Научная статья на тему 'ОБРАЗ АМИРХАНА ЕНИКИ В ПУБЛИЦИСТИКЕ ФОАТА ГАЛИМУЛЛИНА'

ОБРАЗ АМИРХАНА ЕНИКИ В ПУБЛИЦИСТИКЕ ФОАТА ГАЛИМУЛЛИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОАТ ГАЛИМУЛЛИН / АМИРХАН ЕНИКИ / ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / КРИТИКА / ПУБЛИЦИСТИКА / ЖАНР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гайнуллина Гульфия Расилевна, Гилазов Тагир Шамсегалиевич

В статье анализируются публицистические работы Фоата Галимуллина, в которых раскрывается его дар литературоведа и критика. Материалом для анализа послужили статьи, посвященные жизни и творчеству Амирхана Еники. Доказано, что Ф. Галимуллин, будучи знаком с писателем, в своих работах акцентирует внимание на его личностных качествах. Критик развенчивает миф о том, что А. Еники был писателем-«молчуном». В своих статьях Ф. Галимуллин убедительно доказывает, что классик татарской литературы был мужественным человеком, способным в нужный момент совершать решительные поступки. Писатель, отличающийся внутренним благородством, говорил мало, но метко и веско. Критик акцентирует внимание на энциклопедизме мышления Еники, на его человеческих качествах. Ф. Галимуллин стремится популяризировать творчество аксакала, часто вызывающее недовольство властей. Ученый акцентирует внимание на природе психологизма его произведений, на вопросах, касающихся истории их создания. Статьи критика отличаются не только богатством содержания и простотой подачи материала, но и жанровым разнообразием. Среди работ, посвященных А. Еники, встречаются чисто научные статьи, юбилейные статьи, некрологи, рецензии. Кроме того, критик вводит в оборот эпистолярное наследие писателя, чтобы сократить дистанцию между читателем и классиком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гайнуллина Гульфия Расилевна, Гилазов Тагир Шамсегалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF AMIRKHAN YENIKI IN FOAT GALIMULLIN’S PUBLICISM

The article analyzes Foat Galimullin’s journalistic works, which reveal his gift of a literary critic. The analysis is based on the articles devoted to the life and work of Amirkhan Eniki. The article highlights that in his works, F. Galimullin focuses on the personal qualities of the writer, with whom he was acquainted. The critic breaks down the myth that A. Eniki was a “silent” writer. In his works, F. Galimullin convincingly proves that A. Eniki was a very courageous man, capable of decisive actions at the right time. The writer, distinguished by his inner nobility, spoke little, but aptly and weightily. The critic focuses on the encyclopedism of A. Eniki’s thinking and on his human qualities. F. Galimullin seeks to popularize the aksakal’s work, which often caused the authorities’ dissatisfaction. The researcher focuses on the nature of psychologism in his works, on the issues related to the history of their creation. The critic’s articles are distinguished not only by their rich content and the simplicity of the material presentation, but also by the variety of genres. Among the works, dedicated to A. Eniki, there are purely scientific articles, anniversary articles, obituaries and reviews. In addition, the critic introduces the epistolary legacy of the writer in order to reduce the distance between the reader and the classic.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ АМИРХАНА ЕНИКИ В ПУБЛИЦИСТИКЕ ФОАТА ГАЛИМУЛЛИНА»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2021. №1(63)

