Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК «КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ»'

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК «КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
933
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПСИХОДИАГНОСТИКА УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / CLIP THINKING / CHARACTERISTICS OF CLIP THINKING / RESEARCH METHODS / PSYCHO-DIAGNOSTICS OF MENTAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошиненко Л. И., Метелева А. А.

В статье представлен обзор методов и методик, направленных на изучение клипового мышления. Проводится оценка адекватности ранее разработанных методов диагностики интеллекта и его особенностей для изучения характеристик клипового мышления курсантов военного вуза. По выделенным психометрическим и организационным критериям осуществляется подбор психодиагностического комплекса для исследования характеристик клипового мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волошиненко Л. И., Метелева А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF THE CHOICE OF PSYCHEDIAGNOSTIC METHODS OF STUDYING THE CHARACTERISTICS OF “CLIP THINKING”

The article provides an overview of the methods and techniques aimed at the study of clip thinking. The adequacy of previously developed methods for diagnosing intelligence and its features for studying the characteristics of clip thinking of cadets of a military high school is assessed. According to the selected psychometric and organizational criteria, a psychodiagnostic complex is selected to study the characteristics of clip thinking.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК «КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ»»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 3. С. 48-54. УДК 159.9.072.5

DOI: 10.24147/2410-6364.2020.3.48-54

Л. И. Волошиненко, А. А. Метелева

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК «КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ»

В статье представлен обзор методов и методик, направленных на изучение клипового мышления. Проводится оценка адекватности ранее разработанных методов диагностики интеллекта и его особенностей для изучения характеристик клипового мышления курсантов военного вуза. По выделенным психометрическим и организационным критериям осуществляется подбор психодиагностического комплекса для исследования характеристик клипового мышления.

Ключевые слова: клиповое мышление; характеристики клипового мышления; методы исследования; психодиагностика умственных способностей.

L. I. Voloshinenko, A. A. Meteleva

SUBSTANTIATION OF THE CHOICE OF PSYCHEDIAGNOSTIC METHODS OF STUDYING THE CHARACTERISTICS OF "CLIP THINKING"

The article provides an overview of the methods and techniques aimed at the study of clip thinking. The adequacy of previously developed methods for diagnosing intelligence and its features for studying the characteristics of clip thinking of cadets of a military high school is assessed. According to the selected psychometric and organizational criteria, a psychodiagnostic complex is selected to study the characteristics of clip thinking.

Keywords: clip thinking; characteristics of clip thinking; research methods; psycho-diagnostics of mental abilities.

В «Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы» прямо указано, что «темпы развития технологий, создания, обработки и распространения информации значительно превысили возможности большинства людей в освоении и применении знаний. Смещение акцентов в восприятии окружающего мира <...> на развлекательно-справочный сформировало новую модель восприятия - так называемое клиповое мышление.» [1, Раздел II]. Переход в начале 90-х годов прошлого века на качественно новый уровень развития информационных технологий [2] с последующей глобальной информатизацией и их инфильтрацией в повседневную жизнь с неизбежностью формирует у последующих поколений «клиповое мышление» [1-6].

Анализ научных публикаций, посвящён-ных этой проблеме, свидетельствует, что сре-

ди широкого спектра в целом близких по смыслу понятий, таких как «клиповое мышление», «net-мышление», «фрагментарное мышление», «дискретное мышление», «мозаичное мышление», «кнопочное мышление», «пиксельное мышление», «альтернационное мышление», - именно термин «клиповое мышление» стал устоявшимся в научном обиходе, находя своё закрепление также и в нормативно-правовых документах [цит. по: 1, Раздел II]. Исследователи всё ещё спорят о том, к какому высшему психическому процессу можно отнести клиповое мышление. Некоторые предполагают, что «клиповое мышление - это и не мышление вовсе, а наблюдаемый докогнитивный феномен высшей нервной деятельности» [7, с. 327].

Клиповое мышление - быстрый, но в то же время поверхностный процесс, который

© Волошиненко Л. И., Метелева А. А. 2020 48

позволяет дать ответ на постоянно меняющуюся обстановку или информацию. В таких условиях нет времени на переработку информации, её анализ и формирование долговременной памяти. Если же формирование следов памяти и происходит, то возникают проблемы с последующим воспроизведением информации. Клиповое мышление еще называют интегративной функцией кратковременной памяти, которая затем стирается или без осмысления и понимания рассеивается, переходя в подкорковые структуры. В результате возникают проблемы с тем, чтобы обращаться к пережитому жизненному опыту, планировать и прогнозировать поведение [8-9].

