ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 191072 2017, № 12 (декабрь) УДК 378.147
Моделирование системы многоаспектной адаптационной подготовки иностранных военнослужащих
Алпеева Лада Сергеевна1
Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Исследование обращено к проблемам адаптации иностранных военнослужащих в системе предвузов-ской подготовки в высших военных учебных заведениях Российской Федерации. В связи с увеличивающимся контингентом иностранных военнослужащих, согласно Указу Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года, требуется обоснованный научный подход к процессу обучения иностранных военнослужащих в военных вузах РФ, особенно на этапе подготовительного курса, так как если на основных курсах иностранные военнослужащие обучаются по утвержденным руководящим документам для российских курсантов и слушателей, то на подготовительном курсе наблюдаются методические недоработки в части, касающейся руководящих документов, а именно в списке компетенций, которыми должен овладеть выпускник подготовительного курса. Одной из важнейших компетенций выпускника подготовительного курса военного вуза, по мнению автора, является компетенция адаптиро-ванности. Для успешного овладения этой компетенцией, которая, в свою очередь, формируется из видов адапта-ций, необходимо создание системы многоаспектной адаптационной подготовки. Данная система должна включать взаимодействие нескольких подразделений военного вуза: специального факультета, кафедры русского языка, медицинской службы, службы по работе с личным составом, отдела организации научной работы. Целью данного исследования является создание модели системы многоаспектной адаптационной подготовки иностранных военнослужащих на основе метода моделирования с привлечением теоретического анализа и наблюдения. Выбор метода позволяет на основе анализа и наблюдения установить связи и функции составляющих частей системы, исследовать принципы взаимодействия отдельных подразделений в организации подготовки иностранных военнослужащих. В ходе исследования выявлены недостатки существующей системы организации подготовки иностранных военнослужащих на подготовительном курсе, в частности отсутствие одной из ведущих компетенций выпускника подготовительного курса - компетенции адаптированности, которая не выявлена как одна из ведущих наравне с коммуникативной компетенцией для выпускника подготовительного курса, не отражена в руководящих документах. В связи с этим наблюдается отсутствие методических рекомендаций по последовательному формированию этой компетенции, нет также контролирующего механизма овладения этой компетенцией. В результате исследования было установлено, что модель системы многоаспектной адаптационной подготовки иностранных военнослужащих позволяет: а) устранить методические лакуны в руководящих документах; б) привлечь к системной и последовательной подготовке иностранных военнослужащих наряду с кафедрой русского языка и специальным факультетом дополнительные подразделения военного вуза: отдел по работе с личным составом, отдел организации научной работы, медицинскую службу. Автор также кратко описывает, опираясь на результаты исследования, какие функции должны выполнять данные подразделения, а также предлагает методическое обеспечение системы многоаспектной адаптационной подготовки.
Поступила в редакцию Received 01.11.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.11.19
Принята к публикации Accepted for publication 20.11.19 Опубликована Published 25.12.19
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Алпеева Лада Сергеевна, кандидат филологических наук, профессор, доцент кафедры русского языка ФГКВОУ ВО «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного» Министерства обороны Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия
Ключевые слова: иностранные военнослужащие, военный вуз, высшее военное образование, подготовительный курс, академическая адаптация, компетенция адаптированности.
Введение
История обучения иностранцев в российских вузах ведет свое начало еще с конца XIX века. В то время царским указом разрешалось принимать на учебу иностранцев с выплатой стипендий наравне с русскими студентами. После революции в Советской России осталось около 4 миллионов иностранцев, многие из них обучались в учебных заведениях с последующей отработкой в течение нескольких лет на советских предприятиях [1, 2]. Затем количество обучающихся иностранцев значительно сократилось по объективным причинам, например, стало возможным приглашать готовых специалистов из-за рубежа (20-е годы), Советская Россия становилась более закрытой страной (30-е годы). Однако образовательные контакты не совсем прекратились: они были организованы в сфере военного образовательного сотрудничества [35]. Но наиболее масштабным процесс предоставления иностранцам возможности получать образование в СССР был в 60-80-е годы: в это время обучались иностранцы из стран Варшавского договора, Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки [6]. СССР вел экспортное предоставление образовательных услуг по политическим мотивам, и, кстати, образовательные программы советских вузов пользовались популярностью, поскольку качество высшего образования в СССР было чрезвычайно высоким.
