Научная статья на тему 'ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативно-речевая компетенция / обратная связь / коммуникативная стратегия / коммуникативные навыки / правило сэндвича / communicative and speech competence / feedback / communicative strategy / communicative skills / sandwich rule

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — C.В. Михеева, Е.П. Емцева С

В статье рассматриваются обратная связь как осознанная и целенаправленная реакция на слова, фразы и поведение человека или группы людей. Особое внимание уделяется целям обратной связи, а также разнице между критикой и конструктивной обратной связью. Эффективная коммуникация невозможна без знания правил предоставления и получения обратной связи, которые являются залогом успешной профессиональной деятельности людей, именно поэтому совершенствованию коммуникативных навыков, связанных с получением и предоставлением обратной связи, следует уделять особое внимание во время обучения в вузе. В статье рассматривается предоставление и получение обратной связи во время проведения ролевых игр и совместного обсуждения различных тем. Именно благодаря умелому использованию правил обратной связи у преподавателя появляется возможность осуществлять более эффективную организацию учебной деятельности с учетом лингвистических особенностей и потребностей обучающихся. Решить задачу развития коммуникативно-речевой компетенции можно, ознакомившись с основными моделями обратной связи, в частности с так называемым «правилом сэндвича» и «правилом русского бутерброда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — C.В. Михеева, Е.П. Емцева С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEEDBACK IN THE CONTEXT OF COMMUNICATION IN THE PROCESS OF TEACHING

In the article the authors consider feedback as a conscious and purposeful response to the words, phrases, and behaviors of a person or a group of people. Special attention is paid to the goals of a feedback, as well as to the difference between criticism and constructive feedback. Constructive communication is impossible without the knowledge of the rules of giving and receiving feedback that leads to success of professional activity in all spheres, that is why the development of communicative skills related to giving and receiving feedback remains one of the main tasks of higher education. The article looks into the problems of giving and receiving feedback during conducting role plays and common discussion of certain topics. It’s thanks to skillful implementation of the rules and models of feedback a teacher has a possibility of effective organization of the teaching process taking into account linguistic peculiarities and requirements of his students. It’s possible to solve the task of the development of communicative competence by getting acquainted with the models of providing feedback, including the so-called “Sandwich Rule” and “Russian Sandwich Rule”.

Текст научной работы на тему «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

тили возможность попрактиковать перевод с русского языка на английский при использовании источников информации на родном языке.

Больше половины студентов отметили, что было сложно перефразировать и резюмировать информацию на английском языке. Однако при этом считают, что это был очень полезный опыт Также одной из сложностей, с которой столкнулись студенты, можно назвать дефицит времени. Помимо этого, некоторые студенты отмечали сложности при работе в команде. Согласно их ответам, не все члены команды подходили ответственно к выполнению своей части проекта, они могли не уложиться в срок или сделать не все, что было им поручено. Но, несмотря на некоторые сложности командной работы, большинству студентов понравилось сотрудничать со своими одногруппниками.

Также стоит отметить положительное влияние данного проекта на отношение к занятиям английским языком. В результате своих исследований студенты убедились, что в сфере информационных технологий знание английского языка дает большие преимущества. Это осознание и понимание стало для многих побудительным мотивом к совершенствованию своей языковой компетенции, более внимательному отношению к занятиям в университете.

И практически все студенты положительно оценили тот факт, что темы проекта были связаны со сферой их интересов. Им нравилось больше узнавать про интересующие их профессии. Учащиеся отметили, что данный проект помог им получить лучшее представление о профессиях в сфере информационных технологий, о том, какие знания и навыки им еще нужно развивать, чтобы добиться успеха в этой области, о карьерных перспективах. И поскольку специализация начинается с третьего курса, данную информацию многие посчитали очень ценной.

