Научная статья на тему 'Моделирование структурных компонентов Программы дошкольного образования в рамках требований ФГОС'

Моделирование структурных компонентов Программы дошкольного образования в рамках требований ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ПЛАНА ОРГАНИЗОВАННОЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанникова А.В., Суденко И.А.

Проектирование образовательной программы в рамках требований ФГОС дошкольного образования связана с проблемой определения объема и содержания структурных компонентов модели программы. В публикации предложены подходы к моделированию организованной образовательной деятельности в рамках требований нормативно-правовой базы ФГОС дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование структурных компонентов Программы дошкольного образования в рамках требований ФГОС»

Теория и методика дошкольного образования

267

материала относительно новые образы и ситуации, которые строятся на основе детского воображения. Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму.

Таким образом, обучение всем видам рассказывания проводится постепенно, от простого к сложному. Методично обучая старших дошкольников рассказыванию, нужно помогать им осмыслить содержание, которое им предстоит изложить. Руководя придумыванием рассказов, нужно следить, чтобы созидательное, творческое воображение не превращалось в пустое фантазирование. Когда содержание освоено, внимание детей переключают на овладение речевой формой.

Список литературы:

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - изд.2-е. - М.: Просвещение, 2001. - С. 384.

2. Вербова В.В. Особенности построения описательных рассказов детьми 5-го года жизни / Под ред. О.С. Ушаковой // Проблемы изучения речи дошкольников: Сб. науч. трудов. - М.: Изд. РАО, 2004. - С. 104-108.

3. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., доп. - М., 2003. - С. 153.

4. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. -М.: Просвещение, 2000. - 223 с.

5. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О.И. Соловьева. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.

6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 2004. - С. 345.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

© Казанникова А.В.*, Суденко И.А.*

Начальная школа - детский сад № 624, г. Санкт-Петербург

Проектирование образовательной программы в рамках требований ФГОС дошкольного образования связана с проблемой определения объема и содержания структурных компонентов модели программы. В публикации предложены подходы к моделированию организованной

* Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, к.п.н.

* Заместитель директора по воспитательной работе.

268

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

образовательной деятельности в рамках требований нормативно-правовой базы ФГОС дошкольного образования.

Ключевые слова дошкольник, ФГОС дошкольного образования, организованная образовательная деятельность, образовательной программы, модель учебного плана организованной.

Проблема введения ФГОС дошкольного образования в практику работы дошкольной организации связана с разработкой основной образовательной программы (далее Программа), содержательной наполнение которой должно регламентироваться различными локальными актами, определяющими организацию жизнедеятельности детей в дошкольной организации (далее Организация).

Актуальность этой проблемы для нашего образовательного учреждения -ГБОУ начальная школа - детский сад (ГБОУ НШ-ДС) № 624 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга связана с реализацией опытно-экспериментальной работы по теме «Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования (для групп старшего дошкольного возраста)» в рамках государственного заказа (распоряжение Комитета по образованию правительства СПб от 05.08.2014 № 3365-р и распоряжение администрации Адмиралтейского района СПб от 08.08.2013 № 1315).

В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Часть 6 статьи 12) Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС дошкольного образования и учетом Примерных программ.

Подходы к моделированию структурных компонентов Программы

Выделение структурных компонентов Программы может служить, по нашему мнению, основой для создания организационной модели проектирования основной образовательной программы дошкольного образования при реализации ФГОС. Определение объема и содержания структурных компонентов модели Программы позволяет разработчику определиться с выбором подходов к отбору содержательного наполнения Программы, обеспечивающего конкретизацию заявленных целевых ориентиров личностного развития дошкольника.

