https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.8.1
Тимофеева Татьяна Вячеславовна, Габидуллина Фарида Имамутдиновна
Творчество татарских писателей ХХ века в литературно-критической деятельности Фоата
Галимуллина: описательный обзор
Цель исследования - определить отношение критика, доктора филологических наук, профессора, ученого, общественного деятеля Фоата Галимуллина к творчеству татарских писателей прошлого века. В данной статье приводится анализ литературно-критических трудов «ЭзлэнY вакыты» («Время поиска») и «Офыкларны алдан ^реп» («Предвидя горизонты») Ф. Г. Галимуллина, подробно освещается его взгляд на творческую деятельность татарских писателей XX века. Научная новизна заключается во впервые предпринятом описательном обзоре литературно-критической деятельности Ф. Г. Галимуллина. В результате был осмыслен вектор его рецепции татарской литературы, выявлено отношение ученого к творчеству таких писателей, как Г. Исхаки, М. Гафури,
Г. Тукай, Г. Ибрагимов и др. Адрес статьи: www .gramota. net/m ate rials/2/2020/8/1 .html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 8. C. 5-8. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2020/8/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net
Обзоры
Reviews
https://doi.Org/10.30853/filnauki.2020.8.1 Дата поступления рукописи: 25.06.2020
Цель исследования - определить отношение критика, доктора филологических наук, профессора, ученого, общественного деятеля Фоата Галимуллина к творчеству татарских писателей прошлого века. В данной статье приводится анализ литературно-критических трудов «Эзлэщ вакыты» («Время поиска») и «Офыкларны алдан куреп» («Предвидя горизонты») Ф. Г. Галимуллина, подробно освещается его взгляд на творческую деятельность татарских писателей XX века. Научная новизна заключается во впервые предпринятом описательном обзоре литературно-критической деятельности Ф. Г. Галимуллина. В результате был осмыслен вектор его рецепции татарской литературы, выявлено отношение ученого к творчеству таких писателей, как Г. Исхаки, М. Гафури, Г. Тукай, Г. Ибрагимов и др.
Ключевые слова и фразы: литературная критика; Фоат Галимуллин; татарская литература; описательный обзор.
Тимофеева Татьяна Вячеславовна
Габидуллина Фарида Имамутдиновна, к. филол. н., доц.
Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета madam. tanechka@list. ru; farida-vip@mail. ru
Творчество татарских писателей ХХ века в литературно-критической деятельности Фоата Галимуллина:
описательный обзор
Фоат Галимуллин - выдающийся критик, литературовед, удостоенный многих почетных званий общественный деятель: Заслуженный работник культуры Татарстана и России, лауреат премии Союза писателей имени З. Валиди, действительный член (академик) Международной тюркской академии, доктор филологических наук, профессор. «Ученый работает в различных отраслях, принимает активное участие в воспитании национальных кадров, создании программ, учебников-хрестоматий для уроков литературы в учебных заведениях. И все-таки основная сфера его научной деятельности - литературоведение, литературная критика» [9, б. 121]. Фоат Галимуллин известен прежде всего как литературовед, остроумный писатель, критик. Однако до настоящего времени работа над описанием литературно-критической деятельности Ф. Г. Галимуллина и определением его места в татарской литературе не велась. Необходимость глубокого и целенаправленного исследования деятельности ученого в области литературной критики определяет актуальность данной статьи.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: выявление, описание, анализ и систематизация критических статей, трудов Фоата Галимуллина.
В статье мы опирались на метод компаративного исследования. Поскольку проблема не изучена, в качестве теоретической базы были использованы труды Фоата Галимуллина: «Эзлэну вакыты» («Время поиска») (1995) [7] и «Офыкларны алдан куреп» («Предвидя горизонты») (2005) [4].
Практическая значимость исследования заключается в том, что на его основе могут быть прочитаны лекции в курсе литературной критики, изданы учебники и методические пособия по истории национальной литературы.
