Научная статья на тему 'РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ОППОЗИЦИОННОГО СМИ: СТРАТЕГИИ ОСВОЕНИЯ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ'

РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ОППОЗИЦИОННОГО СМИ: СТРАТЕГИИ ОСВОЕНИЯ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
150
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ТЕКСТ / ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ФЕНОМЕН / ОППОЗИЦИОННЫЕ СМИ / РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ СМИ / ИДЕОЛОГЕМЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лекова Патимат Абдулаевна, Джабраилова Марина Искандеровна, Магомедова Патиматзаграт Ахмедовна

Цель. В данной статье предпринята попытка реконструкции речевого портрета СМИ, включённых в политический дискурс и заявляющих о своей оппозиционности. Метод. Наблюдение над языковым материалом, описание заголовочных комплексов. Результаты. К анализу были привлечены материалы трёх дагестанский русскоязычных СМИ: 250 журналистских текстов, опубликованных в период с 2010 по 2018 гг. Речевой портрет оппозиционного СМИ рассматривается в статье как сумма индивидуальных журналистских речевых стратегий, соответствующих концепции изданий. Система прецедентных феноменов из различных сфер-источников, их интерпретация, участие в организации журналистского текста и заголовочного комплекса СМИ позволяют сделать выводы о характеристиках речевого портрета издания. Оппозиционность как важнейшая характеристика речевого портрета анализируемых СМИ нашла своё выражение в стратегиях использования идеологем - официальных и неофициальных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH PORTRAIT OF THE OPPOSITION MEDIA: STRATEGIES FOR THE DEVELOPMENT OF PRECEDENT PHENOMENA

Aim.The authors attempt to reconstruct the speech portrait of the media included in the political discourse and claiming their opposition. Method. Observation of linguistic material, description of headings. Results. The analysis involved the materials of three Dagestan Russian-language media: 250 journalistic texts published in the period from 2015 to 2018. The speech portrait of the opposition media is considered in the article as the sum of individual journalistic speech strategies corresponding to the concept of publications. The system of precedent phenomena from various spheres-sources, their interpretation, participation in the organization of journalistic text and headline media complex allow to draw conclusions about the characteristics of the speech portrait of the publication. Opposition as the most important characteristic of the speech portrait of the analyzed media found its expression in the strategies of using official and informal ideologemes.

Текст научной работы на тему «РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ОППОЗИЦИОННОГО СМИ: СТРАТЕГИИ ОСВОЕНИЯ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ»

Языкознание / Linguisitcs Оригинальная статья/Original Article УДК 81.42

DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-90-97

Речевой портрет оппозиционного СМИ: стратегии освоения прецедентных феноменов

© 2019 Лекова П. A., Джабраилова М. И., Магомедова П. А.

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: liekova65@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. В данной статье предпринята попытка реконструкции речевого портрета СМИ, включённых в политический дискурс и заявляющих о своей оппозиционности. Метод. Наблюдение над языковым материалом, описание заголовочных комплексов. Результаты. К анализу были привлечены материалы трёх дагестанский русскоязычных СМИ: 250 журналистских текстов, опубликованных в период с 2010 по 2018 гг. Речевой портрет оппозиционного СМИ рассматривается в статье как сумма индивидуальных журналистских речевых стратегий, соответствующих концепции изданий. Система прецедентных феноменов из различных сфер-источников, их интерпретация, участие в организации журналистского текста и заголовочного комплекса СМИ позволяют сделать выводы о характеристиках речевого портрета издания. Оппозиционность как важнейшая характеристика речевого портрета анализируемых СМИ нашла своё выражение в стратегиях использования идеологем - официальных и неофициальных.

Ключевые слова: прецедентный текст, прецедентный феномен, оппозиционные СМИ, речевой портрет СМИ, идеологемы.

