Научная статья на тему 'Российско-китайское энергетическое сотрудничество в контексте глобальных геоэкономических изменений'

Российско-китайское энергетическое сотрудничество в контексте глобальных геоэкономических изменений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
316
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ENERGY RESOURCES / РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / RUSSIA-CHINA COOPERATION / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENERGY SECURITY / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / CENTRAL ASIA / ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / GEO-ECONOMIC SPACE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хлопов Олег Анатольевич

В статье рассматриваются проблемы, связанные с изменением расстановки экономических и политических сил в начале XXI в. с учетом возрастания роли энергоресурсов в мировой политике и постепенного перехода к новой модели экономического роста и технологического уклада. Китай активно включился в глобальные процессы, показывая высокие темпы роста, и превратился в центральное звено в складывающейся системе геоэкономических и политических отношений. Россия и Китай имеют общие интересы в области энергетики. Развитие двустороннего экономического сотрудничества и участие в совместных проектах по развитию Дальнего Востока отвечает интересам обеих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-Chinese Energy Cooperation in the Context of Global Geoeconomic Changes

The article covers problems of economic and political alignment of forces in the early 21st century considering the growing role of energy resources in the world politics and gradual transition to a new model of economic development and technological structure. China has become actively involved in global processes, demonstrating a high rate of economic growth. This country became a key player in a new system of geo-economic and political relations. Russia and China have common interests in the energy sphere; they are interested in bilateral economic cooperation and in partnership within joint projects for the development of the Far East.

Текст научной работы на тему «Российско-китайское энергетическое сотрудничество в контексте глобальных геоэкономических изменений»

О.А. Хлопов

РОССИИСКО-КИТАИСКОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНыХ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИй

В статье рассматриваются проблемы, связанные с изменением расстановки экономических и политических сил в начале XXI в. с учетом возрастания роли энергоресурсов в мировой политике и постепенного перехода к новой модели экономического роста и технологического уклада. Китай активно включился в глобальные процессы, показывая высокие темпы роста, и превратился в центральное звено в складывающейся системе геоэкономических и политических отношений. Россия и Китай имеют общие интересы в области энергетики. Развитие двустороннего экономического сотрудничества и участие в совместных проектах по развитию Дальнего Востока отвечает интересам обеих стран.

Ключевые слова: энергетические ресурсы, российско-китайское сотрудничество, энергетическая безопасность, Центральная Азия, геоэкономическое пространство.

Трансформация геоэкономического энергетического пространства в начале XXI в.

Первое десятилетие XXI в. прошло под знаком дальнейшей трансформации мировой экономики и политики, обозначились среднесрочные и долгосрочные тренды и тенденции развития.

Во-первых, стало очевидным, что международно-политические институты не успевают (остаются прежними) за изменениями в сфере глобальной экономики и финансов.

Во-вторых, процесс национальной самоиндентификации и проблемы национальной идентичности затронул все континенты. Очевидно, что первая половина XXI в. пройдет под знаменем национализма с этническим и религиозным оттенками.

© Хлопов О.А., 2012

В-третьих, обозначились новые модели государственно-экономической политики. На смену плановой социалистической экономики пришла новая, ставшая привлекательной для многих стран «третьего мира» и быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки модель государственного полудемократического капитализма.

В-четвертых, обозначились новые политические и экономические центры, вокруг которых будут складываться новые стратегические, политические и экономические альянсы и союзы - ЕС, Россия, Китай, США, а также регионы и субрегионы, за влияние которых будут бороться новые и старые игроки глобального мира, включая частные и государственные ТНК.

Последствия глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. дали импульс новым проблемам и тенденциям. Вновь возникла историческая дискуссия между либеральным, свободным рыночным демократическим капитализмом и авторитарным рыночным капитализмом с различными вариантами управляемой экономики.

Лидеры ряда стран, включая «большую двадцатку», выступили с предложениями относительно изменения прежней финансовой модели. Эксперты и экономисты обсуждают различные проекты и инициативы относительно будущей системы глобального управления финансами. Аналитики и политики выдвигают различные сценарии перехода к новой модели экономического роста и нового технологического уклада через фазы кризиса, для которых характерны ресурсные, энергетические и экологические ограничения1.