Структура Программы дошкольного образования определяется требованиями ФГОС дошкольного образования и предполагает взаимосвязанность и взаимодополняемость основной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, с точки зрения реализаций требований Стандарта [2, п. 2.9]. В соответствии с требованиями Стандарта Программа включает три раздела: целевой, содержательный и организационный [2, п. 2.11]. То есть, Программа предполагает определенную ие-

Теория и методика дошкольного образования

269

рархичность структурирования. Например, часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, по нашему мнению, может также включать целевой, содержательный и организационный разделы, в которых конкретизируются цели, содержание и организационные условия, направленные на развитие тех целевых ориентиров, которые отражают миссию или специфику Организации в конкретном образовательном учреждении.

При проектировании воспитательно-образовательного процесса необходимо достичь единства воспитательных, развивающих и обучающих целей [5, с. 77]. Единство этих целей может быть достигнуто при структурировании [5, с. 78]:

- организованной образовательной деятельности;

- образовательной деятельности в ходе режимных моментов;

- двигательного режима детей;

- культурно-досуговой деятельности;

- самостоятельной деятельности детей и т.п.

Логика формирования документации, регламентирующей содержание воспитательно-образовательного процесса в Программе, являющейся основой организационной модели проектирования предполагает:

- определение продолжительности пребывания детей в Организации и режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности;

- планирование образовательной деятельности с выделением временных и количественных показателей организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов и т.д.;

- создание локальных актов Организации, определяющих, регламентацию структурного компонента Программы например, учебный план организованной образовательной деятельности.

Определение временных характеристик продолжительности Программы

В соответствии с ФГОС дошкольного образования [2, п. 2.5] и Комментариями по отдельным вопросам введения ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 [3, комментарии к п. 2.5] Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации (при круглосуточном пребывании - не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей).

Выбор 12-ти часового режима пребывания ребенка в ГБОУ НШ-ДС № 624 определил время продолжительности Программы, которая наряду с режимными моментами, дневным сном детей, прогулкой включает время на непосредственную образовательную деятельность и время на совместную деятельность участников образовательного процесса: дети, педагоги, родители (законные представители) обучающихся.

270

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

12-ти часовой режим пребывания ребенка в дошкольной организации достаточно традиционен для данного типа учреждений. В то же время, учитывая необязательность уровня дошкольного образования в системе непрерывного образования для родителей (законных представителей) обучающихся, трудно ожидать 100 % пребывание детей в Организации в течение всех 12-ти часов. Это создает определеные риски при выполнении требований ФГОС дошкольного образования.

Поэтому при создании организационной модели проектирования Программы, необходимо определение времени, в котором происходит непосредственное пребывание и жизнедеятельность большинства детского сообщества, и для которого выстраивается определенная педагогическая деятельность. То есть необходимо четко регламентировать временные рамки педагогической деятельности, направленной на решение образовательных задач. Это необходимо учитывать при планировании и организации образовательной деятельности, как организованной образовательной деятельности, так и образовательной деятельности в ходе режимных моментов, и по-возможности определять и фиксировать рамки образовательной деятельности, например в договоре «Организация - Семья» и иных локальных актах Организации.

Планирование образовательной деятельности как структурного компонента Программы

Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с выбранной нами примерной образовательной программой «От рождения до школы» [5] предполагает планирование организованной образовательной деятельности и образовательной деятельности в ходе режимных моментов. Планирование организованной образовательной деятельности предполагает выделение временных и количественных показателей этой деятельности, а также определение ее наполняемости.

Наполняемость организованной образовательной деятельности зависит от требований СанПиН 2.4.1.3049-13 и определяется максимально допустимым объемом образовательной нагрузки с учетом возрастных особенностей детей. Так, например, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня для детей от 6-ти до 7-ми лет не должен превышать 1,5 часов [4, п. 11.11], а продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 6-ти до 7-ми лет -не более 30 минут [4, п. 11.10].

