Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В ВУЗЕ'

ОБОСНОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / РЕГИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРЕДВУЗОВСКИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонидина Ксения Олеговна, Лейфа Андрей Васильевич

В статье рассматриваются регионально ориентированная коммуникативная компетенция у иностранных обучающихся подготовительного отделения, ее сущность и структура, а также роль представленной компетенции в подготовке к поступлению в российские вузы в условиях русско-китайского пограничья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонидина Ксения Олеговна, Лейфа Андрей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USTIFICATION OF REGIONALLY ORIENTED COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TRAINING FOREIGN STUDENTS PREPARATORY DEPARTMENTS IN THE UNIVERSITY

This article examines the regionally oriented communicative competence among foreign students of the preparatory department, its essence and structure, as well as the role of the represented competence in preparing for admission to Russian universities in the conditions of the Russian-Chinese borderland.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В ВУЗЕ»

нение своих обязанностей, не вступая при этом в коммуникативное взаимодействие. Наличие такой коммуникативной направленности в деятельности преподавателя не позволяет ему устанавливать эмоциональные контакты с субъектами профессиональной деятельности и в целом усложняет выполнение обязанностей, вызывает неприятные эмоции, стремление скорее закончить такую деятельность.

Альтероцентристская направленность выражена в исследуемых группах в одинаковой степени (по 6,6% в каждой из групп), меньше всего. Наличие такой направленности предполагает добровольную сконцентрированность на партнере, ориентацию на его цели, потребности, чувства и т.п., бескорыстное жертвование собственными интересами и игнорирование своих целей.

Таким образом, по результатам нашего исследования выявлено, что испытуемые разных групп ориентированы в общении как на сходные, так и на отличные аспекты взаимодействия. Во-первых, для преподавателей, работающих в условиях инклюзии, доминирующим является зависимый стиль коммуникативного взаимодействия (53,3%), агрессивный стиль оказывается в большей степени присущ преподавателям, не работающим в условиях инклюзии (46,6%). Во-вторых, для преподавателей, работающих в условиях инклюзии, наиболее характерны такие направленности как манипуля-тивная и конформная, а для преподавателей, не работающих в условиях инклюзии, - манипулятивная и авторитарная.

1. Афанасьев, Д.В. Готовность преподавателей высшей школы к инклюзивному образованию / Д.В. Афанасьев, О.А. Денисова, О.Л. Леханова, В.Н. Поникарова // Психолого-педагогические исследования. - М., 2019. -№ 3. - С. 128-142.

2. Гребенникова, А.К. Коммуникативная компетентность педагога. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 168 c.

3. Зинова, И.М. Коммуникативная компетентность педагогических работников в условиях перехода к инклюзивному образованию / И.М. Зинова, Г.Ф. Шайдуллина // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8-4. - С. 961-965.

4. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002. - 240 с.

5. Хитрюк, В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Калининград, 2015. - 36 с.

УДК 378

Антонидина Ксения Олеговна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: antonidina.ko@mail.ru Лейфа Андрей Васильевич Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: master@amursu.ru Antonidina Ksenia Olegovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: antonidina.ko@mail.ru Leifa Andrey Vasilievich

Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: master@amursu.ru

ОБОСНОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В ВУЗЕ

USTIFICATION OF REGIONALLY ORIENTED COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TRAINING FOREIGN STUDENTS PREPARATORY DEPARTMENTS IN THE UNIVERSITY

Аннотация. В статье рассматриваются регионально ориентированная коммуникативная компетенция у иностранных обучающихся подготовительного отделения, ее сущность и структура, а также роль представленной компетенции в подготовке к поступлению в российские вузы в условиях русско-китайского пограничья.

Abstract. This article examines the regionally oriented communicative competence among foreign students of the preparatory department, its essence and structure, as well as the role of the represented competence in preparing for admission to Russian universities in the conditions of the Russian-Chinese borderland.

Ключевые слова: подготовительное отделение, иностранные обучающиеся, регионально ориентированная коммуникативная компетенция, предвузовский этап обучения.

Key words: preparatory department, foreign students, regionally oriented communicative competence, pre-university stage of education.

