Научная статья на тему 'Обоснование необходимости предварительной психолого-профессиональной подготовленности депутата парламента'

Обоснование необходимости предварительной психолого-профессиональной подготовленности депутата парламента Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости предварительной психолого-профессиональной подготовленности депутата парламента»

ПРАКТИКА.

12. Махник О.П. Конституционное право на личную и семейную тайну. Врачебная тайна // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 8.

13. Фатьянов А.А. Тайна и право: монография. - М.: МИФИ, 1999. С. 280.

14. О государственной тайне: Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220-8235.

15. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004. № 98-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3283.

16. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006. № 152-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.

17.Паспорт проекта Федерального закона № 124871-4 «О служебной тайне» от 24.12.2004.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕПУТАТА ПАРЛАМЕНТА

Законодательная деятельность по укреплению законности в республике предъявляет непрерывно возрастающие требования к профессиональному мастерству не только субъектов права законодательной деятельности (далее - субъект права), но и участников законотворческого процесса. Формирование профессионального мастерства депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее - депутат) - одна из важнейших задач в его подготовке как субъекта права, а ее решение определяет основное содержание и методы профессионального обучения. Профессиональное мастерство депутата - это высокая степень профессиональной парламентской обученности депутата, позволяющая компетентно принимать законопроекты, законодательные решения и разрешать проблемы избирателей.

Анализ законотворческой практики и собственный опыт показали, что в законотворческой деятельности профессионализм депутатского корпуса, правовая и психологическая подготовленность депутата должна иметь определяющее значение. В частности, В.С. Нерсесянц, Е.А. Лукашова, Г.И. Муровцев отмечали: «Она должна отвечать требованиям современной науки и практики, отличаться объемом, глубиной знаний принципов и норм права. Депутату необходимо не просто устойчиво-положительное отношение к праву

И.А. КИБАК,

кандидат психологических наук, доцент (Академия МВД Республики Беларусь)

и практике применения, но и солидарность с правовыми предписаниями, понимание полезности, необходимости и справедливости принятия закона. Особенности правового разума и правовых чувств депутата должны выражаться в особом профессиональном усмотрении, которое является источником предложений по совершенствованию правового регулирования, снятию и нейтрализации противоречий, возникающих в процессе правотворческой деятельности. Правовой инфантилизм в правотворческой деятельности чаще всего проявляется в некачественной подготовке законопроектов и других нормативных правовых актах (далее - НПА), в проведении поверхностной правовой экспертизы, в результате которой «пропускаются» НПА, не соответствующие законодательству, правилам законодательной техники и просто не имеющие собственного правового регулирования. Правовой негативизм проявляется в скептическом отношении к праву, вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности...» [4, с.418-419]. Н.М. Кондратович справедливо заметил, что «нелегкая работа по подготовке законопроектов основывается на профессионализме. Ее могут выполнять лица, хорошо знающие предмет и профессионально подготовленные юридически» [3, с.46], это подтверждает и С.В. Поленина [5, с.84]. С.С. Алексеев также утверждает, что «закон как изобретение, как всякое достижение человеческого ума дол-

2010'2

НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА.

жен создаваться талантливыми личностями. Настоящие законы нельзя создавать большими коллективами. Необходимо привлечь к выработке законов людей с конструктивным мышлением» [1, с.2]. Правотворческая практика Германии, США, Франции, Англии и других стран показывает, что депутаты парламентов работают с подготовленными законопроектами, которые создаются компетентными специалистами. Содержание таких законопроектов, как правило, соответствует объективным потребностям времени и экономическим условиям, учитывает национальный менталитет и особенности правоприменения, отличается качеством с точки зрения юридической чистоты и соблюдения нормотворческой техники [2, с.62-63].

В нашей республике с 1999 г. значительное место в подготовке законопроектов занимает Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. Одними из основных функций центра являются подготовка НПА и проведение юридической экспертизы проектов законов. Статус депутата позволяет выступать с законодательной инициативой, вносить обоснованные предложения и отстаивать их. Однако правовое оформление должны осуществлять как специалисты, так и депутаты. Такой подход существенно сократил бы количество некачественных законопроектов.

Депутат - это специалист не только в области права, юридической, социальной и политической психологии, психологии личности, общества, населения и главного в ней - право- и законотворчества. Мастерство депутата как лица, искушенного в психолого-юридических и житейских делах, складывается из специально-правовой обученности и профессионально-психологической подготовленности. Последнее обусловлено тем, что его парламентская деятельность связана с законопроектами, искусством общения с субъектами права, участниками законотворческого процесса, избирателями и воздействием на них. Нельзя представлять депутатские полномочия так, словно они состоят лишь в процедурно правильном совершении правовых действий при составлении документов, проведении комплексной экспертизы и научном заключении законопроекта. Из них невозможно изъять человека, игнорировать зависимость успешности их ведения от понимания и учета его психологии, индивидуальности, активности.

