Обоснование проблемы специфики формирования ЗОЖ у школьников в спортивных
школах города Липецка
Ustification of the problem of specific formation of healthy life in schoolchildren in sports
schools of the city of Lipetsk
Дегтярева Мария Вячеславовна
Студент 4 курса Факультет Социология управления Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
Россия, Липецк, Ленина,42 e-mail: maha200230@mail.ru
Degtyareva Maria Vyacheslavovna
Student 4 term Faculty of Sociology of management Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky
Russia, Lipetsk, Lenina, 42 e-mail: maha200230@mail.ru
Научный руководитель Шмарион Юрий Васильевич
Доктор социологических наук, профессор Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
Россия, Липецк, Ленина,42
Scientific adviser Shmarion Yuri Vasilievich
Doctor of Sociological Sciences, Professor Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky
Russia, Lipetsk, Lenina, 42
Аннотация.
В статье обосновывается важность проблемы формирования ЗОЖ у воспитанников спортивных школ. Приведены результаты анализа документов из официальных сайтов самих школ, на предмет обращения внимания к специфике формирования ЗОЖ у школьников спортивных школ города Липецка и наличие документов методологического или рекомендательного характера деятельности СШ в этой сфере.
Annotation.
The article substantiates the importance of the problem of developing a healthy lifestyle among pupils of sports schools. The results of the analysis of documents from the official websites of the schools themselves are presented, with a view to drawing attention to the specifics of the formation of a healthy lifestyle among schoolchildren of sports schools in the city of Lipetsk and the availability of documents of a methodological or recommendatory nature of the activities of schools in this area.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, спортивная школа.
Key words: health, healthy lifestyle, sports school.
Формирование здорового образа жизни у населения является долгое время актуальной и насущной проблемой. Поскольку, как показали исследования, не все понимают сущность здорового образа жизни, а на второй план уходят иные препятствия к соблюдению ЗОЖ.
Стоит отметить, что не зря в стране актуализируется тема здорового образа жизни, поскольку сами дети замечают ухудшение самочувствия. Это отражено в исследовании Г.С. Стасевич "Исследование здорового образа жизни детей и подростков Брестской области". Полученные результаты свидетельствуют о серьезности проблемы со здоровьем детей и подростков. Состоянием своего здоровья обеспокоены от 73,1% до 89,8% опрошенных (Рисунок 1).
младшие школьники средние школьники старшие школьники Рис. 1. «Вас беспокоит ваше здоровье?» Рисунок 1
Стоит отметить, что с возрастом число детей, регулярно соблюдающих режим дня, уменьшается, а не соблюдающих — увеличивается в 6 раз (Рисунок 2). Связано это, возможно, с тем, что они не полностью осознают связь между режимом дня и состоянием здоровья, не знают, какие нарушения могут возникнуть в организме, если не устранить те нарушения режима дня, которые они сами же и указали. Так же в ходе исследования выявлено, что учащиеся недостаточно владеют вопросами рационального питания.
младшие средние старшие
школьники школьники школьники
Рис. 2. Соблюдаете ли вы в настоящее время режим дня?»
Рисунок 2
Анализ полученных результатов исследования показал, что вредные привычки широко распространены среди школьников. В среднем 22,4% школьников курят регулярно или периодически. Возможно, это связано с тем, что курят 48,3% отцов. Почти половина опрошенных младших школьников пробовали пиво, четвертая часть детей — вино и 2,7% — водку. В средних и старших возрастных группах школьников эти проценты значительно выше: 67,0% детей средних классов пробовали водку. Число детей, которые не пробовали спиртное, небольшое, и с возрастом их количество уменьшается.
Все выше перечисленные проблемы дают пищу для размышления, Подобные мониторинги проводятся регулярно. Государство видит проблему и пытается на нее реагировать.
Государство всячески способствует формированию и развитию ЗОЖ в нашей стране. Государство может развивать здоровый образ жизни (ЗОЖ) через различные меры. Например, оно может создавать условия для занятий спортом и физической активностью, строить спортивные объекты и проводить массовые спортивные мероприятия. Также государство может разрабатывать и внедрять программы по правильному питанию и борьбе с вредными привычками, такими как курение и употребление алкоголя. Важным аспектом является образование населения в области ЗОЖ, проведение информационных компаний и мероприятий, направленных на повышение осведомленности о пользе здорового образа жизни. Кроме того, государство может стимулировать развитие медицинской инфраструктуры, обеспечивая доступность и качество медицинских услуг.
Так, например, в программе развития государства отдельное внимание уделяется пункту «Развитие физической культуры и спорта». 29.04.2023 внесены изменения в Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 3081-р. В этом документы в большей степени внимание уделялось
управленческим аспектам, внедрению цифровизации в управленческий процесс, интеграции новых субъектов РФ в систему физической культуры и спорта и др. В Липецкой области так же обращают внимание на эту проблему. В 2022 году был издан документ о стратегическом планировании развития Липецкой области до 2023 года. В этом документе представлен перечень целей и задач, необходимых для достижения цели развития Липецкой области. В первую стратегическую задачу включен пункт о «Формировании здорового образа жизни, обеспечении развития спорта; Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения».
