Научная статья на тему 'Обоснование стратегии управления финансами в системе потребительской кооперации'

Обоснование стратегии управления финансами в системе потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина Л. И.

В статье обосновывается необходимость разработки стратегии управления финансами с учетом особенностей функционирования многоотраслевой деятельности потребительской кооперации. Предлагается логически выстроенная модель финансовой стратегии с обоснованием основных целевых установок и способов их достижения. Показываются способы адаптации разработанной модели финансовой стратегии к условиям реальной деятельности потребительских обществ. Особое внимание уделяется применению в системе потребительской кооперации концепции альтернативной стоимости, методического инструментария учета фактора инфляции и риска упущенной выгоды при реализации социальной миссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование стратегии управления финансами в системе потребительской кооперации»

Управление финансами

ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В СИСТЕМЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

л.и. ИЛЬИНА,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой учетно-экономических дисциплин Сыктывкарского филиала Российского университета кооперации

В статье обосновывается необходимость разработки стратегии управления финансами с учетом особенностей функционирования многоотраслевой деятельности потребительской кооперации. Предлагается логически выстроенная модель финансовой стратегии с обоснованием основных целевыхустановок и способов их достижения. Показываются способы адаптации разработанной модели финансовой стратегии к условиям реальной деятельности потребительских обществ. Особое внимание уделяется применению в системе потребительской кооперации концепции альтернативной стоимости, методического инструментария учета фактора инфляции и риска упущенной выгоды при реализации социальной миссии.

Финансовая стратегия — это научно обоснованный выбор среднесрочных целевых действий, направленных на достижение ориентировочной величины будущих денежных потоков, формирующихся под влиянием внешних факторов в условиях неопределенности. Выбор стратегии является достаточно сложным процессом в условиях многоотраслевой деятельности потребительской кооперации. Кроме того, такой выбор осложнен спецификой конечной цели деятельности некоммерческих организаций системы потребительской кооперации, заключающейся в реализации социальной миссии наряду с получением финансового результата для ее осуществления. Достижение такой двуединой цели сопряжено с высоким риском упущенной выгоды.

Следовательно, с позиций научной теории выработка финансовой стратегии организации должна базироваться на комплексе методологических принципов и методов их реализации в реальной практике. Их практическое воплощение представляет собой единство методических способов

(набор методик) достижения стратегических целей, учитывающих отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности организаций системы потребительской кооперации.

Хозяйственная практика показывает, что таких методик может быть несколько, и сам менеджмент организации решает, какую сферу или аспект финансовой деятельности следует обеспечить методическими рекомендациями в первую очередь. Как правило, создание пакета методического обеспечения опирается на уже существующие методики. Далее разрабатывается система организационно-экономических мероприятий для обеспечения реализации финансовой стратегии. При разработке таких мероприятий главное, о чем нельзя забывать, — это адаптивность используемых методик.

Для обеспечения так называемого выбора наверняка необходимо иметь четкое представление не только о сути финансовой стратегии в целом, ее основных векторах, но и о базовом методе финансового менеджмента. По мнению российских и зарубежных ученых, метод финансового менеджмента как науки представляет собой систему теоретико-познавательных категорий, базовых (фундаментальных) концепций, научного инструментария (аппарата) и регулятивных принципов управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования» [1 — 4]. Визуальное представление смысла понятия «финансовая стратегия» дано на рисунке.

Реализация научно обоснованной финансовой стратегии, обеспечивающей достижение стоящих перед потребительской кооперацией задач, предполагает разработку конструктивного финансового плана развития потребительских обществ. На наш взгляд, основными стратегическими целями финан-

СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОМ СТРАТЕГИИ

1 1 л г

Стабилизация финансового Приращение капитала Максимальный учет риска

результата (прибыли) в долгосрочной перспективе упущенной выгоды

Адаптация к специфике хозяйственной деятельности

Способы достижения стратегических целей развития потребительской кооперации

£

Институты

Концепции

\ Финансовых рынков

Банкротства

Внешнеэкономической деятельности

I Другие

Инструментарий

Денежного потока

Соотнесения риска и доходности

Агентских отношений

Альтернативных затрат

^ Учет фактора времени

I_________________________

*] Учет фактора инфляции

I_________________________

Учет фактора риска

>1

| Учет фактора ликвидно»! сти

СФЕРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ

Формирование и использование собственного капитала

Формирование и использование заемного капитала

Оценка денежного потока и сопровождающих его рисков

Методическое обеспечение

МОДЕЛЬ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИИ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Логика выстраивания финансовой стратегии