Звучат предложения замены доллара в качестве глобальной валюты новой международной валютой. По мнению экспертов, в настоящее время можно с уверенностью «прогнозировать постепенное рассасывание системы доллара за счет регионализации валют, за счет евро и китайского юаня»2. Более того, высокопоставленные чиновники и ведущие экономисты стали говорить о том, что мир уже находится в состоянии «валютной войны»3. Нынешний этап ряд аналитиков характеризуют как новая «НЭП» («новая экономическая политика»), главным содержанием которой, по мнению министра иностранных дел РФ Лаврова, будет «жесточайшая многоуровневая конкуренция в экономической, геополитической и идеологической сферах»4.

За последнее десятилетие Китай стал не только объектом пристального исследования и изучения, но и превратился в активного субъекта новой экономической политики. «Китайский фактор» также становится определяющей тенденцией современной мировой политики.

Еще одна тенденция, которая наметилась в мире - перераспределение богатств и экономической мощи от демократических держав Запада к полуавторитарным государствам Азии и авторитарным странам - экспортерам нефти Персидского Залива и ряда стран Африки, чьи ценности и базовые принципы сильно отличаются от западных.

Одна из причин обостряющихся и зреющих локальных, региональных и глобальных проблем нового тысячелетия, которые могут перерасти в кризисы, - усиливающийся дефицит ресурсов. За последнее десятилетие увеличился спрос на природные ресурсы, включая нефть и газ и, следовательно, повысились цены на эти не возобновляемые источники энергии. В свою очередь потребность в сырье, запасы которого носят ограниченный характер, как по объему, так и по географии расположения привело к возрастанию роли «ресурсного фактора» в развитии мировой политики и экономики.

На рубеже веков обозначилась новая «энергетическая конфигурация» глобальной политики. Переходный период, начавшийся с 1990-х годов продолжается с обозначением контуров будущего мироустройства и системы отношений, которые будут значительно отличаться от предыдущего миропорядка.

Появились новые участники рынка - страны-потребители: Китай, Индия, страны АТР, страны-производители, на территории которых находятся и разрабатываются новые месторождения и которые активно подключились к международному углеводородному рынку: Казахстан, Туркмения, Ангола, Гвинея, Нигерия, и стра-ны-транзитеры: Грузия, Турция и ряд других. Нефтегазовые компании сегодня находятся в разном правовом статусе - государственные (китайские, венесуэльские, арабские), государственно-частные (ряд российских), частные (в основном компании Европы и США).

Обозначились новые потенциальные районы, за доступ к которым будет проходить борьба между США, Китаем, Россией и другими странами-потребителями и странами-производителями с целью их контроля, возможности участвовать в бизнес-проектах и разрабатывать новые месторождения. Это традиционные зоны стран Персидского залива, Мексиканский залив, Северное море, а также относительно новые районы - зона Каспийского моря, страны Латинской Америки, зона стран Гвинейского залива в западной Африке, Арктика, потенциал российских территорий Западной Сибири и Сахалина.

По оценкам энергетического информационного агентства США (EIA) к 2035 г. ожидается увеличение спроса на жидкое топливо с 86,1 млн баррелей в день в 2007 г. до 110 млн баррелей в день, причем в основном за счет развивающихся стран Азии с 16,4 млн баррелей в день в 2007 г. до 32,3 млн баррелей в день к 2035 г. Также ожида-

ется самое значительное увеличение ВВП в мире за счет азиатских стран с 14,323 млрд долл. в 2007 г. до 59,023 млрд долл. к 2035 г. В основном за счет динамично развивающихся экономик Китая и Индии5. По данным прогноза Е1А среднегодовой прирост объема потребления нефти странами АТР в период до 2030 г. составит 3,5%.

Потребление природного газа увеличится на 44% с 10 трл куб. м. в 2007 г. до 156 трл куб. м. к 2035 г. несмотря на то, что в 2009 г. спрос на газ упал на 1,1% а в индустриальном секторе почти на 6,0%. В целом в мире увеличение потребления нефти с 2007 по 2035 гг. будет происходить в среднем на уровне 1,4% в год, но в развитых странах - на 0,5%, в азиатских на - 3,3%. В целом потребление энергии с 2007 по 2035 гг. возрастет на 49%.

Для удовлетворения растущего спроса на нефть в АТР потребуется значительное увеличение поставок из других районов мира. Главным источником новых поставок в АТР может быть Ближний Восток, также увеличится объем импорта из Северной и Центральной Африки, кроме того, будут организованы крупномасштабные поставки из Центральной Азии (в том числе Каспийского региона) и России.