В ходе анализа научной литературы выявлены основные характеристики клипового мышления, к их числу чаще всего относят защищённость от информационной перегрузки, многозадачность и разнозадачность, гибкость мышления, снижение способностей к анализу и структурированию информации, отсутствие системности мировоззрения и критического мышления, функциональную неграмотность и лабильность мышления, языковой минимализм и неумение выражать мысли [4-12].

Как отмечалось ранее, клиповое мышление - это реакция, прежде всего представителей молодого поколения на увеличивающийся темп и объем информационного потока в современной культуре, основным источником которого выступают современные масс-медиа. Развитие масс-медиа, с одной стороны, в значительной степени обусловило формирование клипового мышления, с другой -быстрее всего масс-медиа отреагировали своей кардинальной трансформацией на социальные изменения, связанные с его распространением: визуальный компонент (иллюстрации, фотографии, инфографика, элементы дизайна) стал превалировать над вербальным [13-14]. Наряду с этим наблюдается всё увеличивающийся разрыв между изменившейся и продолжающей быстро меняться социальной средой и системами с высокой инерционностью, к которым относится система образования [15]. Как отмечают многие исследователи, клиповое мышление вступает в конфликт с текстовой культурой, составляющей основу традиционного процесса образования [5; 16]. Дело в том, что педагогический процесс достаточно консервативен в силу объективных факторов, но и он должен учитывать

изменившиеся условия социальной среды, в которой развивается молодёжь [17].

Современные обучающиеся обладают совершенно иными возможностями восприятия и усвоения поступающей информации. Они испытывают постоянную потребность в новизне, с трудом работают с текстовыми носителями информации, особенно с большим объёмом, хуже читают, быстрее утомляются, не могут долго концентрировать внимание, обладают весьма ограниченным словарным запасом. Поиск нужной информации осуществляется не путем кропотливого анализа учебных пособий, учебников, научных изданий, а обращением к поисковым системам типа Яндекс или Google, высоким также оказывается уровень доверия к сетевым источникам в сочетании с низким уровнем развития критического мышления [ 18-20].

В связи с вышесказанным возникают вопросы, не только связанные с операцио-нализацией понятия «клиповое мышление», с выявлением его атрибутивных характеристик, их проявлений в учебной деятельности, но и касающиеся как разработки специфичных инструментов, так и возможностей применения известных стандартизированных методик диагностики интеллекта и особенностей мышления для изучения клипового мышления.

Таким образом, наше исследование направлено на обзор уже разработанных методов исследования клипового мышления, а также подбора наиболее оптимальных психодиагностических методик для изучения клипового мышления курсантов в военно-образовательной среде.

К настоящему моменту количество научных исследований клипового мышления невелико. Научное сообщество только переходит от теоретических обобщений и поисковых исследований данного феномена к его активному изучению. Так, например, метод выявления клипового мышления в учебных коллективах на основе экспертной оценки с последующим углубленным его изучением инструментальными психофизиологическими методами был предложен Т. Н. Горобцом и В. В. Ковалёвым. Суть выявления клипового мышления на основе экспертной оценки в данном случае заключается в следующем: а) применение строго определённых критериев / признаков для клипового и для понятийного, как альтернативного клиповому, мыш-

ления; б) преподаватели-эксперты оценивают по пятибалльной шкале степень выраженность признаков обоих видов «мышления», где: «5» - признак выражен отчётливо, присутствует постоянно, «4» - признак скорее выражен и может проявляться не систематически, «3» - степень выраженности определить затруднительно, «2» - признак скорее не выражен, «1» - признак не выражен и совсем не проявляется; в) на основе экспертных оценок высчитывается уровень выраженности критериев / признаков клипового или понятийного мышления по среднему арифметическому экспертных оценок (САЭО) каждого признака / критерия: так, низкому уровню соответствует 2 < САЭО < 3; среднему -3 < САЭО < 4; высокому - 4 < САЭО < 5 [7, с. 329-330]. Выделенные ими критерии были учтены нами ранее при выявлении ключевых характеристик клипового мышления. Применение предложенного выше метода выявления клипового мышления в условиях обучения в Военной академии нецелесообразно по следующим причинам: возможность применения только после определённого времени обучения (не менее 1-2 семестров) для формирования мнения экспертов и сохранения высокой степени субъективности экспертной оценки из-за новизны тематики исследования; недостаточный охват критериев / признаков клипового мышления и необходимость валидизации методики расчётов; высокая экономическая и особенно временная затратность такого исследования как при обследовании большого количества обучающихся, так и, например, при его ежегодной повторяемости

