Научная статья на тему 'Обоснование предметной области контроля субъектов малого бизнеса'

Обоснование предметной области контроля субъектов малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / МЕТОДИКА ПРОВЕРКИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INTERNAL CONTROLS / PROCEDURES / INFORMATION SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафонова М.Ф., Кузин Т.А., Ручинская Ю.С.

В статье, на основании монографического анализа, дано определение дефиниции "внутренний контроль", раскрываются проблемы методического обеспечения внутреннего контроля в субъектах малого бизнеса. Учитывая специфику деятельности малых предприятий представлены варианты организации службы внутреннего контроля, раскрываются его компоненты, информационное обеспечение. Авторами сформулировано определение информационной системы, которая представлена как совокупность методов, процессов, программно-технических средств, которые объединившись в единую цепочку, обеспечивают сбор, хранение, распространение информации с целью использования для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений. Определены основные проблемы, возникающие процессе организации системы внутреннего контроля в организациях малого бизнеса. Проанализированы результаты. Разработаны ключевые этапы методики системы внутреннего контроля для малых форм хозяйствования с учетом специфики их организационной структуры и экономической обусловленности деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justification of the subject area of control of small businesses

The article, on the basis of monographic analysis, defines the definition of" internal control", reveals the problems of methodological support of internal control in small businesses. Given the specificity of activity of small enterprises presents options for the organization of the internal control service, and reveals its components, information security. The authors formulate the definition of the information system, which is presented as a set of methods, processes, software and hardware, which are combined into a single chain, provide the collection, storage, dissemination of information for use in the preparation, justification and management decision-making. The main problems arising in the process of organization of the internal control system in small business organizations are identified. The results are analyzed. The key stages of the methodology of the internal control system for small businesses, taking into account the specifics of their organizational structure and economic conditionality of activity.

Текст научной работы на тему «Обоснование предметной области контроля субъектов малого бизнеса»

Анализируя ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» следует сказать, что по результатам проведенного скорингового анализа на основе обобщенных показателей данные объекты исследования демонстрируют низкую финансовую устойчивость, в результате чего они попали в 4 и 5 группы соответственно. Данное положение дел в первую очередь говорит о том, что у организаций присутствует высокий риск банкротства и даже в какой-то мере они практически не состоятельны, в следствие чего руководству данных экономических субъектов необходимо в срочном порядке предпринимать действенные меры по финансовому оздоровлению газоснабжающих организаций.

Таким образом, в результате проведенного исследования нами была уточнена методика скорингового анализа, учитывающая отраслевые особенности газоснабжающих организаций, и позволяющая более точно спрогнозировать возможность банкротства хозяйствующих субъектов, не же ли обычная модель скорингового анализа, главным образом, за счет повышения информативности обобщенных показателей: рентабельности, ликвидности и структуры капитала благодаря использованию совокупности ключевых признаков, формирующих эти экономические категории.

Источники:

1. Бухарин С.В. и др. Модификация метода скорингового анализа на основе введения обобщенных показателей рентабельности, ликвидности, структуры капитала / С.В. Бухарин, М.Л. Нейштадт, А.И. Балашова // Аудит и финансовый анализ 1'2018 - С. 60-65.

2. Прудников А.Г. и др. Проблемы, рейтинговой оценки финансовой деятельности хозяйствующих субъектов аграрной сферы / А.Г. Прудников, В.Е. Поляков, М.И. Пшмахова // Науч. ж-л КубГАУ. - 2016. - № 115 - С. 20-33.

3. Хорев А.И., Мяновская Е.И., Бухарин С.В., Дурчак В.В. Обобщенный показатель платежеспособности и ликвидности промышленных предприятий // Вестник ВГУИТ. 2017. Т. 79. № 4. - С. 267-273.

Sources:

1. Bukharin, S. V. et al. Modification of the method of scoring-based analysis of the introduction of the generalized indicators of profitability, liquidity, capital structure / S. V. Bukharin, M. L. neistadt, A. I. Balashov // Audit and financial analysis 1'2018 - P. 60-65.

