Обоснование направлений развития подвижных ремонтных мастерских вооружения и военной техники Воздушно-десантных войск
Полковник В.П. РЫЖКОВИЧ
Подполковник М.А. САВЕЛЬЕВ, кандидат технических наук
Подполковник В.В. ГАВЗОВ
Полковник в отставке М.Д. СИМАНЬКОВ, кандидат военных наук
АННОТАЦИЯ ABSTRACT
Выполнен анализ условий и принципов применения, состояния парка подвижных мастерских технического обслуживания и ремонта Воздушно-десантных войск с целью обоснования требований к их свойствам и технологическому оснащению. Обозначены направления совершенствования эксплуатационных свойств шасси мастерских и кузова-фургона, а также повышения функционально-технологических возможностей за счет универсализации технологического оборудования.
Воздушно-десантные войска; вооружение и военная техника; подвижные мастерские технического обслуживания и ремонта; требования к свойствам; технологическое оборудование; совершенствование.
The paper analyzes the conditions and employment principles, as well as the state, of the mobile maintenance and repair shop park in the Airborne Troops in order to substantiate requirements for their properties and technological equipment. It outlines the trends in improving operational properties of shop and van body chassis, and also of enhancing the functional and technological potential thanks to universalized technological equipment.
KEYWORDS
Airborne Troops, weapons and military equipment, mobile maintenance and repair shops, requirement for properties, technological equipment, improvement.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
В ЛОКАЛЬНЫХ войнах и региональных военных конфликтах последних десятилетий особенно заметной становится тенденция применения в них ограниченных по составу и численности сухопутных группировок войск, основной компонентой которых чаще всего становятся части и подразделения Воздушно-десантных войск (ВДВ) и сил специальных операций.
При этом в подавляющем большинстве районы ведения боевых действий характеризуются как особые условия эксплуатации с присущими им экстремальными значениями внешних воздействующих
факторов (ВВФ) (табл. 1). Данные факторы, негативно воздействуя на личный состав, а также вооружение и военную технику (ВВТ), способствуют снижению эффективности их применения.
Таблица 1
Характеристика районов боевых действий и специальных операций с участием ВДВ ВС РФ (СССР) в период с 1978 по 2020 год
Период боевых действий Район боевых действий Природно-климатические особенности района боевых действий
Высокие температуры воздуха Высокогорье Сложные дорожные условия Сильнопересеченная местность
1979—1989 г. Афганистан + + + +
Весна 1989 г. Тбилиси (Грузия) + + +
1988—1990 г. Азербайджан и Армения + + + +
Зима 1990 г. Душанбе (Таджикистан) + + +
Лето 1990 г. Киргизия + + + +
1995—2004 г. Чеченская республика + + + +
1991 — 1992 г. Приднестровье +
Весна 1992 г. Нагорный Карабах + + + +
Лето 1992 г. Республика Абхазия + + + +
Лето 1992, лето 2008 г. Южная Осетия + + + +
Осень 2015—2020 г. Сирийская Арабская Республика + + +
Анализ приведенных данных показывает, что при участии в боевых действиях ВВТ ВДВ за последние 40 лет чаще всего подвергалась воздействию высоких температур в комплексе со сложными дорожными условиями и сильнопересеченной местностью.
Говоря о перспективных конфликтах будущего нельзя не отметить, что зоной особого стратегического интереса РФ в настоящее время является Арктика и приарктические территории. В связи с этим для обеспечения защиты национальных интересов от претензий приарктических стран на богатства Арктики стремительно наращивается военное присутствие в этом регионе1. Климат Арктической зоны характерен низкими темпера-
турами, достигающими минус 60 °С, сильными ветрами, наличием периода полярной ночи, присутствием агрессивных компонентов в воздухе прибрежной зоны. Дорожные условия отличаются практически полным отсутствием транспортной сети, продолжительным и глубоким снежным покровом, наличием труднопроходимых участков, болот, каменных завалов, наледей. В целом, значения данных ВВФ в Арктической зоне также характеризуют условия эксплуатации ВВТ как особые2.
