АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ И МАРЖА БЕЗОПАСНОСТИ, МЕТОДИКА ИХ ОЦЕНКИ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПРИБЫЛИ
И. Т. АБДУКАРИМОВ
Статья посвящена актуальной проблеме методики оценки точки безубыточности при производстве продукции, оперативному планированию и на его основе получения искомой прибыли. Методика сопровождается подробным изложением экономической характеристики и оценки показателей для расчета точки безубыточности, маржинальной прибыли и маржи безопасности.
В статье излагается характеристика метода директ-костинг, в основе которого лежит маржинальный подход для рассмотрения затрат предприятия и подразделение затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства.
Ключевые слова: точка безубыточности (ТБУ), переменные затраты, постоянные расходы, цена единицы продукции, прибыль, маржинальная прибыль, маржинальный доход, маржа безопасности.
В настоящее время в международной практике при планировании прибыли используется методика определения «точки безубыточности», т. е. той точки производства, когда доходы от реализации продукции равны производственным затратам и дальнейшее увеличение объема выпуска продукции дает предприятию прибыль, а снижение - убыток.
Точка безубыточности (brear even point) -точка, где издержки (затраты) равны выручке от производства и реализации продукции. Фактически это не «точка», а количество выпущенной продукции, когда доходы от реализации этой продукции будут равны расходам по выпуску этой продукции. «Точка безубыточности» - это пересечении в графике линий доходов и расходов от производства и реализации продукции (подробнее ниже по тексту).
Для того чтобы понять целесообразность и необходимость оценки и использования категории «точка безубыточности», необходимо вначале иметь точное понятие о таких показателях, как: переменные и постоянные затраты, объем произведенной и реализованной продукции, цена единицы продукции, маржинальная прибыль и маржинальный доход [2].
Согласно классификации затрат по степени их зависимости от выпуска производимой продукции, следует различать переменные и постоянные расходы [3].
Переменные затраты связаны с объемом выпускаемой продукции. Переменные статьи за-
трат зависят от объема произведенной и реализованной продукции и изменяются пропорционально их изменению. Чем больше предприятие выпускает продукции, тем больше (пропорционально) требуется этих видов расходов: затраты сырья и материалов, электроэнергии и топлива на технологические нужды, оплаты труда производственных рабочих, начисления на социальное страхование и социальное обеспечение, на заработную плату производственных рабочих и т. п.
Постоянные расходы - это расходы, связанные с содержанием административно-управленческого персонала завода, цехов и отдельных подразделений, расходы по охране, амортизация основных средств и т. п.
Эти расходы не изменяются с изменением объема производства, а если и изменяются, то не в такой пропорции, как объем производства.
Переменные затраты изменяются прямо пропорционально уровню производственной деятельности (объему производства). Это связано с тем, что на каждую единицу продукции переменные затраты (сырье, материалы, заработная плата производственных рабочих и т. п.) постоянны, но с увеличением количества производимой продукции эти затраты увеличиваются в зависимости от количества выпущенной продукции.
Таким образом, совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от объема производства, а переменные затраты на единицу продукции являются постоянной величиной. Это можно выразить графически (рис. 1 и 2).
Постоянные затраты остаются неизменными для различных масштабов производства за определенный период времени, но изменяется их доля на единицу продукции, с изменением масштабов производства. С увеличением объема производства сумма постоянных затрат не изменится, но на каждую единицу продукции эти затраты уменьшатся. Графически это будет выглядеть следующим образом (рис. 3, 4).
Совокупные затраты в целом и на единицу продукции зависят от объема производства. С увеличением объема деятельности совокупные затраты растут, но не пропорционально объему производства. Совокупная себестоимость единицы продукции снижается за счет постоянных статей затрат. Это можно изобразить на графике (рис. 5 и 6).
Переменные и постоянные затраты, в совокупности с прибылью являются составной частью цены товара [1].
Цену товара можно выразить формулой:
Цед. = Пер.Зат.едпр.. + Пост.Затед.пр. + Приб.
Реализовав произведенную продукцию (Про-из. Прод.) по ценам за единицу продукции (Ц,д. ), предприятие получит доход от реализации продукции (Дох.реал), тем самым возвращает произведенные затраты и стоимость вновь созданной продукции, в которую входит прибыль в цене товаров. Таким образом, сумму дохода от реализации продукции (Дох.реал.) можно показать формулой:
Дох •реал. - Цед. х Произ. Прод.
