Научная статья на тему 'ОБРАЗ АВТОРА-ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ В ПОВЕСТИ Ш.УСНАТДИНОВА "ПОСЛЕДНИЙ ОХОТНИК"'

ОБРАЗ АВТОРА-ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ В ПОВЕСТИ Ш.УСНАТДИНОВА "ПОСЛЕДНИЙ ОХОТНИК" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
79
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ АВТОРА-ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ / ЖАНР ПОВЕСТИ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ / IMAGE OF THE AUTHOR-STORYTELLER / GENRE OF THE STORY / DEVELOPMENT TENDENCY / OUTLOOK OF THE WRITER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сагидуллаева З.Б.

Статья посвящена вопросам развития жанра каракалпакской повести. Автор изучает данную проблему на примере раскрытия образа повествователя в повести каракалпакского писателя Ш.Уснатдинова «Последний охотник». В повести Ш.Уснатдинов достиг мастерского раскрытия образа повествователя через описание событий, происходящих вокруг Хаймаддина максыма. “Последнего охотника” является документальность повести. Но данное обстоятельство нисколько не умаляет художественные качества произведения, как результат творческих исканий писателя отличающегося мастерским описанием некоторых событий и эпизодов, своеобразным построением сюжета и композиции, использованием разнообразных приемов и языковых средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF THE AUTHOR-STORYTELLER IN THE STORY SH. USNATDINOV "THE LAST HUNTER"

Article is devoted to questions of development of a genre of the Karakalpak story. The author studies this problem on the example of disclosure of an image of the storyteller in the story Karakalpak writer Sh. Usnatdinov "The last hunter". In the story Sh. Usnatdinov has reached masterful disclosure of an image of the storyteller through the description of the events which are taking place around Haymaddin of a maksym. "The last hunter" documentation of the story is. But this circumstance doesn't belittle art qualities of the work as result of creative search of the writer different the masterful description of some events and episodes, a peculiar creation of a plot and composition, use of various receptions and language means at all.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ АВТОРА-ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ В ПОВЕСТИ Ш.УСНАТДИНОВА "ПОСЛЕДНИЙ ОХОТНИК"»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Сагидуллаева З.Б.

Каракалпакский научно-исследовательский институт гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан, старший научный сотрудник-исследователь

Sagidullaeva Z.B.

Karakalpak Research institute of Humanities of the Karakalpak branch of the Academy of Science Republic of Uzbekistan,

senior scientific employee-researcher

образ автора-повествователя в повести ш.уснатдинова

«последний охотник»

IMAGE OF THE AUTHOR-STORYTELLER IN THE STORY SH. USNATDINOV "THE

LAST HUNTER"

Аннотация

Статья посвящена вопросам развития жанра каракалпакской повести. Автор изучает данную проблему на примере раскрытия образа повествователя в повести каракалпакского писателя Ш.Уснатдинова «Последний охотник». В повести Ш.Уснатдинов достиг мастерского раскрытия образа повествователя через описание событий, происходящих вокруг Хаймаддина максыма. "Последнего охотника" является документальность повести. Но данное обстоятельство нисколько не умаляет художественные качества произведения, как результат творческих исканий писателя отличающегося мастерским описанием некоторых событий и эпизодов, своеобразным построением сюжета и композиции, использованием разнообразных приемов и языковых средств.

Ключевые слова: образ автора-повествователя, жанр повести, тенденции развития, мировоззрение писателя.

Annotation

Article is devoted to questions of development of a genre of the Karakalpak story. The author studies this problem on the example of disclosure of an image of the storyteller in the story Karakalpak writer Sh. Usnatdi-nov "The last hunter". In the story Sh. Usnatdinov has reached masterful disclosure of an image of the storyteller through the description of the events which are taking place around Haymaddin of a maksym. "The last hunter" documentation of the story is. But this circumstance doesn't belittle art qualities of the work as result of creative search of the writer different the masterful description of some events and episodes, a peculiar creation of a plot and composition, use of various receptions and language means at all.

Keywords: image of the author-storyteller, genre of the story, development tendency, outlook of the writer.

