Научная статья на тему 'Обоснование предпринимательского выбора управленческих решений'

Обоснование предпринимательского выбора управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ЁМКОСТЬ РЫНКА / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИЗДЕЛИЯ / ТОВАРНЫЙ АССОРТИМЕНТ / ADMINISTRATIVE DECISIONS / MARKET CAPACITY / LIFE CYCLE OF A PRODUCT / COMMODITY ASSORTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спирина Татьяна Викторовна, Косьмина Ольга Ивановна

В статье рассматриваются подходы к формированию оптимального ассортимента товаров широкого потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justification of an enterprise choice of administrative decisions

In article approaches to formation of the optimum range of consumer goods are considered.

Текст научной работы на тему «Обоснование предпринимательского выбора управленческих решений»

JUSTIFICATION OF AN ENTERPRISE CHOICE OF ADMINISTRATIVE DECISIONS

Spirina Tatyana Viktorovna, Student E-mail: spirina-tatiana@mail.ru Kosmina Olga Ivanovna, Associate Professor E-mail: kosminaolga@mail.ru North-Caucasian Federal University, Stavropol

In article approaches to formation of the optimum range of consumer goods are considered.

О

Keywords: administrative decisions; market capacity; life cycle of a product; commodity assortment.

ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

В статье рассматриваются подходы к формированию оптимального ассортимента товаров широкого потребления.

Ключевые слова: управленческие решения; ёмкость рынка; жизненный цикл изделия; товарный ассортимент.

Способность руководства организации принимать экономически обоснованные перспективные решения очень важна для эффективности бизнеса. Для того чтобы сохранять и повышать финансовую устойчивость, руководству необходимо оценивать работу предприятия в перспективе и принимать решения сточки зрения их влияния на возможные изменения в будущем.

Любая управленческая деятельность, в том числе в сфере предпринимательства тесно связана с принятием соответствующих решений.

Под решением понимается набор воздействий на объект управления, позволяющий привести данный объект в желаемое состояние или достичь поставленной перед ним цели.

Для мебельной фабрики, в ассортименте которой есть большая доля товаров широкого потребления, стабильность финансового состояния во многом определяется наличием и уровнем колебания спроса на изделия. Спрос на данные товары достаточно подвижен, зависит от многих факторов (мода, платежеспособность населения, конкуренция), что требует от высшего руководства постоянного внимания к формированию оптимального товарного ассортимента. Эта работа начинается с координации интересов предприятия-производителя с требованиями рынка.

Предприятие должно исследовать товарный рынок, определить структуру спроса по следующим направлениям:

- изучение товара;

- определение потенциала и емкости рынка;

- анализ конъюнктуры рынка;

- изучение потребителей и сегментация рынка;

- анализ деятельности конкурентов;

- изучение основных форм и методов сбыта товаров.

Целью изучения товара является производство предприятием тех товаров, которые максимально удовлетворяли бы запросы потребителей и приносили высокую прибыль. Для решения этой задачи необходимо:

- определение соответствия выпускаемой или намечаемой к производству продукции вкусам и требованиям покупателей;

- выявление недостатков и достоинств продукции;

- сравнение качеств и свойств продукции данного предприятия с соответствующими характеристиками товаров конкурентов;

- прогнозирование перспектив изменения требований рынка кха-рактеристикам и качеству выпускаемых предприятием изделий.

Необходимо уделять большое внимание возможностям применения достижений научно-технического прогресса в сфере производ-

УДК 331

«Л

© Спирина Т.В., 2012 ^

© Косьмина О.И., 2012

I--------

25

СПИРИНА

Татьяна Викторовна,

студентка

spirin a-tatian a@m ail.ru

КОСЬМИНА Ольга Ивановна,

доцент

kosminaolga@mail.ru

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

26

ства при изучении свойств и качества продукции. Важным является быстрое обновление номенклатуры продукции, обусловленное развитием науки и техники.

Потенциал рынка определяется его емкостью и перспективами развития. Потенциал рынка для конкретного товара включает существующий рынок (используемый) и возможный (не используемый).

Необходимо различать два уровня емкости рынка: реальный и потенциальный. Действительно емкостью рынка является первый уровень. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров.

Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость.

Всю совокупность факторов можно разделить на две группы: общего и специфического характера.

Общими являются социально-экономические факторы, определяющие емкость рынка любого товара:

- объем и структура товарного предложения, в том числе по предприятиям-изготовителям;

- ассортимент и качество выпускаемых изделий;

- размеры импорта по данному товару или группе;

- достигнутый уровень жизни и потребностей населения;

- покупательная способность потребителей, уровень и соотношение цен на товары;

- численность потребителей;

- степень насыщенности рынка;

- состояние сбытовой, торговой и сервисной сети;

- географическое расположение рынка.

Специфические факторы определяют развитие рынков отдельных товаров, причем каждый рынок может иметь характерные только для него факторы. В этом случае специфический фактор по степени влияния может оказаться определяющим для формирования и развития спроса и предложения по конкретному товару.