Другой метод изучения клипового мышления - метод эксперимента - был предложен А. В. Микляевой и С. А. Безгодовой, рассматривавших клиповое мышление как когнитивно-стилевую особенность познавательной деятельности. Исследователи провели эксперимент по моделированию ситуации познавательной деятельности для группы из 30 студентов. В целом авторы исследования признали, что их экспериментальная модель может быть признана продуктивной для решения задач, связанных с изучением характеристик клипового мышления как стилевой характеристики познавательной деятельности человека, в частности, для определения его места в иерархии когнитивно-стилевых особенностей личности [11]. Применение подоб-

ного формата эксперимента в военно-образовательной среде нецелесообразно практически по тем же причинам, что и метод экспертной оценки.

С учетом вышесказанного был сделан выбор в пользу психодиагностического инструментария для изучения характеристик клипового мышления. Выбор психодиагностических методов выявления изучаемого феномена обусловлен надёжностью и валидностью измерений, громоздкостью и затратностью иных методов исследования.

Интересен опыт исследования интеллекта с применением психодиагностического инструментария И. П. Березовской и Е. С. Новиковой в интересах изучения проблемы влияния 1Т-активности на вербальный интеллект в условиях образовательной среды, проведённый в 2016 г. с привлечением 71 студента (38 девушек и 33 юношей) в возрасте 1723 лет. При исследовании были использованы коррелирующие с исследованием психодиагностические методики: тест «Сложные аналогии» и тест структуры интеллекта Р. Амтхау-эра (ТСИ), а конкретно, его субтесты № 2 «Исключение слова» (интуитивный компонент понятийного мышления), № 3 «Аналогии» (логический компонент понятийного мышления), № 4 «Обобщение» (понятийная категоризация). Авторами сделан вывод: «Результаты исследования не дали однозначного подтверждения гипотезы. Неоднородность влияния 1Т-активности на вербальный интеллект указывает на необходимость детального изучения влияния её отдельных видов на конкретные когнитивные способности» [21]. Вероятно, потребуется уточнение характера изменений 1Т-активности с учётом перехода на новые стандарты скорости передачи данных и, соответственно, повсеместный переход на пользование смартфонами и планшетами, обеспечивающими более высокий по качеству информационный серфинг.

Для нас изучение характеристик клипового мышления у курсантов военного вуза связано с рядом требований к психодиагностическому комплексу: а) валидность методик, т. е. адекватность шкал тестов выявленным ранее характеристикам клипового мышления; б) надёжность измерения характеристик клипового мышления; в) относительно высокая скорость проведения и обработки данных; г) развёрнутость интерпретации результатов; д) невысокая экономическая и

временная затратность. Все выявленные характеристики так или иначе относятся к интеллектуальной деятельности человека в контексте обучения в военно-образовательной среде, следовательно, поиск психодиагностического инструментария проводился в области сравнения методик измерения интеллектуальных способностей на основе ранее выделенных характеристик клипового мышления.

Распространённый тест Стенфорд-Бине не применим в контексте исследования в силу ограничения исследуемых возрастной границей в 18 лет. Также в силу специфики тестового материала не применимы таблицы Раве-на («Шкала прогрессивных матриц»). В оставшееся число анализируемых методик вошли следующие распространённые тесты: тест Векслера (вариант WAIS), краткий тест Кауфмана (вариант K-BIT), тест Р. Амтхауэра (TSI), опросник КОТ, методика «Сложные аналогии» Э.А. Коробковой [22-23].

Тест Векслера (вариант WAIS) в России адаптирован в Институте им. В. Бехтерева. Не применим в интересах исследования по следующим причинам: во-первых, не допускает разнозадачности, т. е. последовательность выполнения заданий строго определена; во-вторых, проведение теста очень затратно материально, требует при проведении не менее одного часа времени и высокой квалификации психолога, проводящего тест; в-третьих, предназначен для одноразового использования.