Таким образом, потенциальными условиями применения ВДВ являются особые условия, что, с одной стороны, предъявляет повышенные требования к устойчивости и стойкости ВВТ к ВВФ, а с другой, увели-
чивает долю и вероятность выхода техники из строя, сокращает сроки технического обслуживания и затрудняет ее восстановление, что обусловливает повышение требований к возможностям и свойствам подвижных мастерских технического
обслуживания и ремонта (ПМТОР) и средств эвакуации.
Потенциальные условия ведения боевых действий в совокупности с предназначением ВДВ предопределяют принципы их боевого применения.
Принципы и характерные особенности боевого применения ВДВ
В концептуальные основы боевого применения ВДВ независимо от условий (мирное время, угроза агрессии, военное время) заложены следующие основные принципы:
• принцип универсальности боевого предназначения, который предполагает приспособленность к действиям на различных, в том числе удаленных театрах с их специфическими природно-климатическими и дорожными условиями, способность вести противоборство с любым противником;
• принцип высокой боевой готовности, требующий полной укомплектованности частей и подразделений личным составом, ВВТ и необходимым комплектом материальных средств, способных в короткие сроки передислоцироваться в районы, удаленные на тысячи километров от пунктов постоянной дислокации, создания в зонах их ответственности соответствующей материально-технической базы, а также баз передового базирования;
• принцип автономности действий в удаленных районах потребует от командиров особой предусмотрительности при планировании боевых действий, умения глубоко анализи-
ровать и предвидеть ход развития событий, тщательно рассчитывать возможности подразделений по ведению боевых действий в течение продолжительного времени, экономно расходовать силы и средства, заранее создавать необходимые материальные запасы, максимально использовать местные ресурсы.
Следует подчеркнуть, что в ближайшее время основы боевого применения ВДВ вряд ли изменят свои классические формы и характерные особенности. Однако с большой долей вероятности можно утверждать, что при определенных обстоятельствах часть сил ВДВ может применяться так же, как и мотострелковые войска. И если в первом случае в условиях изолированности от своих войск, высокой напряженности и скоротечности боевых действий, при частых и резких изменениях обстановки эвакуация и ремонт вышедших из строя ВВТ вряд ли будут возможны даже в минимально необходимых объемах, то действия в обороне или наступлении «по пехотному» потребуют максимальных усилий всех сил средств технического обеспечения при восстановлении боеспособности ВВТ с использованием ПМТОР.
Анализ состояния подвижных мастерских технического обслуживания и ремонта ВВТ в ВДВ
В научных исследованиях и специальной литературе неоднократно рассматривались вопросы определения эффективности восстановления
ВВТ в ходе боевых действий3, определялись направления совершенствования структуры и параметров системы ремонта военной автомобильной
техники (ВАТ)4, анализировались факторы, влияющие на работоспособность ВВТ5 и элементы планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта (ТОиР) машин на стадии эксплуатации6, приводились примеры расчета коэффициента технической готовности ВАТ по временным показате-лям7, оценивались негативные факты недавнего сотрудничества войск с гражданскими организациями при решении задач технического обеспе-чения8, предлагались концептуальные основы организации ТОиР ВАТ9. Однако, несмотря на актуальность и остроту вопросов восстановления
и поддержания работоспособности ВВТ, ремонтно-восстановительным органам и в первую очередь ПМТОР ВВТ в ВДВ уделяется недостаточное внимание.
Так, результаты анализа возрастного состава парка ПМТОР бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) и ВАТ в ВДВ, представленные на рисунке 1, свидетельствуют, что значительную его часть (35 %) составляют мастерские технического обслуживания (МТО-80, МТО-АТ), танкоремонтные мастерские (ТРМ-80), мастерские электроспецоборудова-ния (МЭС) со сроками службы от 15 лет и более.