В современных каракалпакских повестях наблюдается тенденция по-новому отображать сущность человека и значимость его личности, показывающая устремление писателей к новым эстетическим горизонтам в художественном восприятии действительности. Исходя из этой позиции, мы можем указать следующую концепцию в создании образов: воссоздание картины действительности во всей полноте жизни, с её недостатками и противоречиями, возврат к мистико-философским истинам, возвышение аксиологических понятий о доброте и чистоте, описание человеческих судеб и жизненных перипетий, склонность к самоконтролю и самоанализу.

Нельзя утверждать, что данный процесс зародился сегодня, ибо ещё ранее в исследованиях К.Камалова, Ж.Есенова, Ж.Сагидуллаевой и других каракалпакских ученых-литературоведов было указано на новое для данного жанра направление. Исследования по жанрово-стилистическим исканиям в каракалпакских повестях 1970-1980-х годов позволили выявить тенденции к расширению диапазона в передаче психологизма, приобрете-

нию каракалпакской повестью новых качеств, формированию жанра фантастики. Все эти качественные изменения жанра каракалпакских повестей произошли благодаря совершенствованию форм мифологического повествования и обогащению традициями мировой литературы, развитию образцов детективного жанра, а также переходу от традиционного хронологического описания к построению сюжета и композиции на основе любого события, способного стать ключевым, внедрению в сюжетную линию художественного произведения описания сна, легенд и преданий, писем и других элементов и деталей [4; 5; 7].

Обзор идейно-тематического содержания каракалпакских повестей периода независимости Республики Узбекистан показывает, что писатели обратились к более широкому освещению в описании человеческих качеств личности и углублению психологизма в раскрытии душевных переживаний персонажей. В то же время наблюдается расширение круга охватываемых жизненных событий, углубление конфликта, обращение к проблеме личности и его взаимоотношений с соци-

альной средой, стремление к раскрытию духовного мира человека. Совершенствование различных приемов повествования становится важным показателем в развитии стиля писателя, которые особенно ярко проявляются в творчестве У.Пиржанова, А.Халмуратова, Г.Есемуратовой и других писателей.

В жанре повести, ставшем одним из ведущих в национальной прозе, данная тенденция определяет важность создания образа повествователя как одного из основных критериев, способствующих выявлению поэтического мастерства писателя.

Образ повествователя явственно проступает как в прозаических, так поэтических произведениях. Говоря об образе повествователя, литературовед А.Халмурадов пишет: "Хотя повествователь и отражает мировоззрение писателя, в жанре повести образ повествователя имеет особое проявление. Параллельно процессу передачи душевного состояния и характера персонажей писателем создается образ повествователя. Этот образ формируется как эстетическое отношение к событиям и персонажам (произведения - З.С.)» [6, с. 10]. Останавливаясь на вопросе о взаимосвязях писателя и образа повествователя, ученый подчеркивает, что наличие образа повествователя, характер описания (событий) и возможности объема (т.е. охвата событий - З.С.) создают хронологическое повествование [6, с. 11]. Вместе с тем нельзя забывать, что данная ограниченность является своеобразным качеством жанра повести.

В последние годы известный каракалпакский писатель Ш.Уснатдинов опубликовал ряд эссе и повестей, тем самым обогатив жанр национальной прозы. Особенностью "Последнего охотника" (2014) является документальность повести. Но данное обстоятельство нисколько не умаляет художественные качества произведения, как результат творческих исканий писателя отличающегося мастерским описанием некоторых событий и эпизодов, своеобразным построением сюжета и композиции, использованием разнообразных приемов и языковых средств. В качестве одного из аспектов стилевых исканий писателя отметим, что большинство произведений Ш.Уснатдинова созданы на основе богатого жизненного опыта писателя, и им присуща достоверность описанных в них фактов и событий, так как каждое произведение основано на фактах и явлениях, имевших место в действительности. Подобное следование документальности как один из поэтических приемов, характерных для каракалпакских повестей последних лет, является ключевым в создании образа повествователя.

В повести "Последний охотник" красочно описаны достоверные события из жизни Хаймад-дина максыма (макдум - духовное звание в мусульманской религии), оставившие глубокий след в памяти писателя. Хаймаддин - один из потомков Имама ишана (духовное звание в мусульманской религии), жившего в конце XVIII - начале XIX веков. Главный персонаж повести Хаймаддин мак-сым - это замкнутый в себе человек, со странным

характером, не любящий участвовать в мероприятиях, проводимых в ауле, не склонный посидеть с семьей вокруг дастархана, редко примыкающий к другим представителям духовенства. Он даже не вмешивается в бытовые вопросы, и больше бродит по ночам в окрестностях своего аула.