Учитывая вышеизложенное можно определить следующие временные и возможные количественные показатели организованной образовательной деятельности для детей подготовительных групп в течение недели:

1,5 часа х 5 дней = 7,5 часов (450 минут) - максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в течение недели;

450 минут : 25 минут = 18 занятий - максимально допустимое количество занятий при продолжительности одного занятия 25 минут;

Теория и методика дошкольного образования

271

450 минут : 30 минут = 15 занятий - максимально допустимое количество занятий при продолжительности одного занятия 30 минут.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» позволяет определить наименования организованной образовательной деятельности и количество занятий в неделю. Так для детей подготовительной группы авторы [5, с. 78] предлагают планирование организованной образовательной деятельности из расчета 14 занятий в неделю. Таким образом, нормативная база ФГОС дошкольного образования предполагает возможность варьирования организованной образовательной деятельности для детей от 6-ти до 7-ми лет (подготовительная группа) от 14 до 15-18 занятий в неделю, в зависимости от продолжительности одного занятия - от 25 до 30 минут, соответственно в первой половине дня.

В то же время образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день [4, п. 11.12]. Таким образом, СанПиН 2.4.1.3049-13 допускает возможность увеличения количества занятий первой половины дня. С учетом пятидневной недели количество организованных занятий в первой половины дня может быть увеличено до 5 занятий в неделю.

Временные и возможные количественные показатели организованной образовательной деятельности для детей от 6-ти до 7-ми (подготовительные группы) в течение недели с учетом возможных занятий первой и второй половины дня будут следующие:

(1,5 + 0,5) часа х 5 дней = (7,5 + 2,5) часов или (450 + 150 минут) - максимально допустимый объем образовательной нагрузки в течение недели;

450 минут: 25 минут = 18 занятий - максимально допустимое количество занятий в первой половине при продолжительности одного занятия 25 минут;

450 минут: 30 минут = 15 занятий - максимально допустимое количество занятий в первой половине при продолжительности одного занятия 30 минут;

5 занятий - максимально допустимое количество занятий во второй половине дня, при продолжительности одного занятия 25 - 30 минут.

Таким образом, Организация может закрепить локальным актом следующее количество занятий для детей от 6-ти до 7-ми (подготовительные группы) в течение недели: от 20 до 23 занятий, в зависимости от продолжительности одного занятия 30 и 25 минут, соответственно.

Выбор количества организованных занятий как структурный компонент Программы для решения задач образовательной деятельности Организация определяет самостоятельно [2, п. 2.5].

Варьирование количества занятий организованной образовательной деятельности от 14 [5, с. 78] до 20-23 занятий в неделю (с учетом их продолжительности и распределения в течение дня) позволяет сформулировать один из возможных подходов к формированию части Программы, формируемой участниками образовательных отношений [2, п. 2.9].

272

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Основная часть Программы может формироваться исходя из 14 занятий в неделю и проводится по базовым видам деятельности [5, с. 78]. Следовательно, количество занятий, выбранных Организацией сверх 14 занятий, предложенных в примерной образовательной программе [5, с. 78], может быть «занято» программами, разработанными в Организации, например, для системы дополнительного образования.

В соответствии с требованиями ФГОС, в части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и / или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и / или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы.

В табл. 1 представлено возможное распределение количества занятий между основной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений, проводимых только первой половины дня в зависимости от продолжительности одного занятия.

Таблица 1

Возможное распределение организованной образовательной деятельности, с учетом объема образовательной нагрузки в первой половине дня для детей от 6-ти до 7-ми лет не более 1,5 часов в день

Рабочие программы педагогов Основная часть Программы Часть Программы, формируемая участниками Общее количество занятий в неделю

Базовый вид деятельности 14 15*

Вид деятельности в дополнении к базовому 1

Базовый вид деятельности 14 18**

Вид деятельности в дополнении к базовому 4

Примечание:

продолжительность одного занятия - 30 минут; продолжительность одного занятия - 25 минут.

Часть формируемая участниками образовательных отношений может формироваться от 1 до 4 занятий в неделю в зависимости от продолжительности одного занятия.

При увеличении объема образовательной нагрузки за счет занятий во второй половине (максимально на 30 минут в день) возможно, иное распределение занятий между основной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений (табл. 2).