Поэтому можно утверждать, что одним из главнейших мотивов трансформации современного мира и структурных глобальных изменений системы международных отношений и изменения в переделе прежних геополитических реалий является стремление новых и старых участников (акторов) обеспечить контроль над ресурсами на глобальном, региональном или отраслевом уровнях. Как показывает анализ, в начале XXI в. в основе реальных действий развитых и развивающихся государств на мировой арене оказывается их стремление обеспечить доступ и контроль над запасами дефицитных естественных ресурсов.

США, Китай, Россия имеют свои энергетические интересы, однако их стратегии и методы отличаются друг от друга.

Политика США основана на силовых методах и политическом доминировании в поддержке режимов лояльных по отношению к ним. Их главная цель в области энергетической безопасности -контроль над основными точками энергетической безопасности, то есть доступ к ресурсам региона, контроль за политико-экономической ситуации в странах, которые обладают природными ресурсами, контроль над маршрутами транспортировки нефти и газа и их диверсификация для снижения политических рисков и установления политического влияния6. В целом главная цель внешней политики США, которая была изложена в «Стратегии национальной безопасности» в мае 2010 г., остается прежней - «возобновление глобального лидерства»7. Меняются лишь акценты относительно способов,

методов и механизмов достижения целей - совместная кооперация и сотрудничество в тех направлениях, которые несут угрозу США и являются для них жизненно важными.

Новая энергетическая стратегия президента Б. Обамы сменила приоритеты направления и несколько отличается от предыдущей стратегии администрации Буша-мл. В первую очередь это колоссальное стремление повысить эффективность использования всех видов энергии. США в ближайшее десятилетие планируют осуществить переход к «зеленой экономике» - уменьшить выброс токсичных веществ за счет совершенствования технологических механизмов переработки углеводородов, а также более широко использовать солнечную, ветряную и атомную энергию. При этом обсуждаются различные варианты долгосрочного выхода из сырьевой зависимости: переоснащение промышленности менее энергоемким оборудованием; перенос энергоемких производств в условиях нарастающей глобализации в страны, обладающие крупными запасами энергоносителей и дешевой рабочей силой; распространение контроля над сырьевыми потоками; диверсификация транспортных маршрутов поставок нефти и газа к потребителям, которая может если не избавить полностью, то существенно снизить уровень зависимости США и других промышленных лидеров от поставщиков нефти и газа. В то же время ряд положений политики энергетической безопасности остаются прежними.

Энергетическая стратегия России

Для России вхождение в глобальную экономику имеет большое экономическое и политическое значение. Россия выступает с позиции поддержания проникновения российского бизнеса за рубеж и расширения своих интересов в мире, а также использования своих конкурентных преимуществ в сфере ВПК, ядерных технологий, космоса, авиации, технологии по разведке и разработке нефтегазовых месторождений.

В конце 2009 г. была принята новая «Энергетическая стратегия России до 2030 года», которая определяет энергетическую безопасность как «состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются внешними геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными факторами, а также состоянием и функционированием энергетического сектора страны»8.

Основными проблемами в сфере энергетической безопасности являются: высокая степень износа основных фондов топливно-энер-

гетического комплекса; низкая степень инвестирования в развитие отраслей топливно-энергетического комплекса (за последние 5 лет объем инвестиций в топливно-энергетический комплекс составил около 60% от объема, предусмотренного ранее); монозависимость российской экономики и энергетики от природного газа; несоответствие производственного потенциала топливно-энергетического комплекса мировому научно-техническому уровню, включая экологические стандарты; слабое развитие энергетической инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Что касается экспорта энергоресурсов, то в Стратегии отмечается, что «доля европейского направления в общем объеме экспорта российских топливно-энергетических ресурсов будет неуклонно сокращаться за счет диверсификации экспортных энергетических рынков в восточном направлении (Китай, Япония, Республика Корея, страны Азиатско-Тихоокеанского региона). При этом к концу третьего этапа реализации настоящей Стратегии удельный вес восточного направления в экспорте жидких углеводородов (нефть и нефтепродукты) возрастет с 6% в настоящее время до 22-25% , а в экспорте газа - с 0 до 20%»9.