DOI: 10.26907/2074-0239-2021-63-1-168-173 УДК 821.512.145

ОБРАЗ АМИРХАНА ЕНИКИ В ПУБЛИЦИСТИКЕ ФОАТА ГАЛИМУЛЛИНА

© Гульфия Гайнуллина, Тагир Гилазов

THE IMAGE OF AMIRKHAN YENIKI IN FOAT GALIMULLIN'S

PUBLICISM

Gulfiya Gainullina, Тagir Gilazov

The article analyzes Foat Galimullin's journalistic works, which reveal his gift of a literary critic. The analysis is based on the articles devoted to the life and work of Amirkhan Eniki. The article highlights that in his works, F. Galimullin focuses on the personal qualities of the writer, with whom he was acquainted. The critic breaks down the myth that A. Eniki was a "silent" writer. In his works, F. Galimullin convincingly proves that A. Eniki was a very courageous man, capable of decisive actions at the right time. The writer, distinguished by his inner nobility, spoke little, but aptly and weightily. The critic focuses on the encyclopedism of A. Eniki's thinking and on his human qualities. F. Galimullin seeks to pop u-larize the aksakal's work, which often caused the authorities' dissatisfaction. The researcher focuses on the nature of psychologism in his works, on the issues related to the history of their creation. The critic's articles are distinguished not only by their rich content and the simplicity of the material presentation, but also by the variety of genres. Among the works, dedicated to A. Eniki, there are purely scientific articles, anniversary articles, obituaries and reviews. In addition, the critic introduces the epistolary legacy of the writer in order to reduce the distance between the reader and the classic.

Keywords: Foat Galimullin, Amirkhan Eniki, Tatar literature, criticism, journalism, genre.

В статье анализируются публицистические работы Фоата Галимуллина, в которых раскрывается его дар литературоведа и критика. Материалом для анализа послужили статьи, посвященные жизни и творчеству Амирхана Еники. Доказано, что Ф. Галимуллин, будучи знаком с писателем, в своих работах акцентирует внимание на его личностных качествах. Критик развенчивает миф о том, что А. Еники был писателем-«молчуном». В своих статьях Ф. Галимуллин убедительно доказывает, что классик татарской литературы был мужественным человеком, способным в нужный момент совершать решительные поступки. Писатель, отличающийся внутренним благородством, говорил мало, но метко и веско. Критик акцентирует внимание на энциклопедизме мышления Еники, на его человеческих качествах. Ф. Галимуллин стремится популяризировать творчество аксакала, часто вызывающее недовольство властей. Ученый акцентирует внимание на природе психологизма его произведений, на вопросах, касающихся истории их создания. Статьи критика отличаются не только богатством содержания и простотой подачи материала, но и жанровым разнообразием. Среди работ, посвященных А. Еники, встречаются чисто научные статьи, юбилейные статьи, некрологи, рецензии. Кроме того, критик вводит в оборот эпистолярное наследие писателя, чтобы сократить дистанцию между читателем и классиком.

Ключевые слова: Фоат Галимуллин, Амирхан Еники, татарская литература, критика, публицистика, жанр.

«Ьэр кешенец эдэбиятка килYенец Y3 юлы була...

^целендэ эдэбиятка мэхэббэт булмаган, Yзе иж;ат калэме тотып карамаган кеше тэнкыйтькэ дэ килэ алмыйдыр, мегаен. Мин Yземнец эдэбияттагы урынымны тэнкыйтьтэ таптым», -признается литературовед Фоат Галимуллин в статье «Беренче адым» («Первый шаг»)

[Галимуллин, 2005, с. 74]. - «У каждого человека свой путь в литературу...

Наверное, человек, не испытывающий чувство любви к литературе, не владеющий пером, не может заниматься литературной критикой. Я нашел свое место в литературе, посвятив себя критической деятельности» (здесь и далее подстр. перевод наш. - Г. Г.).

Интерес к литературной критике сформировался у молодого ученого еще во время учебы в Казанском государственном педагогическом институте, где он познакомился с трудами таких татарских ученых, как Г. Нигмати, Г. Сагди, Г. Рахим, М. Мамин, Б. Ягфаров, М. Гайнуллин, Х. Усманов и др. [Там же].

Перу Ф. Галимуллина принадлежит не одна сотня критических статей (см. подр.: [Калэм белэн гомер буйлап]). О литературно-критической деятельности ученого имеется ряд научных ([Тимофеева, Габидуллина], [Сабирзя-нов, Мамина]), справочно-библиографических ([Галимуллин Фоат Галимуллович], [Фоат Гали-муллин] и др.), научно-популярных ([Хисамов]) и публицистических работ ([Авзалова], [Гыйльманов], [Гыймадиева], [Рахман], [Сафин], [Шэрэфиев] и др.) Новизна нашего исследования состоит в выявлении вклада литературоведа в изучение и популяризацию наследия Амирхана Еники (1909-2000), чье творчество «стало одним из мощных толчков к возрождению в татарской прозе второй половины ХХ века традиций модернизма и классического романтизма» [Заги-дуллина, с. 6].

