5.Петрунина С.В, Кирюхина И.А., Хабарова С.М Коррекция и восстановление двигательных функций в водной среде, используя тренажерную систему «регулируемая страховка»// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, №9 (68), 2014, Москва , С.320-322
References
1. Petranina S. V., Kirjuhina I. A., Habarova S. M., Rogov A. A., Dvorjaninova E. V. Analiz pokazatelej fizicheskogo razvitija i fizicheskoj podgotovlennosti invalidov i zdorovyh ljudej // UNIVERSITETSKOE OBRAZOVANIE (MKUO-2014) : sb.st. XVIII Mezhdunar. nauch.-metod. konf., posvjashh. 200-letiju co dnja rozhdenija M. Ju. Lermontova (g. Penza, 10-11 aprelja 2014 g.) / pod red. A.
D. Guljakova, R. M. Pecherskoj. - Penza : Izd-vo PGU, 2014. - S.352-354
2. Petrunina S.V., Habarova S.M. , Pozdnysheva E.A., Bokov G.V. Osobennosti dvigatel'noj korrekcii sredstvami vodnoj sredy// Mezhdunarodnyj Nauchno-issledovatel'skij zhurnal = Reseach Journal of International Studies. 2014. № 6 (25), Ch. 2, S. 52-53
3. Petrunina S.V., Khabarova S.M., Kiryuhina I.A. Investigation of biomechanical factors of walking of disabled and healthy people//«Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives».Proceedings of the 5th International symposium (September 15, 2014). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna.2014. P.84-85
4. Petrunina S.V, Kirjuhina I.A., Habarova S.M., Pozdnysheva E.A. Obosnovanie primenenija metodicheskih priemov v povyshenii dvigatel'noj aktivnosti invalidov// Mezhdunarodnyj Nauchno-issledovatel'skij zhurnal zhurnal = Reseach Journal of International Studies. 2014. № 5 (24). Ch.3- S.19-20
5. Petrunina S.V, Kirjuhina I.A., Habarova S.M Korrekcija i vosstanovlenie dvigatel'nyh funkcij v vodnoj srede, ispol'zuja trenazhernuju sistemu «reguliruemaja strahovka»// Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, №9 (68), 2014, Moskva , S.320-322
Петрунина С.В.1, Хабарова С.М.
1 2Кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет, Россия ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ДЛЯ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье представлена работа центра по социальной и двигательной реабилитации для детей дошкольного возраста Ключевые слова: коррекция двигательных действий, тренажерные системы, оздоровительный бег, ходьба
Petrunina S.V.1, Khabarova S.M.2
1,2 PhD assistant professor, University, Russia
USING OF ADAPTIVE TECHNOLOGY FOR SOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Abstract
The article presents the work of the centre for social and motor rehabilitation for children ofpreschool age
Keywords: environment, motion correction, individual exercises, teaching methods
Нами было проведено исследование в Комплексном центре социальной помощи семье и детям Первомайского района г. Пензы, в стационарном отделении для детей из социально-опасных семей дошкольного возраста.
Стационарное отделение для детей в возрасте от 3 до 7 лет предназначается для оказания разнообразной социальной помощи несовершеннолетним с целью преодоления социальной дезадаптации, возникшей в результате отклонений в психосоциальном развитии и неблагоприятных социальных условий.
Анализ социальных паспортов детей из неблагополучных семей позволил выявить ряд причин порождающих это явление. Это не только тяжелые материальные и бытовые условия, но и неадекватное поведение родителей, которое нередко становится причиной отказа от ребенка или помещения его в социальное учреждение.
В ходе исследования выявлено, что атмосфера во всех семьях, чьи дети находятся в этом отделении неблагополучная. В 90% случаях семьи - неполные. Специалистами центра проводится организационная работа с семьями, работа с детьми. Ожидаемые результаты в стационарном отделении: восстановление воспитательной функции семьи, улучшение микроклимата в семье и лечение родителей от алкогольной зависимости. Для достижения оптимального результата специалисты взаимодействуют со специалистами других организаций, в частности со специалистами из РОВД. Для решения проблем проводятся беседы, лекции, тренинги, правовые консультации. Специалистами проводится патронаж, в 75% случаев - с целью контроля обстановки в семье, в 15% - выяснить местонахождение ребенка, в 10% - с целью выяснить причину нарушения режима посещения ребенком стационарного отделения.
