Научная статья на тему 'ДРАМАТИЗМ ПОВЕСТВОВАНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРЕССЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)'

ДРАМАТИЗМ ПОВЕСТВОВАНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРЕССЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
189
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность / драматизм / журналистский текст / аудитория / воображение / efficiency / drama / journalistic text / audience / imaginat

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Д Ф. Керимова

В статье исследуются особенности журналистских произведений, их творческих свойств и факторов эффективности. Особое внимание уделяется драматизму повествования как основному принципу воздействия на массовое и индивидуальное сознание и его вариантам: драматизму самой реальности, поиска истины, диалогической форме общения с аудиторией, диалогу с оппонентом на глазах у аудитории. Эффективность отмеченного принципа подтверждается примерами из публикаций республиканских общественно-политических еженедельников «Свободная Республика», «Черновик», «Аргументы и Факты. Дагестан». Кроме того, обозначен ряд свойств журналистских публикаций, без которых невозможно осуществить эффективное общение с аудиторией: значимость, новизна, полезность, интересность, эмоциональность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Д Ф. Керимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NARRATION DRAMATISM AS A COMPONENT OF THE EFFECTIVENESS OF JOURNALISTIC TEXT (ON THE MATERIAL OF THE PRESS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

The article examines features of journalistic works, their creative properties and efficiency factors. Special attention is paid to drama of the narrative as the main principle of influencing the mass and individual consciousness and its variants: the drama of reality itself, the drama of the search for truth, the dialogical form of communication with the audience, dialogue with the opponent in front of the audience. The effectiveness of this principle is confirmed by examples from the publications of the republican socio-political weeklies “Svobodnaya Respublika”, “Draft”, “Arguments and Facts. Dagestan”. In addition, a number of properties of journalistic publications are indicated, without which it is impossible to carry out effective communication with the audience: significance, novelty, usefulness, interestingness, emotionality.

Текст научной работы на тему «ДРАМАТИЗМ ПОВЕСТВОВАНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРЕССЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)»

УДК 070

Kerimova D.F., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: dinarych20212@yandex.ru

NARRATION DRAMATISM AS A COMPONENT OF THE EFFECTIVENESS OF JOURNALISTIC TEXT (ON THE MATERIAL OF THE PRESS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN). The article examines features of journalistic works, their creative properties and efficiency factors. Special attention is paid to drama of the narrative as the main principle of influencing the mass and individual consciousness and its variants: the drama of reality itself, the drama of the search for truth, the dialogical form of communication with the audience, dialogue with the opponent in front of the audience. The effectiveness of this principle is confirmed by examples from the publications of the republican socio-political weeklies "Svobodnaya Respublika", "Draft", "Arguments and Facts. Dagestan". In addition, a number of properties of journalistic publications are indicated, without which it is impossible to carry out effective communication with the audience: significance, novelty, usefulness, interestingness, emotionality.

Key words: efficiency, drama, journalistic text, audience, imagination.

Д.Ф. Керимова, канд. филол. наук, ст. преп., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: dinarych20212@yandex.ru

ДРАМАТИЗМ ПОВЕСТВОВАНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРЕССЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

В статье исследуются особенности журналистских произведений, их творческих свойств и факторов эффективности. Особое внимание уделяется драматизму повествования как основному принципу воздействия на массовое и индивидуальное сознание и его вариантам: драматизму самой реальности, поиска истины, диалогической форме общения с аудиторией, диалогу с оппонентом на глазах у аудитории. Эффективность отмеченного принципа подтверждается примерами из публикаций республиканских общественно-политических еженедельников «Свободная Республика», «Черновик», «Аргументы и Факты. Дагестан». Кроме того, обозначен ряд свойств журналистских публикаций, без которых невозможно осуществить эффективное общение с аудиторией: значимость, новизна, полезность, интересность, эмоциональность.

Ключевые слова: эффективность, драматизм, журналистский текст, аудитория, воображение.

Эффективность журналистского текста - степень реализации целей, соответствующих потребностям аудитории в информации с учетом возможностей, которыми располагают журналист и аудитория. Эффективность воздействия журналистских произведений зависит от умения журналиста пользоваться методами и способами журналистского творчества. Знание аудитории и понимание важности формы и содержания текста - обязательные составляющие, поскольку эффективность современной журналистики как функционирующей системы воздействия на изменения в области сознания и поведения формируется активностью читателей.

