Научная статья на тему 'Обоснование организационно экономического механизма регулирования внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий'

Обоснование организационно экономического механизма регулирования внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1106
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ БИЗНЕС / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КООРДИНАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ / INDUSTRIAL BUSINESS / FOREIGN TRADE ACTIVITIES / COORDINATION / INSTITUTIONAL FACTORS / THE REGULATION MECHANISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алуян О. В.

В статье рассматриваются особенности действующего организационно-экономического механизма регулирования внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий, выделены его элементы и обоснованы их взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantiation of organizational economic mechanism of regulation of foreign trade activities of the industrial enterprises

In article features of the operating organizational-economic mechanism of regulation of foreign trade activities of the industrial enterprises are considered, its elements are allocated and their interrelations are proved.

Текст научной работы на тему «Обоснование организационно экономического механизма регулирования внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий»

ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

АЛУЯН О.В.,

аспирант,

Кубанский государственный технологический университет,

e-mail: aluyan oleg@ mail.ru

В статье рассматриваются особенности действующего организационно-экономического механизма регулирования внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий, выделены его элементы и обоснованы их взаимосвязи.

Ключевые слова: промышленный бизнес; внешнеэкономическая деятельность; координация, институциональные факторы; механизм регулирования.

In article features of the operating organizational-economic mechanism of regulation of foreign trade activities of the industrial enterprises are considered, its elements are allocated and their interrelations are proved.

Keywords: industrial business; foreign trade activities; coordination, institutional factors; the regulation mechanism.

Коды классификатора JEL: 0 31.

Реализация Россией политики дальнейшей либерализации экономики требует переосмысления сложившегося механизма регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), роли государства в данном механизме, понимании возможностей, издержек и выгод государственного регулирования.

В области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности происходит не просто пересмотр инструментов торговой политики - такие инструменты фактически создаются заново.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, осуществляемых уполномоченными на то органами государственной власти и направленных на достижение намеченных целей. Приведенная дефиниция включает составной частью понятие «цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». Именно они во многом определяют характер механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, результирующий вектор внешнеторговой политики данного государства.

Как правило, цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности устанавливаются и закрепляются государством на законодательном уровне. В Российской Федерации они закреплены в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г. [2].

Сформировавшийся на данный момент механизм регулирования внешнеэкономической деятельности нацелен на:

■ защиту экономического суверенитета;

■ экономической безопасности Российской Федерации;

■ развитие национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;

■ обеспечение эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

Действие механизма регулирования внешнеэкономической деятельности может быть направлено на решение макроэкономических задач (стабилизация национальной экономики, обеспечение устойчивого роста, решение острейших социально-экономических задач и др.), а также экономических задач на микроуровне (т.е. на уровне хозяйствующих субъектов, участников внешнеэкономической деятельности).

Говоря о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, следует отметить, что понятие «государственное регулирование внешнеэкономической деятельности» является более емким и содержательным, чем понятие «государственное вмешательство в сферу внешнеэкономической деятельности». Последнее понятие характеризует только методы прямого регулирования внешнеэкономической деятельности.

Функции государственного регулирования внешнеэкономической деятельности представляют собой основные направления воздействия государства на сферу ВЭД.

Под организационным механизмом регулирования ВЭД автором понимается совокупность институтов, осуществляющих государственное регулирование ВЭД во взаимодействии на макро- и микроуровне.

© О.В. Алуян, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

86

О.В. АЛУЯН

Экономический механизм регулирования ВЭД включает совокупность форм, методов и институтов государственного регулирования. Институциональная составляющая механизма регулирования внешнеэкономической деятельности представлена, прежде всего, уполномоченными государственными органами. В ряде случаев в процессе регулирования внешнеэкономической деятельности могут участвовать различные негосударственные институты страны (союзы предпринимателей и экспортеров, торгово-промышленные палаты, совещательные органы с представительством деловых кругов), иностранные государства (в лице уполномоченных органов) и международные организации (через различные интеграционные структуры и международно-правовой договорный механизм).

Функциональная составляющая включает формы, методы и инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности.

Исходные нормативно-руководящие основы механизма государственного регулирования представляют собой принципы регулирования внешнеэкономической деятельности. Они обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Особую роль принципы регулирования играют в формировании судебной и административной практики, содействуют отмене устаревших и принятию новых юридических норм, в толковании правовых актов и устранении пробелов в законодательстве, в организации контроля над деятельностью государственных чиновников, осуществляемой в порядке дискреционных полномочий (полномочий, реализуемых по собственному усмотрению).

