О.А. Хлопов
РОССИИСКО-КИТАИСКОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНыХ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИй
В статье рассматриваются проблемы, связанные с изменением расстановки экономических и политических сил в начале XXI в. с учетом возрастания роли энергоресурсов в мировой политике и постепенного перехода к новой модели экономического роста и технологического уклада. Китай активно включился в глобальные процессы, показывая высокие темпы роста, и превратился в центральное звено в складывающейся системе геоэкономических и политических отношений. Россия и Китай имеют общие интересы в области энергетики. Развитие двустороннего экономического сотрудничества и участие в совместных проектах по развитию Дальнего Востока отвечает интересам обеих стран.
Ключевые слова: энергетические ресурсы, российско-китайское сотрудничество, энергетическая безопасность, Центральная Азия, геоэкономическое пространство.
Трансформация геоэкономического энергетического пространства в начале XXI в.
Первое десятилетие XXI в. прошло под знаком дальнейшей трансформации мировой экономики и политики, обозначились среднесрочные и долгосрочные тренды и тенденции развития.
Во-первых, стало очевидным, что международно-политические институты не успевают (остаются прежними) за изменениями в сфере глобальной экономики и финансов.
Во-вторых, процесс национальной самоиндентификации и проблемы национальной идентичности затронул все континенты. Очевидно, что первая половина XXI в. пройдет под знаменем национализма с этническим и религиозным оттенками.
© Хлопов О.А., 2012
В-третьих, обозначились новые модели государственно-экономической политики. На смену плановой социалистической экономики пришла новая, ставшая привлекательной для многих стран «третьего мира» и быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки модель государственного полудемократического капитализма.
В-четвертых, обозначились новые политические и экономические центры, вокруг которых будут складываться новые стратегические, политические и экономические альянсы и союзы - ЕС, Россия, Китай, США, а также регионы и субрегионы, за влияние которых будут бороться новые и старые игроки глобального мира, включая частные и государственные ТНК.
Последствия глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. дали импульс новым проблемам и тенденциям. Вновь возникла историческая дискуссия между либеральным, свободным рыночным демократическим капитализмом и авторитарным рыночным капитализмом с различными вариантами управляемой экономики.
Лидеры ряда стран, включая «большую двадцатку», выступили с предложениями относительно изменения прежней финансовой модели. Эксперты и экономисты обсуждают различные проекты и инициативы относительно будущей системы глобального управления финансами. Аналитики и политики выдвигают различные сценарии перехода к новой модели экономического роста и нового технологического уклада через фазы кризиса, для которых характерны ресурсные, энергетические и экологические ограничения1.
Звучат предложения замены доллара в качестве глобальной валюты новой международной валютой. По мнению экспертов, в настоящее время можно с уверенностью «прогнозировать постепенное рассасывание системы доллара за счет регионализации валют, за счет евро и китайского юаня»2. Более того, высокопоставленные чиновники и ведущие экономисты стали говорить о том, что мир уже находится в состоянии «валютной войны»3. Нынешний этап ряд аналитиков характеризуют как новая «НЭП» («новая экономическая политика»), главным содержанием которой, по мнению министра иностранных дел РФ Лаврова, будет «жесточайшая многоуровневая конкуренция в экономической, геополитической и идеологической сферах»4.
За последнее десятилетие Китай стал не только объектом пристального исследования и изучения, но и превратился в активного субъекта новой экономической политики. «Китайский фактор» также становится определяющей тенденцией современной мировой политики.
Еще одна тенденция, которая наметилась в мире - перераспределение богатств и экономической мощи от демократических держав Запада к полуавторитарным государствам Азии и авторитарным странам - экспортерам нефти Персидского Залива и ряда стран Африки, чьи ценности и базовые принципы сильно отличаются от западных.
Одна из причин обостряющихся и зреющих локальных, региональных и глобальных проблем нового тысячелетия, которые могут перерасти в кризисы, - усиливающийся дефицит ресурсов. За последнее десятилетие увеличился спрос на природные ресурсы, включая нефть и газ и, следовательно, повысились цены на эти не возобновляемые источники энергии. В свою очередь потребность в сырье, запасы которого носят ограниченный характер, как по объему, так и по географии расположения привело к возрастанию роли «ресурсного фактора» в развитии мировой политики и экономики.
