Научная статья на тему 'Обоснование закономерностей становления и развития военно-педагогического образования в России'

Обоснование закономерностей становления и развития военно-педагогического образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военное образование / военно-педагогическое образование / история становления и развития военно-педагогического образования / противоречия военно-педагогического образования / требования к военно-педагогическим кадрам / модернизация военнопедагогического образования / воинское обучение и воспитание / становление офицера как военного педагога. / military education / military pedagogical education / history of military pedagogical education formation and development / con- tradictions of military peda-gogical education / requirements to military pedagogical personnel / upgrading of military pedagogical education / military education and training / formation of officer as a military education specialist.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенко Александр Григорьевич

В статье обосновываются закономерности становления и развития военно-педагогического образования России как составной части (подсистемы) отечественной системы военного образования. Исторический генезис формирования военно-педагогического образования России исследуется во взаимосвязи с приоритетами государственной политики в области образования, особенностями обучения и воспитания военных кадров, процессом становления личности офицера как военного педагога. Объединяющей идеей статьи является исследование проблем и противоречий военно-педагогического образования, интеграция теоретических взглядов и практического опыта, имевших место в историческом прошлом и обусловливающих обновление системы обучения и воспитания военных кадров при современной модернизации российской армии и высшей военной школы. Делается вывод о возрастании роли военно-педагогического образования в условиях проведения масштабных образовательных и военных реформ в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терещенко Александр Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF PRIMARY STAGES OF HISTORY OF MILITARY PEDAGOGICAL EDUCATION FORMATION AND DEVELOPMENT IN RUSSIA

Historical periodization of military pedagogical education formation and development in Russia as a composite part (subsystem) of home system of military education is substantiated in the article. Historical genesis of military pedagogical education formation in Russia is explored in correlation with priorities of state policy in the sphere of education, peculiarities of teaching and training of military personnel, process of formation of officer personality as a military educational specialist, organizer of work with personnel in a sub-unit. The integrating idea of the article is investigation of problems and contradictions of military pedagogical educa-tion, integration of theoretical views and practical experience that took place in the historical past and substantiated the renewal of the system of military personnel teaching and training in conditions of modern upgrading of the Russian Army and higher military school. The conclusion about the growing role of military pedagogical education in conditions of extensive educational and military reforms in Russia is made.

Текст научной работы на тему «Обоснование закономерностей становления и развития военно-педагогического образования в России»

УДК 355.233.37

https://doi.org/10.24411/2226-2296-2019-10207

Обоснование закономерностей становления и развития военно-педагогического образования в России

А.Г. Терещенко

Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», 394064, г. Воронеж, Россия

ORCID: 000-0001-9534-8760, E-mail: teralegra@mail.ru

Резюме: В статье обосновываются закономерности становления и развития военно-педагогического образования России как составной части (подсистемы) отечественной системы военного образования. Исторический генезис формирования военно-педагогического образования России исследуется во взаимосвязи с приоритетами государственной политики в области образования, особенностями обучения и воспитания военных кадров, процессом становления личности офицера как военного педагога. Объединяющей идеей статьи является исследование проблем и противоречий военно-педагогического образования, интеграция теоретических взглядов и практического опыта, имевших место в историческом прошлом и обусловливающих обновление системы обучения и воспитания военных кадров при современной модернизации российской армии и высшей военной школы. Делается вывод о возрастании роли военно-педагогического образования в условиях проведения масштабных образовательных и военных реформ в России. Ключевые слова: военное образование, военно-педагогическое образование, история становления и развития военно-педагогического образования, противоречия военно-педагогического образования, требования к военно-педагогическим кадрам, модернизация военно-педагогического образования, воинское обучение и воспитание, становление офицера как военного педагога. Для цитирования: Терещенко А.Г. Обоснование закономерностей становления и развития военно-педагогического образования в России // История и педагогика естествознания. 2019. № 2. С. 41-44. D0I:10.24411/2226-2296-2019-10207

SUBSTANTIATION OF PRIMARY STAGES OF HISTORY OF MILITARY PEDAGOGICAL EDUCATION FORMATION AND DEVELOPMENT

IN RUSSIA Alexander G. Tereshchenko

Air Force Education and Research Center "The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy", 394064, Voronezh, Russia ORCID: 000-0001-9534-8760, E-mail: teralegra@mail.ru

Abstract: Historical periodization of military pedagogical education formation and development in Russia as a composite part (subsystem) of home system of military education is substantiated in the article. Historical genesis of military pedagogical education formation in Russia is explored in correlation with priorities of state policy in the sphere of education, peculiarities of teaching and training of military personnel, process of formation of officer personality as a military educational specialist, organizer of work with personnel in a sub-unit. The integrating idea of the article is investigation of problems and contradictions of military pedagogical educa-tion, integration of theoretical views and practical experience that took place in the historical past and substantiated the renewal of the system of military personnel teaching and training in conditions of modern upgrading of the Russian Army and higher military school. The conclusion about the growing role of military pedagogical education in conditions of extensive educational and military reforms in Russia is made.

