Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СТРУКТУРЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ'

ОБОСНОВАНИЕ СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СТРУКТУРЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТРАНОВЕДЕНИЕ / СТРАНОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сейфулина Анна Геннадьевна, Лейфа Андрей Васильевич

В статье представлено обоснование страноведческой компетенции иностранных учащихся подготовительного отделения вуза, приведены определения данной компетенции и ее структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сейфулина Анна Геннадьевна, Лейфа Андрей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF COUNTRY STUDIES COMPETENCE IN THE STRUCTURE OF TRAINING FOR FOREIGN STUDENTS PREPARATORY DEPARTMENT

This article presents the substantiation of the cultural competence of foreign students of the preparatory department of the university, the definition of this competence and its structure.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СТРУКТУРЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ»

10. Указ Президента Российской Федерации «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями на 6 декабря 2018 года). - Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/902387360?marker=7D60K4. - 21.06.2021.

11. Царенков, Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. - М., 1990. - С. 141-143.

УДК 378.1/378.096

Сейфулина Анна Геннадьевна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: anya_korzhakova 15@mail.ru Лейфа Андрей Васильевич Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: master@amursu.ru Seifulina Anna Gennadievna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: anya_korzhakova 15@mail.ru Leifa Andrey Vasilievich

Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: master@amursu.ru

ОБОСНОВАНИЕ СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СТРУКТУРЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

JUSTIFICATION OF COUNTRY STUDIES COMPETENCE IN THE STRUCTURE OF TRAINING FOR FOREIGN STUDENTS PREPARATORY DEPARTMENT

Аннотация. В статье представлено обоснование страноведческой компетенции иностранных учащихся подготовительного отделения вуза, приведены определения данной компетенции и ее структура.

Abstract. This article presents the substantiation of the cultural competence of foreign students of the preparatory department of the university, the definition of this competence and its structure.

Ключевые слова: подготовительное отделение для иностранных граждан, социокультурная компетенция, страноведение, страноведческая компетенция.

Key words: preparatory department for foreign citizens, socio-cultural competence, country geography, cultural competence.

В настоящее время образование является одной из самых крупных сфер человеческой деятельности. Оно определяет перспективы развития человечества, выступает фактором, обеспечивающим социальный и экономический прогресс. В условиях мировой глобализации, важным аспектом которой является расширение и укрепление международного сотрудничества, формируется глобаль-

ный рынок образовательных услуг. Это обусловливает стремление ведущих государств к созданию перспективных систем образования, востребованных и в пределах страны, и за рубежом.

Российское образование всегда считалось одним из лучших в мире. Высшая школа России объективно занимает ведущие позиции, обладая рядом преимуществ, среди которых - широкий спектр направлений подготовки кадров, ориентация на профессиональную деятельность и тесная связь с практикой, высокий уровень фундаментальной подготовки. Принимая не только российских студентов, но и учащихся из зарубежья, государство развивает международное сотрудничество, формирует современный имидж отечественной образовательной системы [3].

Большинство иностранных граждан, получающих российское образование, начинают процесс обучения на подготовительных отделениях вузов России. Это обусловлено необходимостью в социально-культурной адаптации учащихся, их неготовностью к обучению на русском языке.

Основная цель деятельности подготовительных отделений (факультетов) - подготовка иностранных граждан к получению образования в российском вузе, их обучение русскому языку, а также общеобразовательным дисциплинам в зависимости от выбранного учебного профиля.

Кроме того, важная роль в обучении отводится всестороннему развитию мультикультурной личности учащегося. На подготовительном отделении у иностранца формируется первое впечатление о России, осуществляется его знакомство не только с русской языковой средой, но и с культурой, историей, географией, природой страны, национальными особенностями русского народа, укладом жизни, а также с городом и вузом, где он проходит обучение. Все эти знания неразрывно связаны с понятием «страноведческая компетенция».

Цель нашей статьи состоит в обосновании страноведческой компетенции иностранных учащихся подготовительного отделения, формулировке ее определения и выделении структурных блоков.