сово-хозяйственной деятельности организаций системы потребительской кооперации должны стать:

— стабилизация финансового результата (прибыли);

— приращение капитала в долгосрочной перспективе;

— максимальный учет риска упущенной выгоды.

Достижимость таких целей может быть обеспечена с помощью эффективных методов финансового менеджмента, что в свою очередь будет способствовать получению кооперативными организациями значительных конкурентных преимуществ на рынке товаров и услуг.

Концепции и научно-практический инструментарий являются составляющими метода финансового менеджмента, регулятивные принципы определяют динамику развития управляемого объекта. К числу регулятивных принципов можно отнести: объективность, системность, комплексность, регулярность, преемственность и др.

Принципы и базовые концепции финансового менеджмента определяют процедурную сторону его методологии. Базовые концепции финансового менеджмента выражают логику его организации и выбор на практике приемов регулирования определенных аспектов деятельности организаций потребительской кооперации.

К числу базовых концепций можно отнести следующие:

— денежного потока или временной ценности денег (характеризует неравноценность денежной единицы в различные периоды времени);

— соотнесения риска и доходности (существование прямо пропорциональной зависимости между риском и доходностью при реализации финансовых операций);

— эффективности рынка (зависимость степени эффективности рынка от уровня его информативной насыщенности и доступности информации его участникам);

— ассиметричной информации (владение конфиденциальной информацией отдельных

участников рынка капитала, способствующей его развитию);

— агентских отношений (существование агентских издержек для устранения противоречий интересов владельцев и управленческого персонала организации при реализации альтернативных финансовых решений);

— альтернативных затрат или затрат упущенных возможностей (принятие любого финансового решения связано с отказом от какого-либо альтернативного варианта).

В потребительской кооперации в условиях рыночных отношений для более эффективного обоснования стратегических управленческих решений по реализации финансовых задач необходим комплексный учет факторов времени, инфляции и риска. Особое значение для финансовых менеджеров имеет использование концепции временной стоимости денег, поскольку принятие финансовых решений связано с учетом, анализом и оптимизацией денежных потоков на основе показателей финансовой отчетности.

Временная ценность денежных ресурсов является объективно существующей их характеристикой. Неравноценность денежной единицы в настоящее время и в будущем определяется действием трех основных факторов: инфляции, риска и оборачиваемости.

Инфляция значительно осложняет деятельность финансового менеджера, так как под ее действием увеличивается потребность в собственном капитале, возрастает цена привлекаемого заемного капитала, увеличиваются косвенные потери доходов организации за счет отвлечения собственных оборотных средств в дебиторскую задолженность.

Расчет увеличения потребности в собственных оборотных средствах, вложенных в товарные запасы для потребительского общества в условиях роста цен на товары под действием инфляции, представлен в табл. 1.

Приведенные расчеты показывают, что в условиях роста цен на товары потребность в оборотных средствах, вложенных в товарные запасы, увеличится на 34 тыс. руб. В этом случае для сохранения

Таблица 1

Расчет потребности в оборотных средствах, вложенных в товарные запасы потребительского общества

с учетом инфляции, тыс. руб.

Товарные группы Планируемая потребность, ед. Цена базисная, тыс. руб. Прогнозируемое изменение цены, % Потребность в ценах

базисных прогнозируемых

А 100 1,2 -8,4 120 109,9

Б 50 3,0 +26,6 150 189,9

В 70 8,5 +7,1 59,5 63,7

Всего + 10,3 (363,5 : 329,5) 329,5 363,5

своего экономического потенциала потребительское общество должно изыскать дополнительные источники финансирования за счет собственных или привлеченных средств населения, краткосрочных кредитов банка.

