Научная статья на тему 'Подготовка студентов-физиков к педагогической практике'

Подготовка студентов-физиков к педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / PEDAGOGICAL PRACTICE / LEARNING ACTIVITY / PERSONALITY / THINKING / IMAGINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Н. А., Михалева А. Б.

В работе рассматривается особенность подготовки учителей физики. Определяется важность психологической основы методики преподавания, требования и возможные трудности педпрактики. Показаны ошибки обучения в технических классах и их последствия в учебной деятельности студентов, предложены рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING THE STUDENTS-PHYSICISTS TO PEDAGOGICAL PRACTICE

In this paper we describe about special education teachers of physics. Define psychological basis of methodic of teaching, demands and difficulties of pedagogical practice. Show mistakes learning in technical classes and its consequences in students learning, propose recommendations.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов-физиков к педагогической практике»

нескольких факторов среды, обеспечение сложных форм социальной адаптации через движение, количественная и качественная оценка процессов адаптации.

Такой механизм компенсации является общим для любых групп инвалидов и может быть использован в адаптивной физической культуре для реабилитации инвалидов на разных стадиях восстановления: при составлении тренировочных программ, обучении двигательным действиям в процессе физического воспитания. По словам Ф.З. Меерсона, поддержание структурнофункционального состояния путем сравнительно невысоких, но систематических физических нагрузок на органы и системы, обеспечивающих компенсацию, — это самый экономный вариант этого процесса.

Таким образом, концепция привлечения знаний общебиологических закономерностей функционирования организма раскрывает один из теоретических подходов к методологии адаптивной физической культуры. Все это является методологической основой при разработке частных методик физического воспитания, оздоровительного спорта, двигательной рекреации и физической реабилитации для инвалидов, т.е. целостной системы их физической активности. [2, 3, 4]

Литература

1. Меерсон Ф.З. Адаптационные реакции поврежденного организма: физиология адаптационных процессов. М., 1986.

2. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Логинов А.А. Биомеханические методы повышения и восстановления двигательных возможностей с использованием средств легкой атлетики// Монография. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012 - 96 с.

3. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А. Особенности коррекции двигательных действий у людей с различной патологией в функциях опорно-двигательного аппарата// Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2013. № 5-3 (12). С.37-39

4. Petrunina S.V., Khabarova S.M., Kiryuhina I.A. Investigation of biomechanical factors of walking of disabled and healthy people //2nd International Scientific Conference “European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches”: Volume 2. Papers of 1st International Scientific Conference (Volume 1). February 18-19, 2013, Stuttgart, Germany. P. 120-121.

Соловьева Н.А.1, Михалева А.Б2

'Студент; 2Кандидат психологических наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ФИЗИКОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация

В работе рассматривается особенность подготовки учителей физики. Определяется важность психологической основы методики преподавания, требования и возможные трудности педпрактики. Показаны ошибки обучения в технических классах и их последствия в учебной деятельности студентов, предложены рекомендации.

Ключевые слова: педагогическая практика, учебная деятельность, личность, мышление, воображение.

Solovjova КА.1, Mikhaleva A.B.2

1Student; 2PhD in Psychology, Associate Professor, North-Eastern Federal University named after M.K.Ammosov TRAINING THE STUDENTS-PHYSICISTS TO PEDAGOGICAL PRACTICE

Abstract

In this paper we describe about special education teachers ofphysics. Define psychological basis of methodic of teaching, demands and difficulties of pedagogical practice. Show mistakes learning in technical classes and its consequences in students learning, propose recommendations.

Keywords: pedagogical practice, learning activity, personality, thinking, imagination.

Личность учителя выступает центральным фактором достижения высоких результатов в педагогической деятельности, обусловливает содержание и направленность педагогической деятельности и педагогического общения. Труд педагога характеризуется тем, что его результатом выступает система позитивных «приобретений», психологических новообразований в процессе развития учащихся, которые возникают во взаимодействии с учителем [2].

Современное образование в целом стремится к переходу от объектной, «дефицитарной» парадигмы к субъектной, гуманистической. Основной задачей современного образования становится подготовка учащегося к профессиональной и личной самореализации в обществе, формирование компетенций, развитие личности средствами обучения и воспитания. Это предполагает гуманизацию, гуманитаризацию и повышение практической ориентированности образования [1].

