УДК 327
О. А. Хлопов
КИТАЙСКИЙ ФАКТОР МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Анализируются основные проблемы международной энергетической безопасности. Подчеркивается, что стабильный экономический рост развивающихся стран приводит к переделу прежних геополитических и экономических реалий, а для стран-производителей и потребителей нефти и газа — к необходимости обеспечить свою энергетическую безопасность. Отмечается, что доступ к источникам нефти и газа становиться важнейшей внешнеполитической задачей Китая. Специфика методов китайской политики создает дополнительную конкуренцию в борьбе за контроль над углеводородными ресурсами.
Ключевые слова: противоречия глобализации, мировая экономика энергетическая безопасность, экономический рост, Китай, углеводородные ресурсы, контроль над ресурсами.
Chinese factor in international energy security. OLEG A. KHLOPOV (Russian State University of Humanities, Moscow).
The author analyses the main issues of international energy security and the role of China in them. The constant economic growth of developing countries raises the question of reshaping of the current geopolitical and economic realities and the necessity to maintain the energy security for developed countries. The access to oil and gas sources is now the most important foreign policy goal for China.
Key words: contradictions of globalization, world economy, energy security, economic growth, China, control over oil and gas resources.
В начале нового тысячелетия мир столкнулся с рядом новых проблем и противоречий. Последствия процесса глобализации привели к увеличению социально-экономического неравенства между отдельными странами, политическими элитами различных государств - и общей массой населения. В результате появления и укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация.
Международно-политический анализ таких новых тенденций дается в работах А. Багатурова, В. Иноземцева, С. Караганова, Т. Бордачева, П. Цыганкова, Д. Фельдмана, М. Лебедевой. Оценке влияния углеводородных ресурсов на характер мировой политики и мировой экономики посвящены исследования А. Кокошина, К. Симонова [7], Н. Симония, Л. Григорьева, Т. Митровой и др.
На формирование современной картины мира большое влияние оказывает динамическое раз-
витие Китая, который находится в центре внимания аналитиков и экспертов И. Малевича Т. Дейча, Н. Пусенковой, Е. Стригина, Д. Кинджа, И. Кузнецовой. и др. [3, 6].
В научных публикациях преобладает констатация того факта, что мир сегодня переходит к качественному структурному изменению политических, финансовых и экономических отношений между странами. Цель работы - анализ характера этих новых тенденций, обоснование того факта, что усиление влияния Китая на происходящие процессы осуществляются за счет его активного проникновения на рынки других стран с целью установления своего контроля над энергетическими ресурсами.
Главным содержанием новой эпохи, по мнению ряда экспертов, будет многоуровневая конкуренция. По оценке министра иностранных дел России Сергея Лаврова, «парадигма современных международных отношений определяется конкуренцией в самом широком прочтении этого поня-
ХЛОПОВ Олег Анатольевич, кандидат политических наук, доцент кафедры мировой политики и международных отношений (Российский государственный гуманитарный университет, Москва). Е-таП: [email protected] ©ХлоповО.А., 2011
тия, ее предметом, помимо прочего, становятся ценностные ориентиры и модели развития. Новизна ситуации заключается в том, что Запад теряет монополию на процессы глобализации» [5].
Одна из черт современного переходного периода - активное, но не гладкое и неравномерное, перераспределение сил и ресурсов не только между традиционными центрами экономической и военно-политической мощи, но и новыми игроками мировой экономики и политики.
Согласно данным нефтегазовой компании «British Petroleum», спрос на энергию со стороны стран Организации экономического сотрудничества и развития, куда входят развитые страны, в ближайшие два десятилетия будет расти всего на 0,3% в год, а потребление на душу населения -падать. Однако в других странах рост составит 2,6% ежегодно, это означает, что в 2030 г. «новые развитые» страны будут потреблять на 68% больше энергии, чем сейчас [12].