«Наверное, человек, у которого в душе нет любви к литературе, сам не владеет творческим пером, не может прийти к критике. Я нашел свое место в литературе в области критики. Во время учебы и работы в Казанском государственном педагогическом институте, я познакомился с трудами Г. Нигмати, Г. Сагди, Г. Рахима, М. Мамина, Б. Ягфарова, М. Гайнуллина, Х. Гусмана и других, основавших литературу. Знакомство с их трудами вызвало уважение и интерес к этой области творчества» [Цит. по: 8, б. 166], - пишет о себе Ф. Галимуллин.
Научно-критических трудов, написанных Ф. Г. Галимуллиным, очень много. Большинство критических статей собрано в книгах «Реки присоединяются к Волге» (1985), «Предвидя горизонты» (1995), «Время поиска» (2005). В своих критических трудах, вошедших в эти книги, «ученый анализирует прозу, поднимает такие важные вопросы, как пройденный путь и тенденции развития татарской прозы, освещает творческую деятельность многих писателей» [10, б. 121].
Гаяз Исхаки (1878-1954) - классический писатель, основоположник татарской реалистической литературы, выдающийся государственный и общественный деятель, историк, посвятивший свою жизнь служению нации. Анализируя творчество писателя, Ф. Галимуллин обращается к образу Шакирда - главного героя произведения Г. Исхаки «Тормышмы бу?» («И это жизнь?») (1909). «Критик считает, что безымянность ученика является признаком его общности. Шакирд - сын муллы, поэтому у него нет никаких сомнений в том, кем он будет в будущем, как будет вести свою жизнь. Махдуму нельзя ни играть со сверстниками, ни общаться с сельскими девушками, так как считается, что они ему не равны. В связи с этим в его душе возникает недовольство окружающей средой. Г. Исхаки в своем произведении описывает конфликт души и внутреннего характера» [2, с. 208]. Первый слой противостояния связан с девушками. Шакирд, как и другие, хочет любить, дружить с девушками, веселиться. Но он боится быть на слуху у людей, боится огорчить своих родителей, даже жену свою он видит только после женитьбы. Второй слой конфликта связан с образованием. Шакирд увлекается светскими науками, любит читать разные исторические, научные книги, выступает против медресе, преподающих по старым дисциплинам. Образ Шакирда, созданный Г. Исхаки, Ф. Галимуллин считает новым героем в татарской литературе и видит в этом новшество: «Такие люди бывают и в жизни. Он думает правильно, душой готов творить что угодно, нет предела мечтам. Однако не может приступить к действиям, чтобы сделать эти намерения реальными» [7, б. 167]. Слова Шакирда «Проснись, душа, проснись! Проснись, голова, проснись!» звучат как обращение к татарскому народу. Через это произведение «Г. Исхаки критикует людей, которым безразлична своя судьба, поскольку такой человек не может заботиться о своей нации, что в свою очередь приводит к ее исчезновению» [1, с. 49].
В романе «Бай углы» («Сын богача») (1903) Г. Исхаки показал, что среди представителей одного и того же слоя есть и нравственные, и безнравственные, что объясняется воспитанием. Богатые Фатих и Сагида Бике не смогли должным образом воспитать сына, в связи с этим Карим ушел из жизни совсем молодым. А вот жена Карима Бадрия, порядочная, верная, умеющая читать и писать женщина, воспитывает своего ребенка Рифгата правильно, дает образование, учит религии. В итоге он накапливает богатство, женится на порядочной, образованной, красивой девушке. «Своими размышлениями в произведениях Г. Исхаки хочет видеть наш народ образованным, человечным, трудолюбивым, таким народом, у которого есть крепкая основа для жизни» [7, б. 175], - выражает свое отношение Ф. Галимуллин к личности и творчеству Г. Исхаки.