Хаймаддин максым занимается не подобающей улама - представителю духовенства профессией охотника, ухаживая за охотничьей птицей и держа борзую. Его сокол (каршыга) и борзая являются важными помощниками в его профессии. Когда пропадает его сокол, Хаймаддин максым ведет себя очень странно: сильно возбужденный, он бьет плетью каждого, кто попадется ему в глаза. Человек с крупным телосложением, непонятным характером, Хаймаддин максым не изменяет своей привычке каждый день молиться Богу, прося милости своему народу. Ежедневно с раннего утра слышится его призыв к молитве - азан, он ни разу не нарушил пятикратное сотворение молитвы -намаз.

В конце повести, после двукратного заключения в тюрьму (по указанию власти) Хаймаддин максым, чтобы соблюдать свою веру в чистоте, удаляется от общества и несколько лет живет в отшельничестве на кладбище, где был похоронены его предки. Перед самой смертью Хаймаддин мак-сым возвращается к семье и умирает. Говоря: «Через образ странного человека, описанного автором, мы видим трагедию улама, жившего в период атеизма», литературовед ... дает верную оценку позиции писателя [3, с. 4]. Автор, ранее ставши свидетелем некоторых событий, произошедших с Хаймаддином, подробно описывает их в произведении и выражает свое отношение к ним.

В повести «Последний охотник» образ повествователя является отражением мировоззрения самого автора произведения. Образ автора, объединяющий персонажей произведения, по мнению В.Виноградова, «является обобщающим отражением основного содержания произведения» [2, с. 118]. Повествователь всегда присутствует среди персонажей и выражает свою оценку их поведению и поступкам. Вследствие чего образ повествователя формируется в течение всего хода развития событий.

Через образ Хаймаддина максыма автор стремится показать характер человека, стремящегося познать себя, оставаться верным себе и своему вероисповеданию, несмотря на испытываемое идеологическое давление периода советской власти.

Конечно, в отечественной прозе можно встретить много произведений, где отражены образы героев, оказавшихся под прессом прежней советской идеологии. Но в них по-другому представлен конфликт и его решение, где идея произведения раскрывается через взаимоотношения между главным героем и обществом, его борьбу с самим собой, передачу сложных событий или же глубоких душевных переживаний. Хаймаддин максым доказывает верность своим идеалам не через борьбу или же какие-либо другие действия, а через отрешение от общества и в целом от этого мира, в

стремлении к аскетическому образу жизни, отшельничеству. Образ повествователя имеет прямое отношение к подобному решению конфликта в данном произведении. Подтверждение этого мнения мы можем найти в нижеследующих строках: «Мурат не знает, как Хайматдин максым назвал этот уход внутренне, у себя в душе. Действительно, может быть, этот человек ушел не сказав ничего, не беря на себя ответственность перед Паруардигаром (эпитет Бога - З.С.), не согласившись со средой, где он живет, современной ему властью, защищая свою собственную свободу, свободу своей души» [8, а 72].

В повести «Последний охотник» мы видим, как своеобразно совмещены мировоззрение писателя и образ повествователя. Пропуская события действительности и уроки жизни через призму собственного мировосприятия, автор передает их параллельно как от имени самого повествователя, так и через речь Мурата Имаматдинова, при этом в повествовании одного эпизода или же события перемежаются высказывания повествователя и Мурата, что придает своеобразие композиции повести.

Первый эпизод, описанный в самом начале произведения, дает толчок к развитию всей сюжетной линии произведения, когда Мурат Има-матдинов, остановившись пожелать "Не уставать вам" (традиционное приветсвие участникам страды) участвующим в сборе урожая риса джигитам, увидел, что некоторые из джигитов ходят с ружьями с целью выстрелить в фазанов, вспугнутых шумом работающих комбайнов, и вспомнил о последнем настоящем охотнике. Композиция повести посроена в ретроспективном плане, и сюжетная линия подчиняется течению событий в воспоминаниях Мурата Имаматдинова.

