ческих структур типа «морщины».
4. Простота и доступность выполнения метода кристаллографии позволяет определить характер патологического процесса и может служить дополнительным критерием для постановки диагноза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Камышников В. С. Справочник по клинико-биохимической лабораторной диагностике. -Минск, 2000. - С. 311 - 446.
2. Камышников В. С. Клинико-биохимическая оценка тяжести воспалительного процесса /В. С. Камышников, В. Г. Колб, Е. Т. Зубовская //Здравоохранение Беларуси., 1991. - №6. - С. 62 - 68.
3. Кристалографическое исследоваие биологических субстратов /А. П. Калинин, Л. А. Мороз,
Н. Н. Квитко и др. //Клиническая медицин. -1990. - №4. - С. 28 - 30.
4. Кристаллизация компонентов ротовой по-ости у больных сахарным диабетом 1-го типа /Л. А. Стуканова, А. Н. Лопотько, А. Б. Миртумян и др. //Бюл. экспериментальной биологии и медицины. - 2005. - Т. 139, №1. - С. 26 - 29.
5. Мороз Л. А. Кристаллографический метод исследования биологических субстратов. Метод. рекомендации. - М., 1981. - 70 с.
6. Применение метода кристаллических налетов в диагностике некоторых патологических процессов /И. Л. Теодор, Л. А. Мороз, Д. Б. Ка-ликштейн и др. - 1982. - С. 295 - 298.
Поступила 13.04.10
S. O. Zholbekova, M. A. Sin, D. E. Zhupenova, M. A. Neznamova, K. O. Kazangapova THESIOGRAPHIC PICTURE PECULIARITIES OF BLOOD PLASMA AT CHILDREN WITH ACUTE PNEUMONIA
There was made a thesiographic reseach of blood plasma at children who were ill with pneumonia. Thesi-ogramma of blood plasma of children who are ill with pneumonia is characterized by losing intermediate zone, destroying symmetrical breathlessness, and by Sorming destruction of systemic and subsystemic characters.
C. O. №o^6eKOBa, M. A. CMH, fl. E. WyneHOBa, M. B. He3HaMOBa, K. O. Ka3aHFanoBa
9TKIP nHEBMOHMAFA WAflflblKKAH EAflAflAPflblK KAH nflA3MACblHblK TE3HOrPOHflflblK
K6PIHICIHIK EPEKWEfllKTEPI
0TKip nHeBMOHMAFa wa^gbiKKaH 6a^a^apabiK KaH n^a3MacbiHga Te3uorpa$Mfl^biK 3eprrey 6TKi3rnfli. XYMe^iK waHe wyMe^iK acTb cunaT 6¥3bmbiCTapbi, apa^biK weKapa^apbiHbiK afibipbrnybi, CMMMeTpun^biK 6y3b^bCTapb, 6a^a^apgaFb 6TKip nHeBMOHMAHbiK KaH n^a3MacbHgaFb Te3uorpaMMa K6piHiCTepi cunaTTa^agb.
М. А. Моренко
ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕПАРАТОВ ГЛИЦИРРИЗИНОВОЙ КИСЛОТЫ В КОМПЛЕКСНОЙ ТЕРАПИИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ
АО «Медицинский университет Астана» (Астана)
В детском возрасте бронхиальная астма является одной из самых распространенных хронических заболеваний [8, 13]. Данная проблема продолжает оставаться актуальной во всем мире, несмотря на многочисленные исследования и достаточный объем лечебно-профилактических мероприятий [2, 10, 11, 17].
Известно, что ингаляционные глюкокорти-костероиды (ИГКС) в течение нескольких десятилетий являются наиболее эффективными в лечении БА [1, 5]. В то же время, до трети больных продолжают жаловаться на сохранение симптомов заболевания даже при проведении терапии в адекватной возрастной дозировке, а у некоторых пациентов отмечаются побочные эффекты, связанные с действием ИГКС [5]. В связи с этим одним из направлений фармакотерапевтических исследований является поиск подходов, направленных на снижение дозы используемых стерои-
дов для достижения достаточного клинического эффекта.