Keywords: military education, military pedagogical education, history of military pedagogical education formation and development, contradictions of military peda-gogical education, requirements to military pedagogical personnel, upgrading of military pedagogical education, military education and training, formation of officer as a military education specialist.

For citation: Tereshchenko A.G. SUBSTANTIATION OF PRIMARY STAGES OF HISTORY OF MILITARY PEDAGOGICAL EDUCATION FORMATION AND DEVELOPMENT IN RUSSIA. History and Pedagogy of Natural Science. 2019, no. 2, pp. 41-44. DOI:10.24411/2226-2296-2019-10207

Исторический опыт России свидетельствует о том, что практически все реформы, приводившие к укреплению государственности, усилению обороноспособности страны, начинались с развития системы образования. Современная модернизация армии, глубинные преобразования различных сторон военного дела связаны с развитием системы военного образования и ее военно-педагогической составляющей. Исторический генезис военно-педагогического образования свидетельствует о

постоянно развивающейся взаимозависимости между складывающейся в России системой обучения и воспитания и содержанием подготовки военно-педагогических кадров. Возникнув как выражение потребности в организованном обучении и воспитании военнослужащих, военно-педагогическое образование со временем выделилось в самостоятельное направление подготовки военных кадров.

Система военно-педагогического образования функционирует и развива-

ется, с одной стороны, как важнейший элемент системы военного образования, а с другой - как элемент системы подготовки педагогических кадров в гражданской школе. В.Н. Новиков под системой военно-педагогического образования понимает «совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: сеть военно-педагогических учебных заведений; передовая теория и практика военно-педагогического образования; образовательные программы подготовки офицеров к военно-пе-

дагогической деятельности; органы управления военно-педагогическим образованием; нормативно-правовая база, регламентирующая функционирование системы военно-педагогического образования» [1].

Историко-педагогический анализ становления военно-педагогического образования свидетельствует о том, что все его структурные компоненты претерпевали сложную эволюцию, что придало процессу его функционирования противоречивый и одновременно закономерный характер. Исходя из общенаучного определения категории «закономерность», под закономерностями становления и развития военно-педагогического образования понимаются объективно сложившиеся устойчивые, повторяющиеся связи и отношения, внутренне присущие данному процессу. Обоснование закономерностей становления военно-педагогического образования предполагает, с одной стороны, исследование тенденций его собственного развития, а с другой - особенностей взаимодействия с системами более высокого порядка: общего и профессионального образования, военного образования, подготовки педагогических кадров в гражданской школе.

Становление военно-педагогического образования в России неразрывно связано с формированием регулярной русской армии и созданием национальной системы военного образования. Создание первых военно-учебных заведений связывалось с необходимостью подготовки и воспитания военных кадров, преданных своему императору и отечеству. В монархический период в военной школе серьезное внимание уделялось религиозно-нравственному воспитанию, обязательным предметом для изучения был Закон Божий. В советский период существовала социально-классовая направленность организации военно-педагогического образования. Подготовка военных кадров велась с учетом требований государственной идеологии и принципов коллективистской педагогики. Поэтому правомерно среди закономерностей становления военно-педагогического образования выделить зависимость его целей и задач от идеологии и политики государства в области безопасности и образования.

Смена социально-экономического уклада, политических взглядов и целей общества приводит к изменениям направлений развития образования. Глобальные изменения в мире, нарастание угроз военной безопасности - все это закономерно требует качественного обновления военного образования, гиб-

кого реагирования военной школы на потребности подготовки военно-педагогических кадров. При этом отечественный исторический опыт свидетельствует о том, что в основу современной идеологии военного образования должны быть положены не социально-классовые ценности, а богатство национальной и военной культуры России, целенаправленная военно-педагогическая деятельность по воспитанию патриотизма, любви к своему Отечеству.