Фоат Галимуллин был лично знаком с классиком татарской литературы. Ему довелось тесно общаться с Амирханом Еники в период, когда литературовед возглавил Союз писателей Республики Татарстан (1999-2005).

Ф. Галимуллин внес посильный вклад в популяризацию творчества Амирхана Еники. В 2000-2004 гг. ученый был членом редакционной коллегии, занимающейся подготовкой издания «Сочинений» писателя в 5 т. (2000-2004) [Еники]. Этот пятитомник был тепло встречен читателями, быстро исчез с полок книжных магазинов и вызвал огромный интерес среди исследователей творчества писателя.

В 2009 году - в год столетия Амирхана Ени-ки - Ф. Г. Галимуллин, будучи заведующим кафедрой татарской литературы Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, инициировал проведение Межрегиональной научно-практической конференции. Ученый был научным редактором сборника материалов [Эмирхан Еники hэм ХХ йез башы эдэбияты], куда вошла его статья монографического плана «Э. Еники - шэхес hэм эдип» («Амирхан Еники как человек и писатель») [Там же, с. 3-8].

Литературовед всегда активно участвовал в пресс-конференциях, посвященных популяризации творчества А. Еники, мероприятиях по увековечиванию памяти великого татарского писателя. Так, в 2019 году Ф. Г. Галимуллин участво-

вал в церемонии установления мемориальной доски в доме, где А. Еники провел последние годы своей жизни.

Перу литературоведа принадлежит целый ряд публицистических статей, посвященных творчеству Амирхана Еники. Проанализированные в единстве работы Ф. Галимуллина позволяют читателям сформировать портрет знаменитого писателя, представление о его внутреннем мире. В своих работах критик, как правило, акцентирует внимание на ключевых вехах биографии писателя, особенностях его личности, восхищается твердостью его жизненной позиции. С благоговением Ф. Галимуллин пишет о чутком отношении А. Еники к родному языку. Осмысливая творчество писателя, автор статей стремится разгадать секрет обаяния личности А. Еники. Общеизвестно, что писатель всегда дистанцировался от властей, редко позволял себе участвовать в дискуссиях, никогда не стремился занять высокие должности. Ф. Галимуллин размышляет об истоках преданности писательской профессии. Критик отмечает, что А. Еники, несмотря на неприятие его творчества властями, с 1958 г. становится профессиональным писателем. Наградой стало всенародное уважение и любовь. С удовлетворением отмечает Ф. Галимуллин, что читательская аудитория А. Еники год от года расширяется, а имена его гонителей-чиновников, партийных критиков забываются, исчезают из активного оборота: «Э. Еники исэ торган саен халыклаша гына бара» [Галимуллин, 2009, с. 3]. - «А Еники же с годами становится все более народным».

Ученый восхищается смелостью и мужеством писателя, сохранившего верность своим идеалам и принципам. А. Еники встретил Октябрьскую революцию 1917 года восьмилетним мальчиком, а в возрасте аксакала ему довелось стать свидетелем распада социалистического строя. Писатель остался верен своим убеждениям, никогда не служил господствующей идеологии: «Ул Yзе ацлаганны, ^целенэ хуш булганны сурэтлэде» [Галимуллин, 2009, с. 4]. - «Он писал лишь о том, что подсказывало сердце». Более того, А. Еники «всегда умело соблюдал необходимую дистанцию с властями» [Галимуллин, 2020, с. 51].

Показательным является финальное признание А. Еники в книге «Кояш баер алдыннан» («Перед закатом»): «Мица Yзем турында дересен язып бетерY мемкин дэ тYгел, ченки бетен дересен мин бит эле белмим дэ. Минем кем икэнлегемне энэ хикэялэрем эйтер» [Галимул-лин, 2009, с. 4]. - «Я не могу написать о себе всю

правду, дабы я и не знаю пока всей правды. Истинный я в своих рассказах».

