___________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
УДК 631
О.Н. Семирханова
К.э.н., доцент Экономический факультет ФГБОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия им.П.А. Столыпина» г.Ульяновск, РФ
С.Ю. Петрякова К.п.н, доцент Экономический факультет ФГБОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия им.П.А. Столыпина» г.Ульяновск, РФ
ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ
Аннотация
Для повышения эффективности производства зерна предлагается проведение сортосмены и применение биопрепарата. В целях совершенствования сбытовой деятельности рекомендуются критерии оценки каналов реализации зерна. Оптимизация каналов реализации и введение нового канала, приведут к повышению экономической эффективности в целом.
Ключевые слова
Экономическая эффективность производства зерна, оценочные критерии каналов реализации, сбытовая деятельность.
Практически все сельхозпредприятия России в настоящее время работают в режиме выживания. Это, прежде всего, касается давления импорта, ограниченной платежеспособности потребителей, незначительного уровня государственной поддержки, диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, высоких темпов удорожания ресурсов. В такой ситуации предприятия должны проводить мероприятия, повышающие его конкурентоспособность за счет рационального использования ресурсов, улучшения или производства новой выпускаемой продукции, снижением затрат, адаптации процесса управления к изменяющимся рыночным условиям, эффективной организации производства и реализации продукции, т.е. возникает необходимость развития деятельности предприятия на инновационной основе.
Совершенствование управления сбытовой деятельностью предприятия является важнейшей задачей любого сельхозпредприятия в целях обеспечения его прибыльного и перспективного существования, поскольку эффективная реализация продукции приносит предприятиям денежные средства и открывает значительные возможности для организации крупного и с низкими затратами производства качественной продукции.
Проведенный анализ состояния производства зерна в ООО «Петровское» показал, что в целом производство является в 2011-2013 гг. рентабельным и его необходимо развивать и дальше. Поэтому рассмотрим возможные пути повышения производства и реализации зерна, как основного объекта сбытовой деятельности в данном предприятии.
Поскольку урожайность значительно влияет на объем производства и является важным показателем эффективности, поэтому необходимо определить урожайность зерновых на перспективу. Предлагаем ООО «Петровское» провести сортосмену озимой пшеницы и применение биопрепарата на посевах ячменя (таблица 1).
В результате сортосмены урожайность озимой пшеницы и стоимость продукции повысятся в пределах 16%, а производственные затраты - на 11,8%, что приведет к росту дохода на 44,8% и окупаемость затрат составит 21,7%.
Применение биопрепарата может привести к повышению урожайности ячменя на 3,6 ц/га, выручки валовой продукции в ценах реализации - на 18%, а производственные затраты повысятся на 13,3%. При этом рост дохода составит 78,8%. Окупаемость затрат увеличится на 4,5 п.п.
- 183 -
№ 3 / 2015
ISSN 2410-6070
Таблица 1
Экономическая эффективность производства зерна в ООО «Петровское» (в расчете на 1 га посева)
Показатели Озимая пшеница На посевах ячменя
2013г. (факт) Сортосмена Марафон Сортосмена к 2013г., %, п.п. 2013г. (факт) Применение биопрепарата Эпин-Экстра Применение биопрепарата к 2013г., %, п.п.
Урожайность, ц/га 26,4 30,8 116,7 20,0 23,6 118,0
Стоимость валовой продукции в ценах реализации всего, руб. 18417,0 21464,5 116,5 12400 14632 118,0
Производственные затраты на 1 га всего, руб. 15772,7 17635,6 111,8 11503 13028 113,3
в том числе: дополнительные - 3591,5 - - 1810 -
из них: - на приобретение, транспортировку, погрузку - 3411,5 - - - -
- на приобретение, транспортировку, внесение - - - - 1618 -
- на уборку дополнительной продукции - 180 - - 192 -
Чистый доход, руб. 2644,3 3828,9 144,8 897 1604 178,8
Окупаемость затрат, % 16,8 21,7 4,9 п.п. 7,8 12,3 4,5 п.п.
Проведение данных мероприятий позволит предприятию увеличить производство как валовой так и товарной продукции, что в дальнейшем приведет к повышению эффективности сбытовой деятельности предприятия в целом.
При организации коммерческих связей большое значение имеет оценка и выбор способов реализации зерна в ООО «Петровское», влияющие на рациональное использование транспортных средств, экономию расходов на доставку продукции к потребителям и потери после уборки урожая.
При этом выбор каждого канала реализации нужно проводить по рекомендуемым оценочным баллам в соответствии с предлагаемыми критериями (рисунок 1). Такой отбор каналов позволит избежать негативных факторов и выявить наиболее эффективные из всех.