Государственная национальная политика Российской Федерации - система стратегических приоритетов и мер, реализуемых государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и направленных на укрепление межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, недопущение дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве [10]. В число направлений государственной национальной политики входит национальный проект «Образование», в рамках которого реализуется федеральный проект «Экспорт образования», направленный на продвижение российского образования среди иностранных граждан и привлечение иностранных учащихся в российские образовательные учреждения [5]. Данная программа нацелена на увеличение числа иностранных обучающихся в высших учебных заведениях и научных организациях, а также на их дальнейшее трудоустройство в Российской Федерации [5]. Существует комплекс мер, способствующих продвижению данного проекта: создание международных служб для поддержки иностранных студентов, развитие туристических маршрутов с образовательной направленностью, организация летних и зимних краткосрочных программ обучения для иностранных граждан, внедрение дистанционных форм обучения и др.

Россия граничит с 18 странами, а общая протяженность ее государственной границы составляет 60932 км [6]. Приграничные страны, как правило, имеют тесные экономические, политические и культурные контакты с Россией. Поэтому граждане приграничных территорий в наибольшей степени заинтересованы в получении российского образования Для вузов, находящихся в регионах, граничащих с другими странами, особенно актуален вопрос привлечения иностранных студентов.

Амурская область является приграничной территорией. По сравнению с другими субъектами Российской Федерации она имеет самую протяженную границу с провинцией Хэйлунцзян (КНР), составляющую 1262,7 км [7]. Между данными регионами особенно интенсивно развиваются международные связи, устанавливаются контакты между органами власти, а также достаточно активно происходит межвузовское взаимодействие. В основные направления сотрудничества региона с КНР входят оптимизация работы таможенного пропуска, совершенствование трансграничной транспортной инфраструк-

туры, создание условий для торгово-экономических связей и туризма, проведение совместных культурных и спортивных мероприятий, тематических обменов.

Ежегодно большое количество китайских студентов приезжает учиться в Амурскую область, в частности в ее административный центр г. Благовещенск. Данное обстоятельство обусловлено территориальной близостью двух государств, историческими, экономическими, культурными и некоторыми другими связями регионов. Немаловажным фактором выбора региональных вузов является стоимость обучения, которая ниже, чем, например, в столичном вузе. Так, стоимость подготовительных курсов для иностранных граждан в Санкт-Петербургском государственном университете составляет 272 тыс. руб. [8], а в Амурском государственном университете - 125,8 тыс. руб. [1] (данные на 2020/21 учебный год). Кроме того, снижаются затраты на перемещение и проживание. Также стоит отметить, что многие студенты из небольших городов стремятся учиться в таких же небольших населенных пунктах и выбирают не центральные вузы страны, а региональные.

Не все иностранные граждане имеют соответствующую подготовку для обучения в российских вузах. В связи с этим в вузах были созданы подготовительные отделения и факультеты. Так, в 2013 г. в Амурском государственном университете создано подготовительное отделение, которое проводит курсы русского языка для иностранных граждан, готовя их к поступлению и обучению по образовательным программам высшего учебного заведения. Все иностранные студенты изучают грамматику и лексику русского языка, письменную и разговорную речь, аудирование, фонетику, русскую культуру и традиции. Кроме того, в соответствии с выбранным профилем иностранные граждане изучают литературу, историю, обществознание и другие дисциплины, по которым планируют сдавать вступительные экзамены. Деятельность всех подготовительных отделений опирается на «Требования к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке». В них указывается, что иностранный студент по окончании подготовки должен быть способен «продолжать обучение на русском языке в вузах Российской Федерации, т.е.:

владеть русским языком в объеме, обеспечивающем возможность осуществлять учебную деятельность на русском языке и необходимом для общения в учебно-профессиональной и социально-культурной сферах;

владеть системой предметных знаний, необходимых для продолжения образования в российском вузе;

быть психологически готовым к учебной деятельности в условиях новой для него социально-культурной среды [9].

Первоочередной при обучении на иностранном языке является коммуникативная компетенция. По мнению Д.И. Царенкова, «коммуникативная компетенция - это способность человека к общению в одном или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество реальной личности» [11]. В приведенном определении можно отметить несколько характеристик коммуникативной компетенции, в соответствии с которыми выделяются основные компоненты: лингвистическая компетенция, представляющая собой овладение определенным набором знаний и навыков в различных аспектах языка - лексике, фонетике, грамматике; социолингвистическая компетенция, предполагающая способность выбирать языковые формы, применять их и преобразовывать в рамках определенного контекста; прагматическая компетенция, включающая знания, умения, навыки, позволяющие понимать и формулировать собственные высказывания в конкретной ситуации общения, учитывая речевую задачу и коммуникативное намерение [2].