Библиографический список / References

В заключение еще раз подчеркнем положительное влияние, которое оказало внедрение метода проектов в образовательный процесс. Для большинства студентов это был приятный и полезный опыт обучения, который имел ряд преимуществ. Учащиеся не только развивали свои языковые навыки, но и получили необходимую для них информацию о возможностях и перспективах развития в профессиональной сфере. Данный проект стимулировал учащихся и помог им сформировать позитивное отношение к изучению иностранного языка. Студенты, участвовавшие в проекте, чувствовали, что им нравится учиться в рамках проекта, они гордились своим вкладом в конечные продукты проекта и достигнутыми результатами. В итоге многие учащиеся отметили, что чувствуют себя более уверенными, мотивированными, более подготовленными для будущих решений относительно профессиональной специализации, готовыми совершенствовать свои знания и умения как в области иностранного языка, так и в своей профессиональной сфере.

Наблюдая с позиции преподавателя за работой студентов над проектами, отмечая их вовлеченность, энтузиазм, их чувство удовлетворения от своей работы, видя результаты этой работы и слушая выводы, к которым пришли студенты после окончания проекта, можно сказать, что это мотивирует к дальнейшему использованию данного подхода на занятиях. Такой вывод согласуется с мнением других исследователей, которые указали на удовлетворенность преподавателей как на одно из преимуществ применения метода проектов в обучении учащихся навыкам общения [11]. Таким образом, внедрение данного подхода положительно влияет на процесс обучения, имея преимущества как для студентов, так и для преподавателей.

1. Solomon G. Project-based learning: A primer. Technology & Learning. 2003; Vol. 23, № 6: 20-27.

2. Thomas John W. A Review of Research on Project-based Learning. Available at: http://www.bobpearlman.org/BestPractices/PBL_Research.pdf

3. Mergendoller John R., Thomas John W. Managing project based learning: Principles from the field. Available at: https://dr-hatfield.com/science_rules/articles/Managing%20 Project%20Based%20Learning.pdf

4. Simpson J. Integrating project-based learning in an English language tourism classroom in a Thai university. Available at: https://acuresearchbank.acu.edu.au/download/3b2a4e 91aed4fc2fc60c732cee0755cab56d531b892edb14d9f318dd2b424d65/1045234/02whole.pdf

5. Fried-Booth D.L. Project work. Oxford: Oxford University Press, 1997.

6. Brunetti A.J., Petrell R.J., Sawada B. Team project-based learning enhances awareness of sustainability at the University of British Columbia, Canada. International Journal of Sustainability in Higher Education. 2003; Vol. 4, № 3: 210-217.

7. Bell S. Project-based learning for the 21st Century: Skills for the future. The Clearing House. 2010; Vol. 83, № 2: 39-43.

8. Barge S. Principles of problem and project based learning. The Aalborg PBL model. Aalborg: Aalborg University, 2010.

9. Casado M.A., Dereshiwsky M.I. Effect Of educational strategies on anxiety in the second language classroom. College Student Journal. 2004; Vol. 38, № 1: 23-35.

10. Fragoulis I., Tsiplakides I. Project-based learning in the teaching of English as a foreign language in Greek primary schools: from theory to practice. English Language Teaching. 2009; Vol. 2, № 3: 113-119.

11. Vicheanpant T., Ruenglertpanyakul W. Attitude about project-based learning and lecture based for develop communication skill. European Journal of Social Sciences. 2012; Vol. 28, № 4: 465-472.

Статья поступила в редакцию 15.01.24

УДК 378

Mikheeva S.V., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: svm-msou@yandex.ru

Emtseva E.P., senior teacher, Russian University of Cooperation (Mytishchi, Russia), E-mail: Mikheevaeka@rambler.ru