В статье «Олы гомер йомгагы» («Большой клубок жизни») Ф. Галимуллин остановился и на творчестве писателя, внесшего большой вклад в развитие литературы XX века, - Мазита Гафури (1880-1934). По его мнению, М. Гафури - это личность, пронизанная духом эпохи, в которой он жил, пробиваясь через все выпавшие на его долю испытания того сложного времени. И поэтому он всегда пишет, представляя интересы народа. По словам Ф. Галимуллина, одним из главных идеалов М. Гафури является то, что, если человек создает красоту, он сам бывает духовно красивым. В качестве примера критик приводит стихотворение писателя «Геллэр бакчасында» («В цветочном саду»): «Говоря "народ", он, конечно же, подразумевал простых людей, живущих собственным трудом. Они были близки ему. Он утверждал, что люди труда всегда правы» [Там же, б. 202].
Не так много писателей внесли такой большой вклад в развитие татарской литературы, как это сделал великий татарский писатель Габдулла Тукай (1886-1913). Творчество Габдуллы Тукая и в наши дни очень актуально, оно до сих пор вызывает интерес у писателей-критиков, глубоко изучается. Большую роль в изучении творчества поэта сыграли писатели того времени, сотрудничавшие и жившие вместе с ним в одно время. Воспоминания о Г. Тукае таких писателей, как Ф. Амирхан, С. Сунчалай, Г. Кариев, С. Рамиев и др., служат ключом к пониманию его личности.
Одним из критиков, занимающихся изучением творчества великого поэта, является Фоат Галимуллин. В статье «Халыкньщ Y3 шагыйре» («Свой поэт народа»), посвященной Г. Тукаю, Ф. Галимуллин пишет о любимом поэте нашего народа: «Г. Тукай - это не только поэт, быть может, язык нашего народа, и мелодия, и дух, и судьба» [Там же, б. 125]. Ф. Галимуллин считает прямолинейность, бесстрашие при написании произведений, резкость выражения неотъемлемыми чертами поэта. По его мнению, любовь к природе помогла поэту чутко ощутить противоречия своего времени и написать о них искренне. Г. Тукай умел видеть и ценить женскую красоту, подчеркивал, что его душа полна теплыми чувствами к людям. Эти слова он доказывает стихотворениями «Гыйшык бу, йа!» («О, эта любовь!») и «Татар кызларына» («Татарским девушкам»). По мнению Ф. Галимулли-на, «Г. Тукай успел выполнить очень важную роль в истории татарской поэзии: заложил основу новой эры развития татарского словесного искусства, обеспечил выход нашей поэзии на мировой уровень» [5, б. 46]. «Творчество Г. Тукая - это белизна лица татарского народа. Нация с таким поэтом - большая, талантливая, нация, имеющая прошлое и, особенно, будущее» [7, б. 134], - высоко оценивает критик творчество поэта.
Известный татарский писатель-прозаик, критик, ученый, общественный деятель Г. Ибрагимов (1887-1938) -один из писателей, чье творчество наиболее глубоко изучено и оценено учеными-критиками. Г. Сагди, М. Хаса-нов, М. Магдеев, Д. Загидуллина занимались изучением его деятельности в области литературной критики, а Фоат Галимуллин обращал внимание на творческий подход писателя: «Он, как человек, хорошо знающий татарскую и восточную литературу, глубоко знающий арабскую литературу, был широко образованным писателем в вопросах творческих методов» [Там же, б. 179]. Критик характеризует Г. Ибрагимова как писателя романтического реализма, высказывает свои взгляды и мысли о его творчестве: «Г. Ибрагимов, рассматривающий литературу с классовой точки зрения, разделяет методы и направления творчества на буржуазные и пролетарские, советует писать друзьям-писателям тем или иным методом, вернее сказать, требует. Г. Ибрагимов, писатель, стремящийся к разнообразию своих творческих приемов и методов, в литературе двадцатых
годов неоднократно обращал внимание на попытки своих современников писать по-новому» [3, б. 111]. «Г. Ибрагимов, видя укрепление коммунистической идеологии в стране, разделял взгляды пролетариата и его диктатуры, считал реализм наиболее полно отражающим идеологию того времени методом» [6, б. 37]. Он в 1923 году в качестве обзора литературы написал статью «Еллык хисап урынында» («В годовом отчете») (1924).
