УДК 32
Дякина Светлана Павловна
аспирантка факультета политологии Московского государственного университета им. МБ. Ломоносова, сотрудник отдела по связям с общественностью и СМИ Федерального агентства по недропользованию [email protected]
Обострение борьбы
ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Svetlana P. Dyakina
Graduate student department Department of Political Science, Moscow State University,
The Department of Public Relations and Media Federal Agency for Subsoil Use [email protected]
Intensification of
THE STRUGGLE FOR NATURAL
RESOURCES IN
THE MODERN WORLD
Аннотация. В статье утверждается, что в двадцать первом веке происходит обострение геополитических конфликтов, вызванных нехваткой исчерпаемых природных ресурсов, возрастающими энергетическими потребностями и отсутствием в достаточном объеме альтернативных источников энергии. Все чаще возникают международные конфликтные ситуации, вызванные существующей противоречивой мировой минерально-сырьевой политикой ведущих промышленно развитых стран. В условиях мировой глобализации многократно обостряется проблема энергетического обеспечения. Автором рассматриваются основные международные конфликты современности, связанные с борьбой за природные, в том числе энергетические, ресурсы.
Ключевые слова: природные ресурсы, исчерпаемые ресурсы, глобализация, борьба за природные ресурсы, энергетические ресурсы, минерально-сырьевые ресурсы, геополитика, конфликт.
Annotation. This paper argues that in the twenty-first century there is an exacerbation of geopolitical conflicts caused by lack of exhaustible natural resources. Increasingly, there are international conflicts caused by the existing contradictory world of the mineral resource policies of leading industrialized countries. In a globalized world repeatedly exacerbated the problem of energy supply. The author considers the major international conflicts of the present, associated with the struggle for energy resources.
Keywords: natural resources, exhaustible
resources, globalization, competition for natural resources, geopolitics, conflict.
В XXI веке обостряется борьба за истощающиеся и невозобновляемые природные ресурсы, в особенности энергетические, поэтому страны, располагающие таковыми, становятся значимыми участниками геополитики.
«Природные ресурсы можно классифицировать на основе их исчерпаемости: исчерпаемые, включая возобновляемые (биологические, земельные, водные и др.) и невозобновимые (минеральные), практически неисчерпаемые (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия текучей воды)». Изменения политической и экономической ситуаций в современном мире специалисты по мировой экономике обосновывают взаимозависимостью роста населения на планете с увеличением потребления и нарастающим дефицитом природных, в том числе и минерально-сырьевых ресурсов. В ближайшей перспективе эффективного решения этой проблемы не
предвидится. Нейл Мелвин, руководитель Программы вооруженных конфликтов и управления конфликтами при Стокгольмском институте исследования проблем мира (SIPRI) утверждает, что роль ресурсов в современном мире неоднозначна. С одной стороны, акторы геополитики ведут борьбу за обладание ими, а с другой -обретение контроля над ресурсами позволяет финансировать вооруженные конфликты.
Скачок в развитии научно-технического прогресса, новых технологий и промышленности стимулирует разведку энергетических источников, однако природные ресурсы, в частности, энергетические, являются исчерпаемыми, что безусловно приведет к их значительному истощению.
За последние несколько лет доля потребления минерального сырья развивающимися странами значительно выросла. При этом если Россия, США,
52
Китай, Канада и ЮАР обладают возможностью так или иначе удовлетворять свои потребности в минеральном сырье за счёт собственной добычи, то остальные государства почти полностью зависят от их импорта. В соответствии с этим промышленно развитые страны, зависящие от импорта минерального сырья, разрабатывают системы инвариантной минерально-сырьевой политики.
В процессе глобализации - регионализации мирового рынка в XXI веке формируются четыре мировых экономических центра: Евроазиатский, Восточноазиатско-Тихоокеанский, Арктический и Американский. Все чаще возникают и обостряются международные конфликтные ситуации на основе существующей противоречивой мировой минерально-сырьевой политики ведущих промышленно развитых стран. Для частичного нивелирования мировых противоречий созданы и совершенствуются международные надгосударственные структуры.
В современных условиях мировой глобализации проблема энергетического обеспечения обостряется многократно. Существует целый ряд факторов, объясняющих это: возрастающие энергетические потребности крупнейших экономик мира (США, Китая, Индии, Бразилии, ЕС и России); постепенная исчерпаемость запасов углеводородов; отсутствие в достаточном объеме альтернативных источников энергии [8].
Особенностью углеводородных ресурсов является тот факт, что они распределены по планете чрезвычайно неравномерно. Одни регионы богаты ими, другие - полностью зависимы от первых. Поскольку современная цивилизация так и осталась «нефтяной», глобальный конфликт в борьбе за источники углеводородов в ближайшем будущем неизбежен.