Одним из таких подходов может быть совместное назначение традиционных противовоспалительных препаратов - локальных кортико-стероидов и препаратов солодки, противовоспалительные свойства которой также известны из литературных данных [6, 16]. В качестве примера нами был выбран отечественный препарат Рувимин, который был разработан в лаборатории химии природных соединений Института химических наук им. А. Б. Бектурова МОН РК (РК-ЛС-3 №004956 Рувимин, в табл. по 0,1 г.). Действующее начало препарата Биосластилин - сухой очищенный экстракт корня солодки с содержанием 80% глицирризиновой и около 20% других биологически активных веществ. По результатам ряда исследователей, данный препарат обладает широким спектром фармакологической активности, проявляя противовоспалительный, антиокси-дантный, иммуностимулирующий эффекты на организм [3, 4, 6].
Настоящее сообщение посвящено определению целесообразности использования препарата Рувимин на фоне стандартной терапии бронхиальной астмы у детей.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Под нашим наблюдением в аллергоцентре «Умит» и клинике кафедры детских болезней №1
АО «Медицинский университет Астана» на базе городской детской больницы №2 г. Астаны находились 178 детей в возрасте 6-14 лет. В группы исследуемых были включены 148 детей с различной степенью тяжести бронхиальной астмы и 30 детей контрольной группы.
Для проспективного исследования нами были сформированы две группы пациентов: группа I, получавшие стандартную базисную терапию и таблетку плацебо (п=75); группа II (п=73), получавшие, наряду с аналогичным спектром базисной терапии, препарат Рувимин в дозе 100 мг/кг 3 раза в сут. Продолжительность терапии Рувими-ном составила 30 сут. Длительность наблюдения за пациентами исследуемых групп продолжалась в течение года. Критериями для включения в группу исследования, помимо возраста, были верификации диагноза бронхиальная астма: легкое, среднетяжелое, тя-желое течения. Критериями исключения из группы исследования было тяжелое течение заболевания с использованием системных глюкокортикоидов более 6 мес.
Все наблюдаемые пациенты получали в качестве базисной терапии флютиказона пропио-нат ^НхоМ, «ClaxoSmithKline», Великобритания) в виде дозированного ингалятора. В зависимости от степени тяжести течения БА, суточная доза препарата составляла в среднем 300-400 ткд. Для купирования приступа по требованию пациенты получали р2-адреномиметик короткого действия - сальбутамол.
Рандомизированное распределение по группам проводили в компьютерной программе «Монте Карло» (выпадение случайных цифр) [16]. Для оценки эффективности терапии использовали вторичные (суррогатные) точки - среднесуточная доза флютиказона пропионата, периода измерение пиковой скорости выдоха. Дополнительный тест - исследование показателей муко-цилиарного клиренса мерцательного эпителия слизистой полости верхних дыхательных путей. Во всех случаях регистрировали нежелательные лекарственные реакции. На фоне приема препарат Рувимин нами не было зарегистрировано побочного действия.