Статьи Ф. Галимуллина отличаются не только богатством содержания, но и жанровым разнообразием. Одни из них носят характер юбилейных статей. Так, первая из таких статей, «Ил агасы фатихасы» [Галимуллин, 1999], была приурочена к 90-летию аксакала татарской литературы. В. Н. Крылов подчеркивает, что юбилейная статья - разновидность критической статьи. Она обязательно связана с какой-либо знаменательной датой, сосредоточена на изложении позитивного вклада писателя в культуру или подчеркивает значение художественного события. По мнению ученого, юбилейные статьи обычно представляют собой популяризацию результатов достигнутого [Крылов, с. 110]. Ф. Г. Галимуллин в своей статье кратко освещает основные вехи жизненной и творческой биографии А. Еники, акцентирует внимание на идее преемственности литературных традиций [Галимуллин, 1999].

Среди статей ученого встречаются и те, что написаны в жанре некролога. Наше внимание привлекла статья «Юк, кояш баемады...» («Нет, солнце не закатилось») (2000), которая была написана в связи с уходом Амирхана Еники из жизни. Для литературоведа этот классик татарской литературы олицетворяет собой ХХ век.

Ф. Г. Галимуллин благодарит судьбу за то, что она подарила «ровеснику Хади Такташа» долголетие. В заслугу старшего поколения писателей критик ставит создание фундамента для развития творчества татарских «шестидесятников» и «семидесятников», таких как Г. Ахунов, А. Гилязов, Н. Фаттах, Т. Миннуллин, Н. Юзиев. Р. Файзуллин, М. Хабибуллин и др. Ф. Галимул-лин называет Амирхана Еники последним представителем старшего поколения татарских писателей, создавших литературу нового времени. Критик акцентирует внимание на том, что проза Амирхана Еники стоит особняком в истории татарской литературы. Книгам писателя удалось занять свое неповторимое место среди произведений Г. Исхаки, Ф. Амирхана, Г. Ибрагимова, Ш. Камала, М. Галяу. Амирхан Еники снискал славу мастера психологической прозы («Кем ^ырлады?» («Кто пел?»), «Эйтелмэгэн васыятъ» («Невысказанное завещание»), «Тенге тамчылар» («Ночные капли»), «Матурлык» («Красота») и др.). В заслугу писателя Ф. Г. Га-лимуллин ставит то, что Амирхан Еники всегда жил с думой и заботой о родном языке. Критик обращает внимание на общественную деятельность видного классика татарской литературы: участие в работе правления Союза писателей РТ, председательство в Шуре аксакалов. Ф. Гали-

муллин считает, что Амирхана Еники по праву можно сравнить с Биремжаном ака из романа Г. Ибрагимова «Казак кызы» («Дочь степи»). В финале статьи критик с сожалением пишет о том, что закатилось «солнце жизни аксакала», выражает надежду, что солнце жизни татарского народа достигнет зенита, как об этом мечтал Амирхан Еники [Галимуллин, 2000, с. 8-11].

Среди статей особое место занимают те, что содержат воспоминания о личных встречах с известным татарским писателем. Статья «Язучы деньясына сэяхэт» («Путешествие в мир писателя»), написанная в честь столетия Амирхана Еники, носит характер воспоминаний [Галимул-лин, 2009]. Навсегда врезалось в память критика первое близкое общение с аксакалом во время поездки татарских писателей в Кукмор 21 января 1986 года. Ф. Галимуллин вспоминает, как жадно слушал рассказы Амирхана Еники об истории создания легендарных произведений: «Матур-лык» («Красота») и «Саз чэчэге» («Болотный цветок»).

Критик во время личной беседы осмелился спросить у патриарха татарской литературы о том, кого из писателей он считает своим наставником. Ф. Г. Галимуллин не скрывает, что был потрясен, услышав ответ, откровенностью Амирхана Еники: «Гаяз Исхаки». Аксакал пересказал критику содержание драмы Г. Исхаки «Зулейха»: «Эмирхан абый шул кичне тэфсиллэп „Зелэйха" драмасыныц вакыйгаларын башыннан ахырына кадэр бэян итте. Мин Г.Исхакыйныц бу эсэре белэн беренче тапкыр шулай таныштым. -«В тот вечер Амирхан абый мне рассказал сюжет драмы „Зулейха". Так я впервые познакомился с произведением Г. Исхаки». Амирхан Еники предупредил Ф. Г. Галимуллина, что «изучение творчества писателя потребует от молодого поколения критиков наличия глубоких знаний об эпохе» [Галимуллин, 2009, с. 4]. Аксакал признался, что Исхаки для него олицетворение совести и чести: «Гаяз абый минем рухи сакчым булды дип эйтэ алам». - «Я могу сказать, что Га-яз Исхаки был моим духовным наставником». По мнению Амирхана Еники, Г. Исхаки помог ему удержаться от соблазна - начальствопоклонни-чества [Тапшырылган хатлар].

