Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 3—4 ЛЕТ'

ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 3—4 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study was undertaken to make a sanitary regulation of educational and training load in junior and middle group preschool children of general children’s educational institutions (CEIs). Experts’ assessment was chosen to study the impact of regular educational and training load on the child’s functional status. The experts were tutors and methodologists of CEIs (n = 186). The study has revealed the optimum number of lessons a day and a week, their duration and ratio in the weekly curriculum of lessons that are different in nature and showed it necessary to determine a vacation in the middle of a school year and to reduce the number of children in a group.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 3—4 ЛЕТ»

4. Нарушения развития детского организма мо- Литература

гут происходить на ранних стадиях йодной недостаточности, особо чувствительны к дефициту йода дети раннего возраста (отклонения в физическом развитии, мозговые дисфункции).

5. Отмечена четкая связь между выраженностью неврологической симптоматики и уровнем йода в организме, характер мозговых дисфункций представлен нарушениями психических функций (внимание, память, ассоциативные способности), степенью развития речевых способностей, двигательной активностью.

6. При дефиците йода повышен уровень общей заболеваемости, что проявляется увеличением числа длительно и часто болеющих детей; повышенным уровнем отдельных видов патологии. В основе общей заболеваемости лежат нарушения развития скелета (костей, связочного аппарата), мозговые дисфункции, нарушения иммунитета.

1. Баранов А. Н., Щеплягына Л. А. и др. // Педиатрия. - 1994. - № 5. - С. 18-20.

2. Покатилов Ю. Г. Биогеохимия микроэлементов и эндемические болезни в Баргузинской котловине (Забайкалье). — Новосибирск, 1989.

3. Покатилов Ю. Г. Биогеохимия биосферы и медико-биологические проблемы. — Новосибирск, 1993.

Поступила 23.02.2000

Summary. The Irkutsk province and the Republic of Bur-yatia which are a part of the Baikal Region (Siberia) were studied for environmental iodine balance. The water and local foodstuffs were found to show low iodine levels (they being 0.2 to 6.9 |ig/l). In children, iodine deficiency was detected in 60—87% of the total number examined. There was a relationship between of the severity of neurological symptoms, the onset of thyroid diseases, general morbidity, physical development, iodine levels in the body. It is concluded that iodine deficiency has a great impact on the development of the regional pathology in children.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2001 УДК 613.954-07

М. И. Степанова, Н. Я. Куинджи, 3. И. Сазанюк, Н. О. Березина, И. 77. Лашнева, М. А. Поленова

обоснование оптимальной учебно-воспитательной нагрузки

для дошкольников 3-4 лет

%

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва

Дошкольные учреждения открывают перед ребенком мир социально-общественной жизни. Несмотря на сокращение сети дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), уменьшение численности воспитанников, общественное дошкольное воспитание не утратило свою значимость. Наобо-

рот, в современной социально-экономическои и медико-демографической ситуации роль учреждений дошкольного образования возрастает. Это подтверждает тот факт, что лишь 13% молодых семей по своему экономическому, образовательному статусу, по своей подготовке к выполнению родительских обязанностей способны обеспечивать необходимые условия для воспитания здоровых детей [1]. ДОУ помогают нивелировать часть неблагоприятных социальных факторов, определяющих развитие и здоровье детей-дошкольников [6].

Характерная особенность современного учебно-воспитательного процесса — уход от унифицированной программы обучения и воспитания детей, который затронул и ее начальное звено — дошкольные учреждения. Это в полной мере относится не только к содержанию, но и к педагогическим технологиям.