Исследованием творческих факторов эффективности журналистики в разное время занимались такие ученые, как С.А. Зелинский, В.Ф. Олешко, Е.П. Прохоров, А.Д. Балашов, Л.П. Саенкова. В книге Е.П. Прохорова «Введение в теорию журналистики» рассматриваются требования к СМИ, основанные на тенденции развития современной эпохи, современной журналистики и ее роли. С.А. Зелинский в труде «Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание» на анализе журналистских произведений дает представление о манипуляции текстом сознанием массовым и индивидуальным, приводит обзор психологической реакции читателя на информационный продукт Владимир Олешко в учебном пособии «Психология журналистики» рассказывает о психологии массовой коммуникации посредством журналистских публикаций. Людмила Саенкова в учебном пособии «Массовая культура: эволюция зрелищных форм» трактует изменения мышления человека и осмысление им творческой деятельности журналиста, анализирует, как с изменением социальной среды меняются подходы к работе СМИ.

Важнейшими свойствами творческого фактора эффективности современного журналистского произведения являются близость, ситуативность, персонификация и драматизм повествования. Свойство близости - прямая связь события и аудитории. Им представлены темы, факты, вопросы, которые более всего заботят читателей. Свойство ситуативности представляет собой фокусировку общественного внимания на конкретном примере реальной действительности, через которую журналист может донести до аудитории важную мысль, часто общую для ряда конфликтов. Свойство персонификации призвано показать аудитории ее важность для средств массовой информации. В случае с данным фактором эффективности в приоритет журналистом ставится актуальность, целенаправленность материала. Важно, чтобы у информационного продукта был четко обозначенный потребитель, член общества со своими установками и взглядами. Довольно часто героем журналистского текста становится личность, «близкая» читателю. Так информация способна нести социальный характер и лучше воздействовать на массовое сознание.

Что касается драматизма, Е.П. Прохоров выделяет несколько вариантов демонстрации данного свойства:

• драматизм самой реальности;

• драматизм «искания истины»;

• диалогическая форма общения с аудиторией;

• диалог с оппонентом на глазах у аудитории [1, с. 325 - 326].

Рассмотрим каждый из приведенных пунктов отдельно для более точного

определения понятия драматизма в журналистском творчестве.

Драматизм самой реальности. В окружающей обстановке всегда можно найти достаточно острую, напряженную тему для выступления в СМИ.

Повседневная жизнь не обходится без конфликтов, пусть даже бытовых и, на первый взгляд, пустяковых. Вскрывая суть конфликта, журналист анализирует сложившиеся обстоятельства, поведение их участников, процесс и результат, а после приступает к вовлечению в очередную реалию практической действительности через эмоциональное насыщение информационного текста. «Впутанная» аудитория следит за развертыванием конфликтной ситуации, примеряет ее на себя и становится способной принять меры для ее разрешения. Доказательство драматизма можно часто найти уже в самих заголовках некоторых журналистских произведений. Яркий пример - публикация «Дирекция несбывшихся надежд» в газете «Черновик» [2]. Текст Амины Магомедовой обращен к деятельности Дирекции молодежных жилищно-строительных программ, точнее, к подозрениям в хищении ею выделенных бюджетных средств.

Драматизм «искания истины» - демонстрация журналистом на публику хода своих мыслей. Изложением фактов и выводов не всегда можно «вывести» аудиторию на эмоции. Возможны новости, к которым подобный подход попросту не применим. Если читатели смогут проверять верность суждений, строить собственные доводы и сопоставлять, градус доверия повысится. Таким методом обнаруживается расположение аудитории, степень ее вовлеченности. В публикации того же «Черновика» «Вину на себя» [3] на фактических примерах подтверждаются сомнения журналиста и привязанность к позиции в противоположность оглашенной ранее информационными каналами. Автор Саида Вагабова врезает в сюжетную конструкцию показания одного из свидетелей убийства жителя Лева-шинского района Магомедарифа Нурадингаджиева. Рамазан Омаров, сын подсудимой Патимат Омаровой, дает совершенно разные показания 8 и 12 сентября одного года. Автор призывает правоохранительные органы заняться поиском истины, читатели солидарны.

