Научная статья на тему 'Образ административно-политической элиты глазами населения Республики Татарстан'

Образ административно-политической элиты глазами населения Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
212
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ОБРАЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ / ВОСПРИЯТИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭЛИТА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТА / КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / IMAGE OF ADMINISTRATIVE-POLITICAL ELITE / PERCEPTION / PUBLIC OPINION / FEDERAL ELITE / REGIONAL ELITE / QUALITATIVE CHARACTERISTICS / ACTIVITY EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Макарова Екатерина Дмитриевна

Опираясь на теоретический и эмпирический анализ, автор предпринял попытку конструирования образа административно-политической элиты, формирующегося в общественном мнении в Республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article attempts to analyze the image construction of administrative-political elite in public opinion of the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «Образ административно-политической элиты глазами населения Республики Татарстан»

С%ци%д%гия

Екатерина МАКАРОВА

ОБРАЗ АДМИНИСТРАТИВНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ГЛАЗАМИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Опираясь на теоретический и эмпирический анализ, автор предпринял попытку конструирования образа административнополитической элиты, формирующегося в общественном мнении Республики Татарстан.

The author attempts to analyze the image construction of administrative-political elite in public opinion of the Republic of Tatarstan. Ключевые слова:

образ административно-политической элиты, восприятие, общественное мнение, федеральная элита, региональная элита, качественные характеристики, эффективность деятельности; image of administrative-political elite, perception, public opinion, federal elite, regional elite, qualitative characteristics, activity effectiveness.

МАКАРОВА

Екатерина

Дмитриевна —

аспирант Академии

государственного

и муниципального

управления при

Президенте

Республики

Татарстан,

ассистент кафедры

управления

персоналом

mak-katrin@mail.ru

Национальная элита в любой стране выступает в качестве важнейшего символа, сам факт наличия и облик которого объединяет население этой страны. Своим примером представители элиты создают образец поведения, который затем тиражируется всеми остальными членами общества. И если следовать этой логике, то можно сказать: какова элита, таково и общество, и наоборот.

Адекватные представления населения о правящих элитах можно рассматривать как специфическую социальную компетенцию, без которой невозможно правильно ориентироваться в социальной реальности. Если основная масса населения достаточно хорошо понимает, кто ими управляет, на что способны «верхи» и что можно от них ожидать, то процессы саморегулирования в обществе легче настраиваются на оптимальные режимы, если нет — общество охватывает иллюзорное чувство благополучия или, наоборот, преувеличенное ощущение того, что «все плохо». Эти психологические состояния по-своему деструктивны, только первое обычно ведет к застою, второе — к постоянной нестабильности и росту издержек на обеспечение хотя бы минимального спокойствия и порядка1.

Эмпирические исследования состава элиты, механизмов ее формирования и процессов функционирования в современной России начались недавно. Специфические сложности таких исследований связаны с корпоративностью и фактической закрытостью органов государственной власти, а также с тем, что процессы формирования новой российской элиты еще далеко не завершены. Поэтому задачи сбора фактов об административно-политической элите, конструировании образа элиты, формирующегося в общественном мнении, представляются весьма актуальными.

Очевидно, что необходимым условием реализации власти является ее образ, который в массовом сознании складывается как из образов отдельных политических деятелей, так и более абстрактного образа власти в целом. Трансформации в постсоветском российском обществе были главными факторами, повлиявшими на восприятие гражданами элиты. Другим фактором, влияющим на формирование образа административно-политической элиты, является традиция национальной культуры.

Ослабление центральной власти в 90-х гг. привело к укреплению

1 Андреев А.Л. Как население России представляет себе экономическую элиту страны // http://www.moskvam.ru/2004/08/andreev.htm

власти региональных элит. Стремительное повышение роли и статуса региональных элит, которые в советское время были всего лишь послушными проводниками политики верхов, оказалось не подкрепленным организационно; российская провинция испытывала дефицит квалифицированных лидеров, носителей свежих идей. Региональная элита в ее современном виде сформировалась из выходцев из бывшей партноменклатуры, а также из хозяйственных руководителей. При этом естественно предположить, что «кадровая политика» в провинциях в таком случае имеет сильный личностный акцент, направленный на формирование внутренне сцементированных команд или кланов, связанных клиентурными связями (процессы теневизации, традиционализации и этнизации)1.