Краткий тест Кауфмана (вариант K-BIT) не применим в контексте нашего исследования уже потому, что проводится индивидуально с каждым обучающимся, а также требует набора карточек и не менее одного часа времени. Есть также проблема его адаптации к российским условиям и, тем более, военно-образовательной среды.

Тест Р. Амтхауэра (TSI) в нашем контексте в целом применим. Тест интеллекта и одновременно профориентационный тест включает девять субтестов со шкалами: дополнение предложений, исключение слова, аналогии, обобщение, арифметические задачи, числовые ряды, пространственное воображение, пространственное обобщение, память (мне-мические способности); вербальный интеллект, математическая одаренность, способности (теоретические, практические, конструктивные). Задания выполняются в ограничен-

ных интервалах времени - в общей сложности не менее 90 минут.

Опросник КОТ (Краткий ориентировочный тест В. Н. Бузина и Э. Ф. Вандерлика) в контексте работы применим. Содержит 50 различных заданий, на тест отводится 15 минут.

Для наших задач применима методика «Сложные аналогии» Э. А. Коробковой для изучения способностей к построению логических умозаключений, абстрагированию и установлению связей между понятиями. Предлагается 20 пар слов, отношения между которыми построены на абстрактных связях. В качестве ответов даны 6 пар слов. После того как обследуемый определит отношения между словами в паре, следует найти аналогичную пару слов из 6-ти предложенных в вариантах ответов, на тест отводится 3 минуты.

Таким образом, для решения научной задачи по изучению характеристик клипового мышления, с нашей точки зрения, применимы следующие методики: тест Р. Амтхауэра (TSI), опросник КОТ, методика «Сложные аналогии».

Тест Р. Амтхауэра (TSI) разрабатывался для диагностирования уровня общих интеллектуальных способностей. Методика состоит из 9 разделов по 16-20 заданий в каждом. Описание заданий и образцы решений даются в инструкциях перед каждым разделом. Для работы над заданиями любого раздела отводится строго определенное время, за которое испытуемому, скорее всего, не удастся найти все решения. Тест отличается хорошими показателями: коэффициент ретестовой надежности (интервал 1 год) - 0,83-0,91; коэффициент параллельных форм - 0,95; надежности частей теста (по методу «расщепления») -0,97. Валидность, определяемая по связи с успеваемостью, - 0,46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития -0,62. Благодаря субтестовой структуре тест позволяет дифференцированно оценивать уровень развития различных сторон интеллекта. Отдельные субтесты группируются:

1. Комплекс вербальных субтестов 14 изучает общую способность оперировать словами как сигналами и символами. Высокий результат - признак преобладания вербального интеллекта с общей ориентацией на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление вербальное.

2. Комплекс математических субтестов 5 -6 предполагает способности в области

практической математики и программирования. Равно высокие результаты по обоим субтестам свидетельствуют о «математической одаренности». Если эта одаренность дополняется высокой результативностью по третьему комплексу, то, возможно, правильный выбор профессии должен быть связан с естественно-техническими науками и соответствующей практической деятельностью.

3. Комплекс конструктивных субтестов 7-8 предполагает развитость конструктивных (пространственных) способностей. Равно высокие результаты по субтестам - хорошее основание говорить об общенаучной одарённости. Преобладает стремление к моделированию на уровне конкретного и наглядного мышления, к выраженной практической направленности интеллекта, к развитию прикладных навыков деятельности.

4. Комплексы способностей теоретического 2, 4 и практического планов 1, 3. Результативность по этим тестам следует сравнить попарно, чтобы сделать более определённое заключение о возможной профессиональной подготовке и успешности в обучении.

