Научная статья на тему 'Обострение отношений внутри и вне АСЕАН по «Бирманскому вопросу» 2004-2005 гг. И новые траектории международных связей Мьянмы'

Обострение отношений внутри и вне АСЕАН по «Бирманскому вопросу» 2004-2005 гг. И новые траектории международных связей Мьянмы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
150
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / МЬЯНМА / ПОЛИТИКА / АСЕАН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васильев Владимир Федорович

Dr. VladimirVasiliev in his article Tension in the ASEAN and around over Myanmar question and Myanmar's efforts to find new world partners describes Myanmar's present external and internal difficulties (non-admission to chairing the 2006 ASEAN meeting, economic and other sanctions imposed by the US and EU and constant criticism leveled by the West and some ASEAN countries over Myanmar delay with promised democratic reforms). This seems to have greatly fatigued Myanmar's ruling junta and it has decided to make certain changes in its foreign policy accents toward enlargement and differentiation of its international partners. As a result Myanmar established closer ties with India, renewed its broad cooperation with Russia, reestablished diplomatic relations with North Korea (in addition to long-time close ties with China). The author believes that the Myanmar junta, making these rearrangements, hopes to raise its poor international image and standing, improve and diversify economically and to rearm as far as possible.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обострение отношений внутри и вне АСЕАН по «Бирманскому вопросу» 2004-2005 гг. И новые траектории международных связей Мьянмы»

Васильев В.Ф. д.и.н. ИВ РАН

ОБОСТРЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ И ВНЕ АСЕАН ПО ’ БИРМАНСКОМУ ВОПРОСУ" 2004-2005 ГГ. И НОВЫЕ ТРАЕКТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ МЬЯНМЫ

I. Вопрос взаимоотношений АСЕАН и Мьянмы по поводу полагавшегося ей по правилам ротации места председательствования в 2006 г. в Ассоциации в достаточной мере освещен на прошлогодней конференции по ЮВА за 2004 г.1. Напомним, что суть вопроса состояла в том, что Мьянма постоянно тормозила проведение обещанных ее руководством конституционных реформ и допускала серьезные нарушения прав человека (содержание лидера оппозиции Аун Сан Су Чжи под арестом с перерывами 10 лет, и др.). По мнению ведущих членов АСЕАН и под постоянным нажимом США, Мьянма была в силу этого сочтена недостойной даже временно возглавить Ассоциацию. Мьянма в течение месяцев упорно не хотела согласиться с требованиями отказа от кресла председателя. Это было бы для нее великим унижением. В результате этого внутренняя конфликтность в АСЕАН и споры по этому поводу только разрастались.

Разрешение конфликта было в конце концов найдено на министерской конференции АСЕАН во Вьентьяне (Лаос) в конце июля 2005 г. Там в условиях постоянного нажима со всех сторон Мьянму смогли уговорить самой отказаться от председательства в АСЕАН в 2006 г. Понимая всю деликатность и вместе с тем унизительность вопроса для Мьянмы, ее освободили от публичных разъяснений, и председатель конференции сам зачитал совместное заявление, в котором говорилось: военные власти (Мьянмы) хотели бы направить все свое внимание на усилия по национальному примирению и восстановлению демократии в стране после более чем четырех десятилетий военного правления2. Отказом Мьянмы от поста председателя АСЕАН в 2006 г. были удовлетворены