Рис. 1. Возрастной состав парка ПМТОР БТВТ и ВАТ в ВДВ
Мастерские технического обслуживания более нового поколения, такие как МТО-УБ, МТО-БТ, МТО-АМ1 и мастерские ремонтно-сле-сарные (МРС-БТ) в ВДВ имеются в незначительном количестве. Их технологическое оборудование предназначено для ТОиР танков, бронетранспортеров (БТР-80), боевых машин пехоты (БМП), автомобилей Урал, КамАЗ. В то же время диагностическое оснащение и комплекты специального технологического оборудования этих мастерских не адаптированы к ТОиР боевых машин десанта (БМД, БТР-Д) и машин на их базе, в том числе современных и перспективных образцов типа БМД-4М, БТР-МДМ, а также новым образцам
ВАТ «ТИГР-М», «РЫСЬ» и «ТАЙФУН-ВДВ».
Необходимо отметить, что технологическое оборудование не только ПМТОР, разработанных в конце ХХ столетия, но и образцов нового поколения не в полной мере способно удовлетворить поток вероятностных заявок на восстановление образцов ВВТ как по марочному составу, так и по номенклатуре необходимых работ (технологических операций) при выполнении текущих ремонтов в звене батальон-полк.
Анализ возможностей существующих ПМТОР по выполнению типовых операций ТОиР основных образцов ВВТ ВДВ с использованием имеющегося в них технологического
оборудования (приспособлений, съемников, устройств, приборов и т. п.) позволяет провести их классификацию по четырем уровням обеспеченности: достаточный 75—100 %, допустимо ограниченный 50—75 %,
Из вышеизложенного следует, что ни одна из существующих ПМТОР не имеет достаточного уровня обеспеченности технологическим оборудованием, позволяющим в полном объеме проводить всю совокупность операций по ТОиР основных образцов ВВТ ВДВ.
Данная проблема обусловлена прежде всего тем, что подавляющей части существующего парка ПМТОР в ВДВ присущи недостатки, в значительной степени определяющие снижение эффективности восстановления ВВТ даже в благоприятных условиях:
• недостаточный уровень универсализации по типам и маркам ВВТ ВДВ;
• отсутствие кранового оборудования с требуемыми характеристиками;
• низкий уровень оснащенности средствами технологического диагностирования, механизации и автоматизации выполняемых работ;
• отсутствие новых образцов оборудования, обеспечивающих реали-
критичный 25—50 %, недостаточный — ниже 25 %. Результаты анализа возможностей, существующих ПМТОР по выполнению типовых операций ТОиР основных образцов ВВТ ВДВ представлены в таблице 2.
зацию современных технологий при восстановлении объектов ремонта;
• низкий эргономический уровень рабочих мест и мест отдыха экипажа.
Решение данной проблемы осложнено тем, что создание и поставка на вооружение принципиально новых образцов ВВТ и системное конструктивное совершенствование существующих образцов методом интеграции новых технических решений, повышающих уровень их боевой эффективности, приводит к необходимости постоянного переоснащения (доос-нащения) ПМТОР соответствующим технологическим оборудованием.
С целью решения данной проблемы, а также повышения устойчивости и эффективности функционирования системы технического обеспечения в целом разработана «Концепция развития подвижных средств восстановления (ПСВ) БТВТ и ВАТ в Вооруженных силах Российской Федерации (ВС РФ) до 2025 года»10, в которой определены следующие задачи:
• обоснование направлений развития типажа и повышения произ-
Таблица 2
Данные о возможностях существующих ПМТОР по выполнению типовых операций ТОиР основных образцов ВВТ ВДВ
Наименование Уровень обеспеченности выполнения (типовых) операций по ТОиР основных образцов ВВТ ВДВ (в т. ч. машин на их базе и модификаций)
мастерских БТР-Д, БМД-2 БТР-МДМ, БМД-4М КамАЗ Урал
МТО-УБ2 допустимо ограниченный допустимо ограниченный критичный критичный
МТ0-80 критичный критичный критичный критичный
МТО-БТ критичный критичный критичный критичный
МРС-БТ критичный критичный критичный критичный
МТО-АМ недостаточный недостаточный допустимо ограниченный допустимо ограниченный
водственных возможностей ПСВ с учетом состояния и перспектив развития БТВТ и ВАТ;
• модернизация и разработка новых унифицированных образцов ПСВ с включением в их состав современного оборудования с расширенными техническими возможностями и увеличенной производительностью;
• создание рационального состава парка перспективных ПСВ и переоснащение ими материальной базы ре-монтно-восстановительных органов.