На рубеже веков обозначилась новая «энергетическая конфигурация» глобальной политики. Переходный период, начавшийся с 1990-х годов продолжается с обозначением контуров будущего мироустройства и системы отношений, которые будут значительно отличаться от предыдущего миропорядка.
Появились новые участники рынка - страны-потребители: Китай, Индия, страны АТР, страны-производители, на территории которых находятся и разрабатываются новые месторождения и которые активно подключились к международному углеводородному рынку: Казахстан, Туркмения, Ангола, Гвинея, Нигерия, и стра-ны-транзитеры: Грузия, Турция и ряд других. Нефтегазовые компании сегодня находятся в разном правовом статусе - государственные (китайские, венесуэльские, арабские), государственно-частные (ряд российских), частные (в основном компании Европы и США).
Обозначились новые потенциальные районы, за доступ к которым будет проходить борьба между США, Китаем, Россией и другими странами-потребителями и странами-производителями с целью их контроля, возможности участвовать в бизнес-проектах и разрабатывать новые месторождения. Это традиционные зоны стран Персидского залива, Мексиканский залив, Северное море, а также относительно новые районы - зона Каспийского моря, страны Латинской Америки, зона стран Гвинейского залива в западной Африке, Арктика, потенциал российских территорий Западной Сибири и Сахалина.
По оценкам энергетического информационного агентства США (EIA) к 2035 г. ожидается увеличение спроса на жидкое топливо с 86,1 млн баррелей в день в 2007 г. до 110 млн баррелей в день, причем в основном за счет развивающихся стран Азии с 16,4 млн баррелей в день в 2007 г. до 32,3 млн баррелей в день к 2035 г. Также ожида-
ется самое значительное увеличение ВВП в мире за счет азиатских стран с 14,323 млрд долл. в 2007 г. до 59,023 млрд долл. к 2035 г. В основном за счет динамично развивающихся экономик Китая и Индии5. По данным прогноза Е1А среднегодовой прирост объема потребления нефти странами АТР в период до 2030 г. составит 3,5%.
Потребление природного газа увеличится на 44% с 10 трл куб. м. в 2007 г. до 156 трл куб. м. к 2035 г. несмотря на то, что в 2009 г. спрос на газ упал на 1,1% а в индустриальном секторе почти на 6,0%. В целом в мире увеличение потребления нефти с 2007 по 2035 гг. будет происходить в среднем на уровне 1,4% в год, но в развитых странах - на 0,5%, в азиатских на - 3,3%. В целом потребление энергии с 2007 по 2035 гг. возрастет на 49%.
Для удовлетворения растущего спроса на нефть в АТР потребуется значительное увеличение поставок из других районов мира. Главным источником новых поставок в АТР может быть Ближний Восток, также увеличится объем импорта из Северной и Центральной Африки, кроме того, будут организованы крупномасштабные поставки из Центральной Азии (в том числе Каспийского региона) и России.
Поэтому можно утверждать, что одним из главнейших мотивов трансформации современного мира и структурных глобальных изменений системы международных отношений и изменения в переделе прежних геополитических реалий является стремление новых и старых участников (акторов) обеспечить контроль над ресурсами на глобальном, региональном или отраслевом уровнях. Как показывает анализ, в начале XXI в. в основе реальных действий развитых и развивающихся государств на мировой арене оказывается их стремление обеспечить доступ и контроль над запасами дефицитных естественных ресурсов.
США, Китай, Россия имеют свои энергетические интересы, однако их стратегии и методы отличаются друг от друга.
Политика США основана на силовых методах и политическом доминировании в поддержке режимов лояльных по отношению к ним. Их главная цель в области энергетической безопасности -контроль над основными точками энергетической безопасности, то есть доступ к ресурсам региона, контроль за политико-экономической ситуации в странах, которые обладают природными ресурсами, контроль над маршрутами транспортировки нефти и газа и их диверсификация для снижения политических рисков и установления политического влияния6. В целом главная цель внешней политики США, которая была изложена в «Стратегии национальной безопасности» в мае 2010 г., остается прежней - «возобновление глобального лидерства»7. Меняются лишь акценты относительно способов,
методов и механизмов достижения целей - совместная кооперация и сотрудничество в тех направлениях, которые несут угрозу США и являются для них жизненно важными.