Система обучения иностранцев в вузах складывалась постепенно, наибольший вклад в обоснование методики обучения иностранцев был сделан в связи с основанием Российского университета дружбы народов в 1961 году [7], а затем Института русского языка им. А. С. Пушкина в 1974 году. Как пишет Л. В. Московкин, «1970-е -это период интенсивного развития методики преподавания русского языка как иностранного, которое было обусловлено значительным расширением международных связей СССР и ростом иностранных студентов в советских вузах. В 1970-е годы в вузах и техникумах СССР ежегодно обучались в среднем 38 000 иностранных студентов из более чем 100 стран мира. Их обучали преподаватели 460 кафедр и секций русского языка» [8]. Бурному развитию методики преподавания русского языка как иностранного способствовало и выступление Е. И. Пассова на I Конгрессе МАПРЯЛ в 1969 году, в котором он изложил основные идеи коммуникативного метода преподавания русского языка как иностранного [9].
Однако, несмотря на все успехи развития методики преподавания русского языка как иностранного, в советской образовательной системе отсутствовал по-настоящему комплексный подход к обучению иностранцев в России, так как не было подведено научного основания под процесс адаптации иностранного обучающегося. Обычно в учебных заведениях действовали клубы по интересам, клубы студентов из одной страны, часто в сложных случаях к иностранцу прикрепляли куратора из числа преподавателей или студентов старших курсов.
Несомненно, важным является повышение качества образовательных услуг в вузах Российской Федерации и привлечение иностранных студентов для получения образования в российских вузах. Президент Российской Федерации В. В. Путин неоднократно указывал на то, что необходимо увеличивать количество иностранных студентов и слушателей в российских вузах, об этом говорилось в Стратегии национального развития до 2020 года, а также, например, в своем послании 1 марта 2018 года президент говорил: «Также предлагаю создать максимально удобные, привлекательные
условия для того, чтобы талантливая молодёжь из других стран приезжала учиться в наши университеты. Они приезжают» [10]. Президент Российской Федерации В. В. Путин также подписал Указ от 7 мая 2018 г. № 204, в котором, в частности, поставлена следующая задача: «увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях» [11].
В последние годы увеличивается количество иностранных военнослужащих в военных образовательных учреждениях Российской Федерации, а также увеличивается список стран, которые готовы налаживать сотрудничество в сфере военного образования. Как заявил начальник Главного управления кадров Министерства обороны генерал-полковник В. Горемыкин, количество иностранных военнослужащих увеличилось более чем на 10% от общего количества: «Спрос на подготовку иностранных военнослужащих в вузах Минобороны России неуклонно растет. Только за последние пять лет количество иностранных государств, подписавших с Минобороны России контракты об обучении своих военнослужащих, выросло с 68 до 81%» [12]; он подчеркнул, что цели и задачи, которые поставлены президентом Российской Федерации по увеличению количества иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации, касаются и военных вузов.
Ежегодно в России обучаются от 4000 до 6000 иностранных военнослужащих. Их комплексная подготовка должна быть построена на высоком методическом уровне, и одним из решений этой задачи является создание системы многоаспектной адаптационной подготовки иностранных военнослужащих.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Вопросы адаптации обучающихся занимают умы ученых уже довольно давно. Несомненный вклад в изучение этого аспекта обучения иностранцев внесли в отечественной науке ученые в различных областях гуманитарного знания. Например, ученый-педагог А. А. Булков [13], обращаясь к исследованиям эффективности процесса обучения иностранцев, пишет: «Современные требования Президента РФ, Министерства образования и науки России к перестройке и повышению эффективности высшего профессионального образования на основе качественных параметров ставят перед необходимостью по-новому взглянуть и на проблемы совершенствования профессиональной подготовки иностранных студентов» [13]. В свою очередь доктор психологических наук М. А. Иванова тщательно исследовала методом включенного наблюдения психологическую адаптацию в учебной группе, особенно важны результаты ее исследования потому, что она выявила «эмоциональные факторы адаптации иностранных студентов к учебной группе: тревожность, социально-психологический климат» [14]. Е. Б. Попкова в своем диссертационном исследовании на соискание звания кандидата педагогических наук также говорит о важности психологического климата для успешного процесса обучения, т. е. о необходимости учета в процессе подготовки иностранных обучаемых адаптационных механизмов инкультурации: «Организация образовательной деятельности с иностранными студентами предполагает для вуза решение не только инфраструктурных и маркетинговых задач, но не в меньшей мере - задач формирования толерантной образовательной среды, благодаря которой возможна реализация стратегии инкультурации студентов в новую культурную среду» [15]. С точки зрения социологии выстроено исследование Б. Б. Степановой, которая считает, что нельзя ограничивать исследование процессов адаптации
иностранных студентов только рамками вуза: необходимо изучать адаптацию и на региональном уровне: «Региональные различия становятся как преимуществами, так и препятствиями в привлечении студентов из-за рубежа. Они во многом определяют успешность социальной адаптации, которая, в свою очередь, определяет привлекательность вуза и региона» [16].