Для решения сформулированных задач в настоящее время Главным автобронетанковым управлением Министерства обороны проводится опытно-конструкторские исследования по разработке унифицированного комплекта подвижных средств ремонта тактического и оперативного уровней Сухопутных войск11. Данная работа направлена на создание перспективных подвижных средств ремонта, предназначенных для выполнения технического обслуживания и
Основные требования к <
Рассмотренные принципы боевого применения, а также особенности войскового ремонта ВВТ соединений, частей и подразделений ВДВ следует оценивать как своеобразные факторы, способные в значительной степени заблаговременно предопределить состав, структуру, функциональное предназначение ПМТОР и требования к их шасси, технологическим и производственным возможностям.
Это позволяет с учетом состояния парка ВВТ и мастерских в ВДВ и положений «Концепции развития ПСВ БТВТ и ВАТ в ВС РФ до 2025 года» обосновать свойства перспективных ПМТОР ВДВ, к которым должны предъявляться повышенные требования (рис. 2).
войскового ремонта современных и перспективных образцов БТВТ (танков, боевых машин поддержки танков, боевых машин пехоты (БМП-2, БМП-3), бронетранспортеров БТР-82А (АМ) и машин на их базе) и ВАТ (автомобилей многоцелевого назначения и защищенных автомобилей УАЗ семейства «Патриот», семейств: «Атлет», «Тигр», «Мотовоз», «Мустанг», «Торнадо», «Тайфун»).
С сожалением стоит отметить, что в интересах ВВТ ВДВ подобных работ не проводится, несмотря на то что парк основных марок боевых машин и ВАТ ВДВ составляет значительную часть от общей численности ВВТ в ВС РФ и войсковой ремонт ВВТ ВДВ в боевых условиях имеет ряд рассмотренных усложняющих факторов.
Таким образом, анализ состояния ПМТОР в ВДВ позволяет сделать вывод о том, что требуется решение ряда актуальных научно-практических задач по обоснованию требований к мастерским, их свойствам и к технологическому оборудованию.
йствам ПМТОР ВВТ ВДВ
Подготавливаемость ПМТОР имеет важнейшее значение, так как напрямую влияет на эффективность применения. Она определяется временем приведения шасси в техническую готовность (ТГ) к началу движения (включая время, затрачиваемое на свертывание и погрузку на штатные места технологического оборудования для ТОиР), а также временем развертывания и приведения в работоспособное состояние технологического оборудования.
Требования к свойствам обитаемости и автономности продиктованы необходимостью обеспечения длительного эффективного выполнения функций экипажем и специалистами мастерских в отрыве от основных сил и средств.
Рис. 2. Требования к свойствам перспективных ПМТОР ВДВ
Низкая приспособленность сужает диапазон условий эффективного применения ПМТОР или повышает время выполнения его базовых функций, что является неприемлемым для ВДВ и обуславливает особые требования к этому свойству.
Сложные дорожные условия при применении ПМТОР, особенно в качестве эвакосредств, определяют повышенные требования к подвижности, которые должны быть обеспечены высокими значениями профильных и опорных параметров проходимости и параметров быстроходности.