Новая энергетическая стратегия президента Б. Обамы сменила приоритеты направления и несколько отличается от предыдущей стратегии администрации Буша-мл. В первую очередь это колоссальное стремление повысить эффективность использования всех видов энергии. США в ближайшее десятилетие планируют осуществить переход к «зеленой экономике» - уменьшить выброс токсичных веществ за счет совершенствования технологических механизмов переработки углеводородов, а также более широко использовать солнечную, ветряную и атомную энергию. При этом обсуждаются различные варианты долгосрочного выхода из сырьевой зависимости: переоснащение промышленности менее энергоемким оборудованием; перенос энергоемких производств в условиях нарастающей глобализации в страны, обладающие крупными запасами энергоносителей и дешевой рабочей силой; распространение контроля над сырьевыми потоками; диверсификация транспортных маршрутов поставок нефти и газа к потребителям, которая может если не избавить полностью, то существенно снизить уровень зависимости США и других промышленных лидеров от поставщиков нефти и газа. В то же время ряд положений политики энергетической безопасности остаются прежними.
Энергетическая стратегия России
Для России вхождение в глобальную экономику имеет большое экономическое и политическое значение. Россия выступает с позиции поддержания проникновения российского бизнеса за рубеж и расширения своих интересов в мире, а также использования своих конкурентных преимуществ в сфере ВПК, ядерных технологий, космоса, авиации, технологии по разведке и разработке нефтегазовых месторождений.
В конце 2009 г. была принята новая «Энергетическая стратегия России до 2030 года», которая определяет энергетическую безопасность как «состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются внешними геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными факторами, а также состоянием и функционированием энергетического сектора страны»8.
Основными проблемами в сфере энергетической безопасности являются: высокая степень износа основных фондов топливно-энер-
гетического комплекса; низкая степень инвестирования в развитие отраслей топливно-энергетического комплекса (за последние 5 лет объем инвестиций в топливно-энергетический комплекс составил около 60% от объема, предусмотренного ранее); монозависимость российской экономики и энергетики от природного газа; несоответствие производственного потенциала топливно-энергетического комплекса мировому научно-техническому уровню, включая экологические стандарты; слабое развитие энергетической инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Что касается экспорта энергоресурсов, то в Стратегии отмечается, что «доля европейского направления в общем объеме экспорта российских топливно-энергетических ресурсов будет неуклонно сокращаться за счет диверсификации экспортных энергетических рынков в восточном направлении (Китай, Япония, Республика Корея, страны Азиатско-Тихоокеанского региона). При этом к концу третьего этапа реализации настоящей Стратегии удельный вес восточного направления в экспорте жидких углеводородов (нефть и нефтепродукты) возрастет с 6% в настоящее время до 22-25% , а в экспорте газа - с 0 до 20%»9.
Россия имеет потенциальную возможность выхода на все три крупнейших мировых рынка - европейский, североамериканский и рынок Юго-Восточной и Южной Азии. В настоящее время Россия наиболее тесно связана с европейским рынком, куда направляется 93% всего экспорта нефти из России.
Привлекательность рынка АТР для России заключается в первую очередь в его динамичном росте. В то же время, возможности экспорта нефти из России в Китай и другие страны АТР с учетом нынешней степени разработки ресурсов Восточной Сибири незначительны. Таким образом, Россия не в состоянии сегодня полностью удовлетворить потребности в нефти стран АТР. В то же время нежелательно потерять этот перспективный рынок. Поэтому в 2004 г. правительство приняло стратегическое решение о строительстве нефтетрубопровода из Восточной Сибири на тихоокеанское побережье (ВСТО) с отдельным ответвлением на Китай.
