Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА В ОБНОВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗАХ КАЗАХСТАНА, УЗБЕКИСТАНА И ТУРКМЕНИСТАНА'

ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА В ОБНОВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗАХ КАЗАХСТАНА, УЗБЕКИСТАНА И ТУРКМЕНИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ERASMUS / практико-ориентированные компетенции / сельское хозяйство / высшее образование

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токбергенов И.Т., Сатыбалдиева Г.К., Китайбекова С.О., Байтеленова А.А.

В мировой образовательной практике компетентность рассматривается в качестве одного их центральных понятий при подготовке специалистов, при этом обучение в вузах Казахстана, Узбекистана и Туркменистана так же проводится на основе формирования целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также ключевых компетенций, определяющие современное качество образования. Однако при подготовке специалистов, особенно в вузах агротехнического направления, важное значение имеет развитие практической подготовленности, или другими словами повышение практико-ориентированных компетенций специалиста. В статье представлены некоторые достижения в области формирования новых и инновационных курсов в образовательных программах вузов Казахстана и Узбекистана, с целью усиления практико-ориентированных компетенций обучающегося и для формирования его конкурентоспособности на мировом рынке труда. Представлены результаты, которые достигнуты в рамках реализации проекта Европейского Союза Эразмус+ №597985-EPP-1-2018-1-KZ-EPPKA2-CBHE-JP «Новые и инновационные курсы для точного сельского хозяйства – NICoPA».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Токбергенов И.Т., Сатыбалдиева Г.К., Китайбекова С.О., Байтеленова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА В ОБНОВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗАХ КАЗАХСТАНА, УЗБЕКИСТАНА И ТУРКМЕНИСТАНА»

Bibliography

1. The ELBA Project's website - https://elba-proiect.eu

2. The ERAMCA Project's website - https://eramca.com

3. The ELBA Project Partners page - https://elba-project.eu/?page_id=300

4. The ELBA Work Packages page - https://elba-project.eu/?page id=472

5. The ELBA Project's Knowledgebase - https://elba-project.eu/?page id=57189

6. The IBDA Academic and Professional Network - https://network.elba-project.eu/

7. Nvidia Geforce RTX 20 Series GPUs - https://www.nvidia.com/en-us/geforce/20-series/

8. Nvidia Quadro RTX Series GPUs - https://www.nvidia.com/en-us/design-visualization/previous-quadro-desktop-gpus/

9. Videorecording of the ELBA IBDA T&R Center Opening Ceremony, September 20, 2022 - https://www.youtube.com/watch?v=VHd3BaG5gxc

10. The ELBA Project's Cloud Project Management Platform -https://cpmp.elba-project.eu

11. Presidential Decree on "Approval of the strategy Digital Uzbekistan - 2030 and measures for its effective implementation" - https://lex.uz/ru/docs/-5030957

12. The Presidential Decree "On measures to create conditions for accelerated implementation of Artificial Intelligence technologies" -https://lex.uz/docs/-5297046

ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА В ОБНОВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗАХ КАЗАХСТАНА, УЗБЕКИСТАНА И ТУРКМЕНИСТАНА

Токбергенов И.Т., Сатыбалдиева Г.К., Китайбекова С.О., Байтеленова А.А.

Аннотация. В мировой образовательной практике компетентность рассматривается в качестве одного их центральных понятий при подготовке специалистов, при этом обучение в вузах Казахстана, Узбекистана и Туркменистана так же проводится на основе формирования целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также ключевых компетенций, определяющие современное качество образования. Однако при подготовке специалистов, особенно в вузах агротехнического направления, важное значение имеет развитие практической подготовленности, или другими словами - повышение практико-ориентированных компетенций специалиста. В статье представлены некоторые достижения в области формирования новых и инновационных курсов в образовательных программах вузов Казахстана и Узбекистана, с целью усиления практико-ориентированных компетенций обучающегося и для формирования его конкурентоспособности на мировом рынке труда. Представлены результаты, которые достигнуты в рамках реализации проекта Европейского Союза

Эразмус+ N°597985-EPP-1 -2018-1-KZ-EPPKA2-CBHE-JP «Новые и инновационные курсы для точного сельского хозяйства - NICoPA».

