее значительном влиянии на конструирование образа Унгерна.

В фильме «Исход» 1967 г., снятом «Монголкино» совместно с «Мосфильмом», на личности Унгерна делается более сильный акцент, хотя кое-где оценки повторяются с «Его зовут Сухэ-Батор» (сцена принятия Унгерном буддизма). Но тем не менее фильм акцентирует внимание на взглядах Унгерна. Например, в одной из сцен он говорит, что «нет больше белого цвета, остался только желтый»3. Также в одной из сцен Унгерн произносит фразу, согласно которой «слуги желтой веры», народы Востока, должны объединиться под лозунгом «Азия для азиатов»4. Влияние брошюры Ярославского можно проследить и здесь: повторяется мысль, что барон был убежден, что спасти «разлагающуюся Европу» могут только монголы ввиду того что те «не испорчены революцией и культурой» [Ярославский 1922, с. 4].

Схожие трактовки можно наблюдать и в фильме Б.Ц. Халзано-ва «Кочующий фронт», снятом Свердловской киностудией в 1971 г. Фигура барона Унгерна появляется в связи с биографией одного из ключевых персонажей фильма, корнета Алексея Шмакова (Юрий Соломин) - он стал начальником контрразведки барона. В диалоге Шмакова с Верой Турчаниновой, женой убитого красными партизанами чиновника из аппарата власти адмирала А.В. Колчака, зрителю сообщается, что Унгерн «приказал вешать всех подряд»5. В разговоре с своим давним соратником есаулом Самбурским Шмаков представляет барона как «преемника Колчака», который «во главе всех белых сил, и на него сделана ставка»6, а для привлечения азиатов го-

3 Исход / реж. А.А. Бобровский, Ж. Бунтар. СССР, Мосфильм; Монголия, Монголкино, 1967 г. 19:03. URL: https://www.youtube.com/watch?v=NPaNs 2OTkso (дата обращения 03.06.2023).

4 Там же. 34:06.

5 Кочующий фронт / реж. Б.Ц. Халзанов, СССР, Свердловская киностудия, 1971 г. 52:57. URL: https://www.youtube.com/watch?v=4zUMMb6gDjA (дата обращения 03.06.2023).

6 Кочующий фронт / реж. Б.Ц. Халзанов, СССР, Свердловская киностудия, 1971 г. 54:09. URL: https://www.youtube.com/watch?v=4zUMMb6gDjA (дата обращения 03.06.2023).

тов пойти на все, даже принять буддизм. В данной характеристике, можно также наблюдать влияние брошюры Е. Ярославского, характеризовавшего Унгерна как «одного из соратников Колчака» [Ярославский 1922, с. 1]. В той же сцене Шмаков упоминает, что Унгерн «мечтает о восстановлении русской, единой монархии»7. Эта деталь уже не совпадает с текстом Ярославского, но является интересной деталью. Если, по Ярославскому, Унгерн использовал идею восстановления монархии в лице Михаила II, великого князя Михаила Александровича, занимаясь «мистификаторством» [Ярославский 1922, с. 11], то в фильме, напротив, восстановление русской монархии представляется главной целью барона. Сторонники такой трактовки есть и в постсоветской историографии: отдельные исследователи, не соглашаясь с тезисом о первоочередности для барона идеи Срединной империи, обозначают «освобождение России от большевизма» как основную идею Унгерна [Жуков 2013, с. 315].

В фильме «Кочующий фронт» барон, сыгранный актером Афанасием Кочетковым, впервые предстает в привычной для советского зрителя сцене принятия буддизма. Однако более подробно зритель начинает узнавать барона в сцене разговора с князем Хатаном-Бато-ром Максаржавом. Предметом обсуждения являются планы Унгерна относительно похода в Россию, а также обеспокоенность деятельностью Д. Сухэ-Батора. Барон обозначает Сухэ-Батора как «врага престола», а значит и врага самого барона8. В сцене беседы с есаулом Самбурским, уже после взятия войсками Сухэ-Батора и Красной армии Урги, Унгерн констатирует, что «подслушивают» и «нельзя ни на кого положиться», и что теперь следует идти к бухарскому эмиру в Афганистан к англичанам «не все ли равно теперь, куда?»9. Унгерн печально обозначает, что японцы бросили его, как офицеры и генералы Дивизии, солдаты убили генерала Резухина и ушли, «даже Бог-до-хан, которого я посадил на престол - отказался от меня»10 и только на есаула Самбурского может он теперь положиться11. Когда есаул предает барона, последний его упрекает в «отсутствии офицерской чести» и вопрошает «Вы же присягали Дому Романовых!»12. В целом образ Унгерна в фильме «Кочующий фронт» самый неоднозначный и противоречивый в советском кинематографе. Персонаж не произносит пафосных монологов про Чингисхана, а мыслит как стратег, думает прежде всего о походе на Россию и разгроме войск Сухэ-

7 Там же. 54:45.

8 Там же. 61:55.

9 Там же. 78:36.

10 Там же. 79:38.

11 Там же. 79:03.

12 Там же. 85:07.

Батора, примкнувших к последнему войск Красной армии под командованием П.Е. Щетинкина. Исходя из монархических убеждений, барон обращает внимание на неприкосновенность престола, в то время как его «азиатские» идеи отступают на второй план. Влияние брошюры Ем. Ярославского, безусловно, заметно и в данном фильме, но некоторые трактовки уже отличаются.