Энергетическая стратегия Китая
В отличие от США внешнеполитическая стратегия Китая не ориентирована на миссионерский подход распространения демократии, либеральных ценностей, экономических и политических свобод. Внешняя политика основана на потребности в поставках недостающих природных ресурсов энергоносителей, металлов и
стратегического сырья, необходимых для поддержания постоянно растущего жизненного уровня 1,3 млрд населения.
Высокие темпы индустриализации и урбанизации превратили Китай в крупнейшего мирового потребителя алюминиевой, медной, свинцовой, никелевой, цинковой, оловянной и железной руды (его доля в мировом потреблении металлов за последнее десятилетие подскочила с 10 до 25%).
Для решения этой задачи китайское руководство выстраивает выгодные экономические и политические отношения со странами, которые обладают этими ресурсами. Можно только удивляться, с каким упорством и темпами расширяет Китай свое экономическое присутствие в различных регионах мира: Африка, Латинская Америка, Евразия, Персидский залив. Главный объект китайских инвестиций - минерально-сырьевые и углеводородные ресурсы, прежде всего нефть, а также железная руда, медь, марганец, кобальт, фосфаты, платина, уголь.
В 1993 г. Китай впервые стал чистым импортером нефти. Сейчас китайские компании работают по всему миру. Две самые крупные нефтегазовые госкомпании CNPC и Sinopec широко представляют интересы китайской экономики во всем мире. CNPC ведет 65 проектов в 25 странах, Sinopec - 36 проектов в 20 странах10.
Прагматичные китайцы хотят обеспечить себя поставками нефти из разных источников. В целом китайские государственные нефтяные компании в 2009-2010 гг. совершили крупные покупки за рубежом. Правительство поддерживает их глобальную экспансию, надеясь в кризис задешево приобрести привлекательные активы. Так, Sinopec укрепила свои международные позиции в 2009 г., купив канадскую Addax Petroleum, одну из ведущих нефтедобывающих компаний в Африке и на Ближнем Востоке, за 7,2 млрд долл. Китайское правительство в 2009 г. приняло пакет программ, направленных на стимулирование нефтепереработки, и рассматривает кризис как возможность осуществить реструктуризацию нефтеперерабатывающего сектора. Правительство выделяет около 73 млрд долл. на создание совместных предприятий с иностранными компаниями, которые будут обеспечены гарантированными поставками нефти, и строительство заводов по ее переработке внутри страны.
Китай шаг за шагом наступает на постсоветское пространство -пока экономически и финансово. Его инвестиции в страны СНГ в виде прямых кредитов и покупки активов превысили 80 млрд долл. и продолжают расти. С конца 1990-х годов Китай привлекают энергетические ресурсы Центральной Азии. Сегодня китайские компании контролируют до 40% нефтегазовой сферы Казахстана.
На Китай ориентированы два действующих крупнейших транспортных проекта: нефтепровод Казахстан - Китай и газопровод Туркмения - Китай.
Кроме нефтегазовой сферы Китай привлекают атомная энергетика Казахстана, электроэнергетика Таджикистана (кредит в 300 млн долл. на достройку Зеравшанской ГЭС), транспорт, телекоммуникации, строительство и цветная металлургия, а также химическая и легкая промышленность. Китай последовательно осваивает азиатское пространство, строя новые линии коммуникации, призванные соединить местные дороги с китайскими. Завершается строительство двух крупных железных дорог Китай - Киргизия -Узбекистан.
В 2006 г. был построен нефтепровод в Казахстан, а газопровод из Туркменистана был запущен в 2008 г. В настоящее время Пекин рассматривает строительство нефтепровода через Пакистан.
О вязком вхождении Китая в евразийское пространство свидетельствует его разработка месторождения меди, находящегося к югу от Кабула. Пекин рассчитывает проложить в Афганистане и в Пакистане дороги и трубопроводы, которые свяжут многообещающий центральноазиатский регион, где он утверждает свое господство, с портовыми городами на берегу Индийского океана.