Диалогическая форма общения с аудиторией. Современная журналистика, стилистическое, тематическое начало материала - текстового, визуального, звукового - обусловлены обязанностью расположить к себе аудиторию: завоевать доверие, удержать, подтвердить, стать первостепенным источником информации на базе ее потребностей, предпочтений, интересов, ожиданий, нужд. Выполнение текущей задачи невозможно без организации оперативной связи с читателями.

Полемика в журналистской практике осуществляется в разных формах и разными методами. Технологии реализации диалога - не исключение. Она завлекает аудиторию вследствие природы динамичного мыслительного процесса. За ней следуют эмоциональные состояния, которые нередко побуждают человека к физическим действиям, представленным в аргументации, основанной на впечатлениях. Непродуманные или неточно сформулированные ответные реакции читателей определяют продолжение контакта с отправителем информационного послания. Характер проявления этих реакций может выступать как конфронтация, сопоставление мнений и закрытие пробелов в понимании той или иной ситуации. Во всех случаях журналистский материал обсуждаем, передаваем, комментирован и полезен.

Когда журналистское произведение включается в процесс осмысления действительности, оно воздействуют на эмоциональное сознание людей. Массово-коммуникационный процесс рассматривается как бесконечный диалог между создателями информационной продукции и пользователями.

Общение с аудиторией невозможно осуществить без ее активного отклика. Он осуществляется за счет ряда свойств:

• значимость - затрагивает ли выбранная тема сферы, касающиеся жизни аудитории, ее деятельности, накладывается ли опыт на представленные проблемы, в которых можно пуститься в рассуждения;

• новизна, полезность - сообщается ли в ходе взаимосвязи новая полезная информация, конкретизированная и наглядная на реальном примере в журналистском материале;

• интересность - подключается ли драматическое вовлечение, композиционное или сюжетное, положением участников, авторитетом их мнений, весомостью суждений;

• эмоциональность.

Открытый разговор в журналистском материале обращен к широкому использованию риторических форм выражения. Задаются вопросы, которые могут только возникнуть у аудитории, идет опережение их разрешения, даются конкретные ответы. Журналистами в выпущенных текстах предусмотрены возможные несогласия, возражения, «ловля» на резонирующий факт, непредусмотренный фактор. Они предоставляют контраргументацию на потенциальную аргументацию аудитории - закрытие невысказанных сомнений.

Ситуация, при которой контакт не установлен, а материал не удостаивается отклика, связана с ошибкой журналиста в определении своей целевой аудитории, ее направленности и обозначенности. Незнание и непонимание мироощущения потенциального читателя, его запросов, склада ума, уровня любопытности и справедливости - все эти бреши влекут за собой игнорирование написанного, принижение значимости составленных данных, поскольку собраны они для аудитории, не запросившей подобную подборку ряда фактов и явлений. Диалог не состоится, если говорить с аудиторией о разном на разных языках.

Одно из правил написания журналистских текстов - ясность. Диалог с аудиторией чрезвычайно важен. Он развивает и взаимоотношения средства массовой информации, четвертой власти, с обществом, и деятельность самих служб, институтов, структур и компаний, и самосознание, статус, ответственность, чувство культуры у людей. Обсуждение проблемных ситуаций за невозможностью их непосредственного решения может привести людей к новым мыслям, обращению к новым сторонам конфликта, разгадыванию положения и самостоятельному вынесению вердикта. За новыми мыслями могут последовать новые решения. Таким образом, диалогическая форма общения с аудиторией в рамках свойства драматизма получает глубокое содержание и помогает решать принципиально важные вопросы журналистики.

Примеры обратной связи можно найти на страницах газеты «Аргументы и Факты. Дагестан». Материалы являются прямыми ответами на вопросы читателей. Один из примеров - «Почему не ездили поезда», запросом для которого служит материал «Правда ли, что в Дагестане спустя 10 лет запустят поезда в ночное время?» [4]. Редакция газеты дает комментарий соответствующего министерства о том, что вопрос решается. Потребность аудитории в разъяснении удовлетворена.

Диалог с оппонентом на глазах у аудитории. Если реальная противная сторона отсутствует, журналист может прибегнуть к созданию образа предполагаемого сторонника взглядов, которые журналист хочет опровергнуть. Чем полезен данный маневр? Отслеживая столкновение различных мнений участников «спора», читатель может выработать собственную точку зрения, сопоставляя различные подходы, синхронизировать тенденцию общего развития прения. На глазах аудитории может происходить поиск выгодных решений, и, прежде чем ею возбуждается выработка собственного положения, она уже чувствует себя включенной в процесс, посвященной в действо. Читатель важен, важны его чувства.