В последние годы на фоне негативных тенденций в динамике состояния здоровья детей идет значительное нарастание умственных и физических нагрузок. ДОУ ориентируются на максимальное удовлетворение потребностей родителей в обучении детей, во введении дополнительных образовательных услуг в дошкольную среду, которая не всегда строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Это приводит к чрезмерной нагрузке на организм ребенка, что в свою очередь может привести к психоэмоциональному срыву, неспособности и нежеланию воспринимать материал, потере мотивации к обучению и даже к различным нарушениям в состоянии здоровья. По-

следнее подтверждают данные об увеличении в 3,5 раза числа детей с нарушениями нервно-психического здоровья среди воспитанников ДОУ на возрастном этапе от 4 к 5 годам жизни [5]. В психологическом портрете детей 3,5—7 лет основными характеристиками являются тревожность, незащищенность, трудность в общении, конфликтность, враждебность. У большинства детей отмечена трав-матизация психики высокой и средней степени тяжести [2, 3]. От того, насколько учебно-воспитательная нагрузка адекватна возрастно-половым и познавательным возможностям детей, во многом зависит их развитие, психическое и физическое благополучие.

Вышеизложенное показывает актуальность определения необходимого и достаточного объема и содержания учебно-воспитательной работы в условиях вариативности образовательных программ и педагогических технологий. Кроме того, установление регламентов учебно-воспитательной нагрузки является непременным компонентом государственного образовательного стандарта для воспитанников ДОУ, разработка которого проводится в настоящее время.

Цель работы заключалась в гигиенической регламентации учебно-воспитательной нагрузки дошкольников младших и средних групп ДОУ обще-развивающего типа.

Исследования, в которых объектом наблюдения выбраны дети 3—4 лет, создают определенные трудности с использованием традиционных методов изучения влияния на функциональное состояние их организма различных учебно-воспитательных нагрузок. В связи с этим нами был выбран метод экспертной оценки. Для проведения исследований была разработана специальная анкета, вопросы которой позволяли оценить оптимальное количество занятий в течение недели, их продол-

жительность, время проведения в течение дня, соотношение в недельном плане различных по характеру занятий и др. В качестве экспертов выступали 186 воспитателей и методистов ДОУ, имеющих стаж работы не менее 5 лет.

Оптимальные условия учебно-воспитательной работы с детьми младших групп ДОУ должны предусматривать, по мнению большинства экспертов, проведение 10 занятий в неделю (92,5%) при условии, что ежедневно 1 занятие будет проводиться в первой и 1 во второй половине дня (72% ответов). В то же время 28% респондентов высказались за организацию 2 занятий в первой половине дня. Большинство же экспертов отводят вторую половину дня для физкультурно-оздоровительных занятий (52,8%) или для занятий эмоционально-развивающего характера (38,2%).

Оптимальная продолжительность каждого занятия в младшей группе должна составлять не более 15 мин по мнению 55,3% респондентов или 10 мин по мнению 39,9%. Эти цифры не противоречат друг другу, если исходить из того, что около 82% экспертов считают целесообразным менять продолжительность занятия у детей младших групп в течение года, а именно: в период адаптации детей к новым условиям пребывания в ДОУ она может составлять 10 мин, возрастать до 15 мин к середине учебного года по мере развития познавательных и функциональных возможностей детей и укорачиваться к концу года, когда происходит накопление утомления детей.

Большинство опрошенных экспертов (66,1%) считают оптимальным такое соотношение различных по характеру занятий в недельном цикле воспитанников младших групп, при котором двигательный и статический компоненты представлены поровну.

Такой же анализ результатов экспертной оценки оптимальной организации учебно-воспитательных воздействий на детей средних групп выявил, что для них число занятий в неделю не должно превышать 12 (81%). По мнению 72,6% экспертов, 2 занятия должны проводиться в первой, а 1 — во второй половине дня. Таким образом, наиболее правильным вариантом организации занятий детей средней группы следует считать такое, при котором ежедневно 2 занятия проводятся в первой половине дня и 1 занятие — два раза в неделю во второй половине дня.

94,7% экспертов считают оптимальной продолжительность 1 занятия для детей средних групп 15—20 мин. 2/3 опрошенных высказались за то, что оптимальная продолжительность 1 занятия в средних группах в начале и конце учебного года должна составлять 15 мин и может увеличиваться до 20 мин в его середине.