Формат цитирования: Лекова П. A., Джабраилова М. И., Магомедова П. А. Речевой портрет оппозиционного СМИ: стратегии освоения прецедентных феноменов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2019. Т. 13. № 1. С. 90-97. DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-90-97_

Speech Portrait of the Opposition Media: Strategies for the Development of Precedent Phenomena

© 2019 Patimat A. Lekova, Marina I. Jabrailova, Patimatzagrat A. Magomedova

Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: liekova65@mail.ru

ABSTRACT. Aim.The authors attempt to reconstruct the speech portrait of the media included in the political discourse and claiming their opposition. Method. Observation of linguistic material, description of headings. Results. The analysis involved the materials of three Dagestan Russian-language media: 250 journalistic texts published in the period from 2015 to 2018. The speech portrait of the opposition media is considered in the article as the sum of individual journalistic speech strategies corresponding to the concept of publications. The system of precedent phenomena from various spheres-sources, their interpretation, participation in the organization of journalistic text and headline media complex allow to draw conclusions about the characteristics of the speech portrait of the publication. Opposition as the most important characteristic of the speech portrait of the analyzed media found its expression in the strategies of using official and informal ideologemes.

Keywords: precedent text, precedent phenomenon, opposition media, speech portrait of media, ideologems.

For citation: Lekova P. A., Jabrailova M. I., Magomedova P. A. Speech Portrait of the Opposition Media: Strategies for the Development of Precedent Phenomena. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2019. Vol. 13. No. 1. Pp. 90-97. DOI: 10.31161/1995-0667-2019-131-90-97 (In Russian)

Введение

Активное использование прецедентных текстов можно считать характерной особенностью речевого портрета современных СМИ. Апелляция к прецедентным феноменам способствует формированию системы оценок современной действительности, персонализации дискурса СМИ, организации журналистских текстов, включению их в процессы массовой коммуникации и т. д.

Изучение особенностей речевого портрета СМИ, включённых в политический дискурс, предполагает анализ системы прецедентных феноменов как одной из характеристик их речевого портрета. В центре нашего исследовательского внимания -выходящие на русском языке дагестанские общественно-политические еженедельники «Новое дело», «Свободная республика», «Ч ерновик», сам оидентифицирующиеся как оппозиционные СМИ. Как отмечают Г. М. Шипицына и С. А. Свистельникова, «именно в политическом дискурсе наиболее остро проявляются лингвокультурные различия и противоречия общества, обусловленные дисгармонией и несовместимостью массового сознания носителей различных идеологий и ценностей» [7, с. 70].

Анализируемые СМИ включены в политический дискурс, который предполагает не столько информирование, сколько формирование отношения к действительности, просвещение аудитории, призыв к активному действию. Свое критическое отношение к социально-политической организации современного российского общества ведущие авторы анализируемых газет - Багаудин Узунаев и Заур Газиев («Свободная республика»), Ахмеднаби Ах-меднабиев (работал в разных газетах, убит в 2013 г.), Андрей Меламедов, Патима Га-санова, Алик Абдулгамидов («Новое дело»), Хаджимурад Камалов («Черновик», убит в 2011 г.), Маирбек Агаев («Черновик») - выражают различными языковыми средствами, в том числе прибегая к прецедентным текстам, которые рассматриваются нами как важный элемент речевого портрета СМИ.

Результаты исследования

Актуальность обозначенной проблемы обусловлена несколькими причинами: во-первых, речевой портрет СМИ позволяет выявить доминанты языкового сознания массовой аудитории; во-вторых, анализ системы прецедентных феноменов в контексте политического дискурса даёт осно-

вания сделать ряд выводов о когнитивно-дискурсивных возможностях участников дискурса и об их ценностных ориентирах. Отметим, что системного анализа речевого портрета оппозиционных СМИ на материале дагестанских СМИ не осуществлялось, за исключением статей П. А. Лековой, в которых рассматривались отдельные аспекты, связанные с обсуждаемой проблемой [5].