При подготовке студентов-физиков к педагогической деятельности в условиях современной общеобразовательной школы мы исходим из идеи о том, что обучение всегда связано с саморазвитием. Процесс обучения для студентов - это не только приобретение знаний по предмету, но и возможность учиться разнообразно действовать, думать и чувствовать. В ходе педагогической практики реализуется связь между теоретической подготовкой студентов к педагогической деятельности и практическим формированием опыта ее осуществления. Теоретическую основу знаний студентов-практикантов в психологии возраста и развитии познавательной сферы учащихся составляет культурно-исторический подход к развитию психики (теории высших психических функций Л.С. Выготского, поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, возрастного развития психики и личности Д.Б. Эльконина) [3].

Физика и информатика имеют все права на формирование мировоззрения, мышления и творческих способностей учащихся. Обучение этим предметам требует особой подготовленности не только со стороны учащихся, но и учителей. Для учащихся это должна быть, прежде всего, интеллектуальная и волевая готовность, для учителей - любовь к своему предмету, знание психологии мышления и воображения (ведущих психических процессов для освоения физики и информатики) и педагогические способности.

Группе из 25 студентов - будущих учителей физики и информатики было предложено письменно описать предмет, который находится у них перед глазами (это были учебная доска и зеркало). Анализ ответов определил дифференциацию группы на три подгруппы: достаточно богатое описание - 8; скудное описание - 16; не поняли задание - 1.

Преобладание в данной группе студентов со скудным описанием предмета можно объяснить тем, что в школе они обучались в технических классах, где основное внимание уделялось точным наукам, в ущерб гуманитарным. Поэтому развитие словарного запаса не получило должной стимуляции и является скудным. В соответствии с нормами мыслительного развития данный уровень соответствует средним классам СОШ.

Из всех 25 ответов наиболее развернутым мы определили следующий ответ: «Доска школьная, зеленого цвета, прямоугольной формы, на которой можно писать (рисовать) мелом. Ею пользуются в школах и в других учебных заведениях учителя и преподаватели, чтобы показать учащимся содержание урока». Этот ответ содержит не только описание качеств предмета, но и функции данного предмета. Однако, в описании отсутствует пример ассоциативной и аналитической стороны мышления, творческого воображения. Нет сравнений предмета с другими предметами, определения положительных и отрицательных качеств.

Данное исследование позволило сделать вывод о том, что одна из центральных трудностей обучения студентов - будущих учителей физики и информатики связана с недостаточным уровнем развития мышления и речи, а также воображения. В связи с этим предлагаем ряд рекомендаций: готовность к педагогической профессии предполагает наличие развитых педагогических способностей, среди которых особое место занимают речевые и коммуникативные способности [1]; студентам математических и физических факультетов обратить внимание на чтение художественной литературы, философские размышления, дискуссии и участие в различных познавательных конкурсах; важно понимать, что школьному учителю, преподавателю вуза недостаточно

108

знать свой предмет, необходимо уметь его рассказывать и объяснять учащимся; возрастные особенности познавательной сферы учащихся средних и старших классов заключаются в определении ведущими познавательными процессами мышление и воображение. Для того чтобы запомнить материал, необходимо его понимать. Для понимания материала, важно уметь представлять его в воображении [3].

Для студентов-практикантов мы разработали ряд правил, которые помогут им ориентироваться при «первых шагах» в педагогической деятельности. Учителю необходимо ЗНАТЬ: психологические и возрастные особенности своих учащихся; стили и модели педагогического общения; законы развития когнитивных процессов; законы научения; содержание предмета.

Учителю необходимо ПОМНИТЬ: способный учитель знает свой предмет не только в объеме учебника, а шире и глубже, следит за новыми исследованиями и открытиями в своей науке; современный учитель знает круг интересов и увлечений своих учеников; интересный учитель знает ответы на вопросы, которые ученики ему зададут или постесняются задать; страх перед учителем тормозит развитие ребенка; ученики ждут от учителя понимания и поддержки.

Учитель должен стараться ДЕЛАТЬ: проводить уроки просто, доступно и понятно; искренне выражать свои положительные эмоции ученикам; проявлять инициативу в общении с учащимися; следить за тем, чтобы ученик находился в хорошем эмоциональном состоянии; поощрять любознательность учащихся к изучаемому предмету; начинать урок вовремя; не задерживать ребят на уроке после звонка на перемену; анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования; поддерживать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания.

Литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 480 с.

2. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Педагогика, 1993. - 321 с.

3. Иванова Н.А., Михалева А.Б. Обучение естественным наукам в современной школе/Сборник научных трудов Sworld. -Выпуск 4. том 25. - Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2013. - С. 44-47.