В отношении писателя к описываемым событиям, передаче внутреннего состояния, душевных переживаний и чувств одного из персонажей повести - Мурата Имаматдинова имеет важное значение в раскрытии образа автора. Замысел писателя состоит в том, что через художественное повествование судьбы Хаймаддина максыма он стремится воссоздать образ человека, готового отречься от многого ради своей веры, раскрыть различные стороны характера такого человека.) И хотя повествователь остается рассказчиком событий, свое отношение к персонажу или же изображаемому событию он передает через речь Мурата Имамат-динова: «Жил ли он здесь постоянно, или же было ли у него другое место (жительства - З.С.), не знаю. Точно об этом знает только его сын Найым. То, что мы знаем - Максым ата (у каракалпаков обычно не называют напрямую глубокоуважаемых личностей по имени, а используют подобные эпитеты - З.С.), когда проживал здесь, полностью посвятил себя служению Богу, не сталкиваясь (т.е. не вступая в конфликт - З.С.) с властью. Уйдя с «Донгелек кол» (название озера, букв. «Круглое озеро» - З.С.), ни при каких обстоятельствах, даже в беде, его больше не видели в этих окрестностях. Я никогда не видел такого человека

с сильной волей, не изменяющего своему слову» [8, с. 74]. Таким образом, параллельное выступление Мурата Имаматдинова в качестве рассказчика наряду с повествованием автора служит раскрытию образа автора.

Как правило, образ повествователя чаще всего выступает в качестве проводника чувств и переживаний писателя, вследствие чего противостояние между персонажами в какой-то мере является отражением «внутренней борьбы с самим собой» самого автора [1, с. 10]. В «Последнем охотнике» прослеживается влияние бытовых конфликтов, а также конфликта на уровне общества и личности (в повести это противостояние между обществом и Хаймаддином максымом) на формирование образа автора. Если иметь в виду психологический аспект (С психологической точки зрения), душевное состояние, чувства и переживания Хаймаддина мак-сыма или же его сына Найыматдина дают читателю представление о самом повествователе.

События повести «Последний охотник», основанные на конфликте персонажей и их внутренних переживаний и чувств, не только проясняют отношение повествователя к происходящему. Здесь мы можем встретить строки, где автор-повествователь открыто выражает свое мнение, например: «Не прошло много времени, как аул всколыхнуло. То стали говорить «Из Туркестана к Хаймаддину максыму пришел поклониться большой улама», то другие скажут «К нему послал сам Ахмед Яссауи баба (баба - эпитет, выражающий почтение к старшим - З.С.)», а с дальнейшим развитием событий разнеслись слухи подобные этому: «Оказывается, это Хызыр ата (мифический образ), пришедший в облике улама», и затем превратились в легенду. Все это стало большой подпиткой для таких врагов исламской религии, как Касымшер...» [8, с. 41].

Сцены, показывающие уважительное отношение каракалпакского народа к заслугам великих личностей; эпизоды, где персонажи здороваются друг с другом и в вопросно-ответной форме приветствуют друг-друга; строки, принизанные взаимоуважением наставника и его учеников дают представление о культуре нашего народа, а также показывают следование автора идеалам гуманизма, его солидарность понятиям каракалпаков о высших ценностях.

Таким образом, «Последний охотник» Ш.Уснатдинова является художественным произведением, написанным на основе описании событий, имевших место в действительности. Стремление глубоко и разносторонне описать явления действительности, чутко раскрыть душу человека, документальность повествования присущи большинству произведений писателя.

Проблема характерных особенностей каракалпакских повестей требует дальнейшего изучения с целью выявления тенденций развития данного жанра в 1980-2015-х годах.

Литературы:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - С. 444.

2. Виноградов В. О теории художественной речи. - М.: Высшая школа, 1971. - С.

