УДК 623.437.456
РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ДЕЙСТВУЮЩ ЕГО СТЕНДА ЭЛЕКТРОСИЛОВОЙ УСТАНОВКИ МАСТЕРСКОЙ МТО-УЕ.2
О. И. Чикнргв1. П. М. Варлакэв1. И. А Хуфт1. Я. И. Здпэренкс1, С. С. Поярков". А. Б. Гиндо
Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Омский автебронетенкоеый инженерный институт, г. Омск, Россия
Аннотация - Успешное решение задач современного боя во многом определяется оснащенностью войск вооружением и военной техникой (ВВТ;. способными нанести максимальный ушерс живой cine п технике противника с максимальной боевой эффективностью.
От правильных действий водителя, экипажа зависит реализации технических возможностей образца для достижения поставленных задач. Для подготовки экипажей используются специальные тренажерный спйтствя. Такие средства должны, г отной стгроны. оойгпрчиклтк максимально» приближение к работе на реальном изделии, с другой - иметь меньшую стоимость при серийном производстве и больший ресурс работы до очередного ремонта чем реальное изделие.
Объектом исследования являются учебно-тренировочные средства для подготовки экипажей ВВТ.
Предметом исследования является электросиловая установка мастерской технического обслуживания МТОУБ2.
Результатом работы яв.ляется разработка учебно-действуещого стенда мастерской МТО-УБ2.
Ключеше слова: стенд, мастерская, подготовка, водитель, экипаж
I. Введение
Успешное решение задач современного бод во многом определяется оснащенностью войск вооружением е военной ю&шшш (ВБТ). способными нанести максима, ьныи ущерб живой силе и iсхннке лрошвника с максимальной боезой эффективностью.
От правильных действий вох-ггеля. экипажа зависит реализапии технических возможностей образпа для достижения поставленных задач.
Совершенствование конструкции современных образцов ВВТ приводит к увеличению относительной доле работ, выполняемых с привлечением подвижных средств технического обслуживания (ПСТО) и ремонта. Это приводит к увеличению зависимости уровня технической готовносте ВВТ от налнчня н технического состояние ТТГТО и ремонта
В связи с этим, наряду с поддержанием боевой готовности боевых машин, особую значимость приобретают вопросы обеспечения необходимых производственных возможностей ПСТО. ремонта и эвакуации [1].
Как и другие образцы BET. эти средства должны поддерживаться в исправном и работоспособном состоянии. Оки должны управляться хорошо обученными е слаженными экипажами, знающими правила эксплуатации, обслуживания и ремонта базового шасси самсго подвижного ергдетва.
П. Постановка задачи
Целью работы ставится: <На основе анализа устройства и порядка пуска электросиловой установки мастерской технического обслуживания МГО-УБ2 разработать учебно-действующий стенд электросиловое установки мастерской, обеспечивающий изучение порядка ее nvcica».
Объектом исследования язляются учебно-тренировочные средства для подготовки экипажей ВВТ.
Предметом исстедэвания является электросиловая установка мастерской технического обслуживания МТО-УБ2
Ш. Теория
Современные средггва технического обслуживания и ремонта выполняются на базе образцов бронетанковой или автэмобнльной техники, имеют в своем составе сложное н дорогостоящее производственное оборудование широкой номенклатуры, подготовка к работе к применение котсрогэ требует определенных знаний и навыков. Как правило, сснсвным источником питания производственного электрооборудования таких средств является элемричеслии retcpaiop с иршшдсм иг основною двигателя шасси, в ссвокуиносхи иредегаиляющие собой электросиловую установку (ЭСУ).
Следовательно, работа ЭСУ связана с расходом мэторесурссв двигателя шасси, что неизбежно приводит к увеличению вероятности отказов двигателя. к расходу горючего и смазэчных материалов (ГСМ), вызывает дополнительные финансовые затраты нснижает уровень боевой готовности мастерской.
Использование штатных ПСТО для изучения вопросов обшей компоновки мастерских, размещения и правил по -готовки к работе и использования основного производственного сборудовання с группой обучаемых, например и высших учебных чяррдеяиях и r учебных частях также не может быть достаточно ^^фегтнннктм
Это определяет неэбхэднмость Еспользэвания для подготовки членов экипажей подвижных средств технического обслуживания н ремонта различных стендоз. макетов, тренажеров. учебно-действующих стендов и других учеэно-треннровечных сред:тв ооучення. ооеспечнваюших достаточную доступность н наглядность и нозьоляклпих осущеовлхгь изучение вопросов разверхьиання к применения основною оборудовании мастерских без использования штатных ПСТО.
Учебно-тренировочные средства (УТС) позволяют осуществлять подготовку специалистов к выполнению операций управления сложными техническими системами. В их основу положены методики обучения, опирающиеся на интерактивное взаимодействие обучаемогсс имитационными моделями технических систем [3].
