Научная статья на тему 'Образ административно-политической элиты глазами населения Татарстана'

Образ административно-политической элиты глазами населения Татарстана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ административно-политической элиты глазами населения Татарстана»

ступающие с позиции противостояния не только традиционной организационной системе ислама в России, но и системе государственно-исламских отношений. Носителями политического ислама, оппозиционного «режиму Путина-Медведева», выступили «Исламский комитет» Гейдара Джемаля и инициированные им же структурные подразделения движения «Нация ислама» в регионах страны. При этом также используются методы сетевого маркетинга, позволяющие строить разветвленные иерархические структуры.

Передел исламского пространства и формирование исламской политической оппозиции осуществляются в условиях реальной опасности массового распространения радикальных и экстремистских идеологий в мусульманской среде. В 2005-2008 гг. в Челябинске, Магнитогорске, Оренбурге, Туймазах, Баймаке, Бугу-руслане, Екатеринбурге - во всех областях Урала и Приуралья -были заведены уголовные дела по факту деятельности экстремистской религиозно-политической партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» и других радикальных организаций, построенных по системе разветвленных иерархических структур. Оба этих явления отражают общую тенденцию формирования в России новых структур «нового ислама» и «новых мусульман». Первый этап этого процесса - противостояние традиционному исламу во всех его проявлениях - организационном, социокультурном, ментальном. При этом избран один из самых эффективных методов поражения конкурента - его циничная дискредитация, массированная атака на носителей традиционного ислама с использованием СМИ и электронных технологий, с поиском поддержки в правительственных органах, Госдуме, в окружении президента страны.

«Этнос. Общество. Цивилизация: IIКузеевские чтения». Уфа, 2009, с. 36-40.

Екатерина Макарова,

публицист(Татарстан)

ОБРАЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ЭЛИТЫ ГЛАЗАМИ НАСЕЛЕНИЯ ТАТАРСТАНА

Национальная элита в любой стране выступает в качестве важнейшего символа, сам факт наличия и облик которого объединяет население этой страны. Своим примером представители элиты создают образец поведения, который затем тиражируется всеми

остальными членами общества. И если следовать этой логике, то можно сказать: какова элита, таково и общество, и наоборот. Адекватные представления населения о правящих элитах можно рассматривать как специфическую социальную компетенцию, без которой невозможно правильно ориентироваться в социальной реальности. Если основная масса населения достаточно хорошо понимает, кто ими управляет, на что способны «верхи» и что можно от них ожидать, то процессы саморегулирования в обществе легче настраиваются на оптимальные режимы, если нет - общество охватывает иллюзорное чувство благополучия или, наоборот, преувеличенное ощущение того, что «все плохо». Эти психологические состояния по-своему деструктивны, только первое обычно ведет к застою, второе - к постоянной нестабильности и росту издержек на обеспечение хотя бы минимального спокойствия и порядка.

Ослабление центральной власти в 90-х годах привело к укреплению власти региональных элит. Стремительное повышение роли и статуса региональных элит, которые в советское время были всего лишь послушными проводниками политики верхов, оказалось не подкрепленным организационно; российская провинция испытывала дефицит квалифицированных лидеров, носителей свежих идей. Региональная элита в ее современном виде сформировалась из выходцев из бывшей партноменклатуры, а также из хозяйственных руководителей. При этом естественно предположить, что «кадровая политика» в провинциях в таком случае имеет сильный личностный акцент, направленный на формирование внутренне сцементированных команд или кланов, связанных клиентурными связями (процессы теневизации, традиционализации и этнизации).

Наши основные гипотезы, вокруг которых организовано дальнейшее обсуждение, заключаются в следующем. Для обеспечения доступа в административно-политическую элиту неформальные связи играют более существенную роль, чем обезличенные конкурентные и меритократические процедуры и правила. Для вхождения в республиканскую элиту национальность гражданина имеет сильное значение. Современная административно-политическая элита не соответствует качественным критериям и требованиям, предъявляемым к элитному слою. Образы существующей власти отличаются от ее эталонных представлений.

Отношение населения к государственной власти в значительной мере обусловлено коррумпированностью, бюрократизмом и

произволом ее представителей. Следует говорить о форме политико-правового отчуждения государственной власти от народа, которое обусловлено также последствиями глобального экономического кризиса. Результаты его влияния на государство и общество могут привести к разрушению базы социальной поддержки, воспроизведению предпосылок для массовых социально-политических протестов.