Как можно констатировать, анализируя советские культурные произведения на тематику деятельности барона Унгерна, именно брошюра Ярославского лежит в основе всей советской трактовки событий тех лет и образа Унгерна в частности, что послужило фундаментом для конструирования полумифического образа уже после распада СССР.

Перестройка и первые постсоветские годы стали периодом переосмысления устоявшихся советских взглядов, утверждения новых для советского общества идей и трактовок. В частности, особое влияние приобрели идеи постмодернизма, одним из ключевых художественных произведений которого в постсоветской литературе является роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота», в котором фигурирует персонаж барона Унгерна.

Несмотря на то что в презентуемом Пелевиным образе барона Унгерна много исторических неточностей, вплоть до места расстрела, выбор данной фигуры неслучаен. Унгерн в произведении является одним из стражей Вальхаллы и командиром Особого Полка Тибетских Казаков, от которого Петр Пустота и узнает про «нигде» [Пелевин 2018, с. 295]. Исследователи констатируют, что барон Ун-герн выступает в роли проводника в потусторонний мир [Степанян 2020, с. 72]. Да и в целом его роль состоит в трансляции идей автора романа. Выбор Унгерна в качестве проводника в мир мертвых, вероятно, обусловливался уже сложившимся ореолом мистицизма, который популяризировал Л.А. Юзефович в «Самодержце пустыни» в 1993 г. Юзефович тогда характеризовал Унгерна как «явление другого масштаба», аналога которому не было в Белом движении, и уникальной личностью, который решил реализовать идеи, о которых до и после него только спорили в академических кругах или же в научных трудах [Юзефович 1993, с. 5]. Вероятно, подобные описания и могли привлечь Пелевина для интеграции Унгерна в свой роман.

К началу XXI в. фигура барона Унгерна становится известной и на Западе. В 2002 г. выходит французская экранизация итальянского комикса «Корто Мальтез: Погоня за золотым поездом». Сюжет повествует об охоте главного героя Корто Мальтеза за золотом адмирала Колчака. Барон Унгерн фигурирует только в одной сцене, в которой он предлагает главному герою сотрудничество. Однако сконструированный образ интересен: он - мистик, желающий построить Азиатскую империю. Унгерн хочет начать религиозную войну, це-

лью которой он считает «заставить подняться желтое солнце против красной звезды»13.

Подводя итоги, можно утверждать значимость влияния кинематографа и литературы на процесс конструирования образа барона Унгерна в общественном восприятии. Художественный образ барона Унгерна повлиял на его последующее формирование в общественном сознании. И если в советское время нарратив носил несколько локальный характер, то уже после 1991 г. этот образ приобрел популярность и за рубежом. Интересно, что даже при попытке интегрировать образ барона Унгерна в эклектичную постмодернистскую систему основные черты, заложенные еще архитекторами образа барона Унгерна в начале 1920-х гг. (одним из них являлся Ем. Ярославский), сохранились. На основании рассмотренных произведений литературы и кинематографа образ Унгерна, сложившийся в литературе и кино, выглядит следующим образом: барон - жестокий мистик монархических взглядов, мыслящий нестандартными для обычного человека категориями, фанатично одержимый идеей построить либо монгольскую, либо великую азиатскую империю. Этот образ в конечном итоге закрепился в общественном восприятии и именно исходя из него большинство пытается анализировать деятельность Унгерна в принципе, адаптируя образ под свои собственные идеологические конструкты.

Литература

Жуков 2013 - Жуков А.В. Барон Унгерн. Даурский крестоносец или буддист с мечом. М.: Вече, 2013. 414 с.

Пелевин 2018 - Пелевин В.О. Чапаев и Пустота. М.: Изд-во «Э», 2018. 416 с.

Репина 2011 - Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М.: Кругъ, 2011. 560 с.

Соколов 2022 - Соколов Б.В. Барон Унгерн и Гражданская война на Востоке. М.: Вече, 2022. 448 с.

Степанян 2020 - Степанян А.С. Понятие «Внутренняя Монголия» и образ барона Унгерна фон Штернберга в романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота» // Методические инновации в практике преподавания русского языка и литературы в условиях поликультурной среды. Казань: Казанский гос. мед. ун-т, 2020. С. 67-74.

13 Корто Мальтез: Погоня за золотым поездом (Corto Maltese, la cour secrète des arcanes) / реж. П. Морелли, Франция Canal+, Ellipse Programme, France 2 Cinéma, Италия Rai Fiction, 2002. 68:47. URL: https://www.youtube. com/watch?v=65DDlX-IIwg (дата обращения 03.06.2023).

Ферро 1992 - Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах

мира. М.: Высшая школа, 1992. 351 с. Юзефович 1993 - Юзефович Л.А. Самодержец пустыни. Феномен судьбы барона Р.Ф. Унгерн-Штернберга. М.: Эллис Лак, 1993. 272 с. Юзефович 2015 - Юзефович Л.А. Барон Унгерн: Самодержец пустыни. Р.Ф. Унгерн-Штернберг и мир, в котором он жил. М.: Молодая гвардия, 2015. 456 с.

Ярославский 1922 - Ярославский Е.М. Барон Роман Унгерн фон Штернберг. СПб., 1922. 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.