УТС классифицируются по следующим признакам: по характеру деятельности операторов; ео объему формируемых профессионально [южным качеств, навыков и умений; по объекту управления; по структуре построе ния; по моделированию акселераписнных ощущений у обучаемого.
IV. Результаты работы
Для обеспечения максимального подобия стеЕда и его светэтехнических параметров с мастерской МТО-">152, конструкция УДС включает органы управления и приборы, используемые на штатной мастерской МТО-VK? [?]
Органы управления, используемые для пуска ЭСУ. размещаются в салоне кабины н в кузове-фургоне мастерской. Б связи с этим стенд включат два модуля: модуль рабочего места водителя (МРМ) и модуль производственного помещения (Mini).
Для обеспечения требования доступности н наглядности, а также для обеспечения возможности руковэдн-теля контролировать все действия обучаемого кабина автомобиля не имеет дверей а стойки кабины, лобовое стекло и крыша кабилы срезаны.
Модуль производственного псмещення выполняется на основе штатного кузова-фургона мастерской.
Для обеспечения одновременного доступа нескольких человек к оборудованию производственного помещения мастерской кузов-фургон выполняется в разрезном кепотаенЕИ и предусмотрена возможность разжижения частей кузова-фургона. При этом предусмотрена возможность работы с обсрудсванием как в собранном, так и в раздвннутэм положениях кузова-фургона.
Для обеспечения работы стенда е режимах «ОБЩЕНИЕ» и «КОНТРОЛЬ»в его состаь включен модуль управления и контроля (МУК).
Такой модуль обеспечивает сбор, обобщение и анализ информации о выполнении операций пуска ЭСУ в требуемой последовательности. ьыдачу ксманд на выпатненне очередной операции, а также сведения о допущенных ошибках.
Информация о выполнении операций пуска ЗГУ может быть ло.ттулена на основе анализа и обобщения сигналов о положении органов упраЕленкя ЭСУ.
Получение такой информации с помощью специальных датчиков, или до наличию электрического сигнала, если ирн перемещении органа управления в одно из дзух положений включается кнопка, зыключатель. или подается сигнат на обметку реле, котсрое замыкает соответствующий контакт [4].
Для обеспечения коммутации исполнительных механизмов стенда и МУК в его конструкцию включены устройства сопряжений, обеспечивающие физическую связь элементов С'ЗП с элементами МУК и обеспечивающие преобразование механических и электрических сигналов от органов управления в сигналы, удобные для восприятия модулем управления л контроля.
Структурно-функциональная схема стенда представлена на рис. 1.
ТГрпттоггпр
У:трокства сбора к обобщения гпформацнн
_i_
Блок формировании команд
Устройство отображения информации и выдачи хоиакд
Устройства ;опряженти
Модель рабочего гсссга
(МРМ)
Модуль п р Л1ПРО д ггто с. и рлго помелен ия (МПЩ
Рис. 1. Стр\1сурно-функциональная схема учебно-дейсгвующегс стенда электросиловой установки МТО-УБ2
Таким образом, выбраны принципы построения стенда, определена его обшая структура и порядок взанмо-лействия его составных частей разработана его обшая конструкция
V. ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ Разработанный УДС мастерской МТО-УБ2, на основании вышеизложенных расчётов, обеспечивает:
- изучение расположения органов управления ЭСУ мастерской;
- изучение последовательности подготовки к работе кран-манн пуляторной установки:
-последовательное выполнение операции подготовки к работе н пуска ЭСУ. контроль за ее работой н за исправностью электрических цепей в соответствии с внешними командами (или операционные карты, нлн указания руководителя. пли указания, выдаваемые системой оповещения УДС);
- самостоятельное выполнение всех предусмотренных операций без подсказок, но с возможностью объективного контроля н получения информации о допущенных ошибках илн нарушении последовательности выполнения работ.
Стенд обеспечивает соответствие информационных и моторных полей рабочих мест стенда рабочим местам экипажа основного изделия, а светотехнических параметров - не хуже аналогичных параметров основного изделия.
Исходя из функциональных требований к УДС, он отвечает требованиям максимального подобия прототипу. Это означает, что в УДС применяются все органы управления ЭСУ, производственного помещения кузова-фургона мастерской, идентичные оборудованию МТО-УБ2.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Поярков С. С. [и др.]. Эксплуатация военных гусеничных н колесных машин: учеб.: в 2 ч. Омск: ОАБИИ, 2015. Ч-1.396 с.
2. Мастерская МТО-УБ-2. Техническое описание н инструкция по эксплуатации. МТО-УБ2 ОООООООРЭ-ЛУ. Омск: ЗАО «НПО «Проект-техника»», 2014.
3. Душков Б. А_, Ломов Б. Ф. Основы инженерной пснхолопш: учеб. для техн. вузов. 2-е изд. М: Высш. шк.. 1986. 448 с.
4. Восгрнков А. С., Францу зова Г. А. Теория автоматического регулирования: учеб. пособие для вузов по направлению ««Автоматизация и управление». №: Высшая школа, 2004. 365 с.