По мнению экспертов, оптимальное соотношение в недельном плане занятий двигательного и статического характера должно быть для детей средних групп таким же, как для детей младших групп, т. е. составлять 50% на 50%. Необходимость выделять воспитанникам ДОУ каникулярное время для отдыха от занятий интеллектуального характера (преимущественно в зимний период) отмечают 92,5% экспертов. Представляется рациональным использовать это время для увеличения двигательной активности детей, проведения оздоровительных мероприятий, спортивных праздников, дней

здоровья и т. п. Таким образом, по представлениям опытных специалистов дошкольного воспитания рациональный для детей младших групп учебно-воспитательный режим в ДОУ должен включать 10 занятий в неделю, построенных с учетом равного соотношения (50% на 50%) предметов двигатель-но-активного и статического характера. В течение дня в младших группах ДОУ следует проводить по 1 занятию в первой и второй половинах дня при продолжительности каждого занятия 10—15 мин в зависимости от этапа учебного года. Во второй половине дня должно отдаваться предпочтение физкультурно-оздоровительным и эмоционально-раз-вивающим занятиям.

Для детей средних групп учебно-воспитательный режим в ДОУ не должен включать более 12 занятий в неделю, построенных также с учетом равного соотношения (50% на 50%) предметов двига-тельно-активного и статического характера.

В течение дня в средних группах ДОУ ежедневно должны проводиться по 2 занятия в первой половине дня и 2 раза в неделю по 1 занятию во второй половине дня. Продолжительность каждого занятия в средних группах должна составлять 15—20 мин в зависимости от этапа учебного года.

Важнейшей задачей дошкольного образования традиционно остается охрана и укрепление здоровья детей. Не только врачи, но и организаторы дошкольного образования убеждены в том, что содержание педагогического процесса в детском саду должно органично включать оздоровление и физическое развитие ребенка. При этом оздоровительные процедуры выступают неотъемлемой частью не только процессов ухода и воспитания, но и самого содержания обучения [4]. Однако существующие нормативы наполняемости групп в ДОУ создают определенные препятствия для выполнения этих задач. Это подтверждают полученные нами данные. При анкетировании воспитатели ДОУ указали на необходимость снижения наполняемости в первую очередь младших и средних групп. Так, за сокращение наполняемости до 15 человек в младших группах высказались 94,6% экспертов, а в средних — 78,6%. Учитывая неблагоприятное состояние здоровья детей, современную демографическую ситуацию, считаем сокращение наполняемости младших и средних групп ДОУ необходимой мерой оптимизации пребывания детей в указанных учреждениях. Забота о социальной адаптации и интеллектуальном развитии детей не должна заслонять как никогда актуальной работы ДОУ по охране психического и физического здоровья воспитанников.

Литература

1.

2

3

4

5

Ваганов Н. Н. // Россия: человек, семья, общество, государство: Материалы науч.-практ. конф. — М.,

1998. - С. 16-19.

Дашевская Н. Д., Чередниченко А. И. // Материалы IV конгресса педиатров России. — М., 1998. — С. 24-25.

Макшанцева Л. В. // Приклад, психол. — 1998. — № 4. - С. 78-85.

Стеркына Р. Б. // Инновации в Российском образовании. Дошкольное образование. — М., 1999. —

С. 3-9.

Юрко Г. П., Веремкович Л. В., Орлова Т. В. // Состояние здоровья детей дошкольного и школьного

возраста и факторы, его определяющие. — М., 1991.

- С. 11-18.

6. Юрьев В. В., Симаходский А. С. // Экология детства: социальные и медицинские проблемы: Материалы науч.-практ. конф. — М., 1994. — С. 9.

Поступила 13.03.2000

Summary. The study was undertaken to make a sanitary regulation of educational and training load in junior and middle group preschool children of general children's educational

institutions (CEIs). Experts' assessment was chosen to study the impact of regular educational and training load on the child's functional status. The experts were tutors and meth-

odologists of CEIs (/? = 186). The study has revealed the op-

%

timum number of lessons a day and a week, their duration and ratio in the weekly curriculum of lessons that are different in nature and showed it necessary to determine a vacation in the middle of a school year and to reduce the number of children in a group.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2001 УДК 614.876:616-053.21-07

В. Ф. Кириллов, Т. Ш. Миннибаев, Е. В. Абаиюва

здоровье детей, проживающих в районе размещения атомной

электростанции

ММА им. И. М. Сеченова

Важнейшей составляющей стабильного развития современного общества является постоянное увеличение его энергообеспеченности, ведущее место в которой начинают занимать источники электроэнергии, работающие на атомном сырье. Созданы мощная ядерная индустрия, значительные масштабы производства энергии на атомных станциях и в этой связи на фоне обеспокоенности общественности возможностью воздействия радиационного фактора на здоровье и окружающую среду настоятельно необходимо изучение радиационно-экологической обстановки и состояния здоровья населения, проживающего на прилегающих к станциям территориях.