FEEDBACK IN THE CONTEXT OF COMMUNICATION IN THE PROCESS OF TEACHING. In the article the authors consider feedback as a conscious and purposeful response to the words, phrases, and behaviors of a person or a group of people. Special attention is paid to the goals of a feedback, as well as to the difference between criticism and constructive feedback. Constructive communication is impossible without the knowledge of the rules of giving and receiving feedback that leads to success of professional activity in all spheres, that is why the development of communicative skills related to giving and receiving feedback remains one of the main tasks of higher education. The article looks into the problems of giving and receiving feedback during conducting role plays and common discussion of certain topics. It's thanks to skillful implementation of the rules and models of feedback a teacher has a possibility of effective organization of the teaching process taking into account linguistic peculiarities and requirements of his students. It's possible to solve the task of the development of communicative competence by getting acquainted with the models of providing feedback, including the so-called "Sandwich Rule" and "Russian Sandwich Rule".

Key words: communicative and speech competence, feedback, communicative strategy, communicative skills, sandwich rule

C.B. Михеева, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: svm-msou@yandex.ru

Е.П. Емцева, ст. преп., Российский университет кооперации, г. Мытищи, E-mail: Mikheevaeka@rambler.ru

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются обратная связь как осознанная и целенаправленная реакция на слова, фразы и поведение человека или группы людей. Особое внимание уделяется целям обратной связи, а также разнице между критикой и конструктивной обратной связью. Эффективная коммуникация невозможна без знания правил предоставления и получения обратной связи, которые являются залогом успешной профессиональной деятельности людей, именно поэтому совершенствованию коммуникативных навыков, связанных с получением и предоставлением обратной связи, следует уделять особое внимание во время обучения в вузе. В статье рассматривается предоставление и получение обратной связи во время проведения ролевых игр и совместного обсуждения различных тем. Именно благодаря умелому использованию правил обратной связи у преподавателя появляется возможность осуществлять более эффективную организацию учебной деятельности с учетом лингвистических особенностей и потребностей обучающихся. Решить задачу развития коммуникативно-речевой компетенции можно, ознакомившись с основными моделями обратной связи, в частности с так называемым «правилом сэндвича» и «правилом русского бутерброда».

Ключевые слова: коммуникативно-речевая компетенция, обратная связь, коммуникативная стратегия, коммуникативные навыки, правило сэндвича

Актуальность статьи обусловлена тем, что обратная связь в обучении имеет огромное значение для совершенствования коммуникативной компетенции и успеха будущей профессиональной деятельности обучающих. Развитие навыков общения продолжает оставаться одной из главных задач высших учебных заведений, именно этому уделяется первостепенное внимание. Научная новизна данного исследования заключается в рассмотрении основных моделей и правил обратной связи, благодаря которым повышается эффективность коммуникации и предоставляется возможность устранения препятствий на пути достижения этой эффективности. Практическая значимость данной работы состоит в том, что представленные модели и правила обратной связи формируют и развивают коммуникативную компетенцию, которая необходима для устного и письменного общения в будущей профессиональной деятельности. Теоретическая значимость работы заключается в том, что освещенный в работе анализ действия модели получения и предоставления обратной связи может быть использован для дальнейшего изучения работы данных моделей, перспектив их использования, устранения проблем при внедрении в образовательный процесс. Методами научного исследования стали наблюдение за участниками общения при предоставлении и получении обратной связи в ходе обучения иностранному языку в вузе. Целью данного исследования является обоснование использования моделей получения и предоставления обратной связи для совершенствования профессиональных компетенций будущего специалиста и иноязычных коммуникативных компетенций как на базовом, так и на профессиональном уровне. Данная цель реализуется в следующих задачах: определение моделей и правил получения и предоставления обратной связи, разработка собственного подхода к данным моделям, позволяющего развивать профессиональные и коммуникативные компетенции студентов на занятиях по иностранному языку. Следует отметить, что данные модели и правила обратной связи применимы не только в ходе изучения иностранных языков, но и любых других дисциплин.