Универсальность — характерное свойство для ПМТОР, заключающееся в пригодности оборудования и оснастки, возимых запасов технического имущества для организации и проведения ТОиР ВВТ подразделений ВДВ. В масштабах воинских частей (подразделений) ВДВ она может быть выражена параметром марочной универсальности, который находится как отношение количества
обслуживаемых (ремонтируемых) образцов ВВТ к их общему количеству и выражается в процентах. Чем выше этот параметр, тем на большей части ВВТ можно организовать и провести ТОиР с применением оборудования ПСВ.
В масштабах образца ВВТ рассчитывается параметр технологической универсальности, равный отношению возможностей по выполнению типовых операций ТОиР к общему количеству этих операций и выраженный в процентах.
В целом универсальность ПМТОР может быть определена как произведение параметра марочной универсальности на параметр технологической универсальности.
Универсальность связана с обитаемостью, автономностью и подвижностью в основном за счет технологической оснастки оборудования (возимых материальных средств) и определяется ограничительными параметрами вместимости и грузоподъемности.
Таким образом, определены и описаны основные свойства, которыми должны обладать перспективные ПМТОР. Требования к ним, рисунок 2, подтверждаются векторами совершенствования, обозначенными в Концепции, где конкретизированы границы повышения отдельных параметров и характеристик:
• уровня механизации наиболее массовых работ на 30—40 %;
• производственных возможностей в 1,2—1,5 раза;
Способы и направления выпол
Обеспечение выполнения требований к ПМТОР ВДВ может быть реализовано разработкой новых унифицированных образцов, а также модернизацией или комплектным модифицированием (КМ) су-ществующих12.
В настоящее время Главным
автобронетанковым управлением Министерства обороны проводится опытно-конструкторские исследования по разработке унифицированного комплекта подвижных средств ремонта тактического и оперативного уровней Сухопутных войск. Данная работа направлена на создание перспективных подвижных средств ремонта, предназначенных для выполнения технического обслуживания и войскового ремонта современных и перспективных образцов БТВТ.
С экономической точки зрения и длительности сроков реализации наиболее целесообразно применение метода КМ, особенно для адаптации ПМТОР к ВВФ в различных
• эвакуационных возможностей в 2—3 раза;
• использования полезного объема кузова-фургона на 40—45 %;
• грузоподъемности крановой ма-нипуляторной установки в 2—2,5 раза;
• уровня энерговооруженности в 1,5—2 раза;
• скорости развертывания (свертывания) на 20—25 %.
Это позволит проводить целенаправленную работу по обоснованию направлений совершенствования ПМТОР ВДВ и способов их реализации.
ния требований к ПМТОР ВДВ
природно-климатических и дорожных условиях.
Комплектное модифицирование — процесс конструктивного совершенствования ВВТ для соответствия предъявляемым требованиям к планируемым условиям эксплуатации, проводимый на предприятиях промышленности, станциях сервисного обслуживания и в подразделениях на готовых комплектах из комплекса эффективных технических решений (комплектов модифицирования), подбираемых с учетом ВВФ, режимов эксплуатации и особенностей применения по назначению.
Основными требованиями к техническим решениям, формирующим комплект модифицирования, являются:
1. Эффективность — максимальное повышение параметров и характеристик образца ВВТ.
2. Универсальность — положительное воздействие на несколько параметров или характеристик образца ВВТ в частичном или полном диапазоне условий применения и эксплуатационных режимов.
3. Совместимость — недопустимость снижения эффективности одного технического решения за счет применения другого.
4. Унифицированность — возможность применения технического решения на различных образцах ВВТ.
5. Модульность — возможность конструктивного наращивания или взаимозамены технических решений в зависимости от условий эксплуатации и характера применения.
6. Технологичность — простота монтажа, демонтажа.
7. Обслуживаемость — возможность технического обслуживания,
его низкая трудоемкость и совместимость сроков периодичности с образцом ВВТ.
8. Экономическая целесообразность — получение экономического эффекта от применения.
Проведенный анализ предъявляемых требований, конструктивных решений и особенностей применения ПСВ позволил выделить наиболее значимые направления обеспечения эффективности применения ПМТОР ВДВ (рис. 3).