Анализ научно-исторической литературы [1-5] свидетельствует о возрастании роли военно-педагогического образования в условиях проведения масштабных образовательных и военных реформ, что позволяет рассматривать его в качестве антикризисной меры сохранения военного, образовательного и человеческого потенциала в меняющихся социально-экономических условиях. Реорганизация военно-педагогического образования выступала неотъемлемым элементом преобразований в армии и военной школе как в дореволюционное время, так и в советский период. Не является исключением и современный период модернизации армии и военного образования. В нормативных документах по развитию системы военного образования предусмотрены мероприятия, направленные на улучшение отбора, подготовки и повышение квалификации военно-педагогических кадров различных уровней, сохранение и укрепление научно-педагогического потенциала вузов, обеспечение соответствия системы военно-педагогического образования новым задачам и структуре Вооруженных сил Российской Федерации. Поэтому существенной закономерностью следует считать зависимость становления и развития военно-педагогического образования от общего состояния военной школы и Вооруженных сил РФ.

Следующая закономерность заключается в обеспечении соответствия целей, задач и содержания военно-педагогического образования положениям военной доктрины и требованиям государственного кадрового заказа. Действие этой закономерности проявляется в необходимости установления исходных данных для функционирования системы военно-педагогического образования, включающих: разработку федеральных и ведомственных требований к содержанию подготовки военно-педагогических кадров; модернизацию сети военно-педагогических образовательных структур; определение потребности в военно-педагогических кадрах и установление численности, специальностей, уровней и профилей их подготовки. В ряде иссле-

дований последних лет формирование государственного заказа на подготовку военных педагогов, регулирование его количественно-качественных параметров и совершенствование нормативно-правовой базы института заказчиков обосновываются как необходимые элементы реформы Вооруженных сил и высшей военной школы [1].

Подготовка военно-педагогических кадров выступает важным элементом системы военного образования и одновременно является подсистемой педагогического образования. Поэтому среди закономерностей становления системы военно-педагогического образования следует отметить зависимость всех ее компонентов от уровня развития теории и практики подготовки педагогических кадров в гражданской школе. Примечательно, что преобразования военно-учебных заведений, организуемые во второй половине XIX века военным министром Д.А. Милютиным, во многом совпадали по целям и задачам с реформой образования, проводимой Министерством народного просвещения. Первые военно-педагогические учебные заведения создавались по типу гражданских учительских семинарий, проект которых был разработан К.Д. Ушинским. Одинаковыми были сроки, цели и содержание, формы и методы обучения. Перечень предметов предусматривал основательную общеобразовательную и психолого-педагогическую подготовку будущих преподавателей [6].

Данная закономерность проявляется также и в том, что содержание, организация и методика подготовки преподавателей в военно-педагогических учебных заведениях во многом сходны с аналогичными компонентами в гражданских вузах. Например, прикладной метод обучения во второй половине XIX века был основным во всех учебных заведениях России, в том числе педагогических и военно-педагогических. В военно-педагогических школах советского периода, как и в других учебных заведениях, в середине 20-х годов XX века широко применялись активно-трудовой и лабораторный метод проведения занятий [5]. В то же время военно-педагогические учебные заведения имели ряд отличительных особенностей в учебном процессе: посещение занятий, проводимых учителями-руководителями, написание рефератов по психолого-педагогическим проблемам, составление планов уроков и др.

В качестве закономерности следует отметить зависимость становления военно-педагогического образования от уровня развития военной и психолого-педагогической науки. Исторический

опыт свидетельствует, что сам факт становления педагогики как науки является важным условием появления первых военно-педагогических учебных заведений. К началу 60-х годов XIX века теоретические осмысления и обобщения педагогической практики достигли высокого научно-теоретического уровня. Это получило отражение в научных трудах известных отечественных просветителей и педагогов-практиков того времени. Например, К.Д. Ушинский утверждал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Эти идеи он реализовал в собственной педагогической системе, которая была одной из самых прогрессивных для своего времени. Разработанные им принципы преподавания (своевременность, постепенность, ясность) и методы обучения (догматический, сократический, эвристический) оказали влияние на теорию и практику военно-педагогического образования [7].

На становление и развитие теории обучения и воспитания в военной школе большое влияние оказали военно-педагогические взгляды известных полководцев, руководителей военного ведомства и начальников военно-учебных заведений. Например, передовые военно-педагогические идеи А.В. Суворова М.И. Кутузова, Д.А. Милютина, М.И. Драгомирова, М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова способствовали формированию и развитию военной педагогики и психологии как самостоятельных отраслей научных знаний. С возникновением и развитием психолого-педагогической науки стало возможным изучение теории и практики обучения и воспитания как неотъемлемой части подготовки военно-педагогических кадров.