Одним из первых проблемы методического сопровождения иностранных обучающихся в комплексном виде поднял А. И. Сурыгин в монографии «Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов» [17].
А. И. Сурыгин в своем исследовании пишет: «Появление работ, трактующих обучение иностранных студентов как цельный, системный, научно обоснованный процесс, представляется нам чрезвычайно важным...» [18] По нашему мнению, современная образовательная подготовка в системе высшего образования должна быть именно такой. При этом необходимы консолидированные усилия управленческих кадров высшего учебного заведения, преподавателей-предметников, преподавателей русского языка как иностранного, сопровождающих учебный процесс служб, например медицинской службы [19].
Л. И. Бутенко в своем диссертационном исследовании также предлагает создать систему подготовки иностранных обучающихся, в ее исследовании процесс адаптации очень тесно связан с процессом инкультурации, причем ученый настаивает на том, что система адаптационной подготовки не может быть унифицированной: «Сложность такой работы заключается в том, что разрабатываемая система не может быть унифицированной, одинаковой для студентов разных стран, поскольку они принадлежат к разным культурам, имеют различные ценностные ориентации, способы взаимодействия и особенности отношений с окружающими» [20]. С нашей точки зрения, учет национальных особенностей необходим, но, во-первых, важно принимать во внимание нарастающие процессы глобализации, которые отражаются прежде всего на молодежи, которая все более свободно чувствует себя в мировом пространстве, а во-вторых, специфика военного учебного учреждения состоит в том, что общая профессиональная деформация характерна уже с самого раннего этапа становления военнослужащего, поэтому в военном вузе национальная составляющая процесса адаптации, как правило, становится менее значительной, чем адаптация именно к процессу обучения в военном российском вузе. Опираясь на эти два обстоятельства, мы считаем, что разработка унифицированной системы многоаспектной адаптационной подготовки для иностранных военнослужащих возможна и необходима.
В западной научной литературе к проблемам методического сопровождения процесса подготовки студентов высших учебных заведений обращались такие ученые, как Н. М. Мартиросян, Р. М. Бустамэнтианди, Д. П. Саксон [21]. Актуальность таких исследований авторы статьи аргументируют многочисленностью иностранных студентов в вузах США: более миллиона в 2015-2016 годах [22]. В своем исследовании Н. М. Мартиросян, Р. М. Бустамэнтианди и Д. П. Саксон указывают на то, что в образовательной среде лучших 20 вузов США предпринимаются значительные усилия для достижения комплексного подхода к обучению студентов: «Университеты пытаются сделать все, чтобы поддержать академический успех и социальную интеграцию иностранных студентов» [23], а это включает в себя организацию педагогической, психологической и социальной поддержки обучающегося. В своей статье, ссылаясь на многочисленные исследования, авторы приводят типичный список проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты: тревога, стресс, тоска по родине, стресс
академической адаптации, трудности общения и инкультурации, социальная депри-вация и многие другие [24].
Экспорт образовательных услуг широко развит также в Китае. Китайские ученые во главе с Цзян Сухуа проанализировали процессы организации обучения иностранных студентов и основные важные аспекты адаптации иностранцев в высшем учебном заведении: управление и сопровождение учебной подготовкой, социальную адаптацию иностранцев, обучающихся в вузе, которая разделяется на социально-культурную и социально-бытовую виды адаптации [25].
