Как известно, школьная биология в значительной мере содействует развитию ценностей патриотизма у учащихся. Так, например, использование краеведческого материала на уроках биологии способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Он расширяет кругозор учащихся, совершенствует их умение самостоятельно добывать знания, способствует формированию у них творческого мышления, познавательного интереса, наблюдательности, твердых убеждений, вырабатывает умения и навыки практического применения полученных знаний в жизни. Краеведение, объединяя материалы по территориальному признаку, позволяет и взрослым, и учащимся углубить представление о своей малой родине. Оно играет огромную роль в воспитании патриотических чувств у учащихся, чувства гордости и уважения, любви к своему отечеству. Приобщение школьников к эколого-краеведческой работе, помогает им осознать свою сопричастность к прошлому родного поселка, села, края, республики.
Для успешного решения задач патриотического воспитания, ведущие ученые-методисты рекомендуют использовать на уроках биологии эколого-краеведческий материал, который позволяет на примере своего села обсуждать особенности природы и проблемы окружающей среды.
Анализ практики патриотического воспитания школьников в республике позволяет констатировать следующие противоречия: между необходимостью углубленной, систематической работы по патриотическому воспитанию учащихся и существующей эпизодической практикой этой работы в школе, её ограниченностью рамками внеклассной деятельности; между значительным воспитательным потенциалом учебного материала, разделов и тем школьной биологии и их недостаточной востребованностью и разработанностью в развитии ценностей патриотизма у учащихся.
Данные противоречия обусловили выбору названия статьи «Методика развития ценностей патриотизма у учащихся при изучении темы «Класс Птицы». Следует подчеркнуть, что ценностные орентации как мотивы деятельности предполагают осознание учениками значения природы как универсальной ценности. Так, например, гражданско-патриотические мотивы основаны на желании приумножать богатства природы и связаны с чувством долга перед обществом по охране природы своей родины. Гуманистические мотивы выражаются в стремлении проявить добро, сострадание по отношению к живому, желание защитить, эстетические мотивы проявляются в потребности сохранить красоту природной среды [1].
Как показывает практика, любовь к природе своего края осуществляется благодаря ознакомлению учащихся с богатством растительного и животного мира на протяжении всего курса зоологии. Так, например в целях развития ценностей патриотизма на уроках зоологии нами использованы примеры, раскрывающие успехи по восстановлению и увеличению численности птиц, которые в результате хищнического изъятия из природы были на грани вымирания и примеры плодотворной работы по сокращению и сдерживанию численности некоторых видов птиц. При изучении темы «Охрана птиц» для развития ценностей патриотизма у учащихся, в содержании основного вопроса можно включить дополнительный краеведческий материал. При изучении данной темы, после обсуждения нового материала, учитель рассказывает о священной птице для якутов Стерхе (Хара кыталык). На этом этапе урока развитие основ ценностно-ориентированных отношений учащихся осуществляется на основе сочувствия, к объектам природы. Мотивами выступает смысловое насыщение учебного материала о целостности и уязвимости природы, об ограниченности природных ресурсов и необходимости их сохранения для будущих поколений. Так, учитель обращает внимание на том, что стерх или белый журавль находится под угрозой исчезновения и внесен в международный союз охраны природы, а также в Красную книгу Якутии. В настоящее время численность Якутской популяции вида в дикой природе оценивается приблизительно в 2900-3000 особей. Затем учитель рассказывает о том, что в якутской культуре стерх являясь священной птицей, считается символом красоты природы. Ее именем названы отдельные роды и местности. Место постоянного их появления находилось в абсолютном покое. В древней мифологии стерх выступает в виде светлого начала, помощницы и покровительницы людей среднего мира. Эта птица приходится дочерью верховного божества айынга сиэр тойона и величавой айыы нуоралдьын хотун, обитает в верхних небесах и выступает в роли небесной шаманки айыы умсуур удаган. Появление в округе стерха считалось хорошим знамением, существовал ряд запретов и комплекс ритуалов, связанных с культом стерха [2]. Образ птицы создавал иллюзию полета в божественный мир. Даже просто полет стерхов служит символом счастливой судьбы народа, живущего на этой земле. Так говорится в легенде о родоначальнике якутов Эллэе. На этом уроке учителю также следует познакомить учащихся с тотемными в обрядах якутов с шаманскими птицами. Так, в мифологии чайки являются духами -девушки с чайкою хоптолоох кыыс поэтому якуты их не убивают. Все поющие птицы, отряд воробьиных, являются дочерьми или помощницами великой Аан Алахчыын Хотун Госпожи Природы. По преданиям в них иногда превращается сама богиня и, перелетая, наблюдает за жизнью в природе. Дятлов как санитара леса якуты не трогают. Добывают только по нужде, в его медицинских свойствах. Дятел трехперстный в сказках фигурирует, как таежный врач и санитар леса.