Россия имеет потенциальную возможность выхода на все три крупнейших мировых рынка - европейский, североамериканский и рынок Юго-Восточной и Южной Азии. В настоящее время Россия наиболее тесно связана с европейским рынком, куда направляется 93% всего экспорта нефти из России.

Привлекательность рынка АТР для России заключается в первую очередь в его динамичном росте. В то же время, возможности экспорта нефти из России в Китай и другие страны АТР с учетом нынешней степени разработки ресурсов Восточной Сибири незначительны. Таким образом, Россия не в состоянии сегодня полностью удовлетворить потребности в нефти стран АТР. В то же время нежелательно потерять этот перспективный рынок. Поэтому в 2004 г. правительство приняло стратегическое решение о строительстве нефтетрубопровода из Восточной Сибири на тихоокеанское побережье (ВСТО) с отдельным ответвлением на Китай.

Энергетическая стратегия Китая

В отличие от США внешнеполитическая стратегия Китая не ориентирована на миссионерский подход распространения демократии, либеральных ценностей, экономических и политических свобод. Внешняя политика основана на потребности в поставках недостающих природных ресурсов энергоносителей, металлов и

стратегического сырья, необходимых для поддержания постоянно растущего жизненного уровня 1,3 млрд населения.

Высокие темпы индустриализации и урбанизации превратили Китай в крупнейшего мирового потребителя алюминиевой, медной, свинцовой, никелевой, цинковой, оловянной и железной руды (его доля в мировом потреблении металлов за последнее десятилетие подскочила с 10 до 25%).

Для решения этой задачи китайское руководство выстраивает выгодные экономические и политические отношения со странами, которые обладают этими ресурсами. Можно только удивляться, с каким упорством и темпами расширяет Китай свое экономическое присутствие в различных регионах мира: Африка, Латинская Америка, Евразия, Персидский залив. Главный объект китайских инвестиций - минерально-сырьевые и углеводородные ресурсы, прежде всего нефть, а также железная руда, медь, марганец, кобальт, фосфаты, платина, уголь.

В 1993 г. Китай впервые стал чистым импортером нефти. Сейчас китайские компании работают по всему миру. Две самые крупные нефтегазовые госкомпании CNPC и Sinopec широко представляют интересы китайской экономики во всем мире. CNPC ведет 65 проектов в 25 странах, Sinopec - 36 проектов в 20 странах10.

Прагматичные китайцы хотят обеспечить себя поставками нефти из разных источников. В целом китайские государственные нефтяные компании в 2009-2010 гг. совершили крупные покупки за рубежом. Правительство поддерживает их глобальную экспансию, надеясь в кризис задешево приобрести привлекательные активы. Так, Sinopec укрепила свои международные позиции в 2009 г., купив канадскую Addax Petroleum, одну из ведущих нефтедобывающих компаний в Африке и на Ближнем Востоке, за 7,2 млрд долл. Китайское правительство в 2009 г. приняло пакет программ, направленных на стимулирование нефтепереработки, и рассматривает кризис как возможность осуществить реструктуризацию нефтеперерабатывающего сектора. Правительство выделяет около 73 млрд долл. на создание совместных предприятий с иностранными компаниями, которые будут обеспечены гарантированными поставками нефти, и строительство заводов по ее переработке внутри страны.

Китай шаг за шагом наступает на постсоветское пространство -пока экономически и финансово. Его инвестиции в страны СНГ в виде прямых кредитов и покупки активов превысили 80 млрд долл. и продолжают расти. С конца 1990-х годов Китай привлекают энергетические ресурсы Центральной Азии. Сегодня китайские компании контролируют до 40% нефтегазовой сферы Казахстана.

На Китай ориентированы два действующих крупнейших транспортных проекта: нефтепровод Казахстан - Китай и газопровод Туркмения - Китай.

Кроме нефтегазовой сферы Китай привлекают атомная энергетика Казахстана, электроэнергетика Таджикистана (кредит в 300 млн долл. на достройку Зеравшанской ГЭС), транспорт, телекоммуникации, строительство и цветная металлургия, а также химическая и легкая промышленность. Китай последовательно осваивает азиатское пространство, строя новые линии коммуникации, призванные соединить местные дороги с китайскими. Завершается строительство двух крупных железных дорог Китай - Киргизия -Узбекистан.