По оценкам энергетического информационного агентства США, ожидается увеличение спроса на жидкое топливо с 86,1 млн баррелей в день (данные на 2007 г.) до 110 млн к 2035 г., причем в основном за счет развивающихся стран Азии, прогноз поставок откуда на тот же период таков: с 16,4 млн до 32,3 млн баррелей в день соответственно. Также в этот временной промежуток за счет азиатских стран, в основном динамично развивающихся экономик Китая и Индии, ожидается самое значительное в мире увеличение ВВП: с 14,323 млдрдо 59,023 млрддолл. США [14].
Поэтому можно утверждать, что одним из главнейших мотивов трансформации современного мира является передел прежних геополитических реалий и стремление обеспечить контроль над ресурсами на глобальном, региональном или отраслевом уровнях.
В частности, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», утвержденной Президентом РФ в мае 2009 г., дается анализ состояния и тенденций развития современного мира. В документе (п. 11) отмечается, что «внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Негативное воздействие на международную обстановку в среднесрочной перспективе будут по-прежнему оказывать ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Юж-ной Азии и Африки, на Корейском полуострове» [8].
Анализ современных тенденций в международной системе производства и потребления угле-
водородных ресурсов позволяет выделить ряд ключевых проблем, оказывающих влияние на международную энергетическую безопасность [4, 7].
Во-первых, это растущий спрос на углеводородные ресурсы динамично развивающихся экономик стран Юго-Восточной Азии, в первую очередь Китая.
В 2003 г. Китай вышел на второе место в мире по потреблению нефти, обойдя Японию. При этом разрыв между добычей и потреблением нефти в КНР в середине текущего десятилетия оценивается примерно в 130 трлн т. Индия обошла по потреблению нефти Южную Корею и приблизилась к ФРГ - крупнейшему потребителю нефти из европейских стран. При этом, отметим, Индия зависит от импорта энергоносителей на 70%.
В поисках источников углеводородов Китай, как отмечают американские эксперты, все активнее обращается к тем странам, которые считаются в США входящими в «традиционную сферу интересов» Соединенных Штатов (Латинская Америка, Ближний Восток) [13]. Все более заметным становится «энергетическое присутствие» Китая и Индии в соответствующих странах Центральной Азии и Каспийского региона, Африки.
Во-вторых, предметом серьезных межгосударственных разногласий (во многих случаях трансформирующихся в конфликты) стали проблемы выборов маршрутов прокладки нефте- и газопроводов. При выборе этих маршрутов учитываются не только их экономическая обоснованность и степень политической стабильности в странах, по территории которых они проходят, но и то, как они вписываются или не вписываются в более общие геополитические схемы тех или иных конкретных государств, включая ведущие «центры силы».
В-третьих, обозначились новые потенциальные районы, за доступ к которым будет проходить борьба между традиционными и новыми потребителями и производителями за возможность участвовать в бизнес-проектах и разрабатывать новые месторождения. Это традиционные зоны стран Персидского залива, Мексиканский залив, Северное море, а также относительно новые районы - зона Каспийского моря, страны Латинской Америки, зона стран Гвинейского залива в западной Африке, Арктика, потенциал российских территорий Западной Сибири и Сахалина.
Например, Арктический шельф представляет наибольший интерес со стороны прилегающих стран. В 2009 г. «Science» опубликовал результаты первого комплексного исследования и оценки нефтегазовых запасов Арктики. По мнению ученых, в арктических недрах сосредоточено до
30% всех неосвоенных газовых и 13% нефтяных месторождений, а также залежи золота, серебра, руды и угля на глубине около 500 м. При этом большинство нефтяных запасов располагается в сфере интересов США, у берегов Аляски, а газовых - на территории России. Опубликованное исследование готовилось в течение пяти лет учеными из геологических служб США и Дании [11].
Наконец, сегодня, как никогда ранее, глобальные энергетические проблемы формируют повестку дня международных отношений и международного сотрудничества. В 2006 г. Россия, председательствовавшая в «большой восьмерке», предложила сделать главной темой для обсуждения ведущими мировыми державами энергетическую безопасность. В принятой декларации участниками саммита подчеркивается, что в связи с растущей взаимозависимостью между стра-нами-производителями, транзитными странами и государствами-потребителями «необходимо развивать партнерские отношения в целях укрепления глобальной энергетической безопасности» [2].