Профессионально-психологическая подготовленность депутата как неотъемлемая

часть его мастерства обусловлена тем, что вся законотворческая и внепарламентская деятельность, борьба за укрепление законности погружена в жизнь общества и его граждан, кипение страстей, жажду удовлетворения потребностей, столкновение целей и намерений разных людей, в конфликты - во все то, что включает реальная жизнь. Все это не какая-то часть парламентской деятельности, а ее сущность, знание которой необходимо для законопроектной практики, участия каждого депутата в законотворчестве. Профессиональный и психологический уровень специалистов, участвующих в подготовке законопроектов, должен быть значительно повышен, поскольку этот фактор в немалой степени влияет на качество подготовки проектов и их соответствия законодательству [2, с.54]. Профессионально-психологическая подготовленность депутата -это его подготовленность к пониманию и учету психологических аспектов при осуществлении парламентской деятельности, преодолению психологических барьеров на пути принятия законов, законодательных и иных решений. Она органически дополняет его специальную психологическую и законотворческую обу-ченность.

Профессионально-психологическая подготовленность депутата должна, на наш взгляд, складываться из ряда компонентов.

Профессионально-психологические знания представляют собой необходимую информированность депутата по вопросам психологии права и законотворчества, людей, групп, факторов, оказывающих влияние на принятие законодательного решения, и других, имеющих отношение к его парламентской деятельности. Это преимущественно не абстрактные психологические знания, а знания, необходимые для выполнения депутатских полномочий, адаптированные к специфике законодательной деятельности, служащие основой для понимания и осмысленного их использования при внесении замечаний и предложений в законопроекты.

Профессиональное умение депутата - это освоенный депутатом комплексный способ успешных профессиональных действий по принятию законопроектов, законодательных и иных решений в нестандартных, сложных и иных ситуациях. В основе его лежит психологическое образование, объединяющее знания и навыки депутата со специальной обученностью использовать их при действиях в разных парламентских ситуациях. Есть три основных их группы:

аналитико-психологические умения депутата

ПРАКТИКА.

- это умение увидеть психологический аспект в принимаемых законопроектах (правовых нормах); правильно проанализировать и спрогнозировать проект закона; верно оценить законопроект, влияние его на личность, общество и государство; психологически обоснованно принимать, корректировать и реализовывать законодательные и иные решения;

тактико-психологические умения депутата. Они опираются на профессионально-психологические знания, но не сводятся к ним и выражаются в овладении депутатом умением осуществлять включенные в законотворческий процесс психологические действия, а также пользоваться психологическими приемами, методами, повышающими эффективность законотворчества. Это умение корректно вносить правовые нормы в проекты законов; психологически анализировать и моделировать правовые нормы, законотворческую и иную ситуацию; умение создавать благоприятные психологические условия для осуществления депутатских полномочий, устанавливать доверительные отношения с избирателями, коллегами-депутатами, участниками законотворческого процесса и др.;

технико-психологические умения депутата характеризуют овладение основными психологическими средствами: речевыми, неречевыми и поведенческо-ролевыми.

Профессионально развитые психологические качества депутата - это компонент профессионально-психологической подготовленности депутата, который включает разные психологические качества, имеющие специальное значение для депутатской деятельности, но получившие профессиональное развитие в опыте и процессе парламентского обучения. К числу важнейших из них принадлежат: профессиональные ощущения (повышенная чувствительность к профессионально важным признакам); профессиональное восприятие; профессиональные наблюдательность, внимательность, память (способность к запоминанию НПА, биографических сведений о депутатах, избирателях, сведений, хранящихся в законопроектах); профессиональное воображение (развитая способность хорошо представлять будущее законопроекта, мысленно проигрывать принятый законопроект); профессиональное мышление (парламентское, социальное, юридическое, экономическое, психологическое, педагогическое, тактическое); профессиональный артистизм; профессиональная парламентская бдительность, готовность к

неожиданному. В основе этих качеств лежит общий уровень их развития у конкретного депутата. Однако при профессиональном развитии происходит значительное приращение к общим показателям новых, приобретенных, конкретно профессиональных, улучшающих их проявления в парламентской деятельности в несколько раз.