Это подтверждается и характером распределения ответов на вопрос о реакции граждан в повседневной жизни на действия республиканских властей: 49,90% опрошенных вынуждены приспосабливаться; 20,87% одобряют, поддерживают действия республиканских властей; 18,29% стараются держаться от власти в стороне; 3,57% относятся с неприязнью, когда возможно, противодействуют им. Полученные данные могут свидетельствовать о психологическом отчуждении населения от власти, что едва ли может способствовать формированию гражданского общества, развитию стремления граждан участвовать в управлении. Федеральная элита пользуется высоким авторитетом только у 23,30% опрошенных (региональная - у 15,33%), средним - у 53,78% (в данном случае ответы респондентов распределились поровну). Низким авторитетом пользуется административно-политическая элита федерального и регионального уровней у 16,53 и 23% соответственно. В целом авторитет федеральной элиты выше, чем авторитет региональной элиты.

Если рассматривать причины, которые мешают повысить авторитет правящей элиты среди населения, то первая по значимости группа причин - это проявление ею негативных наклонностей к коррумпированности, взяточничеству (60,79% на федеральном и 56,38% на региональном уровне), бюрократизму (по 37,66% и 32,37% соответственно). Это уже не просто оценка сложившийся ситуации в стране, а вполне сформировавшийся образ элиты в глазах населения, отличительные черты которого - «бюрократ», «коррупционер». Подобный стереотип очень сложно сломать - для этого нужно изменить условия и факторы влияния на процессы функционирования и развития государственного управления, а не ограничиваться кампаниями по «чистке рядов» и лозунгами о борьбе с негативными явлениями, которые имеют в большей степени социальную, нежели административную природу.

Следующей причиной, снижающей авторитет правящей элиты, участники опроса назвали оторванность от интересов граждан

(44,93 и 44,49%). Это очень важный фактор. И если население отмечает отрыв интересов правящей элиты от общегражданских интересов населения, то это свидетельствует о дисфункциональ-ности в организации всей государственной власти и управления.

Третья группа причин - это профессиональная недостаточность административно-политических элит (пренебрежение к законам - 29,29 и 31,71% опрошенных, низкие нравственные качества - 24,05 и 26,21, слабая профессиональная подготовка - 20,04 и 29,29%). Эти качества правящих элит оцениваются населением в основном под воздействием различных информационных источников (СМИ, знакомые и т.д.). Но в совокупных оценках они имеют достаточно большой вес для того, чтобы учитывать их при анализе причин низкого уровня доверия населения к государственной власти и соответствующего ему уровня авторитета правящей элиты. Проявление негативных наклонностей (коррумпированность, взяточничество, бюрократизм), а также оторванность от интересов граждан присущи больше федеральной элите, в то время как региональную элиту население чаще уличает в про-фессиональной недостаточности. В целом авторитет региональной правящей элиты ниже, чем авторитет федеральной элиты. Следовательно, профессионализм административно-политических элит является не менее важным фактором повышения авторитета административно-политических элит среди населения, чем степень их интегрирован-ности в общество и отсутствие негативных наклонностей.

Принципиально важным свидетельством сложившегося отношения населения к административно-политической элите Республики Татарстан является уровень общественного доверия, где мнения населения расположились на двух противоположных полюсах: 48,10% опрошенных выразили свое недоверие к республиканской элите, а 43,33% доверяют ей. При этом затруднились ответить на данный вопрос всего 7,75% респондентов. Отсюда следует, что уровень доверия к правящей элите у населения не очень высок, оно пока не видит в элите полноценного социального партнера.

По результатам социологического исследования, большинство опрошенного населения (82,85%) полагает, что сегодня в республике власть реально принадлежит «президенту Республики Татарстан и ближайшему его окружению». Мнение опрошенного населения дополняет мнение экспертов, согласно которому структура элиты Республики Татарстан расположена концентрическими кругами вокруг президента: наиболее близкий круг - «семья»

(близкие родственники); следующий круг - друзья «семьи»; третий круг - «социально близкие» высокопоставленные функционеры (этнические татары - выходцы из деревень); четвертый круг -«приближенные к трону» (функционеры, выдвинувшиеся благодаря деловым качествам, но с учетом безусловной личной лояльности по отношению к первому лицу). 32,64% респондентов считают, что власть в республике принадлежит богатым людям: коммерсантам, предпринимателям, банкирам, 21,69% - руководителям крупных госпредприятий и их лобби. Сегодня, когда власть тесно переплетается с богатством, ключевое место в социальных представлениях россиян постепенно занимает экономическая элита.

Данное распределение мнений участников массового опроса совпало с мнением экспертов в том, что в иерархии элит Республики Татарстан экономическая элита следует сразу за политической. Остальные ответы респондентов на вопрос: «Кому сегодня реально принадлежит власть в республике?» - распределились следующим образом: коррумпированной части аппарата управления - 20,45%, отдельным политическим партиям и общественным организации-ям - 19,83, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе - 12,19, криминальным структурам - 12,19, Законодательному собранию - 9,71%. На вопрос: «Как, по Вашему мнению, сформировался высший слой административного руководства республики?» - на первом месте: «В этом слое представлена бывшая номенклатура, быстро сменившая прежнюю идеологическую принадлежность» (42,45%). На втором месте ответ: «К власти пришли путем интриг хитрые, беспринципные, алчные люди, ставящие своими целями личные интересы» (35,56%). Третья ранговая позиция носит неопределенный характер. «В ходе политической борьбы произошел отбор руководителей новой формации» (30,60%). На четвертом месте расположился ответ: «У власти находятся сейчас люди, у которых много замыслов, желания изменить ход событий, но их усилия блокируются высшей государственной властью» (21,55%). Только 19,18% указали на то, что «высший слой администрации сформировался современным демократическим путем».