Ф. Галимуллин, стремясь раскрыть внутренний мир писателя, экономного на слова, обращается к потенциалу эпистолярного наследия. Критик вводит в оборот переписку с Амирханом Еники ([Ике хат], [Тапшырылган хатлар]).

Среди статей ученого есть написанные в жанре рецензий. Внимание Ф. Галимуллина привлекла научно-популярная книга Лирона Хами-дуллина «Амирхан Еники» [Галимуллин, 2014].

Знакомя татарского читателя с особенностями издания, критик обращает внимание на концепцию подачи биографического материала. Ф. Га-лимуллин искренне рад тому, что стало возможно наконец рассказать о знатном происхождении Амирхана Еники, которое наложило отпечаток на его натуру [Там же, с. 16].

Среди других писателей аксакал выделялся внутренним благородством. Ф. Галимуллин в одной из своих работ так определяет жизненное кредо писателя: «Э. Еникинец исэ иманы нык иде. Ченки эшенэ, тормышка ныклы эзерлек белэн килде. Ныклы иманы булмаган зат, ни генэ эйтсэц дэ, чын шэхес була алмый. Шуныц естенэ терле яклап белемле иде» [Галимуллин, 2009, с. 6]. - «У А. Еники был твердый стержень. Он очень требовательно относился к своей работе, жизни. Человек без внутреннего стержня, что ни говори, не может стать настоящей личностью. Ко всему прочему, надо быть всесторонне образованным».

Как известно, А. Еники обладал спокойным, сдержанным характером, его считали очень закрытым человеком. По мнению Ф. Галимуллина, именно эта жизненная стратегия помогла Амир-хану Еники избежать ареста в годы репрессий. В 1939 г. он уехал в Узбекистан, перестал проявлять активность на ниве литературной жизни. Критик уверен, что Амирхан Еники не был человеком робкого десятка, в судьбоносные для народа моменты он был способен на смелые поступки. Так, в 1955 году писатель встал на защиту Г. Ибрагимова, в 1971 году, во время новой атеистической компании, выступил против вновь создаваемого идеологами мифа о Г. Тукае-атеисте [Галимуллин, 2009, с. 6-7]. Не раз в своих статьях ученый указывает на то, что А. Еники в свое время одним из первых встал на защиту доброго имени татарского классика Г. Исхаки [Галимуллин, 2020, с. 51].

Ф. Галимуллин высоко отзывается о публицистике А. Еники. Критик считает, что книги «Татар мэсьэлэсе» («Татарский вопрос») и «Кояш баер алдыннан» («Перед закатом») вызвали общественный резонанс подобно труду Г. Исхаки «Идел-Урал». Ф. Галимуллин восхищается прозорливостью писателя в оценке политических событий в стране [Галимуллин, 2019, с.

3].

Всю свою жизнь писатель вел бескомпромиссную борьбу за сохранение родного языка. Амирхан Еники, отстаивая этноним «татары», выступил с резкой критикой ученых-булгаристов [Галимуллин, 2020, с. 51].

Амирхан Еники очень требовательно относился к своему творчеству и творчеству коллег.

Свою позицию обозначал четко и лаконично. Так, писатель раскритиковал образ врача, прототипом которого послужил первый татарский профессор медицины Абубекир Батыр-Гиреевич Терегулов (1885-1966), который приходился ему родственником. А. Еники высказал свое недовольство открыто, публично. Писатель был искренне возмущен тем, что известного врача-труженика превратили в героя-резонера, читающего нотации. Его образ в книге «Белые цветы» получился несколько приземленным, что не соответствовало реальному масштабу личности врача - выходца из татарского знатного рода [Галимуллин, 2014, с. 16]. В автобиографическом романе «Соцгы китап» («Последняя книга») Амирхан Еники создал более достоверный образ известного врача-родственника.