Ключевы слова: ERASMUS, практико-ориентированные компетенции, сельское хозяйство, высшее образование.

SUBSTANTIATION OF THE APPLICATION OF AN INNOVATIVE

APPROACH IN UPDATING EDUCATIONAL PROGRAMS IN UNIVERSITIES OF KAZAKHSTAN, UZBEKISTAN AND

TURKMENISTAN

Tokbergenov I.T., Satybaldieva G.K., Kitaybekova S.O., Baitelenova A.A.

Abstract. In the world educational practice, competence is considered as one of the central concepts in the training of specialists, while training in the universities of Kazakhstan, Uzbekistan and Turkmenistan is also carried out on the basis of the formation of an integral system of universal knowledge, skills, and key competencies that determine the modern quality of education. However, in the training of specialists, especially in universities of the agrotechnical direction, the development of practical preparedness, or in other words, the increase in the practice-oriented competencies of a specialist, is of great importance. The article presents some achievements in the field of the formation of new and innovative courses in the educational programs of universities in Kazakhstan and Uzbekistan, in order to strengthen the practice-oriented competencies of the student and to form their competitiveness in the global labor market. It is presented results that have been achieved within the framework of the implementation of the European Union Erasmus + project No. 597985-EPP-1-2018-1-KZ-EPPKA2-CBHE-JP "New and innovative courses for precision agriculture - NICoPA".

Keywords: ERASMUS, practice-oriented competencies, agriculture, higher education.

Введение

Сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей экономики Казахстана и Узбекистана, которая обеспечивает продовольственную и экономическую безопасность, а также трудовой потенциал страны. При изучении опыта развитых стран, таких как США, Канада и Австралия, цифровые технологии кардинально меняют сельскую отрасль. Современные геоинформационные системы и большие данные, получаемые из различных источников, способствуют получению высоких урожаев без истощения почвы, с рациональным использованием ресурсов. С целью подготовки высококвалифицированных кадров в области точного сельского хозяйства с использованием новых ГИС-технологий, больших данных по сельскому хозяйству, дистанционного зондирования Земли, статистического анализа и моделирования вузами-партнерами были разработаны новые и инновационные курсы по проекту Европейского Союза Эразмус+ NICoPA №597985 EPP-1-2018-1-KZ-EPPKA2-CBHE-JP «Новые и инновационные курсы для точного сельского хозяйства». Целью проекта являлось повышение компетенций обучающихся путем модернизации существующих учебных планов и модулей в области точного

сельского хозяйства с использованием новых ГИС технологий (географических информационных систем).

Методология

Разработка инновационных курсов и модернизация имеющихся в образовательных программах вузов Казахстана, Узбекистана и Туркменистана проводились путем создания отдельных дисциплин, их описания, формирования результатов обучения, компетенций обучающегося для достижения общей цели образовательной программы. При разработке дисциплин, с применением инструментов точного сельского хозяйства, был использован инновационный подход, который включал в себя использование накопленной большой базы данных сельского хозяйства, дистанционного зондирования Земли. Обновление существующих образовательных программ проводили путем их анализа соответствия с потребностями в области высшего образования и реализации принципов Болонского процесса. Для достижения данной цели участники проекта из казахстанских вузов - Казахского агротехнического исследовательского университета им. С. Сейфуллина, Северо-Казахстан-ского университета им. М. Козыбаева, Кокшетауского университета им. Уалиханова, вузов Узбекистана - Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммеда аль-Хорезми, Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, вузов Туркменистана - Туркменского сельскохозяйственного университета имени С. Ниязова, Туркменского государственного архитектурно-строительного института, Туркменского сельскохозяйствен-ного института, в период с 2018-2022 годы, провели оценку и анализ существующих образовательных программ, повысили собственные компетенции путем участия на семинарах, организованные как европейскими вузами, так и министерствами, и другими компетентными органами стран-партнеров. Выполнение мероприятий по проекту МСОРА «Новые и инновационные курсы для точного сельского хозяйства» происходило совместно с представителями производства, министерств и комитетов по профилю стран - партнеров Средней Азии.