Регулирующее воздействие на внешнеэкономическую сферу осуществляется в двух основных формах: прямого и косвенного регулирования.

При регулировании внешнеэкономической деятельности предприятий используется богатый арсенал инструментов, под которыми понимаются различные типы государственных мероприятий во внешнеэкономической в целом и внешнеторговой, в частности, сферах. Иногда они именуются средствами регулирования.

При всем многообразии инструментов (средств) они могут быть объединены в две большие группы. Первую составляют инструменты, воздействующие через стоимостные показатели на динамику, объем, структуру и географию внешнеторговых потоков. Сюда относятся таможенные пошлины и таможенные сборы, налогообложение экспортно-импортных операций, таможенная номенклатура, порядок определения таможенной стоимости, система тарифных льгот и т.п. Во вторую группу входят административные средства - квотирование, лицензирование, установление запретов на перемещение отдельных товаров, предписания санитарного и ветеринарного характера, технические стандарты и т.д.

Инструменты первой группы влияют на внешнеэкономическую деятельность опосредованно, через стоимостные показатели. Административные средства позволяют государству осуществлять непосредственное вмешательство в процесс внешнеторгового обмена. Действие основных инструментов основывается на возможности применения государственными органами властного принуждения в отношении отдельных участников внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, рассмотренные нами две составные части: институциональная (органы и институты, участвующие в осуществлении внешнеторгового регулирования) и функциональная (инструменты и методы) - составляют в совокупности понятие «организационно-экономический механизм регулирования внешнеэкономической деятельности».

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется в различных сферах экономических интересов хозяйствующих субъектов. Каждый вид ВЭД проявляется в различных видах и формах - через определенные способы связей с иностранными партнерами (экспорт, импорт, лизинг, франчайзинг и т.п.). Это мнение Э.Т. Рубинской, она отмечает, что виды внешнеэкономической деятельности связаны со сферой экономических интересов предприятий, а каждый вид внешнеэкономической деятельности осуществляется через определенные способы связей с иностранными партнерами, т.е. проявляется в различных формах [4]. Согласившись с выдвинутой точкой зрения, можно сделать вывод о том, что механизм регулирования внешнеэкономической деятельности имеет свои особенности применительно к каждому ее виду и форме.

Материальной основой ВЭД является внешнеэкономический комплекс, под которым понимается совокупность отраслей, подотраслей, объединений, предприятий, фирм, производящих и реализующих экспортную продукцию, а также осуществляющих другие виды и формы внешнеэкономических связей. Поэтому экономический механизм регулирования ВЭД нацелен на совершенствование внешнеэкономический комплекса, создание современного производства, способного производить конкурентную на мировых рынках продукцию. При этом условиями успешного развития внешнеэкономического комплекса являются: наращивание экспортного потенциала, включение в различные формы совместного предпринимательства, наличие конкурирующих производств, повышение самостоятельности регионов, предприятий, фирм. Успешное развитие отраслей, входящих во внешнеэкономический комплекс, оказывает воздействие на совершенствование экономики страны в целом и таким образом способствует повышению конкурентоспособности промышленных предприятий.

Поскольку ВЭД может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне региона и конкретного промышленного предприятия, то и организационно-экономический механизм регулирования ВЭД в РФ включает в себя четыре уровня: государство, регион, муниципальный уровень, уровень промышленного предприятия. Исследование организационных основ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предполагает необходимость изучения, во-первых, системы органов, участвующих в механизме государственного регулирования, во-вторых, распределения между ними полномочий в сфере внешнеэкономического регулирования и, в-третьих, организации координации и взаимодействия между этими органами.

Формирование механизма регулирования - это постоянная работа по его организации, совершенствованию его институциональной составляющей. За последнюю четверть века, ознаменовавшую переход от монополии государства на внешнюю торговлю к современному состоянию внешнеэкономического регулирования, до неузнаваемости изменился субъектный состав отношений по регулированию внешнеэкономической деятельности. Если раньше институциональная составляющая механизма государственной монополии была представлена соответствующим отраслевым министерством

ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА.