Рис. 3. Направления обеспечения эффективности применения ПМТОР ВВТ ВДВ
Достижение предъявляемых требований к ПМТОР ВВТ ВДВ должно обеспечиваться реализацией результатов работ по двум основным направлениям:
• повышению эксплуатационных свойств шасси и кузова-фургона;
• повышению функционально-технологических возможностей.
Основные направления повышения эксплуатационных свойств шасси и кузова-фургона ПМТОР
Согласно требованиям к ПМТОР, они должны быть приспособлены к передвижению по дорогам всех категорий и местности (бездорожью) без снижения тактико-технических характеристик по подвижности, маневренности и проходимости, установленных для применяемого шасси. Выполнение этих требований целесообразно осуществлять повышением проходимости и энерговооруженности, что положительно сказывается на подвижности мастерских.
Комплектное модифицирование — процесс конструктивного совершенствования ВВТ для соответствия предъявляемым требованиям к планируемым
условиям эксплуатации, проводимый на предприятиях промышленности, станциях сервисного обслуживания и в подразделениях на готовых комплектах из комплекса эффективных технических решений, подбираемых с учетом ВВФ, режимов эксплуатации и особенностей применения по назначению.
Для этого необходимо выполнение работ по совершенствованию ходовой части и форсированию (подбору более энергоэффективной) силовой установки, а также согласование их характеристик, что наиболее оптимально проводить на этапе проектирования новых или модернизации существующих образцов ПМТОР.
При эксплуатации шасси ПМТОР одной из особенностей является длительное использование двигателя в качестве источника механической и электрической энергии для обеспечения работы технологического обо-
рудования. При этом работа силовой установки осуществляется на малых и средних скоростных и нагрузочных режимах. Вместе с тем заводы-изготовители чаще всего жестко регламентируют продолжительность работы двигателей на режимах холостого хода и малых нагрузок, основываясь на их негативном влиянии на надежность деталей цилиндропоршневой группы и форсунок13'14.
Это обуславливает необходимость разработки конструктивных и эксплуатационных мер, позволяющих осуществлять энергообеспечение технологического оборудования без снижения технического состояния силовых установок и автономности ПМТОР, например, установки вспомогательного энергоагрегата.
Автономность ПМТОР определяется двумя основными составляющими: величиной запасов возимых материальных средств, горюче-смазочных материалов и экономичностью их расходования. В сложных природно-климатических условиях это свойство также связано с обитаемостью.
Ключевое место в обеспечении автономности играет запас хода. Он ограничен емкостью топливных баков и зависит от следующих параметров:
• топливной экономичности силовой установки при работе во всем диапазоне эксплуатационных режимов;
• многотопливности;
• топливной экономичности при поддержании ПМТОР в технической готовности, а также при обеспечении электроэнергией технологического оборудования.
Таким образом, запас хода в рамках заданного объема топливных баков в значительной степени зависит от экономических характеристик
двигателя, вследствие чего разработка способов и средств их повышения является действенным направлением увеличения автономности и, как следствие, мобильности ПМТОР.
Высокая ТГ влияет на боеготовность и мобильность ПМТОР и должна быть обеспечена как со стороны шасси, так и со стороны технологического оборудования.
На подавляющем количестве образцов БТВТ и ВАТ ТГ ограничивается следующими параметрами15:
• готовностью двигателя к принятию частичной или полной нагрузки, которая определяется чаще всего его тепловым состоянием или реакцией на изменение цикловой подачи то-плива16'17;
• характеристиками систем пуска двигателя и электропитания (степенью заряда аккумуляторных батарей, температурой их электролита, давлением в пневматической системе воздушного пуска или энергетическими параметрами молекулярного накопителя);
• давлением в пневмосистеме, определяющем работоспособность систем с пневмоприводом (тормозной системы, сцепления и др. в зависимости от конструктивной особенности образца);
• обзорностью остекления на рабочем месте водителя (механика-водителя), достаточной для обеспечения безопасного начала движения.