Результаты

Казахский агротехнический исследовательский университет имени Сакена Сейфуллина является одним из крупнейших университетов сельскохозяйственного и технического профиля в Северном и Центральном Казахстане и участвует в подготовке кадров для реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития. Подготовка специалистов на базе данного вуза должна проводиться с учетом требований работодателей, или другими словами - современного рынка труда, так как для повышения эффективности производства продукции сельского хозяйства необходимо внедрение инновационных

технологий и инструментов, использование необходимого программного обеспечения, датчиков, специальной техники и других систем. Разрабатываемые новые и инновационные курсы ориентированы на практическую деятельность и формируют у специалистов умение творческого применения смежных знаний.

Подготовка преподавателей для разработки инновационных курсов, с учетом мировой практики, велась специалистами Технического университета Берлина, EXOLAUNCH (Германия), Аграрного Университета Пловдив (Болгария) и Чешского университета естественных наук (Чехия).

Особенностью разработанных новых и инновационных курсов по точному сельскому хозяйству является использование компетентностного подхода и результат работы большого авторского коллектива вузов-партнеров проекта NICОPA. C целью определения потребностей предприятий АПК специалистами в области точного сельского хозяйства был проведен опрос методом анкетирования. Респондентами явились руководители предприятий АПК, ведущие специалисты и инженеры. Каждым из вузов всех стран-партнеров был сделан анализ потребности в новых инновационных курсах, были приведены доводы о необходимости модернизации имеющихся программ и т.д.

Реализация данного проекта была основана на запросах предприятий, так как анализ мнения работодателей указывал на необходимость модернизации или создания новых образовательных программ (рис. 1).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

70 56 68

80 78 71

96 85 90

КАТИУ им. С.Сейфуллина СКУ им. Козыбаева ■ Предприятие 3 ■ Предприятие 2

КУ им. Уалиханова Предприятие 1

а)

б)

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

ТСХУ им. С.Ниязова ■ Предприятие 3

ТГАСИ Предприятие 2

70 50 60 85

75

80

80 90

1 1 1

ТСХИ Предприятие 1

в)

Рис. 1. Анализ необходимости модернизации или инновации образовательных программ в области точного земледелия по мнению предприятий - партнеров вузов в разрезе стран Средней Азии - а) предприятия-партнеры вузов Казахстана, б) предприятия-партнеры вузов Узбекистана, в) предприятия-

партнеры вузов Таджикистана

Ключевыми вопросами для представителей предприятий - как главных руководителей организаций, так и начальников отдельных департаментов, специалистов, по отношению к выпускникам вузов, являлись - умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных и профессиональных условиях, самостоятельно решать возникающие профессиональные и жизненные сложности; уровень самостоятельного, критического мышления, уметь видеть профессиональные проблемы и решать их используя современные технологии и самостоятельно искать пути их рационального решения; коммуникабельность, уровень контактирования с представителями различных социальных групп, уметь работать в команде; знание и умение применять цифровые технологии в своей деятельности и т.п.

В общем, представители производственной сферы активно участвовали в опросе, и если вести среднюю оценку в разрезе вузов, то 82% руководителей предприятий, партнеры Казахского агротехнического

145

исследовательского университета им. С. Сейфуллина, желают видеть новые инновационные курсы, либо внедрение новых образовательных программ в области точного земледелия, Северо - Казахстанского университета им. М. Козыбаева - 73%, Кокшетауского университета им. Уалиханова - 76%, в среднем по вузам - партнерам Казахстана - 67%. Предприятия - партнеры вузов Узбекистана, участвовавшие в опросе на 83% желают модернизировать образовательные программы Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммеда аль-Хорезми и Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства. Проведенный анализ партнерами туркменских вузов указывает на 73% положительных ответов представителями производства. Наименьший показатель наблюдается у туркменских вузов, в том числе у Туркменского сельскохозяйственного университета имени С. Ниязова -75%, Туркменского государственного архитектурно-строительного института - 80%, Туркменского сельскохозяйственного института - 65%, что говорит либо о неактивности в анкетировании компетентных специалистов из производства, либо нежелание внедрения инноваций в области точного сельского хозяйства, так как предварительный анализ образовательных программ указывает на отсутствие дисциплин с применением цифровых технологий, использованием базы больших данных и т.п.