3. Даулетова Г. Мастер слова, уважаемый наставник. // Каракалпак эдебияты (Каракалпакская литература). 2014, №12 (48). (на каракалпакском языке)

4. Есенов Ж. Тайны мастерства. Нукус: Ка-ракалпакстан, 1986. - 97 с. (на каракалпакском языке)

5. Камалов К.Каракалпакская повесть (Эволюция жанра). Нукус: Каракалпакстан, 1978. - 108

с. (на каракалпакском языке)

6. Халмурадов А. Узбекская повесть: проблемы развития (последняя четверть ХХ века). Ав-тореф. . докт. филол. наук. - Ташкент, 2008. - 23 с. (на узбекском языке)

7. Сагидуллаева Ж. Стилевые искания в каракалпакских повестях. Автореф. . канд. филол. наук. Рукопись. Нукус, 2010. - 164 с. (на каракалпакском языке)

8. Уснатдинов Ш. Последний охотник. Нукус: Каракалпакстан, 2014. -188 с. (на каракалпакском языке)

УДК 070:004.738.5

Гресько О.В.

к.фшол.н., доцент кафедри телебачення i радюмовлення

1нститут журналютики Кишського нацюнального утверситету iменi Тараса Шевченка.

Gresko O.V.

PhD, Associate Professor, Institute of journalism of National Taras Shevchenko University of Kyiv.

Генезис i перспектива нових журнал1Стських форм цифрово!

епохи

GENESIS AND THE PROSPECT OF NEW FORMS OF JOURNALISM IN DIGITAL AGE

Анотащя

В статт вдеться про виникнення нових жанрових форм внаслщок розвитку мультимедшних техно-логш i взаемопроникнення форматш як одте! з основних тенденцш телерадюмовлення ХХ1 ст.

Трансформация класично! теорп жа^в в Укрш'ш ввдбуваеться в умовах конвергентно! журналютики i проходить процес адаптацп в цифровш ерi.

Abstract

The emergence of new forms of genre due to the development of multimedia technologies and interpenetration formats as one of the basic tendencies in the broadcasting of XXI cent. is considered in the article.

The research is devoted to the transformation of the classical theory of genres in Ukraine in terms of convergent journalism and the process of adaptation in the digital era.

Ключовi слова: жанри i жанровi форми, конвергентна i мультимедшна журналютика, новаторство.

Keywords: genres and genre forms, convergen and multimedia journalism, innovation.

t

Постановка проблеми. Сучасна теоргя жанрiв в УкраМ сформувалася на основi спадщини ра-дянсько! журналютики, де переважав теоретико-практичний тдхщ на ввдшну ввд класифжацп жу-рналiстських жанрiв захвдних моделей, якi розви-валися вщ практики до теорii. Медiатехнологii ХХ1 ст. змiнюють змiстове наповнення i форму iнформацiйних пакетiв усiх видiв засобiв масовоi' комунiкацii (ЗМК), що призводить до трансформа-цii жанрiв, пошуку i новаторства всiх учаснишв iнформацiйного суспiльства.

Аналiз останнiх публжацш.

Жанри сучасноi журналiстики вивчали так науковцi й практики: В. Бугрим [1], В. Глушко [2], В. Гоян [3], О. Гоян [4] Д. Дуцик [9], А. Капелюш-ний [5], А. Качкаева [6], А. Куликов [10], Н. Лосева [6], I. Мащенко [1], Б. Потятиник [7], П. Салига [8] та ш.

Основна мета даного дослщження - визначи-ти i дослiдити новi жанровi форми як можливi пе-рспективнi жанри журналютики.

Для досягнення зазначено1' мети окреслено наступи завдання:

• проанал1зувати змiстове наповнення укра-1'нських ЗМК за допомогою методу мониторингу ! спостереження з метою визначення нових ! змша-них жанрових форм;

• визначити популярш жанри новинно1' те-лерадiожурнал1стики;

• досл1дити перспективи вщомих, але давно забутих жанр!в.

Експериментальна природа генезису нових журналютських форм змiнюе традицiйний п1дх1д до подач! та обробки iнформацiйних даних. Ката-лiзатором подальшого застосування е зручнють у користуваннi, а також шлькюш показники масово1' аудиторii, як1 вим1рюються за допомогою лайко-грами, анкетування, опитування i т. д. Спочатку мультимедшш жанри базувалися на класичнш теорп жанрiв, однак онлайн-формат потребуе розма-итя, а не дублювання друкованого або аудiовiзуа-льного матерiалу в електронному виглядг Межа, яка виокремлюе однин жанр ввд 1ншого в мереже-вих ЗМК, - явище умовне, тому жанрова палтгра згодом видозмiнюеться i синтезуеться. Лише час-тина новаторських прийом1в подавання, обробки i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.