Обратная связь имеет огромное значение в коммуникативном процессе, поскольку дает возможность партнерам по общению слушать и слышать друг друга [1]. Значение обратной связи в коммуникационном процессе трудно переоценить. Она помогает не только оценить успешность коммуникации, но и позволяет скорректировать коммуникацию в случае возникновения какого-либо непонимания, способствует повышению эффективности общения за счет возможности внести коррективы в процесс коммуникации. Без обратной связи коммуникация становится «слепой» - отправитель сообщения не может быть уверен, что оно правильно понято и интерпретировано. Для того чтобы обратная связь была по-настоящему эффективной, она должна быть своевременной, конкретной и конструктивной. Если обратная связь обладает перечисленными качествами, она становится мощным инструментом совершенствования коммуникации и повышения ее результативности. Во время обучения обратная связь представляет как обучающемуся, так и обучающему информацию о том, насколько эффективно проходит процесс обучения [2]. Обратная связь может исходить как от обучающего, так и от других обучающихся. Она может быть базой, на основе которой обучающийся проанализирует, оценит и исправит свою деятельность. Целью качественной обратной связи является помочь обучающемуся понять, насколько он успешен в избранной деятельности, изучаемом предмете и, возможно, предложить поддержку. Не менее важна и информация о поведенческих моделях обучающихся и их корректировка в случае необходимости с целью улучшения коммуникативной компетенции обучающихся. Правильно подобранный тип обратной связи может повысить эффективность занятий и улучшить успеваемость обучающихся.

Обратная связь представляет собой осознанный и целенаправленный ответ на слова, фразы и поведение человека или группы людей. Обратная связь преследует следующие цели:

- донести до человека то, как мы воспринимаем его поведение, какие чувства и мысли оно вызывает в нас;

- воздействовать на человека таким образом, чтобы он осознанно сравнил воздействие, которое он намеревался оказать на окружающих, с тем воздействием, которое было на самом деле оказано;

- предложить человеку приемлемое альтернативное поведение, если его нынешнее поведение не воспринимается так, как ему хотелось бы, или если нынешнее поведение человека не приводит к воздействию, которое этот человек хотел достичь;

- мотивировать человека изменить его поведение;

- повысить самооценку и самоуверенность человека.

Способ предоставления обратной связи должен быть простым, ясным и конструктивным.

Довольно часто люди путают понятия обратной связи с критикой. Однако между ними существует большая разница. Целью критики (которая может быть неосознанной) является судить, обвинить или вызвать чувство вины в другом человеке. Целью обратной связи является предоставить человеку информацию о его поведении с целью помочь ему лучше осознать влияние его поведения на других или/и заставить его изменить (скорректировать или улучшить) его поведение.

Существуют определенные правила предоставления и получения обратной связи. Для того чтобы предоставить обратную связь необходимо:

- перед тем, как предоставить обратную связь, спросите человека, готов ли он получить вашу обратную связь;

- используйте Я-послания, например, «Я чувствую, что...», «Мне кажется, что...», «У меня создалось такое впечатление, что.»;

- хвалите больше, чем критикуйте! Положительная обратная связь почти всегда более эффективна, особенно в долгосрочной перспективе (люди редко думают, что их критикуют справедливо, поэтому в долгосрочной перспективе негативная критика приводит человека к открытой или скрытой оппозиции);

- говорите прямо и четко, с искренним желанием помочь.

Получая обратную связь, воздержитесь от того, чтобы ответить «давая объяснения», которые часто похожи на оправдания.

Вместо этого будьте благодарны за обратную связь: «Спасибо за ответ, я подумаю об этом».

Затем действительно подумайте о том, что вы будете продолжать, прекратите или начнете делать по поводу предмета обратной связи.

Существуют определенные модели предоставления обратной связи, например, «правило сэндвича». Такая техника представляет собой продуманную коммуникационную стратегию, которую каждый человек может использовать для трансформации отношений со своим партнером, друзьями, членами семьи и сослуживцами. Обратная связь при такой стратегии включает три основные части в определенной последовательности:

1. Вы говорите своему собеседнику, что для вас «хорошо» - в его действиях, поведении, выражении, результатах и т. д.

