Научная статья на тему 'Обоснование управленческих решений на основе маржинального анализа'

Обоснование управленческих решений на основе маржинального анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / УДЕЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ / ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД / МИНИМАЛЬНАЯ ЦЕНА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКАЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власова Виктория Михайловна

Коммерческие предприятия, работающие в рыночных условиях, стремятся к получению максимально возможной прибыли. Для этого необходимо разумное сочетание объема продаж и цены реализации выпускаемой продукции (работ, услуг), а также действенная стратегия и соответствующие ей инструменты обоснования управленческих решений по оптимальному сочетанию прибыли, себестоимости и объема производства выпускаемой продукции. Маржинальный анализ базируется на перечисленных трех составляющих. Проведение маржинального анализа позволяет руководству предприятия достоверно оценивать текущее состояние и перспективы развития предприятия. В статье рассмотрен пример обоснования принятия управленческого решения по поводу «принятия заказа по ценам ниже рыночных цен», через анализ массы прибыли после выполнения дополнительного заказа, без увеличения постоянных затрат. При этом нижним критерием принятия управленческого решения выступают удельные переменные затраты, поскольку, если цена по дополнительному заказу будет на уровне удельных переменных затрат, то согласие на выполнение не принесет ни дополнительной прибыли, ни убытка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование управленческих решений на основе маржинального анализа»

Обоснование управленческих решений на основе маржинального анализа

г-£

Б

а

2 ©

Власова Виктория Михайловна,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики высокотехнологичных производств, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Коммерческие предприятия, работающие в рыночных условиях, стремятся к получению максимально возможной прибыли. Для этого необходимо разумное сочетание объема продаж и цены реализации выпускаемой продукции (работ, услуг), а также действенная стратегия и соответствующие ей инструменты обоснования управленческих решений по оптимальному сочетанию прибыли, себестоимости и объема производства выпускаемой продукции. Маржинальный анализ базируется на перечисленных трех составляющих. Проведение маржинального анализа позволяет руководству предприятия достоверно оценивать текущее состояние и перспективы развития предприятия.

В статье рассмотрен пример обоснования принятия управленческого решения по поводу «принятия заказа по ценам ниже рыночных цен», через анализ массы прибыли после выполнения дополнительного заказа, без увеличения постоянных затрат. При этом нижним критерием принятия управленческого решения выступают удельные переменные затраты, поскольку, если цена по дополнительному заказу будет на уровне удельных переменных затрат, то согласие на выполнение не принесет ни дополнительной прибыли, ни убытка. Ключевые слова: маржинальный анализ, удельные переменные затраты, постоянные затраты, принятие управленческих решений, маржинальный доход, минимальная цена дополнительного заказа.

В рамках маржинального анализа разработаны достаточно надежные подходы к обоснованию управленческих решений, направленных на достижение максимальной прибыли. Главное условие их использования - это предварительное деление совокупных затрат на постоянные и переменные.

Классификация затрат на постоянные и переменные и их распределение по видам продукции дает возможность проводить анализ безубыточности как отдельных продуктов, так и всего ассортимента выпускаемой предприятием продукции. Можно использовать экономический анализ для уточнения вклада отдельных видов продукции в получение прибыли, маржинального дохода и покрытие постоянных затрат, для чего следует рассчитывать коэффициент вклада в покрытие постоянных затрат и коэффициент вклада в получение прибыли.

Необходимо проводить анализ возможности получения максимума прибыли с точки зрения спроса на продукцию, а оценку получаемой прибыли - с точки зрения безубыточности. Решение задачи максимизации прибыли состоит в обосновании равновесия между спросом и предложением, а также в нахождении цен реализации, в максимальной степени соответствующих спросу покупателей и интересам предприятия в получении максимально возможной прибыли.