Впервые введенное в научный оборот Ю. Н. Карауловым понятие «прецедентный текст» означает «тексты, значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях. Имеющие сверхличностный характер, т. е. хорошо известные и широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников, и, наконец, такие, обращение к которым возобновляются неоднократно в дискурсе данной личности» [3, с. 216]. Указанное терминосочетание мы, как и многие авторы, используем и в широком смысле, то есть как общее название изучаемого явления, хотя в работах последних лет предлагается терминосочета-ние «прецедентный феномен», и в узком смысле, то есть для обозначения одной из классификационной разновидности данного явления. Придерживаемся мы и общепринятой классификации прецедентных текстов.

Прецедентные тексты представляют собой важный компонент речевого портрета личности, так как являются когнитивной составляющей ее культуры, как и культуры народа, поэтому постоянно участвуют в коммуникации

В рамках данной статьи предпринята попытка исследования прецедентности как компонента речевого портрета не отдельной языковой личности, а СМИ. Преце-дентность рассматривается нами как неотъемлемая характеристика стиля современных СМИ, способ репрезентации картины мира, организующее начало журналистского текста, способ заявить о своих мировоззренческих приоритетах. В свою очередь, прецедентные феномены мы, вслед за В. В. Красных и Е. А. Нахимовой, определяем как вербальные единицы, известные большей части лингвокультурного сообщества, актуальные для носителей языка в когнитивном плане; обращение к которым обнаруживается в речи представителей того или иного лингвокультурно-го сообщества.

В статье Г. М. Шипицыной и С. А. Сви-стельниковой «К речевому портрету оппозиционной газеты: заголовки заметок» понятие «речевой портрет газеты» определяется как «система его диагностирующих категорий в сфере языкового оформления, обусловленная концептуальным содержанием вербализуемых идей» [7, с. 71]. Термин «диагностирующие категории» авторы избрали по аналогии с термином «диагностирующие пятна» Л. П. Крысина, под которыми он понимает «социально маркированные способы выбора и употребления языковых средств» [4, с. 91]. Авторы приходят к мысли, что языковые особенности политической газеты соотносятся с концептуальной базой, определяемой коллективным сознанием создателей газеты [7, с. 71].

В данном исследовании сделан акцент на такой диагностической категории, как функционирование прецедентных текстов в СМИ, включённых в политический дискурс.

Дискурс мы понимаем как текущую речевую деятельность в какой-либо сфере [1, с. 33], а также «совокупность созданных в ней текстов» [6, с. 45]. В газетном дискурсе авторы выражают свою ментальность и идеологию, что невозможно без прецедентных текстов, отражающих картину мира носителей языка.

Речевой портрет СМИ складывается из суммы текстов, отражающих индивидуальные особенности речевых портретов журналистов и в то же время отвечающих прагматическим целям издания. Одной из задач анализируемых СМИ является реализация установки на оппозиционность. В контексте этой задачи источники преце-дентности имеют две доминирующие характеристики: оппозиционность и отсылка к дискурсу национальной культуры.

Отсылка к дискурсу национальной культуры имеет многоуровневую структуру, состоящую из множества прецедентных феноменов из различных сфер-источников: литература (классическая и современная), фольклор (песни, паремии, анекдоты), постфольклор (рекламные тексты, афоризмы, освоенный в народной речи корпус цитат из кинофильмов, прецедентных высказываний публичных лиц, в том числе политиков, фольклор Сети: имеющие афористическое звучание подписи к мемам, жаргонизмы, афоризмы и т.д.). Кроме того, важной сферой-источником

для авторов журналистских текстов мы считаем гипертекст СМИ (множество текстов СМИ, связанных в том числе особыми стилистическими стратегиями формирования картины мира реципиентов).

Актуальный для современного медийного дискурса эффект наложения сфер-источников прецедентных феноменов гарантирует автору успешное декодирование текста реципиентами. Именно поэтому первое качество речевого портрета современных СМИ, на наш взгляд, это прагматическая установка авторов на реализацию отсылки читателя к множеству сфер-источников.

Анализ заголовочного корпуса (заголовков, надзаголовков, подзаголовков, рубрик) анализируемых СМИ в качестве сильной позиции текста показал, что 89 % заголовков носят прецедентный характер. Этот факт указывает на стремление СМИ не только к активизации внимания реципиентов, но и на такую важную характеристику их речевого портрета, как стремление к построению диалогичных отношений, идентификации читателей как единомышленников. Кроме того, говорящий (в данном случае СМИ) посредством отбора прецедентных феноменов демонстрирует представление об уровне образованности аудитории, её интеллектуальных возможностях.