Следовательно, поддержание шасси ПМТОР в высокой ТГ является комплексной задачей, которая может быть достигнута применением прежде всего автономных и автоматических систем18,19.
В свою очередь, ТГ оборудования заключается прежде всего в скорости его развертывания и свертывания и зависит в значительной степени от технологического совершенства выполнения операций приведения оснастки в готовность к применению.
Для повышения этого показателя необходимо разрабатывать системы быстрого монтажа-демонтажа, наращивать количество автоматического или полуавтоматического оборудования.
Совершенствование кузова-фургона должно развиваться по двум основным направлениям в целях обеспечения автономности и обитаемости ПМТОР:
первое — обеспечение эффективного размещения в ограниченном объеме кузова-фургона ПМТОР максимального количества универсального оборудования, запасных частей и технологической оснастки с учетом грузоподъемности шасси. Выполнение этой задачи необходимо проводить научными методами, оптимизируя значения коэффициента использования объема кузова-фургона;
Автономность ПМТОР определяется двумя основными
составляющими: величиной запасов возимых материальных
средств, горюче-смазочных материалов и экономичностью их расходования.
В сложных природно-климатических условиях это свойство также связано с обитаемостью.
второе — повышение эргономических показателей за счет обеспечения рационального размещения рабочих мест и достаточной их освещенности, необходимого микроклимата во всем диапазоне эксплуатационных температур, комфортного размещения личного состава на время отдыха.
Это предъявляет дополнительные требования к системе вентиляции и освещения, в том числе в дежурном режиме, что делает еще более актуальной разработку и внедрение автономных систем энергообеспечения ПМТОР.
Основные направления повышения функционально-технологических возможностей ПМТОР ВДВ
Вместе с тем особую роль в решении задачи обеспечения эффективности применения ПМТОР ВДВ играет повышение их функциональных и технологических возможностей.
Улучшение количественно-качественного состава технологического оборудования ПМТОР с целью расширения диапазона их функционально-технологических возможностей является наиболее сложной научно-практической задачей в решении проблемы повышения эффективности восстановления ВВТ ВДВ. Для ее решения необходимо предпринять следующие шаги:
• научное прогнозирование объема и состояния ремонтного фонда
с распределением его по уровням иерархической системы восстановления ВВТ ВДВ;
• обоснование требований к ПМТОР по типажу и производственным возможностям с учетом состояния и перспектив развития БТВТ и ВАТ ВДВ;
• научное обоснование модернизации существующих или разработки новой универсальной ПМТОР для ВДВ с включением в их состав современного технологического оборудования;
• оптимизация объемов и процессов войскового ремонта неисправных и поврежденных основных образцов ВВТ ВДВ;
• обеспечение возможности одновременного использования комплектов оборудования для выполнения ремонтных работ на нескольких ремонтируемых объектах;
• обеспечение возможности оперативного и нетрудоемкого изъятия (демонтажа) устаревших элементов технологической оснастки ПМТОР и внедрения новых;
• разработка нормативно-правовых документов, предусматривающих возможность планомерной модернизации (замены) технологического оборудования при обновлении (перевооружении) парка ВВТ ВДВ.
В заключение следует отметить, что реализация вышеприведенных требований и задач позволит в значительной мере повысить эксплуатационные свойства и функционально-технологические возможности ПМТОР ВВТ ВДВ, что, в свою очередь, создаст необходимые условия для поддержания боеспособности частей и подразделений на должном уровне.