Практическим проявлением данной закономерности является и обратная зависимость развития психологии и педагогики, особенно высшей военной школы, от уровня научных исследований и психолого-педагогической ква-ли-фикации преподавателей. Закрытие в 50-е годы прошлого века Военно-педагогического института Советской армии и Высшего военно-педагогического института им. М.И. Калинина привело к сокращению численности преподавателей, имеющих психолого-педагогическое образование, а соответственно уменьшилось количество научных публикаций и исследований проблематики психологии и педагогики высшей военной школы. Проблемы комплектования военной школы квалифицированными педагогами еще сильнее обострились в конце XX века, когда на фоне углубляющихся кризисных про-

цессов в обществе и армии была свернута образовательная деятельность военно-педагогического факультета Военного университета МО РФ.

Произошедшие изменения в сфере образования в постсоветский период обострили ряд проблем, связанных с условиями функционирования вузов, внедрением ФГОС ВО, переходом на многоуровневую систему, что объясняет возрастание требований к уровню квалификации и профессиональной культуры военно-педагогических кадров. В военно-педагогической деятельности оказался востребованным офицер, ориентированный на гуманистические смыслы, способный отказаться от авторитарного стиля в пользу педагогического взаимодействия с различными категориями военнослужащих. При этом следует отметить, что отсутствие достаточного уровня профессиональной компетентности военного педагога часто сопровождается утверждением ценностей традиционной педагогики с ее жесткой детерминацией организации образовательного процесса. Гуманистическая педагогика ориентирована на расширение ролевых функций педагога. Помимо знаний дисциплин предметной подготовки, возрастают требования к организаторским и управленческим способностям педагога, его умениям использовать в учебном процессе инновационные образовательные технологии.

Среди закономерностей становления военно-педагогического образо-ва-ния следует выделить зависимость его развития от степени раскрытия внутреннего потенциала личности педагога, ее творческой самореализации в военно-педагогической деятельности. Сегодня можно констатировать, что центр тяжести в деятельности преподавателя смещается с позиции функционального исполнителя, которую он выполнял ранее, на актуализацию творческих аспектов педагогического труда. Вопросы педагогического творчества, целенаправленной научно-исследовательской деятельности преподавателей актуализировались как никогда ранее. Практика показывает, что «педагог, занимающийся творческой деятельностью, гораздо быстрее достигает педагогического мастерства и профессионализма. В поисках преодоления ограниченности традиционных подходов к образованию сегодня актуализируется перевод его в качественно новое состояние, отражающее такой тип педагогической деятельности, который характеризуется превращением духовного мира педагога в специфический источник целевых, содержатель-

ных и процессуальных характеристик образовательного процесса» [5].

Исследование закономерностей становления системы военно-педагогического образования позволяет определить зависимость ее эффективного функционирования и развития от своевременного выявления и разрешения возникающих противоречий. Отечественный опыт подготовки военно-педагогических кадров показывает, что основным ее противоречием является несоответствие между потребностями вузов в квалифицированных военно-педагогических кадрах и способностью военно-педагогических учебных заведений по их удовлетворению. Данное противоречие правомерно рассматривать в качестве главного источника развития системы военно-педагогического образования на протяжении всей истории ее существования. В настоящее время углубляются противоречия между требованиями, предъявляемыми к личности офицера как военного педагога, и фактическим уровнем его готовности к выполнению педагогических функций в области воинского обучения и воспитания, между типовой системой военно-педагогической подготовки офицера и индивидуально-творческим характером его педагогической деятельности. Конструктивное разрешение этих противоречий выступает движущей силой современного развития системы военно-педагогического образования, инициирует подготовку новой генерации военно-педагогических кадров, способных в условиях нарастающих угроз военной безопасности России обеспечить переход военной школы от информаци-онно-знаниевого образования адаптивного типа к личностно-развивающему образованию опережающего типа.

Таким образом, военно-педагогическое образование представляет собой сложный историко-культурный феномен, имеющий свою внутреннюю природу, динамику становления и развития, характеризующийся определенным соотношением военно-доктри-нальных, политико-идеологических и психолого-педагогических взглядов, обусловливающих содержание, методику и организацию подготовки офицера как военного педагога. Закономерностями становления и развития военно-педагогического педагогического образования в России являются:

- зависимость целей и задач военно-педагогического образования от идеологии и политики государства в области безопасности и образования;

- соответствие подготовки военно-педагогических кадров положениям военной доктрины и требованиям государственного заказа;

- зависимость состояния военно-педагогического образования от уровня квалификации преподавателей военной школы, теории и практики подготовки педагогических кадров в гражданской школе;

- обусловленность содержания военно-педагогического образования уровнем развития военной и психолого-педагогической науки;

- ориентация военно-педагогического образования на формирование социально-активной, нравственно зрелой и творческой личности педагога, способного организовывать образовательный процесс в новых условиях;

- зависимость развития системы военно-педагогического образования от своевременного выявления и разрешения возникающих в ней противоречий.