Методика КОТ относится к категории тестов умственных способностей свидетельствующих об общем уровне интеллектуального развития индивида. В тестах на определение Щ индивиду предъявляется серия заданий, подобранных таким образом, чтобы была обеспечена адекватная выборка всех важнейших интеллектуальных функций для

проникновения в «критические точки интеллекта». КОТ предусматривает психодиагностику следующих параметров интеллекта: способность к обобщению и анализу, гибкость мышления, скорость и точность восприятия материала, грамотность, выбор оптимальной стратегии и т. д. Опросник КОТ разработан как отборочный для тех, кто претендует на дальнейшее обучение. Тест разработан В. Н. Бузиным в конце 1980-х годов на основе «Кадрового теста Вандерлика», модификации «Самоприменяемых тестов умственных способностей Отиса», широко применявшейся в западных странах для отбора персонала, в том числе квалифицированных и руководящих кадров. Хотя в результате теста определяется комплексный показатель, но для нашего исследования интерес представляют именно критериальные измерения.

Методика «Сложные аналогии» Э. А. Ко-робковой является одним из распространённых способов исследования динамики умственной деятельности. Тест направлен на изучение способностей к построению логических умозаключений, абстрагированию и установлению связей между понятиями. Таким образом, обеспечивается дополнительная проверка отдельных заданий опросника КОТ.

Сопоставив выявленные ранее характеристики клипового мышления с критериями измерения в отобранных психодиагностических методиках, получаем все указанные данные в таблице ниже.

Таблица

Сопоставление характеристик клипового мышления и шкал тестов психодиагностических методик

Характеристики клипового мышления Тест Р. Амтхауэра Опросник КОТ Методика «Сложные аналогии»

Защищённость от информационной перегрузки, многозадачность и раз-нозадачность, гибкость мышления гибкость мышления / инертность мышления, переключае-мость / выбор оптимальной стратегии, ориентировка

Снижение способностей к анализу и структурированию информации 2 - исключение слова / 6 -числовые ряды / 9 - память способность обобщения и анализа материала / математические способности

Отсутствие системности мировоззрения и критического мышления построение логических умозаключений и установление связей между понятиями

Функциональная неграмотность и лабильность мышления 3 - аналогии эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость / скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания

Окончание табл.

Характеристики клипового мышления Тест Р. Амтхауэра Опросник КОТ Методика «Сложные аналогии»

Образность, а не вербальность мышления, конкретность, а не абстрактность мышления, визуальность памяти 2 - исключение слова / 3 -аналогии / 4 - обобщение / 5 -арифметические задачи / 7 -пространственное воображение / 8 - пространственное обобщение способность обобщения и анализа материала / пространственное воображение / математические способности абстрагирование

Языковой минимализм и неумение выражать мысли 1 - дополнение предложений / 4 - обобщение употребление языка, грамотность построение логических умозаключений и установление связей между понятиями

Данные таблицы свидетельствуют, что для решения исследовательской задачи применим только комплекс методик, так как ни одна из них не решает задачу целиком. Охват максимального числа характеристик достигается применением комбинации опросника КОТ и методики «Сложные аналогии», тем более что на отработку обеих указанных методик требуется в три раза меньше времени, нежели на проведение одного теста Р. Амт-хауэра.

Таким образом, обосновав выбор в пользу психодиагностических методик, уточнив сущность, содержание и основные критерии ряда инструментов определения интеллектуальных способностей, мы отобрали из их числа конкретные методики, обеспечивающие возможность измерения характеристик клипового мышления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы // Электронный фонд нормативно-правовой и технической документации. -U RL: http ://docs. cntd .ru/document/420397755 (дата обращения: 09.09.2019).

2. Поткина Е. С., Холопова Л. А. Развитие информационных технологий // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-infor matsionnyh-tehnologiy/viewer (дата обращения: 09.10.2019).

3. Моль А. Социодинамика культуры: пер. с фр. / предисл. Б. В. Бирюкова. - 3-е изд. -М. : ЛКИ, 2008. - 416 с.

4. Гриценко И. А. Клиповое мышление - новый этап развития человечества // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2012. - № 4 (104). -С. 71-74.

5. Гиренок Ф. И. Клиповое сознание. - М. : Проспект, 2016. - 256 с.

6. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Психология человека в со-

временном мире. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна. Т. 5 / отв.ред. А. Л. Журавлёв - М. : Институт психологии РАН, 2009. - С. 110-112.

7. Горобец Т. Н., Ковалев В. В. «Клиповое мышление» - подходы к инструментальному измерению феномена // Сборник материалов XIII Всероссийской научно-технической конференции «Состояние и проблемы измерений». - М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015. - С. 326-329.

8. Горобец Т. Н., Ковалев В. В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти // Мир психологии. - 2015. - № 2. - С. 94-100.

