Научная статья на тему 'ОБРАЗ АВТОРА В ЖУРНАЛИСТСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ'

ОБРАЗ АВТОРА В ЖУРНАЛИСТСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
220
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ТЕКСТ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / АВТОР / ОБРАЗ / JOURNALISTIC / TEXT / AUTHOR / IMAGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кияшко В.А.

В данной статье рассматривается образ автора в журналистском произведении. Проводится исторический анализ прогрессирования образа автора в журналистских текстах. Выявляется степень участия личности журналиста при написании статьи. Делается вывод о важности личности автора в создании журналистского произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE AUTHOR IN JOURNALISTIC TEXT

The image of the author of the journalistic text is observed in this article. The historical analysis of the author’s image developing in journalistic texts is made. The degree of the personal participation of the journalist in writing of the article is highlighted. The conclusion about the importance of the personality in creating of the journalistic text is made.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ АВТОРА В ЖУРНАЛИСТСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»

УДК - 070.41

Кияшко В.А. студент

факультет Романо-Германской филологии Кубанский государственный университет

Россия

ОБРАЗ АВТОРА В ЖУРНАЛИСТСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Аннотация: В данной статье рассматривается образ автора в журналистском произведении. Проводится исторический анализ прогрессирования образа автора в журналистских текстах. Выявляется степень участия личности журналиста при написании статьи. Делается вывод о важности личности автора в создании журналистского произведения.

Ключевые слова: журналистика, текст, произведение, автор, образ.

Kiyashko V.A.

the student of the Department of Roman-German Philology

Kuban State University Russia

THE IMAGE OF THE AUTHOR IN JOURNALISTIC TEXT

Annotation: The image of the author of the journalistic text is observed in this article. The historical analysis of the author's image developing in journalistic texts is made. The degree of the personal participation of the journalist in writing of the article is highlighted. The conclusion about the importance of the personality in creating of the journalistic text is made.

Key words: Journalistic, text, author, image.

Современная журналистика характеризуется тем, что образ автора формируется, исходя из жанра, в котором он работает, стилистических средств, которые он использует наиболее часто, а также манеры написания произведения. В совокупности перечисленные факторы образуют индивидуальный авторский стиль, который в журналистике нашего времени является одним из определяющих факторов авторского творчества. В этой связи считаем уместным сравнить степень проявления авторской индивидуальности в 60-х и 70-х годах ХХ века с современным ее положением. Так, в вышеуказанный период автор текста являлся лишь субъектом повествования, лишенным всякой причастности к рассказываемым событиям, не имеющим права давать им оценку и выражать собственное мнение. Подтверждение этому можно найти в книге М. Н. Ким «Технология создания журналистского произведения». Анализируя степень участия автора в передаваемых им событиях, исследователь утверждает, что «автор выступал «закадровой» силой или в качестве беспристрастного повествователя» [1]. Говоря же об авторе в настоящее время, отметим, что ему присущ высокий уровень проявления своей авторской

индивидуальности в журналистских текстах различной направленности. Последние десятилетия отметились для авторов подобных текстов тем, что значительно возросла степень свободы проявления своего журналистского творческого и мировозренческого «Я» при написании материалов. Вышеуказанный автор, рассматривая современное положение автора с точки зрения современности, так говорит о степени выражения образа автора: «Он становится не только идейным рупором своих героев, но и выразителем собственных мнений, оценок, суждений, позиций» [1]. Авторское самосознание находит свое отражение во многих жанрах журналистских произведений, являясь, по мнению многих теоретиков журналистики, одним и важнейших элементов, служащих в качестве жанрообразующего фактора.

Перед автором журналистского текста стоит ряд задач, которые ему предстоит решить при написании текста. В отличие от автора художественного произведения, который фактически может не совпадать с действительной личностью писателя, в данном случае речь мы имеем дело с вполне конкретным лицом, представляющим формирующуюся или уже сформированную личность журналиста. Именно поэтому на автора журналистского текста возлагается гораздо больше обязанностей и, как следствие, повышается уровень его ответственности.

В связи с изменившимся положением журналиста в ряду задач, стоящих перед ним, особо выделяются две из них.

Во-первых, журналист, представляя собой отражение основной идеи своего произведения, обязан полно и четко выражать свою мировоззренческую позицию, когда речь идет о событиях и явлениях, которые ему предстоит осветить в своем материале. Говоря о том, что представляет собой мировоззренческая позиция журналиста, раскрывая ее сущность, стоит отметить, что она складывается из набора принципов, суждений и убеждений и системы взглядов, присущих автору. М. М. Розенталь в своем труде «Философский словарь», размышляя о том, что входит в понятие «мировоззрение», отмечает, что оно «складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания: большую роль в нем играют научные, нравственные и эстетические взгляды. Научные знания, включаясь в систему мировоззрения, служат цели непосредственной практической ориентации человека в окружающей и природной реальности; кроме того, наука рационализирует отношение человека к действительности, избавляя его от предрассудков и заблуждений. Нравственные принципы и нормы служат регулятором взаимоотношений и поведения людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему, формам деятельности, ее целям и результатам» [4]. Из представленного суждения следует, что автор журналистского текста через представленное в материале мировоззрение, выявляет и представляет читателю некоторые характеристики своего самосознания.