В табл. 3 представлена модель, характеризующая объем и распределение недельной нагрузки организованной образовательной деятельности для детей от 6-ти до 7-ми лет (подготовительная группа) в ГБОУ НШ-ДС № 624. Организационная модель проектирования Программы предполагает распределение выбранного количества занятий, как в первой, так и во второй половине дня после дневного сна [4, п. 11.10,11,12].

Теория и методика дошкольного образования

273

Модель спроектирована из расчета 17 занятий в неделю, с учетом продолжительности 1 занятия - 25 минут.

Таблица 2

Возможное распределение организованной образовательной деятельности, с учетом объема образовательной нагрузки в течение всего дня для детей от 6-ти до 7-ми лет, но не более 2,0 часов в день

Рабочие программы педагогов Основная часть Программы Часть Программы, формируемая участниками Общее количество занятий в неделю

Базовый вид деятельности 14 20*

Вид деятельности в дополнении к базовому 1 + 5

Базовый вид деятельности 14 23**

Вид деятельности в дополнении к базовому 4 + 5

Примечание:

продолжительность одного занятия - 30 минут; продолжительность одного занятия - 25 минут.

Таблица 3

Объем и примерное распределение организованной образовательной деятельности для детей от 6-ти до 7-ми лет (подготовительная группа) ГБОУ НШ-ДС № 624, 2014-2015 учебный год

Часть дня понедельник вторник среда четверг пятница Кол-во в неделю

1-ая половина 25 мин 25 мин 25 мин 25 мин 25 мин 25 мин 25 мин 25 мин 25 мин 25 мин 25 мин 25 мин 25 мин 13 занятий (325 минут)

2-ая половина 25 мин 25 мин 25 мин 25 мин 4 занятия (100 минут)

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки - ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

r 17 занятий (425 минут)

(7,5 + 2,5) часов (450 + 150 минут) v J J

Содержательное наполнение организованной образовательной деятельности Программы - как условие формирования модели учебного плана

В соответствии с требованиями ФГОС Программа дошкольного образования формируется как программа психо лого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста [2, п. 2.3]. При этом содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, представляющие следующие направления развития и образования детей [2, п. 2.6]:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

274

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

В планировании 14 занятий (для детей подготовительной группы) организованной образовательной деятельности из примерной образовательной программы [5, с. 78] по базовым видам деятельности прослеживается в основном познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие в основном предполагается в образовательной деятельности в ходе режимных моментов. В то же время СанПиН 2.4.1.3049-13, как было показано выше, допускают увеличение количества занятий организованной образовательной деятельности. По нашему мнению, в организованную образовательную деятельность целесообразно включить отдельно выделенные занятия, нацеленные на формирование навыков безопасного образа жизни, общей культуры и нравственных качеств личности детей в соответствии с их возрастными особенностями.

В табл. 4 представлен фрагмент проекта модели учебного плана, реализуемый в ГБОУ НШ-ДС № 624.

Проект модели учебного плана составлен так, что социально-коммуникативное развитие старших дошкольников целенаправленно формируется на двух отдельно выделенных занятиях по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и по программе «Здесь мой дом родной». Программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» ведет воспитатель в рамках своей нагрузки, программа дополнительного образования «Здесь мой дом родной» финансируется из бюджетных часов, выделенных на систему дополнительного образования.

Таблица 4

Проект модели учебного плана организованной образовательной деятельности для детей от 6-ти до 7-ми лет (подготовительная группа) ГБОУ НШ-ДС № 624, 2014-2015 учебный год (фрагмент)

№ Основная часть Программы Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений

Примерная Программа «От рождения до школы» [5] Программа ГБОУ НШ - ДС № 624*

Базовая образовательная область Периодичность Образовательная деятельность, направленная на социализацию и развитие коммуникативных навыков старших дошкольников Периодичность

1 Познавательное развитие

Ознакомление с миром природы 1 раз в 2 недели «Петербургские тропинки» 1 раз в неделю

Познавательно-исследовательская деятельность 1 раз в 2 недели «Весёлый компьютер для малышей» 1 раз в неделю

ФЭМП 1 раз в неделю «Буду школьником» 1 раз в неделю

2 Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие «Основы безопасности» 1 раз в неделю «Здесь мой дом родной» 1 раз в неделю

Примечание:* программы включены в лицензию ГБОУ НШ-ДС № 624.