Точка безубыточности, как было отмечено выше - это количество произведенной продукции, когда доходы от их реализации равны расходам и предприятие, в таком случае не будет иметь ни прибыли, ни убытка. Пользуясь выше приведенными показателями, выразим формулу, где доходы равны расходам:
Цед. х Произ. Прод. - (Пер.Затед.пр. х Произ. Прод.) + + Пост.Зат.
Так как искомой величиной является количество произведенной продукции (Произ. Прод.), для дальнейших расчетов этот показатель будем обозначать условным показателем «Х».
В данном случае, «точка безубыточности» будет определяться с учетом количества выпускаемой продукции (Х), цены единицы производимой и реализуемой продукции (Цед), переменных затрат на единицу продукции (Пер.Зат.ед.) и суммы постоянных затрат (Пост.Зат.) по формуле:
Цед. х Х - Пер.Зат.ед. х Х + Пост.Зат.
Отсюда объем выпуска и реализации продукции, при котором затраты будут полностью возвращены, определяется по формуле:
Х = -
Пост.Зат.
Цед. - Пер.Зат.(
Например, необходимо определить количество выпускаемой продукции (Х), при которой затраты будут полностью возмещены, т. е. предприятие не понесет убытка, но и не получит прибыль («точка безубыточности»). При условии: цена на продукцию (Цед.) равна 900 руб., переменные затраты на единицу продукции (Пер.Зат.ед.) - 600 руб., постоянные расходы (Пост.Зат.) - 200000 руб.
Х =
200000 200000
900-600
300
= 667
Точка безубыточности ровна 667 единиц, т. е. столько необходимо произвести и реализовать продукции, чтобы доходы были равны расходам. Это является точкой отсчета для определения необходимой прибыли.
Покажем точку безубыточности на графике (рис. 7).
Доходы от реализации продукции, как было отмечено выше, растут пропорционально произведенной и реализованной продукции, а совокупность затрат, включающих в себя переменные и постоянные расходы, растут, но не пропорционально объему произведенной и реализованной продукции, и, в конечном итоге, при выпуске определенного количества продукции, эти кривые в графике совпадут. Это пересечение двух кривых на графике принято называть «точкой безубыточности».
Каждая следующая выпускаемая продукция, наряду с возмещением затрат, будет приносить прибыль. В действительности, никакая предпринимательская деятельность не ограничивается получением доходов для покрытия только произведенных расходов, а она стремиться получить большую прибыль.
Если предприниматель хочет получить определенную сумму прибыли, тогда формула уравнения будет выглядеть следующим образом
Цед. х Х = (Пер.Зат.ед. х Х) + Пост.Зат. + Приб.,
отсюда
Х:
Пост.Зат. + Приб.
Цед. - Пер Зат ед.
В нашем примере, если предприниматель желает получить прибыль в сумме 10000 руб., ему необходимо произвести и реализовать продукцию в количестве 700 единиц.
Х = 200000 +10000 = 700 900-600 .
Служба маркетинга должна определить возможность рынка в спросе 700 единиц данной продукции. Если такой возможности нет, тогда необходимо или снизить объем производства с учетом спроса, или изыскивать резервы по снижению производственных, коммерческих или управленческих затрат, а может отказаться от получения такого размера прибыли, снизив ее сумму, с учетом возможностей предприятия по затратам, спроса и предложения на рынке этих товаров.
Например, по нашему предприятию, маркетинговая служба, изучив рынок, пришла к выводу, чтобы получить искомую прибыль, т. е. 10000 руб., реализовав 700 единиц продукции, предприятию необходимо снизить цену товара до 890 руб. Для этого необходимо сократить постоянные расходы или переменные расходы на единицу про-
дукции. Необходимо рассчитать до какой величины надо снизить постоянные или переменные расходы.
Для этого из предыдущей формулы определим формулу и рассчитаем, на сколько необходимо сократить:
а) сумму постоянных расходов, чтобы получить искомую прибыль:
Пост. Зат. = (Цд. * Х) - (Пер.Зат.ед. * Х) - Приб.
Пост. Зат. = (890 * 700) - (600 * 700) - 10000 = =193000 руб.