Подводя итог нашему исследованию, можно констатировать, что в публицистике Ф. Гали-муллина Амирхан Еники по праву занимает пьедестал аксакала, патриарха татарской литературы. Критик ставит этого писателя в один ряд с Г. Тукаем, Ф. Амирханом, Г. Исхаки, Г. Ибрагимовым, Х. Такташем, М. Джалилем, которые вывели национальную литературу на мировой уровень. Внимание Ф. Галимуллина приковано к личностным качествам А. Еники, ученого интересуют вехи истории его знатного рода. Критик считает, что корни благородства писателя следует искать в истории и укладе жизни его семьи. Ф. Галимуллин внес посильный вклад в популяризацию творчества А. Еники, поэтому часто в статьях уделяет внимание характеристике художественного мира произведений писателя. В своих статьях критик щедро делится воспоминаниями о личных встречах с Амирханом Еники. Публицистику Ф. Галимуллина отличает не только содержательное богатство, но и жанровое многообразие. Его перу принадлежат юбилейные статьи об Амирхане Еники, статьи, написанные в жанре некролога, рецензии, научной статьи. Критик ввел в научный оборот ряд писем писателя из его эпистолярного наследия.

Список литературы

Галимуллин Фоат Галимуллович // Татарская энциклопедия: в 5 т.: Т. 2. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ., 2005. С. 44.

Загидуллина Д. Ф. Современная татарская проза (1986-2016 г.г.): основные тенденции историко-литературного процесса. Казань: изд.-во Академии наук РТ, 2017. 246 с.

Крылов В. Н. Теория и история русской литературной критики. Казань: изд-во Казанского ун-та, 2011. 124 с.

Сабирзянов Н. Н., Мамина Г. Ф. Основные тенденции научно-исследовательской деятельности литературоведа, профессора Фоата Галимуллина // Интеллектуальный потенциал XXI в.: ступени познания, 2011, № 5-2. С. 91-97.

Тимофеева Т. В., Габидуллина Ф. И. Творчество татарских писателей XX века в литературно -критической деятельности Фоата Галимуллина: описательный обзор // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 8. C. 5-8.

Авзалова М. Кайда да син Y3 кеше // Ш^ри Казан. 1995. 3 февр.

Эмирхан Еники hэм XX йез башы эдэбияты. Казан: РИЦ «Школа», 2009. 424 б.

Галимуллин Ф. Г. Ил агасы фатихасы // Мэдэни жомга. 1999, 6 февраль. Б. 8.

Галимуллин Ф. Г. Юк, кояш баемады! Эмирхан Еникинец якты истэлегенэ // Татарстан. 2000. № 3. С. 50 - 51.

Гыйльманов Г. Ерак араларны якынайтып // За-ман. 2001. 23 март.

Гыймадиева Л. Кече куцелле олы галим // Сабантуй. 2001. 23 март.

Еники Э. Эсэрлэр. 5 томда. Казан: Татар. кит. нэшр., 2000-2004. 1 т. 447 б., 2 т. 447 б., 3 т. 400 б., 4 т. 479 б., 5 т. 479 б.

Рахман Р. Нилэр эшлэмэс бу миллэт, эгэр керешсэ // Мэгърифэт. 1999. 11 дек.

Сафин Ф. Беренче, эмма саллы нэтижэлэр // Фэн hэм мэктэп. 1999. № 2. 107 б.

Хисамов Н. Ицнэрендэ заман йеге // Калэм белэн гомер буйлап...: Фоат Галимуллин хезмэтлэренец библиографиясе / тез. А. Ф. Галимуллина, Л. И. Мингазова. Казань: РИЦ «Школа», 2018. Б. 4-9.

Шэрэфиев Р. Yткэннэр аша бугенгегэ // Мирас. 1999. №1. С. 154-159.

Ике хат: Эмирхан Еники hэм Фэния Чанышева хатлары // Яшьлек тавышы (ТДГПУ). 2009. № 3 (23). Март. Б. 4.