2. Затем вы называете определенную линию поведения, которая, с вашей точки зрения, «хуже» или которая вам не нравится, которую «следует изменить/ улучшить» (используйте Я-послания). Объясните, почему именно такое поведение для вас менее предпочтительно, подчеркнув его отрицательное влияние на вас. Подумайте над объяснением положительного воздействия, ожидаемого от изменения такого поведения.

3. В конце подчеркните положительный аспект в поведении вашего собеседника, то есть навык, который помогает ему успешно изменить ранее упомянутую «менее приятную» линию поведения. Также сделайте упор на том, что вы верите в то, что он сможет успешно изменить такое поведение, и вы готовы оказать ему всяческое содействие. Говоря это, будьте честными и искренними.

Другой моделью обратной связи является «правило русского бутерброда». Эта стратегия представляет собой упрощенную версию оригинальной «техники сэндвича», поскольку русский бутерброд состоит только из двух частей - хлеба и ветчины или сыра (без второго ломтика хлеба сверху). При такой модели мы говорим только о том, что, по нашему мнению, хорошо в поведении человека и что должно быть изменено или улучшено. В идеале следует упомянуть три положительных аспекта в поведении нашего собеседника (что само по себе хорошо в том плане, что мы демонстрируем наше доброжелательное отношение к другим людям). Затем мы упоминаем одну конкретную линию поведения, которую, по нашему мнению, следует изменить.

Данные модели применимы не только в отношении корректировки поведения, но и во время приобретения, совершенствования языковых навыков на занятиях иностранного языка. Можно рассмотреть применение моделей получения и предоставления обратной связи на примере проведения ролевой игры на занятиях по иностранному языку. Во время проведения ролевой игры, которая учит быстрой реакции, умению использовать вербальные и невербальные средства общения, можно проследить как поведенческие линии, так и коммуникативные навыки обучающихся. При проведении ролевой игры необходимо учитывать три этапа: 1) подготовительный этап - создание мотивации, объяснение задания, выбор участников; 2) проведение игры; 3) обсуждение и оценка [3]. Последний этап и представляет собой обратную связь, на которой мы и остановимся.

Рассмотрим, как действует «правило сэндвича» при обратной связи после ролевой игры на тему «Стажировка»:

1. Вы говорите обо всех положительных аспектах выступления обучающегося, включая вербальные и невербальные средства общения, которые он использовал. Например, хвалите его за подробное описание стажировки своей мечты, деталей, касающихся специфики работы, условий проживания и обучения, за эмоциональность и интерес, проявленный к предмету обсуждения.

2. Затем вы указываете на те моменты, которые, с вашей точки зрения, являются слабыми и недостаточно проработанными. Это может быть отсутствие в речи обучающегося активной лексики по теме выступления, неумение уложиться в определенный регламент, фонетические или грамматические ошибки, неумение быстро реагировать на реплики других участников ролевой игры и т. д. На этом этапе не следует забывать об использовании Я-посланий, например: «У меня создалось такое впечатление, что вы забыли включить активную лексику в свое выступление», «Мне кажется, что тебе следует лучше слушать других выступающих и быть более внимательным» и т. д.

3. В конце подведения итогов вновь вернитесь к положительным моментам выступления, отметив, что, развивая навыки активного слушания и внимательности, а также дополнив свою роль необходимыми лексическими единицами, он сможет существенно улучшить свой рассказ. Здесь уместным было бы вспомнить те лексические единицы по теме ролевой игры, которые могут быть использованы в выступлении.

«Правило русского бутерброда» также может быть использовано при оценивании и предоставлении обратной связи. Например, после ролевой игры на тему «Поиск работы» обратная связь может выглядеть следующим образом:

1. Вы делаете комплимент обучающемуся, отметив все положительные моменты выступления, например, критическое переосмысление пройденного материала, привлечение дополнительного материала по теме, неординарный подход к роли, присутствие в речи активной лексики и пройденных речевых образцов, умение поддерживать интерес других участников ролевой игры и т. д.