Анализ научных работ, посвященных таким вопросам как социокультурный подход к обучению иностранных учащихся (П.В. Сысоев, В.В. Сафронова, Г.В. Елизарова), компоненты социокультурной компетенции (Е.М. Верещагин, И.Л. Бим, В.Г. Костомаров, В.П. Сысоев, Г.Д. Томахин), страноведческий аспект в обучении иностранных учащихся (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, А.Н. Щукин, Г.Д. Томахин), основы организации и особенности обучения иностранных граждан на этапе довузовской подготовки (Т.И. Капитонова, Л.В. Московкин, А.Н. Щукин, А.Н. Ременцов, А.И. Суры-гин), а также диссертационного фонда по данной тематике и нормативно-правовой базы, регламентирующей обучение иностранных граждан на довузовском этапе, - всё это позволило нам сделать вывод, что страноведческой компетенции иностранных учащихся как основе их обучения на подготовительном отделении нередко не уделяется должного внимания.

Понятие «страноведческая компетенция» наиболее часто встречается в рамках социокультурного подхода к обучению иностранным языкам. Сущность данного подхода заключается в усилении культуроведческого аспекта в содержании обучения, приобщении иностранных учащихся к культуре страны изучаемого языка, формировании социокультурной компетенции. Социокультурная компетенция - это знания социокультурного контекста изучаемого языка и опыт применения таких знаний в реальных ситуациях общения. Одним из аспектов социокультурной компетенции является, по мнению ряда исследователей (А. Чейц, В.В. Сафронов, И.Л. Бим), страноведческий аспект.

Рассмотрим некоторые определения понятий «страноведение» и «страноведческая компетенция».

По мнению А.Н. Щукина, «...страноведение занимается комплексным изучением стран и регионов». Страноведческая информация «обеспечивает не только познавательные, но и коммуникативные потребности учащихся, способствуя формированию коммуникативной и социокультурной компетенции» [7].

Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров понимают страноведение как «совокупность знаний, представлений, предрассудков, чувствований, бытующих в стране (или странах) распространения» языка. Они говорят о том, что все уровни языка имеют страноведческий план, поэтому изучение культурного компонента слов является важным условием успешного овладения иностранным языком [2, с. 36].

Согласно Новому словарю методических терминов и понятий страноведческая компетенция -это совокупность фоновых знаний о стране изучаемого языка, которые обеспечивают определенный уровень навыков и умений использования национально-культурного компонента языка, невербальных средств общения, речевого этикета в целях общения [1, с. 294].

Если изучить «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком», то можно увидеть, что большое внимание в данном документе уделяется социокультурным и страноведческим знаниям. Отмечается, что этот аспект в отличие от многих других скорее всего лежит за пределами предыдущего опыта учащегося и может быть искажен стереотипами. К социокультурным знаниям могут относиться знания повседневной жизни, межличностных отношений, ценностей и убеждений, языка тела, социальных условностей и др. [8, с. 118].

Таким образом, страноведческая компетенция выступает одной из составляющих социокультурной компетенции и играет важную роль в обучении иностранных студентов, способствует их адаптации в новой языковой и социокультурной среде.

Формирование страноведческой компетенции - неотъемлемый аспект подготовки иностранных учащихся к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке. Требования к первому уровню общего владения русским языком как иностранным, необходимому для поступления в российский вуз, содержат перечень интенций, ситуаций и тем общения, в рамках которых иностранец должен уметь ориентироваться и осуществлять речевое общение. Среди таких тем -система образования России; Россия и ее регионы; известные деятели науки и культуры России и др. [6, с. 7].

В современных «Требованиях к освоению дополнительных общеобразовательных программ» формирование страноведческой компетенции предусмотрено в рамках изучения дисциплин, соответствующих учебному профилю (русский язык, история, литература, обществознание), на основе междисциплинарных связей [5].

В результате проведенного исследования нами было сформулировано определение страноведческой компетенции иностранных учащихся подготовительного отделения.

Страноведческая компетенция иностранных учащихся подготовительного отделения - одна из частей социокультурной компетенции, которая представляет собой совокупность фоновых историко-культурных, географических и социально-политических знаний иностранного

На основе анализа структуры социокультурной компетенции, представленной в работах В.В. Сафроновой, И.А. Зимней, С.В. Пахотиной, а также структуры страноведческой компетенции (А.Э. Рахимова, О.В. Еремеева) нами выделены следующие структурные блоки страноведческой компетенции иностранных учащихся подготовительного отделения: когнитивный, функциональный и мотивационно-ценностный.

Когнитивный блок включает знания иностранных учащихся подготовительного отделения о стране изучаемого языка и о представителях этой страны (носителях языка). Это знания о географическом положении, природных условиях; о государственном, политическом и экономическом устройстве; об исторических особенностях, об истории развития отношений между страной изучаемого языка и родной страной учащегося; о системе образования; об особенностях национальной культуры (быт, праздники, традиции и обычаи, выдающиеся деятели науки и культуры, достоприме-

чательности); об особенностях речевого и неречевого поведения представителей страны изучаемого языка, их менталитете.