Связь каждого университета с партнерами из производства заключается не только в трудоустройстве выпускников, но и в сотрудничестве в области реализации государственных научно-технических программ в рамках программно-целевого и грантового финансирования. Кроме того, студенты и магистранты университетов проходят профессиональную практику на опрошенных предприятиях, то есть опрошенные респонденты хорошо знают ситуацию в вузах и видят уровень выпускников, так как обеспечивают их рабочими местами.

В результате, преподавателями вузов-партнеров разработаны более 30 новых образовательных программ, кроме того, внедрены более 40 инновационных дисциплин в существующие образовательные программы, расширены возможности практикоориентирования преподаваемых дисциплин, за счет проведения практических занятий на базе предприятий-партнеров. При разработке рабочих планов (силлабусов) авторами предусмотрено использование новых образовательных технологий, применение которых создают условия для повышения интереса обучающихся к заданиям и проблемам, которые необходимо решить в рамках запланированной темы, для повышения результативности обучения и формирования навыков практической деятельности посредством моделирования учебного процесса к реальным производственным ситуациям, создания условий для формирования личной позиции обучающихся, для развития коммуникативных навыков обучающихся.

Если рассматривать в частности, то в Казахском агротехническом исследовательском университете имени С. Сейфуллина внедрены в учебный процесс следующие курсы - «Дистанционное зондирование и применение PA для окружающей среды», «Использование изображений SENTINEL 1-2-3 для мониторинга сельскохозяйственных полей», «Глобальные навигационные спутниковые системы (NAVSTAR, ГЛОНАСС, GALILEO и др.)», «Оптимизация алгоритмов компьютерного зрения и реализации в реальном времени», «Веб-технологии (Agro SDI, Геопорталы, Гео-сервисы, Гео-аналитические системы)», «Статистический анализ и пространственное моделирование», «Применение точного земледелия для выращивания сельскохозяйственных культур», «Интенсивный курс по освоению новых технологий «в полевых условиях», «Техническое обеспечение технологических процессов в системе точного земледелия», «Инновационные технологии производства продуктов животноводства», «Менеджмент и принятие решений в точном сельском хозяйстве», «Экологические аспекты точного сельского хозяйства». В рамках проекта модернизирован курс «Кормовые культуры» в результате включения модуля «Датчики урожайности для точного земледелия» и курс «Агропочвоведение», за счет разработки нового модуля «Физические процессы почвы и ее измерение».

Все эти дисциплины разработаны с целью формирования основных профессиональных компетенций у будущих специалистов в области точного сельского хозяйства, использование современных интеллектуальных технологий в области Геоинформацинной системы (ГИС), Bigdata, дистанционного зондирования Земли и изучение сочетания научно-технического прогресса в сельском хозяйстве с прогрессивным развитием природной среды и экологизацией производственных процессов; обеспечения сбалансирован-ного динамического развития и уменьшения или предотвращения антропогенной нагрузки на сельское хозяйство; умение работать с научно-технической информацией, использовать отечественный и зарубежный опыт в профессиональной деятельности с четкой ориентацией на перспективу, которая проявляется в возможности построения своей профессиональной карьеры и образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности, удовлетворяющей требованиям работодателей. Устойчивость и востребованность разработанных учебных курсов в КАТИУ им. С.Сейфуллина обеспечена поддержкой со стороны работодателей, руководителей следующих организаций - АО «Национальная компания «Казахстан Гарыш Сапары», ТОО «Найдоровское», Агрофирма TNK, «Северо-Казахстанская опытная сельскохозяйственная станция», «Астана-Феникс». По их рекомендации с целью улучшения качества подготовки специалистов было увеличено количество ECTS для практической подготовки в области точного земледелия.