все стороны конфликтной ситуации, за исключением, несомненно, ее самой. Но думается, что в создавшейся ситуации Мьянма могла бы быть внутренне довольна тем, что освободилась от бремени, которое было ей все равно не по силам. Она была еще не готова рулить столь крупной и многообразной международной ассамблеей, как АСЕАН, тем более стремящейся к дальнейшей интеграции и расширению по направлению пока еще предполагаемого обширного Восточно-азиатского сообщества (ВАС). Да и само проведение конференции 2006 г. в Мьянме, если бы оно состоялось, перед лицом скованной, но еще живой демократической оппозиции, вряд ли бы заведомо сулило генералам покой и порядок. Подчеркнем также тот очевидный момент, что отказ (или отстранение) Мьянмы от поста председателя АСЕАН на 2006 г., все равно не решало проблемы спокойной жизни страны и в рамках АСЕАН, и перед лицом западной оппозиции режиму хунты. Приличная конституционная реформа - вот что Мьянме необходимо сейчас в первую очередь, а это дело все затягивается и затягивается. Во всяком случае, на ежегодном саммите АСЕАН, состоявшемся в Куала-Лумпуре в декабре 2005 г., требование Ассоциации к Мьянме не изменились, и ряд стран ее продолжали настаивать (некоторые журналисты писали тогда - «настаивать неистово») на осуществлении, наконец, в стране демократических реформ и освобождении политзаключенных, включая, конечно, лидера демократической оппозиции Аун Сан Су Чжи3. Характерно, что миссии специальных посредников ООН и АСЕАН в Мьянме, призванных способствовать проведению демократических реформ в стране, национальному примирению, освобождению оппозиционных лидеров закончились в конце 2005 и начале 2006 г. неудачей, поскольку хунта не разрешила им выполнять свою програм-

4

му .

2. Внутреннее положение в Мьянме в целом можно охарактеризовать формулой: «туман в политике, рост в экономике, некомпетентное правление ("bad goverment")».

Туман в политике относится не только к очевидной задержке конституционных реформ со стороны хунты, которая, по-видимому, и хочет провести какие-то нововведения, и боится это сделать из страха подорвать (а то и потерять) свои позиции как сложившейся и укрепившейся военной элиты, военного господина страны. После объявления реформ - «дорожной карты продвижения к демократии» - пройдет скоро три года, а воз и ныне там. Несколько раз созывавшаяся национальная конвенция (конституционная ассамблея) результатов пока не дала, хотя есть туманные сообщения о продолжающейся разработке проекта конституции. Но больше и конкретнее ничего публично не известно. Военные власти не информируют о положении дел по конституции даже своих коллег по АСЕАН. Очевидно, что «собака зарыта» в проблеме власти: хунта боится скорее всего того, что публикация проекта конституции или отдельных сведений о ней еще до ее принятия способно вызвать резкое возмущение гражданских демократических сил Мьянмы и достаточно широкой международной общественности. Тем самым это может подорвать всю реформу. Поэтому неясно даже ближайшее будущее конституции.

Но туманно также состояние и бирманской демократической оппозиции. Хунта неоднократно наносила ей сильные физические удары, стремясь запугать ее членов репрессиями и добиваясь расколов главной организации оппозиции -Национальной лиги за демократию (НЛД), а особенно разгрома ее руководства и прежде всего изоляции ее лидера Аун Сан Су Чжи почти регулярным помещением ее под домашний арест и изводя ее морально и физически постоянными нападками5.

Вот что писала осведомленная, солидная и умеренная газета «Japan Times» 17 июня 2005 г., накануне 60-летия Аун Сан Су Чжи. Газета дала заголовок своей статье «Апатия заводит Су Чжи все глубже в изоляцию». Но особенно интересные оценки дал Су Чжи и оппозиции Дэвид Стайнберг - самый крупный современный американский бирманист старшего поколения (род. в 1928 г.). Су Чжи, говорит Стайнберг, - «икона, Жанна д’Арк» [для Мьянмы], но

добавляет, что, к сожалению, она в большой мере стала «представлением (show) одного человека» с ее окружением в возрасте около 80 и более 80 лет, и НЛД не хочет или не может принимать решение без нее [посаженную под домашний арест]. Я думаю, говорит Стайнберг, что Су Чжи в Мьянме все еще представляет собой сильную личность, но это - сила личности без силы организации (institution). Военные кастрировали НЛД. Далее Стайнберг предполагает, что военные не освободят ее из-под ареста, пока не будет завершена многолетняя выработка конституции и проведен по ней референдум, поскольку [обратим на это внимание!] они боятся, что Су Чжи разрушит разработанный и управляемый военными процесс [реформ в стране]6.