Методологическая база исследования
В связи с отсутствием универсальной комплексной системы подготовки иностранцев в российских учебных заведениях мы полагаем, что эта проблема требует тщательного изучения и создания методических рекомендаций как для управленческих кадров вузов, так и для преподавателей русского языка как иностранного, преподавателей-предметников. Особенно важно это для высших военных учебных заведений в связи с тем, что существует определенная специфика организации повседневной жизни военнослужащего, которая, по нашему мнению, имеет как положительное, так и отрицательное влияние на процесс адаптации иностранного военнослужащего.
Доказав актуальность данного исследования, мы считаем необходимым выдвинуть следующую гипотезу для данного исследования: подготовка иностранных военнослужащих будет наиболее эффективной с использованием системы многоаспектной адаптационной подготовки.
Для цели создания модели системы многоаспектной адаптационной подготовки подходит ряд методов: теоретический анализ, наблюдение, анкетирование, методы моделирования, проектный метод, математические методы и некоторые другие. Цель данного исследования: с помощью метода моделирования, который включает анализ существующей системы подготовки иностранных военнослужащих, выявление ее сильных и слабых сторон, смоделировать систему многоаспектной адаптационной подготовки иностранных военнослужащих с учетом современных достижений педагогической мысли.
Для выполнения полного исследования и аргументированного обоснования правильности выдвинутой гипотезы мы ставим следующие задачи:
1) Анализ существующей системы подготовки иностранных военнослужащих в российских военных вузах, ее структуры и свойств.
2) Проведение многолетнего анкетирования иностранных военнослужащих с целью выявления проблемных точек в формировании компетенции адап-тированности.
3) Моделирование эффективной комплексной системы многоаспектной адаптационной подготовки иностранных военнослужащих.
4) Проведение эксперимента, который направлен на повышение эффективности адаптационной подготовки на этапе подготовительного курса с целью обоснования необходимости внедрения системы многоаспектной адаптационной подготовки иностранных военнослужащих.
В данной работе мы обратимся к выполнению задач по анализу существующей системы подготовки иностранных военнослужащих и моделированию комплексной системы многоаспектной адаптационной подготовки иностранных военнослужащих.
Результаты исследования
Известно, что направление в военные вузы Российской Федерации происходит через Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации. Таким образом, непосредственным заказчиком получения образовательных услуг со стороны военных образовательных учреждений является Министерство обороны Российской Федерации. Порядок оказания этих услуг и организация обучения в военных вузах регламентируются соответствующими приказаниями и методическими рекомендациями.
Обратимся к анализу существующего порядка подготовки иностранных военнослужащих. После заключения контракта на обучение иностранного военнослужащего с тем или иным государством иностранный военнослужащий прибывает по месту получения образовательных услуг - в военное учебное заведение Российской Федерации - и поступает на обучение на специальный факультет. Специальный факультет организует подготовку иностранных военнослужащих в рамках овладения материалом подготовительного и основного курсов, т. е. в системе довузовского и вузовского образования. Однако если обучение на основном курсе сопровождается методическими документами в полном объеме, так как курсанты и слушатели обучаются на основе квалификационных требований, учебных программ, тематических планов, которые основаны на соответствующих документах для обучения российских военнослужащих, то подготовительный этап входит в систему довузовской подготовкой, поэтому нет утвержденного унифицированного ведомственного стандарта, учебной программы и тематических планов. Каждое образовательное учреждение системы высшего военного образования составляет свои учебные программы и тематические планы.
Важно отметить, что этап довузовской подготовки иностранных военнослужащих, как и подготовительный курс в любом гражданском образовательном учреждении, коренным образом отличается от процесса обучения на основном курсе с целью получения образования по выбранной специальности. Основной целью обучения на подготовительном курсе, как уже следует из его названия, является подготовка к получению образования по своей специальности на русском языке. Кроме этой цели, по нашему мнению, подготовительный курс необходим для адаптации обучающегося:
а) в стране изучаемого языка (культурологическая или культурная адаптация, психологическая адаптация);
б) в обществе страны изучаемого языка (социальная и социально-бытовая адаптация);
в) в учебном пространстве образовательного учреждения (академическая адаптация).