На сегодняшний день, с цель повышения качества практической работы в области точного земледелия по направлениям, с последующей оценкой результатов проведенной работы на поле, ведется работа по привлечению преподавателей-производственников к выполнению практических работ по научным направлениям в учебных аудиториях, а также непосредственно в условиях производства. Руководством образовательных программ ведется организация «круглых столов», для проведения дискуссий между фермерами и ППС, а также студентами и преподавателями, на государственных уровнях внедрен обязательный период отработки студентами, окончившими вуз, в сфере сельского хозяйства.

В рамках реализации проекта, было проведено множество совместных мероприятий, в том числе в мае 2022 года, в рамках проекта NICОPA, Ташкентским институтом инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства была организована международная научная конференция «GISinCentralAsia 2022». Партнерами из ТИИИМСХ была создана прекрасная площадка для обмена полученных результатов, обсуждения или корректировки возникших проблем. В рамках проекта для усиления практической деятельности обучающихся, в каждом вузе-партнере создана инновационная учебная база - точное земледелие с использованием данных зондирования Office PASO, виртуальный класс VCR, таким образом создана сеть лабораторий между вузами Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Данная возможность является прекрасной базой для повышения компетенций обучающихся в области точного сельского хозяйства, а также для распространения знаний среди работодателей и специалистов АПК.

Выводы

Применение инновационных педагогических технологий, в отличие от используемых отдельных методов обучения, позволяет создать условия для реализации педагогического процесса. От процесса обучения зависит механизм развития личности. Следовательно, преподаватель, который организует воспитательно-образовательный процесс на уровне технологии, оказывается на более высоком профессиональном уровне.

Разработанные новые и инновационные курсы ориентированы на практическую деятельность и формируют у специалистов умения творческого применения смежных знаний, так как для повышения эффективности производства продукции сельского хозяйства необходимо внедрение инновационных технологий и инструментов, использование необходимого программного обеспечения, датчиков, специальной техники и других систем.

Образовательные программы Казахского агротехнического исследовательского университета имени С. Сейфуллина мотивируют обучающихся на активное обучение, акцентируют внимание на критическом, аналитическом изучении и понимании.

Тесное сотрудничество между вузами - партнерами, дало только положительный результат. Особенно необходимо отметить устойчивость сотрудничествамежду вузами Казахстана и Узбекистана.

Литература

1. Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы, 2019. Нурсултан, 2019.

2. Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы, Астана, 2017.

3. Государственная Программа "Цифровой Казахстан", Астана, 2017.

4. Студентоцентрированное обучение. Инструментарий для студентов, профессорско - преподавательского состава и вузов / Анжеле Аттард, Эмма Ди Иорио, Коен Гевен, Роберт Санта.- Астана: НКАОКО-IQAA, 2017. - с. 64.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕТОДИКЕ ОПИСАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ (из опыта проектов Erasmus+ RUECVET и MAGNET)

Турениязова А.И.

Аннотация. В соответствии с лучшими международными практиками организации высшего образования, в Узбекистане внедрена кредитно-модульная система на основе ECTS. Понимание и использование преимуществ данной системы для успешной реализации задачи подготовки высококвалифицированных кадров является очень важным на этапе практического её применения. Разработка образовательных программ в терминах результатов обучения, которые являются конкретными показателями достижений учебной деятельности, - основное условие и залог успешной реализации данной задачи. В статье на основе опросов педагогов ВУЗов, анализа учебных программ ВУЗов республики и на базе опыта, полученного автором в проектах Erasmus+, даются рекомендации по правильной формулировке результатов обучения и их оценке.

Ключевые слова. Кредиты, кредитно-модульная система, результаты обучения, критерии оценки, обеспечение качества.

RECOMMENDATIONS ON THE METHODOLOGY FOR DESCRIBING LEARNING OUTCOMES IN THE CREDIT SYSTEM (on the experience of Erasmus+ RUECVET and MAGNET projects)

Asia Ibragimovna Tureniyazova

Absract. In accordance with the best international practices for organizing higher education in Uzbekistan, a credit-modular system based on ECTS has been introduced. Understanding and using the advantages of this system for the successful implementation of the task of training highly qualified personnel is very important at the stage of its practical application. The development of educational programs in terms of learning outcomes, which

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.