Колесова А.Г.1, Тарасов А. Е.2

1Студент, Северо-Восточный Федеральный университет; ^Кандидат педагогических наук, доцент Северо-Восточный

Федеральный университет.

ПРОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ТУРИЗМУ

Аннотация

В статье рассмотрена проблема проведения спортивно-массовых мероприятий по туризму в Якутии. Такие мероприятия зависят от развития спортивного туризма и создания туристских организаций.

Ключевые слова: туристский навык, рекреационная деятельность, туристская техника.

Kolesov, A.1, Tarasov A. E.2.

'Student, North-Eastern Federal University; 2Candidate of pedagogical Sciences, the Professor of the North-Eastern Federal University.

CONDUCTING OF SPORTS-MASSEVENTS TOURISM

Abstract

The article considers the problem of holding of mass sports events on tourism in Yakutia. Such activities depend on the development of the sport tourism and creation of tourist organizations.

Keywords: tourism skill, recreational activities, tourism technique.

Походная жизнь учит многому. Один преподаватель предлагал оценивать занятия физической культурой исходя из того, как они влияют на состояние здоровья учащихся и насколько способствуют овладения жизненно важными навыками. Что полезного и жизненно необходимого дают занятия? В туристском походе уж точно научишься переносить тяжести: рюкзак в этом-главный учитель. Научишься оказывать помощь пострадавшему товарищу: делать носилки и волокушу из подручных средств, преодолеть любые препятствия. Туриста не тревожит отсутствие крыши над головой - он сумеет организовать свой ночлег. Кончились продукты? Не страшно! Турист знает съедобные грибы и растения. Его не пугает возможность заблудиться: зная способы ориентирования на местности по местным предметам, звездам, солнцу, компасу, он уверенно найдет правильный путь. Туристу не страшны ни холод, ни жара. У него есть поговорка: «Нет плохой погоды, если есть хорошее снаряжение». Чего только не умеет делать человек с рюкзаком! Главное, многое, узнав и увидев, крепче любишь свой край, свою землю и учишься ее защищать[2].

Туризм определяется как путешествие в свободное время; один из видов активного отдыха; наиболее эффективное средство удовлетворение рекреационных потребностей, так как он сочетает различные виды рекреационной деятельности, оздоровление, познание, восстановление производительных сил человека; составная часть здравоохранения, физической культуры; средство духовного, культурного и социального развития личности[1].

Соревнования и массовые мероприятия по туризму проводятся в целях улучшения физического воспитания учащихся и молодежи, укрепления их здоровья, повышения спортивного мастерства. С другой стороны, это школа подготовки к походам и средство пропаганды туризма.

Соревнования по туризму можно разделить на три вида: соревнования по туристским навыкам, по туристской технике, по ориентированию на местности.

Соревнования по туристским навыкам проводятся в учебных целях по следующим разделам:

- устройство и оборудование лагеря. Места расположения палаток команд определяются комендантской группой штаба. Оценка дается за правильно поставленные палатки, их оформление, санитарное состояние, расположение по отношению к реке, ветру и т. д.;

- соревнования по разжиганию костров, кипячению воды. Каждая команда обеспечивает себя дровами, кольями и перекладиной для котелка. Для кипячения воды используется двухлитровый туристский котелок. При разжигании костра пользоваться легковоспламеняющимися материалами (бензин, спирт и т. д.) не разрешается. Финишем считается момент кипячения воды. Места между командами определяются по наименьшей затрате времени.

Соревнования по туристской технике проводятся в виде полосы препятствий и туристской эстафеты. Для соревнований выбирается хорошо просматриваемая территория с необходимым количеством естественных препятствий. Длина дистанции -полосы препятствий - колеблется от 300 м. до 2 км. Все препятствия, включенные в дистанцию, преодолеваются каждым участником команды.

Дистанция состоит из двух параллельных полос, одинаковых по длине и сложности, расстояние между ними не более 10 м. Пути маркируются флажками разного цвета, старт раздельный. Путь команды определяется или жеребьевкой, или номерами. Например, четные идут по красной маркировке, нечетные - по белой. Интервалы между забегами устанавливаются до соревнования, после контрольного пробега дистанции группой туристов.

В полосу препятствий могут входить следующие этапы:

1. Подъем по крутому склону спортивным способом по веревке протяженностью до 20 м при крутизне до 45°;

2. Спуск с крутого склона до 20 м при крутизне до 45°;

3. Пересечение склона или бег по пересеченной местности до 150 м.;

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.