2. Prudnikov A. G., and others, ratings of the financial activities of economic entities of the agrarian sphere / A. G. Prudnikov, V. E. Polyakov, M. I. Shmakova // Nauch. W-l, Kuban. - 2016. - № 115 - P. 20-33.

3. Horev A. I., M Yankovskaya E. I., Bukharin S. V., Turchak V. V. a Generalized indicator of solvency and liquidity of the industrial enterprises // Vestnik UGUET. 2017. Vol. 79. No. 4. - P. 267-273.

М.Ф. Сафонова - заведующий кафедрой аудита, д.э.н., профессор, Кубанский государственный аграрный университет, (safsf@yandex.ru),

M.F. Safonova head of audit Department, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University;

Т.А. Кузин - доцент кафедры аудита, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет (timkuz11@gmail.com),

T. A. Kuzin associate Professor of the Department of audit, Kuban state agrarian University;

Ю.С. Ручинская - магистрант кафедры аудита, Кубанский государственный аграрный университет, (ruchinskaya2012@mail.ru),

U.S. Ruchinskay graduate student of the Department of audit Kuban state agrarian University.

ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА JUSTIFICATION OF THE OBJECTIVE CONTROL SUBJECTS OF SMALL BUSINESS

Аннотация. В статье, на основании монографического анализа, дано определение дефиниции "внутренний контроль", раскрываются проблемы методического обеспечения внутреннего контроля в субъектах малого бизнеса. Учитывая специфику деятельности малых предприятий представлены варианты организации службы внутреннего контроля, раскрываются его компоненты, информационное обеспечение. Авторами сформулировано определение информационной системы, которая представлена как совокупность методов, процессов, программно-технических средств, которые объединившись в единую цепочку, обеспечивают сбор, хранение, распространение информации с целью использования для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений. Определены основные проблемы, возникающие процессе организации системы внутреннего контроля в организациях малого бизнеса. Проанализированы результаты. Разработаны ключевые этапы методики системы внутреннего контроля для малых форм хозяйствования с учетом специфики их организационной структуры и экономической обусловленности деятельности.

Annotation. The article, on the basis of monographic analysis, defines the definition of" internal control", reveals the problems of methodological support of internal control in small businesses. Given the specificity of activity of small enterprises presents options for the organization of the internal control service, and reveals its components, information security. The authors formulate the definition of the information system, which is presented as a set of methods, processes, software and hardware, which are combined into a single chain, provide the collection, storage, dissemination of information for use in the preparation, justification and management decision-making. The main problems arising in the process of organization of the internal control system in small business organizations are identified. The results are analyzed.

The key stages of the methodology of the intemal control system for small businesses, taking into account the specifics of their organizational structure and economic conditionality of activity.

Ключевые слова: внутренний контроль, методика проверки, информационное обеспечение

Keywords: internal controls, procedures, information support

В современном мире, в условиях рыночной конкуренции особое место занимает успешная деятельность организации в целом, которая зависит от ряда требований: достижение поставленных целей перед ней, приверженность существующим стандартам и нормам, устойчивость и стойкость с точки зрения экономической и правовой, лидерство по отношению к конкурентам на рынке. Обеспечить выполнение этих требований - задача

управления организацией. Все протекающие процессы должны осуществляться качественно и своевременно. В системе управления организацией выделяют:

1) управляющую подсистему;

2) управляемую подсистему.

Первая должна постоянно и своевременно получать достоверную и точную информацию о состоянии управляемой подсистемы. Для выполнения указанной задачи необходимо установить мониторинг за функционированием управляемой системы и информировании управляющей подсистемы, т.е. установить прямое взаимодействие между подсистемами - это управление, следовательно, обратные связи в свою очередь и есть контроль.

По мнению Мельник М.В. контроль - главенствующая часть структуры менеджмента, один из видов взаимодействия, при помощи которого управляющая система получает объективные данные о фактическом положении дел в управляемой системе [6]. Контроль позволяет анализировать процесс реализации управленческих решений, следование установленным регламентам и условия функционирования бизнес-систем.

Контроль наряду с процессом планирование, регулирования, учета и анализа играет важную роль в системе управления хозяйствующим субъектом (рисунок 1). Одной из основных и главных функций бухгалтерского учета является его защитная функция, которая состоит в обеспечении защиты интересов организации, путем создания базы для осуществления внутреннего контроля.