Структурно-стилистический анализ текстов обозначенных СМИ показал, что на уровне композиционной организации авторы обнаруживают тенденцию к повторению прецедентного высказывания, заявленного в заголовке. Таким образом журналист характеризует себя как языковую личность, профессионально подготовленную к преодолению семантических барьеров в процессе коммуникации, в том числе посредством позиционирования прецедентных феноменов на разных уровнях организации авторского текста.

К примеру, заголовок статьи Заура Га-зиева «Зло просвещения» [СР, № 21, 2017], является трансформом прецедентного выражения «плоды просвещения», восходящего, в свою очередь, к названию комедии Л. Н. Толстого о бесполезных знаниях, вызывающих досаду. Затем текст заголовка включается в рассуждения автора (Заура Газиева) о том, что нельзя заставить образованных людей не видеть правду и не реагировать на нее: «Зло просвещения в том,

что после того, как люди получают образование, они вместе со знаниями получают способность критически мыслить». Обратим внимание на то, что замена существительного «плоды» на контекстный антоним «зло» нейтрализует иронический смысл исходного прецедентного текста и насыщает трансформированный прецедентный текст новым содержанием, раскрытым в самой публикации.

Необходимо указать также на то обстоятельство, что журналист в данном случае апеллирует не только к обозначенному ПФ, но и к клишированным словосочетаниям, характерным для газетного стиля: «задачи просвещения», «система просвещения», «недостатки просвещения», «трудности просвещения», «враги просвещения», «цели просвещения» и т.д. В данном случае автор как языковая и коммуникативная личность демонстрирует способность к творческому освоению гипертекста СМИ.

Качества языковой и коммуникативной личности, демонстрируемые журналистом, коррелируют с прагматическими задачами оппозиционного издания, концепция которого предполагает реализацию языковых стратегий, способствующих построению диалога с читателем-единомышленником и разоблачению оппонентов. Выбор журналистом прецедентного феномена в анализируемых изданиях обусловлен в том числе их оппозиционностью.

В той же газете опубликована статья под заголовком «Зыбучие пески времени», заимствованным из названия 24-го рассказа «Саги о Форсайтах» Дж. Голсуорси. В лиде статьи приводятся строчки из стихотворения Е. Евтушенко «Карьера»: «И был сосед у Галилея,/ Он Галилея не глупее!/ Он знал, что вертится земля,/ Но у него была семья!»

Показав в публикации недостатки государственных институтов, такие как кумовство, клановость, двойные стандарты, коррупция, автор выражает уверенность, что «зыбучие пески времени унесут все наши страсти вместе с последствиями этой аварии и страной, которая все никак не могла найти свой место в истории». Повтор прецедентного текста заголовка в конце статьи служит способом структурной организации текста, а также способствует раскрытию основной идеи публикации.

Оппозиционный характер статьи находит своё отражение в выборе прецедент-

ных феноменов из сферы-источника «Литература». Автор неслучайно апеллирует как к имени Е. Евтушенко, так и к прецедентному образу Галилея Галилея, которые в массовом восприятии являются своего рода символами оппозиционности, противостояния косности, ограниченности общества.

Повтор прецедентного текста заголовка в самой публикации, в ее резюмирующей части, характерен и для журналиста этой же газеты Багаудина Узунаева. Так, в подзаголовке статьи под названием «И от судеб защиты нет...» [СР, № 11, 2017] (строка из поэмы А. С. Пушкина «Цыга-ны») использован фразеологизм «Против лома нет приема» (о необходимости подчиниться обстоятельствам). Наложение сфер-источников прецедентных фенов (литература и фольклор), повторное обращение к прецедентному тексту в резюмирующей части статьи даёт автору основание надеяться на успешное декодирование текста.