В ходе обдумывания аудиторией предлагаемых оппонентами идей активизируется внимание. Стремление разобраться отвечает за повышение эффективности влияния на аудиторию. Обратимся к публикации Заура Газиева «Школа дураков» в газете «Свободная республика»: «Я, конечно, не буду сейчас писать о том, что за пределами Дагестана происходят вещи и похуже, но вот, чтобы понять, откуда берутся такие экземпляры, как этот Артур и Оксана, требуется особое расследование» [5]. Журналист дает эмоциональную оценку выпуску программы «Мужское/Женское», гостями которой стали дагестанцы Артур Ума-ров и его бывшая жена Оксана. Экс-супруги, которые никак не могут поделить 5

Библиографический список

совместных детей, пытаются настроить аудиторию телевизионного эфира против друг друга. Они категоричны, циничны, грубы. Газиев довольно резок в выстраивании своей позиции, в оценке как человека, так и события: «В Дагестане таких полно, потому они и выезжают пачками за пределы республики». Оппонентом, как видно, оказались те самые герои «Мужского/женского», чью историю так резко разбирает Заур Газиев. Его текст наполнен риторическими вопросами и восклицаниями, которые адресованы героям: «А сколько всего мы еще не знаем про наш Дагестан!».

В своих заповедях Эрих Фихтелиус отмечает: «Новости - это эмоциональное восприятие и традиционные представления в равных пропорциях» [6]. Эмоциональное воздействие можно контролировать и направлять, не искажая факты реальной действительности, а подбирая угол обзора. Ракурс, с которого будет подан материал, определяется желанием и целью журналиста: что своим материалом он хочет рассказать. Каждая ситуация имеет своих преследователей и потому должна быть рассказана так, чтобы конкретной отдельно взятой личности было понятно. Использованием настоящего подхода повествование можно оживить, деталью зацепить и ею расположить к дальнейшему изучению вопроса. Новость всегда должна быть правдива и значима, но в явлении одного и того же вопроса может быть несколько свойств, а у ситуации самые различные подключения и «выходы».

Завершая сбор информации, журналист определяет, как подать материал: недостаточно дать документальное определение проблемы, раскрыть теоретические составляющие - нужно уметь показать и заинтересовать аудиторию. Драматически построенный текст задействует воображение, и оно является необходимым элементом для обработки информации. Его назначение как психологического процесса заключается в том, что оно способствует представлению процесса и итогового продукта деятельности. Таким образом, оно ориентирует читателя, помогает создать конечную модель суждения, отражающего явление действительности, представленное в произведении.

Воображение является активным участником творческой деятельности, но в журналистской практике оно не подразумевает под собой фантазии, вымыслы, активные или пассивные, а обнаруживается в реализации, креативности, полезности, представлении возможного. Оно помогает журналисту и при работе с аналитикой, и при подключении логической культуры (обращение к дедукции или индукции, к методам выводного знания).

Максим Ким выделяет несколько способов стимулирования драматизма, исходя из воображения: «игра слов» - эффективна при создании новых фразеологических оборотов, необходимости каламбуров, скрытых сравнений и ироний; предполагаемый диалог с читателями, оппонентами и критиками ваших взглядов и позиций; перегруппировка событий и фактов - выявляет скрытые причинно-следственные связи между ними; рассмотрение проблемы под различными углами зрения; составление разных классификаций и типологий - уже известное служит инструментом разработки нового, его осмысления и принятия [7, с. 50 - 53].

Сообщение, отправляемое коммуникатором, представляет собой стимул, на который аудитория отвечает изменением социальной установки, поведением или общественным мнением. При включении в практическую деятельность журналиста метода, отвечающего свойству «драматизма», общество рассматривается в качестве активного участника создания информационного пространства, а также коммуникативного процесса.

В своей книге «Массовая культура: эволюция зрелищных форм» Людмила Саенкова обозначила такую мысль: «Журналистика для этих людей не просто работа, а приключение» [8, с. 89]. Журналисту должно быть важно и интересно преподнести новость так, чтобы ее захотели прочесть. Драматургические приемы повествования оказывают влияние на восприятие аудиторией действительности.