РисуноБ: 1. Функции системы управления организацией

В различных источниках трактовка дефиниции «внутренний контроль» имеет многогранное толкование. По мнению Калининой И.Н. внутренний контроль выполняет основную функцию - функцию управления, которая выражена в виде комплекса организационных мер в результате которых выполняются определенные контрольные действия с целью обеспечения достоверной информации [10]. Сиротенко Э.А. трактует внутренний контроль как независимую деятельность экономического субъекта или менеджмента организации по проверке и оценке своей работы [11].

По мнению Макаренко С.А., внутренний контроль есть комплексное изучение экономической эффективности и правомерности осуществляемых хозяйственных операций, а также достоверности учетной и отчетной информации в деятельности хозяйствующего субъекта [5].

Авторы Резниченко С.М., Сафонова М.Ф., Швырева О.И. внутренний контроль представляют как систему мер, организованных менеджментом хозяйствующего субъекта и осуществляемый в организации для выполнения на более качественном уровне всеми сотрудниками своих должностных обязанностей в процессе осуществления фактов хозяйственной жизни [7].

Взгляды о понимании сущности и предмете внутреннего контроля в ходе углубления знаний о финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов трансформировались и становились более сложными.

В современных реалиях функционирует институт внутренних аудиторов, который определяет внутренний контроль как деятельность по представлению независимых и объективных рекомендаций, направленных на рост эффективности деятельности экономического субъекта. В качестве предметной области внутреннего контроля они понимают процесс оперативной подготовки информации для принятия эффективных управленческих решений [12].

Алборов Р.А. под предметом внутреннего контроля понимает информацию по сбору, оценке и изучению с целью раскрытия содержания и изучение фактов, касающихся функционирования систем хозяйственного механизма и положения экономических объектов хозяйствующего субъекта на этапе расширенного воспроизводства [1].

В крупных хозяйствующих структурах внутренний контроль осуществляет отдельный специалист, который выполняет свои должностные обязанности или отдел, как обособленное структурное подразделение, а субъекты малого бизнеса, как правило реализуют его только формально, прописывая в должностных обязанностях руководителя, бухгалтера [8,9].

Следует сказать, что в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ п. 3 ст.7 только руководители малых и средних хозяйствующих субъектов могут осуществлять внутренний контроль самостоятельно, без организации службы внутреннего аудита в штате.

Говоря о системе внутреннего контроля в организации, относящейся к субъектам малого бизнеса, следует обращать внимание на их специфические особенности. Общим критерием является то, что доверие аудитора к эффективности системы внутреннего контроля обычно должно быть ниже, чем для крупных организаций. Что касается документации организаций малого бизнеса, то она представлена в упрощенном виде, нежели в крупных организациях.

Для указанных организаций приемлемо следующее:

- раскрыть итоги общего знакомства с СВК (системой внутреннего контроля);

- документально зафиксировать результаты и дать оценку надежности контрольной среды.

Для организаций малого бизнеса учетно-аналитическая система включает: учетную политику, рабочий план счетов бухгалтерского учета и содержащиеся синтетические и аналитические счета, формы первичных документов для оформления хозяйственных операций (типовые и утвержденные организацией), порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств [2].

Бухгалтерский учет субъектов малого предпринимательства организуется на средствах хозяйствующего субъекта по решению руководства и основан на общих положениях и стандартах, сформулированных в следующих федеральных законах:

- № 402 - ФЗ от 06.11.11 г. «О бухгалтерском учете»

- № 209 - ФЗ от 24.07.07 г. « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Согласно федерального закона № 209 - ФЗ от 24.07.07 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (индивидуальные предприниматели и юридические лица), отнесенные к малым организациям, согласно требованиям, которые отражены в данном федеральном законе.

Для субъектов малого и среднего бизнеса характерны следующие особенности ведения бухгалтерского

учета:

1) организации, в штате которых имеется должность бухгалтера;

2) организации, которые согласно договора на оказании услуг могут передать ведение бухгалтерского учета специализированной (централизованной) бухгалтерии;

3) организации, руководители которых могут самостоятельно вести бухгалтерский учет.