2. Парадокс нынешней внутренней экономической ситуации состоит в том, что, в отличие от тумана и застоя в политической сфере, в Мьянме в последние годы сильно повысились темпы экономического роста, причем настолько, что эти темпы выдвигают эту страну на передовые позиции в азиатском регионе, и вроде бы саму страну можно было бы причислить по темпам этого роста к новым «азиатским тиграм». Здесь только сразу же нужно сделать одну немаловажную оговорку. Дело в том, что бирманская статистика, по мнению многих экономических авторитетов, довольно ненадежная. Поэтому ее данные в отличие от других стран региона Юго-Восточной Азии обычно даже не публикуются в соответствующих рядах региональной статистики. Отчасти здесь причина психологическо-политическая, состоящая в привычном недоверии к данным о себе тоталитарных государств, где многое лживо, политически мотивировано или просто «фабрикуется». Отчасти - это предполагаемый результат ненадежности методов сбора данных, их подсчетов и переводов валют в запутанной финансовой системе властей, где мало компетентных специалистов по экономике и финансам (лучшие из них покинули Мьянму). И все же, несмотря на эти оговорки, уже в течение нескольких лет, начиная примерно с середины 90-х гг. прошлого века, экономическая статистика Мьянмы не может не впечатлять. Так, экономический прирост к концу первого краткосрочного

четырехлетнего плана (1992-1995) оценивался в среднем в 7,5%, а во втором четырехлетием плане (1996-2000) - в 8,5%7. Что касается третьего плана (2001-2005), то в 2004 г. прирост ВВП определялся на уровне 10,7% при еще не завершенном плане8. Темпы роста ВВП Мьянмы, согласно данным International Financial Statistics Yearbook 2005, составляли (принимая 2000=100) 111,3 в 2001 г., 124,7 в 2002 и 142,0 в 20039. Лондонский еженедельник "Economist" сослался на то, что "послушные бирманские бюрократы" оценивали прирост ВВП страны в 2004 г. на уровне 12,6%10. (Для сравнения — в Китае ряд лет рост был устойчивый - 9,9%, а в первом квартале 2006 г. - 10,2)11.

Здесь о бирманских цифрах можно только сказать: вот такие есть данные, других пока нет. В объяснениях можно сослаться на благоприятную мировую торгово-экономическую конъюнктуру в Азии после финансового кризиса 1997-

8 гг. (кстати, мало задевшего Мьянму), на хорошие, в большинстве случаев, урожаи сельхозкультур, на значительное расширение культивируемых площадей и др. Надо, по-видимому, учитывать и такой момент, что в силу преобладания в стране аграрной экономики действие внешних санкций против Мьянмы было не столь отчетливым и сильным. С другой стороны, есть положительные процессы и в промышленности. Так, с 1988 г. число государственных предприятий (фабричных) увеличился с 624 до 792, а число частных - с 35 тыс. до 80 тыс.12 Так что это - тоже факторы роста13.

3. Теперь перейдем к третьему сюжету, который может быть наиболее интересным и острым и в то же время спорным - о сближении Мьянмы с другой группой стран, чем АСЕАН, о тенденции выхода ее на более широкие международные просторы.

Логика здесь такова. Обрисовалась устойчивая позиция международной изоляции, в которой оказалась Мьянма в результате как собственной политики, так и особенно экономических и дипломатических санкций и ограничений, наложенных на нее США и отчасти Европейским союзом и сочетаемых с непомерной критикой с их стороны, а также изнутри АСЕАН. Как следствие, Мьян-

ма оказалась если не в тупике, то во всяком случае в неравноправном и серьезно стесненном в ряде отношений положении, наносящем ущерб и экономике, и политике, и моральному состоянию страны. Мьянма стала чем-то вроде международного изгоя или «глобального мальчика для битья для Запада во имя прав человека», как выразился один из бирманских оппозиционеров режиму хунты, живущий в США, но не согласный с политикой Запада в отношении Мьянмы14.