В Стратегии национальной безопасности РФ отмечается, что «необходимыми условиями обеспечения национальной и глобальной энергетической безопасности являются многостороннее взаимодействие в интересах формирования отвечающих принципам Всемирной торговой организации рынков энергоресурсов, разработка и международный обмен перспективными энергосберегающими технологиями, а также использование экологически чистых, альтернативных источников энергии» [8].
Огромное внимание энергетической безопасности уделяет Китай. По мнению экономистов Всемирного банка, развивающиеся страны в 2011-2012 гг. ждет более уверенное, по сравнению с развитыми странами, восстановление своего экономического роста после мирового кризиса 2008-2009 гг. Согласно прогнозам экспертов (январь 2011 г.), мировая экономика переходит от фазы послекризисного оживления к фазе медленного, но стабильного роста, которая продлится следующие два года. Главной особенностью этого периода станет то, что половина мирового роста будет приходиться на развивающиеся страны. К примеру, в 2011 г. ВВП этих стран увеличится на 6%, а развитых стран - на 2,4%. Локомотивом мирового роста по-прежнему останется Китай - 8,5% [9].
Можно выделить две главные причины высоких темпов экономического развития: урбанизация, т.е. повышение численности городского населения и постоянно повышающийся спрос на энергоресурсы. Через 30 лет сельское население может сократиться с 740 млн до 400 млн чел. За
последние 30 лет число горожан в КНР уже выросло на 400 млн и составляет в настоящее время 600 млн чел. Согласно прогнозам Международного энергетического агентства, межу 2008 и 2035 гг. потребление энергии в Китае возрастет на 75%, в то время как общемировой спрос на нее -на 36% [14].
В том, что Китай в обозримом будущем претендует на то, чтобы стать экономикой номер один в мире, сегодня уже никто не сомневается. Промышленное производство в этой стране по-прежнему будет оставаться доминирующей отраслью. А это значит, что Китаю будет требоваться все больше и больше нефти, газа, железной руды, промышленных металлов - всего того, что является основной статьей экспорта.
Чтобы обеспечивать дальнейший экономический рост, Китаю необходим постоянный, бесперебойный импорт нефти и газа из стран-поставщиков. В связи с этим Китай стремится диверсифицировать источники импорта, масштабно расширять энергетические взаимодействия, заключать новые договоры и соглашения. Зарубежная деятельность китайских нефтяных компаний поддерживается с помощью займов, кредитных линий, поставок оружия. Такая политика Китаю позволяет снискать расположение правительств нефтепроизводящих стран и получить привилегированный доступ к нефтяным ресурсам.
Стремясь обеспечить себя необходимыми для дальнейшего экономического роста энергетическими ресурсами, Китай решает сразу две важные геополитические задачи: 1) интенсивно наращивает свою экономическую мощь, становясь, таким образом, серьезным геополитическим игроком не только в регионе, но и в мировом пространстве; 2) расширяет географию своего геополитического влияния и авторитета, создает в этих странах совместные предприятия, инвестирует в крупные энергетические проекты, предоставляет льготные кредиты.
Обладая мощным экономическим ресурсом, который в значительной степени обеспечивается энергетической безопасностью государства, Китай уже стал региональным лидером, который инициирует региональные интеграционные процессы и активно в них участвует.
Китай хотя и называет себя развивающейся страной, но шаг за шагом обретает статус мощного геополитического игрока, не только регионального, но и глобального.
В отличие от США, внешнеполитическая стратегия Китая не ориентирована на миссионерский подход распространения демократии и либеральных ценностей и систему правления. Внешняя политика направлена на удовлетворение потреб-
ности в (поставках) недостающих природных ресурсов энергоносителей, металлов и стратегического сырья, необходимых для поддержания постоянно растущего жизненного уровня 1,3 млдр населения.