Чтобы обосновать управленческое решение по реализации конкретных мероприятий, необходимо придерживаться ряда требований, а именно:

-учитывать ограничения, связанные с объемом и загрузкой производственной мощности предприятия, обеспеченностью оборотными средствами, трудовыми ресурсами, с потребностями рынка в товарах, с учетом этих ограничений корректировать планы выпуска и реализации продукции, заключать договоры с поставщиками материальных, технических и энергетических ресурсов, а также формировать портфель заказов на выпускаемую продукцию;

-оценивать, как изменится ситуация на рынке при увеличении выпуска одних товаров и снижении производства других, составлять прогноз реагирования конкретных заказчиков (потребителей) на изменения в ассортименте и объеме выпускаемой продукции;

-проводить экономический анализ по изменению прибыли и себестоимости продукции и объему продаж в случае возможного снижения цен при одновременном увеличении выпуска продукции;

-обосновывать целесообразность максимально возможного увеличения выпуска изделий, имеющих высокую рентабельность и обеспечивающих большой вклад в формирование прибыли предприятия;

-разрабатывать наиболее обоснованный метод распределения косвенных расходов и постоянных затрат предприятия между отдельными видами продукции при многономенклатурном производстве;

-проводить детальную классификацию затрат на переменные и постоянные с последующим распределением постоянных затрат по видам продукции и центрам ответственности за затраты.

Круг вопросов, которые можно решать с помощью системы директ-костинг и маржинального анализа, включает различные проблемы обоснования ряда управленческих решений [1]:

Таблица 1

Расчет прибыли предприятия без дополнительного заказа и с дополнительным заказом по более низкой цене

Показатели Без дополнительного Прирост за счет Всего с

заказа дополнительног дополнительны

На всего о заказа м заказом

единицу

1 .Выручка, руб. 2 000 8 000 000 + 1 500 000 9 500 000

2. Переменные 1 100 4 400 000 +1 100 000 5 500 000

затраты, руб.

3. Маржинальный 900 3 600 000 +400 000 4 000 000

доход, руб.

4. Постоянные 525 2 100 000 - 2 100 000

затраты, руб.

5.Прибыль, руб. 375 1 500 000 +400 000 1 900 000

Таблица 2

Расчет прибыли с дополнительным заказом по минимальной цене дополнительной продукции

Показатели Без дополнительного Прирост за счет Всего с

заказа до п ол ните л ь н ого дополнительным

На всего заказа заказом

единиц У

Выручка, руб. 2 000 80 000 000 + 11 000 000 91 000 000

Переменные 1 100 44 000 000 + 11 000 000 55 000 000

затраты, руб.

Маржинальный доход, руб. 900 36 000 000 - 36 000 000

Постоянные 525 21 000 000 - 21 000 000

затраты, руб.

Прибыль, руб. 375 15 000 000 - 15 000 000

- принятие заказа по ценам ниже рыночных цен;

- принятие решения о снижении цен при увеличении объемов сбыта продукции;

- выбор варианта «производить или покупать детали, полуфабрикаты»;

- выбор варианта капитальных вложений;

- расчет минимальной величины заказа.

Для обоснования принятия руководством предприятия управленческого решения по поводу принятия заказа по ценам ниже рыночных цен, необходимо проанализировать, прирастет ли масса прибыли после выполнения дополнительного заказа. При этом постоянные затраты не увеличиваются. Нижним критерием здесь выступают удельные переменные затраты, что означает, если цена по дополнительному заказу будет на уровне удельных переменных затрат, то согласие на выполнение не принесет ни дополнительной прибыли, ни убытка.

Рассмотрим данную ситуацию на конкретном примере. Производственная мощность предприятия, производящего насосы, составляет 5500 штук в год. Фактический годовой выпуск насосов равен 4000 единиц. Себестоимость производства одного насоса составляет 1625 руб., в том числе переменные затраты - 1100 руб., а постоянные затраты - 525 руб. Цена реализации одного насоса равна 2000 руб.

Руководству предприятия поступило предложение о дополнительном заказе на изготовление 1000 штук аналогичных насосов, но заказчик предлагает сделать отпускную цену 1500 руб. за штуку. Тогда общая стоимость заказа составит 1500000 руб. При этом заказчик своими силами осуществляет транспортировку готовой продукции.

Проведем расчет прибыли по двум вариантам, сведя данные в табл.1.

Проведенные расчеты показывают, что принять предлага-

емый заказ для предприятия выгодно, даже, несмотря на то, что цена реализации изделия ниже обычной цены. Данный вид экономии возможен и потому, что производственная мощность предприятия позволяет увеличить выпускнасосов. Прибыль в результате этого предложения увеличится на 400 тыс.руб. или на 26,7%. Равновесие между спросом и предложением нарушено не будет.