Галимуллин Ф. Г. Язучы деньясына сэяхэт. Э. Еникигэ 100 ел // Шэhри Казан: 2009. 20 март. Б. 4.

Галимуллин Ф. Г. Тапшырылган хатлар (Эмирхан Еники, Фэния Чанышева, Фоат Галимуллин хатлары) // Татарстан яшьлэре. 2016. 17 март. Б. 10.

Галимуллин Ф. Г. Эдэбияттагы морзабыз // Ватаным Татарстан. 2019, 5 март. Б. 3

Галимуллин Ф. Г. Эмирхан Еники: морза, шэхес, эдип (Л. Xэмидуллинныц «Татар тарихы шэхеслэрдэ» сериясеннэн «Эмирхан Еники» дигэн китабына бэялэмэ) // Мэдэни жомга. 2014. 6 июнь. Б. 16.

Галимулллин Ф. Г. Беренче адым // Р. Даутов Балачак эдиплэре: биографик белешмэлек. Казан: Мэгариф, 2005. С. 73-74.

Калэм белэн гомер буйлап... : Фоат Галимуллин хезмэтлэренец библиографиясе / тез. А. Ф. Галимуллина, Л. И. Минhажева. Казань: РИЦ «Школа», 2018. 108 с.

Фоат Галимуллин // Р. Даутов Балачак эдиплэре: биографик белешмэлек. Казан: Мэгариф, 2005. С. 6976.

References

Avzalova, M. (1995). Kaida da sin yz keshe [You Are Welcome Everywhere]. Shahri Kazan. 3 fevr. (In Tatar)

Eniki, Q. (2000-2004). dsarlar [Works]. 5 tomda. Kazan, Tatar. kit. nashr., 1 t. 447 p., 2 t. 447 p., 3 t. 400 p., 4 t. 479 p., 5 t. 479 p. (In Tatar)

Foat Galimullin (2005) [Foat Galimullin]. R. Dautov Balachak adiplare: biografik beleshmalek. Pp. 69-76. Kazan, Magarif. (In Tatar)

Galimullin, F. G. (2009). Iazuchy den'iasyna saiakhat [A Journey into the World of the Writer]. Q. Enikiga 100 el. Shahri Kazan, 20 mart, p. 4. (In Tatar)

Galimullin, F. G. (1999). Il agasy fatikhasy [With the Blessing of the Authorities]. Madani ^omga. 6 fevral', p. 8. (In Tatar)

Galimullin, F. G. (2000). Iuk, koiash baemady! dmirkhan Enikineц iakty istalegena [No, the Sun hasn't Set! On the Bright Memory of Amirkhan Eniki]. Tatarstan. No. 3, pp. 50 - 51. (In Tatar)

Galimullin, F. G. (2016). Tapshyrylgan khatlar (dmirkhan Eniki, Faniia Chanysheva, Foat Galimullin khatlary) [Submitted Letters (Letters from Amirkhan Eniki, Faniya Chanysheva, Foat Galimullin)]. Tatarstan iash'lare. 17 mart, p. 10. (In Tatar)

Galimullin, F. G. (2019). ddabiiattagy morzabyz [Our Morza in Literature]. Vatanym Tatarstan. 5 mart, p. 3. (In Tatar)

Galimullin, F. G. (2014). dmirkhan Eniki: morza, shakhes, adip (L. KhэmiduПinnyц "Tatar tarikhy shakheslarda" seriiasennan "dmirkhan Eniki" digan kitabyna baialama) [Amirkhan Eniki: Morza, Personality, Poet (Review of L. Khamidullin's Book "Amirkhan Eniki" from the Series "Tatar History in Individuals")]. Madani ^omga. 6 iiun', p. 16. (In Tatar)

Galimullin Foat Galimullovich (2005). Tatarskaia entsiklopediia: v 5 t. [Tatar Encyclopedia: In 5 Volumes]. T. 2, p. 44. Kazan', Institut Tatarskoi entsiklopedii AN RT. (In Russian)

Galimulllin, F. G. (2005). Berenche adym [The First Step]. R. Dautov Balachak adiplare: biografik beleshmalek. Pp. 73-74. Kazan, Magarif. (In Tatar)

