Научная статья на тему 'Обоснование необходимости игровой деятельности для развития речи младших школьников с нарушениями интеллекта'

Обоснование необходимости игровой деятельности для развития речи младших школьников с нарушениями интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с нарушениями интеллекта / возможности игры для развития речевого общения / развитие коммуникативных навыков / речь ребенка с интеллектуальными нарушениями / children with intellectual disabilities / game opportunities for the development of verbal communication / development of communication skills / speech of a child with intellectual disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлия Андреевна Жигалова, Марина Леонидовна Скуратовская

Указаны основные факторы развития речевого общения младших школьников, особенности сенсорных и мо-торных расстройств детей с нарушениями интеллекта. Анализ теоретической, прикладной литературы и ста-тистики позволяет утверждать, что в начальных учебных заведениях довольно часто обучаются дети, которые из-за особенностей развития нуждаются в дополнительном внимании педагогов и медиков. Отмечена недостаточность публикаций, посвященных исследованиям в сфере дефектологии. Все это обусловило актуальность представленной работы. Ее главная цель — изучение возможностей игровой деятельности для развития рече-вого общения младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юлия Андреевна Жигалова, Марина Леонидовна Скуратовская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justification of the Need for Gaming Activities for the Development of Speech in Primary Schoolchildren with Intellectual Disabilities

This article reveals the main factors in the development of speech communication in primary schoolchildren, the features of sensory and motor disorders of children with intellectual disabilities. An analysis of theoretical and applied literature, as well as statistics, suggests that children who require additional attention from teachers and medical professionals due to their developmental characteristics are often educated in primary schools. A lack of publications on research in the field of special education was also noted. All these factors have made the presented work relevant. Its aim is to investigate the potential of gaming activities in the development of speech communication skills among primary schoolchildren with intellectual disabilities.

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости игровой деятельности для развития речи младших школьников с нарушениями интеллекта»

Молодой исследователь Дона. 2024;9(3):79-82. elSSN 2500-1779

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 373

Обоснование необходимости игровой деятельности для развития речи младших школьников с нарушениями интеллекта

Ю.А. Жигалова, М.Л. Скуратовская

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация Аннотация

Указаны основные факторы развития речевого общения младших школьников, особенности сенсорных и моторных расстройств детей с нарушениями интеллекта. Анализ теоретической, прикладной литературы и статистики позволяет утверждать, что в начальных учебных заведениях довольно часто обучаются дети, которые из-за особенностей развития нуждаются в дополнительном внимании педагогов и медиков. Отмечена недостаточность публикаций, посвященных исследованиям в сфере дефектологии. Все это обусловило актуальность представленной работы. Ее главная цель — изучение возможностей игровой деятельности для развития речевого общения младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: дети с нарушениями интеллекта, возможности игры для развития речевого общения, развитие коммуникативных навыков, речь ребенка с интеллектуальными нарушениями

Для цитирования. Жигалова Ю.А., Скуратовская М.Л. Обоснование необходимости игровой деятельности для развития речи младших школьников с нарушениями интеллекта. Молодой исследователь Дона. 2024;9(3):79-82.

Justification of the Need for Gaming Activities for the Development of Speech in Primary Schoolchildren with Intellectual Disabilities

Yuliya A. Zhigalova, Marina L. Skuratovskaya

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

Abstract

This article reveals the main factors in the development of speech communication in primary schoolchildren, the features of sensory and motor disorders of children with intellectual disabilities. An analysis of theoretical and applied literature, as well as statistics, suggests that children who require additional attention from teachers and medical professionals due to their developmental characteristics are often educated in primary schools. A lack of publications on research in the field of special education was also noted. All these factors have made the presented work relevant. Its aim is to investigate the potential of gaming activities in the development of speech communication skills among primary schoolchildren with intellectual disabilities.

Keywords: children with intellectual disabilities, game opportunities for the development of verbal communication, development of communication skills, speech of a child with intellectual disabilities

For citation. Zhigalova YuA, Skuratovskaya ML. Justification of the Need for Gaming Activities for the Development

u

of Speech in Primary Schoolchildren with Intellectual Disabilities. Young Researcher of Don. 2024;9(3):79-82. ^

larn

Введение. Для деятельности детей младшего школьного возраста характерна коммуникативная направлен- g ность, от которой во многом зависит развитие интеллекта. Сформированность речи представляется базой для ^ успешной социализации школьника, а затем и взрослого человека. Таким образом, в настоящее время и в пер- „в спективе можно говорить об актуальности проблемы развития речи, особенно у детей с нарушениями интел- :sp лекта. Цель исследования — теоретический разбор возможностей игры для развития речевого общения млад- £ ших школьников с нарушением интеллектуального развития.

© Жигалова Ю.А., Скуратовская М.Л., 2024

Жигалова Ю.А. и др. Обоснование необходимости игровой деятельности для развития речи младших школьников

Основная часть. Педагоги спорят о целесообразности включения игр в процесс обучения. Условия эффективности такого подхода описал А.А. Леонтьев [1]. Он отметил, что потенциал игры адекватно раскроется и благоприятно подействует на развитие когнитивных способностей (в частности речи), если «используется учителем в учебном процессе сознательно, на основе психологического развития детей на научном уровне, а также когда педагог имеет представление о значимости игры и ее способности влиять на успешность учебного процесса».