Активность Пекина, очевидно, устраивает и правящие режимы региона, так как Китай готов взаимодействовать с любым правительством, поскольку инвестиции и кредиты не сопровождаются жесткими политическими условиями и требованиями финансовой прозрачности. Вероятно, что Китай, который нуждается в стабильных поставках сырьевых ресурсах с учетом темпов роста его экономики, будет и впредь наращивать экономические связи со странами СНГ и Центральной Азии11.
Экономическое и политическое сотрудничество России и Китая
У России с Китаем не только большое экономическое взаимодействие, но и большие переплетающиеся интересы в Азии. Россия, как и Китай, входит в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) - политическое объединение, созданное в 2001 г. вместе с Казахстаном, Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном.
Россия и Китай с 2005 г. дважды провели совместные военные учения и разрешили в 2008 г. 40-летний спор относительно спорных приграничных территорий. Обе страны имеют схожие позиции относительно большого количества вопросов, включая сотрудни-
чество в сфере безопасности в Центральной Азии, установление глобальной резервной валюты взамен доллара и реформы международных финансовых институтов. Двусторонний торговый оборот вырос с 5 млрд долл. в 2000 г до 60 млрд в 2008 г. и, несмотря на кризис, может достичь этого уровня в конце 2010 г.
В то же время по темпам инвестиций и освоения постсоветского пространства Россия заметно отстает от Китая. Из-за отсутствия достаточных ресурсов российская дипломатия, по видимому, исходит из того, что Россия сегодня не способна в таких масштабах и темпах как Китай «завоевывать» шаг за шагом новые территории и объекты, т. е. использовать «китайскую технологию» по расширению зон своего влияния и интересов в мире. Поэтому с точки зрения интересов РФ, образовавшийся вакуум силы в центрально-азиатском регионе выгодно «разбавить» «китайским фактором», чем позволять усиливать влияние США, Турции, ЕС или исламского фундаментализма.
В 2009 г. Россия и Китай одобрили Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири с провинциями Северного Китая до 2018 г. Предусмотренные объекты сотрудничества имеют чисто сырьевой характер. В 2004 г. китайские компании кредитовали «Роснефть» на 6 млрд долл., когда та нуждалась в деньгах для покупки активов «ЮКОСа» в обмен на долгосрочный контракт на поставку нефти по нерыночным ценам. В середине 2006 г. было образовано СП «Восток энерджи» между «Роснефтью» (51%) и CNPC (49%) по разведке и добыче углеводородов в России. В 2007 г. оно получило лицензии на два небольших месторождения в Иркутской области вблизи трассы ВСТО.
ВСТО и интересы РФ
В сентябре 2010 г. Президент России Дмитрий Медведев, находившийся с официальным визитом в Китае, и председатель КНР Ху Цзиньтао объявили о завершении строительства российско-китайского нефтепровода. Поставки нефти по отводу от трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) на Китай начнутся в соответствии с контрактами между ОАО НК «Роснефть», ОАО «АК «Транснефть» и CNPC (Китайской национальной нефтегазовой корпорацией), подписанными в 2009 г. Нефтепровод проходит от населенного пункта Сковородино через приграничный Мохэ до китайского Дацина.
Церемония пуска российско-китайского нефтепровода означала пока подготовку нефтепровода к эксплуатации. Российская
сторона подтвердила, что поставки коммерческой нефти по данному трубопроводу в объеме 15 млн тонн нефти в год начнутся с 1 января 2011 г. Таким образом, нефтепровод символизирует новую фазу отношений между РФ и Китаем и отражает усиление коммерческих и политических связей между двумя развивающимися экономиками.
Интересы России - переключить энергетический экспорт с традиционного европейского направления на Китай и быстро развивающиеся азиатские рынки. Пекин хочет улучшить свою энергетическую безопасность при помощи диверсификации источников и маршрутов поставок. Предполагается, что трубопровод удвоит экспортные поставки в Китай, которые сегодня в основном осуществляются медленно и дорого по железной дороге, и превратит Россию в одного из трех главных поставщиков нефти в Китай наряду с Саудовской Аравией и Анголой.
