Научная статья на тему 'Обоснование выбора стратегий развития предприятий пищевой промыш енности'

Обоснование выбора стратегий развития предприятий пищевой промыш енности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование выбора стратегий развития предприятий пищевой промыш енности»

♦

П

дениями следующего типа: «Соответственно должны увеличиваться инвестиции в человеческий капитал: на образование и профессиональную подготовку развитие специфических для данного производства навыков. Отсюда также возникли качественные последствия. С одной стороны, необходимость значительных инвестиций в человеческий капитал порождала требования гарантий их окупаемости. С другой - учитывая, что приобретаемые в процессе труда навыки и опыт не передаются, их владельцы становились субъектами права собственности на человеческий капитал». Нет возражений против «увеличения инвестиций в человеческий капитал», можно понимать данный процесс и как инвестирование «в образование и профессиональную подготовку, развитие специфических для данного производства навыков» и прочее, но попытки определения экономической отдачи человеческого капитала, выраженного в его «творческой способности», «знаниях», «навыках», «образовании» и другом, по нашему мнению, перспективы не имеют.

Капитал - это экономическая категория, и соответственно данному пониманию должна выстраиваться система учета, воспроизводства и оценки экономической эффективности его использования. Учеными и специалистами предпринимались неоднократные попытки нахождения единой количественной меры измерения разнородных по своей природе явлений. Достаточно вспомнить о так называемом трудовом подходе, когда разнообразные ресурсные потоки подсчитывали сь на основе трудоемкости их производства (прямых и овеществленных затрат труда), или об «энергоподходе», согласно которому затраты, результаты, эффективность предлагалось измерять путем подсчета прямой и овеществленной энергии. В последние годы появились сторонники аналогичного по своей сути информационного

подхода. Не умаляя значимости обозначенных подходов, направленных на нахождение универсального средства описания разнообразных явлений, решающих проблемы измеримости и аддитивности, следует отметить их ограниченные познавательные возможности. Как отмечает П.Дж. Перотто, «физика учит нас, что величина существует в той мере, в какой удается дать ей количественное определение; точно так же на предприятии главным мерилом служат деньги, ими измеряются все наличные величины и процессы»6.

Изменение «статуса» человеческого капитала в экономической теории позволяет ожидать восстановления внимания управленческой науки, в частности, к теории человеческого капитала. Современный, повышенный интерес к социальным аспектам управления персоналом предприятия неизбежно должен уступить место экономическим формам его проявления, но, безусловно, на новой методологической основе.

1 Эволюция экономических и социальных подходов в уп -равлении персоналом организации рассмотрена нами в кн.: Качагин Е. А. Формирование рынка труда: региональный ас -пект / Под науч. ред. В.Н. Лазарева. Ульяновск, 2005.

2 Котельников Г.А., Поддубный Н.В. Современное российское общество: феноменология нестабильности. В кн.: Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности М., 2003 С. 167.

3 Грейсон Дж.-мл., Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХI в. / Пер. с англ. Авт. предисл. Б.З. Мильнер. М., 1991. С. 192.

4 Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХ1 в.: Уч. пособие / Пер. с англ. М., 2001. С. 198.

5 Тарануха Ю. Рабочая акционерная собственность, ее потенциал // Экономист. 2003. № 3. С. 35.

6 Перотто П.Дж. Дарвинизм и менеджмент. 1990. С. 13.

УДК 338.45:664

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИШЕВОЙ ПРОМЫШАЕННОСТИ

Ключевой проблемой стратегического управления предприятием в современных условиях является поиск пути, когда максимально можно задействовать потенциал институциональных преобразований и возможностей для повышения эффективности производства. В условиях роста конкуренции на рынке пищевой продукции предприятию необходимо выявить альтернативные варианты взаимосвязанных стратегий, которые определяют различные товарно-рыночные позиции предприятий. Это определяет его конкурентные позиции на отраслевых рынках при данных ресурсах.

Эффективное функционирование предприятия в рыночных условиях может идти как за счет внутреннего развития, применения стратегии диверсификации, так и на основе процессов слияний, поглощений. В ходе выбора стратегий развития «диверсификация - слияния» следует прежде всего сбалансировать тактические и стратегические долгосрочные цели и необходимую гибкость позиций предприятия. Кроме того, важно учесть риск, связанный с долгосрочными стратегиями. Выбор оптимальной стратегической позиции предприятия основан на анализе альтернативных портфелей предприятий. Важным моментом является оценка реальной осуществимости данных вариантов на основе сопоставления необходи-

Г.А. Ломоносова,

кафедра экономики и управления на предприятии, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2006. № 13(2)

мых и имеющихся ресурсов. Реальные варианты требуют конкретизации за счет выбора направлений роста в рамках «потребитель - продукт» (таблица). Построение такой матрицы отражает различные пути расширения традиционного портфеля предприятия. Она показывает взаимосвязь возможных производств с точки зрения технологии и экономики.