Многонациональный состав Российской Федерации определяет общественную потребность в пропорциональной представленности в составе административно-политических элит всех населяющих ее народов и народностей. Это относится и к общефедеральным элитам, и особенно к административно-

политическим элитам субъектов Федерации. Этнизация республиканских политических элит - сложный и многоуровневый феномен, не сводимый к механическому увеличению в их рядах числа представителей титульного для каждой республики этноса. Тем не менее степень проявленности данной тенденции наиболее наглядно прослеживается именно на основе возрастания представленности титульного этноса в высших структурах республиканских властей. В Республике Татарстан по этническому составу более 80% административно-политической элиты составляют татары, остальные -представители иных этнических сообществ. Если эти цифры сопоставить с данными об этническом составе населения Татарстана (48,3% татар, 43,5% русских и 8,2% представителей других национальностей), то можно сделать вывод, что этнический состав элиты не адекватно отражает этнический состав населения Татарстана. Результаты проведенного исследования показали, что сильную зависимость национальной принадлежности выделили 31,41% опрошенных и еще 32,41% отметили заметное, но не сильное влияние этого фактора. Это в совокупности мнение более половины респондентов (63,81%), что свидетельствует о наличии достаточно существенной проблемы, связанной с национальным вопросом в системе государственного управления. Отрицают влияние национального признака при вхождении в республиканскую элиту 32,99% опрошенных (суммарный процент отрицательных ответов: «Скорее не имеет» - 18,88% и «Не имеет никакого значения» -14,11%). И только 3,18% респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос.

Результаты проведенного анализа также показали, что в общественном мнении адекватно отражаются и реальные властные позиции в элитном сообществе, четко сформулирован первоочередной запрос к качественному составу и эффективности деятельности элит. Вырисовывается идеальная модель административно-политической элиты - это патриот с прагматическими общегражданскими установками.

Общему «смысловому рисунку» идеального образа цели и побуждения, которыми руководствуется сегодня российская элита, соответствуют в массовом сознании следующим образом. Мотивы, предписываемые представителям элиты, являются важными показателями отношения граждан. Результаты исследования показывают, что в основе ценностей, преобладающих среди представителей административно-политической элиты Республики Татарстан, на-

селение, прежде всего, видит власть, влияние - 52,07% опрошенных, успешную карьеру - 51,86, а также достаток и материальную обеспеченность - 51,24%. Вторую по значимости (в оценках населения) группу ценностей представителей административно-политической элиты, имеющую более специфическую ориентацию, составляют полезные связи - 49,17%, имидж, репутация - 38,38, стремление занять престижное место в обществе - 35,68, признание и уважение людей - 26,76%.

Гражданский мотив и социально-профессиональные ожидания оцениваются гораздо слабее: это реализация своих профессиональных качеств, творческого потенциала - 24,06%, желание быть полезным обществу и государству - 23,85%. А стабильность, идеалы, вера и убеждения рассматриваются участниками опроса в качестве ценностей, преобладающих среди представителей административно-политической элиты Республики Татарстан в наименьшей степени, - 15,14% и 4,77% соответственно.

В оценках позитивных характеристик элит, которые выставляет население, обращает на себя внимание один парадокс: население значительно выше ценит разрешение элитой возникшей ситуации, нежели ее профилактику, недопущение ее возникновения. Так, абсолютно приоритетно (63,82% респондентов) выделено «умение разрешать конфликты, стабилизировать обстановку», на втором месте - «забота о развитии национальной культуры и образования» (41,65%), на почетном третьем месте - «умение лоббировать интересы населения республики» (34,51%), далее - «координация действий различных групп населения» (26,71%). А вот «чуткости к проблемам населения» (26,05%) и умению «патронировать развитие местного бизнеса» (19,38%) отведены низшие места в рейтинге.

Подводя итоги, следует отметить, что отношение граждан к административно-политическим элитам и к системе власти весьма инерционно. В течение многих лет оно формировалось на опыте того, что интересы населения фактически приносились в жертву интересам правящих кланов, корпораций и т.д. Поэтому одной из насущных проблем является формирование корпуса государственных чиновников, и в особенности административно-политической элиты, которая бы на первое место в своей деятельности ставила интересы развития общества или хотя бы стремилась согласовать с ними свои собственные интересы.

«Власть», М., 2010, № 3, с. 97-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.