Следует отметить, что при обучении студентов в региональных вузах коммуникативная компетенция «обрастает» целым рядом дополнительных задач. Среди них: подготовка к обучению в российском вузе, в том числе с учетом особенностей региона, в котором находится учебное заведение,

социокультурная адаптация иностранных обучающихся в новых условиях, формирование готовности к коммуникации с носителями языка и культуры региона. Данные задачи указывают на формирование определенной компетенции. Такую компетенцию правомерно определять как «регионально ориентированную». Формированием такой компетенции должны заниматься подготовительные отделения и факультеты вузов.

Основной целью подготовительного отделения, а также одним из немаловажных условий успешной подготовки к поступлению в российский вуз является формирование готовности к обучению в новой социокультурной среде, в том числе формирование регионально ориентированной коммуникативной компетенции, однако процессу адаптации в новых условиях, к сожалению, уделяется недостаточно внимания.

От направленности деятельности вуза, его региональных, национальных и исторических условий и традиций зависит, какими навыками и способностями будут наделены иностранные обучающиеся. Социокультурная среда способствует развитию личности как носителя культуры в сфере профессиональной деятельности [3]. Среда высшего образования, в которой студент проводит большое количество времени в период своего обучения, должна соответствовать потребностям, интересам и стремлениям учащихся, давая им возможность наиболее правильно войти в социокультурное пространство общества [4].

Учебные заведения стараются облегчить адаптацию иностранных студентов, создавая им комфортные условия на территории университета. Так, сегодня многие учебные заведения выглядят как кампусы. У студентов в таком случае нет необходимости выходить за пределы территории университета, поскольку в кампусе располагаются общежития, учебные корпуса, столовые, библиотеки и т.д. С одной стороны, это удобно, особенно для иностранцев, которые только приехали в новую для них страну и еще не готовы к коммуникации, но, с другой стороны, - существует некоторая ограниченность общения и усвоения культуры и особенностей региона, в котором они обучаются.

Как уже упоминалось, подготовительные отделения для иностранных граждан необходимы с целью формирования готовности иностранцев к обучению в российских вузах, а главными их задачами являются языковая подготовка и социокультурная адаптация. Подготовительные отделения осуществляют работу по привлечению иностранных обучающихся к научной, культурной, спортивной и общественной деятельности университета, к участию в университетских, городских, региональных и международных мероприятиях. Таким образом, иностранцы попадают не только в социокультурную среду данного учебного заведения, но и в социокультурную среду региона.

Необходимо отметить, что подготовительные отделения региональных вузов должны уделять особое внимание изучению культурно-исторических и других особенностей региона, поскольку каждый регион Российской Федерации обладает своей географической, исторической, национальной и культурной спецификой. Однако в рамках учебного процесса это удается далеко не всегда. Помимо формирования коммуникативной компетенции, необходимо уделять внимание региональному аспекту коммуникации, поскольку применять полученные знания иностранные обучающиеся начнут именно в социокультурной среде данного региона. В таком случае следует говорить не только о коммуникативной компетенции, но и о ее составляющей - регионально ориентированной коммуникативной компетенции иностранных обучающихся.

При анализе исследований в области обучения иностранных граждан (С.В. Расторгуев, О.Л. Веревкин, А.А. Насырова и др.), нормативных документов, касающихся подготовительных отделений (требования к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, положения о деятельности подготовительных отделений и факультетов и др.), деятельности подготовительных отделений и условий обучения иностранцев в рос-

сийских вузах (государственные стандарты по русскому языку как иностранному), нами была сделана попытка сформулировать определение регионально ориентированной коммуникативной компетенции у иностранных обучающихся подготовительного отделения.

Регионально ориентированная коммуникативная компетенция, формируемая у иностранных обучающихся подготовительного отделения вуза, - это составляющая коммуникативной компетенции, включающая совокупность регионоведческих и социокультурных знаний, речевых навыков и умений, позволяющих иностранному обучающемуся решать средствами иностранного языка индивидуально-значимые задачи общения в образовательной, профессиональной и других сферах жизнедеятельности региона, а также адаптироваться в новых социокультурных условиях.