Специалисты по коррекционной педагогике считают игру обязательным условием отработки коммуникативных навыков. Она особенно важна в возрасте с семи до одиннадцати лет, а также для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. В игре ребенок следует определенной ролевой позиции, что позволяет ему проявить активность в разных предполагаемых жизненных ситуациях. В большинстве случаев участники игры подражают известным людям или персонажам и представляют их позицию [2]. Так младшие школьники знакомятся с качествами разных личностей, сверстников и взрослых. Многие игры формируют также интерес к коллективной деятельности, демонстрируют привлекательные стороны общения. А.А. Леонтьев указывал на возможность всестороннего развития детей в игре. К тому же, по словам исследователя, формируется определенный образ жизни, участники приспосабливаются к взаимодействию с обществом, открываются возможности самореализации.

Одну и ту же игру разные дети могут воспринимать по-разному. Значит, внедряя такие формы интеллектуального развития, необходимо учитывать индивидуальность участников. Педагог должен знать, как повысить эффективность обучения и как поддерживать к нему интерес [1].

Исследуя речь ребенка с интеллектуальными нарушениями, Г.В. Гуровец и Л.З. Давидович обращали особое внимание на сенсорные, моторные расстройства, навыки восприятия и интерпретации чужой речи [3]. Ученые описали три уровня сенсорного недоразвития. Первый: ребенок понимает речь членов семьи, но возникают проблемы при общении с незнакомыми людьми. Второй: ребенок понимает отдельные короткие фразы, но неадекватно воспринимает объемные предложения. Третий: ребенок понимает бытовую беседу, текст, который ему читают, участвует в диалоге. Однако заметны нарушения ассоциативного ряда и общее непонимание простых речевых правил. Ребенок часто говорит несвязно, ошибается в построении словесных форм.

Дефектолог В.Г. Петрова заметила, что детям с нарушением интеллектуального развития с трудом дается звуковой анализ речи. К тому же они часто путают слова, схожие по фонемному строю [4]. Поэтому в большинстве случаев они могут говорить только о бытовых ситуациях. Интеллектуально недоразвитый ребенок понимает некоторые слова, но ограниченно использует их в активной речи.

В [4] описаны основные факторы интеллектуального отставания. В первом случае речь идет о позднем (в сравнении с принятой нормой) начале освоения речи. Задерживается освоение коммуникативных навыков, отмечается невысокое качество их применения. Все это препятствует значимым результатом в коммуникациях и социальном развитии. У таких детей наблюдается частичный или полный отказ от речевого общения (речевой негативизм), использование речевых штампов, пассивность, склонность к изоляции.

Далее автор пишет о недоразвитии эмоционально-волевой сферы. Дети с интеллектуальными нарушениями слабо выражают эмоции. Если же они активно проявляют чувства, то, скорее всего, это негативные переживания.

Анализ современных исследований позволяет предположить, что для таких детей игровые ситуации сделают учебный процесс более увлекательным. Как следствие, учащиеся больше поймут и запомнят. Младшеклассники почувствуют особую атмосферу урока с обязательной творческой составляющей. Такая обстановка помогает преодолеть застенчивость и другие коммуникативные сложности, а значит, лучше способствует общению и социализации [1].

Одна из главных трудностей — пересказ простого текста и словесное описание пережитого события. Чтобы учащийся справился с такими задачами, педагогу следует задать наводящие вопросы, что-то подсказать, предложить подходящие сюжеты и роли для инсценировки сказок, басен, стихов и рассказов [2].

Одним из результатов правильно выстроенного обучения с использованием игры может стать формирование навыков самоконтроля, управления собственным поведением в различных ситуациях. Школьник научится осознанным высказываниям и действиям, будет понимать собеседника и вести диалог. При работе с детьми, тре-^ бующими дополнительного внимания в плане интеллектуального развития, важно начать такое обучение с опи-Ё сания бытовых ситуаций и обсуждения соответствующих тем [5]. Ниже перечислены приемы, которые помогут решить обозначенные задачи.

•Ц 1. Постепенное, непрерывное освоение каждого вида речевой деятельности: говорения, чтения, аудирования

^ и письма.

сл

^ 2. Работа с интонациями, выразительностью речи.

3. Практика, закрепление навыков в диалогах с собеседниками разных возрастов.

4. Упражнения в игровой форме [6].

Молодой исследователь Дона. 2024;9(3):79-82. eISSN 2500-1779

А.И. Петрова исследовала эффективность игровых методов при развитии коммуникационных навыков у школьников 7-11 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии. Для этого автор использовала наблюдение и комплекс из четырех методик С.П. Сосниной. Ниже приводится базовое содержание каждой из них.

1. Понимание ребенком задач, которые предъявляет взрослый в различных ситуациях.

2. Понимание ребенком состояния сверстника.

3. Представление о способах выражения своего отношения к взрослому.

4. Представление о способах выражения своего отношения к сверстнику.