Анализируя и применяя монографические методы исследования о трактовании дефиниции "система

внутреннего контроля" и ее структурных элементах, можно констатировать, что единообразия в мнениях ученых-экономистов нет. В своей статье Макаренко С.А. говорит о системе внутреннего контроля, как об отдельной функции управления, так и интегрированной системе управленческого учета [5].

Таким образом, разнообразие приведенных формулировок сущности и предметной области внутреннего контроля является неизбежным, так как сущность и, тем более, предмет всегда шире, чем самые подробные их определения, и ни одно из них не может быть исчерпывающим. Это касается и предметной области контроля в субъектах малых форм хозяйствования. Ее особенность заключается в специфике таких субъектов, их хозяйственной деятельности и соотносится с предметной областью контроля в целом, как частное к общему.

По нашему мнению, внутренний контроль это система, в рамках которой отслеживается выполнение регламентов и утвержденных стандартов, анализирующая бизнес-процессы и осуществляющая защиту активов хозяйствующих субъектов. Данные процедуры направлены на экономичное расходованием материальных и денежных ресурсов, что положительно влияет в целом на финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Внутренний контроль субъектов малого бизнеса может решать следующие задачи:

- контроль за финансово-хозяйственной деятельности организации в целом и отдельных структур;

- проверка наличия, полноты и правильности оценки имущественных обязательств, а также рационального расходования материальных, финансовых и трудовых ресурсов хозяйствующего субъекта;

- контроль объективности и достоверности калькулирования учета затрат на производство;

- контроль полноты отражения выручки от продажи в коммерческих структурах;

- анализ эффективности деятельности организации;

- разработка и предоставление экономически оправданных рекомендаций по усовершенствованию системы внутреннего контроля, бухгалтерского учета.

Большинство ученых и специалистов практиков детально раскрывая проблемы методического обеспечения внутреннего контроля в субъектах малого бизнеса полагают, что контроль должен быть направлен не только на организацию бухгалтерского учета, но и на бизнес-процессы экономических субъектов в целом [2].

Учитывая все выше изложенное, не только крупные организации, у которых высокие предпринимательские риски, но и субъекты малого бизнеса должны внедрять и встраивать систему внутреннего контроля в бизнес-процессы, что не только обеспечит финансовая устойчивость, ликвидность, снижение риска банкротства, но и экономное расходование средств организации.

Рассматривая необходимость внедрения внутреннего контроля, не стоит забывать о том, что достаточно часто субъекты малого бизнеса несут серьезные финансовые потери, связанные с бизнес-рисками из-за отсутствия качественного учета и внутреннего контроля. На сегодняшний день одним из инструментов эффективной деятельности организации выступает внутренний контроль.

В организациях малого бизнеса есть смысл осуществлять внутренний контроль учитывая бюджет экономического субъекта, количество сотрудников и объема деятельности. Учитывая специфику деятельности малых предприятий варианты организации службы внутреннего контроля могут быть представлены в виде:

а) отдельного структурного подразделения со штатом специалистов;

б) внешних контролеров по договору об оказании услуг;

в) группа специалистов, которая осуществляет непрерывный контроль за деятельностью нескольких микропредприятий, принадлежащих одному учредителю.

Все выше указанные варианты организации службы внутреннего аудита выбираются руководителями и собственниками в зависимости от объема расходов и экономической целесообразности.

Формирование внутреннего контроля, как отдельного структурного подразделения является сложным процессом, который сопровождается целым рядом технических, организационных, финансовых проблем.

В соответствии с МСА 315, которое раскрывает процедуры установления и оценки рисков существенного искажения путем анализа бизнес-процессов организации, система внутреннего контроля (СВК) это процессы, смоделированные, реализованные и поддерживаемые руководством и другими сотрудниками хозяйствующего субъекта для обеспечения разумной уверенности в отношении достижения целей организации в области подготовки надежной финансовой отчетности, результативности и эффективности деятельности и соблюдения применимых законов и нормативных актов.

Опираясь на вышеуказанный стандарт, отметим, что внутренний контроль состоит из пяти взаимосвязанных компонентов, представленных на рисунке 2.