В последние годы осуществлены научные программы и проведены многочисленные исследования по изучению влияния на здоровье отдельных групп населения последствий одного из наиболее крупных инцидентов атомной энергетики — аварии на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС [1,5, 9, 10, 12, 13]. Вместе с тем научной оценке состояния здоровья населения, проживающего в районах размещения АЭС, посвящено ограниченное число работ [2, 3, 6, 7].

Нами было изучено здоровье детского населения г. Нововоронежа, расположенного на расстоянии 4,5 км от действующей более 30 лет атомной электростанции. Для сравнения аналогичные исследования были проведены в г. Ясногорске Тульской области (контрольный район). Программа исследований включала оценку социально-экономической обстановки проживания, оценку заболеваемости по материалам медицинских осмотров и показателям физического развития, иммунного и генетического статусов детей дошкольного возраста.

Объектом наблюдения явились дети 5—6-летне-го возраста, посещающие детские дошкольные учреждения. Всего обследовано 500 детей в г. Ново-воронеже и 377 — в г. Ясногорске, из них оценка физического развития проведена у 380 детей основного обследуемого района и у 320 — контрольного; оценка иммунного статуса — у 113 и 263 детей соответственно (исследования проводились совместно с сотрудниками НИИЭМ им. Н. Ф Гамалеи); оценка генетического статуса у 413 и 409 детей соответственно; углубленный медицинский осмотр с целью изучения заболеваемости и анкетный опрос

для оценки социальных условий проживания был проведен у всех обследованных детей.

Оба населенных пункта являются городами с численностью населения 24,5—30 тыс. человек и климатическими условиями, характерными для Центрального региона России. В изученных городах отсутствуют мощные транспортные магистрали, поступление обычных для урбанизированных территорий загрязнителей атмосферного воздуха незначительно. На территории г. Ясногорска располагается основной градообразующий фактор — механический завод по производству электронасосов. Атомная электростанция является градообразующим фактором г. Нововоронежа. Источником, могущим оказывать влияние на состояние воздушной среды обоих городов, является внутригородской автотранспорт. По данным санитарно-эпидемиологической службы г. Нововоронежа и г. Ясногорска, в атмосферном воздухе обнаруживаются пыль, оксид углерода, оксиды азота в концентрациях, как правило, не превышающих ПДК, и следы сернистого ангидрида.

Уровень гамма-фона в г. Нововоронеже и г. Ясногорске не превышает 15 мкР/ч. При изучении радиационно-экологической обстановки было обнаружено, что в г. Нововоронеже в отличие от г. Ясногорска в окружающей среде находятся радионуклиды, обусловленные работой НВАЭС: 54Мп,

60Со, 58Со, ь9Ре и др. При этом активность этих нуклидов в воде, воздухе, почве, пищевых продуктах местного производства в сотни раз меньше значений, регламентированных СП АЭС. При расчете дозовых нагрузок на население г. Нововоронежа за счет облучения радионуклидами газоаэрозольного выброса были учтены следующие источники облучения: внешнее облучение из облака, от поверхности земли, внутреннее облучение от ингаляции, от потребления продуктов питания. Средние индивидуальные эффективные дозы облучения по всем путям воздействия составляли менее 0,2 мкЗв/год. (Средняя доза облучения населения указанных городов за счет природного радиационного фона составляет около 900 мкЗв/год [4].) Последнее свидетельствует о том, что радиационное воздействие на население исследуемого региона незначимо.

Физическое развитие является одним из ведущих критериев здоровья, отражающим развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.