Речевой портрет СМИ предполагает формирование повторяющихся стратегий привлечения внимания аудитории, единого стиля, характеризующегося набором узнаваемых стилистических приёмов, что проявляется в том числе на уровне апелляции к определённому набору прецедентных текстов. Так, годом раньше под тем же заголовком «И от судеб защиты нет...» была опубликована статья в «Свободной республике» [№ 11, 2016] с комментариями по поводу плана издания «Медиазона» создать профсоюз журналистов.

Прецедентные тексты используются и журналистами других газет как в заголовках, так и в самих текстах, хотя и в значительно меньшей мере, чем в «Свободной республике». Отличительной чертой речевого портрета этих изданий является приём наложения сфер-источников прецедентных феноменов. Нами были привлечены к анализу 150 журналистских текстов, содержащих отсылки к прецедентным текстам. В 60 из них были обнаружены факты наложения сфер-источников «Литература» и «Фольклор», в 50 - «Литература» и «Постфольклор»; «Литература» и «Гипертекст СМИ», в том числе «Блогосфера». В 40 были репрезентированы другие модели наложения сфер-источников, ни одна из которых не может быть признана доминирующей.

94 ••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 1. 2019 ••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 1. 2019

Приведённая ниже таблица позволяет проследить логику построения обозначенных моделей: 2017 (о протесте жильцов против строительства новых домов на территории дворов многоквартирных домов)], «Это не трудовые, а рабовладельческие отношения»

СМИ Прецедентный текст Сфера-источник [НД, № 48, 2017]. В последнем случае политико-экономические термины без трансформации использованы в заголовке, из

«Новое дело» «Пока не пришел Навальный...» «Блогосфера» (часть фразы известного журналиста и бло-гера Екатерины Ворониной: «Все же было хорошо, пока не пришел Навальный») + «Литература» («Вот идёт Мессия» - роман Д. Рубиной) которого становится понятно, что речь идёт о нарушениях трудового законодательства. Представляет интерес заглавие «Мэра пресечение-2» в номере НД [№ 3, 2018], являющееся трансформацией юридического терминосочетания «мера пресечения». Словесная игра - контаминация - приводит к актуализации нового смысла, сообщению о том, что к мэру применена мера пресечения. В отдельных случаях значение прецедентного заголовка становится понятным лишь в конце публикации в результате повторения в соответствующем контексте. Так, один из разделов статьи Б. Узунаева под заголовком «Коса на камень» [СР, № 51, 2016] озаглавлен прецедентным высказыванием «В хозяйстве пригодились». В разделе комментируется выступление дальнобойщиков против нового налога, получившего название «Платон». Однако основное содержание статьи нацелено на разоблачение коммунистов, которые использовали акцию дальнобойщиков в целях саморекламы. Журналист называет их «ручными оппозиционерами, которые направят этот протест в нужное русло». Последняя его фраза и объясняет выбор прецедентного текста, трансформированного путем изменения грамматической формы глагола для заголовка рубрики: «Есть такое выражение о предметах, вещах,

«Новое дело» «Самур -свидетель» «Литература» (Евангельский текст; название романа М. Хуршилова «Сулак - свидетель») + «Фольклор» (Выражение «Бог свидетель»)

«Свободная республика» «Не снегом единым» [СР, № 3, 2017], «Литература» (Евангельский текст, актуализированный в названиях литературных произведений, фильмов и т.д.) + «Фольклор» (ветхозаветные и новозаветные апокрифы)

«Свободная рес-публика» «Дно независимости» Постфольклор (подписи к мемам, посвящённым Дню независимости) + «Фольклор» (фразеологизмы «Опуститься на дно»; «Пробить дно» + «Литература» (название пьесы М. Горького «на дне»).