Минимальной ценой дополнительного заказа является уровень ставки переменных затрат, равный 1 100 руб., что можно увидеть в табл. 2, по данным которой очевидно, что дополнительный заказ не принесет ни прибыли, ни убытка.

Если в предыдущей ситуации речь шла о росте объема выпуска продукции со сниженной ценой, то далее рассмотрим ситуацию, когда предприятию необходимо проанализировать возможные параметры снижения цены продажи на весь выпуск продукции.

Исходным моментом выступает вопрос: если снизить цену продажи, то возрастет ли объем сбыта, соответственно, важно, до какого уровня снижать цену. Следует проводить сравнительный расчет прибыли. Методика анализа включает следующие этапы.

Первый этап. Маркетинговое исследование рынка о возможности увеличения объема продаж. При положительном результате исследование продолжается.

Второй этап. Определение того, на сколько можно увеличить производство продукции и за какой срок.

Третий этап. Определение возможного уровня снижения цены, ведущего к росту объема сбыта. Нижним пределом здесь выступает уровень общей прибыли при базовом варианте производства и продаж. Сравнение следует производить по системе директ-костинг.

Проведем анализ на конкретном примере.Предприятие производит и реализует в течение отчетного периода 10 000

О £

Я

3

Г

7

см £

Б

а

2 ©

единиц технических изделии одного вида. Полная себестоимость этого количества изделии равна 100 000 руб. Продажная цена единицы изделия до настоящего времени составляла 15,4 руб. Исследования рынка показали, что если снизить цену на 1,1 руб. за единицу, то объем реализации возрастет на 20% и составит 12 000 единиц. Поскольку производственная мощность позволяет увеличить объем в таком размере, необходимо рассчитать варианты и принять решение о том, стоит ли понижать цену.

Информацию для расчетов сосредоточим в таблице 3. Для расчетов по системе директ-костинг из 1000000 руб. (суммы полноИ себестоимости) выделим постоянные расходы, равные 600000 руб. Сравнительные расчеты прибыли, по-лучаемоИ при расчетах по обоим вариантам, также представим в табл. 3.

В случае расчета прибыли на основе полноИ себестоимости ошибочно занижается прибыль при реализации альтернативного решения (объем 12000 ед.), поскольку не учтено снижение доли постоянных расходов на единицу продукции при росте объема производства с 10000 до 12000 единиц. При альтернативных расчетах по полноИ себестоимости ее величина остается неизменной и равняется 10 рублям. Фактически же с увеличением объема производства полная себестоимость единицы изделия снижается за счет экономии на постоянных расходах, что ведет к росту прибыли на единицу продукции. Этот факт учтен при анализе альтернативных вариантов по системе «директ-кос-тинг», поскольку в расчет принимается себестоимость единицы изделия только в части переменных затрат, которая постоянна в расчете на единицу продукции при изменениях объема производства. Следует отметить, что при реализации любых мероприятий, направленных на увеличение выпуска

Таблица 3

Сравнительный расчет прибыли при принятии решения о снижении цен при увеличении объемов сбыта

Расчет прибыли при организации учета по полной себестоимости

Альтернатива 1 {10000 ед.) Альтернатива 2 (12000 ед.)

Цена продажи-нетто, руб. 15,4 14,3

Полная себестоимость. 10,0 10,0

руб./ед.

Прибыль, руб./ед. 5.4 4,3

Общая прибыль, р.уб 10000 х 5,4 = 54000 12000 х 1,3 = 51600

Расчет прибыли при организации учета затрат по системе «директ-костинг»

Цена продажи-нетто, руб. 15,4 14,3

Переменные затраты, руб./ед. 4,0 4,8

Маржинальный доход, руб./ед. 11,4 10,3

Общий маржинальный ЮОООх 11,4 = 114000 12000 х 10,3= 123600

доход, руб.

Выручка от реализации, руб. 10000 х 15,4= 154000 12000 х 14,3= 171600

Переменные затраты, руб. 10000 х 4,0 = 40000 12000 к 4,0 = 48000

Маржинальный доход, руб. 114000 123600

11 о стоя иные затраты, руб. 60000 60000

Общая прибыль, руб. 54000 63600

продукции, расчет изменения затрат производится по всем статьям калькуляции независимо от того, применяется ли калькулирование по методу «директ-костинг» или по методу полноИ себестоимости.