Как отмечает в своем комментарии американская газета "Wall Street Journal", «движущим мотивом улучшения отношения являются совпадающие интересы. Для России ВСТО - это желание ослабить свою привязанность к европейскому рынку частично из-за политической конфронтации последних десяти лет, а также отхватить часть растущего азиатского рынка от поставок ОПЕК. Для Китая этот нефтепровод означает приспособить свою стратегию к обеспечению (защите) новых энергетических источников и альтернативных маршрутов поставки импортной нефти, большая часть которых осуществляются из Ближнего Востока морем и потенциально могут быть прерваны в результате морской блокады в Маллаканском проливе»12.
В то же время с обеих сторон высказывается настороженность относительно этой сделки. С российской - что она станет не более чем энергетическим и сырьевым поставщиком для Китая, с китайской - что Москва сможет использовать новую трубу как инструмент внешней политики.
Россию беспокоит экономическое влияние Китая и миграция китайцев в малонаселенные восточные территории. При этом совсем рядом с семимиллионным русским населением Дальнего Востока (к 2015 г. его численность может сократиться до 4,5 млн), в трех приграничных провинциях Китая проживает около 100 млн человек. По плотности они превосходят российский Дальний Восток в 62 раза. Китайские мигранты просачиваются в Россию, наводняя Читу к северу от монгольской границы, а также другие города региона.
По оценке руководителя Центра исследований постиндустриального общества Вл. Иноземцева, Китай в геополитическом пла-
не не представляет для России никакой угрозы. По его мнению, «единственная угроза, которая может быть, это то, что Китай, расширяясь экономически, и завоевывая на мировом рынке индустриальную нишу, лишает Россию возможности стать индустриальной страной. То есть закрывает нам рынки. На самом деле мы с Китаем конкуренты, потому что Россия сейчас производит сырье, а могла бы производить индустриальные товары из этого сырья»13.
Однако ситуация не так безнадежна. После 2020 г. наращивание и поддержание объемов добычи и экспорта нефти возможно за счет ввода новых крупных месторождений, открытие которых прогнозируется в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, «Роснефть» планирует построить к 2012 г. НПЗ в конечном пункте ВСТО с мощностью в 20 млн тонн/год, глубина нефтепереработки - 93%.
В энергетическом сотрудничестве достигнут прогресс и по другим направлениям - в области угля и атомной энергетики. До 2008 г. Китай сам производил много угля и практически не импортировал его из России. До 2008 г. всего было импортировано из РФ около 700 тыс. тонн угля. По прогнозам в конце 2010 г. экспорт составит 13 млн тонн. Россия стала четвертым по объемам экспортером угля в Китай после Австралии, Индонезии и Вьетнама.
Китай также ведет переговоры по конкретным объектам, связанными с переработкой угля. Китай имеет технологии сжижения угля на Дальнем Востоке. В настоящее время государственная российская электроэнергетическая компания «Интер РАО ЕЭС» и китайская компания «Шэньхуа» подписали протокол о намерениях, предусматривающий строительство на Дальнем Востоке завода по сжижению угля.
Третьим важным направлением является сотрудничество в области атомной энергетики, в этой сфере также достигнуты конкретные результаты.
Россия заинтересована в экспорте в Китай оборудования на сумму 1,4 млрд долл. для АЭС, в частности, для второй очереди Тяньваньской АЭС в провинции Цзянсу. Во время последнего визита в Китай президента Д. Медведева было подписано соглашение по техническим вопросам строительства второй очереди Тяньвань-ской АЭС.
Россия уже 20 лет эксплуатирует реактор на быстрых нейтронах мощностью 600 мегаватт. Сегодня эксперты двух стран ведут переговоры, и китайская сторона рассматривает вопрос об импорте из России технологии 800-мегаваттных реакторов на быстрых нейтронах Россией. Очевидно, что Россия имеет свои конкурентные преимущества перед Китаем и собирается в полной мере ими воспользоваться в развитии экономического сотрудничества.
Возрастание роли «ресурсного фактора» в мировой политике является новой определяющей тенденцией и мотивом деятельности для государств и компаний, работающих на этом направлении, так как от необходимых природных ресурсов напрямую зависят перспективы социально-экономического развития государств и благополучие ТНК.
Контроль и безопасность поставок углеводородов и других природных ресурсов, а также диверсификация маршрутов поставок являются главными целями энергетической политики США, Китая и России.