Итак, если мы выделяем всего одну учебную цель - овладение русским языком
как иностранным на I сертификационном уровне, а видов адаптации на подготовительном курсе выделяется несколько, то весьма логичным было бы выделение, кроме коммуникативной компетенции, для выпускника подготовительного курса еще и адаптационной компетенции, или компетенции адаптированности. Компетенция адаптированности складывается из всех видов адаптации на подготовительном курсе, и овладение ею должно контролироваться, как и овладение всеми другими компетенциями [26]. Таким образом, адаптация на подготовительном курсе не менее важна, чем овладение коммуникативной компетенцией, тем более что они взаимосвязаны, хотя и не определяют друг друга.
Функции формирования различных видов адаптации на подготовительном курсе в настоящее время берут на себя, прежде всего, специальный факультет и кафедра русского языка. В их согласованной работе заключена не только основа для успешного овладения учебной программой (в рамках аудиторной и самостоятельной работы), но и пути
для формирования культурной адаптации (через обучение русскому языку с используемыми аудио- и видеоматериалами, чтение текстов о культуре русского народа, проведение учебных экскурсий, празднование значимых дат и событий в истории русского народа), психологической адаптации (под руководством курсовых офицеров, проводящих беседы, и под наблюдением старших национальных групп), социальной адаптации (усвоение своего положения и роли в качестве иностранного военнослужащего высшего военного учебного заведения Российской Федерации по примеру иностранных военнослужащих старших курсов и курсовых офицеров).
Несмотря на многочисленные усилия и достаточно эффективную работу по формированию различных видов компетенции адаптированности, по нашему мнению, на данном этапе в высших военных образовательных учреждениях целесообразно подключить к работе по формированию компетенции адаптированности иностранных военнослужащих некоторые другие подразделения военного вуза. При этом хочется подчеркнуть, что работа по формированию компетенции адаптирован-ности должна быть системной и комплексной.
Как мы полагаем, одной из самых важных внутренних служб военного вуза является медицинская служба. Медицинская служба обеспечивает частичное обследование и лечение иностранных военнослужащих, которые поступают на обучение без медицинских карт. В первые дни пребывания иностранного военнослужащего в военном вузе проходит первичный забор общих анализов, также необходим первичный прием и опрос. В дальнейшем при наступлении холодов (поздней осенью) случаи обращения в медицинскую службу со стороны иностранных военнослужащих становятся частыми в связи с проблемами акклиматизации и непривычным температурным режимом. Но на этом этапе обучения иностранный военнослужащий в лучшем случае владеет ограниченным запасом лексики и немногочисленными грамматическими конструкциями, в худшем случае (из-за типичных опозданий к началу обучения) практически не владеет русским языком. Медицинский работник оказывается в затруднении при сборе анамнеза, выяснении хода заболевания, а иностранный военнослужащий оказывается не в состоянии объяснить возникшую проблему, что усиливает стрессовое состояние, появляется тревожность в связи с невозможностью выполнить одну из обязательных социальных ролей личности в современном обществе -роль пациента, который обязан позаботиться о своем здоровье [27].
Путем разрешения этой проблемы, как нам кажется, было бы обязательное введение в типовую учебную программу по русскому языку изучения на первой неделе занятий в группах иностранных военнослужащих темы «Моё тело» в связке с грамматической конструкцией «У меня болит...», которая не требует глубоких знаний грамматики русского языка, а также введения наречий сильно, долго, утром, вечером. Это, разумеется, элементарный уровень владения русским языком, но и эта возможность иностранного военнослужащего может помочь военному врачу провести первичный опрос в связи с жалобами на заболевание. Подготовка материалов по данной теме может быть осуществлена при участии медицинских работников, которые также могут представить типичный порядок опроса в кабинете у врача и сообщить, какая информация нужна медицинскому работнику. Согласно нашему опыту, если преподаватель вводит тему «Моё тело» и работает над ее закреплением в первую неделю обучения, то через две-три недели от начала обучения иностранный обучающийся может построить адекватный завершенный диалог с врачом с использованием этикетных формул, в котором он в состоянии описать свою проблему ограниченными, но достаточными
языковыми средствами. Немаловажно и то, что иностранный военнослужащий несколько раз проиграет эту учебно-коммуникативную ситуацию «В кабинете у врача» в аудитории, поэтому в ситуации реальной коммуникации не возникнет никакого речевого или психологического барьера, препятствующего общению врача и пациента.