Характер общения зависит от инициативности, умения ясно выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, вступать в диалог и последовательно его вести [7].

По итогам исследования А.И. Петрова отметила, что младшие школьники из экспериментальной группы продемонстрировали наиболее заметные трудности в осознании поставленных задач при коммуникациях, а также слабое представление о способах выражения своего отношения к другому человеку.

А.И. Петрова назвала средним уровень развития коммуникативных навыков детей из экспериментальной группы. Для них характерны такие черты, как замкнутость, повышенная обидчивость. Есть сложности в определении эмоционального состояния сверстников. «Они не имеют четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения к взрослому и сверстнику, у них нет четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации», — сказано в работе [8]. Дефектолог зафиксировала также сложности в установлении контактов, страх публичного выступления, плохое ориентирование в незнакомой ситуации. Дети не отстаивают свое мнение, редко проявляют инициативу в общении, у них не полностью сформировано умение слушать и слышать. В таких ситуациях автор предлагает провести работу по повышению уровня развития коммуникативных навыков.

Аналогичные результаты получила А.М. Шарапова [9]. Для младших школьников с интеллектуальными нарушениями характерен низкий уровень развития коммуникативных навыков. Такие дети неохотно идут на контакт. Их высказывания поверхностны и часто неадекватны. Школьники не умеют пользоваться невербальными средствами общения, налаживать межличностные отношения, почти не задают познавательно-стимулирующих вопросов. У детей, с которыми работала А.М. Шарапова, оказался бедный словарный запас. Им были доступны только те понятия, которые используются в быту и в школе. А.М. Шарапова, как и А.И. Петрова, отметила сложности в построении диалога у младшеклассников с нарушением интеллектуального развития. Они теряют суть разговора, им сложно удержать внимание на поставленной задаче. У большинства таких детей не развита монологическая речь или же заметно косноязычие, что препятствует осмысленному общению [8].

Заключение. Педагогическая, дефектологическая помощь учащимся младших классов с отставанием в интеллектуальном развитии должна ориентироваться на особенности психики ребенка. Для эффективной работы важно хорошо представлять причины и проявления дефектов. В большинстве случаев подходящим решением будет использование инструментария игры в процессе обучения и коррекционно-развивающих логопедических занятий. Как правило, игра успешно погружает ребенка в разные коммуникационные ситуации, дает возможность применить к себе опыт и чувства другого человека, принять его сторону, понять содержание высказываний. Полная реализация такого подхода позволяет преодолеть проблемы в общении, улучшить освоение учебного материала, а в будущем успешно социализироваться.

Список литературы

1. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. Москва: Смысл; 1999. 386 с. URL: https://e.twirpx.link/file/2191702/ (дата обращения: 01.03.2024).

2. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. Санкт-Петербург: Союз; 2001. 414 с.

3. Гуровец Г.В., Давидович Л.Р. Динамика речевых нарушений и вопросы социальной адаптации детей с моторной алалией. Москва: Владос; 2006. С. 46-60. URL: http://www.logo-mpgu.ru/assets/files/almazova russkij-vazvk-v-shkole-dlva-detei-s-tnr.pdf (дата обращения: 01.03.2024). g

4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. Москва: Академия; 2002. ^ 160 с. URL: https://pedlib.ru/Books/6/0412/6 0412-1.shtml (дата обращения: 01.03.2024). g

5. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. Москва: Владос; 1999. 360 с. URL: https://psvchlib.ru/mgppu/EPi- ^ 1999/EPI-001.HTM#$p1 (дата обращения: 01.03.2024). |

6. Сергеева Н.Ю. Формирование игровой деятельности у детей с нарушениями интеллекта. Вестник науки. 2020;2(6(27)):50-52. £

7. Зеленская Ю.Б., Ивлева М.Г. К вопросу о сформированности основных параметров сюжетно-ролевой игры у дошкольников с ЗПР. Проблемы современного педагогического образования. 2021;71(4): 108-111.

Жигалова Ю.А. и др. Обоснование необходимости игровой деятельности для развития речи младших школьников ...

8. Петрова А.И. Использование игровых приемов в формировании коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Педагогический опыт. URL: https://www.pedopvt.rU/categories/5/articles/1853 (дата обращения: 01.03.2024).

9. Шарапова А.М. Обзор состояния речевых и коммуникативных возможностей младших школьников с нарушением интеллекта. Проблемы педагогики. 2020;49(4):49-51.

Об авторах:

Юлия Андреевна Жигалова, магистрант кафедры дефектологии и инклюзивного образования Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), vlikzhiko@mail.ru

Марина Леонидовна Скуратовская, профессор, заведующая кафедрой дефектологии и инклюзивного образования Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), marinasku@vandex.ru.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

About the Authors:

Yuliya A. Zhigalova, Master's Degree Student of the Department of Defectology and Inclusive Education, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), vlikzhiko@mail.ru

Marina L. Skuratovskaya, Professor, Head of the Department of Defectology and Inclusive Education, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), marinasku@vandex.ru

Conflict of interest statement: the authors do not have any conflict of interest.

All authors have read and approved the final manuscript.

u o

ptt th

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.