К числу специфических факторов относят:

- размер и состав гардероба, природно-климатические условия, изменения моды, национально-бытовые традиции (для рынков тканей, одежды и обуви);

- достигнутый уровень обеспеченности, сроки физического и морального износа, рост жилищного строительства, развитие прокатной сети, рационализация быта, рост цен на энергоносители (для товаров длительного пользования).

Показатель емкости товарного рынка в общем виде определяется по формуле:

Е = П + О - Э + И, (1)

р н

где Е - емкость товарного рынка;

П - производство товара за определенный период;

О - остаток товарных запасов на начало периода;

Э, И - соответственно экспорт и импорт за определенный период времени.

Определение емкости рынка позволяет установить, какую долю рынка может завоевать данное предприятие для каждого из выпускаемых товаров.

При исследовании емкости рынка большое значение имеетанализ тенденций развития рынка на отраслевом уровне и инвестиционной политики в данной отрасли.

Анализ конъюнктуры рынка необходим потому, что его результаты дают возможность предприятию продавать производимые товары по более выгодным ценам, а также увеличивать или сокращать выпусктоваров в соответствии с ожидаемыми рыночными условиями.

Конъюнктура рынка - экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления. Анализ конъюнктуры рынка включает экономический анализ производства и сбыта продукции на внутреннем и внешнем рынках, составной частью анализа конъюнктуры рынка является анализ факторов, оказывающих влияние на спрос, предложение и уровень цен.

Большое значение имеет прогнозирование рынка, то есть предвидение возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта: динамики цен, требований к качеству товаров и др. Прогнозирование рынка основано на рыночных исследованиях соотношения спроса и предложения товаров, возможного изменения доходов населения и доходов предприятий, общего состояния экономики.

Анализ потребителей является основой для сегментации рынка. Сегментация рынка - это разделение рынка на отдельные сегменты -группы потребителей со сходными потребностями в определенных товарах или услугах. Такие группы должны максимально отличаться друг от друга, так как это различие обеспечивает проведение компанией специфической торговой политики и использование конкретных инструментов маркетинга.

После изучения товарного рынка и получения на этой основе информации о спросе и предпочтениях потребителей промышленное предприятие должно планировать ассортимент как новой, так и выпускаемой продукции.

5. Стадия спада - период резкого снижения объема продаж и прибыли.

Обычно самой короткой бывает стадия внедрения, самой длинной - стадия спада. Определить завершение одной фазы и начало другой непросто. Обычно началом каждой новой стадии считается момент, когда увеличение или уменьшение объема продаж становится ярко выраженным.

Описанный жизненный цикл проходит большинство товаров, хотя общая его длительность и особенность и продолжительность каждой стадии могут отличаться. Для некоторых товаров характерно отсутствие стадии внедрения, для других стадия внедрения переходит в стадию зрелости, или стадия спада может перейти в стадию роста. Каждая стадия требует подбора соответствующих маркетинговых инструментов: цен, форм распределения и продвижения.

Модель жизненного цикла товара позволяет объяснить поведение товара на рынке в зависимости от множества переменных, описывать будущий сценарий развития продукта. В современных условиях моделирование цикла состав- KNT О ляет важнейший инструмент стратегического K ' планирования.

Хотя модель жизненного цикла товара представляет упрощенное видение реальности, тем не менее, оно дает маркетологу возможность 27

отслеживать и прочно удерживать уровень продаж па рынке.

Сформировать оптимальный ассортимент товаров можно на основе ранжировки (присвоения баллов) по степени спроса, ресурсообеспечению и рентабельности продукции и построения "баланса выживания" предприятия.

В таблице 1 для мебельной фабрики приведены условия обеспечения материалами и сбыта готовой продукции на ближайшую перспективу по группе товаров мягкой мебели: I -диваны; II- кресла; III- мягкая мебель для оборудования детских комнат; IV - мягкие уголки.

Таблица 1 - Данныео ресурсообеспечении, спросе и рентабельности продукции

Товарные группы Товарное обеспечение Реализация Рентабельность

I Поставки устойчивы, но не на длительный срок Спрос будет возрастать Рентабельность устойчива на ряд лет

и Имеются затруднения в обеспечении поставок Спрос устойчив, но не на длительный срок Возможно сохранение рентабельности на ближайшее время

ж Обеспечиваются лишь разовые поставки Спрос стабильный на ряд лет Имеются возможности повышения рентабельности

IV Поставки устойчивы на ряд лет Высока вероятность снижения спроса Рентабельность снижается

ГЧ

О

ГЧ

I-

о

1_

«Л

гч

I—

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планирование ассортимента продукции -непрерывный процесс обновления, усовершенствования структуры ассортимента и потребительских свойств и характеристик продукции в соответствие с требованиями покупателей.

Внедрение новой продукции имеет большое значение для промышленного предприятия, но оно является весьма рискованным мероприятием.