Важную роль, мы считаем, должны сыграть усилия по повышению профессиональной компетенции курсовых офицеров на специальном факультете под руководством начальника специального факультета (с обязательным контактом с преподавателями, привлекающимися к работе с иностранными военнослужащими), знание особенностей истории и культуры стран, из которых прибывают на обучение иностранные военнослужащие. Положительной практикой можно считать организацию ежемесячных занятий по страноведческой подготовке (с привлечением профессорско-преподавательского состава различных кафедр и личного состава специального факультета) под руководством командования специального факультета в Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного. В ходе этих занятий преподаватели имеют возможность узнать о культурных и психологических особенностях иностранных военнослужащих той или иной страны, что, несомненно, способствует большей методической продуманности построения учебных занятий в группах иностранных военнослужащих.
В первые дни пребывания в российском учебном заведении иностранный военнослужащий испытывает стресс и от отсутствия знаний о военном учебном заведении, и от невозможности коммуникации. Несомненно, на первых этапах трудно переоценить помощь старших национальных групп и обучающихся на первом-втором курсах из родной страны. Однако в целях снижения уровня ситуативной тревожности мы можем рекомендовать такие меры.
Большой помощью иностранным военнослужащим может быть создание учебного короткометражного фильма о высшем военном учебном заведении на английском языке с целью ознакомления с организацией обучения, размещения в высшем военном учебном заведении и другими учебными и бытовыми вопросами. Такой фильм будет способствовать более быстрой и эффективной академической адаптации иностранного военнослужащего.
Для овладения умением коммуникации с командованием и курсовыми офицерами специального факультета целесообразно создание учебного пособия по русскому языку, которое было бы направлено на изучение тем «Звания», «Увольнение», «Рапорт», «Иностранный военнослужащий», «Казарма» и т. п. В ходе изучения этих тем с постепенным усложнением текстов по мере овладения русским языком в процессе обучения в I полугодии на специальном факультете на подготовительном курсе иностранный военнослужащий овладевает навыками построения диалогов с вышестоящими начальниками, формулами речевого военного этикета, порядком обращения к российским офицерам и преподавателям. Формируется умение выстроить коммуникацию в типичных ситуациях повседневной жизни иностранного военнослужащего в высших военных учебных заведениях, а также происходит процесс овладения знаниями о своих обязанностях как иностранного военнослужащего. В идеале, разумеется, необходимо создание учебника для иностранных военнослужащих для подготовительного курса, так как последним учебником для военных учебных заведений по русскому языку как иностранному для подготовительных курсов был учебник русского языка коллектива авторов под руководством А. А. Красновой «Спутник-1», изданный в 1994 году [28].
Одной из задач в процессе реализации успешной системы многоаспектной адаптационной подготовки, как нам кажется, было бы создание в рамках системы наставничества полноценного учебного пособия для молодых преподавателей не только русского языка, но и преподавателей-предметников. Такое пособие знакомило бы педагогов с особенностями организации учебного занятия в высшем военном заведении, а также с особенностями работы с иностранными военнослужащими. В этом случае необходимо привлекать опытный преподавательский состав и опираться на результаты научных исследований в области этнопедагогики.
И наконец, важной основой для создания системы многоаспектной адаптационной подготовки в высших военных учебных заведениях мы считаем повышение научного интереса к проблемам обучения иностранных военнослужащих, с одной стороны, путем проведения специальных конференций, осуществления научно-исследовательских работ, издания методических рекомендаций, пособий, монографий, диссертационных исследований. В этом важную роль может сыграть отдел организации научной работы военного вуза.
С другой стороны, важной частью социальной адаптации иностранного военнослужащего может считаться участие в вузовских, межвузовских, всероссийских и международных конференциях с представлением своих научных работ на русском языке. На наш взгляд, это способствует повышению ощущения успеха в овладении русским языком и психологической устойчивости иностранного военнослужащего (основано на опыте выступлений иностранных курсантов на фестивале Университета МВД (г. Санкт-Петербург) в 2018 году, на конференции, организованной кафедрой русского языка и кафедрой иностранного языка Государственного архитектурно-строительного университета в 2019 году).
