Научная статья на тему 'Обоснование методики применения тренажеров и специальных упражнений в подготовке квалифицированных спортсменов-ориентировщиков'

Обоснование методики применения тренажеров и специальных упражнений в подготовке квалифицированных спортсменов-ориентировщиков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
257
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васильева З. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование методики применения тренажеров и специальных упражнений в подготовке квалифицированных спортсменов-ориентировщиков»

Таблица 3

Уровень различия между средними значениями тестируемых параметров группы _______________Т и Э по 1-критерию Стьюдента после эксперимента_________________

Название теста г Р

Оперативная память 2,85 0,02

Память на образы 2,19 0,05

Корректурная проба - просмотренные символы 0,75 0,40

Корректурная проба - ошибки 2,14 0,05

Проба 4-х квадратов 2,79 0,02

Проба Штанге 0,17 0,90

Вывод: действие физических упражнений западной и отечественной традиционной производственной гимнастики и китайской психотелесной гимнастики И-ЦЗИНЬ-ЦЗИН в воздействии на сердечно-сосудистую систему существенно не отличаются, но именно в отношении психологической компоненты наблюдается определенное преимущество китайских психотелесных гимнастик.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердичевский, А.И. Физическая культура в структуре японского менеджмента. // Вестник балтийской педагогической академии, вып. 51. С-Пб.: Балтийская педагогическая академия, 2003 г. Стр. 12 - 16.

2. Бехтерев, В.М. Основные задачи рефлексологии и физического труда / В.М. Бехтерев // Вопр.изучения и воспитания личности. 1919. -№1. -С.3-15.

3. Воронов, И.А. Восточно-Азиатская психотелесная теория личности в отечественной системе спортивных единоборств: дис. док. псх. наук / И.А. Воронов; СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005 г. - 392 с.

4. Воронов, И.А. Психотехника восточных единоборств. Восточно-Азиатская классическая концепция психологической подготовки единоборцев / И.А. Воронов. -Мн.: Харвест, 2005. -432с.

5. Лоуэн, А. Физическая динамика структуры характера / А. Лоуэн. - М.: Прогресс, 1996. -236с.

6. Осипов О. Что хорошо для МББап, хорошо для Англии // Эксперт №5, от 07.05.2000.

7. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2007. - 656 с.

8. Райх, В. Анализ личности / В. Райх. -СПб.: Университетская книга, 1999. -

578с.

9. Сеченов, И.М. Элементы мысли / И.М. Сеченов. -СПб.: Питер, 2001. -416с. (Психология-классика).

10. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С.Т. Посоховой. - М.: АСТ, 2005. - 671 с.

11. Телесно-ориентированная психотерапия: хрестоматия / автор-сост. Л.С. Сергеева. СПб МАПО. -СПб.: [б.и.], 2000. -290 с.

12. Фельденкрайз, М. Осознавание через движение / М. Фельденкрайз. - М.: Мысль, 1994. -428с.

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЕРОВ И СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ

З.В. Васильева

Одной из актуальных проблем в подготовке квалифицированных ориентиров-

щиков является интенсификация учебно-тренировочного процесса с помощью нетрадиционных средств и методов. Поэтому интерес к тренажерам и тренажерным устройствам у специалистов по спортивному ориентированию с каждым годом увеличивается.

Тренажеры, применяемые в спорте, позволяют эффективно формировать в искусственных условиях умения, навыки и специальные качества спортсмена, необходимые ему в соревновательной деятельности, и на этой основе достичь максимально возможного результата. При этом силовая тренировка не должна приводить к увеличению мышечной массы.

Данное положение особенно актуально для спортивного ориентирования, где скоростно-силовая и техническая подготовка играют важную роль в структуре тренировочного процесса.

Цель исследования - экспериментально установить влияние регулярных занятий с использованием тренажеров и специальных упражнений на развитие скоростносиловой и скоростной выносливости, а также специальной психической работоспособности квалифицированных спортсменов-ориентировщиков.

Педагогический эксперимент проводился на базе Смоленской государственной академии физической культуры спорта и туризма в течение 1,5 лет. Для проведения эксперимента были сформированы две равноценные группы (экспериментальная и контрольная) по 14 человек каждая, в которые вошли спортсмены-ориентировщики I-III разрядов в возрасте от 17-20 лет. Исследования, проведенные перед началом эксперимента показали, что группы равны по уровню развития психических качеств скоростно-силовой подготовленности (Р <0.05).

Объем и интенсивность циклической беговой нагрузки в обеих группах были относительно одинаковыми. Различие заключалось в том, что в экспериментальной группе 2 раза в неделю в качестве основной или дополнительной тренировки (в зависимости от периода тренировки) проводились занятия, где применялся разработанный нами комплекс с использованием тренажеров и специальных упражнений.

Следует отметить, что специальные упражнения на развитие внимания, памяти и мышления проводились сразу после бега на тредбане без промежутка отдыха (при ЧСС 160-180 уд/мин). Тем самым в зале создавались условия приближенные к соревновательной деятельности спортсменов-ориентировщиков.

Анализ результатов исследования (табл. 1) свидетельствует о положительных сдвигах специальной психической работоспособности и значительном приросте силовых показателей у ориентировщиков опытной группы (Р< 0.05-0.01).