По данным рисунка видно, что концепция системы внутреннего контроля состоит из контрольной среды, мониторинга системы контроля, процесса оценки риска, информационных систем и контрольных действий. Все эти компоненты взаимосвязаны и являются важными элементами системы внутреннего контроля.

Рассмотрим более подробно каждый элемент.

1. Внутренняя контрольная среда, является фундаментом системы внутреннего контроля и характеризует внутрихозяйственную дисциплину, которая создается и поддерживается руководством. Она может включать в себя: кадровую политику, корпоративный кодекс, организационную форму и полномочия структур внутреннего контроля и так далее. То есть, на данном этапе руководители субъектов малого предпринимательства выбирают свою тактику управления, формируют внутреннюю среду и предопределяют достоверность отчетности и эффективность хозяйственных процессов.

2. Процесс оценки рисков. Система внутреннего контроля субъектов малого бизнеса должна начинаться с тех участков деятельности организации, где представлена наибольшая угроза финансовых потерь: нерациональное использование средств, хищение и порча имущества, убытки из-за наложения налоговых обременений на организацию. Поэтому важной задачей руководителя малого и среднего бизнеса является оценка своих рисков, разработка пути их минимизации.

3. Разработка контрольных процедур. В тот момент, когда все риски предусмотрены, выявлены плюсы и минусы наступает время контрольных процедур по усилению контроля. На малом предприятии руководитель является лицом ответственным, и все функции возлагаются на него. Так, для устранения недостатков он должен грамотно распределить обязанности каждого, ограничить доступ к конфиденциальным данным или ценным активам, проводить анализ деятельности организации как можно чаще.

4. Информационные системы служат для создания в компании условий для получения полной и достоверной информации, а также ее хранения и обработки.

5. Мониторинг, есть процесс оценки эффективности деятельности организации, принятие каких либо решений, направленных на улучшение финансовой стороны организации.

У

Контрольная среда

Оценка рисков

Информационные системы

Контрольные действия

J Л

Включает в себя официальную позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля

Представляет собой выявление и устранение рисков в ведении хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий

Обеспечиваются: техническими средствами. программным обеспечением, персоналом, базами данных

Включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются

Представляет собой процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени

Рисунок 2. Элементы системы внутреннего контроля.

На сегодняшний день все сложнее становится рассматривать экономические процессы без акцента на понятие «информация». Термин «информация» от латинского глагола «informare», означает изображать, сообщать. Все протекающие процессы основываются на полученной информации. Это касается и внутреннего контроля, в системе которого информация занимает главное место. Деятельность организации, а тем более ее устойчивое положение на рынке зависит от информационного потока. Как мы помним, согласно МСА 315 элементами

внутреннего контроля являются: контрольная среда, информационная система, контрольные действия, мониторинг средств контроля. Однако в стандарте не дается точного определения информационной системы, но говорится, что аудитора она должна интересовать прежде всего с позиции того, как она влияет на подготовку бухгалтерской отчетности, т. е. в «узком» бухгалтерском смысле. Следует понимать и «широкое» понимание понятия информационной системы. Для этого рассмотрим данное определение с точки зрения различных авторов.

Козырев А.А. говорит, что информация - это отчужденное знание, которое может быть записано на материальный носитель, для доступности каждому [4]. По мнению В.В. Година и И.К. Корнеева информация представляет собой сведения об окружающем мире, которые уменьшают степень неопределенности, неполноты знаний, которые можно воспроизводить путем передачи людям устным, письменным или другим способом [3]. Рассмотрим источники информации внутреннего контроля на рисунке 3.

Таким образом, информационная система - это совокупность методов, процессов, программно-технических средств, которые объединившись в единую цепочку, обеспечивают сбор, хранение, распространение информации с целью использования для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений. Информационная система внутреннего контроля делится на внутренние и внешние источники.

Основная цель внутреннего контроля в субъектах малого предпринимательства заключается в предоставлении полной информации, обоснованности эффективности функционирования всех видов деятельности, а также в защите законных имущественных интересов организации и ее собственников (учредителей).

Как отмечалось выше, документы являются важнейшим средством внутреннего контроля, а целесообразно организованная документация дает возможность не только выявить, но и предостеречь нарушения в деятельности экономического субъекта.

