Научная статья на тему 'Обоснование программы контроля специальной подготовленности квалифицированных спортсменов-ориентировщиков на основе корреляционного анализа развития психофизических качеств'

Обоснование программы контроля специальной подготовленности квалифицированных спортсменов-ориентировщиков на основе корреляционного анализа развития психофизических качеств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование программы контроля специальной подготовленности квалифицированных спортсменов-ориентировщиков на основе корреляционного анализа развития психофизических качеств»

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КОНТРОЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ НА ОСНОВЕ КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Н.В. Рыженкова

Спортивное ориентирование является одним из наиболее специфических видов спорта, сочетающим высокую скорость бега по пересеченной местности и постоянную переработку оперативной информации, включающую такие элементы, как образное представление, прогнозирование, выбор оптимального варианта движения между контрольными пунктами [1, 2, 3, 4].

С целью выявления взаимосвязей между характеристиками физической подготовленности, а также между показателями специальной психической работоспособности, нами был проведен интеркорреляционный анализ по 24 тестам. Данная батарея тестов была разработана в результате ранее проведенного экспериментального исследования и отвечала требованиям надежности и стандартности. Установление прогностической значимости тестов осуществлялась путем расчета коэффициентов корреляции между всеми 24 показателями в группе высококвалифицированных спортсменов-ориентировщиков. В результате анализа было установлено, что у ориентировщиков наибольшее количество достоверных взаимосвязей с показателями физической подготовленности имеет кроссовый бег на 5000 м (рис. 1).

Рис. 1. Корреляционная взаимосвязь между показателями физической подготовленности квалифицированных ориентировщиков:

КРБ - кроссовый бег на 5000 м; БВП - бег в подъем 200 м; ПКП - пятикратный прыжок в длину с места; ЧБ - челночный бег 4х9 м; БЕГ 30 м - бег на 30 м с хода; БЕГ 5 км - бег по стадиону; КСУ- комплексное упражнение на силу; ПВД - прыжок в длину с места

Достоверная статистическая взаимосвязь (р<0,05) выявлена у кроссового бега с результатом бега на 5 км по стадиону (0,86), характеризующим общую выносливость спортсмена, и с тестом, определяющим технику бега в подъем (0,60), которая во многом зависит от скоростной, скоростно-силовой подготовленности и координации движений.

Анализ корреляционных связей свидетельствует о том, что специальная выносливость и техника бега необходима спортсменам-ориентировщикам для эффективного преодоления соревновательных дистанций, проходящих по сильно пересеченной ме-

стности, большая часть которой является труднопроходимой.

По показателям специальной психической работоспособности наибольшее число взаимосвязей имеет переключение внимания, оно достоверно коррелирует с четырьмя показателями (р<0,05). Данное качество определяет уровень техникотактической подготовленности спортсменов-ориентировщиков, так как соревновательная деятельность требует постоянного переключения внимания с карты на местность и с местности на карту, что позволяет объективно оценивать возникающие соревновательные ситуации и эффективно принимать оперативные решения.

Анализ результатов проведенного исследования показывает, что для достоверной оценки и контроля специальной подготовленности квалифицированных спортсме-нов-ориентировщиков в батарею тестов необходимо включать контрольные испытания, характеризующие общую и специальную выносливость, скоростно-силовые и скоростные качества, координацию движений, уровень развития переключения и распределения внимания, наглядно-образной памяти и объёма внимания.

Эти данные также подтвердили наше предположение о том, что результативность соревновательной деятельности в спортивном ориентировании определяется комплексом физических и психических качеств и свидетельствует, что в многолетнем тренировочном процессе ориентировщиков специальная психическая подготовленность, как подсистема, занимает важное место.

Таким образом, проведенное исследование дает основание заключить, что структура подготовленности квалифицированных спортсменов-ориентировщиков базируется на высоком уровне специальной физической подготовленности и психической работоспособности. При этом ведущим физическим качеством является специальная выносливость. Мыслительная деятельность спортсменов включает комплекс операций и процессов, обеспечивающих эффективное передвижение по незнакомой местности при помощи карты и компаса, где на первое место выходит эффективность

Рис. 2. Корреляционная взаимосвязь между показателями специальной психической работоспособности квалифицированных спортсменов-ориентировщиков:

ПРВ - переключение внимания; УВ - устойчивость внимания; НОП - нагляднообразная память; НОМ - наглядно-образное мышление; РВ - распределение внимания; ОМ - оперативное мышление; ПВН - пространственное восприятие направлений; ОП - оперативная память; ОВ - объем внимания; МК - моторная координация.

Проведенный корреляционный анализ выявил те стороны подготовки, которые должны составлять предмет педагогического контроля и определять комплекс наиболее информативных тестов, характеризующих основные стороны специальной подго-

товленности квалифицированных спортсменов-ориентировщиков. При оценке специальных психических и двигательных способностей квалифицированных спортсменов-ориентировщиков нужно использовать тесты, соответствующие возрасту и половой принадлежности спортсменов с учетом значимости того или иного критерия для дальнейшего роста результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимов, В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика. - Минск: Полымя, 1987. - 176 с.

2. Вяткин, Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие для студ. высших пед. учебных заведений I Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов. -М.: Издательский центр «Академия», 2GG1. - 2G8 с.

3. Елизаров, В.Л. Организационно-методические основы подготовки юных спортсменов-ориентировщиков: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2GGG. - 26 с.

4. Прусс, А.Э. Спортивное ориентирование: Учебное пособие I А.Э. Прусс, Н.Д. Васильев, Ю.С. Воронов, В.А. Пирог. - Смоленск: СГИФК, 1994. - 88 с.

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ

ИЗОБРЕТОЛОГИИ

С. А. Тютюков

ВВЕДЕНИЕ

Целесообразность выделения педагогических и технических знаний среди других видов знаний, в том числе в системе профессионального образования, не подвергается сомнению [1,11]. Иначе обстоит дело с экологическими знаниями. Их отсутствие (в отличие от педагогических и технических знаний) не приравнивается к функциональной неграмотности, хотя требуется реализация концепции устойчивого развития общества, заключающейся в увязке потребления с природоохранными аспектами. Нужен системный анализ совершенствования экологических знаний во взаимосвязи с техническими и педагогическими знаниями, в сфере профессиональнопедагогического образования (ППО), имеющего специфику [4]. Среди особенностей ППО следует отметить использование, в том числе при разработке содержания образования, принципов педагогических систем развития технического творчества (ТТ), обладающего интегративными возможностями [8]. Это объяснимо, так как в деятельности педагогов профобучения значимы вопросы инженерного и педагогического проектирования и конструирования, которые тесно связаны с теориями инженерного творчества и аспектами дидактического творчества [9].

Соответственно, с привлечением закономерностей социологии [12], термодинамики [З] и теорий поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучения и инженерного творчества нами был предложен экологический подход, применение которого отражает объективную потребность в усилении воздействия педагогических систем на все области безопасной жизнедеятельности общества в целях его самосохранения и повышения степени комплексности экологического образования [9,1G]. Подход заключается в выявлении и исследовании связей, существующих между педагогическими системами и экологией, а также между учебными дисциплинами специализации технической направленности и курсами «Экология», «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Осуществим подход при системном применении теорий творческой деятельности, в частности, экологизированных средств педагогической изобретологии для профессионально-педагогического проектирования [9]. Педагогическая экологизированная изобретология (ПЭИ) - наука и искусство экологизирован-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.