Итак, в своем исследовании мы смоделировали систему многоаспектной адаптационной подготовки в высшем военном учебном заведении вузов Российской Федерации (см. рисунок).
СМСТЕМЛ МНОГОАСПЕКТНОЙ АДАПТАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ИВС
Пршаш. контракты договора
Адыиниспитжшые, «ртщпашюнныс документы
Заключение
Успешность данной системы необходимо проверить применением, однако уже есть некоторые положительные результаты использования этой системы:
- создание методических разработок по темам «Мое тело», «Звания», «Казарма» и т. п., что, по отзывам иностранным военнослужащих, необходимо в повседневной жизни;
- выступления иностранных военнослужащих на различных конференциях в 2018-2019 годах, отмеченные вручением им сертификатов;
- положительный опыт проведения страноведческой подготовки под руководством командования специального факультета;
- повышение научного интереса к исследованию процесса адаптации иностранных военнослужащих (ряд статей в сборниках конференций педагогов кафедры русского языка Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного).
Работа по обоснованию необходимости системы многоаспектной адаптационной подготовки иностранных военнослужащих, несомненно, будет продолжена в соответствии с указанными выше задачами. Это работа, на наш взгляд, чрезвычайно актуальна в связи с расширением международного военного сотрудничества в сфере военного образования, увеличением контингента иностранных военнослужащих в высших военных учебных заведениях согласно политике Российской Федерации и Указу Президента Российской Федерации № 204 от 7 марта 2018 года.
Ссылки на источники
1. Китинов Б. У., Солодкова О. А. К 45 РУДН и страны Азии. - М.: РУДН, 2010. - 142 с.
2. Белов В. А. Подготовка кадров для зарубежных стран в советских вузах. - М.: ЭКОН, 2000. - 183 с.
3. Гламазда А., Шумилов В. Подготовка иностранных военнослужащих в высших военных учебных заведениях и военно-учебных научных центрах СССР и Республики Беларусь // Журнал международного права и международных отношений. - 2014. - № 2.
4. Боевое содружество. О советско-монгольском боевом содружестве / под ред. П. А. Жилина, Ж. Балжинняма. -М.: Воениздат, 1983. - 334 с.
5. Алехин И. А., Булков А. А. Системный анализ развития процесса профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в российских военных вузах // Право и образование. — 2007. — № 2. — С. 74-81.
6. Китинов Б. У., Солодкова О. А. Указ. соч.
7. Там же.
8. Московкин Л. В., Щукин А. Н. История методики обучения русскому языку как иностранному / Л.В. Москов-кин. - М.: Русский язык. Курсы, 2013. - С. 169.
9. Пассов Е. И., Кузовлева И. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - С. 9.
10. Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 года. - и^: http://kremlin.ru/events/president/news/56957.
11. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. - и^: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.
12. В Минобороны России отмечают рост числа иностранных курсантов в военных вузах страны. - и^: https://ens.mil.ru/education/more.htm?id=12197364@egNews&_print=true.
13. Булков А. А. Оценка эффективности профессиональной подготовки иностранных студентов в государственных вузах России: критерии и показатели // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2010. - № 4. - С. 73.
14. Иванова М. А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: ав-тореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05. - СПб., 2001. - С. 8.
15. Попкова Е. Б. Инкультурация иностранных студентов в российском вузе: институциональные условия и основные этапы (на примере ЮРГТУ (НПИ): автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. - Майкоп, 2013. - С. 4.
16. Степанова Б. Б. Социальная адаптация иностранных студентов в полиэтническом регионе (на материале Республики Бурятия): дис. ... канд. соц. наук. - Улан-Удэ, 2015. - С. 4.
17. Сурыгин А. И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. -2.е изд. - СПб.: Златоуст, 2008. - 128 с.
18. Там же. - С. 4.
19. Алпеева Л. С., Боравкова О. В. Система многоаспектной адаптационной подготовки иностранных военнослужащих на подготовительном курсе: взаимодействие кафедры русского языка и медицинской службы // Сборник материалов научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки иностранных специалистов: состояние и перспективы» / под ред. зав. каф. русского языка, к. ф. н., доц. Е. Н. Тарасовой, доц., к. ф. н. А. Г. Корсунской. - СПб.: ВИФК, 2017. - С. 29-36.