т. е. снизить сумму постоянных расходов на 7000 руб. (200000 - 193000); или б) сумму переменных расходов:
Пер. Зат.ед. = Цед. - (Пост.Зат. + Приб.) : Х Пер. Зат.ед = 890 - [(200000 + 10000) : 700] = 890 - 300 = = 590 руб.
т. е. снизить сумму переменных затрат на единицу продукции на 10 руб. (600 - 590)
Проверим правильность произведенных расчетов:
(193000 + 10000)
а) Х = - = 700 ед
(890 - 600).
б) Х =
(200000 + 10000) (890 - 590)
= 700 ед.
В первом случае. Если предприятие реализует 700 ед. продукции по сниженной цене 890 руб. (вместо 900 руб.) и при этом снизит постоянные расходы до 193000, получит искомую прибыль в сумме 10000 тыс. руб.
Во втором случае. Если предприятие реализует 700 ед. продукции по сниженной цене 890 руб. (вместо 900 руб.) и при этом переменные расходы на единицу продукции сократит на 10 руб. (590 руб. вместо 600 руб.), получит искомую прибыль в сумме 10000 тыс. руб.
Из двух вариантов менеджеры предприятия должны выбрать один. Сможет ли предприятие снизить постоянные расходы, путем сокращения управленческих расходов, или переменные расходы - путем сокращения себестоимости продукции.
Могут быть и другие варианты, которые примет руководство предприятия: снизить цены на товары, чтобы реализовав большую продукцию получить искомую прибыль, или сократить объем про-
изведенной продукции, снизив тем самым общую сумму переменных расходов.
Как правило, в предпринимательской деятельности предприятия выпускают не один вид продукции. В данном случае, управление точкой безубыточности предполагает управление ассортиментом продукции с целью снижения риска стать убыточным и перед менеджерами встают два вопроса:
1. Как рассчитать точку безубыточности, если предприятие выпускает несколько видов продукции?
2. Какой продукции отдать предпочтение для увеличения прибыли?
Вышеприведенный метод расчета приемлем, когда на предприятии ведется учет выпуска продукции в натуральном измерении и выпуск единичной продукции. При выпуске нескольких видов продукции расчет точки безубыточности производится по формуле:
ТБУ =
ПЗат. х 100 УМП
где ТБУ - точка безубыточности;
ПЗат. - постоянные затраты;
УМП - уровень маржинальной прибыли, т. е. уровень суммы покрытия.
Уровень маржинальной прибыли (суммы покрытия) рассчитывается путем деления суммы покрытия на объем выручки от реализации, выраженный в процентах.
Маржинальная прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации продукции и суммой переменных издержек, т. е. включает в себя постоянные расходы и прибыль.
При выпуске нескольких видов продукции трудно разграничить постоянные расходы по их видам. Поэтому точку безубыточности рассчитывают в этом случае по сумме доходов и расходов. Рассмотрим на конкретном примере методику определения точки безубыточности. Допустим предприятие выпускает три вида продукции А, Б и В (табл. 1).
Расчет точки безубыточности при выпуске нескольких видов продукции
Таблица 1
Показатели Продукция Всего
А Б В
Выручка от реализации продукции 5000,0 2500,0 4500,0 12000,0
Переменные затраты 4100,0 1850,0 3200,0 9150,0
Маржинальная прибыль 900,0 650,0 1300,0 2850,0
Уровень покрытия, в % 18,0 26,0 28,9 23,8
Постоянные расходы - - - 2300,0
Прибыль - - - 550
Точка безубыточности (2300 : 23,8) х 100 - - - 9663,9
Произведенные расчеты показывают, что точка безубыточности по предприятию при таком планировании производства составит 9663,9 тыс. руб. Дальнейшее увеличение производства будет приносить определенную сумму прибыли.
Однако предприятие выпускает и реализует три вида продукции. Какому из них отдать предпочтение в дальнейшем для увеличения прибыли? Каждый продукт имеет свой объем выручки, свои издержки, свою рентабельность. Часто перед менеджерами встает вопрос, какому продукту отдать большее предпочтение при увеличении объема производства продукции? Самому рентабельному? Но, возможно, данный продукт не найдет сбыта, что может привести к финансовым затруднениям. А если отдать предпочтение товару, имеющему самый большой спрос? Но где гарантия, что рост производства этой продукции не приведет к падению общей рентабельности, к неплатежеспособности спроса?