«Новое дело» «Пока Хабиб не грянул» Гипертекст СМИ (многочисленные отсылки к публикации в Сети поста Хабиба Нурму-гамедова) + «Фольклор» (пословица «Пока гром не грянет, русский мужик не перекрестится»; фразеологизм «Как гром среди ясного неба»)

В заголовочных комплексах дагестанских оппозиционных газет прецедентные тексты способствуют экспликации критического отношения к современной российской политической действительности и действиям властей региона. Приведем примеры заголовков «Нового дела»: «Двор ремонтируют, щепки летят...» [НД, № 33, 2017 (о вырубке деревьев во дворах жилых домов, при выполнении программы улучшения городской среды, что ведет к обратному результату)], «Как тоннель покатился под откос» [НД, № 49, 2017 (о слишком долгом и некачественном строительстве коллектора)], «Битва за дворы» [НД, № 48, которые жалко выкинуть: в хозяйстве пригодятся... Вот коммунисты сегодня как раз пригодились в хозяйстве президента». Речевой портрет СМИ формируется, таким образом, из системы прецедентных заголовков, отражающих оппозиционно-критическое отношение издания к реалиям современной политической действительности. Необходимо указать на то, что заголовочный комплекс в СМИ является результатом коллективных усилий всей редакции. Названия, которые дают своим текстам журналисты, корректируются редактором, встраиваются в общую концепцию. А значит, характер заголовочного комплекса в СМИ может рассматриваться

как одна из характеристик речевого портрета издания.

Значительная часть заголовков любого СМИ выполняет функции привлечения внимания, вовлечения читателя в процессы языковой игры и т. д. В анализируемых изданиях заголовки обозначенного типа содержат отсылки к ПФ из сферы «Фольклор», реже - «Литература». Таковы в основном заголовки материалов «Свободной республики», «Черновика» и «Нового дела». Ср.: «Сколько ни тверди «халва», «Загадка для ума», [СР, № 3, 2017], «Не буди лиха..» и в лиде статьи: «Чем дальше в лес -тем больше дров» [СР, № 14, 2016], «Нашла коса на камень?» [СР, № 51, 2016], «Простота, которая хуже воровства» [СР, № 34, 2014], «Гора родила мышь. Но нужную!» [Черновик, № 16, 2013], «Имя им - регион!» [Черновик, № 35, 2015], «Предпоследнее слово» [Черновик, № 14, 2016], «Уха из топора» [Черновик, № 35, 2015], «Семь пятниц МРСК» [Черновик, № 19, 2015], «Как не попасть в сети» [НД, № 32, 2017], «История с двойным дном» [НД, № 44, 2017], «Пока Ха-биб не грянул» [НД, № 47, 2017] и многие другие.

Анализ прецедентных текстов, к которым апеллируют авторы оппозиционных изданий, показал, что они легко узнаваемы читателем и близки массовой аудитории. Это в большинстве своём пословицы и поговорки, содержащие резюмирующие суждения о неизбежности конфликта человека с властью, о жизненных неурядицах, о невозможности противостоять невзгодам и т.д. Они отражают экспрессивно-эмоциональное состояние говорящего, который осознаёт себя в контексте противостояния неблагополучной действительности. Сарказм и обличительное содержание таких заголовков являются отличительной чертой речевого портрета оппозиционных СМИ.

Говоря об оппозиционности как характеристике речевого портрета СМИ, следует остановиться на анализе идеологем, отсылающих читателя к прецедентным феноменам. В речевом портрете СМИ оппозиционность заявлена посредством снижения официальных идеологем в контексте публикаций издания, а также посредством активного использования неофициальных идеологем.

Под официальными идеологемами мы понимаем речевые формулы, в которые

заключена какая-либо политическая идея. Официальные идеологемы отражают политические идеи определённой политической системы. В анализируемых нами изданиях это: «сильная власть»; «сменяемость власти»; «народ»; «властные структуры»; «рядовые россияне»; «рост доходов»; «реальные доходы» и т. д.

Идеологемы имеют ярко выраженный прецедентный характер, что позволяет создавать неофициальные идеологемы. Например, в анализируемых СМИ актуализированы следующие примеры идеоло-гем этого типа: «рука Кремля», «сильная рука»; «высокие инстанции»; «наш народ», «народ-богоносец»; «октябрьский переворот».