Обследование включало мониторинг пиковой скорости выдоха в течение всего наблюдения, оценку качества жизни по специально разработанной анкете, изучение мукоцилиарного клиренса (МКЦ), активности р2-адренорецепто-ров и параметров иммунного статуса. Диагноз бронхиальной астмы ставили соответственно международным критериям на основании выявления обратимой бронхиальной обструкции, подтверждаемой в функциональных тестах. Наличие специфической сенсибилизации к атопическим аллергенам выявлялось методами кожно-аллергического тестирования. Для сравнения показателей пиковой скорости выдоха у детей опытных групп с контролем были использованы нормативы, разработанные нами ранее для столичного региона [9]. В плане получения нормативов мукоцилиарного
клиренса были обследованы 30 детей аналогичного пола и возраста. Статистическую обработку полученного материала проводили с использованием ^критерия достоверности различий групп Стьюдента и И. А Ойвина [7].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе наблюдения были изучены длительность заболевания, начало проявлений, наследственная предрасположенность у детей, страдающих БА. В результате исследования было установлено, что у пациентов исследуемых групп длительность заболевания составила до 4 лет -28,0%, от 4-8 лет (62,1%) и более 8 лет - 9,9%. При этом начало развития первых клинических симптомов БА соответствовало пациентам старше 7 лет (50%). Анализ данных по наследственной отягощенности в исследуемых группах показал, что у 42 детей (56,0%) I группы и у 42 детей (57,4%) II группы была выявлена отягощенность по аллергопатологии со стороны родственников. Семейная отягощенность по линии матери составила наибольший процент - 43,5%, по линии отца - 20%, по линии обоих родителей - 14,0 %, ближайших родственников - 22,5% (различия в исследуемых группах статистически были не достоверны). Изучение спектра сенсибилизации у наблюдаемых больных показало, что чаще (у 30% детей) встречалась пыльцевая и пыльцевая сенсибилизации в сочетании с пищевыми аллергенами. Так, у 53,3% больных установлена сенсибилизация к 1-2 аллергенам, у 33,3% - к 3-4, у 13,3% - к 5 и более аллергенам. Следует отметить, что в сравниваемых группах детей преобладала моновалентная сенсибилизация к пыльцевым и пищевым аллергенам, реже регистрировались случаи бытовой и эпидермальной.
Ранее было установлено, что глицирризи-новая кислота является синергистом кортизона, так как ее производные снижают активность фермента а-редуктазы и дельта-4,5-альфа редук-тазы. При назначении этого препарата метаболизм кортикоидных гормонов в организме подавляется, а продолжительность их действия нарастает. Кроме того, стероидоподобное действие производных глицирризиновой и глицирретовой кислот объясняется тем, что отдельные элементы их структуры очень похожи на строение кортико-стероидных гомонов [14, 15].
Собственные исследования показали, что в 1 группе удалось снизить дозу ингаляционных глюкортикостероидов на 14,8±3,1%. Положительный эффект от применения препарата заключался в сокращении количества дневных и ночных приступов, нарастании абсолютных показателей ПСВ и снижении выраженной вариабельности (табл. 1).
Из представленных собственных данных видно, что в группе детей, получавших, наряду с ингаляционными глюкокортикостероидами, еще и «Рувимин», удалось добиться снижения дозы стероидов с 300,6 до 234,3 мкг/сут, то есть на 22,4%. Это различие оказалось статистически
Таблица 1.
Динамика показателей пиковой скорости выдоха и суточной дозы ИГКС у детей на фоне лечения
Группа Группы пролеченных больных Кол-во детей (n) Показатели ПСВ (л/мин) Среднесуточная доза ИГС (mkg)
До лечения После лечения До ллечения После лечения
I Дети, получавшие базисную терапию (флютиказона пропионат) 75 200,0±20,5 223,3±20,3 352,2±22,5 300,6±23,6
II Дети, получавшие базисную терапию и Рувимин Р 73 208,3±20,1 264,7±28,7 <0,05 358,7±22,1 <0,05 234,3±18,4 <0,001
Р - достоверность различий показателей между группами
достоверным (P<0,001). Средние показатели пиковой скорости выдоха у детей, получавших препарат глицирризиновой кислоты, по сравнению с показателем у детей, получавших только традиционную терапию бронхиальной астмы, оказались на 31,8% выше при наличии статистической достоверности указанных различий (P<0,05).
Одним из критериев эффективности проводимого лечения бронхиальной астмы является снижение потребности в использовании ингаляционных ß2-адреномиметиков. Наши исследования показали, что у детей, получавших комбинированное лечение флютиказоном, про-пионат и «Рувимином», потребность в использовании сальбутамола сократилась с 2,10 до 1,43 ингаляции в сут. Это различие было высоко статистически достоверным (P<0,001).
При изучении показателей МЦК на фоне комбинированной терапии, нами были отмечены положительные результаты (рис. 1). Так, если у детей контрольной группы (III группа) показатель МЦК составил 9,9±0,2 мин, то у больных БА до лечения он был равен 16,6±0,4 мин (P<0,001).