Не нужно иметь богатого воображения, чтобы представить себе, что деятели бирманской военной хунты по меньшей мере утомились как от санкций, так и от едва ли не повседневной критики со стороны Запада и АСЕАН. Асеа-новские страны Восточного Индокитая, равно как и Китай, в этой критике принципиально не участвуют, хотя бы потому, что у них самих с демократией немалые проблемы. Россия же официально и публично никогда не высказывалась ни о режиме бирманской хунты, ни в пользу демократии в стране.

Вот в этих условиях у бирманских генералов, вероятно, и возникла идея выхода из изоляции и диверсификации своих внешних связей, добавления к исчезнувшим или ослабленным связям - новых, которые бы облегчили экономические и политические трудности Мьянмы, усилили бы ее потенциал, а может быть, и расширили бы крайне узкий круг ее внешних сторонников. Отсюда и предположение о появлении в азиатском регионе в увязке с Мьянмой контуров некоей новой международной конфигурации сил, некоей новой неформальной общности. Эти силы представлены, прежде всего, Китаем, постоянным союзником и политико-экономическим контрагентом Мьянмы, «висящей» у него на его южных границах. Это - Индия, с которой были недавно (2004-05 г.) восстановлены широкие экономические связи и сотрудничество (при обмене визитами глав правительств двух стран), и вдруг, совершенно неожиданно - и Россия после визита в Москву в апреле 2006 г. высокой государственной делегации Мьянмы, с которой был подписан ряд межправительственных соглашений15. Председатель правительства РФ М. Фрадков на встрече с бирманской делегацией заявил о том, что Россия рассматривает отношения с Мьянмой как «при-

оритет внешнеэкономической политики в Юго-Восточной Азии» и что «мы хотим и готовы расширить сотрудничество с Мьянмой по всем направлениям»16. Страны договорились осуществлять стратегическое сотрудничество, в частности в нефтяной сфере. Глава делегации Мьянмы заместитель председателя Госсовета мира и развития Мьянмы Маунг Ай (Маун Эй - правильнее) призвал российских предпринимателей инвестировать в экономику своей страны - «У нас есть каучук, газ, нефть и в вопросах добычи - много перспектив для сотрудничества», - сказал он17. Одна из московских газет назвала соглашение РФ и Мьянмы «сделкой» «ракеты воздух - недра»18.

Несомненно, что эти переговоры и соглашения Мьянмы и России стали прорывом в их давнишних, но два десятилетия назад прерванных, экономических и других отношениях двух стран. Недавнее дипломатическое признание Мьянмой КНДР (после разрыва отношений с ней в 1983 г.) восстанавливает отношения этих двух очень милитаризированных и диктаторских по режиму стран и дает Мьянме так или иначе новую точку опоры в Восточной Азии.

Пока означенная конфигурация сил это только конфигурация, это пока сближение этих сил, тенденция к установлению более тесных связей. Здесь интересно проследить, что инфраструктура этих связей во многом уже готова, причем эти связи тесно перекрещиваются: Россия - Китай, Мьянма - Китай, Мьянма - Россия, Россия - Индия, Мьянма - Индия. Связи Мьянма — КНДР еще вновь не оформлены, но у КНДР есть партнеры и союзники в лице Китая и России.

Что получает Мьянма от такой конфигурации связей? Мьянма в окружении этих гигантов может стать уже совсем другой Мьянмой. Оставаясь членом АСЕАН, она может поднять свой подорванный престиж, расширить свои рынки, получить иностранную помощь от новых партнеров по возможности - перевооружаться и начать «поплевывать» на угрозы США и некоторых «чересчур требовательных» к вопросам демократии в Мьянме членов АСЕАН.

