Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ (социологический анализ)'

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ (социологический анализ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
261
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА РЕГИОНА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРЕБОВАНИЯ / ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ / REGIONAL POLITICAL ELITE / EFFICIENCY OF ACTIVITY / REQUIREMENTS / EFFICIENCY FACTORS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дергунова Нина Владимировна, Ошкин Виталий Владимирович

В статье анализируются результаты экспертного опроса различных региональных элитных групп по проблемам эффективности деятельности политической элиты региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дергунова Нина Владимировна, Ошкин Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the expert survey on the issues of the efficiency of political activity of the regional political elite are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ (социологический анализ)»

Социологии

Нина ДЕРГУНОВА, Виталий ОШКИН

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ

(социологический анализ)

В статье анализируются результаты экспертного опроса различных региональных элитных групп по проблемам эффективности деятельности политической элиты региона.

The results of the expert survey on the issues of the efficiency of political activity of the regional political elite are analyzed in the article.

Ключевые слова:

политическая элита региона, эффективность деятельности, требования, факторы эффективности; regional political elite, efficiency of activity, requirements, efficiency factors.

ДЕРГУНОВА

Нина

Владимировна — д.полит.н., доцент; заведующий кафедрой социологии и политологии УлГУ comm3@yandex.ru

ОШКИН

Виталий Владимирович — аспирант кафедры социологии и политологии УлГУ

В переходных процессах 90-х гг. ХХ в. региональные элиты проявили себя как полноправные субъекты российской политики, от действий которых во многом зависела судьба регионов.

Переход от политической практики, направленной на завоевание и удержание власти, к практике ее эффективного использования обнаружил и в рядах элиты, и среди государственной бюрократии существенное несоответствие между политическими амбициями и профессионально-управленческими качествами.

В 2010 г. кафедра социологии и политологии Ульяновского государственного университета (УлГУ) провела экспертный опрос двух групп экспертов (политико-административная элита региона и иные элиты: хозяйственная, бизнес-элита, научная, творческая, представители партий и общественных организаций). Им были заданы вопросы, направленные на выяснение их позиции по проблеме качества и эффективности функционирования элиты1.

Исследование показало, что в большинстве своем представители элиты пришли к выводу о несоответствии региональной политической элиты требованиям, к ней предъявляемым. Однако административно-политическая элита более оптимистична в оценках. Только 53% экспертов данной группы указали на недостаточную качественность региональных элит, в то время как 83% сторонников данной точки зрения принадлежали к числу представителей иных элитарных групп.

Доминирующей характеристикой выступила мелкомасштаб-ность и узость интересов и установок элиты, ее неготовность выполнять миссию руководства региональным развитием. По мнению А.В. Понеделкова, проводившего подобного рода исследования в ряде субъектов РФ в Южном федеральном округе, одна из основных причин кризиса прежней советской номенклатурной элиты — многолетняя «ставка на понижение», связанная с отсутствием политической конкуренции. Перестройка и дальнейшие радикальные политические преобразования не слишком существенно изменили номенклатурную элиту. К власти пришел более динамичный и радикально мыслящий ее слой. Однако тип номенкла-

1 Экспертный опрос проводился в феврале-марте 2010 г. аспирантами кафедры социологии и политологии УлГУ. Количество экспертов — 67 чел. (50%

— представители политико-административной элиты, 50% — представители иных элитных групп, не обладающих властными полномочиями).

турной личности по-прежнему является преобладающим1.

Следующий вопрос касался оценки стабильности положения российской элиты. Были выявлены значительные различия в оценках у двух элитных групп. И в политико-административной, и в прочих частях элиты практически одинаков процент ответивших на данный вопрос «в чем-то стабильно, в чем-то нет» (48% и 50% соответственно), а также «у элиты имеются различные возможности обеспечения стабильности» (14% и 13%). 19% респондентов политико-административной элитной группы посчитали позиции политической элиты стабильными, столько же оценили позиции элиты как нестабильные. Представители региональных бизнес-элит, элит хозяйственного комплекса, силовых ведомств, интеллектуальной и духовногуманитарной сферы деятельности в данном случае пессимистичны — лишь 4% оценивают положение элиты как стабильное, а 33% — как нестабильное.

Самые оптимистичные оценки положения элиты дает та ее часть (из состава административно-политической этиты), в которую включены представители исполнительной власти, т.е. назначенцев. Но даже в этой группе доля уверенных в стабильности — 30%. Острее всего нестабильность чувствуют представители руководства политической партии — 100%.

Следующий вопрос касался того, какие факторы в ближайшем будущем будут определять прочность пребывания в региональных структурах власти.

Всеми группами экспертов самыми важными признаны такие качества, как лояльность политическому режиму (19% и 27% соответственно административнополитическая и иные элитные группы) и умение поддерживать неформальные контакты с федеральным центром и влиятельными людьми в регионе (20% и 27%). Даже у политико-административной элиты профессионализм (16%) оценивается ниже, чем связи и лояльность. Другие элитные группы вообще низко оценивают значимость профессионализма. Вообще политико-административная элита предъявляет к желающим удержаться в элите

1 Понеделков А. В., Старостин А. М. Феномен идентичности региональных элит: российская версия // Демократия. Власть. Элиты: демократия У8 элитократия : сб.ст. / под ред. Я.А. Пляйса.

- М. : РОССПЭН, 2010, с. 159-167.

более строгие требования, чем представители элиты других сфер.