Пример выбора направлений роста для предприятий мясной промышленности

Продукт

Покупатель Связанные технологии Несвязанные технологии

Того же типа Производство мясо-растительных консервов, гематоген Пищевые добавки

Покупатель, отражающий новый сегмент рынка Натуральные виды продуктов Р озни чная торговля. Ресторанный бизнес

Другого типа Производство мясокостной муки Лекарственные препараты. Комбикорма

Важный этап - сравнение вариантов по целям, адаптивности и величине синергетического эффекта. Выбор наилучшего варианта портфеля позволяет определить ключевые компоненты стратегии развития предприятия -определение отрасли или подотрасли ведения бизнеса; приоритетные направления развития, конкурентные преимущества, синергетический эффект; возможную степень гибкости и адаптивности; вывить эффективность диверсификации или покупки бизнеса (слияние и поглощение).

Использование данного методического подхода к определению портфельной стратегии развития среднего по размерам диверсифицированного предприятия (Энгель-сского горпищекомбината) позволило установить, что наиболее эффективным для него являлся портфель, основанный на углублении диверсификации, а не на слиянии и поглощении. Такая стратегия обеспечила рост доходности и усиление рыночных позиций пред пр иятия на таких отрасл евых ры нках региона, как кондитерская продукция, безалкогольные напитки, крупяные, макаронные изделия. Однако переход на следующем этапе к реализации стратегии слияния и поглощения был обусловлен снижением синергетического эффекта, возросшей конкуренцией, необходимостью расширения деловых возможностей, решением проблем с сырьевой базой. Кроме того, рынок, на котором действует данное предприятие, относится к зрелым рынкам, вход на него требует существенных затрат.

Многообразие применяемых стратегий на отраслевых рынках пищевой промышленности обусловлено различными целями, мотивами (рисунок).

Особенности процесса слияний и поглощений на рынке продукции пищевой промышленности обусловлены характером и типом отраслевого рынка. Исследование показало, что для компаний с консолидированным и фрагментированным рынком перспективными

являются разные инвестиционные стратегии. Так, пред -приятия - производители пива, молока, соков, кондитерских изделий нуждаются в инвестициях, повышении рентабельности и увеличении доли рынка. На других же сегментах рынка (таких как производство мороженого, замороженных полуфабрикатов, мясных продуктов), где низок уровень консолидации, они заключаются в стимулировании и поиске финансовых ресурсов для финансирования слияний и приобретений.

Хотя процессы концентрации отмечены во всех подотраслях пищевой промышленности, наиболее подверженными процессу слияний и поглощений на со -временном этапе являются кондитерская, пивоваренная, табачная и молочная промышленности.

Рост предприятий осуществляется также за счет вхождения в финансово-промышленные группы, агропромышленные холдинги, банковские группы. Создаются многопрофильные концерны, группы («Нарат», Букет»), включающие в себя перерабатывающие пред -приятия, не теряющие своей юридической и экономической самостоятельности, но объединяющие свои ресурсы и возможности в области инвестиционной деятельности, торговли, создания надежной сырьевой базы, транспортной и другой инфраструктуры.

Особое значение для предприятий пищевой про -мышленности при выборе стратегии развития является учет рисков, связанных с изменением рыночной конъюнктуры. На примере одного из предприятий молочной промышленности региона был апробирован матричный подход к определению стратегии развития предприятия с учетом риска рыночной конъюнктуры. Этот методический подход и экспериментально про-веденные расчеты позволили на основании реализа-

Расшир ение возможностей финансирования

Эффект масштаба

Снижение цен

Отделение собственности от контрсля

Налоговые причины

Ф инан ссвая синсрги.э

Сокращение количества поставщиков

Интеграция назщ

Интеграция вперед

Дне ер спфнкщнл

связанная

ДиЕерсифиыацил несвязанная

Вькод нановьзе рынки

Выпуск эксклюзивных видов продукции

Модернизация

Создание совместных предприятий

Й

£

и

Основные виды стратегий предприятий пищевой промышленности

ции выбранной альтернативы обосновать стратегическое решение, заключающееся в определении предпочтительного производственного направления и опти-мальных параметров молочного комбината. Как показали расчеты, оптимальная стратегия отличается от фактически реализуемой предприятием и предполагает ограничение предложения по отдельным товарным группам (таким как сливочное масло, сметана) в пределах 12 - 15% на краткосрочную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.