Проблема выбора между собственным производством и приобретением каких-либо де-талеИ, полуфабрикатов и прочее, иначе говоря, проблема выбора «производить или покупать», может решаться по двум вариантам. ПервыИ вариант связан со сравнительноИ оценкоИ затрат. При этом, сравнивая, не надо учитывать в калькуляции удельные постоянные расходы.ВтороИ вариант представляет собоИ расчет порого-воИ потребности, до достижения котороИ выгоднее покупать детали на стороне и сверх котороИ экономичнеИ наладить собственное их производство.

Допустим, что предприятие выпускает электродвигатели и все, необходимые для них детали. Собственные затраты предприятия по изготовлению од-ноИ из комплектующих деталеИ в расчете на единицу изделия равны:

Затраты на материалы - 740 руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оплата труда производственных рабочих - 620 руб.

Переменные накладные затраты - 380 руб.

Итого удельные переменные затраты - 1740 руб.

Постоянные расходы - 560 руб.

Итого полная себестоимость одноИ детали - 2 300 руб.

Предприятие получило предложение на поставку этоИ детали по цене 2 500 руб. за единицу. Следует ли руководству предприятия принять это предложение?

На первыИ взгляд, исходя из того, что цена, предложенная поставщиком, выше затрат предприятия на производство детали, следует сохранить ее изготовление собственными силами. Однако следует принять во внимание тот факт, что вне зависимости от того, какое решение примет руководство, постоянные расходы сохранятся (по-прежнему будет начисляться заработная плата администрации, амортизация оборудования, используемого для производства нескольких деталеИ, и другие виды постоянных расходов). Поэтому фактор отражения в себестоимости детали постоянных расходов в раз-

мере 560 руб. не должен учитываться при принятии решения, а сравниваться должны 1 740 руб. и 2 500 руб., что заставляет склоняться в сторону собственного производства. При этом на окончательный выбор может повлиять еще ряд факторов. Например, такой: если покупать готовые детали, то высвобождающиеся производственные мощности можно с прибылью использовать для других целей, что позволит покрыть эти постоянные затраты.

Второй вариант представляет собой расчет пороговой потребности. Например,для производства электродвигателя требуются крышки подшипника. Если изготовлять их собственными силами, то постоянные затраты на содержание оборудования в год составят 954 тыс.руб., а удельные переменные затраты - 174 руб. на один электродвигатель. Готовые крышки можно приобрести в неограниченном количестве по 280 руб. Определим, какое решение является более выгодным.

Рассчитаем, при какой потребности в крышках стоимость их приобретения и производства совпадет:

280 * Х = 174 * Х + 954000

106 * Х = 954000

Х = 9000 ед.

Если Х больше 9 000 ед., то выгоднее производить собственными силами.

При годовой потребности в 9000 единиц расходы на приобретение крышек подшипника совпадут с себестоимостью их производства. Соответственно, при потребности сверх этой величины выгоднее собственное производство, а при меньшей потребности - экономичнее их приобретать. Однако для окончательного принятия решения учитываются и такие факторы, как качество продукции, мощность предприятия, создание новых рабочих мест и другие.

Аналогичным образом можно обосновать необходимость приобретения автомобиля для перевозки грузов. Предполо-

жим, что предприятию требуется грузовой автомобиль только для завоза сырья. Общий объем грузооборота за год составляет 60 000 т/км. Если приобрести грузовой автомобиль (первый вариант), то постоянные расходы составят 2 400 ты-с.руб. и переменные на 1 т/км -120 руб. В автотранспортной организации можно заказать грузовой автомобиль (второй вариант). Стоимость одного т/ км перевозки равна 200 руб. Для принятия управленческого решения по выбору варианта необходимо провести расчет, при каких объемах грузооборота выгодно приобретать грузовой автомобиль, а при каких -пользоваться услугами сторонних организаций по перевозке.

Для определения соответствующего грузооборота приравняем затраты по первому и второму вариантам:

2 400 + 120 * Х = 200 * Х

80 * Х = 2400

Х = 30 тыс. т/км

Следовательно, при объеме грузооборота до 30 тыс. т/км выгоднее пользоваться услугами автотранспорта сторонних организаций, и при больших объемах выгоднее приобрести собственный автомобиль, поскольку стоимость одного т/км и общая сумма затрат на перевозку грузов будут ниже.