Наши основные гипотезы, вокруг которых организовано дальнейшее обсуждение, заключаются в следующем. Для обеспечения доступа в административно-политическую элиту неформальные связи играют более существенную роль, чем обезличенные конкурентные и мери-тократические процедуры и правила. Для вхождения в республиканскую элиту национальность гражданина имеет сильное значение. Современная административно-политическая элита не соответствует качественным критериям и требованиям, предъявляемым к элитному слою. Образы существующей власти отличаются от ее эталонных представлений.

Для проверки этих гипотез мы располагаем данными социологического исследования населения (1 200 чел.), проведенного нами в сентябре 2009 г. в Республике Татарстан. Выборочная совокупность опрошенного населения репрезентирует его территориальное размещение, соотношение жителей крупных, средних, малых городов, поселков городского типа, сел и деревень, людей в возрасте 18 лет и старше. В формулировке гипотез и основных выводов помогли также данные экспертного опроса российских элитологов, проведенного А.В. Понеделковым и А.М. Старостиным в июле-августе 2007 г.

Отношение населения к государственной власти в значительной мере обуслов-

1 Старостин А.М. Эффективность деятельности административно-политических элит: критерии оценки и анализ состояния в современной России. - Ростов н/Д, 2003, с. 38.

лено коррумпированностью, бюрократизмом и произволом представителей власти. Следует говорить о форме политико-правового отчуждения государственной власти от народа, которое обусловлено также последствиями глобального экономического кризиса. Результаты его влияния на государство и общество могут привести к разрушению базы социальной поддержки, воспроизведению предпосылок для массовых социально-политических протестов. Это подтверждается и характером распределения ответов на вопрос о реакции граждан в повседневной жизни на действия республиканских властей; 49,90% опрошенных вынуждены приспосабливаться; 20,87% одобряют, поддерживают действия республиканских властей; 18,29% стараются держаться от власти в стороне и 3,57% относятся с неприязнью, когда возможно, противодействуют им. Полученные данные могут свидетельствовать о психологическом отчуждении населения от власти, что едва ли может способствовать формированию гражданского общества, развитию стремления граждан участвовать в управлении.

Федеральная элита пользуется высоким авторитетом только у 23,30% опрошенных (региональная — у 15,33%), средним — у 53,78% (в данном случае ответы респондентов распределились поровну). Низким авторитетом пользуется административно-политическая элита федерального и регионального уровня у 16,53% и 23% соответственно. В целом авторитет федеральной элиты выше, чем авторитет региональной элиты.

Если рассматривать причины, которые мешают повысить авторитет правящей элиты среди населения, то первая по значимости группа причин — это проявление ею негативных наклонностей к коррумпированности, взяточничеству (60,79% на федеральном и 56,38% на региональном уровне), бюрократизму (по 37,66% и 32,37% соответственно). Это уже не просто оценка сложившийся ситуации в стране, а вполне сформировавшийся образ элиты в глазах населения, отличительные черты которого — «бюрократ», «коррупционер». Подобный стереотип очень сложно сломать — для этого нужно изменить условия и факторы влияния на процессы функционирования и развития государственного управления, а не ограничиваться кампаниями по «чистке

рядов» и лозунгами о борьбе с негативными явлениями, которые имеют в большей степени социальную, нежели административную природу.

Следующей причиной, снижающей авторитет правящей элиты, участники опроса назвали оторванность от интересов граждан (44,93% и 44,49%). Это очень важный фактор. И если население отмечает отрыв интересов правящей элиты от общегражданских интересов населения, то это свидетельствует о дисфункциональ-ности в организации всей государственной власти и управления.

Третья группа причин — это профессиональная недостаточность административно-политических элит (пренебрежение к законам — 29,29% и 31,71% опрошенных, низкие нравственные качества — 24,05% и 26,21%, слабая профессиональная подготовка — 20,04% и 29,29%). Эти качества правящих элит оцениваются населением в основном под воздействием различных информационных источников (СМИ, знакомые и т.д.). Но в совокупных оценках они имеют достаточно большой вес для того, чтобы учитывать их при анализе причин низкого уровня доверия населения к государственной власти и соответствующего ему уровня авторитета правящей элиты.