За развитием этой новой конфигурации сил в Азии интересно проследить и в плане глобальных отношений великих держав, обращая внимание на нарастающий раскол по линиям Россия - США и в целом Запад - Восток.

* * *

По поводу политики Запада в отношении Мьянмы весьма примечательная и необычная статья была в июле 2005 г. опубликована в лондонском еженедельнике «Economist». Редакционная статья журнала озаглавлена неожиданно -«Мьянма. Как ее спасти». Центральный пункт ее состоит в констатации, что политика Запада «выкручивания рук» в отношении Мьянмы «не работает», как не работает и политика Востока - АСЕАН (уговоры не действуют). Надо объединить западный и восточный подходы к Мьянме. Статья призывает к умеренности требований к Мьянме и компромиссу с ней и даже оказанию ей помощи. Требование же безоговорочной капитуляции бирманских генералов ничего не дало и не даст. Нужен подход к Мьянме типа «шаг за шагом»19.

Изменения по бирманскому вопросу в примерно том же направлении происходят и в АСЕАН, где стали с большим оптимизмом ожидать продвижения Мьянмы по пути демократических реформ и вместе с тем высказывать идею относительно того, что АСЕАН следует ослабить давление на военные власти Мьянмы и дать им последний шанс на реализацию своих планов политических реформ и даже, по мнению некоторых экспертов, помогать этой стране в проведении реформы20

Так или иначе, Мьянма сама пришла к идее выхода из положения изоляции и прочеркиванию новых траекторий своих международных связей и опор. Пока же, по нашему мнению, Мьянма в международном плане оставаясь членом АСЕАН, расширяет круг своих партнеров и «уплывает» от США и как бы «швартуется у другого берега». По-видимому, Мьянма не желает никаких разрывов с АСЕАН и готова действовать в духе пословицы «ласковое теля двух мамок сосет».

На фоне откровенного анализа и в условиях разрастающейся критики западной (американской) политики санкций против Мьянмы, движение ее в сторону новой конфигурации международных сил не кажется необоснованным, хотя, надо признать, что центр «бирманской проблемы» лежит все же в самой Мьянме, в решении ею проблемы внутреннего конституционного строя.

1 См. Васильев В.Ф. Противоречия и проблемы бирманской «дорожной карты к демократии». — Юго-Восточная Азия в 2004 г. Актуальные проблемы развития. М., 2005.

2 Myanmar to give up 2006 ASEAN Chair.-Japan Times, Tokyo, 27.7.05. (Vie-tiane, Reuter).

3 Japan Times, Tokyo, 10.12.05.

4 Там же, 25, 26.3.06; ИТАР-ТАСС из Куала-Лумпур, 19.4.06.

5 В конце мая 2006 г. Военная хунта Мьянмы вновь продлила срок пребывания Аун Сан Су Чжи под домашним арестом.

6 Japan Times, 17.6.05.

7 Там же, 4.1.04 (из статьи бирманского посла в Токио по случаю 56-й годовщины независимости Мьянмы).

8 Там же.

9 См. International Statistics Yearbook 2005. Myanmar, 518.

10 The Economist, L., 18.6.2005.

11 Там же, 13.5.2006.

12 Japan Times, 4.1.06

13 См. также статью: Симония A.A. Мьянма (Бирма) в условиях экономических санкций. - Юго-Восточная Азия в 2004. Актуальные проблемы развития. М., 2005.

14 Japan Times, 5.1.06 (со ссылкой на лондонскую газету «Independent»).

15 См. «Дипломатический курьер». М., Апрель 2006, с. 35-36.

16 Там же.

17 Там же.

18 “Коммерсантъ”, М., 4.4.06.

19 The Economist, 23.7.05.

20 ИТАР-ТАСС. 24.4.2006 (из Бангкока).

Автор также выражает признательность Г.С. Шабалиной (ИВ РАН) и В.В. Сумскому (ИМЭМО РАН) за любезно предоставленные ему дополнительные материалы по теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.