В 2006 г. был построен нефтепровод в Казахстан, а газопровод из Туркменистана был запущен в 2008 г. В настоящее время Пекин рассматривает строительство нефтепровода через Пакистан.

О вязком вхождении Китая в евразийское пространство свидетельствует его разработка месторождения меди, находящегося к югу от Кабула. Пекин рассчитывает проложить в Афганистане и в Пакистане дороги и трубопроводы, которые свяжут многообещающий центральноазиатский регион, где он утверждает свое господство, с портовыми городами на берегу Индийского океана.

Активность Пекина, очевидно, устраивает и правящие режимы региона, так как Китай готов взаимодействовать с любым правительством, поскольку инвестиции и кредиты не сопровождаются жесткими политическими условиями и требованиями финансовой прозрачности. Вероятно, что Китай, который нуждается в стабильных поставках сырьевых ресурсах с учетом темпов роста его экономики, будет и впредь наращивать экономические связи со странами СНГ и Центральной Азии11.

Экономическое и политическое сотрудничество России и Китая

У России с Китаем не только большое экономическое взаимодействие, но и большие переплетающиеся интересы в Азии. Россия, как и Китай, входит в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) - политическое объединение, созданное в 2001 г. вместе с Казахстаном, Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном.

Россия и Китай с 2005 г. дважды провели совместные военные учения и разрешили в 2008 г. 40-летний спор относительно спорных приграничных территорий. Обе страны имеют схожие позиции относительно большого количества вопросов, включая сотрудни-

чество в сфере безопасности в Центральной Азии, установление глобальной резервной валюты взамен доллара и реформы международных финансовых институтов. Двусторонний торговый оборот вырос с 5 млрд долл. в 2000 г до 60 млрд в 2008 г. и, несмотря на кризис, может достичь этого уровня в конце 2010 г.

В то же время по темпам инвестиций и освоения постсоветского пространства Россия заметно отстает от Китая. Из-за отсутствия достаточных ресурсов российская дипломатия, по видимому, исходит из того, что Россия сегодня не способна в таких масштабах и темпах как Китай «завоевывать» шаг за шагом новые территории и объекты, т. е. использовать «китайскую технологию» по расширению зон своего влияния и интересов в мире. Поэтому с точки зрения интересов РФ, образовавшийся вакуум силы в центрально-азиатском регионе выгодно «разбавить» «китайским фактором», чем позволять усиливать влияние США, Турции, ЕС или исламского фундаментализма.

В 2009 г. Россия и Китай одобрили Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири с провинциями Северного Китая до 2018 г. Предусмотренные объекты сотрудничества имеют чисто сырьевой характер. В 2004 г. китайские компании кредитовали «Роснефть» на 6 млрд долл., когда та нуждалась в деньгах для покупки активов «ЮКОСа» в обмен на долгосрочный контракт на поставку нефти по нерыночным ценам. В середине 2006 г. было образовано СП «Восток энерджи» между «Роснефтью» (51%) и CNPC (49%) по разведке и добыче углеводородов в России. В 2007 г. оно получило лицензии на два небольших месторождения в Иркутской области вблизи трассы ВСТО.

ВСТО и интересы РФ

В сентябре 2010 г. Президент России Дмитрий Медведев, находившийся с официальным визитом в Китае, и председатель КНР Ху Цзиньтао объявили о завершении строительства российско-китайского нефтепровода. Поставки нефти по отводу от трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) на Китай начнутся в соответствии с контрактами между ОАО НК «Роснефть», ОАО «АК «Транснефть» и CNPC (Китайской национальной нефтегазовой корпорацией), подписанными в 2009 г. Нефтепровод проходит от населенного пункта Сковородино через приграничный Мохэ до китайского Дацина.

Церемония пуска российско-китайского нефтепровода означала пока подготовку нефтепровода к эксплуатации. Российская

сторона подтвердила, что поставки коммерческой нефти по данному трубопроводу в объеме 15 млн тонн нефти в год начнутся с 1 января 2011 г. Таким образом, нефтепровод символизирует новую фазу отношений между РФ и Китаем и отражает усиление коммерческих и политических связей между двумя развивающимися экономиками.

Интересы России - переключить энергетический экспорт с традиционного европейского направления на Китай и быстро развивающиеся азиатские рынки. Пекин хочет улучшить свою энергетическую безопасность при помощи диверсификации источников и маршрутов поставок. Предполагается, что трубопровод удвоит экспортные поставки в Китай, которые сегодня в основном осуществляются медленно и дорого по железной дороге, и превратит Россию в одного из трех главных поставщиков нефти в Китай наряду с Саудовской Аравией и Анголой.