¡МКЦ
1 группа 2 группа 3 группа
14,7 12,8 9,9
Рис. 1. Динамика показателей МКЦ на фоне комплексного лечения БА
В ходе лечения флютиказоном пропионат показатель снизился до 14,7±0,3 мин (Р<0,001), различаясь, таким образом, по сравнению с исходным параметром в 1,13 раза. Однако, этот показатель оказался в 1,15 раза выше, чем у детей с БА, получавших, наряду с
флютиказоном пропионат, еще и рувимин.
Следуя рекомендациям ВОЗ в плане диагностики бА [1], был изучен ряд иммунологических показателей у пациентов наблюдаемых групп. В результате проведенного исследования выявлено, что уровень общего 1дЕ в сыворотке здоровых детей в возрасте до 7 лет составил 38,2±13,02 МЕ/мл, в возрасте от 8-14 лет - 42,3±10,51 МЕ/мл. При БА у детей отмечалось высокое содержание общего 1дЕ, превышающее уровень здоровых детей более чем в 9 раз. Так, у детей с БА до 7 лет уровень общего 1дЕ в сыворотке составлял 359,01±56,12 МЕ/мл, у детей старшего возраста (8-14 лет) -401,85±60,52 МЕ/мл, причем были отмечены значительные вариации уровня общего 1дЕ в разные периоды заболевания. Так, наиболее высокие показатели уровня общего 1дЕ были отмечены в постприступный период. Анализ динамики уровня общего 1дЕ в сыворотке крови детей показал, что включение в комплекс базисной терапии Рувимина обеспечивало двукратное снижение данного показателя через месяц терапии. При изучении показателей фагоцитарной системы и уровня циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК) при БА, нами было также отмечено позитивное влияние комплексной терапии. Проведенные исследования отметили высокий уровень содержания ЦИК в сыворотке крови детей в разные периоды заболевания. Утяжеление клинического течения БА сопровождалось нарастанием содержания ЦИК. Проводимая традиционная базисная терапия не оказывала значимого влияния на содержание ЦИК у детей со среднетяжелым и тяжелым течением БА, тогда как на фоне применения комплексной терапии отмечалось достоверное снижение уровня ЦИК. Это, вероятно, объяснятся иммуномодулирующим действием глицирризи-новой кислоты на фагоцитарную систему.
Таким образом, лечение препаратом гли-цирризиновой кислоты Рувимином не только способствовало более эффективной реабилитации детей с БА, включая повышение параметров функции внешнего дыхания, но и благоприятно влияло на состояние верхних дыхательных путей, способствуя, по-видимому, снижению вы-
о
раженности аллергического воспаления. Комбинированное использование противовоспалительных препаратов и глицирризиновой кислоты дает выраженный эффект в плане улучшения клинического состояния детей, нормализации иммунологических показателей у больных БА. ЛИТЕРАТУРА
1. Детская аллергология /Под ред. А. А. Баранова, И. И. Балаболкина. - М.: ГЭОТАР, 2006. - 687 с.
2. Испаева Ж. Б. Бронхиальная астма, что нового в терапии? //Сб. тез. V междун. науч.-практ. конф. «Астма и аллергия». - Алматы., 2005. - С. 54 - 56.
3. Использование рувимина у детей с артериальной гипотензией /Л. З. Исаева, К. А. Аскамбаева, Б. Х. Хабижанов, и др. //Сб. матер. V междунар. конгр. кардиологов тюркоязычных стран. - Алматы., 2005. - С. 116 - 177.
4. Кузденбаева Р. С. Перспективы применения масла солодки при бронхиальной астме /Р. С. Кузденбаева, З. С. Хайруллина, А. Б. Есенжуло-ва //В кн.: матер. междун. конф. «Актуальные проблемы аллергологии и иммунологии». - 2005.
- С. 112 - 119.
5. Нишева Е.. Ингаляционные глюкокортикоиды.
- СПб., 2000. - 43 с.