Для решения этой задачи китайское руководство выстраивает выгодные экономические и политические отношения со странами, которые обладают этими ресурсами. Сегодня Китай укрепляет свое экономическое присутствие в различных регионах мира - в Африке, Латинской Америке, Евразии, Персидском заливе. Главный объект китайских инвестиций - минеральносырьевые и углеводородные ресурсы, прежде всего нефть, а также железная руда, медь, марганец, кобальт, фосфаты, платина, уголь.
В 1993 г. КНР впервые стала чистым импортером нефти. Сейчас китайские компании работают по всему миру. Две самые крупные нефтегазовые госкомпании CNPC и Sinopec широко представляют интересы экономики своей страны во всем мире. CNPC ведет 65 проектов в 25 странах, Sinopec - 36 проектов в 20 странах [6].
Прагматичные китайцы хотят обеспечить себе поставки нефти из разных источников, например из Бразилии и Венесуэлы. CNPC, которая с 1997 г. разрабатывает в Венесуэле месторождения Inter-campo и Caracole, сейчас добывает здесь 10 млн т в год. В апреле 2010 г. Китай и Венесуэла подписали соглашения по Junin-4 и долгосрочный финансовый план.
В целом китайские государственные нефтяные компании в 2009-2010 гг. совершили крупные покупки за рубежом. Правительство поддерживает их глобальную экспансию, надеясь в кризис задешево приобрести привлекательные активы. Так, Sinopec укрепила свои международные позиции в 2009 г., купив канадскую Addax Petroleum, одну из ведущих нефтедобывающих компаний в Африке и на Ближнем Востоке, за 7,2 млрд. Китайское правительство в 2009 г. приняло пакет программ, направленных на стимулирование нефтепереработки, и рассматривает кризис как возможность осуществить реструктуризацию нефтеперерабатывающего сектора. Правительство выделяет около 73 млрд долл. на создание совместных предприятий с иностранными компаниями, которые будут обеспечены гарантированными поставками нефти, и на строительство заводов по ее переработки внутри страны.
Одним из показателей значимости природных ресурсов стран Африки для Китая служат саммиты «Китай-Африка», проведенные в 2006 и 2009 гг. В ноябре 2006 г. на двухдневный саммит в Пекин приехали представители 48 африканских стран. По его итогам китайские компании получили на этом континенте контракты
почти на 2 млрд долл., прежде всего в области энергетики. Кроме того, до 2009 г. Китай обещал вдвое увеличить размер финансовой помощи развивающимся странам Африки и предоставить кредиты на сумму 5 млрд долл. На последнем саммите, проведенном в ноябре 2009 г. в Шарм-эль-Шейхе, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао пообещал, что «Китай не бросит Африку, даже несмотря на кризис». Успех китайского бизнеса в нефтяной сфере Африки во многом обязан позиции руководителей страны: «Китай не вмешивается во внутренние дела других государств» [3, с. 27].
Китай шаг за шагом экономически и финансово активно осваивает постсоветское пространство. Его инвестиции в страны СНГ в виде прямых, кредитов и покупки активов превысили 80 млдр долл. США и продолжают расти. С конца 1990-х годов Китай привлекают энергетические ресурсы Центральной Азии. Сегодня китайские компании контролируют до 40% нефтегазовой сферы Казахстана. На Китай ориентированы два действующих крупнейших транспортных проекта: нефтепровод Казахстан-Китай и газопровод Туркмения-Китай.
Кроме нефтегазовой сферы Китай привлекают атомная энергетика Казахстана, электроэнергетика Таджикистана (кредит в 300 млн долл. на достройку Зеравшанской ГЭС), транспорт и телекоммуникации, строительство и цветная металлургия, а также химическая и легкая промышленность. Китай последовательно осваивает азиатское пространство, строя новые линии коммуникации, призванные соединить местные дороги с китайскими. Завершается строительство двух крупных железных дорог Китай-Киргизия-Узбекистан.