Среди различных групп в составе политико-административной элиты не наблюдается особое разнообразие в оценках, но все же полного единодушия также нет. Так, представители исполнительной власти высоко ценят в данном отношении профессионализм и умение защищать интересы граждан, представители законодательной власти выше остальных качеств ставят лояльность режиму.

В среде представителей региональных бизнес-элит, элит хозяйственного комплекса, силовых ведомств, интеллектуальной и духовно-гуманитарной сферы разнообразие в ответах значительнее. Хозяйственно-государственная элита выделила три равнозначных фактора: богатство, принадлежность к клану, роду и связь с криминалом. Данная позиция сильно выделяется по сравнению со всеми остальными группами региональной элиты. Даже их коллеги по группе - бизнесмены и интеллектуалы - считают важнейшими лояльность и умение поддерживать неформальные связи. Обращение к криминалу как к помощи в сохранении положения в элите характерно лишь для хозяйственно-государственной элиты.

Выделенные качества свидетельствуют об амбивалентном характере факторов, выдвигающих и формирующих элитную личность. Первая группа факторов -качества индивидов, представляющих элитные слои, определяемые их статусом и возможностями личностного развития и продвижения по лестнице социальнополитической карьеры.

Два фактора более всего влияют на пер-соналистское проявление современного российского элитизма: с одной стороны, это традиции проявления российской власти, где на протяжении нескольких столетий формировалось монопольное влияние авторитаризма и бюрократии. Причем бюрократии не европейской, сформированной на правовых и профессиональных началах и ценностях, а евразийской - с ее традиционализмом, следованием образцам, доминированием чина и места в лестнице чинов и званий и принципом «кормления». С другой стороны, постсоветской элите очень хочется внешне ориентироваться на нормы политической жизни и образцы поведения западных элит.

Вопрос воспроизводства элиты также

показал различия во мнениях политикоадминистративной элиты и других элитных групп. Первые уповают на использование уже имеющегося кадрового резерва и ротацию кадров и лишь на третьем месте у них - рекрутирование новых членов из других групп (СМИ, интеллектуалы, бизнес и пр.). Представители неполитической элиты считают, что именно последняя мера должна быть главной (46%).

Требования, которым должна удовлетворять элита, видятся ее представителям следующим образом: самым важным из них является профессионализм, компетентность (26-27% во всех группах).

Вторая группа ответов (по 8-14% за каждый вариант) включает менее востребованные качества, такие как политическая ответственность, учет интересов социальных групп, образованность, внутренняя культура, нравственность, которые также имеют стабильную поддержку у всех групп экспертов.

Есть еще одна группа вариантов ответа, которые набрали менее 5% каждый. Это — практичность, политическая воля, прагматизм, демократизм, связь с народом, справедливость. Данные варианты составляют в основном параметры, характеризующие «человечность», направленность деятельности элиты на гражданина.

Следующий вопрос был задан только представителям политико-административной элиты. Им было предложено выделить наиболее важные факторы повышения эффективности региональной власти.

В итоге тройку самых важных факторов составили: высокопрофессиональная команда (21%), сильный лидер (15%), обеспеченность ресурсами (14%). Наличие поддержки значительным числом респондентов других вариантов ответов говорит о том, что для повышения эффективности нужно применять комплексные меры, не сосредоточиваясь только на трех вышеперечисленных.

Эксперты также рассмотрели вопрос о мерах повышения действенности региональной власти. Из всех предложенных вариантов наибольшей популярностью пользовались два: «улучшить отбор административных кадров, сделав упор на профессиональную компетентность, деловитость, государственнический подход к делу» (38%) и «ввести обязательную личную ответственность служащих всех рангов за невыполнение служебных

поручений» (27%). Наименьшей поддержкой пользовалось предложение ввести аналог федеральных округов внутри региона (3%). Также были предложены свои варианты ответов: «не мешать», «вернуть выборность глав регионов», «развивать общественный контроль».

В целом же административная элита видит выход из ситуации в усовершенствовании системы без опоры на связь с населением. Усовершенствование видится ей как внутреннее дело аппарата.

Представителям региональных бизнес-элит, элит хозяйственного комплекса, силовых ведомств, интеллектуальной и духовно-гуманитарной сферы также был задан вопрос: «Какие образовательные меры необходимы для улучшения качественного состава элит?» Наибольшее число респондентов (40%) выбрали вариант: «Создание специальной системы непрерывного образования, ориентированной на руководящий состав (издание специальной литературы, информационных дайджестов, проведение ежегодных курсов повышения квалификации, создание института консультантов и др.)».

Таким образом, респонденты продемонстрировали утилитарное и прагматичное понимание качеств, необходимых элите, так и не поняв, что система элитарного образования формирует ценности элиты страны, общее мировоззрение, определенные моральные ограничения. К сожалению, работа по элитной социализации новых поколений пока ведется хаотично. Заявленная модернизация страны требует осуществления ряда мер, среди которых:

- постепенное изменение системы рекрутирования элит;

- расширение базы элитной рекрутации за счет субэлитных слоев (средний класс) и отбора в органы власти и управления руководителей и специалистов по акмео-логическим и гражданско-меритократи-ческим показателям;

- развитие структур гражданского общества и культивирование здоровой политической конкуренции в элитной и субэлит-ной среде;

- гласность и прозрачность деятельности политической элиты;

- формирование системы элитной социализации и элитного образования, ориентированных на общенациональные интересы и гражданские ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.