87

(Министерство внешней торговли СССР) и небольшим количеством внешнеторговых объединений, непосредственно осуществляющих внешнеторговые операции, то в современном внешнеэкономическом механизме задействованы десятки различных субъектов (участников). Система органов, участвующих в процессе внешнеэкономического регулирования, является объективно обусловленной и определяется конкретно-историческими условиями развития ВЭД в конкретной стране.

Характеризуя институциональную составляющую механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на федеральном уровне, отметим две, на наш взгляд, существенные тенденции. Первая состоит в постоянном расширении круга субъектов, взаимодействующих с органами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в целях реализации задач внешнеэкономической политики.

Вторая тенденция состоит в усилении того влияния, которое оказывают общественные организации и институты на процесс государственного регулирования внешнеэкономической деятельности [1].

Важным направлением исследования организационных аспектов механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является распределение полномочий между органами, участвующими в этом механизме. Данная проблема напрямую связана с принципом федерализма и его реализацией в сфере внешнеэкономического регулирования.

Распределение полномочий между тремя основными уровнями власти в федеративном государстве - федеральными, региональными и местными - одна из наиболее важных и в тоже время острых и деликатных в политическом смысле проблем.

Многочисленные полномочия федеральных органов государственной власти во внешнеэкономической сфере могут быть объединены в три основные группы: общеполитические вопросы; вопросы, связанные с участием России в международных экономических отношениях; вопросы государственного регулирования ВЭД.

В последние годы наблюдается заметная активизация внешнеэкономической активности большинства российских регионов (субъектов Российской Федерации). Для сохранения этой в целом позитивной для российской экономики тенденции расширяются права субъектов Российской Федерации.

В организационном механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно выделить два типа координации и взаимодействия - горизонтальный и вертикальный.

Первый тип (горизонтальный) предполагает осуществление координации и взаимодействия органов и институтов, расположенных на одном том же уровне государственного устройства. В данном случае речь может идти, например, об организации взаимодействия между Минэкономразвития России и МИД России по вопросам заключения международных внешнеторговых соглашений, открытия торговых представительств Российской Федерации за рубежом, сотрудничество между таможенными и налоговыми службами в рамках процедуры освобождения экспортеров от уплаты НДС. К данному типу координации и взаимодействия можно отнести отношения, складывающиеся между уполномоченными государственными органами, с одной стороны, и различными общественными институтами и организациями, с другой. Аналогичные схемы взаимодействия могут создаваться на региональном и муниципальном уровнях (например, между региональным министерством (управлением, департаментом), уполномоченными на осуществление внешнеэкономических (внешнеторговых) связей, и торгово-промышленной палатой данного субъекта Российской Федерации).

Особую разновидность координационных связей горизонтального типа представляют собой взаимоотношения между государственными органами различных субъектов Российской Федерации, участвующих в осуществлении государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Это касается, например, случаев заключения внешнеэкономических контрактов, в которых с российской стороны участвуют несколько субъектов Российской Федерации.

Вертикальный тип координации и взаимодействия между органами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предполагает, что взаимодействующие органы находятся в соподчиненном положении. Налаживание координации и взаимодействия данного типа представляет собой одну из наиболее сложных и злободневных проблем развития организационного механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Развитие институциональной составляющей и организационных основ механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности продолжается и осуществляется с учетом внутренних и внешних факторов, влияющих на этот процесс. «Извне» он корректируется требованиями и стандартами ВТО [3]. К важнейшим внутренним факторам следует отнести набирающие обороты административную реформу и процессы реформирования федеративного государственного устройства.

Проведенный анализ организационно-экономического механизма регулирования ВЭД позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, процесс его формирования в России не завершен; во-вторых, создание Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана внесет ряд серьезных изменений в законодательство всех уровней и соответственно в организационно-экономический механизм регулирования ВЭД промышленных предприятий; в-третьих, продолжение переговоров о вхождении стран Таможенного Союза в ВТО будет приводить к появлению новых условий и предпосылок для развития ВЭД, а возможно, и серьезных проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция развития законодательства Российской Федерации на период 2008-2011 годы (утв. Торгово-промышленной палатой РФ).

2. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (с изм. от 02.02.2006 г.).

3. Российский бизнес в условиях ВТО. М.: Изд. дом «Финансовый контроль», 2007. 216 с.

4. Рубинская Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью. М.: Контур, 1998, С. 3-7.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.