Gyil'manov, G. (2001). Erak aralarny iakynaityp [Reducing the Distances]. Zaman. 23 mart. (In Tatar)

Gyimadieva, L. (2001). Keche kYHelle oly galim [The Scholar with a Subtle Soul]. Sabantui. 23 mart. (In Tatar) Ike khat: dmirkhan Eniki ham Faniia Chanysheva khatlary (2009) [Two Letters: Letters from Amirkhan Eniki and Faniya Chanysheva]. Iash'lek tavyshy (TDGPU). No. 3 (23). Mart, p. 4. (In Tatar)

Kalam belan gomer builap... : Foat Galimullin khezmatlareneц bibliografiiase (2018) [All My Life with a Pen ...: A Bibliography of Foat Galimullin's Works]. Tez. A. F. Galimullina, L. I. Minha^eva. 108 p. Kazan', RITs "Shkola". (In Tatar)

Khisamov, N. (2018). I^arenda zaman iege. Kalam belan gomer builap...: Foat Galimullin khezmаtlаreneц bibliografiiase [A Burden of Time on Their Shoulders. All My Life with a Pen ...: A Bibliography of Foat Galimullin's Works]. Tez. A. F. Galimullina, L. I. Mingazova. Kazan', RITs "Shkola", pp. 4-9. (In Tatar)

Krylov V. N. (2011). Teoriia i istoriia russkoi literaturnoi kritiki [Theory and History of Russian Literary Criticism].124 p. Kazan', izd-vo Kazanskogo un-ta. (In Russian)

Rakhman, R. (1999). Nilar eshlamas bu millat, agar kereshsa [Whatever This Nation Will Do if It Fights ...]. Mag"rifat. 11 dek. (In Tatar)

Sabirzianov, N. N., Mamina, G. F. (2011). Osnovnye tendentsii nauchno-issledovatel'skoi deiatel'nosti literaturoveda, professora Foata Galimullina [The Main Trends in the Research Activities of the Literary Critic Prof. Foat Galimullin]. Intellektual'nyi potentsial XXI v.: stupeni poznaniia, No. 5-2, pp. 91-97. (In Russian)

Safin, F. (1999). Berenche, amma sally nati^alar [First, but Not the Least]. Fan ham maktap. No. 2, 107 p. (In Tatar)

Sharafiev, R. (1999). Ytkannar asha bYgengega [Across the Past to the Present]. Miras. No. 1, pp. 154159. (In Tatar)

Гайнуллина Гульфия Расилевна,

кандидат филологических наук, доцент,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. ^йага8Пеупа@таЛ. ги

Гилазов Тагир Шамсегалиевич,

кандидат филологических наук, доцент,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. tgilazov@bk.ru

Timofeeva, T. V., Gabidullina, F. I. (2020). Tvorchestvo tatarskikh pisatelei XX veka v literaturno-kriticheskoi deiatel'nosti Foata Galimullina: opisatel'nyi obzor [Tatar Writers' Works in the Twentieth Century in the Literary Criticism of Foat Galimullin: A Descriptive Review]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov, Gramota, Tom 13. Vypusk 8, pp. 5-8. (In Russian)

Zagidullina, D. F. (2017). Sovremennaia tatarskaia proza (1986-2016 g.g.): osnovnye tendentsii istoriko-literaturnogo protsessa [Modern Tatar Prose (19862016): The Main Trends in the Historical and Literary Processes]. 246 p. Kazan', izd.-vo Akademii nauk RT. (In Russian)

dmirkhan Eniki ham XX iez bashy adabiiaty (2009) [Amirkhan Eniki and the Literature of the Early Twentieth Century]. 424 p. Kazan, RITs "Shkola". (In Tatar)

The article was submitted on 16.03.2021 Поступила в редакцию 16.03.2021

Gainullina Gul'fiya Rasilevna,

Ph.D. in Philology, Associate Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. gulfiarasilevna@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gilazov Tagir Shamsegalievich,

Ph.D. in Philology,

Associate Professor,

Kazan Federal University,

18 Kremlyovskaya Str.,

Kazan, 420008, Russian Federation.

tgilazov@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.