Доступ к ресурсам и участие в международных энергетических проектах в любом регионе мира остается главной целью китайской внешней политики. Современная стратегия Китая вхождения в глобальный мир осуществляется при помощи «мягкой силы» с опорой на инфраструктурные проекты и инвестиции в гуманитарные и другие сферы и исходит из основополагающего национального интереса - экономического выживания, и поэтому мы вправе охарактеризовать эту страну как сверхреалистичную, сверхпрагматичную державу.
Малонаселенный российский Дальний Восток и Центральная Азия располагают огромными запасами природного газа, нефти, строевого леса, алмазов и золота и являются главнейшим стратегическим регионом для Китая.
Россия также заинтересована в расширении своих экспортных углеводородных рынков и использует конкурентные преимущества в сотрудничестве с Китаем для развития экономического потенциала своего Дальнего Востока.
Примечания
1
Более подробно о сценариях развития мировой экономики и роли энергетики в формировании новой модели экономического роста см.: Доклад директора Института энергетической стратегии В.В. Бушуева на V Международной энергетической неделе «Мировая энергетика-2050» [Электронный ресурс] // Институт энергетической стратегии. [М., 2010]. URL: http://www. energystrategy.ru/ab_ins/source/Bushuev-25.10.10.doc (дата обращения: 26.01. 2011).
Рубченко М. На излете нефтяной эпохи [Электронный ресурс] // Сайт журнала «Эксперт». [М., 2010]. URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/2010/38/ interview_na_izlete_neftyanoi_epohi (дата обращения: 26.01.2011). Валюты: напряженность нарастает [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства «Интерфакс». [М., 2010]. URL: http://www.interfax.ru/
2
business/txt.bm=10&by=2010&ed=15&em=10&ey=2010&secid=0&mp=2&p=1 (дата обращения: 26.01.2011).
Лавров С.В. Настоящее и будущее российской внешней политики: взгляд из Москвы [Электронный ресурс] // Сайт журнала «Россия в глобальной политике». [М., 2007]. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/n_8385 (дата обращения: 26.01.2011).
International Energy Outlook 2010 [Электронный ресурс] // U.S. Energy Information Administration Office of Integrated Analysis and Forecasting U.S. Department of Energy. [Washington, 2010]. URL: www.eia.gov/oiaf/ieo/ pdf/0484(2010).pdf (дата обращения: 26.01.2011).
Crane K, Goldthau A, Toman M, Light T, Johnson S, Nader A., Rabasa A., Dogo H. Imported Oil and U.S. National Security [Электронный ресурс] // RAND Corporation. [Santa Monica, 2009]. URL: http://rand.org/pubs/monographs/ MG838 (дата обращения: 26.01.2011).
National Security Strategy [Электронный ресурс] // The White House President Barack Obama. [Washington, 2010]. URL: www.whitehouse.gov/sites/default/ files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf (дата обращения: 26.01.2011). Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. [Электронный ресурс] // Российский Социально-экологический Союз. [М., 2009]. URL: http:// www.rusecounion.ru/sites/default/files/enerstrategy_rf.pdf (дата обращения: 26.01.2011). Там же.
Пусенкова Н.Н. Китайский фактор. За рынки Поднебесной резко обостряется конкуренция [Электронный ресурс] // Независимая газета. [М., 2010]. URL: http://www.ng.ru/energy/2010-06-08/9_factor.html (дата обращения: 26.01.2011).
Атлас 2010. Le Monde diplomatique. М.: Центр исследования постиндустриального общества, 2010. С. 214-215.
Russian Oil Route Will Open to China [Электронный ресурс] // Wall Street Journal [NY, 2010]. URL: http://online.wsj.com/article/SB100014240527487040 82104575515543164948682.html (дата обращения: 26.01.2011). Иноземцев Вл. У Китая никогда не было союзников [Электронный ресурс] // Сайт «Российской газеты». [М., 2010]. URL: http://www.rg.ru/2010/10/01/ valday-site.html (дата обращения: 26.01.2011).
5
6
/
8
9
10
12
13