Процесс отвлечения собственных оборотных средств из хозяйственного оборота потребительского общества в дебиторскую задолженность сопровождается косвенными потерями доходов, которым необходимо дать оценку. Величина возникающих потерь определяется влиянием нескольких факторов:

• периодом инкассации дебиторской задолженности, увеличение которого снижает доход, генерируемый средствами, вложенными в дебиторов;

• влиянием инфляции, в результате которой денежные средства, возвращаемые должником, обесцениваются;

• увеличением затрат на поддержание имеющегося уровня дебиторской задолженности как одного из видов активов, требующего соответствующего источника финансирования.

В этой связи для оценки косвенных доходов и потерь необходимо учитывать индекс цен и коэффициент падения покупательной способности денежной единицы, связанный с индексом цен зависимостью: ХПС = 1: 1ц . Покажем это на примере потребительского общества Республики Коми при заключении договоров на оплату покупных товаров (табл. 2).

Представленные в табл. 2 расчеты показывают, что, сокращая период инкассации дебиторской задолженности, можно уменьшить величину косвенных потерь.

Величина косвенных потерь в доходах потребительского общества под действием инфляции зависит от двух факторов: уровня инфляции и периода погашения дебиторской задолженности.

Вместе с тем при расчетах величины косвенных потерь необходимо делать корректировку на изменение цен, если период инкассации дебиторской задолженности будет больше или меньше 30 дней, так как индекс инфляции в оперативных и статистических информационных справочниках приводится по месяцам. В связи с этим в расчетах необходимо использовать

формулу сложных процентов, учитывающую временную стоимость денег. На практике при осуществлении подобных расчетов можно пользоваться табулированными значениями специальной таблицы, отражающей динамику коэффициента падения покупательной способности рубля в зависимости от различных темпов инфляции и продолжительности периода, для которого выполняются расчеты. С ее помощью можно также выполнить аналитические расчеты по изменению по -терь доходов при увеличении или снижении периода погашения дебиторской задолженности и определить уровень процентной скидки своим покупателям при продаже продукции для сокращения срока расчетов и получения экономического эффекта.

В деятельности потребительской кооперации важным является учет одной из ключевых концепций в финансовом менеджменте: концепции альтернативных затрат или затрат упущенных возможностей (opportunity cost). Ее содержание состоит в том, что принятие любого решения финансового характера в большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта. Концепция альтернативных затрат в потребительской кооперации может быть применена при оценке вариантов возможного вложения капитала, риска упущенной выгоды при реализации социальной миссии, использования производственных мощностей, управлении дебиторской задолженностью т. д.

Альтернативные затраты, называемые также ценой упущенных возможностей, представляют собой доход, который могла бы получить организация потребительской кооперации, если бы использовала другой вариант вложения имеющихся у нее ресурсов. Например, если транспортировка товаров в отдаленные магазины осуществляется собственным транспортом или транспортом сторонних организаций: решение в пользу выбора одного из этих вариантов принимается в результате сравнения альтернативных расходов, выражаемых в основном в виде относительных показателей.

Следует отметить, что расчет альтернативных затрат носит субъективный характер ввиду того, что способы оценки этих затрат носят различный характер и могут не совпадать. При наличии собственных оборотных средств иммобилизация

Таблица 2

Расчет величины косвенных потерь по Койгородскому потребительскому обществу в 2006 г.

Стоимость покупных товаров, тыс. руб. Индекс цен (Щ) Реальная стоимость покупных товаров, тыс. руб. Покупательная способность 1 тыс. руб., руб. К = 1 : U) Косвенные потери от инфляции на 1 тыс. руб., руб.

50 1,1 45,4 909 91

(50: 1,1) 50 х (1 : 1,1) (1 000 : 1,1) (1 000 - 99)

средств в дебиторскую задолженность означает, что альтернативой такому нерациональному вложению средств могло бы быть привлечение краткосрочных финансовых активов. В варианте отсутствия собственных оборотных средств для поддержания возросшей величины дебиторской задолженности потребительскому обществу бы пришлось привлечь заемные средства у населения или взять ссуду в банке. Расчет альтернативных затрат для обоих случаев по потребительскому обществу приведен в табл. 3.