Ассортиментные сдвиги оказывают сильное влияние на финансовое состояние предприятия.
Можно воспользоваться маркетинговыми и статистическими методами, но это потребует определенных затрат времени и средств.
На практике часто бывает, что решение по изменению ассортиментной политики необходимо принимать быстро и ежедневно.
Для этого можно воспользоваться методикой определения ряда ранжирования по уровню покрытия (маржинальной прибыли). Покажем это на том же примере выпуска трех видов продукции (табл. 2).
Ряд ранжирования 1 показывает доходность конкурентного продукта. Однако доходность не гарантирует успешную реализацию продукта.
Часть продукции может иметь высокую доходность, но не быть полностью востребована на рынке (например, изделия, выполненные малыми партиями). Однако нет гарантии, что рост их производства оправдан спросом.
Чтобы снизить риск неудачного принятия решения, необходимо рассчитать уровень покрытия в процентах к общей сумме выручки от реализации продукции, и мы получим ряд ранжирования 2.
Таблица 2
Расчет суммы покрытия для управления ассортиментной политикой с учетом ряда ранжирования
Показатели Продукция Всего
А Б В
1. Выручка от реализации продукции 5000,0 2500,0 4500,0 12000,0
2. Переменные затраты 4100,0 1850,0 3200,0 9150,0
3. Маржинальная прибыль (п. 1 - п. 2) 900,0 650,0 1300,0 2850,0
4. Уровень покрытия от выручки каждой продукции (п. 3 х 100 : п 1) 18,0 26,0 28,9 23,8
5. Ряд ранжирования 1 (место по уровню) 3 2 1 -
6. Уровень покрытия от суммы всего покрытия (п. 3 х 100 : итог п. 1) 7,5 5,4 10,8 -
7. Ряд ранжирования 2 (место по уровню) 2 3 1 -
Первый ряд ранжирования определяется путем расчета доли маржинальной прибыли в сумме выручки от реализации данной продукции. Второй ряд ранжирования определяется путем расчета доли маржинальной прибыли каждой продукции в общей сумме выручки от реализации продукции.
Это своеобразный интегральный показатель, в котором учитывается и доходность каждого продукта, и его роль в формировании общего дохода от реализации продукции. Поэтому ряд ранжирования 2 позволяет определить приоритеты в изменении ассортиментной политики. В нашем примере приоритетным продуктом является продукт В. На втором месте - продукт А, на третьем - продукт Б. Тогда как по уровню доходности (ранжирование 1) картина немного другая - продукты А и Б поменялись местами.
На практике на крупных предприятиях происходят существенные перемещения товаров в ряде ранжирования 2 по сравнению с позициями в ряде ранжирования 1.
В зарубежной практике методика расчета маржинальной прибыли и точки безубыточности широко используется при управлении затратами на основе метода директ-костинг, в основе которого лежит маржинальный подход для рассмотрения затрат предприятия [3, с. 595-599]. Основным принципом директ-костинга является подразделение затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Себестоимость продукции при этом планируется и учитывается только в части переменных затрат. Разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами представляет собой маржинальный доход. Он является базой процесса оперативного управления ценами и ценообразованием. При этом методе постоянные расходы в расчет себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение прибыли предприятия.
Основными преимуществами метода директ-костинг, являются как отсутствие процедур по
составлению сложных расчетов для условного распределения постоянных затрат между видами продукции, так и упрощение и точность исчисления себестоимости продукции, так как себестоимость планируется и учитывается в части только производственных затрат. К преимуществам можно отнести также возможность определения точки безубыточности и выявления продукции с большой рентабельностью, так как разница между продажной ценой и суммой переменных затрат не скрывается в результате списания постоянных затрат на себестоимость отдельных изделий.
Маржинальная прибыль является основным источником возмещения постоянных затрат и получения прибыли. До тех пор, пока доход от выпускаемого продукта имеет положительную сумму покрытия, он способствует покрытию постоянных затрат.
Недостатки этого метода заключаются в трудностях разделения затрат на постоянные и переменные, которые зависят от длительности рассматриваемого периода времени и от анализируемого диапазона объемов выпуска, и невозможности определения полной себестоимости.