Критерии-оценкиз ООО «ГрейнЛаш»- ООО «Виктория»: Салсанз ООО «Вернисаж»: ООО -«Дгрр,-Партнер»з ООО «Контур» Продажа-на -рынке, -организациям, предпринимателям,-физическим лицамз
Цена.-реализации ! -ц-зерназ
ВЫПИ -гретртрррялн.^птгпнтплх -цен-3 _Л -Л Зз -Л Зз Зз -Л
среднереалнзационная ценаз -Я -Я -я -Я -Я -Л -а
ниже Гре;Д1Т^реяЛН^ПТГП1ТТ1И-^ -ценз 13 1з -Л 13 -Л -Л 1з
Удаленность канала сбытаз
б-пределах-райсназ —Л -Л -Л -Л -Л -Л Зз
за-пределами районаз -л -я -л 2з 2з -Л -Л
за-пределами-областнз 13 13 13 -Л -Л 13 -Л
Объем-товарной партниз
крупная партняз -Я Зз -Л -Я -Я 33 -Я
партия -ср едник -разм ер овз 2з -Л 2з -Л -Л -Л 2з
небольшой объем закупокд -я -Л -л 1з 1з -л -л
Форма-расчетовз
полная оплата-денежными средствам из -Л Зз Зз -Л -Л Зз Зз
частично- по- взаимозачету- с- оплатой-денежными средствам из 2з -Л -Л 2з -Л -Л -Л
по взаим озачетуз -Я -Я -Л -Л 13 -Л -Я
Финансовые-условия-расчетаз
полная пр е доплата -з -Я Зз -Л -Л -Я Зз -Я
предоплата-продукцнн с-оплатой-по-факту- по ставкиз -Я -Я 2з 2з -Я -Л 2з
оплата-продукции -прн-ее -по ставке по -факту- 13 -Л -Л -Л 13 -Л -Л
Способ-реализацинз
приемка- в- местах- производства- с-последующейдостаБкдй-к-потребнтелямна-транспорте-заготовит ел яз -Л Зз -Л -Л -Л -Л -Л
цещрокывозз -Л -Л 2з 2з -Л 2з 2з
вывоз транспортом -заготовителяз 1з -Л -Л -Л 1з -Л -Л
Итогов 14а 13ъ 203 9а 25ы 25ы
Рисунок 1 - Сравнительно-бальная оценка каналов реализации зерна в ООО «Петровское»
При помощи экономико-математической модели проведена оптимизация каналов реализации зерна в ООО «Петровское». При решении задачи, прежде всего, требовалось определить объемы реализации зерна по разным каналам, которые позволили бы ООО «Петровское» получить максимальный объем прибыли с наименьшими затратами. Кроме того, также учитывалось выполнение поставок по договорам и оценочные критерии каналов реализации.
- 184 -
международный научный журнал «инновационная наука»
30,0%
25,0%
20,0%
15,0%
10,0%
5,0%
0,0%
12345678
Рисунок 2- Изменение структуры каналов реализации зерна
По результатам решения задачи (по данным рисункам 2) реализация зерна по плану по сравнению с фактическими данными увеличивается на 3181,3 тыс.руб. Наибольшие изменения по реализации зерна отмечаются в ООО «Контур» на 845,2 тыс.руб., ООО «Вернисаж» - на 781 тыс.руб.
Сокращение произошло в ООО «ГрейнЛайн» и продаже на рынке, организациям, предпринимателям, физическим лицам.
Предложения по введению нового канала реализации (ООО «Мерида») (выгодного по всем критериям оценки) и оптимизации каналов сбыта приведут к увеличению выручки от реализации зерна на 12%. Полная себестоимость реализованной продукции увеличится на 110,7%, при этом прибыль возрастет на 32%, а уровень рентабельности составит 7,5%.
Таблица 2
Эффективность смены каналов реализации зерна в ООО «Петровское»
Показатели Факт 2013г. Проект на 2015 г. Оптимальный план Оптимальный план к
проекту, % 2013г., %
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. 26536 29641,0 29717,3 100,3 112,0
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. 24956 27689,6 27632,1 99,8 110,7
Прибыль от реализации продукции, тыс.руб. 1580 1951,4 2085,2 106,9 132,0
Средняя цена реализации 1 ц, руб. 644,7 648,5 650,2 100,3 100,9
Полная себестоимость 1 ц, руб. 606,3 605,8 604,6 99,8 99,7
Прибыль в расчете на 1 ц, руб. 38,4 42,7 45,6 106,8 118,8
Уровень рентабельности, % 6,3 7,0 7,5 0,5 п.п. 1,2 п.п.
Подводя итоги, отметим, что рекомендуемые оценочные критерии каналов реализации зерна позволят руководству выбрать наиболее эффективный, обеспечить успешную сбытовую деятельность предприятия и избежать возможных рисковых моментов. В целом, предложенные мероприятия по проведению сортосмены, применению биопрепарата, введение нового канала сбыта и оптимизация каналов реализации зерна, приведут к повышению эффективности производства и сбыта зерна, а также возрастет уровень стабильного развития предприятия в целом.
© О.Н. Семирханова, С.Ю. Петрякова, 2015
УДК 664.8
Д.А Скотников.
Доцент, к.т.н. Е.П.Усачева
Студент
ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», г. Саратов, Российская Федерация
ИССЛЕДОВАНИЕ РЫБНЫХ КОНСЕРВИРОВАННЫХ ПАШТЕТОВ
Аннотация.
В статье приведен ассортимент рыбных консервированных паштетов, реализуемых в розничной сети, приведен их состав и технология производства.
- 185 -