6. Новые противовирусные и иммуномодулирую-щие препараты на основе компонента корня солодки /Т. А. Арыстанова, Ш. А. Айнабаева, Г. С. Филиппович, С. К. Ордабаева //Матер. III междун. междисциплинарного конгр. «Нейронаука для медицины и психологии». - Украина., 2007. -С.45 - 47.
7. Плохинский Н. А. Биометрия. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 470 с.
8. Пульмонология детского возраста: проблемы и решения /Под ред. Ю. Л. Мизерницкого, А. Д. Царегородцева. - М., 2005. - Вып. 5. - 356 с.
9. Сапарова Л. Т. Прогностическое значение
типов суточных кривых пикового потока при бронхиальной астме /Л. Т. Сапарова, А. А. Ка-рибжанов, Р. И. Розенсон //Астана медициналык журналы. - 2003. - №1. - С. 72 - 74.
10. Сравнительный анализ распространенности бронхиальной астмы среди школьников в отдельных городах Казахстана /Г. А. Жаксылыкова, А. С. Тыныбеков, А. С. Сыздыкова и др. //Сб. науч. тр. междун. конф. «Пути повышения эффективности медицинской помощи детям». - Алматы., 2005. - С. 86 - 88.
11. Скучалина Л. Н. Бронхиальная астма у детей: клинико-эпидемиологическая характеристика, опимизация диагностики и лечения: Автореф. дис. ...д-ра. мед. наук. - Астана. - Казахская государственная медицинская академия, 2005. - 55 с.
12. Didonato A. J. Molecular mechanisms of immunopression and antiinflammatori activities by glucocorticoids /A. J. Didonato, F. Saatciogly, M. Karin //Am. J. Resper. Crit. Care. Med. - 2002. - V. 150. - Р. 118 - 119.
13. Duncan K. Acute asthma in children of school age //B. M. J. - 2010. - 988 p.
14. Effectiveness of glycyrrhizin for oral lichen planus in patients with chronic HCV infection /Y. Nagao, M. Sata, M. Suzuki et al. //J. Gastroenterol. - 2002. - V. 16. - P. 168 - 172.
15. Inhibition of human complement by beta -glycyrrhetinic acid /B. M. Kroes, C. J. Beukelman, A. J. Van Den Berg et al. //Immunology. - 2003. - V. 60. - P. 118 - 120.
16. Safety and tolerability of an antiasthma herbal Formula (ASHMI) in adult subjects with asthma: a randomized, double-blinded, placebo-controlled, dose-escalation phase I study /K. Kelly-Pieper, S. P. Patil, P. Busse et al. //J. Altern. Complement. Med. -2009. - P. 735 - 743.
17. Sundaru H. Epidemiogy of astma. - Acta med Indones. - 2005. - V. 37. - №.1. - P. 1 - 2.
Поступила 14.04.10
M. A. Morenko
SUBSTANTIATION OF ADVISABLE USE OF GLYCYRRHIZINIC ACID PREPARATIONS IN COMPLEX THERAPY OF BRONCHIAL ASTHMA AT CHILDREN
The aim of our study was to improve the results of bronchial asthma in complex treatment at children. We studied 178 children, from that control group (73), which was treated by local inhaler steroids and experimental group (75) which was treated by combination of inhaler steroids with glizyrriza preparation ruvimin. Beneficial results of combined treatment were analyzed.
М. А. Моренко
БАЛАЛАРДАРЫ БРОНХИАЛДЫ ДЕМ1КПЕНЩ КЕШЕНД1 ЕМ1НЩ ГЛИЦИРРИЗИНД1 КЫШЦЫЛ Д8Р1МЕКТЕР1НЩ КОЛДАНУЫНЬЩ ДЭЛЕЛДЕМЕС1
Осы жумыста бронх демкпеамен ауырран 178 балалардьщ зерттеу нэтижелерi керсетшген.Олардьщ шнен: 75 наукас жерплкт стероидпен бiрге глицирризин кышкылын кабылдады жэне 73 бала тек кана базист ем кабылдады.Осы макалада нэтижелердi талкылау жетштген.