Проявление негативных наклонностей (коррумпированность, взяточничество, бюрократизм), а также оторванность от интересов граждан присущи больше федеральной элите, в то время как региональную элиту население чаще уличает в профессиональной недостаточности. В целом авторитет региональной правящей элиты ниже, чем авторитет федеральной элиты. Следовательно, профессионализм административно-политических элит является не менее важным фактором повышения авторитета административно-политических элит среди населения, чем степень их интегрированности в общество и отсутствие негативных наклонностей.

Принципиально важным свидетельством сложившегося отношения населения к административно-политической элите Республики Татарстан является уровень общественного доверия, где мнения населения расположились на двух противоположных полюсах: 48,10% опрошенных выразили свое недоверие к республиканской элите, а 43,33% доверяют ей. При этом затруднились ответить на данный

вопрос всего 7,75% респондентов. Отсюда следует, что уровень доверия к правящей элите у населения не очень высок, оно пока не видит в элите полноценного социального партнера.

По результатам социологического исследования большинство опрошенного населения (82,85%) полагает, что сегодня в республике власть реально принадлежит «президенту Республики Татарстан и ближайшему его окружению». Мнение опрошенного населения дополняет мнение экспертов, согласно которому структура элиты Республики Татарстан расположена концентрическими кругами вокруг президента: наиболее близкий круг — «семья» (близкие родственники); следующий круг — друзья «семьи»; третий круг — «социально близкие» высокопоставленные функционеры (этнические татары — выходцы из деревень); четвертый круг — «приближенные к трону» (функционеры, выдвинувшиеся благодаря деловым качествам, но с учетом безусловной личной лояльности по отношению к первому лицу)1.

32,64% респондентов считают, что власть в республике принадлежит богатым людям: коммерсантам, предпринимателям, банкирам, 21,69% — руководителям крупных госпредприятий и их лобби. Сегодня, когда власть тесно переплетается с богатством, ключевое место в социальных представлениях россиян постепенно занимает экономическая элита. Данное распределение мнений участников массового опроса совпало с мнением экспертов в том, что в иерархии элит Республики Татарстан экономическая элита следует сразу за политической. Остальные ответы респондентов на вопрос: «Кому сегодня реально принадлежит власть в республике?» — распределились следующим образом: коррумпированной части аппарата управления — 20,45%, отдельным политическим партиям и общественным организациям — 19,83%, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе — 12,19%, криминальным структурам — 12,19%, Законодательному собранию — 9,71%.

На вопрос: «Как, по Вашему мнению, сформировался высший слой админист-

1 Самые влиятельные люди России — 2003. — М. : Институт ситуационного анализа и новых технологий (ИСАНТ), 2004, с. 166.

ративного руководства республики?» — на первом месте: «в этом слое представлена бывшая номенклатура, быстро сменившая прежнюю идеологическую принадлежность» (42,45%). На втором месте ответ: «к власти пришли путем интриг хитрые, беспринципные, алчные люди, ставящие своими целями личные интересы» (35,56%). Третья ранговая позиция носит неопределенный характер — «в ходе политической борьбы произошел отбор руководителей новой формации» (30,60%). На четвертом месте расположился ответ: «у власти находятся сейчас люди, у которых много замыслов, желания изменить ход событий, но их усилия блокируются высшей государственной властью» (21,55%). Только 19,18% указали на то, что «высший слой администрации сформировался современным демократическим путем».

Многонациональный состав Российской Федерации определяет общественную потребность в пропорциональной представленности в составе административно-политических элит всех населяющих ее народов и народностей. Это относится и к общефедеральным элитам, и особенно к административно-политическим элитам субъектов Федерации. Этнизация республиканских политических элит — сложный и многоуровневый феномен, не сводимый к механическому увеличению в их рядах числа представителей титульного для каждой республики этноса. Тем не менее степень проявленности данной тенденции наиболее наглядно прослеживается именно на основе возрастания представленности титульного этноса в высших структурах республиканских властей. В Республике Татарстан по этническому составу более 80% административно-политической элиты составляют татары, остальные — представители иных этнических сообществ. Если эти цифры сопоставить с данными об этническом составе населения Татарстана (48,3% татар, 43,5% русских и 8,2% представителей других национальностей), то можно сделать вывод, что этнический состав элиты не адекватно отражает этнический состав населения Татарстана1. Результаты проведенного исследования показали, что сильную зависимость национальной принадлежности выделили 31,41% опрошенных и еще 32,41% от-

1 Там же, с. 165.