Согласно Всемирной организации здравоохранения, под «здоровьем» понимается состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
ЗОЖ это система, состоящая из множества факторов. Во-первых экономическая составляющая, которая отражает уровень жизни (доход, материальная обеспеченность, структура потребления), Во-вторых социологический аспект информирующая о качестве жизни (социально-психологические характеристики) и аксиологическая составляющая, т .е стиль жизни, структура ценностей и иерархия мотиваций.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) состоит из нескольких факторов, включая правильное питание, регулярную физическую активность, достаточный отдых и сон, отсутствие вредных привычек, соблюдение правил личной гигиены и безопасного поведения. Правильное питание является одним из ключевых компонентов здорового образа жизни. Оно должно быть разнообразным, содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов. Контроль калорийности, белков, жиров и углеводов (КБЖУ) позволяет контролировать вес, уровень холестерина и сахара в крови, а также обеспечивать организм необходимыми питательными веществами. Физическая активность является ключевым компонентом здорового образа жизни. Она должна быть разнообразной, интенсивной и продолжительной. Для этого необходим: начинать с умеренной физической активности и постепенно увеличивать ее интенсивность и продолжительность; выбирать вид спорта, который нравится, и заниматься им регулярно; увеличивать свою физическую активность постепенно, чтобы избежать переутомления и травм; не забывать о растяжке и упражнениях на гибкость, которые помогают предотвратить травмы и улучшить гибкость; не забывать о правильном дыхании во время тренировок, чтобы избежать переутомления и травм; не забывать о правильном питании и питьевом режиме во время тренировок, чтобы поддерживать оптимальный уровень энергии и гидратации организма. Сон и отдых так же являются важными компонентами здорового образа жизни. Они помогают организму восстановиться после физических и эмоциональных нагрузок, а также поддерживают иммунную систему и общее самочувствие. Что бы сон и отдых приносили максимальную пользу для организма человека , необходимо спать не мене 7-8 часов в сутки, ложиться спать и вставать в одно и то же время каждый день, создавать комфортные условия для сна, такие как тихая и прохладная комната, удобная постель и т.д., избегать употребления кофеина и алкоголя перед сном, отдыхать активно, например, заниматься йогой или медитацией, не работать допоздна и не заниматься активными видами спорта перед сном. Вредные привычки, такие как курение, употребление алкоголя и наркотиков, могут негативно влиять на здоровье и благополучие человека. Они могут приводить к различным заболеваниям, повреждениям органов и систем организма, а также ухудшению качества жизни. Поэтому важно избегать вредных привычек и стремиться к здоровому образу жизни. Гигиена так же является важным компонентом здорового образа жизни. Она включает в себя регулярное мытье рук, чистку зубов, использование средств индивидуальной гигиены и т.д. Мытье рук должно быть регулярным и с использованием мыла и воды, можно использовать антисептики для рук. Чистить зубы необходимо два раза в - утром и вечером, используя щетку и пасту. При соблюдении гигиены не рекомендуется касаться лица грязными руками, и не использовать чужие полотенца. Так же важно избегать контакта с больными людьми и соблюдайте социальную дистанцию.
Первые попытки оценить здоровье студентов были сделаны в конце 19 - начале 20 века. В то время особое внимание уделялось изучению состояния здоровья подростков и вопросов гигиены в учебных заведениях (Эрисман Ф. Ф., Мольков А. В., Розенталь Э. К.). Советский период характеризуется созданием методических и организационных основ для исследований, изучением санитарно-бытовых условий проживания студентов, проблем питания, заболеваемости студентов и т. д., а также разработкой рекомендаций по ведению ЗОЖ. На современном этапе существует большое количество прикладных исследований ЗОЖ студентов в различных научных областях. Особенности отношения студентов к ЗОЖ, причины нарушения принципов ЗОЖ, парадоксы ведения ЗОЖ студентами, степень информированности студентов о ЗОЖ и т. д.
Образ жизни человека формируется на все этапах его развития и процессе его деятельности. Здоровый образ жизни формируется с подачи государства; в семье прививают основы правильного питания, физической активности и личной гигиены, в учебных заведениях разного уровня так же действует политика направленная на вовлечение учащихся в ЗОЖ. Если перечисленных ранее методов недостаточно для того что бы сформировать здоровые привычки у ребенка, существуют спортивные учреждения дополнительного образования. Задачи спортивных школ включают в себя обеспечение необходимых условий для укрепления здоровья, развития творческой личности, самоопределения и выбора профессии, вида трудовой деятельности детей в возрасте до 18 лет.
В этой работе проведен контент анализ официальных сайтов спортивных школ и анализ документов спортивных школ города Липецка, находящихся в свободном доступе на просторах интернета. Исследование проводится с целью выявить наличие определенных методик и рекомендаций по воспитанию ЗОЖ у воспитанников.
Проведя анализ документов размещенных на интернет сайтах двенадцати муниципальных спортивных школ города Липецка, получены следующие данные:
1) на каждом сайте школы размещены документы по антидопинговой политике,
2) каждая спортивная школа на своем официальном сайте отражает цели и задачи своего учреждения, проанализировав их, совокупность этих целей может способствовать формированию здорового образа жизни ребенка,
3) некоторые из СШ размещают дополнительную информацию по рекомендациям к здоровому питанию, о борьбе с ВИЧ-инфекциями, о борьбе с наркоманией и вредными привычками.
Иных документов обращающих внимание на специфику формирования ЗОЖ у воспитанников спортивных школ нет, следовательно, каких либо разработок, методик или рекомендаций выявлено не было.
Можно сделать вывод о том, что документы о методике формирования ЗОЖ у воспитанников спортивных школ и рекомендации находятся в закрытом доступе, либо все основывается на общем документе -Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части ораны здоровья обучающихся, воспитанников». Этот документ включает 8 групп требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, эти требования представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников.
Список используемой литературы:
1. Б.Т.Величковский, И.Т.Суравегина, М.Т. Ципленкова. Здоровье и здоровый образ жизни.-М., 1995
2. Г.С. Стасевич Исследование здорового образа жизни детей и подростков Брестской области // Проблемы здоровья и экологии. 2006. №3 (9).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
4. Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года.№ 207-ОЗ.