Как отмечает в своем комментарии американская газета "Wall Street Journal", «движущим мотивом улучшения отношения являются совпадающие интересы. Для России ВСТО - это желание ослабить свою привязанность к европейскому рынку частично из-за политической конфронтации последних десяти лет, а также отхватить часть растущего азиатского рынка от поставок ОПЕК. Для Китая этот нефтепровод означает приспособить свою стратегию к обеспечению (защите) новых энергетических источников и альтернативных маршрутов поставки импортной нефти, большая часть которых осуществляются из Ближнего Востока морем и потенциально могут быть прерваны в результате морской блокады в Маллаканском проливе»12.

В то же время с обеих сторон высказывается настороженность относительно этой сделки. С российской - что она станет не более чем энергетическим и сырьевым поставщиком для Китая, с китайской - что Москва сможет использовать новую трубу как инструмент внешней политики.

Россию беспокоит экономическое влияние Китая и миграция китайцев в малонаселенные восточные территории. При этом совсем рядом с семимиллионным русским населением Дальнего Востока (к 2015 г. его численность может сократиться до 4,5 млн), в трех приграничных провинциях Китая проживает около 100 млн человек. По плотности они превосходят российский Дальний Восток в 62 раза. Китайские мигранты просачиваются в Россию, наводняя Читу к северу от монгольской границы, а также другие города региона.

По оценке руководителя Центра исследований постиндустриального общества Вл. Иноземцева, Китай в геополитическом пла-

не не представляет для России никакой угрозы. По его мнению, «единственная угроза, которая может быть, это то, что Китай, расширяясь экономически, и завоевывая на мировом рынке индустриальную нишу, лишает Россию возможности стать индустриальной страной. То есть закрывает нам рынки. На самом деле мы с Китаем конкуренты, потому что Россия сейчас производит сырье, а могла бы производить индустриальные товары из этого сырья»13.

Однако ситуация не так безнадежна. После 2020 г. наращивание и поддержание объемов добычи и экспорта нефти возможно за счет ввода новых крупных месторождений, открытие которых прогнозируется в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, «Роснефть» планирует построить к 2012 г. НПЗ в конечном пункте ВСТО с мощностью в 20 млн тонн/год, глубина нефтепереработки - 93%.

В энергетическом сотрудничестве достигнут прогресс и по другим направлениям - в области угля и атомной энергетики. До 2008 г. Китай сам производил много угля и практически не импортировал его из России. До 2008 г. всего было импортировано из РФ около 700 тыс. тонн угля. По прогнозам в конце 2010 г. экспорт составит 13 млн тонн. Россия стала четвертым по объемам экспортером угля в Китай после Австралии, Индонезии и Вьетнама.

Китай также ведет переговоры по конкретным объектам, связанными с переработкой угля. Китай имеет технологии сжижения угля на Дальнем Востоке. В настоящее время государственная российская электроэнергетическая компания «Интер РАО ЕЭС» и китайская компания «Шэньхуа» подписали протокол о намерениях, предусматривающий строительство на Дальнем Востоке завода по сжижению угля.

Третьим важным направлением является сотрудничество в области атомной энергетики, в этой сфере также достигнуты конкретные результаты.

Россия заинтересована в экспорте в Китай оборудования на сумму 1,4 млрд долл. для АЭС, в частности, для второй очереди Тяньваньской АЭС в провинции Цзянсу. Во время последнего визита в Китай президента Д. Медведева было подписано соглашение по техническим вопросам строительства второй очереди Тяньвань-ской АЭС.

Россия уже 20 лет эксплуатирует реактор на быстрых нейтронах мощностью 600 мегаватт. Сегодня эксперты двух стран ведут переговоры, и китайская сторона рассматривает вопрос об импорте из России технологии 800-мегаваттных реакторов на быстрых нейтронах Россией. Очевидно, что Россия имеет свои конкурентные преимущества перед Китаем и собирается в полной мере ими воспользоваться в развитии экономического сотрудничества.