По теме «Класс Птицы» с целью патриотического воспитания учитель рассказывает о примечательных местах Якутии. Так, одним из таких мест является - остров Столб, величественный останец скальных пород, отторгнуть рекой от хребта Туора - Сис. Следующим примечательным местом является дельта Лены, известная во всем мире как величайшая и уникальная дельта. Она поражает своей природной красотой и изумляет разнообразием живой природы. Особенно живописное зрелище представляют озера и болота дельты. Здесь многочисленными стаями плавают утки, дикие гуси еще не успели свить гнезда и с криками носятся над водой, выше - стаи морских чаек, а над этим птичьим миром реют белохвостые орланы, беркуты, кречеты, сапсаны, лебеди, белоклювые гагары, стаи серых куликов, черные и серые журавли и стерхи. В 1985 году значительная часть дельты Лены была взята под охрану ради сохранения ее уникальной природы - 95 видов птиц.
В конце урока в качестве домашнего задания учащимся предлагается подготовить сообщения с использованием электронной презентации, включающей не более 10-15 слайдов с комментариями о редких видах птиц, о примечательных местах Якутии и их разнообразии живой природы и др. В завершении урока проводится рефлексия деятельности т.е. ученики анализируют свою работу и пути достижения результата.
Таким образом, активное использование эколого-краеведческого материала, легенд, мифов и др. на уроках зоологии способствуют успешному развитию ценностей патриотизма у учащихся, создают целостную систему патриотического воспитания, позволяют развивать у школьников патриотических чувств и сознания на основе историко-краеведческих ценностей своего края.
Литература
1. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. методика обучения биологии: учеб. Пособие / В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченоко, С.В. Чубаро. - Мн.: Книжный Дом, 2004. С. 136
2. Якутский героический эпос «Могучий Эр соготох». - Новосибирск: Наука. Сибирск. издательск. фирма РАН, 1996. - 150 с. - (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
Петрунина С.В. \ Хабарова С.М. 2, Кирюхина ИА.3,Позднышева Е.А.4
1 2 Кандидат педагогических наук, доцент, 3,4 доцент, Пензенский государственный университет, Россия ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ПОВЫШЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ ИНВАЛИДОВ
19
Аннотация
В статье представлен анализ результатов выступления инвалидов на соревнованиях по легкой атлетике.
Ключевые слова: двигательная активность, люди с ограниченными возможностями, различные патологии, биомеханические показатели.
Petrunina S.V1., Khabarova S.M2., Kiryuhina I. A.3, Pozdnisheva E.A.4,
1,2 PhD assistant professor, 3 4 assistant of professor Penza State University, Russia,
JUSTIFICATION OF METHODOLOGICAL TECHNIQUES'S USETO INCREASE MOTOR ACTIVITY.
Abstract
The article presents an analysis of the results on disabled athletics.
Keywords: physical activity, people with disabilities, infringement of functions, various pathologies, biomechanical changes
Разработанная нами комплексная программа повышения двигательной активности инвалидов была разработана, как единый шестимесячный цикл. Во время втягивающего мезоцикла решались организационные вопросы: прибытие инвалидов на учебнотренировочные занятия, втягивание и врабатывание инвалидов в тренировочный процесс.
В начале педагогического эксперимента у испытуемых отмечался низкий уровень физической подготовленности. Это подтверждается низкими показателями в педагогических тестах. Но в конце занятий испытуемые значительно улучшили свои результаты по всем тестам, что показали и успешные выступления в ряде соревнований по легкой атлетике, проводимых в рамках Чемпионата Пензенской области, где они соревновались в беге на 60 и 200 метров.
Как показали педагогические наблюдения, инвалиды очень успешно выступали в соревнованиях по легкой атлетике вместе с квалифицированными спортсменами. В ходе педагогических наблюдений было отмечено, что для них участие в соревнованиях -это участие в «мини Олимпиаде», выступая в которой, они испытывали и стресс, и психическое напряжение, и радость победы.
Результаты тестирования свидетельствуют о значительном повышении физической подготовленности инвалидов.