В рамках условий начальная школа - детский сад, педагогический коллектив заинтересован в том, чтобы большая часть воспитанников детского

Теория и методика дошкольного образования

275

сада продолжила обучение на ступени начального общего образования. Один из целевых ориентиров Программы дошкольного образования в ГБОУ НШ-ДС № 624 конкретизирован следующим образом: обеспечение позитивной социализации ребенка, как условие формирования его готовности к продолжению обучения в начальной школе. Поэтому формирование части Программы, формируемой участниками образовательных отношений в области «Познавательное развитие» включает в себя программы дополнительного образования из лицензии ГБОУ НШ-ДС № 624.

Анализ вышеизложенного позволяет определить возможные следующие подходы, на которые администрация Организации может ориентироваться при разработке модели учебного плана детского сада:

- выбор программ из реестра ФГОС, допущенных к использованию;

- возможность использования программ, включенных в лицензию Организации и / или разработанных специально для дошкольного возраста, исходя из возможностей и условий Организации;

- возможность использования в образовательной деятельности с воспитанниками педагогов начальной ступени обучения, в т.ч. педагогов дополнительного образования и педагогов-предметников (ведение предметных областей);

- возможность использования ИКТ-технологий в образовательной деятельности детей;

- возможность образовательной деятельности по специально разработанным программам духовно-нравственного воспитания (как элемент регионального компонента).

При этом обязательным, по нашему мнению, является обсуждение предполагаемых к использованию программ, в части, формируемой участниками образовательных отношений, с родителями (законными представителями) воспитанников, как элемент согласования позиций в образовании детей. Это обсуждение может выступать как часть деятельности по психолого-педагогическому сопровождению родителей (законным представителей) воспитанников, которая является обязательным условием введения ФГОС дошкольного образования.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии по отдельным вопросам введения ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155».

276

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

5. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 352 с.

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С КОЛЫБЕЛЬНЫМИ ПЕСНЯМИ

© Трофимова Т.Е.

Детский сад № 25 «Умка», г. Саяногорск

Статья посвящена вопросу воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с колыбельными песнями. Колыбельные песни приобщают к общечеловеческим и национальным ценностям, несут ребенку здоровье и спокойствие. В статье представлены некоторые виды колыбельных песен. Статья рекомендована для воспитателей ДОУ, родителей маленьких детей.

Ключевые слова колыбельная песня, общечеловеческие ценности, нравственные представления, оберег, воспитание, дошкольный возраст.

Колыбельные песни - удивительный дар прошлого. Созданные в веках, передавались они из поколения в поколение, дошли и до нашего времени. Колыбельные песни несут свет и добро, в народной педагогике они рассматриваются как обереги. Колыбельные песни несут в себе обращение к силам природы с просьбой о защите ребенка.

Можно отметить, что колыбельные материнские песни имеются у всех народов. Значит, их возникновение не является случайностью, а выступает как социальная закономерность и даже необходимость.

Некоторым мамам не хватает времени, некоторые мамы не знают колыбельных песен, а некоторые считают, что современные ритмы жизни вытесняют их из обихода, поэтому они не нужны ребенку. Такая точка зрения ошибочна. Материнская песня всегда несла и несет ребенку здоровье и спокойствие, приобщает к общечеловеческим и национальным ценностям. Общечеловеческие ценности (жизнь, добро, любовь, красота) являются основой существования всего человечества. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование первоначальных нравственных представлений, чувств, привычек поведения начинается ещё в дошкольном детстве. От

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.