Доказательством выступает то, что затраты по первому варианту при объеме грузооборота, равном 60 000 т/км, составляют: 2 400 000 руб. + 120 руб.

* 60 000 т./км = 9600 тыс.руб., а по второму варианту: 200 руб.

* 60 000 т./км = 12 000 тыс.руб. Годовая экономия при использовании первого варианта составит 2 400 тыс.руб. (12 000 -9 600).

Перед руководством предприятия может вставать задача по выбору варианта капитальных вложений. Например, руководство предприятия решило приобрести станок, однако необходимо принять решение о том, какой станок купить, станок №1 или №2.

При покупке станка №1 возникают постоянные расходы в

размере 40 000 руб. за отчетный период и переменные затраты в размере 60 руб. на единицу продукции. Покупка станка №2 приведет к возникновению постоянных затрат в размере 70 000 руб., а переменные затраты на единицу изделия составят 45 руб.

Для решения указанной управленческой задачи приравняем затраты по обоим станкам:

40 000 + 60 * Х = 70 000 + + 45 * Х

15 * Х = 30 000

Х = 2000 ед.

Выбор оборудования зависит от планируемого объема производства. До объема производства, равного 2000 ед., выгодно приобрести станок №1, поскольку полные затраты, обусловленные его приобретением, меньше, чем по станку №2. При объеме производства, превышающем 2000 ед., более выгодным становится приобретение станка №2.

Еще одной задачей может быть определение минимальной величины заказа. Расчет минимального объема производства, который позволит покрыть все затраты, связанные с выполнением конкретного заказа, осуществляется по формуле.

К=З /д,

пост з ' ^м'

где К - минимальная величина заказа, ед.;

З - постоянные затраты,

пост з ^ '

связанные с выполнением заказа, руб.;

дм - маржинальный доход на одно изделие, исходя из удельных переменных затрат и оговоренной в заказе цены, руб.

Например, для изготовления заказа необходимо произвести постоянные затраты в сумме 1 920 руб. Удельные переменные затраты равны 470 руб. Заказчик предлагает цену единицы продукции 530 руб. Необходимо рассчитать, при каком объеме производства выполнение заказа окупит затраты.

X = 1920 / (530 - 470) = 32 ед.,

где 530 - 470 = 60 - маржинальный доход,руб.

О £

Я

3

Г

7

Таким образом, величина заказа должна быть не менее 32 единиц. МинимальныИ объем заказа представляет собоИ количество продукции в точке безубыточности.

Литература

1. Анализ хозяИственноИ деятельности предприятия: в 4 кн. Кн.3. Анализ финансовых результатов и финансового состояния коммерческоИ организации: учеб.пособие/под ред. Э.И. Крылова, В.М. ВласовоИ. - СПб.: ГУАП, 2010. - 316 с.:ил.

Reasons for management

decisions on the basis of the marginal analysis Vlasova V.M.

St. Petersburg State University of space

instrument making Businesses operating in market conditions, seek to obtain the greatest possible profit. This requires a reasonable combination of sales volume and selling prices of products (works, services), as well as effective strategies and the corresponding tools to inform management decisions for the optimal combination of profit, cost and volume of production of the products. Marginal analysis is based on these three components. Implementation of marginal analysis allows management to assess the Company significantly the current state and prospects of development of the enterprise. The article describes an example justify a management decision about

«taking orders at prices lower than market prices», through the analysis of the mass of profit after the additional orders without increasing fixed costs. At the same time lower the criterion of acceptance of the administrative decisions are the unit variable costs, since, if the price of optional unit is at the level of variable costs, the agreement on the implementation will not bring any additional profit or loss.

Keywords: marginal analysis, unit variable costs, fixed costs, managerial decision-making, profit margin, the minimum price to order.

References

1. Analysis of economic activity of the enterprise: in 4 Vol. Kn.3. Analysis of financial results and financial condition of the commercial organization: Textbooks / ed. E.I. Krylova, V.M. Vlasova. - SPb .: SUAE, 2010. - 316 p: il..

см £

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.