Например, в среднем по группе в беге на 30 м и 100 м прирост составил 0,9 сек. (z < 0,1) Хочется отметить, что существенный прирост результатов отмечается в беге на 60 м. В среднем он составил 1,3 сек (z < 0,03). Результаты 6-минутного теста показали, что испытуемые уже могли пробегать большие отрезки. В среднем по группе в начале эксперимента инвалиды пробегали 840 м, а в конце исследования они могли пробегать уже до 1040 м, прирост составил 200 м (z < 0,6). Произошли изменения и в результатах теста прыжок в длину с разбега, прирост составил в среднем по группе 0,24 м. (z < 0,08)
Отметим, что у испытуемых в беге на 60 м прирост составил от 0,3 до 2,4 сек. М. Ц-ва после первого падения на соревнованиях, которые проходили 22-23 января 2000 года, испытала страх и не принимала участие в забегах на 60м. В среднем по группе, в беге на 60 м, прирост составил 1,1 сек (z < 0,2). В беге на 200 м, в среднем по группе, прирост результатов составил 3,4 сек (z<0,2).
Следует отметить, что у исследуемого контингента спортивный результат зависит не только от тренированности, но и от психического состояния, так как соревновательная деятельность для инвалидов является стрессовой. Поэтому у некоторых испытуемых проявляется снижение результатов в беге на 60 метров.
Проведенные исследования показали, что последовательное использование методических приемов двигательной реабилитации инвалидов средствами «искусственной управляющей и предметной среды», адекватные режимы комплексной программы положительно влияли на адаптивные процессы, протекавшие в организме инвалидов. Это проявилось, прежде всего, в снижении коэффициента асимметричности двигательных действий, частичном восстановлении утраченных двигательных функций посредством приближения структуры шагательных и беговых действий к параметрам здорового человека, и, как следствие, позволило, по мере повышения тренированности большинству, принять участие в соревнованиях по легкой атлетике
Литература
1. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А. Особенности коррекции двигательных действий у людей с различной патологией в функциях опорно-двигательного аппарата// Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2013. № 5-3 (12). С.37-39
2. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А., Рогов А.А. Определение силы-чувствительности нервных процессов у инвалидов // Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2013. №10 (17), С. 29-30
3. Petrunina S.V., Khabarova S.M., Kiryuhina I.A. Investigation of biomechanical factors of walking of disabled and healthy people //2nd International Scientific Conference “European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches”: Volume 2. Papers of 1st International Scientific Conference (Volume 1). February 18-19, 2013, Stuttgart, Germany. P. 120-121.
Петрунина С.В. \ Хабарова С.М. 2, Кирюхина НА.3,Позднышева Е.А.4, Орлова Т.5 1 2 Кандидат педагогических наук, доцент, 3,4 доцент, 5 студентка, Пензенский государственный университет, Россия МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ХОДЬБЫ
Аннотация
В статье представлены аспекты двигательной активности пожилых людей посредством оздоровительной ходьбы. Ключевые слова: пожилые люди, двигательная активность, оздоровительная ходьба, реабилитационные центры, оздоровительные упражнения.
Petrunina S.V1 ., Khabarova S.M2., Kiryuhina I A.3, Pozdnisheva E.A.4, Orlova T.5
1,2 PhD assistant professor, 3 4 assistant of professor Penza State University, Russia, 5student
METHODOLOGICAL ASPECTS OF INCREASE OF THE ELDERLY'S MOTOR ACTIVITY BY MEANS OF HEALTH
WALKING
Abstract
The article presents the aspects of the motor activity of the elderly by means of health walking.
Keywords: the elderly (older people), physical activity, health walking, people with disabilities
В последние десятилетия в нашей стране общество заметило огромный социальный слой инвалидов разного возраста, число которых увеличивается приблизительно на 200 тыс. ежегодно. Большинство лиц пожилого возраста, несомненно, являются инвалидами. Они имеют выраженные нарушения в состоянии здоровья.
Освобождение человека от труда как обязанности и источника средств существования приводит к наиболее сложным личностным изменениям, к смене ценностных предпочтений и смысла жизни самой. Неслучайно для многих людей эти изменения становятся причиной жизненных трагедий, нормальному переходу к новому жизненному укладу способствует творческая деятельность, работа не по обязанности, а по вкусу, по интересам.
Во всем мире прогнозируется выравнивание процентных долей пожилых людей и молодежи. За последние 20 лет численность престарелых в возрасте 85 лет и старше увеличилась более чем вдвое, в то время как численность населения России увеличилась лишь незначительно. Во-вторых, уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень
20