К сожалению, военно-педагогическая наука не всегда учитывает разрыв между возрастающими требованиями к подготовке военных кадров и сложившейся вузовской практикой, не всегда дает ответы на вопрос, каким должно быть военно-педагогическое образование, чтобы соответствовать потребностям ближайшего и отдаленного будущего. Вследствие этого разработка квалификационных требований, учебных программ, методик обучения и вос-

питания курсантов часто отстает от уровня развития военного дела. При этом проявляется закономерность: чем более неопределенными являются требования к профессиональным качествам военного специалиста, тем выше вероятность ошибок при его подготовке. Поэтому, чтобы не повторять ошибок прошлого, подготовка офицеров к военно-педагогической деятельности должна носить системный, опережающий и прикладной характер, а организация учебного процесса в военной школе должна быть максимально приближена к реальным условиям армейской службы и выполнению конкретных учебно-боевых задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Новиков В.Н. Теория и практика развития военно-педагогического образования. М.: ВА РВСН, 1999. 169 с.

Барабанщиков А.В., Иванов В.Н. Истории отечественной и зарубежной педагогики: в 3 ч. Голицино. 1995. 376 с.

Седов А.М. Развитие системы подготовки педагогических кадров для военно-учебных заведений Вооруженных сил СССР (1918-1980 гг.).

М.: ВПА. 1981. 121 с.

Швечков А.Ф. Деятельность Коммунистической партии по подготов-ке и воспитанию военно-педагогических кадров в период мирного социалистического строительства (1921 - июнь 1941 г.): автореф. дис... канд. ист. наук. М. 1979. 20 с.

Терещенко А.Г. Методологические аспекты исследования военно-педагогического образования и тенденции его современного развития:

моногр. Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». 2014. 168 с.

Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988. Т. 2. С. 81-107.

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогиче-ской антропологии. М.: Книга по требованию. 2014. 628 с.

REFERENCES

Novikov V.N. Teoriya i praktika razvitiya voyenno-pedagogicheskogo obrazovaniya [Theory and practice of the development of military peda-gogical education]. Moscow, VA RVSN Publ., 1999. 169 p.

Barabanshchikov A.V., Ivanov V.N. Istorii otechestvennoy i zarubezh-noy pedagogiki [History of domestic and foreign pedagogy]. Golitsino, 1995. 376 p.

Sedov A.M. Razvitiye sistemy podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlya voyenno-uchebnykh zavedeniy Vooruzhennykh Sil SSSR (1918-1980 gg.) [Development of a system for training teachers for military schools of the Armed Forces of the USSR (1918-1980)]. Moscow, VPA Publ., 1981. 121 p.

Shvechkov A.F. Deyatel'nost' Kommunisticheskoy partii po podgotov-ke i vospitaniyu voyenno-pedagogicheskikh kadrov v period mirnogo sotsialistich-eskogo stroitel'stva (1921 - iyun' 1941 gg. Diss. kand. ist. nauk [The activities of the Communist Party in training and education of military-pedagogical personnel in the period of peaceful socialist construction (1921 - June 1941). Cand. hist. sci. diss.]. Moscow, 1979. 20 p. Tereshchenko A.G. Metodologicheskiye aspekty issledovaniya voyenno-pedagogicheskogo obrazovaniya i tendentsii yego sovremennogo razvitiya [Methodological aspects of the study of military pedagogical education and the trends of its modern development]. Voronezh, VUNTS VVS «VVA imeni professora N.Ye. Zhukovskogo i YU.A. Gagarina» Publ., 2014. 168 p.

Ushinskiy K.D. Proyekt Uchitel'skoy seminarii. Pedagogicheskiye so-chineniya [Project of Teacher Seminary. Pedagogical writings]. Moscow, Peda-gogika Publ., 1988. vol. 2. pp. 81-107.

Ushinskiy K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoy antropologii [Man as a subject of education. The experience of pedagogi-cal anthropology]. Moscow, Kniga po trebovaniyu Publ., 2014. 628 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Alexander G. Tereshchenko, Cand. Sci. (Polit

Терещенко Александр Григорьевич, к.пол.н., доцент, проф. кафедры морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации), Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».

Assoc. Prof., Prof. of the Moral and Psychological Providing (Airckaft Operations) Department, Air Force Education and Research Center "The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.