В текстах подобного рода нередко представляется возможным встретить как рациональные, так и чувственные формы проявления

самосознания. Объясняется это тем, что сознание, являясь отображением отношения личности к окружающей действительности, влияет на то, что и в каком ключе, с задействованием каких средств представления информации, будет раскрывать автор в своем произведении, переводя эмоции в разряд общепринятой знаковой системы, то есть в слова, словосочетания и предложения, составляющие в конечном итоге авторский текст.

Говоря о мировоззрении и самосознании автора, следует обратиться к так называемому познаваемому объекту, то есть, событию или явлению окружающей действительности, на котором концентрируется внимание автора в период работы над определенным материалом. Стоит отметить, что зачастую подобнее исследование познаваемого объекта происходит не столько на эмоциональном, сколько на рациональном уровне. Связано это прежде всего с тем, что автору журналистского текста в современности, описывая какое-либо понятие, процесс, явление необходимо принять ту или иную сторону, защитить описываемый объект или же наоборот, подвергнуть его критике. Соответственно, автор должен изучить и проанализировать его достоинства и недостатки, с максимально возможной объективностью оценить степень его влияния не только на отдельно взятого индивида или группу лиц, но и на все человечество в целом. Именно поэтому при выполнении данного вида деятельности автору необходимо использовать рациональный подход и задействовать аналитические возможности психики. При этом стоит учитывать, что мало самому разбираться в особенностях описываемого объекта. Основная задача журналиста в таком случае заключается в убеждении читателя в правоте своих суждений с использованием убедительной аргументации, состоящей из логичных, не противоречащих здравому смыслу доводов, а также рациональных тезисов, предлагаемых автором читателю к рассмотрению. При этом журналист не только пытается убедить аудиторию в правильности представленной им точки зрения, но и старается побудить читателя к самостоятельному исследованию объекта его повествования. Достичь наибольшего воздействия на аудиторию можно лишь в том случае, если журналист с высокой степенью уверенности в правоте своих суждений представляет их читателю. Осознание истинности утверждаемого может принимать следующие наиболее распространенные формы, описанные в книге «Технология создания журналистского произведения» под редакцией М. Н. Ким:

«1) Уверенность в выдвигаемых положениях;

2) Сомнения в их истинности;

3) Догадки о возможности их истинности» [1].

Именно перечисленные аспекты, составляющие осознание правоты собственных суждений, имеют воздействующий эффект на читателя с точки зрения психологии восприятия информации и обладают большой степенью убедительности. В этом случае публицист делится с читателями своими взглядами, открыто выражает свое мнение и отстаивает свою позицию, создавая образ размышляющего, динамичного автора.

Там образом, мы можем сделать вывод о том, что, открыто демонстрируя читателям свою позицию по определенным вопросам, стараясь заинтересовать их выбранной тематикой, автор-профессионал, досконально изучив характерные особенности описываемого объекта, предмета или явления окружающей действительности, открыто, не опосредованно выражает свою позицию в отношении рассматриваемой проблемы или поставленного вопроса. Именно перечисленные нами выше факторы формируют уникальный авторский образ, проявляющийся в журналистском тексте.

Возвращаясь к задачам, стоящим перед автором при создании журналистского текста, отметим, что второй, не менее важной задачей является проявление своей творческой индивидуальности через используемые в тексте средства речевой выразительности, а также методы и приемы сбора информации, наработки необходимого материала и особенности подготовки к написанию статьи. Не стоит забывать в то же время и о том, что зачастую автор выступает не только как создатель текста, но и как организатор условий, при которых будет возможно достижение намеченных творческих результатов.

Использованные источники:

1. Ким, М. Н. Технология создания журналистского произведения [Электронный ресурс] Режим доступа - URL: http://evartist.narod.ru/text/78.htm#%D0%B7_02 (Дата обращения: 28. 05. 18)

2. Колесниченко, А.В. Настольная книга журналиста: Учебное пособие для студентов вузов [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 400 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/97223. — Загл. с экрана.

3. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов [Электронный ресурс] : учеб. — Электрон. дан. — Москва : Аспект Пресс, 2009. — 318 с. — Режим доступа: https://elanbook.com/book/68822. — Загл. с экрана.

4. Розенталь, М. М. Философский словарь. М.: Изд-во политической литературы, 1963. - 571 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.