Функциональный блок включает умения применять перечисленные знания для успешной коммуникации с целью обучения и адаптации в новой социокультурной и языковой среде: умение сопоставлять географические, политические, экономические, исторические и культурные особенности страны изучаемого языка и родной страны, находить их отражение в языке; умение адекватно воспринимать речевые и неречевые особенности поведения представителей страны изучаемого языка; умение использовать совокупность знаний о стране, особенностях языка и поведения его носителей в соответствии с реальными ситуациями общения.

Мотивационно-ценностный блок включает мотивацию иностранных учащихся к обучению (интерес к учебному процессу, стремление к поиску дополнительной страноведческой информации, к коммуникации, работе в команде и др.), а также такие качества как толерантность, культурный полицентризм, эмпатия, позитивная этническая идентичность.

Содержание указанных блоков страноведческой компетенции иностранных учащихся реализуется в рамках дисциплин учебного плана, внеаудиторных мероприятий, воспитательной работы (рис. 1).

подготовительного отделения.

Таким образом, страноведческая компетенция иностранных учащихся в структуре подготовительного отделения играет весьма важную роль и способствует решению образовательных, развивающих, воспитательных задач, стимулирует познавательную активность учащихся, повышает их мотивацию к обучению.

1. Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Верещагин, Е.М., Костомаров, В.Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы / под ред. и с послесловием акад. Ю. С. Степанова. - М.: Индрик, 2005. - 1040 с.

3. Курилкина, М. Высшее образование как ценность. Перспективы включения российского высшего образования в Болонскую конвенцию // М. Курилкина, О. Мовсесян // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2007. - № 1. - Режим доступа: http ://www. zpu-j ournal. ru/e-zpu/1 /Kurilkina& Movsesian/. - 20.03.2021.

4. Лейфа, А. В., Сергиенко, Ю. П., Лукина, Е. Ю., Лю Юйцзе. Опыт международного сотрудничества Китая и России в сфере образования // Педагогика. - 2015. - № 5. - С. 121-125.

5. Требования к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 3 октября 2014 г. № 1304 // Портал ГАРАНТ.РУ: офиц. сайт. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70805592/53f89421bbdaf741eb2d1ecc 4ddb4c33/. - 20.03.2021.

6. Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. Второй вариант / Н.П. Андрюшина и др. - М.; СПб.: Златоуст, 2009. - 32 с. - Режим доступа : http: www.zlat.spb.ru. - 20.03.2021.

7. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Филоматис, 2006. - 480 с.

8. A Common European Framework of Reference for Languages Learning, Teaching, Assessment. - Strasbourg, 1986. - 273 с.

УДК 316.772.4:378.091.212

Малахова Ольга Николаевна

Ижевская государственная сельскохозяйственная академия г. Ижевск, Россия E-mail: olgmlkhv19@gmail.com Иманаев Василий Иванович Ижевская государственная сельскохозяйственная академия г. Ижевск, Россия E-mail: imanaev.v@gmail.com Malakhova Olga Nikolayevna Izhevsk State Agricultural Academy

Izhevsk, Russia E-mail: olgamlkhv19@gmail.com

Imanaev Vasily Ivanovich Izhevsk State Agricultural Academy Izhevsk, Russia E-mail: imanaev.v@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА В СОВРЕМЕННОЙ

СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

THE FEATURES OF COMMUNICATION EXPERIENCE IN THE MODERN

STUDENT ENVIRONMENT: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

Аннотация. В статье исследуется коммуникация современной студенческой молодежи как специфический вид деятельности и опыт личностного развития, рассматриваются способы формирования и развития коммуникативных навыков. В результате формулируются основные характеристики коммуникации студентов. Утверждается, что наиболее эффективным способом развития личности студентов, их коммуникативных навыков является вовлечение молодых людей в коммуникативное пространство «студент - социум» и «студент - вуз» при условии учета их психологических особенностей.

Abstract. The article deals with the communication of modern student youth as a type of activity and experience of personal development. The ways of formation and development of communication skills have been also considering. As a result, the main characteristics of students' communication are formulated. It claims that the most effective way to develop the personality of students and communication skills is the involvement of young people in the communicative space «student - society» and «student - univer-sity» but in a case if their psychological characteristics have been accepting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.