9. Грановская Р. М. Люди с клиповым мышлением элитой не станут. - URL: http: //www.rosbalt.ru/piter/2015/03/28/1382125. html (дата обращения: 30.06.2019).

10. Способности мозга. Откровения нейролин-гвиста Татьяны Черниговской. - URL: http: //www.kramola.info/vesti/neobyknovennoe/sp osobnosti-mozga-otkroveniya-neyrolingvi-sta-tatyany-chernigovskoy (дата обращения: 25.11.19).

11. Микляева А. В., Безгодова С. А. «Клиповое мышление» в структуре стилевых характеристик познавательной деятельности студентов // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 5. - С. 223-227.

12. Микляева А. В., Безгодова С. А. Экспериментально-психологическое исследование «клипового мышления»: результаты апробации программы эксперимента // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». - 2016. - Т. 17. -С. 59-67.

13. Архангельский Ю. Э., Солодовник А. Б. Клиповое сознание телевизионной аудитории в структуре мозаичной культуры информационного общества // Культурная жизнь Юга России. - 2013. - Вып. 3 (50). - С. 17-18.

14. Симакова С. И. Клиповизация мышления у молодежи как следствие развития визуальных коммуникация в СМИ // Научный журнал Знак: проблемное поле медиаобразования. -

2017. - № 2 (24). - С. 107-118. - URL: http://journals.csu.ru/index.php/znak/issue/vie w/35/2_24 (дата обращения: 09.08.2019).

15. Кудаков О.Р., Матушанский Г. У., Завада Г. В. Куда движется российское образование: о некоторых проблемах и тенденциях // Вестник Казанского государственного энергетического университета. Педагогические науки. - 2016. - № 4 (32) - С. 106-126.

16. Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Ineternum. - 2016. -№ 1. - С. 46-58.

17. Трухачева В. А., Назаров А. И. Визуальный и вербальный компоненты в современных образовательных технологиях: преимущества и недостатки // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. -№ 7 (68). - С. 138-142.

18. Аксенов Л. Б. Влияние клипового мышления на образовательный процесс в вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 10. - С. 320-322.

19. Ломбина Т. Н., Юрченко О. В. Особенности обучения детей с клиповым мышлением. -

URL: https://doi.Org/10.24158/spp.2018.1.7. (дата обращения: 18.07.2019).

20. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. - Выпуск 5 (24). - URL: https://nauko vedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения: 18.07.2019).

21. Березовская И. П., Новикова Е. С. Современное образование: проблема влияния IT-активности на вербальный интеллект // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. Образование и педагогические науки. - 2016. -№ 2 (244). - С.140-145.

22. Филимоненко Ю. И., Тимофеев В. И. Руководство к методике исследования интеллекта для взрослых Д. Векслера (WAIS). -СПб. : ГП «Иматон», 1995. - 93 с.

23. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 368 с.

Информация о статье Дата поступления 11 апреля 2020 Дата принятия в печать 30 июня 2020

Сведения об авторах

Волошиненко Лиана Игоревна - преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морской академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: liana.volosh @gmail.com.

Метелева Александра Александровна -

преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морской академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: aleksandrameteleva@mail.ru.

Для цитирования

Волошиненко Л. И., Метелева А. А. Обоснование выбора психодиагностических методик изучения характеристик «клипового мышления» // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 3. С. 48-54. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.3.48-54.

Article info

Received April 11, 2020 Accepted June 30, 2020

About the authors

Voloshinenko Liana Igorevna - Lecturer of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Military Educational-and-Research Centre Naval Academy named after "Admiral of the Fleet of the Soviet Union N. G. Kuznetsov". E-mail: liana.volosh@gmail.com.

Meteleva Alexandra Alexandrovna - Lecturer of the Department of Humanitarian and SocioEconomic Disciplines, Military Educational-and-Research Centre Naval Academy named after "Admiral of the Fleet of the Soviet Union N. G. Kuznetsov". E-mail: aleksandrameteleva @mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation

Voloshinenko L.I., Meteleva A.A. Substantiation of the Choice of Psychediagnostic Methods of Studying the Characteristics of "Clip Thinking". Herald of the Omsk University. Series "Psychology", 2020, no. 3, pp. 48-54. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.3.48-54. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.