Хасан Туфан (1900-1981) - один из классиков, занимающих почетное место в богатой истории татарской поэзии. Название статьи «Гузэл гамь гэудэлэнеше» («Формирование прекрасного») Фоата Галимуллина, посвященной его светлой памяти, было выбрано неслучайно. Согласно комментарию критика, у поэта была любимая фраза: «Так сказать может только человек, знающий, какое место занимает поэзия в жизни, человек, безгранично верящий в силу слова. Беззаботный, бессознательный, равнодушный, хладнокровный человек не может стать поэтом» [4, б. 76], - говорит ученый, оценивая Хасана Туфана как личность. Поэт видит свое счастье в творчестве. Обращая внимание на слова «душа моя - поэзия», Гумер Баширов сравнивает образ его жизни со стихотворением. В этой статье Ф. Галимуллин дает обзор подготовленной Х. Аюповым книге «Ак чэчэк атар иде» («Расцвел бы белый цветок»), в которой собраны воспоминания о Хасане Туфане. Критик отмечает, что записи в сборнике расположены в хронологическом порядке, то есть имеется возможность проследить за жизнью поэта с самого рождения и до последних дней. Информация о Хасане Туфане не ограничивается только этой книгой, так как его творчество было глубоко изучено многими учеными и отражено в их записях. Например, Г. Кашапов, Р. Мустафин, Г. Кудашев, М. Тагирова, Г. Хасанов изучили жизненный путь поэта и выявили много фактов о нем. По мнению Ф. Галимуллина, в записях разных авторов повторяющиеся события отражаются по-разному, приобретают своеобразное звучание, вносят разносторонность в эти вопросы и повышают интерес к изучению творчества Хасана Туфана. В качестве примера критик приводит историю возникновения имени и фамилии поэта. Поэту до того, как он взял псевдоним «Туфан», пришлось ходить под именами Хизбулла Гульзизин, Хизбулла Хазратов, Хасан Кусинов. Именно это движение мы можем наблюдать в сборнике воспоминаний.
В статье, с которой начинается книга «Бэлки, шагыйрь булмас та идем» («Может, не был бы поэтом»), Х. Ту-фан пишет, как он стал поэтом, с любовью вспоминает своих наставников, оказавших ему помощь на этом пути, обращает внимание на своеобразие поэзии. Анализируя статьи, собранные в сборнике, Ф. Галимуллин распределяет их в три раздела, но их объем получился разным. Выяснилось, что первая глава содержит семь, вторая - три, последняя - семь воспоминаний. «Значит, довольно мало изучены периоды жизни Х. Туфана в плену и изгнании» [Там же, б. 81], - приходит к мнению критик. Также он обращает внимание на то, что воспоминания написаны по-разному. Например, если Р. Мустафин излагает только то, что рассказал сам Х. Туфан, то Гарафи Хаса-нов рассказывает о событиях, которые они вместе пережили с поэтом в лагере, а Газиз Кашапов путешествует по следам Хасана Туфана в Сибири с целью выяснения судьбы поэта в молодости и в годы ссылки. Увиденное и услышанное Г. Кашаповым в Новосибирской области, в районе Усть Тарка, в том числе воспоминания деревенских жителей о поэте, о немце Бекке, о деревенской женщине Марии Деревягиной, подробно описано в его очерке «Жырлый-^ырлый уттем Барабаны...» («С песней прошел Барабу...»).
Ф. Галимуллин, восхищаясь терпением, силой воли, широтой души Х. Туфана, отождествляет его с Юсуфом Кул Гали. Если Юсуф - пророк, который должен служить образцом для людей, литературный образ, то Хасан Туфан - его реальный аналог. «По правде говоря, он тоже пророк, пророк-поэт, идеальная личность, которой мы кланяемся в определенной степени как человеку» [Там же, б. 85], - считает критик. Подводя итоги своей статье, Ф. Галимуллин пишет следующие строки: «Самое главное для поэта - постоянно подтверждать свой высокий уровень веры как своими поступками, так и написанными произведениями, всегда укреплять эту веру. Хасан Туфан показал нам в этом великий пример» [Там же].