В контексте журналистского высказывания идеологемы этой разновидности аккумулируют смыслы, сигнализируя об оппозиционности как об отличительной характеристике СМИ: «Его все считают рупором Кремля в том плане, что он - в соответствии с пословицей «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке» - озвучивает то, что «на уме у Кремля» [СР, №37, 2017]; «чиновники, слепые орудия в руках более высоких инстанций»; «...мы живем в глубоко монархической стране, обогащающей сильную руку; в глубоко консервативном обществе с глубоко косным народом, готовым молиться на власть только потому, что она - власть» [СР, №33, 2017]; «...нам надо сплачиваться вокруг царя и его дружины». Подобные фрагменты текста Р. Р. Жаева относит к «порождающимся прецедентным высказываниям» [2, с. 16]. К ним, по нашему мнению, можно отнести целый ряд оборотов из «Свободной республики»: «Пока не пришел Навальный», «Сменяемость как вменяемость», «ждать перемен», «ждать момента», «мы не хотим ждать» и

др.

Помимо участия в процессах создания, распространения и закрепления в сознании реципиентов неофициальных идеологем, оппозиционные СМИ заявляют тенденцию к снижению официальных идеологем. Будучи помещёнными в критический текст, они утрачивают свой высокий смысл, становятся объектом авторской иронии, а иногда и сарказма: «Довод, что вам никак нельзя снижать уровень доходов персонала ваших компаний, так как иначе он потеряет профессиональную форму и мотивацию, не кажется мне убедительным. Да и решить

эту проблему очень просто: показывайте им каждое утро диаграмму с цифрами доходов рядовых россиян, и вы увидите, как от изумления они испытывают катарсис и преобразятся, и согласятся жрать не в три, а в два горла. Ей богу, ребята, жрать в два горла - это почти то же, как в три. Вы даже не заметите разницы» [СР № 33, 2017]. Контактное употребление разных по экспрессивно-стилистической характеристике языковых единиц прецедентных текстов усиливает саркастический характер высказывания. Откровенное пренебрежение нормами языковой эстетики способствует максимальному снижению официальной идеологемы «доходы рядовых россиян».

Заключение

Таким образом, речевой портрет оппозиционного СМИ предполагает ряд характеристик, обусловленных включённостью издания в политический дискурс. Именно в контексте политического дискурса формируются языковые стратегии СМИ, позволяющие ему апеллировать как к единомышленникам, так и к идейным противникам.

Одной из таких стратегий является сознательная установка на формирование заголовочного комплекса с привлечением системы прецедентных феноменов из раз-

1. Дымарский М. Я. Текст - дискурс - художественный текст // Текст как объект многоаспектного исследования. СПб.-Ставрополь: Издательство СГУ, 1998. Вып. 3, ч. 1. С. 18-26.

2. Жаева Р. Р. Способы актуализации прецедентных феноменов в публицистических текстах Ю. Д. Поминова. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2012. 25 с.

3. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 264 с.

4. Крысин Л. П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. 2001. № 1. С. 90-106.

5. Лекова П. А. «Чужое» слово в массмедий-ном тексте (по материалам публикаций журна-

1. Dymarsky M. Ya. Text - discourse - literary text. In: Text as an object of multiaspect studies. St. Petersurg-Stavropol: SSU publ., 1998. Vol. 3, part 1. Pp. 18-26. (In Russian)

2. Zhaeva R. R. Methods of updating precedent phenomena in Yu. D. Pominov's journalistic texts. Abstr. of diss. for Ph. D. in Philology. Kemerovo, 2012. 25 p. (In Russian)

ных сфер-источников, наложение которых обеспечивает сведение к минимуму разночтений.

Зафиксированные нами модели наложения сфер-источников прецедентных текстов заявляют о таких характеристиках речевого портрета оппозиционных СМИ как стремление быть услышанными массовой аудиторией, стремление к расширению сфер-источников прецедентных феноменов (социальные сети, блогосфера), осознание себя в гипертексте СМИ, профессиональное владение способами стандартизации текстов СМИ и одновременно с этим языковой экспрессией.