Данные бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства могут служить как средством контроля за обеспечением сохранности товарно-материальных ценностей в подотчете, путем сравнения остатков фактических с данными бухгалтерского учета, так и следить за погашением задолженности по недостачам и хищением товарно-материальных ценностей.

При проверке ответственное лицо должно обращать внимание на плановую информацию, такую как: расчет планово-экономического развития организации, график проведения инвентаризации, план работы отдельных структурных подразделений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проверяя учетную политику, следует обращать внимание на прописанные в ней способы ведения бухгалтерского учета, план счетов, применение организацией первичных форм и регистров по ведению бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых и общепринятых форм, методы оценки активов и обязательств. Частым нарушением является то, что организация не определила сроки проведения инвентаризации имущества и денежных средств, что влечет за собой нарушение федерального закона № 402 - ФЗ.

Следует отметить, что первичная документация дает начало движению учетной информации, обеспечивает бухгалтерский учет необходимыми данными для сплошного и непрерывного отражения финансовой деятельности организации.

Рассматривая товарно-денежные операции, проверяют показатели поступления товаров, сдачи выручки, остатки товаров на складах и их лимите. Все эти данные позволяют принимать необходимые меры для осуществления внутреннего контроля в субъектах малого и среднего предпринимательства за работой материально-ответственных лиц, периодически контролировать своевременность сдачи выручки каждой торговой организацией и обоснованность установления нормативов товарных запасов.

Сведения, касающиеся сохранности активов собственности, могут быть получены из материалов, проведенных с помощью инвентаризации денежных средств.

Ответственное лицо или отдельная служба внутреннего контроля проверяет наличие и правильность составления этих документов: инвентаризация розничного оборота; сличительная ведомость; инвентаризационная опись товаров, тары, общая оборотно-сальдовая ведомость. В первую очередь обращается внимание на правильность расчета естественной убыли товаров, а именно соответствие остатков товаров по описи, правильность отражения норм естественной убыли, наличие необходимых обязательных подписей.

Внутренний контроль обеспечивает сохранность товарно-материальных ценностей, проверяет личные дела работников, а также наличие договоров о полной материальной ответственности. Службы внутреннего финансового контроля и бухгалтерские службы должны максимально эффективно использовать всю имеющуюся информацию для полного обеспечения сохранности собственности потребительской кооперации.

Так как ведение бухгалтерского учета в малых организациях имеет специфический характер и свои особенности, то и внутренний контроль в таких организациях может иметь упрощенную систему.

Кроме этого, система внутреннего контроля субъектов малого предпринимательства имеет другие особенности, связанные с отраслевой спецификой и прочими особыми условиями.

Так, особенности внутреннего контроля зависят от размера и вида деятельности малого предприятия: в субъектах малого предпринимательства с годовым оборотом 200-300 млн. руб., есть возможность выделения штатной единицы, выполняющей функции по осуществлению внутреннего контроля; в более малых предприятиях функцию внутреннего контроля осуществляет владелец или руководитель, но зачастую собственник не имеет возможности получить полную информацию для принятия каких-либо решений в виду быстрой конкурентной среды, а также из-за роста деловой активности организации.

Также особенность внутреннего контроля в субъектах малого предпринимательства состоит в том, что он проводится только по мере необходимости. Руководитель сам определяет срок, состав, периодичность и участок проверки.

Субъекты малого предпринимательства обычно имеют в штате одного бухгалтера или привлекают сторонние фирмы, внештатного бухгалтера, что также влияет на специфику внутреннего контроля. Кроме того, особенности внутреннего контроля в субъектах малого бизнеса зависят от потенциальных факторов риска.

К рискам можно отнести допущение ошибок и неточностей при оформлении финансовой документации из-за недостатка кадров или экономии в ведении бухгалтерского учета. В малых организациях как правило, сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к активам экономического субъекта, в следствии чего возможно сокрытие, хищение имущества организации. Если один малый субъект осуществляет большое количество операций с наличными денежными средствами, то возможна ситуация сокрытия доходов, завышение расходов, тем самым занижение налоговой базы.