К началу XXI века мир разделился по принципу наличия или отсутствия запасов нефти и газа. Одни из самых богатых и наиболее развитых стран -страны Европейского союза, Япония, Южная Корея практически остались без своей ресурсной базы. Новые индустриальные страны - Китай, Индия испытывают острую нехватку энергетических ресурсов. Все это вполне четко объясняет то, что острые конфликты за ресурсы неизбежны, а также возможно появление своего рода нового энергетического колониализма.
В наши дни рождается множество теорий, самая радикальная из которых говорит о несбалансированности мира, о том, что высокоразвитые цивилизованные страны, на долю которых приходится 80 % глобального промышленного производства, контролируют лишь 20 % мировых запасов углеводородов, что само по себе несправедливо. Уже на подходе идеологическое обоснование особой миссии высокоразвитых стран по получению в интересах «всего человечества» свободного доступа к энергоресурсам. Страны-обладатели нефти и газа в случае их отказа могут быть обвинены в энергетическом национализме, попытках использовать энергоресурсы в качестве инструмента давления и даже энергетическом терроризме.
В Европейском союзе добыча нефти стремительно падает: истощаются старые месторождения. Энергетический голод в Евросоюзе может усугубиться из-за введенных США экономических санкций против России, постепенного вывода из строя многих атомных станций. Добыча Соединенными Штатами Америки сланцевой нефти вряд ли решит стоящие перед ней энергетические проблемы, так как их потребности составляют около миллиарда тонн в год.
В связи с тем, что энергетических ресурсов не хватает на всех, а их добыча сравняется с объёмами их потребления, может возникнуть ситуация дефицита и соблазн их передела с помощью военных средств. Если раньше в борьбе за сферы влияния основная ставка делалась на военные инструменты, то в условиях современного мира расширение сферы влияния во многом предусматривает расширение ресурсной базы государства. Использование военной силы при таком раскладе становится очень вероятным, так как способствует обретению доминирования над ключевыми для экономического развития регионами. Происшедшие за последние годы «цветные революции», устранение неугодных для США и ЕС режимов только усиливают такую тенденцию.
Таким образом, современные глобализационные процессы существенно расширяют область применения военной силы. Во многих регионах, значимых с экономической точки зрения, заметен рост внутригосударственных конфликтов [4]. Применяются внешнее инициирование таких конфликтов, направленных против легитимной центральной власти, террористические методы, которые все в большей степени переносятся с национального уровня на международный. Во многом именно борьба с терроризмом стала своего рода стержнем внешней политики для целого ряда высокоразвитых капиталистических стран и лозунгом в их борьбе за отстаивание собственных, прежде всего энергетических, интересов. В этой связи осуществляемые США действия не выглядят разрозненными и непоследовательными. В современной истории уже были примеры конфликтов, развязанных США из-за энергоресурсов. Ближний Восток является одним из наиболее критически важных энергетических регионов мира, где, вопреки Уставу ООН, перманентно реализуются такие технологи.
Именно иракская кампания, начатая в марте 2003 года, была связана с желанием США закрепиться в зоне месторождений нефти с учетом неблагоприятной перспективы в обеспечении мира этим видом топлива. Ирак обладает третьими по величине нефтяными запасами в мире, и контроль над ним являлся центральным пунктом американской энергетической стратегии, разработанной вицепрезидентом Ричардом Чейни и его сподвижниками по республиканской партии. США пришлось признать, что оружия массового уничтожения, чье наличие было объявлено в качестве основного предлога начала военной операции, в Ираке нет. Многими экспертами высказывается мнение о том, что военная операция США против Ирака способствовала повышению энергетической уязвимости Китая, который сильно зависит от поставок углево-
53
дородов с Ближнего Востока. С этим же связан тот факт, что США не спешат выводить иракскую нефть на мировой рынок. С одной стороны, это позволяет стабилизировать цены на сильно подешевевшую нефть, а с другой, окончательно лишить Китай доступа к энергоресурсам, а также к их добыче, возможность которой сохранялась при Саддаме Хусейне.
Отношения США и Ирана также развиваются с учетом энергетического фактора. На первый взгляд, ситуация очень проста, и основным мотивом негативного восприятия Вашингтоном иранской политики является стремление Ирана поставить на службу некоторым традиционным и иногда даже воинственным исламским ценностям современные ракетно-ядерные технологии и вооружения.