метили заметное, но не сильное влияние этого фактора. Это в совокупности мнение более половины респондентов (63,81%), что свидетельствует о наличии достаточно существенной проблемы, связанной с национальным вопросом в системе государственного управления. Отрицают влияние национального признака при вхождении в республиканскую элиту 32,99% опрошенных (суммарный процент отрицательных ответов: «скорее, не имеет» — 18,88% и «не имеет никакого значения» — 14,11%). И только 3,18% респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос.

Сегодня все чаще в научных дискуссиях обсуждается тема качественных характеристик российской правящей элиты, соответствия ее тем задачам, которые стоят перед страной, поскольку выражаемая элитой мотивация и воля общества определяют конкурентоспособность нации в долгосрочном плане.

Как правило, на содержательную часть общих оценок населением деятельности правящей элиты большое влияние оказывают профессионально-этические качества, проявляемые элитным слоем. По мнению половины участников опроса, сегодня федеральная элита (60,62%) и региональные элиты (48,2%) соответствуют качественным критериям и требованиям, предъявляемым к элитному слою. С ними не согласны соответственно 26,63% и 37,20% опрошенных граждан.

По мнению респондентов, представителям административно -политической элиты должны быть присущи следующие основные качества: профессионализм, компетентность, интеллектуальные качества (75,80%), стремление к порядку и законности (38,40%), государственный подход к решению проблем (37,80%), умение учитывать и координировать интересы различных социальных групп (34,80%), ответственность (30,80%), справедливость (29,80%), высокая нравственность (28,80%), патриотизм (28,05%), открытость, доступность (25,20%) и т.д. Результаты проведенного анализа также показали, что в общественном мнении адекватно отражаются и реальные властные позиции в элитном сообществе, четко сформулирован первоочередной запрос к качественному составу и эффективности деятельности элит. Вырисовывается идеальная модель административно-полити-

ческой элиты — это патриот с прагматическими общегражданскими установками.

Общему «смысловому рисунку» идеального образа цели и побуждения, которыми руководствуется сегодня российская элита, соответствуют в массовом сознании следующим образом. Мотивы, предписываемые представителям элиты, являются важным показателем отношения граждан. Результаты исследования показывают, что в основе ценностей, преобладающих среди представителей административно-политической элиты Республики Татарстан, население, прежде всего, видит власть, влияние — 52,07% опрошенных, успешную карьеру — 51,86%, а также достаток и материальную обеспеченность — 51,24%. Вторую по значимости (в оценках населения) группу ценностей представителей административно-политической элиты, имеющую более специфическую ориентацию, составляют полезные связи — 49,17%, имидж, репутация — 38,38%, стремление занять престижное место в обществе — 35,68%, признание и уважение людей — 26,76%.

Гражданский мотив и социально-профессиональные ожидания оцениваются гораздо слабее: это реализация своих профессиональных качеств, творческого потенциала — 24,06%, желание быть полезным обществу и государству — 23,85%. А стабильность, идеалы, вера и убеждения рассматриваются участниками опроса в качестве ценностей, преобладающих среди представителей административно-политической элиты Республики Татарстан

в наименьшей степени — 15,14% и 4,77% соответственно.

В оценках позитивных характеристик элит, которые выставляет население, обращает на себя внимание один парадокс: население значительно выше ценит разрешение элитой возникшей ситуации, нежели ее профилактику, недопущение ее возникновения. Так, абсолютно приоритетно (63,82% респондентов) выделено «умение разрешать конфликты, стабилизировать обстановку», на втором месте — «забота о развитии национальной культуры и образования» (41,65%), на почетном третьем месте — «умение лоббировать интересы населения республики» (34,51%), далее — «координация действий различных групп населения» (26,71%). А вот «чуткости к проблемам населения» (26,05%) и умению «патронировать развитие местного бизнеса» (19,38%) отведены низшие места в рейтинге.

Подводя итоги, следует отметить, что отношение граждан к административнополитическим элитам и к системе власти весьма инерционно. В течение многих лет оно формировалось на опыте того, что интересы населения фактически приносились в жертву интересам правящих кланов, корпораций и т.д. Поэтому одной из насущных проблем является формирование корпуса государственных чиновников, и в особенности административнополитической элиты, которая бы на первое место в своей деятельности ставила интересы развития общества или хотя бы стремилась согласовать с ними свои собственные интересы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.