Анализ систем прецедентных текстов, к которым обращаются анализируемые СМИ, позволяет утверждать, что их речевой портрет отмечен противоположными установками: с одной стороны, это стремление к диалогу с читателем-единомышленником, с другой - установка на отказ от диалога с политическими оппонентами.

Оппозиционность как характеристика речевого портрета СМИ заявляет о себе в выборе прецедентного феномена, а также в подходах к интерпретации официальных идеологем и актуализации неофициальных идеологем.

листа еженедельника «Свободная республика» Б. Узунаева) // Филологические науки: вопросы теории и практики. 2017. № 12(78). С. 134-137.

6. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 2001. 267 с.

7. Шипицына Г. М., Свистельникова С. А. К речевому портрету оппозиционной газеты: заголовки заметок // Политическая лингвистика. 2010. № 4. С. 70-74.

8. Шмелева Т. В. Ключевые слова текущего момента // Collegium. 1993. № 1. С. 33-41.

3. Karaulov Yu. N. Russian and language personality. Moscow, LKI Publishing House, 2007. 264 p. (In Russian)

4. Krysin L. P. Russian language in scientific illumination: modern Russian intellectual: an attempt at a speech portrait. 2001. No. 1. P. 90106. (In Russian)

Литература

References

5. Lekova P. A. "Alien" word in the mass media text (based on the materials of publications of the weekly magazine "Free Republic" by B. Uzunaev). Philological Sciences: problems of theory and practice. 2017. No. 12(78). Pp. 134-137. (In Russian)

6. Chudinov A. P. Russia in the metaphorical mirror: a cognitive study of the political metaphor

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Лекова Патимат Абдулаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, Дагестанский государственный университет (ДГУ), Махачкала, Россия; e-mail: liekova65@mail.ru

Джабраилова Марина Искандеровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры печатных СМИ, ДГУ, Махачкала, Россия; e-mail: liekova65@mail.ru

Магомедова Патиматзаграт Ахмедовна, магистрант отделения журналистики филологического факультета, ДГУ, Махачкала, Россия; e-mail: liekova65@mail.ru

Принята в печать 25.02.2019 г.

(1991-2000). Yekaterinburg, Ural State Pedagogical University. 2001. 267 p. (In Russian)

7. Shipitsyna G. M., Svistelnikova S. A. The speech portrait of the oppositional newspaper: notes headlines. Political Linguistics. 2010. No. 4. S. 70-74. (In Russian)

8. Shmeleva T. V. Keywords of the current moment. Collegium. 1993. No. 1. Pp. 33-41. (In Russian)

THE AUTHORS INFORMATION Affiliations

Patimat A. Lekova, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Russian, Dagestan State University (DSU), Makhachkala, Russia; e-mail: liekova65@mail.ru

Marina I. Jabrailova, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Print Media, DSU, Makhachkala, Russia; e-mail: liekova65@mail.ru

Patimatzagrat A. Magomedova, graduate, the department of Journalism, the Philological faculty, DSU, Makhachkala, Russia; e-mail: liekova65@mail.ru

Received 25.02.2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Языкознание / Linguisitcs Оригинальная статья/Original Article УДК 82.03/811.111

DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-97-101

Семантико-стилистические особенности фразеологизмов с пространственным значением

в произведениях Василия Белова

© 2019 Османова Т. А.

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: sakinat01@rambler.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотрение трансформированных фразеологизмов, выявление особенностей компонентного состава и формирования фразеологического значения в текстах произведений В. Белова. Метод. Комплексный анализ художественного текста. Результаты. Фразеологическое значение в текстах писателя создается всеми структурными компонентами, входящими в состав фразеологизма: предлогов, числительных, существительных, местоимений. Предлоги в сочетании с существительными, образуя фразеологизм, меняют новые значения, и в целом сочетание также приобретает другой смысл. Вывод. Писатель часто и продуктивно использует фразеологию. Непринужденность, легкость в использовании фразеологизмов делает его стиль образным, ярким, народным.

Ключевые слова: фразеологизм, компонент, фразеологическое значение, контекстное значение, семантический анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.