Также нами были изучены социальные карты детей. В них содержатся сведения о ребенке, причины и обстоятельства поступления детей в стационарное отделение. В 55% случаев по причине - безнадзорность детей, в остальных случаях -ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Семьи, дети которых находятся в стационарном отделении являются неполными, социально-опасными, опекунскими.
При оформлении ребенка в стационарное отделение на каждого ребенка заводится дело, где отмечаются данные о ребенке, заявление директору, вносятся данные об акте обследования материально-бытовых условий, состав семьи, доход семьи.
Был проведен анкетный опрос специалистов стационарного отделения КЦСПСиД Первомайского района, где все вопросы были открытыми. На вопросы анкеты ответили следующие специалисты: инструктор по физической культуре, специалист по социальной работе, педагог-психолог и воспитатели
Литература
1. Петрунина С. В., Кирюхина И. А., Хабарова С. М., Рогов А. А., Дворянинова Е. В. Анализ показателей физического развития и физической подготовленности инвалидов и здоровых людей // УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (МКУО-2014) : сб.ст. XVIII Междунар. науч.-метод. конф., посвящ. 200-летию то дня рождения М. Ю. Лермонтова (г. Пенза, 10-11 апреля 2014 г.) / под ред. А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. - С.352-354
2. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А. Особенности коррекции двигательных действий у людей с различной патологией в функциях опорно-двигательного аппарата// Международный Научно-исследовательский журнал ISSN 2303-9868, №5 (12) 2013. Часть 3. - С37-39
3. Петрунина С.В., Хабарова С.М. Обучение плавательным движениям и восстановление двигательных функций у инвалидов с ДЦП в водной среде. используя систему «регулируемая страховка»// Евразийский Союз Ученых (ЕСУ), IV Международная научно-практическая конференция «Современные концепции научных исследований» №4, 2014 (Ч.9) - С.95-96
References
1. Petrunina S. V., Kirjuhina I. A., Habarova S. M., Rogov A. A., Dvorjaninova E. V. Analiz pokazatelej fizicheskogo razvitija i fizicheskoj podgotovlennosti invalidov i zdorovyh ljudej // UNIVERSITETSKOE OBRAZOVANIE (MKUO-2014) : sb.st. XVIII Mezhdunar. nauch.-metod. konf., posvjashh. 200-letiju co dnja rozhdenija M. Ju. Lermontova (g. Penza, 10-11 aprelja 2014 g.) / pod red. A. D. Guljakova, R. M. Pecherskoj. - Penza : Izd-vo PGU, 2014. - S.352-354
2. Petrunina S.V., Habarova S.M., Kirjuhina I.A. Osobennosti korrekcii dvigatel'nyh dejstvij u ljudej s razlichnoj patologiej v funkcijah oporno-dvigatel'nogo apparata// Mezhdunarodnyj Nauchno-issledovatel'skij zhurnal ISSN 2303-9868, №5 (12) 2013. Chast' 3. - S37-39
77
3. Petrunina S.V., Habarova S.M. Obuchenie plavatel'nym dvizhenijam i vosstanovlenie dvigatel'nyh funkcij u invalidov s DCP v vodnoj srede. ispol'zuja sistemu «reguliruemaja strahovka»// Evrazijskij Sojuz Uchenyh (ESU), IV Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija «Sovremennye koncepcii nauchnyh issledovanij» №4, 2014 (Ch.9) - S.95-96
Сенмез Ф.
Аспирант, Башкирский государственный педагогический университет СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
В статье раскрываются проблемы профессионально-педагогических компетенций учителей общеобразовательной школы. Целью данного исследования является раскрытие и определение сущности и структуры профессионально-педагогической компетентности учителей общеобразовательной школы. Для того чтобы достичь цели исследования мы использовали следующие методы: теоретического анализа научной и методической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; индивидуальные беседы. В результате исследования были выявлены составляющие структуры и сущности профессиональнопедагогических компетенций учителей общеобразовательной школы - когнитивные (знания), социально-личностные и этические компетенции.
Ключевые слова: компетентность, профессионально-педагогические компетенции, учитель общеобразовательной школы, ученик общеобразовательной школы.
Sonmez F.