В республиканских печатных изданиях наличию этих свойств в журналистском материале отведена большая роль. Близость географическая - ввиду ареала распространения, психологическая - ввиду менталитета, связи народов, заложенной религией и предками общности, ситуативности, и персонификация - по принципу схожего мировосприятия в многонациональной республике. Наличие различных наций с их традициями и складом ума заставляет общество нуждаться в сплоченности. Драматизм в газетах Дагестана представлен с опорой на особенности сознания аудитории: в приоритете - «братство» народов, единство взглядов и ценностей, верования.

1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». Москва: Аспект Пресс, 2007.

2. Магомедова А. Дирекция несбывшихся надежд. Черновик. 2021; № 13, 9 апреля.

3. Вагабова С. Вину на себя. Черновик. 2021; № 13, 9 апреля.

4. Почему не ездили поезда. Аргументы и факты. Дагестан. 2021; № 15, 4 апреля.

5. Газиев З. Школа дураков. Свободная Республика. 2021; № 14, 9 апреля.

6. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Available at: http://www.journ.bsu.by/elib/t-ch/118-fikhtelius-e-desyat-zapovedej-zhurnalistiki-stokgolm-1999/file.html

7. Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Журналистика». Москва: Питер, 2011.

8. Саенкова Л.П. Массовая эволюция зрелищных форм. Минск: Издательство Брянского государственного университета, 2003. References

1. Prohorov E.P. Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu i special'nosti «Zhurnalistika». Moskva: Aspekt Press, 2007.

2. Magomedova A. Direkciya nesbyvshihsya nadezhd. Chernovik. 2021; № 13, 9 aprelya.

3. Vagabova S. Vinu na sebya. Chernovik. 2021; № 13, 9 aprelya.

4. Pochemu ne ezdili poezda. Argumenty i fakty. Dagestan. 2021; № 15, 4 aprelya.

5. Gaziev Z. Shkola durakov. Svobodnaya Respublika. 2021; № 14, 9 aprelya.

6. Fihtelius 'E. Desyat'zapovedejzhurnalistiki. Available at: http://www.journ.bsu.by/elib/t-ch/118-fikhtelius-e-desyat-zapovedej-zhurnalistiki-stokgolm-1999/file.html

7. Kim M.N. Osnovy tvorcheskoj deyatel'nosti zhurnalista: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu «Zhurnalistika». Moskva: Piter, 2011.

8. Saenkova L.P. Massovaya 'evolyuciya zrelischnyh form. Minsk: Izdatel'stvo Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2003.

Статья поступила в редакцию 18.05.21

УДК 81'42

Melnik N.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Stylistics and Rhetoric, Kemerovo State University (Kemerovo, Russia),

E-mail: saikova@mail.ru

Artemova K.A., Master of Philology, Primary school teacher of Gymnasium 42 (Kemerovo, Russia), E-mail: ksenyaartemova@yandex.ru

SOCIAL NETWORKS AS AN INDICATOR OF THE EFFECTIVENESS OF SPEECH STRATEGIES AND TACTICS OF OPPOSITION PARTY LEADERS (A CASE STUDY OF V.V. ZHIRINOVSKY'S STANCE ON PENSION REFORM). The article is dedicated to the linguo-personological understanding of the problem of legitimization, which is relevant for the political sphere of communication, and the ways to solve it in the linguistic aspect. The researchers examine strategies and tactics of legitimizing the activities of the representative of the opposition party - the Liberal Party leader V.V. Zhirinovsky on the material of his speeches on the pension reform, and also analyzed the reaction to the statements of non-professional politicians. As a result of the analysis of the material, conclusions have been drawn. According to them, V.V. Zhirinovsky, in his statements about pension reform, often uses a strategy of self-presentation to promote his party (its tactics of cooperation is productive), as well as speech strategies for lowering, which, as the analysis of Internet comments shows, are effective among netizens who have formed a negative image of the current government.

Key words: political linguistics, political discourse, strategies and tactics of legitimizing activity.