Однако не только и не столько это является основной причиной пока непримиримых противоречий США и Ирана. Энергетических целей у США в Иране достаточно много. Прежде всего, США в долгосрочной перспективе заинтересованы в возможности получать серьезные объемы нефти и газа из Ирана. Как и в случае с Ираком, США пытаются лишить Китай поставок нефти из крупнейшего нефтедобывающего региона. К этому можно добавить нежелание допустить Индию к осуществлению планов по строительству газопровода для получения газа из Ирана, а также стремление разрушить планы России по созданию газовой ОПЕК -организации стран с крупнейшими запасами газа, способной получить контроль над мировыми запасами «голубого» топлива.
В этой связи обострение отношений США с Ираном выглядит вполне оправданным. Периодически возникающие требования некоторых политиков не допустить появления ядерного оружия у Ирана четко укладываются в общую военнополитическую линию по смене режима в этой стране и установлению контроля над его энергетическими ресурсами.
Одной из основных форм использования военной силы станет практика «цветных революций», инспирируемых США для установления удобных
Литература:
1. Кабаченко АЛ. История мировой политики. М., 2007
2. Мельников Н.В. Проблемы использования природных ресурсов. М., 1967.
3. ЕЛ. Козловский, МЛ. Комаров, Р.Н. Макру-шин. Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР: стратегия недропользования. М., 2012.
4. Макрушин Р.Н. Минеральные ресурсы интересам страны // Российская бизнес газета. 2001. № 4.
5. Клим енко А.Ф. Энергетические факторы в военной политике государств Евразии // Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии под ред. А.В. Торкунова. М., 2007. С. 197.
для себя режимов, которые успешно зарекомендовали себя в Восточной Европе и на постсоветском пространстве.
Арктический регион начинает привлекать к себе все большее внимание со стороны России, США, Канады и части западных европейских стран. Это связано с уникальным географическим положением, а также огромными запасами углеводородов -около 13 % неразведанных мировых запасов нефти и 30 % оценочных мировых запасов газа. Технологический прогресс и глобальное потепление делают планы по добыче здесь полезных ископаемых реальными и рентабельными.
Милитаризация Арктики становится все реальнее. В России был опубликован документ под названием «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», который был принят 18 сентября 2008 года. В документе, в частности, говорится: «3 сфере военной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ необходимо создать группировку войск общего назначения Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в первую очередь пограничных органов, в Арктической зоне РФ, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военнополитической обстановки». Кроме Норвегии, Дании, Канады и США, большой интерес к этому региону проявляют Республика Корея, Япония и Китай. Таким образом, наряду с напряженностью в ряде традиционных богатых энергоресурсами регионов - Ближний Восток, Латинская Америка, Арктика также становится новым конфликтным регионом, в котором уже столкнулись и будут сталкиваться энергетические и военно-политические интересы ведущих государств мира.
Таким образом, потенциальная нехватка углеводородов вызывает стремление государств контролировать богатые энергетическими ресурсами регионы, что побуждает их использовать военную силу в том или ином виде, начиная от военной интервенции и заканчивая созданием военных баз, союзов и коалиций, призванных обеспечить, в том числе, их энергетическую безопасность.
Literature:
1. Kabachenko A.P. History of World Politics. M., 2007.
2. Melnikov N.V. Problems of natural resources. M., 1967.
3. E.A. Kozlovsky, M.A. Komarov, R.N. Makrushin. Brazil, Russia, India, China, South Africa: A Strategy for subsoil use. M., 2012.
4. Makrushin R.N. Mineral resources of the country's interests // Russian business newspaper. 2001. № 4.
5. Klimenko A.F. Energy factor in the military policy of the Eurasia Energy // Measurement of international relations and security in East Asia, ed. A.V. Torkunov. M., 2007. P. 197.
54
6. Лукшин Б.С. Борьба за доступ к энергетическим ресурсам как фактор активизации военной политики государства.
7. Макрушин Р.Н. Минеральные ресурсы интересам страны // Российская бизнес газета. 2001. № 4.
8. Клименко А.Ф. Энергетические факторы в военной политике государств Евразии // Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии под ред. А.В. Торкунова. М., 2007. С. 197
9. Боровский Ю. Политизация мировой энергетики // Международные процессы. Т. 6. № 1. 2008.
10. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. URL : http://www.scrf.gov. ru/documents/98.html
6. Lukshin B.S. The struggle for access to energy resources as a factor in the increase in military policy.
7. Makrushin R.N. Mineral resources of the country's interests // Russian business newspaper. 2001. № 4.
8. Klimenko A.F. Energy factor in the military policy of the Eurasia Energy // Measurement of international relations and security in East Asia, ed. A.V. Torkunov. M., 2007. P. 197.
9. J. Borovsky. Politicization of World Energy // international processes. V. 6. № 1. 2008.
10. Principles of State Policy of the Russian Federation in the Arctic for the period up to 2020 and beyond. URL : http://www.scrf.gov.ru/
documents/98.html
55