20. Бутенко Л. И. Особенности адаптации китайских студентов в учебном процессе технического университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ростов н/Д., 2008. - С. 4.
21. Martirosyan N. M., Bustamanteaand R. M., Saxon D. P. Academic and Social Support Services for International Students: Current Practices // Journal of International Students. - 2019. - Vol. 9. - Issue 1. - Р. 172-191.
22. Ibid. - Р. 172.
23. Ibid. - P. 173.
24. Ibid. - P. 174.
25. Цзян Сухуа, Ма Янни, Ху Наилин, Яо Сяоцзюань. Исследование системы сопровождения иностранных студентов в Китае. - 2012. = Jiäng Sühua, Ma Yànnï, Hü Nailin, Yao Xiäojuän. LéihuéNùxuéshëngguânlMzhljïzhlyénjiû.
2012 тшФчш-шшжш. 2012).
26. Алпеева Л. С. Процесс адаптации иностранных военнослужащих на подготовительном курсе и компетенция адаптированности // Развитие военной педагогики в XXI веке: материалы V межвуз. науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Костарева, И. И. Соколовой, Н. В. Ершова. - СПб.: ВАС, 2018. - С. 234-239.
27. Алпеева Л. С., Боравкова О. В. Указ. соч.
28. Краснова А. А., Меркулова Т. В., Мефодьева И. М. Спутник-1: учеб. рус. яз.: кн. для учащегося. - М.: Рус. яз., 1994. - 469 с.
Lada S. Alpeeva,
Candidate of Philological Sciences, Professor, Associated Professor, Russian Language Chair, Military Telecommunications Academy, St. Petersburg, Russia [email protected]
Modeling of multi-aspect adaptation system of foreign military personnel training
Abstract. This study deals with the problems of foreign military personnel adaptation in the system of pre-University training in higher military educational institutions of the Russian Federation. Due to the increasing contingent of foreign militaries, according to the Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of May 7, 2018, we need a scientifically grounded approach to the process of foreign military personnel training in higher military schools of the Russian Federation, especially at the stage of preparatory course. In the main courses, foreign militaries are trained according to the approved guidelines for Russian cadets and students, but at the preparatory course, there are methodological flaws in the part related to the guidelines, namely in the list of competences that the graduate of the preparatory course should acquire. According to the author, one of the most important competences of the military University preparatory course graduate is that of adaptation. To successfully master this competence, which is formed from the types of adaptations, it is necessary to create a system of multi-aspect adaptation training. This system should include the interaction of several units of a military University: special faculty, Russian language chair, medical service, department for work with personnel, scientific work organization department. The aim of this study is to create a model of multi-aspect adaptation system of foreign personnel training on the basis of the modeling method together with the theoretical analysis and observation. The choice of method allows us to determine relations and functions of the system components, to investigate the principles of separate units' interaction in the organization of the foreign military personnel training on the basis of the analysis and observation. The study revealed some drawbacks of the existing system of foreign military personnel training on the preparatory stage, such as the absence of adaptability competence, one of the main competences of the preparatory course graduate, which is not identified as one of the leading along with the communicative competence of the preparatory course graduate, and it is not reflected in the regulatory documents. In this regard, there are no methodological recommendations for this competence formation, and there is no controlling mechanism for mastering this competence. As a result of the study it is found that the model of the multi-aspect adaptation system of foreign military personnel training allows us: a) to eliminate methodological gaps in the regulatory documents; b) to involve additional units of the military University - medical service, department for work with personnel, scientific work organization department, along with the Russian language chair and the special faculty, in the systematic and consistent training of foreign personnel. The author also briefly describes, based on the results of the study,
what functions should be performed by these units, and also offers methodological support for the system of multi-aspect adaptation training.
Key words: foreign military personnel, military University, higher military education, preparatory course, academic adaptation, adaptation competence.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Алпеева Л. С. Моделирование системы многоаспектной адаптационной подготовки иностранных военнослужащих // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 12 (декабрь). - С. 25-36. - URL: http://e-koncept.ru/2019/191072.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11072
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Алпеева Л. С., 2019
www.e-koncept.ru