В 2006 г. был построен нефтепровод в Казахстан, а в 2008 г. запущен газопровод из Туркменистана. В настоящее время Пекин рассматривает строительство нефтепровода через Пакистан.
О широком вхождении Китая в евразийское пространство свидетельствует его разработка месторождения меди, находящегося к югу от Кабула. Пекин рассчитывает проложить в Афганистане и в Пакистане дороги и трубопроводы, которые свяжут многообещающий Центрально-Азиатский регион, где он утверждает свое господство, с портовыми городами на берегу Индийского океана.
Активность Пекина, очевидно, устраивает и правящие режимы региона, так как Китай готов взаимодействовать с любым правительством, поскольку инвестиции и кредиты не сопровождаются жесткими политическими условиями и требованиями финансовой прозрачности. Вероятно, что Китай, который нуждается в стабильных поставках сырьевых ресурсов с учетом темпов
роста его экономики, будет и впредь наращивать экономические связи со странами СНГ и Центральной Азии [1, с. 214, 215].
У Китая с Россией не только большое экономическое взаимодействие, но и большие соприкасающиеся интересы в Азии. Россия и Китай входит в Шанхайскую организацию сотрудничества - политическое объединение, созданное в 2001 г. вместе с Казахстаном, Таджикистаном, Киргизии и Узбекистаном. Обе страны имеют схожие подходы относительно большого количества вопросов, включая сотрудничество в сфере безопасности в Центральной Азии, установление глобальной резервной валюты взамен доллара и реформы международных финансовых институтов. Двухсторонний торговый оборот двух стран вырос с 5 млрд долл. США в 2000 г. до 60 млдр в 2008 г.
В 2009 г. Россия и Китай одобрили Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири с провинциями Северного Китая до 2018 г. Предусмотренные объекты сотрудничества имеют чисто сырьевой характер. В 2004 г. китайские компании кредитовали «Роснефть» на 6 млдр долл., когда та нуждалась в деньгах для покупки активов «ЮКОСа» в обмен на долгосрочный контракт на поставку нефти по нерыночным ценам. В середине 2006 г. было образовано СП «Восток энерджи» между «Роснефтью» (51%) и CNPC (49%) по разведке и добыче углеводородов в России. В 2007 г. оно получило лицензии на два небольших месторождения в Иркутской области.
В сентябре 2010 г. президент России Дмитрий Медведев, находившийся с официальным визитом в Китае, и председатель КНР Ху Цзиньтао объявили о завершении строительства российско-китайского нефтепровода. Поставки нефти по отводу от трубопроводной системы «Восточная Сибирь-Тихий океан» (ВСТО) на Китай начнутся в соответствии с контрактами между ОАО «НК «Роснефть», ОАО «АК «Транснефть» и CNPC (Китайской национальной нефтегазовой корпорацией), подписанными в 2009 г. Нефтепровод проходит от населенного пункта Сково-родино через приграничный Мохэ до китайского Дацина.
Поставки коммерческой нефти по данному трубопроводу в объеме 15 млн т нефти в год начались с 1 января 2011 г. Таким образом, нефтепровод символизирует новую фазу отношений между РФ и Китаем и отражает усиление коммерческих и политических связей между двумя развивающимися экономиками.
Интересы России - переключить энергетический экспорт с традиционного европейского направления на Китай и быстро развивающиеся
азиатские рынки. Пекин хочет улучшить свою энергетическую безопасность при помощи диверсификации источников и маршрутов поставок. Предполагается, что трубопровод удвоит экспортные поставки в Китай, которые сегодня в основном осуществляются по железной дороге, что медленно и дорого, и превратит Россию в одного из трех главных поставщиков нефти в Китай наряду с Саудовской Аравией и Анголой.
Для России нефтепровод ВСТО означает стремление ослабить свою привязанность к европейскому рынку, а также «отвоевать» часть растущего азиатского рынка от поставок ОПЕК. Для Китая - приспособить свою стратегию к обеспечению новых энергетических источников и альтернативных маршрутов поставок импортной нефти, большая часть которых осуществляется из Ближнего Востока морем и может быть прервана в результате морской блокады в Малаккском проливе.