Учет концепции альтернативной стоимости в организациях потребительской кооперации приобретает особую значимость при реализации социальной миссии, связанной с дополнительными расходами, требующими соответствующего финансового покрытия [5]. В основном эти дополнительные затраты осуществляются розничными торговыми организациями, являющимися центрами оказания социальных услуг. Это обусловливает необходимость более полного учета их доходов и расходов и определения риска упущенной выгоды в результате продажи товаров по единым розничным ценам вне зависимости от фактической величины затрат социально значимых товаров по ценам ниже себестоимости, отпуска товаров населению в долг, оказания бесплатных услуг по доставке топлива, медикаментов и др.

При продаже товаров ниже себестоимости сельским жителям, проживающим в отдаленных местностях, концепция альтернативной стоимости реализуется через оценку фактических объемов продаж магазинов. Для этого следует рассчитать сумму, которую пришлось бы заплатить покупателям, если бы они продавались по ценам, предусматривающим полную компенсацию затрат по доставке товаров. Выполнение такого расчета требует определения объема продаж и уровня транспортных расходов в процентах к объему продаж в разрезе каждого магазина и потребительского общества в целом. В

данном случае риск упущенной выгоды для магазина кооперативной торговли или экономия затрат покупателей будет определяться размером дополнительной торговой наценки, необходимой для покрытия фактических расходов по доставке товаров.

Риск упущенной выгоды также можно исчислить в виде разницы между наценками, установленными для покрытия расходов по продаже определенных видов товаров и сниженными торговыми наценками на те же их виды, включенные в группу социально значимых товаров (например, на хлебобулочные изделия). Степень риска потребительского общества по отпуску товаров в долг социально незащищенным слоям населения может быть приравнена альтернативно к увеличению расходов по обслуживанию дополнительно привлеченных заемных средств ввиду недостатка собственных. Способы исчисления риска упущенной выгоды на примере потребительских обществ показаны в табл. 4.

Таким образом, из расчетов, представленных в табл. 4, видно, что использование концепций и методического инструментария финансового менеджмента позволяет учитывать особенности финансовых отношений и специфику функционирования многоотраслевой деятельности потребительской кооперации.

Оценка показателей финансовой отчетности в организациях системы потребительской кооперации Северо-Западного региона свидетельствует, что в настоящее время большинство потребительских обществ не осуществляет капитальных затрат по расширению материально-технической базы. Это связано с недостатком финансовых ресурсов для расширенного воспроизводства. Отсутствие масштабных инвестиционных проектов делает невостребованным методику финансовой емкости таких проектов. Думается, что инструментарий оценки инвестиционных проектов мог бы достаточно успешно использоваться при расчете финансовой потребности в ресурсах на замену торгового оборудования и оборудования для

Таблица 3

Расчет альтернативных затрат по Усть-Куломскому потребительскому обществу за 1-й квартал 2007 г., тыс. руб.

Вариант Средняя величина дебиторской задолженности Наличие собственных оборотных средств Средняя доходность краткосрочных финансовых активов, % Цена заемных средств банка / населения, % Альтернативные затраты

1 75 722 18 - 3,37 (75 х 18 % х 3 : 12)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 75 - - 11/8 1,5/2,5

Расчет риска упущенной выгоды по потребительским обществам Республики Коми, тыс. руб.

Потребительское общество Объем продаж/ Долг сельских жителей Уровень транспортных расходов к объему продаж, % Цена заемных средств,% Снижение торговой наценки на социально значимые товары, % Риск упущенной выгоды, тыс. руб.

Гурьевское 1 350/- 3,5 - - 47,2 (1 350 х 3,5 : 100)

Усть-Куломское 12 500/- - - 6 707,5 (1 2500 х 6/106)

Койгородское -/120 - 11,5 - 13,8 (120 х 11,5 : 100)

Таблица 4

производства промышленной продукции и потребительских товаров.

Разработка финансовой стратегии развития потребительской кооперации требует составления прогнозных финансовых балансов по каждому хозяйствующему субъекту, которые в свою очередь являются составными частями плана социально-экономического развития. Составляемые прогнозные планы социально-экономического развития должны утверждаться советами потребительских обществ.