Прибыль (убыток) - это разница между маржинальным доходом и постоянными расходами. Точка безубыточности находится там, где маржинальный доход (МД) равен постоянным затратам [2, с. 77-79].
МД на единицу продукции (МДед.) = Цена (Ц) -
Зат.пер.ед.прол.
МД при совокупности произведенной продукции
(МДсовок. прод.) = ППрод.Кол. х МДед. = ППрод.Кол. Х (Ц -
Зат.пер.ед.).
МДсовок. прод = Зат.пост. + Прибыль (П).
Безубыточный объем реализации характеризует объем производства и реализации продукции, при котором у фирмы доходы равны или превышают расходы. Безубыточный объем реализации начинается с точки безубыточности и охватывает полосу деятельности фирмы, именуемой областью релевантности. Этот интервал еще на-
зывают маржой безопасности. Формулировку моржи безопасности можно сформулировать следующим образом:
Маржа безопасности - это разница между плановым объемом продаж и объемом продаж в
точке безубыточности. Она показывает, насколько может сократиться объем реализации, прежде чем компания понесет убыток (это наглядно видно на рис. 8).
Маржу безопасности можно также выразить в процентах, по формуле:
Уровень маржи безопасности = 100 -
Объем продаж в точке безубыточности X 100 Объем продаж по плану
Рассмотрим это на конкретном примере. Плановый объем реализации продукции -8000,0 тыс. ед.
Цена реализации - 80 руб. Переменные затраты на единицу продукции -40 руб.
Постоянные расходы - 200,0 млн. руб. Требуется определить точку безубыточности и уровень маржи безопасности.
Точка безубыточности = 200000000 = 5000,0
80-40
5000,0 х100
Уровень маржи безопасности = 100--= 100-62,5 = 37,5%
8000,0
Формулировка маржи безопасности (МБ) может быть и такой; маржа безопасности - это, в какой мере можно сократить объем производства и реализации продукции (Пр.Прод.) до точки безо-
пасности, после которой, дальнейшее снижение производства и реализации приведет к убытку.
В нашем примере ТБУ, т. е. количество произведенной продукции, при которой, у предприятия доходы будут равны расходам, составляет 5000,0 тыс. ед. Для получения искомой прибыли предприятию необходимо выпустить 8000,0 тыс. ед. продукции. Маржа безопасности (МБ), т. е. на сколько можно сокращать производство, чтобы не получить убыток составляет 3000,0 тыс.ед. (8000,0 - 5000,0).
МБ - Произ. Прод. - ТБУ - 8000,0 - 5000,0 - 3000,0 ед.
Уровень маржи безопасности (УМБ) определяется отношением маржи безопасности к сумме реализованной продукции, т. е. по формуле:
УМБ - (МБ х 100) : Пр.Прод. - (3000 х 100) : 8000 - 37,5 %,
Данное предприятие имеет маржу безопасности 37,5 %, т. е. возможность сокращать производство продукции на 37,5 %, прежде чем предприятие понесет убыток.
Все это можно выразить графически (рис. 8).
Литература
1. Абдукаримов И. Т., Беспалов М. В. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учеб. пособие. М., 2011. С. 92-103;
2. Абдукаримов И. Т., Беспалов М. В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческих предприятий: учеб. пособие. С. 49-57, 103-104, 127-131.
3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / под ред. И. Т. Абду-каримова, Л. Г. Абдукаримовой, В. В. Смагиной. Тамбов, 2008. С. 83-89, 554-599.
* * *
BREAKEVEN POINT AND SAFETY MARGIN, TECHNIQUE OF THEIR
ASSESSMENT, ROLE AND VALUE AT PLANNING OF PROFIT
I. T. Abdukarimov
Article is devoted to an actual problem of technique of an assessment of a point of profitability at production and on its basis to operational planning of receiving required profit. The technique is accompanied by a detailed statement of the economic characteristic and an assessment of indicators for calculation of a point of profitability, marginal profit and a safety margin.
In article the characteristic of a direct-costing method in the basis of which marginal approach for consideration of expenses of the enterprise and division of expenses for constants and variables depending on output change lies, is stated.
Key words: breakeven point (BP), variable expenses, constant expenses, price of production unit, profit, marginal profit, marginal income, safety margin.