2. Затем вы отмечаете то, что вам не совсем нравится или то, что следует изменить, например, недостаточную заинтересованность предметом обсуждения или категоричность некоторых суждений. Выражать замечания опять лучше через Я-послания, например: «Я считаю, что тебе не следует быть столь категоричным в этом вопросе», «У меня создалось такое впечатление, что эта тема для тебя не так интересна» и т. д.

При обсуждении общей темы роль обратной связи невероятно велика. Например, при обсуждении темы «Плюсы и минусы экономического роста» каждый студент по очереди становится говорящим и слушающим. В этом случае следующий выступающий может создать обратную связь, повторив основные тезисы выступавшего и дав оценку услышанному. Здесь опять уместно применение вышеуказанных моделей и правил, согласно которым начинать обратную связь следует с упоминания положительных моментов выступления. Затем делаются критические замечания, в основном связанные с содержанием выступления, например: «Я совершенно согласен с твоими мыслями о том, что плюсов экономического роста больше. Однако, наряду с перечисленными тобой плюсами, а именно: ростом благосостояния людей, увеличением производства, следует также отметить такие моменты, как сохранение занятости, увеличение доходов населения и т. д.». Замечания могут касаться и отношения выступавшего к теме обсуждения, например: «Мне не совсем понятна твоя позиция по вопросу защиты окружающей среды», «Я полагаю, что ты неправ, недооценивая роль экономического роста» и т. д.

Во время обсуждения общей темы можно использовать перефразирование для того, чтобы продемонстрировать свою внимательность и заинтересованность предметом обсуждения, например, при обсуждении темы «Мои покупательские привычки». Пока один студент выступает, слушатель поддерживает его позитивным языком тела, например, кивает. По окончании выступления слушавший перефразирует то, что говорил выступавший. Например: «Я слышал, ты сказал, что предпочитаешь ходить в супермаркет за продуктами по следующим причинам.... Я с тобой полностью согласен». Или: «Ты совершенно прав, что на поведение и привычки покупателя влияют не только место жительства и предпочтения покупателя», «Хорошо известно, что покупки делятся на 4 категории, а именно: привычные покупки, частично запланированные, запланированные и импульсивные покупки», «Мне известно, что маркетологи пытаются

Библиографический список

раскрыть и понять эти привычки, большая часть которых описывает типичный путь покупателя, а именно: открытие, рассмотрение и принятие решения». Далее в ходе обратной связи следует перейти к тем моментам, с которыми слушавший не согласен и которые он хотел бы уточнить или исправить. Например: «Ты прав, что на частично запланированные покупки подталкивают рекомендации друга или члена семьи, человек считает такой совет достаточным и не углубляется в размышления, он легко соглашается на приобретение товара или услуги. Однако нельзя не учитывать тот факт, что покупки такого типа часто сопровождаются внезапными побуждениями купить и эмоциями, такими как любопытство и интерес, и могут приводить к неожиданным последствиям». Или: «Я согласен с тобой, что у импульсивных покупок есть конкретная причина, а именно - удобство. Потребители часто совершают импульсивные покупки, когда им нужен товар здесь и сейчас или они замечают что-то, что им необходимо. Хотелось бы уточнить, как, по твоему мнению, фактор удобства импульсивных покупок позволяет проследить покупательские привычки по расположению и доступности товара».