Говоря о выработке парламентских и политических навыков, следует отметить, что законодательная система заинтересована в том, чтобы население обладало определенным набором этих навыков. Для этого создаются специальные институты, отвечающие за законодательное просвещение и тренировку в исполнении ряда политических и парламентских ролей. В ряде стран существует специальная система обучения уже избранных парламентариев. В других системах их отбирают из числа тех, кто получил предварительные знания и навыки, необходимые для законотворческой деятельности. Не случайно во всем мире среди парламентариев много юристов, людей с учеными степенями в области политических и психологических наук [6, с.332].

Профессионально-психологическая устойчивость - последний компонент профессионально-психологической подготовленности депутата. Парламентская деятельность осуществляется в ситуациях,характерных наличием психогенных факторов, то есть событий, обстоятельств, условий, оказывающих заметное психологическое воздействие на депутата и могущих отрицательно повлиять на результаты принимаемых законопроектов, поэтому психологическая устойчивость депутата должна быть высокой и профессионализированной.

Депутату мало быть профессионалом в области законотворчества, надо еще добиться понимания людьми справедливости и гуманности своих требований, повышения престижа норм права и законодательной деятельности, активной помощи со стороны граждан. Невозможно эффективно выполнять депутатские полномочия, ограничиваясь только их правовой стороной, как нельзя сознание, мысли, чувства, поступки людей поделить между разными ведомствами. Практическое умение разобраться во всей гамме психологических оттенков и зависимостей своей парламентской работы характеризует реальную подготовленность к ней депутата, участников законотворческого процесса, их профессиональное мастерство.

Таким образом, подготовка законопроек-

2010'2

нАУКА.тЕорИя. ПРАКТИКА.

тов - процесс творческий и поэтому требует всестороннего научно обоснованного и практического подхода. Что касается специалистов, то они, кроме высокой общетеоретической подготовки, должны обладать опытом, навыками создания весьма специфичных юридических текстов. Для специализированной подготовки студентов целесообразно введение в учебный процесс в высших учебных заведениях психолого-юридического профиля спецкурсов «Психология право- и законотворчества», «Основы законодательной техники» при преподавании психоло-

го-юридических дисциплин «Юридическая психология», «Теория государства и права». Такое обучение позволило бы студентам выпускных курсов освоить психологические основы законотворчества, приобрести навыки составления юридических текстов, разработки концепций, психотехнологий, обоснований, проведения психологических и других экспертиз законопроектов и др. Все это окажет психологическое воздействие не только на качественный уровень практики подготовки законопроектов, но и на законодательное регулирование в целом.

Литература

1. Алексеев С.С. Как готовить закон? // Известия. 1992. 14 дек.

2. Вишневский А.Ф., Дмитрук. В.Н. Теория и практика подготовки проекта нормативного правового акта. - Минск: Дикта, 2004.

3. Кондратович Н.М. Субъекты законотворческого процесса: автореф. дис. ... канд. юрид.

наук: 12.00.01 / Ин-т философии и права Акад. наук Беларуси. - Минск, 1994.

4. Нерсесянц В.С. Право и культура: монография. - М.: Изд-во РУДН, 2002.

5. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. - М., 1996.

6. Шестопал Е.Б. Политическая психология: учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2002.

НЛП-МЕТОД КАК МЕТОД ДОЗНАНИЯ

В современном уголовном процессе России предусмотрены две формы предварительного расследования преступлений - предварительное следствие и дознание (ст. 73 УПК) [1, с.393]. Дознание в сравнении с предварительным следствием можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл. 32 УПК РФ). Но при этом действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия.

Впервые термин «дознание» был употреблен в Судебных уставах уголовного судопроизводства 1864 года и определялся как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до них слухов и сведений о преступлении...» [2, с.112-113]. Фактически под дознанием понималась первоначальная проверка информации о

в.п. ВАСИЛЬЧЕНКО,

кандидат философских наук, доцент;

а.г. добрунова,

курсант 144 взвода (Белгородский юридический институт МВД России)

преступлении, проводимая полицией [3]. В соответствии с указанными документами проверка проводилась в форме полицейского дознания [4, с.60]. При этом полиция собирала не доказательства, а только сведения о них [5, с.352].

Таким образом, дознание определялось как деятельность полиции путем расспросов и наблюдений (в том числе и негласных) по проверке сообщения (первичной информации) о преступлении. Иными словами, деятельность по производству дознания не была обличена в процессуальные формы, не устанавливалось процессуальных сроков для ее осуществления, да и сами результаты такой деятельности не имели доказательственного значения в судебных органах.

В настоящее время на законодательном уровне сформулировано следующее понятие «дознание» (п. 8 ст. 5 УПК РФ): дознание есть форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.