С целью обеспечения своего возрастающего геополитического и экономического статуса мощная экономика Китая создает и мощную военную силу. Китайская армия очень быстро становится одним из важнейших факторов мировой политики. Пекин неуклонно наращивает ракетно-ядерный потенциал и увеличивает военные расходы. Военный бюджет Китая в 2010 г. составил 532,1 млрд юаней (почти 78 млрд долл.). Рост военных расходов страны составил 14,9% по сравнению с 2009 г. [10].
Таким образом, возрастание «ресурсного фактора» в мировой политике и экономике XXI в. является новой определяющей тенденцией и мотивом деятельности для государств и компаний.
Контроль и безопасность поставок углеводородов и других природных ресурсов, а также диверсификация маршрутов поставок являются главными целями энергетической политики России, США (в долгосрочной перспективе - снижение зависимости от импортной нефти) и Китая.
Главное содержание международного взаимодействия России в области энергетики - на равноправных условиях и мирными средствами и способами развивать энергодиалог со всеми заинтересованными странами и компаниями.
Доступ к ресурсам и участие в международных энергетических проектах в различных регионах мира остается главной целью китайской внешней политики. Современная стратегия вхождения в глобальный мир осуществляется Китаем с помощью «мягкой силы», т.е. с опорой на совместные проекты в нефтегазовой индустрии и инвестиции в транспортные углеводородные маршруты. Энергетическая стратегия этой страны нацелена на продолжение экономического роста и становление Китая в качестве державы XXI века.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атлас 2010. Le Monde diplomatique. М.: Центр исследования постиндустр. о-ва. 2010. 219 с.
2. Глобальная энергетическая безопасность. Декларация группы «большой восьмерки». Санкт-Петербург, 18 июля 2006 г. URL: http://g8russia.ru/ docs/11.html (дата обращения: 30.06.2011).
3. Дейч Т. Китайский капитал на рынках Африки // Азия и Африка сегодня. 2008. № 9. С. 26-32.
4. Кокошин А.А. Международная энергетическая безопасность. М.: Европа, 2006. 80 с.
5. Лавров С. В. Настоящее и будущее российской внешней политики: взгляд из Москвы // Россия в глобальной политике. 2007. № 2. URL: http:// globalaffairs.ru/number/n_ 8385 (дата обращения
3.05.2011).
6. Пусенкова Н.Н. Китайский фактор. За рынки Поднебесной резко обостряется конкуренция // НГ Энергия: прил. к «Независимой газете». 2010.06.08.
7. Симонов К. Глобальная энергетическая война. М.: Алгоритм, 2007. 272 с.
8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. URL: www. scrf.gov.ru/documents/99.html (дата обращения:
30.06.2011).
9. Обзор мировой экономики - январь 2011 года. URL: www.ereport.ru/reviews/rev201101.htm (дата обращения: 04.03.2011).
10. Храмчихин А.А. Китайское бюджетное предупреждение // Военное обозрение: прил. к «Независимой газете». 2010.02.12.
11. Assessment of undiscovered oil and gas in the Arctic // Science. 2009. Vol. 324, N 5931. Р. 1175-1179.
12. BP Energy Outlook 2030: stat. rev. of world. 2011. Jan. URL: www.bp.com/sectiongenericarticle.do? categoryId=9035979&contentId=7066648 (дата обращения: 06.03.2001).
13. China’s Global Quest of Energy / Instit. forthe Analysis of Global Security, Potomac MD, 2007. URL: http://www.iags.org/chinasquest0107.pdf (дата обращения: 10.03.2011.
14. International Energy Outlook 2010 // U.S. Energy inform. Adm. Washington, DC, 20585. URL: www. eia.gov/oiaf/ieo/pdf/0484(2010).pdf (дата обращения: 06.03.2011).