При внедрении новых видов продукции можно выделить следующие причины неудач:

- недостаточное количество средств на маркетинг;

- низкий уровень рекламы и упаковки;

- недооценка реакции конкурентов;

- существующие оргструктуры, не способствующие инновациям;

- относительная бесполезность идеи нового товара;

- низкое качество изготовления товара;

- неправильная политика цен;

- несвоевременный выпуск нового товара на рынок;

- низкий уровень и слабое использование рыночных исследований;

- необъективность принятия решения на уровне руководства предприятия.

В процессе планирования ассортимента продукции следует учитывать жизненный цикл изделия. Жизненный цикл изделия - это время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на том же рынке.

Жизненный цикл описывается изменением показателей объема продажи прибыли во времени и состоит из следующих стадий.

1. Разработка продукта.

2. Стадия внедрения и испытания - период медленного роста сбыта по мере выхода товаров на рынок. На данной стадии продукт приносит лишь затраты, а часто и убытки. Очень велики на этой стадии инвестиции в организацию производства и освоение продукта (тем более, если он новый).

3. Стадия развития (роста) - стадия признания товара потребителем. Характеризуется она существенным увеличением объема продаж и возрастания его прибыли.

4. Стадия зрелости -период постепенного замедления темпов прироста продаж в связи с тем, что товар уже воспринят большинством потенциальных покупателей. На этой фазе прибыль достигает своего максимума и начинает снижаться из-за дополнительных расходов по поддержанию конкурентоспособности товаров на рекламу, стимулирование сбыта.

Проведем ранжировку условий закупок и продаж.

Для этого составим ранжировку по степени спроса, в основу которой можно положить жиз-

Ip—. X

r

0

«=;

>r\

n

C

C

О

fcQ

28

ненный цикл продукции от появления ее на рынке до роста, зрелости и старения. Данные о спросе получают из заявок, договоров, другой информации, маркетинговых исследований.

В настоящем примере выбор оценок по степени спроса может быть следующим:

спроса, ресурсообеспечению и рентабельности и занесем их в таблицу 2.

Таблица 2 - "Баланс выживания”

Товарные группы Товарное обеспечение Реализация Рентабельность Сводный показатель

I 3 4 3 10

и 1 2 2 5

ж 2 3 4 9

IV 4 1 1 6

Баллы

- продукция, спрос на которую будет возрастать (перспективы сбыта хорошие) 4

- продукция, спрос на которую остается на прежнем уровне на ряд лет 3

- продукция, спрос на которую устойчив, но не на длительный срок 2

- продукция с высокой вероятностью снижения спроса 1

Ранжировка товарного обеспечения будет выглядеть так:

Затем составляем ранжировку продукции (товара) по прибыльности:

Сводный показатель "баланса выживания"опре-деляем суммированием баллов по каждой товарной группе.

Используя сводные показатели данных баланса, выберем по наибольшей сумме баллов наиболее приемлемые виды товара. Таковыми являются группы товаров "I" (10 баллов) и "III" (9 баллов).

Таким образом, на конкретном примере мы рассмотрели один из возможных подходов к формированию оптимального ассортимента товаров широкого потребления при ограничивающих условиях.

Литература:

1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., АннХ. Маркетинг : учебник. - М.: Экономика, 2010. — 703 с.

2. Панкрухин А.П. Маркетинг. 3-е изд.—М.: Омега-Л, 2009. — 656 с.

Баллы

- продукция, у которой имеются возможности повышения рентабельности 4

- продукция, у которой рентабельность можно сохранить на существующем уровне на длительное время 3

- продукция, по которой возможно сохранение рентабельности на ближайшее время, либо возможно снижение рентабельности 2

- продукция, рентабельность которой в настоящий момент снижается 1

Баллы

- продукция (товары), по которым имеются устойчивые поставки по обеспечению на ряд лет 4

- продукция, по которой поставки устойчивые, но не на длительный срок 3

- продукция, обеспеченная только разовыми поставками 2

- продукция, по которой имеются затруднения в обеспечении поставок, либо поставщики не определены 1

На основе данных таблицы 1 и произведенной ранжировки условий производства присвоим баллы по каждой группе товаров по степени

PERSONNEL CERTIFICATION AS ONE OF WAYS OF AN ASSESSMENT OF EMPLOYEES OF THE ENTERPRISE

Sharunova Elena Valeryevna, Associate Professor Kabanets Natalia Aleksandrovna, Undergraduate Student E-mail: ixbbvlrd@mail.ru

Chair of Economics and Managment, North-Caucasian Federal University, Stavropol

Whether in article certification of the personnel on which is considered it is possible to estimate there corresponds the worker to the functions, on the offered matrix of points.

Keywords: personnel certification; certifying commissions; appraisal sheet; matrix of points.

УДК 331.108.26

© Шарунова Е.В., 2012 © Кабанец Н.А., 2012

АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье рассмотрена аттестация персонала, по которой можно оценить, соответствует ли работник своим должностным обязанностям, по предложенной матрице баллов.

Ключевые слова: аттестация персонала; аттестационные комиссии; аттестационный лист; матрица баллов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.