В планах социально-экономического развития должны отражаться прогнозные параметры финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского баланса, баланса капитальных вложений, плана объемов продаж, прибылей и убытков, плана движения денежных средств и др. как на долгосрочную (5 и более лет), среднесрочную (3 года), так и краткосрочную (1 год) перспективу. Такого же мнения придерживается большинство ученых в области финансов [6].

В рыночных условиях при выработке долгосрочных финансовых стратегий особое значение приобретает осуществление финансового прогнозирования, основанного на прогнозировании объемов продаж, целью которого является расчет потребностей во внешнем финансировании. Прогнозирование потребности в финансировании должно включать этапы, предполагающие составление:

— объема продаж;

— прогноза переменных затрат;

— прогноза инвестиций во внеоборотные и оборотные активы для достижения необходимого объема продаж;

— расчет потребностей во внешнем финансировании с учетом принципа формирования рациональной структуры источников средств.

В процессе финансового прогнозирования в организациях потребительской кооперации могут использоваться два основных метода: бюджетный, основанный на концепции денежных потоков, и метод процента от продаж [7]. Вместе с тем следует отметить, что применение метода, основанного на концепции денежных потоков, в российской практике является затруднительным, поскольку требует существенных корректировок финансовых показателей, отражаемых в бухгалтерской (финансовой) отчетности (бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках), имеющих существенное отличие от международных стандартов финансовой отчетности.

Формирование прогнозного баланса, выполненного с использованием научных методик и предполагающего расчет потребности в финансировании с учетом принципа формирования рациональной структуры источников средств, по одному из потребительских

союзов Северо-Западного региона представлено в табл. 5. В прогностическом балансе все расчеты выполнялись на основании трех предположений:

1) при научно обоснованном прогнозируемом росте объема продаж на 9,9 % переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства увеличивались в среднем на аналогичный процент;

2) темп роста стоимости внеоборотных активов рассчитывался под заданный процент роста объема продаж с учетом условий кооперативного бизнеса и с учетом степени их износа;

3) долгосрочные обязательства и собственный капитал (паевой фонд и добавочный капитал) оставались в прогностическом балансе неизменными. Снижение непокрытого убытка прогнозировалось с учетом нормы распределения чистой прибыли на кооперативные выплаты (40 %) и чистой рентабельности продаж (2,2 %): к непокрытому убытку прибавлялась чистая прибыль (произведение прогнозируемого объема продаж на чистую рентабельность продаж) и вычиталась величина кооперативных выплат (прогнозируемая чистая прибыль, умноженная на норму распределения чистой прибыли на кооперативные выплаты). Сумма дополнительного внешнего финансирования определялась как разница между изменяемыми в прогностическом балансе активами и пассивами.

Расчетами, представленными в табл. 5, определено, что потребность во внешнем финансировании для обеспечения достаточных темпов расширенного воспроизводства на планируемый год определяется величиной в 1,1 млн руб.

Как показывают данные, для обеспечения прогнозируемого объема продаж в 673 млн руб. требуются капитальные вложения в объеме 7,4 млн руб. (82,6 — 75,2). Одновременно необходимый прирост оборотных средств должен составить 10,7 млн руб. (119,2 — 108,5). Однако прирост текущих обязательств (8,1 млн руб.) и снижение непокрытого убытка (8,9 млн руб.) не покрывают увеличения долгосрочных и краткосрочных финансовых потребностей на 18,1 млн руб. (7,4 + 10,7), образуется дефицит в размере 1,1 млн руб. (18,1 — 8,1 — 8,9).

Потребность во внешнем финансировании по «методу формулы» [8]. равна полученному результату по данным прогнозного баланса: 1,1 млн руб. (183,7 х 0,099) - (82 х 0,099) - [{673 х 0,022} х (1 - 0,4)].

При составлении прогнозного баланса учитывались требования, предъявляемые к рекомендуемым нормальным значениям финансовых коэффициентов с учетом специфики деятельности организаций потребительской кооперации. В расчетах использовались типовые алгоритмы их исчисления [10]. Следует отметить, что величина коэффициента текущей лик-

Таблица 5

Прогнозный баланс союза потребительских обществ Республики Коми по методу процента от продаж, млн руб.