Высокая техническая готовность влияет на
боеготовность и мобильность ПМТОР и должна быть обеспечена как
со стороны шасси, так и со стороны технологического оборудования. Поддержание шасси ПМТОР в высокой ТГ является комплексной задачей, которая может быть достигнута применением, прежде всего, автономных и автоматических систем. В свою очередь, техническая готовность оборудования заключается прежде всего в скорости его развертывания и свертывания и зависит в значительной степени от технологического совершенства выполнения операций приведения оснастки в готовность к применению.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Лукин Ю.Ф., Коршунов Э.Л. Обеспечение национальных интересов России в Арктике // Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. Т. 9. Кн. 2. Обеспечение национальных интересов России в Арктике / Зап. воен. округ, Воен. акад. Ген. штаба Вооружен. Сил Рос. Федерации, Ин-т воен. истории, Гос. полярная академия. СПб.: Политехника-сервис, 2014. С. 7—14.
2 Рудяков А.Ю. Влияние военно-географических условий развития Арктики на организацию транспортной системы региона // Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. Т. 9. Кн. 2. Обеспечение национальных интересов России в Арктике / Зап. воен. округ, Воен. акад. Ген. штаба Вооружен. Сил Рос. Федерации, Ин-т воен. истории, Гос. полярн. акад. Санкт-Петербург: Политехника-сервис, 2014. С. 241—251.
3 Кутовой С.С., Гунба В.С. Методика определения эффективности восстановления военной техники в ходе боевых действий // Научный резерв. 2019. № 3 (7). С. 49—55.
4 Гунба В.С. Основные направления совершенствования структуры и параметров системы ремонта военной автомобильной техники // Сборник научных трудов РВАИ. 2007. № 17. С. 37—41.
5 Кутовой С.С., Гунба В.С. Анализ факторов, влияющих на работоспособность военной техники // Научный резерв. 2018. № 2 (2). С. 38—43.
6 Авраменко В.И., Будорагин Ю.А., Борисов С.О. Развитие планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта машин на стадии эксплуатации // Научный резерв. 2018. № 4 (4). С. 41—50.
7 Заяц Ю.А., Сальников А.В. Расчет коэффициента технической готовности образцов военной автомобильной техники по временным показателям // Научный резерв. 2018. № 4 (4). С. 36—40.
8 Елистратов В.В., Симаньков М.Д. Нужны ли воздушно-десантным войскам
«слесаря и токаря»? // Научный резерв. 2018. № 2. С. 68—78.
9 Зимич Ф.Ф., Петрушенко Д.В., Челя-нов Э.Р. Перспективы оснащения Вооруженных сил Российской Федерации современной военной автомобильной техникой // Военная Мысль. 2019. № 11. С. 101—112.
10 Концепция развития подвижных средств восстановления бронетанкового вооружения и техники и военной автомобильной техники на период до 2025 года. М.: Воениздат, 2016. 175 с.
11 Разработка унифицированного комплекта подвижных средств ремонта бронетанкового вооружения и техники и военной автомобильной техники. Шифр «Эффект»: тактико-технические требования. М.: Главное автобронетанковое управление, 2018. 64 с.
12 Исследование инновационных путей повышения военно-технического уровня образцов военной автомобильной техники: отчет о НИР «Инновация — ВАТ» (заключительный). Рязань: РВВДКУ, 2018. 164 с.
13 Автомобили КАМАЗ семейства «МУСТАНГ»: руководство по устройству, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. Набережные Челны: ОАО «КАМАЗ», 2016. 674 с.
14 Автомобиль УРАЛ-43206-41 и его модификации: руководство по эксплуатации. Миасс: ОАО «КАМАЗ», 2008. 274 с.
15 Савельев М.А., Рассохин А.Е. Анализ перспективных средств обеспечения технической готовности автомобиля при эксплуатации в условиях низких температур // Научный резерв. 2018. № 3 (3). С. 19—31.
16 Автомобили КАМАЗ семейства «МУСТАНГ».
17 Автомобиль УРАЛ-43206-41 и его модификации.
18 Савельев М.А., Рассохин А.Е. Анализ перспективных средств обеспечения технической готовности автомобиля...
19 Савельев М.А., Рыжкович В.П., Заяц Ю.А. Требования к термоэлектрическому модулю системы автоматического обеспечения технической готовности автобронетанковой техники // Научный резерв. 2018. № 2(6). С. 9—18.