Данное понятие включает в себя основные компоненты: знание иностранного языка, на котором будет происходить дальнейшее обучение; умение применять эти знания, в том числе для освоения профессиональных навыков и умений, для решения задач общения в различных сферах жизнедеятельности региона, а также для дальнейшей профессиональной деятельности; умение адаптироваться в новых социокультурных условиях. Таким образом, регионально ориентированная коммуникативная компетенция иностранных обучающихся подготовительного отделения вуза включает в себя знания не только о языке, но и о регионе в целом - особенностях культуры, обычаев и традиций, истории, географии, экономики и др. Эти знания необходимо включать в учебные занятия в рамках изучения русского языка и дополнительных предметов в соответствии с профилями ( «История», «Страноведение», «Литература» и др.). В формировании данной компетенции важную роль играет внеаудиторная работа, поскольку большое количество информации о социокультурной среде достаточно эффективно усваивается в естественных условиях. Необходимо расширять контакты с русскими студентами, организовывать экскурсии, привлекать иностранных обучающихся к участию в межвузовских, городских и региональных конкурсах и мероприятиях, а также проводить мероприятия, отражающие особенности региона.

Сформированная регионально ориентированная коммуникативная компетенция иностранных обучающихся подготовительного отделения не только может стать предпосылкой для продолжения обучения именно в этом регионе, но и расширит круг их знаний о России, о национальном, географическом, историческом и культурном многообразии страны изучаемого языка, а также послужит основой формирования положительного имиджа государства и региона, в котором обучающийся продолжит образование.

1. Амурский государственный университет: офиц. сайт. - Режим доступа: https://www.amursu.ru/mezhduna-rodnoe-sotrudnichestvo/priemnaya-kampaniya/. - 23.06.2021.

2. Бочарникова, М.А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде // Молодой ученый. - 2009. - № 8 (8). - С. 130-132.

3. Васильева, В.Д. Социокультурная среда вуза - условие формирования профессиональной культуры специалиста / В.Д. Васильева, Р.М. Петрунева // Высшее образование в России. - 2011. - № 6. - С. 113-117.

4. Леонтьева, О.В. Культурно-образовательная среда вуза как психолого-педагогическая проблема // Образование и общество. - 2009. - № 6. - С. 106-111.

5. Министерство просвещения Российской Федерации: офиц. сайт. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/natio-nal-project/about/. - 20.06.2021.

6. Национальный атлас России. Общая характеристика Российской Федерации: офиц. сайт. - Режим доступа: https://xn--80aaaa1bhnclcci1cl5c4ep.xn--p1ai/cd3/16-18/16-18.html. - 22.06.2021.

7. Представительство МИД России в Благовещенске: офиц. сайт. - Режим доступа: https://blag.mid.ru/ ru/intemational_contacts/about-region/spravka_ob_amurskoy_oblasti/. - 23.06.2021.

8. Санкт-Петербургский государственный университет: офиц. сайт. - Режим доступа: https://spbu.ru/postu-payushchim/programms/dopolnitelnyeprogrammy/podgotovitelnoe-otdelenie-dlya-inostrannyh-grazhdan. - 23.06.2021.

9. Требования, предъявляемые к дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающим подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке: офиц. сайт. - Гарант.ру. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70805592/. - 21.06.2021.

10. Указ Президента Российской Федерации «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями на 6 декабря 2018 года). - Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/902387360?marker=7D60K4. - 21.06.2021.

11. Царенков, Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. - М., 1990. - С. 141-143.

УДК 378.1/378.096

Сейфулина Анна Геннадьевна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: anya_korzhakova 15@mail.ru Лейфа Андрей Васильевич Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: master@amursu.ru Seifulina Anna Gennadievna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: anya_korzhakova 15@mail.ru Leifa Andrey Vasilievich

Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: master@amursu.ru

ОБОСНОВАНИЕ СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СТРУКТУРЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

JUSTIFICATION OF COUNTRY STUDIES COMPETENCE IN THE STRUCTURE OF TRAINING FOR FOREIGN STUDENTS PREPARATORY DEPARTMENT

Аннотация. В статье представлено обоснование страноведческой компетенции иностранных учащихся подготовительного отделения вуза, приведены определения данной компетенции и ее структура.

Abstract. This article presents the substantiation of the cultural competence of foreign students of the preparatory department of the university, the definition of this competence and its structure.

Ключевые слова: подготовительное отделение для иностранных граждан, социокультурная компетенция, страноведение, страноведческая компетенция.

Key words: preparatory department for foreign citizens, socio-cultural competence, country geography, cultural competence.

В настоящее время образование является одной из самых крупных сфер человеческой деятельности. Оно определяет перспективы развития человечества, выступает фактором, обеспечивающим социальный и экономический прогресс. В условиях мировой глобализации, важным аспектом которой является расширение и укрепление международного сотрудничества, формируется глобаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.