Показатель Отчетный баланс Прогнозный баланс

АКТИВ

Оборотные активы 108,5 108,5 + 108,5 х 0,099 = 119,2

Внеоборотные активы 75,2 75,2 + 75,2 х 0,099 = 82,6

БАЛАНС 183,7 201,8

ПАССИВ

Краткосрочные обязательства 82 82 + 82 х 0,099 = 90,1

Долгосрочные обязательства 5,3 5,3

Собственный капитал 126 126

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) -29,6 -29,6 + 673 х 0,022 — 673 х 0,022 х 0,4 = - 20,7

БАЛАНС 183,7 200,7

Составлено и рассчитано автором по [9].

видности как в отчетном, так и в прогнозном балансе равна 1,32, т. е. ниже нормативного значения. Это объясняется отраслевыми особенностями потребительской кооперации, а также проведением рациональной политики управления товарными запасами.

В совокупном объеме деятельности потребительской кооперации более 80 % приходится на розничную торговлю, в связи с этим в краткосрочных обязательствах значительная доля (около 70 %) приходится на кредиторскую задолженность. Потребительский союз проводит политику ускорения товарооборачиваемости, равнозначную увеличению ресурсов и обеспечиваемую увеличением объема продаж при относительно низком уровне товарных запасов. Такая политика способствует снижению непокрытого убытка прошлых лет. Так, за период с 2002 по 2006 г. сумма непокрытого убытка снизилась на 47 млн руб.

Коэффициенты финансовой независимости (автономии), обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами составляют,

Литература

1. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 768 с.

2. Бланк И. А. Финансовый менеджмент. — Киев: Ника-Центр, 1999. — 528 с.

3. Chandra Prasanna. Financial Management. Theory and Practice. Third Edition. — New Delhi: Tata VeGraw-Hill Publisting Compani Limited, 1993. - 936 p.

4. Бригхем Ю., Гаспенски Л. Финансовый менеджмент: в 2 т. / Ю. Бригхем, Л. Гаспенски: Пер. с англ. — СПб.: Экономическая школа, 1998. Т. 2. Гл. 20 — 23.

5. Лебедев А. Н, Фридман А. Н., Комзолов А. А. Определение затрат на реализацию социальной миссии потребительской кооперации / А. Н. Лебедев, А. Н. Фридман, А. А. Комзолов: методические рекомендации. — М.: Центросоюз РФ, 2005. — 19 с.

6. Ильина Л. И. Разработка методологии финансового обеспечения развития системы потребительской кооперации. — Сыктывкар.: Коми книжное издательство, 2006. — 316 с.

7. Финансовое управление фирмой / В. И. Терехин, С. В. Моисеев, Д. В. Терехин [и др.]; Под ред. В. И. Терехина — М.: Экономика, 1998. — 350 с.

8. Финансовый менеджмент: теория и практика / Е. С. Стоянова, Т Б. Крылова, И. Т. Балабанов; Под ред. Е. С. Стояновой. — 2-е изд, перераб. и доп. — М.: Перспектива, 1999. — 658 с.

9. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Республики Коми за 2006 г. — Сыктывкар.: Союз потреб. обществ РК, 2006.

10. Бобылева А. З. Финансовые управленческие технологии. М.: ИНФРА-М, 2004. — 492 с.

соответственно, 62,8 и 36,4 % при нормативах 50 и 10 %, т. е. превышают рекомендуемые значения. По -вышенные значения величины этих коэффициентов обусловлены спецификой формирования финансовых ресурсов в системе потребительской кооперации. Потребительские общества осуществляют свою деятельность преимущественно (более 70 %) за счет собственных средств (паевых и вступительных взносов пайщиков и пополняемых в дальнейшем из чистой прибыли) и частично за счет заемных средств пайщиков, доля которых в источниках формировании оборотных средств составляет более 30 %.

Таким образом, разработка стратегии управления финансами в потребительской кооперации представляет собой непростую задачу, так как связана с выбором из многообразия подходов финансового прогнозирования, предлагаемых для организаций различных организационно-правовых форм и сфер (коммерческая и некоммерческая) и видов финансово-хозяйственной деятельности, подхода, адекватного поставленной цели и возможностям ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.