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что обратная связь в процессе обучения имеет огромное значение, поскольку от нее зависит эффективность коммуникации. Следует учесть, что знание правил и моделей предоставления и получения обратной связи в ходе обучения, в том числе иностранным языкам, способствует развитию коммуникативно-речевой компетенции обучающихся, что в конечном счете способствует достижению успеха в их будущей профессиональной деятельности. Практика показывает, что успешное установление обратной связи дает преподавателю возможность осуществлять более эффективную организацию учебных занятий с учетом лингвистических особенностей и потребностей [4]. Исследование показало, что применение правил и моделей получения и предоставления обратной связи способствует устранению барьеров на пути конструктивного общения. Представленные в статье модели и правила обратной связи оказались эффективными и полезными в отношении студентов неязыковых вузов. Представленные выше модели и правила необходимо широко применять в процессе обучения, так как это способствует активизации познавательной деятельности и формированию мотивации у обучающихся и, соответственно, лучшему усвоению знаний, развитию умений и навыков. Также использование представленных моделей и правил предоставления и получения обратной связи помогает учиться корректировать содержание обучения, способы подачи информации, деятельность обучающихся и эмоциональный фон занятий. Благодаря использованию данных моделей и правил развитие коммуникативно-речевой компетенции студентов вуза возможно не только на занятиях иностранного языка, но и на занятиях по другим дисциплинам.

1. Кулюпина ГА. Слушание как выражение обратной связи в процессе коммуникации. Вестник Белгородского государственного технологического университета им. ВГ Шухова. 2013; № 3: 204-206.

2. Долматова Н.С. Обратная связь в учебной коммуникации: функциональные аспекты. Стратегии и тактики эффективной коммуникации в вузе: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пермь: Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 2023: 39-41.

3. Озерова Д.Е., Ушакова О.Н. Ролевые игры в обучении иностранному языку. Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. 2018: 340-342.

4. Лебедева О.Г Особенности использования обратной связи при обучении иностранному языку. Коррекционно-педагогическое образование: электронный журнал. 2022; № 1 (31): 8-13.

References

1. Kulyupina G.A. Slushanie kak vyrazhenie obratnoj svyazi v processe kommunikacii. VestnikBelgorodskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta im. V.G. Shuhova. 2013; № 3: 204-206.

2. Dolmatova N.S. Obratnaya svyaz' v uchebnoj kommunikacii: funkcional'nye aspekty. Strategii i taktiki 'effektivnoj kommunikacii v vuze: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Perm': Permskij gosudarstvennyj agrarno-tehnologicheskij universitet imeni akademika D.N. Pryanishnikova, 2023: 39-41.

3. Ozerova D.E., Ushakova O.N. Rolevye igry v obuchenii inostrannomu yazyku. Vospitanie i obuchenie: teoriya, metodika i prakiika: sbornik materialov XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 340-342.

4. Lebedeva O.G. Osobennosti ispol'zovaniya obratnoj svyazi pri obuchenii inostrannomu yazyku. Korrekcionno-pedagogicheskoe obrazovanie: 'elektronnyj zhurnal. 2022; № 1 (31): 8-13.

Статья поступила в редакцию 15.01.24

УДК 378

Nechina E.N., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian

Federation (Moscow, Russia), E-mail: ennechina@fa.ru

APPROACHES AND METHODS WHICH ALLOW TO CONSIDER FEATURES OF GENERATION Z STUDENTS WHEN TEACHING THEM FOREIGN LANGUAGES. The article considers issues which are currently associated with teaching new generation Z students. These problems are not well-researched and require further study in order to be able to take into account the needs, values and behavioral characteristics of contemporary students and to tailor the teaching process accordingly. The study analyses and describes the major characteristics of the representatives of this generation, which distinguish them from previous generations X and Y and require to reconsider and to alter traditional approaches to conducting foreign language classes and education overall. The author of this article suggests methods, approaches, and tasks which can be used in class to eliminate negative features of generation Z and to develop necessary skills and abilities making the process of studying engaging and relevant to contemporary students. The article is meant for teachers of foreign language in universities, who are interested in making their lessons more effective and efficient as well as for developers of textbooks and materials.

Key words: generation Z, features of modern generation, technologies, relevant content, new approaches to learning

Е.Н. Нечина, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Москва, Е-mail: ennechina@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.