Graduate student, Bashkir State Pedagogical University
ESSENCE AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF SCHOOL TEACHERS
Abstract
The article deals with the problem ofprofessional and pedagogical competence of teachers of secondary school. The aim of this study is to discover and define the essence and structure of professional and pedagogical competence of teachers of secondary school. In order to achieve the objectives of the study, we used the following methods: a theoretical and methodological analysis of scientific literature on the study; pedagogical supervision; individual interviews. The study identified the components of the structure and nature of professional and pedagogical skills of teachers of secondary school - cognitive (knowledge), social, personal and ethical competence.
Keywords: competence, professional and pedagogical competence, secondary school teachers, secondary school pupil.
В настоящее время во всем мире общество, как никогда ранее, нуждается в квалификации педагогической подготовки учителя и его личностных качеств.
Учителя являются тем элементом общества, который сохраняют нацию [7]. Однако здесь следует отметить, что увеличение обязанностей учителя ведет к изменению уровня компетентностей, которыми должны владеть [5].
В отечественных крупных научно-теоретических работах анализируются сущность компетентностного подхода. А. В. Хуторской считает, что одним из аспектов модернизации образования является построение его на компетентностной основе, что может послужить шагом к решению поставленных проблем [3].
В основе модели компетентного поведения лежит допущение о том, что поведение может быть лучше всего понято путем выявления ценностей человека, его нравственных обстоятельств, его представлений и ожиданий, а также тех компонентов компетентности, которые он склонен, спонтанно проявлять, стремясь к значимым для себя целям [1].
В. И. Кудзоева профессиональную компетентность выясняет следующим образом: состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, уметь выполнять поставленные цели и задачи [2].
Комиссия Европейского Союза по образованию и культуре определила основные принципы и компетенции учителя. В 2010 году в работе Комиссии были определены основные компетенции следующем образом [4]:
• уметь работать с другими людьми; наличие знаний у учителей, связанных с развитием и этапами человеческого организма и психики; для того чтобы ученики могли использовать свой потенциал полностью и быть активными в социальной жизни, учителя должны их поддерживать во всем.
• уметь работать с информацией и технологиями; помощь в работе с информацией, понимание и анализ ее, чтобы получить навыки и умения наиболее эффективно.
• уметь работать в обществе; должны обеспечивать обучение прав и обязанностей граждан Европейского Союза и социальных ролей.
В Шотландии Совет учителей перечислил следующим образом компетентности учителя: владение информацией и осознание профессии; наличие умений и навыков, связанных с профессией; личностные качества и обеспечение личного вклада [4].
Анализ литературы и исследований, посвященных компетентности, позволяет нам определить, что:
• Компетенция - это характеристика личности, к которой относятся знания, умения, навыки, мотивационные установки, которые можно измерить через поведение.
• Компетентность - это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. То есть качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации.
Нами велись наблюдение за уроками учителей общеобразовательной школы. Наблюдались ведение урока учителем в классе, деятельность по воспитательной работе, классных и внеклассных мероприятий. При сделанных наблюдениях выявились отличия между учителями, которые ведут уроки в одной и той же группе учащихся, по отношению учеников к учителю, послушанию и соблюдению порядка на уроках. Установлено, что у одного и того же ученика мораль и мотивация изменяются в зависимости от учителя.
Для более подробного раскрытия сущности и структуры профессиональной компетенций необходимо рассмотреть составляющие компетентности.
Составляющие профессиональных компетенций по нашему определению это когнитивные (знания), социально-личностные и этические. В результате, все зависит от знаний. Мы предполагаем, что среди факторов, определяющих компетентности учителей, первое место занимает знание.
Важным являются социально-личностные составляющие, которые определяют эффективность учителей в классе. И главное место в ней имеет сама личность учителя. «В психологической науке понятие личности включает в себе такие особенности индивида как интерес, отношение, поведение, способность, образ речи, внешний вид и согласованность с окружающей средой. Вместе с тем личность уникальное и гармоничное целое. Настолько, что каждый атрибут человека, даст нам ключ к разгадке для понимания индивида» [6].
Таким образом можно сделать вывод, для того, чтобы учителю сформировать компетентность, он должен хорошо понимать свои собственные чувства. Потому что не понимать себя значит не понимать своих учеников. Учитель, не понимающий
78