В связи с этим внутренний контроль необходим в той или иной форме и экономическим субъектам, относящимся к организациям малого бизнеса.

При проведении внутреннего контроля на малом предприятии необходимо проверить экономическую обоснованность используемого метода учета, обоснованность принятия к учету расходов и затрат, правильность ведения бухгалтерского учета, соответствие ведения нормативной базе принятой общими положениями и российскими стандартами.

Руководители субъектов малого предпринимательства, осуществляя контроль за своим имуществом, ресурсами и сотрудниками, как в целом, так и по отдельным вопросам, должны придерживаться законам и стандартам.

При проверке всех необходимых участков бухгалтерского учета малого бизнеса руководствуются следующей нормативной базой. Основным документом является федеральный закон №2 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вследствие которого внутренний контроль есть не что иное, как деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, которое подлежит обязательному контролю.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, в котором установлены единые требования и правила к ведению бухгалтерского учета, а также к бухгалтерской (финансовой) отчетности является основополагающим документом.

Международный стандарт аудита (МСА) 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения», целью которого является оценка рисов искажения информации, как по причине недобросовестных действий, так и вследствие ошибки.

Федеральный закон № 209 - ФЗ от 24.07.07 г. « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором четко раскрыто понятие субъекта малого и среднего предпринимательства, а также выделены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому бизнесу.

Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором установлена система налогов и сборов, страховых взносов, тарифные ставки, а также общие принципы налогообложения.

В любой организации, относящейся к малому бизнесу должны быть установлены порядок документального отражения информации, обеспечение конфиденциальности информации, а также ее обработка, хранение и использование. Они утверждены в Постановлении Правительства РФ № 667 от 30.06.2012 г. "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организацией, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом".

Относительно субъектов малого бизнеса особенности информационного обеспечения зависят от организационно-правовой формы, размера хозяйствующего субъекта, специфики деятельности, системы налогообложения и т.д.

Из всего вышеизложенного следует, что система внутреннего контроля является важнейшей частью современной системы управления, позволяющая достичь целей, поставленных руководителями с минимальными затратами. Какую бы форму формирования и осуществления внутреннего контроля малые организации не выбрали, его наличие существенно повысит показатели деятельности субъектов малого бизнеса и улучшит его позиции среди конкурентов на рынке. И наоборот, отсутствие такой системы значительно замедлит процесс развития деятельности организации.

Источники:

1. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК/ Р.А.Алборов. - 3-е изд.- М.: Дело и сервис, 2004. - 463 с.

2. Бухгалтерский учет и аудит: современная теория и практика: учебник для магистров всех экономических специальностей / СПбГУ; под ред. Я.В. Соколова и Т.О. Терентьевой. М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2010. 438 с.

3. Годин В.В., Корнеев И.К. Информационное обеспечение управленческой деятельности: Учебник. -М.: Мастерство; Высшая школа, 2001. -240 с.

4. Козырев А. А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. - 360с.

5. Макаренко С.А. Сущность и принципы организации внутреннего контроля в организациях оптово-розничной торговли / С.А. Макаренко // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - № 46 (244) декабрь.- С. 37-50.

6. Мельник М.В. Ревизия и контроль: учеб. пособие / М.В. Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин; под ред. Проф. М.В. Мельник. -М.: ФБК -ПРЕСС, 2005. -520.

7. Резниченко С.М. Современные системы внутреннего контроля / С.М. Резниченко, М.Ф. Сафонова, О.И. Швырева. - Ростов-на-Дону, 2016. - 510 c.

8. Резниченко Д.С. Планирование защиты от рисков в предпринимательской деятельности / Д.С. Резниченко // Дискуссия. - 2011. - №7. - С.30 - 36.

9. Сафонова М.Ф. Методика оценки профессиональных качеств сотрудников службы внутреннего налогового аудита // Аудиторские ведомости. - 2017. - № 9. - С. 21-29.

10. Сиденко Н.М. Влияние системы внутреннего контроля на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности / Н.М. Сиденко, И.Н. Калинина // Проблемы и перспективы развития экономического контроля и аудита в России VI Межрегиональная научно-практическая конференция молодых ученых. - 2015. - С. 118-122.