Творчество поэта Хади Такташа (1901-1931), одного из основоположников татарской советской поэзии, оказавшего большое влияние на развитие татарской литературы, на протяжении многих лет также привлекает внимание критиков. Творчество великого поэта изучается и оценивается в трудах Г. Нигмати, Г. Рахима, Н. Юзиева, Т. Галиуллина, Г. Халита и других. Ф. Галимуллин также внес большой вклад в изучение творчества Х. Такташа, написал научные труды, статьи. Например, в статье «Килэчэк шагыйре» («Поэт будущего»), написанной к 100-летию со дня рождения писателя: «Это большое событие не только для любителей литературы, поэзии, но и для татарского народа в целом» [7, б. 199], - говорит Ф. Галимуллин. Анализируя произведения «Газраиллэр» («Газраилы»), «Куктэн серелгэннэр» («Изгнанники неба»), «Мэцгелек экият» («Вечная сказка»), ученый расценивает Х. Такташа как философского поэта. По мнению Ф. Галимуллина, «Жир уллары трагедия-се» («Трагедию сыновей земли») может написать только такой поэт, как Хади Такташ, поэт, стоящий на высоте по мастерству художественного мышления. Критик не может не сказать, что Хади Такташ с горечью писал о том, какой трудный путь пришлось пройти нашему народу, что поэт хотел бы видеть будущее своего народа красивым. «Хади Такташ, таким образом, был поэтом, который давал надежду на будущее. Его пожелания дошли до нас, и они пойдут с нами дальше. Хади Такташ не певец прошлого, он - сегодняшний, из нашего, рождающегося завтра дня! Его можно только так понять и оценить» [Там же, б. 202], - отмечает он.
«Если бы сегодня в нашей литературе не было Фатиха Хусни, то часть нашего духовного богатства была бы утрачена» [Там же, б. 238], - пишет Фоат Галимуллин в своей статье «Халыктан Ь1эм халыкныкы» («От народа и народный») об одном из самых выдающихся прозаиков татарской литературы второй половины XX века. Действительно, вклад Фатиха Хусни (1908-1996) в развитие татарской литературы огромен, и его творчество высоко оценивается критиками. Он на протяжении полувека занимался творческой деятельностью, служил народу, сочинял произведения, которые определили лицо татарской литературы. Ф. Галимуллин
отметил, что у писателя есть два романа, более двух десятков повестей, сотни рассказов. Ученый назвал их богатством, которое привнес Хусни в словесное искусство. Особенно высоким достижением он считает роман писателя «Жряуле кеше сукмагы» («Тропа пешехода»). Статью о писателе Ф. Галимуллин завершает следующими строками: «О творчестве Ф. Хусни невозможно рассказать все в одной статье. Наследие Ф. Хусни столь же обширно, как и он сам, он привлекательный автор любителей литературы» [Там же, б. 245].
Мадина Маликова - известная татарская писательница, драматург, автор первого романа в татарской литературе, написанного женщиной. Ею опубликовано два романа, около десятка повестей, множество рассказов, освещающих разные темы. Среди них есть как лирические, так и психологические произведения, а также детективы. По мнению Ф. Галимуллина, М. Маликову интересует нравственный слой жизни. Она любит наблюдать, как переходящие из века в век хорошие нравственно-этические качества народа продолжаются в нынешней молодежи, развиваются, обогащаются новыми оттенками. Чтобы еще лучше понять тонкости ее творчества, критик проанализировал несколько ее произведений.
Главный герой произведения «Сары тюльпаннар» («Желтые тюльпаны») - девушка, любящая чтение, работающая над повышением своего уровня в научной сфере. Из-за своей излишней серьезности она распугала всех парней. Вскоре на неё обращает внимание парень, который младше ее на восемь лет. Но он оказывается лишь «манипулятором». Парень женится на другой девушке. В день бракосочетания Люция, одевшись в черную одежду, приходит на свадьбу и, желая отомстить парню, бросает под ноги молодоженам желтые тюльпаны. После этого раскрывается истинное лицо главной героини. Становится ясно, что она злопамятная, грубая, неблагочестивая. Мнение критика относительно этого явления таково: «Да, человек не может быть либо белым, либо черным, как шахматная фигура. Также его не ущемляют такие неизбежные правила, как в шахматной игре. Но, как и в той же шахматной игре, человек может озадачить противоположную сторону неожиданным ходом» [4, б. 103].
Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Фоат Галимуллин - критик, знающий все тонкости литературы, способный точно и обоснованно изложить свое мнение и дать правильную оценку. Очевидно, что, он, оценивая творчество писателей, творивших в XX веке, глубоко осмысливал идейное содержание произведений, тесно связывал поднимаемые в них проблемы и темы со временем. Ученый высоко оценивает творчество этих писателей, с большим уважением относится к ним. Ф. Г. Галимуллин много лет работал над развитием образования и культуры, расширением круга родного языка и продолжает эту деятельность и сейчас. Изучение разнообразной литературной деятельности Фоата Галимуллина не ограничивается обсуждением затронутых вопросов. Напротив, проведенное нами исследование является лишь небольшим вкладом в изучение творчества критика. К предмету дальнейших исследований можно отнести такие вопросы, как изучение личных и литературных контактов Ф. Г. Галимуллина с его современниками, осмысление метода критического анализа, систематизация наиболее значительных выступлений критика по вопросам литературы и т.д.
Список источников
1. Габидуллина Ф. И. Проблемы изучения жанровой природы татарского романа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 7 (25). Ч. 1. С. 49-51.
2. Габидуллина Ф. И., Тимофеева Т. В. Творчество Гаяза Исхаки в литературно-критической деятельности Фоата Галимуллина // Социокультурное пространство российской провинции: историческая память и национальная идентичность: материалы IX Международных Стахеевских чтений (г. Елабуга, 21-22 ноября 2019 г.). Елабуга, 2019. С. 206-209.
3. Галимуллин Ф. Г. Эле без туганчы... Казан: Татар. кит. нэшр., 2001. 320 б.
4. Галимуллин Ф. Г. Офыкларны алдан куреп. Казан: Татар. кит. нэшр., 1995. 200 б.
5. Галимуллин Ф. Г. Рухи хэзинэлэр гасыры: фэнни, публицистик мэкалэлэр. Казан: Татар. кит. нэшр., 2017. 399 б.
6. Галимуллин Ф. Г. Табигыйлеккэ хилафлык. Казан: Татар. кит. нэшр., 2004. 303 б.
7. Галимуллин Ф. Г. Эзлэну вакыты. Казан: Мэгариф, 2005. 247 б.
8. Даутов Р. Балачак эдиплэре: биографик белешмэлек. Казан: Мэгариф, 2005. 253 б.
9. Мицнегулов Х Й. И^ади гамэлле шэхеслэр: мэкалэлэр. Казан: Татар. кит. нэшр., 2014. 286 б.
10. Шэрипов Э. Эш курсэткэн ирне ил хермэтлэр // Мэйдан. 2016. № 3. Б. 118-122.
Foat Galimullin's Perception of the Tatar XX-Century Writers: Descriptive Review
Timofeeva Tatiana Vyacheslavovna Gabidullina Farida Imamutdinovna, PhD
Yelabuga Institute (Branch) of Kazan (Volga Region) Federal University madam. tanechka@list. ru; farida-vip@mail. ru
The paper aims to reveal the attitude of the literary critic, Doctor in Philology, Professor, scientist, public figure Foat Galimullin towards the Tatar XX-century literature. The article analyses Galimullin's literary critical works "Эзлэну вакыты" ("Time for Search") and "Офыкларны алдан куреп" ("Broadening Horizons"), examines his views on the Tatar XX-century writers' creative work. Scientific originality of the study lies in the fact that the authors for the first time provide a descriptive review of F. G. Galimullin's literary-critical activity. His vector of the Tatar literature perception is identified, the scientist's view on creative work of such writers as G. Ishaki, M. Gafuri, G. Tuqay, G. Ibragimov and others is revealed.
Key words and phrases: literary criticism; Foat Galimullin; Tatar literature; descriptive review.