Возрастание роли «ресурсного фактора» в мировой политике является новой определяющей тенденцией и мотивом деятельности для государств и компаний, работающих на этом направлении, так как от необходимых природных ресурсов напрямую зависят перспективы социально-экономического развития государств и благополучие ТНК.

Контроль и безопасность поставок углеводородов и других природных ресурсов, а также диверсификация маршрутов поставок являются главными целями энергетической политики США, Китая и России.

Доступ к ресурсам и участие в международных энергетических проектах в любом регионе мира остается главной целью китайской внешней политики. Современная стратегия Китая вхождения в глобальный мир осуществляется при помощи «мягкой силы» с опорой на инфраструктурные проекты и инвестиции в гуманитарные и другие сферы и исходит из основополагающего национального интереса - экономического выживания, и поэтому мы вправе охарактеризовать эту страну как сверхреалистичную, сверхпрагматичную державу.

Малонаселенный российский Дальний Восток и Центральная Азия располагают огромными запасами природного газа, нефти, строевого леса, алмазов и золота и являются главнейшим стратегическим регионом для Китая.

Россия также заинтересована в расширении своих экспортных углеводородных рынков и использует конкурентные преимущества в сотрудничестве с Китаем для развития экономического потенциала своего Дальнего Востока.

Примечания

1

Более подробно о сценариях развития мировой экономики и роли энергетики в формировании новой модели экономического роста см.: Доклад директора Института энергетической стратегии В.В. Бушуева на V Международной энергетической неделе «Мировая энергетика-2050» [Электронный ресурс] // Институт энергетической стратегии. [М., 2010]. URL: http://www. energystrategy.ru/ab_ins/source/Bushuev-25.10.10.doc (дата обращения: 26.01. 2011).

Рубченко М. На излете нефтяной эпохи [Электронный ресурс] // Сайт журнала «Эксперт». [М., 2010]. URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/2010/38/ interview_na_izlete_neftyanoi_epohi (дата обращения: 26.01.2011). Валюты: напряженность нарастает [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства «Интерфакс». [М., 2010]. URL: http://www.interfax.ru/

2

business/txt.bm=10&by=2010&ed=15&em=10&ey=2010&secid=0&mp=2&p=1 (дата обращения: 26.01.2011).

Лавров С.В. Настоящее и будущее российской внешней политики: взгляд из Москвы [Электронный ресурс] // Сайт журнала «Россия в глобальной политике». [М., 2007]. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/n_8385 (дата обращения: 26.01.2011).

International Energy Outlook 2010 [Электронный ресурс] // U.S. Energy Information Administration Office of Integrated Analysis and Forecasting U.S. Department of Energy. [Washington, 2010]. URL: www.eia.gov/oiaf/ieo/ pdf/0484(2010).pdf (дата обращения: 26.01.2011).

Crane K, Goldthau A, Toman M, Light T, Johnson S, Nader A., Rabasa A., Dogo H. Imported Oil and U.S. National Security [Электронный ресурс] // RAND Corporation. [Santa Monica, 2009]. URL: http://rand.org/pubs/monographs/ MG838 (дата обращения: 26.01.2011).

National Security Strategy [Электронный ресурс] // The White House President Barack Obama. [Washington, 2010]. URL: www.whitehouse.gov/sites/default/ files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf (дата обращения: 26.01.2011). Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. [Электронный ресурс] // Российский Социально-экологический Союз. [М., 2009]. URL: http:// www.rusecounion.ru/sites/default/files/enerstrategy_rf.pdf (дата обращения: 26.01.2011). Там же.

Пусенкова Н.Н. Китайский фактор. За рынки Поднебесной резко обостряется конкуренция [Электронный ресурс] // Независимая газета. [М., 2010]. URL: http://www.ng.ru/energy/2010-06-08/9_factor.html (дата обращения: 26.01.2011).

Атлас 2010. Le Monde diplomatique. М.: Центр исследования постиндустриального общества, 2010. С. 214-215.

Russian Oil Route Will Open to China [Электронный ресурс] // Wall Street Journal [NY, 2010]. URL: http://online.wsj.com/article/SB100014240527487040 82104575515543164948682.html (дата обращения: 26.01.2011). Иноземцев Вл. У Китая никогда не было союзников [Электронный ресурс] // Сайт «Российской газеты». [М., 2010]. URL: http://www.rg.ru/2010/10/01/ valday-site.html (дата обращения: 26.01.2011).

5

6

/

8

9

10

12

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.