Н.В. Мельник, д-р филол. наук, проф., Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, E-mail: saikova@mail.ru

К.А. Артемова, магистр, учитель начальных классов гимназии № 42, г. Кемерово, E-mail: ksenyaartemova@yandex.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ И ТАКТИК ЛИДЕРОВ ОППОЗИЦИОННЫХ ПАРТИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В.В. ЖИРИНОВСКОГО О ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЕ)

Статья посвящена лингвоперсонологическому осмыслению проблемы легитимизации, которая является актуальной для политической сферы коммуникации, и способам её решения в лингвистическом аспекте. В ней мы рассмотрели стратегии и тактики легитимизирующей деятельности представителя оппозиционной партии - лидера ЛДПР В.В. Жириновского на материале его выступлений по поводу пенсионной реформы, а также проанализировали реакцию на высказывания непрофессиональных политиков. В результате анализа материала сделаны выводы, согласно которым В.В. Жириновский в своих высказываниях о пенсионной реформе часто использует стратегию самопрезентации для продвижения своей партии (продуктивной является тактика кооперации), а также речевые стратегии на понижение, которые, как показывает анализ интернет-комментариев, являются эффективными среди пользователей сети, у которых сформировано негативное представление о действующей власти.

Ключевые слова: политическая лингвистика, политический дискурс, стратегии и тактики легитимизирующей деятельности.

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ (проект № 19-012-00202 А «Обыденная политическая коммуникация в социальных сетях: комплексный лингвистический анализ»)

Вопрос о существовании языковой личности в виртуальной реальности (в том числе и в политической сфере коммуникации) является важным в свете формирования обыденной политической картины мира, что становится возможным через воздействие на массовое общественное сознание (манипулирование). В связи с этим актуальность нашего исследования заключается в поиске путей решения проблемы легитимизации в политическом дискурсе при помощи анализа речевых стратегий и тактик и средств речевой коммуникации, так как данные вопросы становятся центральными для современного политического дискурса.

В политическом дискурсе наличие различных целей подразумевает использование соответствующих им стратегий и тактик. Ученые выделяют разные типологии стратегий и соответствующих им тактик [1; 2; 3], мы соотнесли их и выделили следующие типы стратегий, которые будем использовать при анализе материала:

1. Стратегия самопрезентации (на повышение)

Термин «самопрезентация» в лингвистику пришел из социальной психологии, в которой его определяют как «процесс представления себя, своих качеств другим людям с тем, чтобы узнавать их мнение о себе и формировать то или иное отношение к себе со стороны окружающих» [4].

О.Л. Михалёва называет стратегию самопрезентации иначе - стратегией на повышение и утверждает, что она «отражает стремление говорящего максимально увеличить значимость собственного статуса» [1, с. 52]. Внутри этой стратегии она выделяет тактику самопрезентации, но так как в рамках нашего исследования это понятие можно рассмотреть шире, мы обратимся к концепции О.Н. Паршиной, которая определяет самопрезентацию как стратегию: это «эмоциональная «самоподача» оратора, косвенная демонстрация психических качеств его личности для формирования определенного впечатления о нем самом и его

целях» [2, с. 8], а также отмечает, что при борьбе за власть стратегия самопрезентации является основной, так как успех политического деятеля зависит от того, вызовет ли он доверие у граждан или нет

2. Стратегия на понижение (дискредитации и нападения)

Данная стратегия является одной из базовых в рамках политического дискурса. Используя стратегию на понижение (дискредитации и нападения), говорящий стремится сделать позиции соперника ниже, так как эта стратегия предполагает «игру на понижение» («to play on down»).

3. Аргументативная стратегия (О.Н. Паршина)

О.Н. Паршина отмечет особую роль аргументативной стратегии в политической коммуникации: «она способствует осуществлению демократически оформленного участия граждан в выборе власти и через посредство избранных депутатов принятия общественно значимых решений» [2, с. 148]. Аргументатив-ная стратегия считается «единственным легитимным способом разрешения общественных конфликтов» [2, с. 148], но современные политики не часто используют эту стратегию, так как в политической сфере важно не доказать истинность чего-либо, а утвердить свою мысль и позицию среди народа, таким образом привлекая единомышленников.

4. Агитационная стратегия (О.Н. Паршина)

По мнению О.Н. Паршиной, агитационная стратегия - это своего рода аргументативная стратегия. Ее целью является побуждение адресата к конкретным действиям. О.Н. Паршина пишет, что речи, в которых применяется агитационная стратегия, близки к виду совещательных речей Аристотеля, в которых говорится о пользе и вреде, а также способах поиска лучшего варианта. Античный философ предполагал наличие двух потенциальных целей таких речей: «Дело речей совещательных - склонять или отклонять, потому что ораторы, произносящие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.