Как видно из таблицы, при разгибании бедра средние величины силы мышц в конце эксперимента превосходят исходные данные: в угле 100°- на 81.6 % (Р< 0.01), в угле 110° на 78.6 % (Р< 0.01), в угле 120° на 75.9 % (Р< 0.01). При вертикальном положении бедра (угол 0°) прирост составил 79.2 % (Р< 0.01), в угле 10° - 77.9 %, в угле 20° - 82.2 % (Р< 0.01).

При разгибании голени средние величины силы мышц в конце эксперимента составили: в угле 40°- 60.3 % (Р< 0.01), в угле 50°- 66.5 %, в угле 60°- 74.0 % (Р<0.01). При сгибании голени получены следующие результаты: в угле 40° прирост составил 86.6 % (Р< 0.01), в угле 50°- 84.8 % (Р< 0.01), а в угле 60°- 82.0 %.

В контрольной группе были тоже отмечено увеличение показателей абсолютной силы мышц и психических качеств, но достоверных различий они не имели (Р>

0.05).

Наибольший прирост в контрольных упражнениях, отражающих уровень развития специальной психической работоспособности ориентировщиков, наблюдается в показателях оперативного мышления (улучшилось на 295 %), оперативной памяти (улучшилась на 234 %), наглядно-образной памяти (на 172,6 %), наглядно-образного мышления (на 180,4 %).

Таблица 1

Динамика силовых показателей у спортсменов-ориентировщиков экспериментальной (Э) и контрольной группы (К) в процессе педагогического эксперимента

(Х±с)

Группа Динамика силы мышц (кг)

Разгибатели бедра Сгибатели бедра Разгибатели голени Сгибатели голени

100° 110° 120° 0° 10° 20° 0° 4 0° 5 0° 6 0° 4 0° 5 0° 6

Исходное тестирование

Э 40.07 ±3.51 40.07 ±4.39 39.78 ±3.51 38.92 ±4.98 37.85 ±4.98 33.78 ±3.51 25.92 ±3.81 27.78 ±4.39 25.28 ±3.51 17.14 ±2.34 16.5 ±2.63 15.35 ±2.05

К 40.07 ±3.81 40.35 ±4.69 39.5 ±5.57 39.07 ±3.51 37.5 ±5.27 36.42 ±6.45 25.85 ±3.81 23.64 ±1.75 24.42 ±3.81 17.64 ±2.34 16.0 ±2.34 14.42 ±1.75

Че рез пол года

Э 53.21 ±8.50 51.71 ±9.38 49.85 ±8.5 51.57 ±8.5 49.21 ±8.21 47.21 ±8.21 32.71 ±3.81 30.5 ±4.39 31.21 ±3.81 23.85 ±4.15 22.5 ±3.81 21.0 ±4.39

К 43.57 ±4.69 43.71 ±7.62 43.0 ±7.03 41.42 ±8.79 37.0 ±7.62 36.0 ±8.79 28.0 ±4.39 24.5 ±3.51 24.28 ±5.27 18.57 ±3.22 17.92 ±3.22 16.57 ±2.34

Чеі рез один год

Э 64.0 ±12.0 62.5 ±11.4 60.92 ±10.2 61.14 ±9.38 58.78 ±7.62 57.92 ±6.74 37.5 ±4.69 38.0 ±4.98 40.0 ±5.86 28.64 ±5.86 26.64 ±4.39 26.64 ±5.57

К 45.57 ±3.81 45.14 ±8.79 46.42 ±9.97 41.0 ±8.21 42.14 ±8.21 38.35 ±9.09 30.07 ±6.15 26.71 ±4.69 25.92 ±5.86 21.5 ±3.81 20.14 ±4.69 20.07 ±3.22

Через 1.5 года

Э 72.78 ±13.1 71.57 ±7.33 70.0 ±8.79 69.78 ±7.62 67.35 ±8.21 66.0 ±8.5 41.57 ±6.15 41.28 ±5.27 44.14 ±6.15 32.0 ±5.86 30.5 ±4.39 29.5 ±5.27

К 48.07 ±7.62 49.42 ±9.97 49.78 ±8.79 45.5 ±10.2 43.98 ±8.79 41.35 ±8.79 31.42 ±6.15 27.85 ±4.39 27.21 ±6.45 23.14 ±5.27 18.21 ±3.81 20.42 ±4.39

Р 1-4 <0.01 <0.01 <0.01 <0.01 <0.01 <0.01 <0.01 <0.01 <0.01 <0.01 <0.01 <0.01

Примечание. Р1-4 - достоверность различий между исходным и конечным результатом педагогического эксперимента.

Время выполнения теста на распределение внимания и устойчивость внимания уменьшились в среднем, соответственно с 115,3 до 88,0 с и с 227,3 до 165,6 с. Переключение внимания увеличилось на 147 %, показатели объема внимания на 154 % и пространственного восприятия направления на 153 %. Все изменения результатов тестирования статистически достоверны (Р<0.05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Установлено, что применение специальных упражнений и тренажеров с ЧСС 160-180 уд/мин в тренировочном процессе ориентировщиков позволяет моделировать соревновательные условия и положительно влияет на уровень проявления специальной психической работоспособности, скоростно-силовой и силовой подготовленности спортсменов (Р<0.05 - 0.01), что приводит, в конечном итоге, к повышению результативности соревновательной деятельности.

2. Используя разработанную батарею психологических тестов можно оценить способности к занятию спортивным ориентированием у детей различного возраста, а также определить уровень развития специальной психической работоспособности у квалифицированных спортсменов-ориентировщиков, что даёт возможность вносить соответствующие коррективы в учебно-тренировочный процесс и тем самым значительно повысить его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.