11. Сиротенко Э. А. Внутрифирменные стандарты аудита: учеб.пособие для вузов / Э. А. Сиротенко. - М.: КноРус, 2005. - 218 с.

12. Швырева О.И., Сафонова М.Ф., Калинина И.Н. Аудит: учебное пособие по направлению подготовки 3 8.04.01 Экономика (уровень магистратуры) / Ростов на-Дону, 2019. Сер. Высшее образование

Sources:

1. Alborov R. A. Audit in the organizations of industry, trade and agriculture/ R. A. Alborov. - 3rd ed.- M.: Business and service, 2004. - 463 p.

2. Accounting and audit: contemporary theory and practice: a textbook for master students of all economic specialties / St. Petersburg state University; under the editorship of Y. V. Sokolov and T. O. Terentieva. M.: CJSC "publishing house "Economy" , 2010. 438 p.

3. Godin V. V., Korneev I. K. Information support of management activities: Textbook. - Moscow: Skill; Higher school, 2001. -240 PP.

4. Kozyrev A. A. Information technology in Economics and management: Textbook. - SPb.: Publishing house of V. A. Mikhailov, 2000. - 360 p.

5. Makarenko S. A. the Essence and principles of the organization of internal control in the organizations of wholesale and retail trade / S. A. Makarenko // international accounting. - 2012. - № 46 (244) December.- P. 37-50.

6. Melnik M. V. The audit and control: proc. textbook / M. V. Melnik, A. S. Panteleev, A. L. Zvezdin; under the editorship of Prof. M. V. Melnik. -M.: FBK -PRESS, 2005. -520.

7. Reznichenko S. M. Modern internal control system / S. M. Reznichenko, M. F. Safonova, O. I. Shvyreva. - Rostov-na-Donu, 2016. - 510 p.

8. Reznichenko D. S. Planning to protect against risks in business activity / D. S. Reznichenko // Discussion. - 2011. - No. 7.- P. 30 - 36.

9. Safonova M. F. Method of assessment of professional qualities of employees of the internal tax audit service / / Audit statements. - 2017. - № 9. - P. 21-29.

10. Sidenko, N. M. The impact of the system of internal control on the reliability of the accounting (financial) statements / N. M. Sidenko, I. N. Kalinina // Problems and prospects of development of economic control and audit in Russia of the VI interregional scientific-practical conference of young scientists. - 2015. - P. 118-122.

11. Sirotenko, E. A. Intrafirm standards of audit: textbook. manual for universities / E. A. Sirotenko. - M.: KnoRus, 2005. -

218 s.

12. Shvyreva O. I., Safonov M. F., Kalinina I. N. Audit: textbook for the preparation 38.04.01 Economics (graduate level) / Rostov-on-don, 2019. Ser. Higher education

Ю.И. Сигидов - профессор кафедры теории бухгалтерского учета, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет (tbu_kuban@mail.ru),

Yu.I. Sigidov - professor, department of accounting theory, doctor of economics, Kuban State Agrarian University;

Ю.А. Масалитина - аспирант, Кубанский государственный аграрный университет (julja.masalitin a@yan dex.ru),

Yu.A. Masalitina - graduate student, Kuban State Agrarian University.

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ - ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ACCOUNTING REPORTING - SOURCE OF INFORMATION FOR ANALYSIS OF EFFICIENCY OF ORGANIZATIONS

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности формирования бухгалтерской отчетности в сельскохозяйственных организациях и корпоративной отчетности агрокомплекса. Подчеркивается, что отчетность организации подразделяется на финансовую и нефинансовую. Показана роль специализированной отчетности организации при анализе эффективности деятельности организаций. На основе данных бухгалтерской отчетности проведен анализ эффективности деятельности организаций Краснодарского края. Проанализировано производство сельскохозяйственной продукции по регионам России за период 2010-2017 гг. с лидирующим положением сельскохозяйственных организаций Краснодарского края. Проводится анализ производства продукции в организациях Краснодарского края по категориям хозяйств. Дана оценка и структура посевным площадям под сельскохозяйственные культуры за исследуемый период. Проведен анализ валового сбора сельскохозяйственной продукции, а также рассмотрено производство основных продуктов животноводства Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.